Научная статья на тему 'Направленность и содержание физкультурных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продлённого дня'

Направленность и содержание физкультурных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продлённого дня Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1024
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / SPORTS EMPLOYMENT / PHYSICAL QUALITIES / LEVEL OF PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осипенко Евгений Владиславович

Статья посвящена совершенствованию одного из видов физкультурно-оздоровительной работы в группе продлённого дня ежедневных физкультурных занятий для младших школьников. В ней также представлены результаты апробации физкультурных занятий с детьми в группах продлённого дня по авторской программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осипенко Евгений Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orientation and content of sports lessons with children of junior school age in groups of the prolonged day

Article is devoted to the perfection of one of the kinds of physical culture and health-improving work in-group of the prolonged day daily sports lessons for junior schoolchildren. It also shows the results of approbation of sports lessons with children in group of the prolonged day under the author's program.

Текст научной работы на тему «Направленность и содержание физкультурных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продлённого дня»

2. Семин, Н.И. Построение тренировочного процесса в группах начальной подготовки тяжелоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Семин Н.И. - Малаховка, 1990. - 23 с.

3. Тяжелая атлетика : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2005. - 10S с.

Контактная информация: michustin@mail.ru

УДК 796:612.2 - 057.874

НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ ПРОДЛЁННОГО

ДНЯ

Евгений Владиславович Осипенко, преподаватель,

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (УО «ГГУ им. Ф. Скорины),

Республика Беларусь

Аннотация

Статья посвящена совершенствованию одного из видов физкультурно-оздоровительной работы в группе продлённого дня - ежедневных физкультурных занятий для младших школьников. В ней также представлены результаты апробации физкультурных занятий с детьми в группах продлённого дня по авторской программе.

Ключевые слова: младшие школьники, физкультурные занятия, физические качества, уровень физической подготовленности.

ORIENTATION AND CONTENT OF SPORTS LESSONS WITH CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE IN GROUPS OF THE PROLONGED DAY

Evgenie Vladislavovich Osipenko, the teacher,

Francisk Skorina Gomel State University,

Republic of Belarus

Annotation

Article is devoted to the perfection of one of the kinds of physical culture and health-improving work in-group of the prolonged day - daily sports lessons for junior schoolchildren. It also shows the results of approbation of sports lessons with children in group of the prolonged day under the author's program.

Keywords: younger schoolchildren, sports employment, physical qualities, level of physical readiness.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы физического воспитания школьников в настоящее время привлекают внимание многих специалистов в связи с низким уровнем физической подготовленности подрастающего поколения к современной жизни.

На начальном этапе школьного общеобразовательного процесса в реализации данной проблемы очевидна приоритетная роль игровой деятельности. В силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности именно спортивные и подвижные игры обладают наибольшими возможностями для формирования у детей позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями [5].

В связи с этим группа продлённого дня (ГПД) предоставляет большие возможности для повышения двигательной активности детей, содействия физическому развитию,

активному отдыху и повышению работоспособности учащихся [1,2].

Однако в реальной практике начального школьного образования сложилось противоречие между существующей объективной необходимостью повышения уровня двигательной активности, физической подготовленности, мотивации к занятиям физическими упражнениями младших школьников и не разработанностью регионального компонента для воспитателей общеобразовательных учреждений, в части методического обеспечения физкультурных занятий в группах продлённого дня, основанного на использовании средств игровой направленности.

Таким образом, разработка и экспериментальное обоснование методического обеспечения физкультурных занятий для младших школьников в группах продлённого дня (ГПД), в целях укрепления здоровья и повышения физических кондиций учащихся младших классов, являются актуальной задачей для практики физического воспитания.

Задачи исследования: 1. Выявить уровень физической подготовленности младших школьников общеобразовательных учреждений. 2. Изучить организацию и содержание физкультурных занятий в ГПД. 3. Разработать и экспериментально обосновать программу физкультурных занятий на основе использования игрового метода для младших школьников в условиях группы продлённого дня.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование уровня физической подготовленности учащихся младших классов проводилось в 2006-2008 гг. на базе общеобразовательных учреждений (ГУО СОШ № 5,7,20,28,32,40,43,47) г. Гомеля (Республика Беларусь). В количественном отношении были исследованы 1593 учащихся 1—4-х классов общеобразовательных учреждений, из них 812 мальчиков и 781 девочек. При этом половозрастной состав учащихся, принявших участие в исследовании, следующий: 312 учащихся 1 классов (161$ и 151$); 389 учащихся 2 классов (196$ и 193$); 453 учащихся 3 классов (233$ и 220$); 439 учащихся 4 классов (222$ и 217$).

Оценка уровня физической подготовленности проводилась с использованием тестовых упражнений, рекомендуемых программой по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, отвечающих критериям информативности, надёжности, стандартности [4,6,7]:

1. Челночный бег 4^9 м (с).

2. Бег 30 м (с).

3. 6-минутный бег (м).

4. Прыжок в длину с места (см).

5. Наклон вперёд из положения сидя (см).

6. Подтягивание на перекладине (раз) - мальчики, поднимание туловища за 30 с (раз) - девочки.

Анализ результатов показал, что наименьший уровень своего развития у детей младшего школьного возраста имеют ловкость, скоростно-силовые качества, общая и силовая выносливость.

Чтобы создать представление об уровне компетентности педагогических кадров в начальной школе в вопросах профессиональных знаний и организации физкультурнооздоровительной работы со школьниками, посещающими ГПД, нами в 2007-2008 учебном году было проведено анкетирование воспитателей общеобразовательных учреждений г. Гомеля (Республика Беларусь). В нём приняло участие 103 воспитателя ГПД женского пола.

Было выявлено, что 90,3% респондентов не имеет специального физкультурного образования и лишь 9,7% респондентов имеет таковое. При этом следует учесть, что физкультурные занятия для младших школьников в группах продлённого дня должны проводиться респондентами ежедневно.

Благодаря педагогическим наблюдениям установлено, что в большинстве случаев ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня заменяются обыкновенной прогулкой. Это оказывает свой вклад в снижение уровня сформированности потреб-ностно-мотивационной и ценностной сфер физической культуры младших школьников.

Учитывая вышеизложенное необходимо заключить, что содержанию и качеству проведения ежедневных физкультурных занятий в группах продлённого дня со стороны воспитателей общеобразовательных учреждений уделяется крайне мало внимания.

В связи с этим нами была разработана программа физкультурных занятий для младших школьников в группах продлённого дня с преимущественным использованием подвижных игр и упражнений игрового и соревновательного характера.

При её разработке мы основывались на дифференцированном подходе, который осуществлялся по трём направлениям: изучение и учёт индивидуальных особенностей младших школьников, управление деятельностью и активизация самостоятельной деятельности детей.

Апробация разработанной нами программы физкультурных занятий в группах продлённого дня проходила в ходе естественного педагогического эксперимента, проводимого в течение 2008-2009 учебного года на базе ГУО «СОШ № 47 г. Гомеля». В нём приняли участие 127 человек: 76 человек II класса и 51 человек III класса. В каждой возрастной группе были сформированы по две группы: экспериментальной и контрольной.

Статистическая обработка материалов исследования по исходным данным, отражающим уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, не выявила достоверных различий между КГ и ЭГ. Следовательно, обе группы были равнозначны и соответствовали требованиям, предъявляемым к организации педагогического эксперимента.

Длительность физкультурных занятий составляла 60 минут: подготовительная часть (8-10 минут), основная часть (40-50 минут), заключительная (2-3 минут).

Основное содержание физкультурных занятий в экспериментальных группах представляло собой подвижные игры и упражнения игрового и соревновательного характера с преимущественной направленностью на развитие физических качеств и совершенствование двигательных действий: быстроты (в начале учебной недели), силы и ловкости (середина недели), гибкости и выносливости (конец недели). При этом упор делался на те дни в недельном цикле, когда в учебном расписании отсутствовал урок физической культуры и здоровья.

Подготовительная часть физкультурных занятий включала в себя игровые задания и строевые упражнения («Построй фигуру», «Быстро в круг», «Паровоз», «Слушай сигнал», «Следопыты», «Вьюны», «Светофор», «Быстро по местам», «Тройка», «Приглашение», «Иголка, нитка, узелок», «Карусель», «Орешек» и др.).

Основная часть физкультурных занятий состояла из подвижных игр с элементами общеразвивающих упражнений, игр с бегом («Бег за флажками», «Салки в парах» и др.), игр с прыжками («Удочка», «Прыжки по полоскам», «Лиса и куры», «Чемпионы скакалки» и др.), игр с метанием («Сбей булаву», «По мишеням», «Ловкие и меткие», «Меткий снайпер» и др.), игр с передвижениями на лыжах («Быстрый лыжник», «Танки», «Солнышко», «Перебежки», «Не ходи на гору», «Кто дальше» и др.), а также подвижных игр с преимущественным развитием физических качеств: силы («Пасадка бульбы», «Рэдзька», «Церамок», «Не сыдзі з цурш», «Змяя» и др.), быстроты («Дакрашся да яблыка», «1ванка», «»Прэла-гарэла», «Блш гарыць», «Ф^ры», «Кошка і мышка», «Золата», «КонЫ», «Казшы рог», «Хворы Верабей», «Лянок», «Вартаушк» и др.), гибкости («Самые гибкие», «Эстафета скороходов», «Танцевальные движения» и др.), ловкости («Брадшк», «Пастух і воук», «Шчупак», «У арла», «Спрытны верабей», «Кацянятш-дзщянятш», «Вяроука-змейка», «Свабоднае месца» и др.), выносливости («Мурашечка», «Быстрый лыжник», «Круговая лампа», «Два дома», «Гарачае месца» и др.).

Заключительная часть физкультурных занятий представляла собой игры на осанку («Кто как ходит», «Балерина», «Стройные берёзки», «Журавлики», «Стоп»), игры на внимание («Запрещённое движение», «Тишина», «Правильно-неправильно», «Делай, как я», «Товарищ капитан», «Карлики и великаны» и др.) [3].

Следует отметить, что подвижные игры при разработке комплексов подбирались нами в соответствии с программой по физической культуре для младших школьников, чтобы обеспечить преемственность решения задач физического воспитания учащихся.

При этом нами учитывались моторная плотность подвижных игр, место их проведения и особенности сезона.

Каждая игра неоднократно проигрывалась учащимися. Регистрировались параметры: ЧСС в игре, уровень утомляемости (визуально), интерес детей к игре.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам педагогического эксперимента установлено, что у младших школьников произошли изменения практически во всех контрольно-педагогических тестах.

Существенные сдвиги у мальчиков 8 лет ЭГ отмечены в показателях челночного бега 4^9 м (1=2,38; р<0,05), подтягивании на перекладине (1=3,54; р<0,01), прыжка в длину с места (1=2,15; р<0,05), 6-минутном беге (1=2,50; р<0,05), беге на 30 м (1=2,05; р<0,05). Достоверных различий в тесте наклон вперёд из положения сидя у мальчиков 8 лет ЭГ по отношению к исходному уровню не выявлено (р>0,05). При этом оценка показателей данного теста в конце учебного года варьировалась на уровне выше среднего - высокого.

У мальчиков 8 лет КГ выявлено значительное достоверное ухудшение результата в показателе 6-минутного бега (1185,63±99,53 (м) - до эксперимента, 1043,33±86,79 (м) -после эксперимента; 1=5,39 при р<0,001). В других контрольных упражнениях уровня физической подготовленности, за исключением челночного бега 4x9 м, где результат незначительно ухудшился, у мальчиков 8 лет КГ нами отмечается улучшение показателей, однако достоверных различий не выявлено (р>0,05).

У девочек 8 лет ЭГ нами зафиксированы достоверные изменения по отношению к исходному уровню в показателях наклона вперёд из положения сидя (1=2,36; р<0,05), челночном беге 4x9 м (1=2,25; р<0,05), в контрольном тесте поднимание туловища за 30 с (1=3,51; р<0,01), прыжке в длину с места (1=2,36; р<0,05), 6-минутном беге (1=4,00; р<0,001). В показателях скорости бега на 30 м у девочек 8 лет ЭГ нами отмечен прирост спортивного результата, однако достоверность не выявлена (р>0,05).

Следует выделить, что у девочек 8 лет КГ достоверные изменения выявлены только в тесте поднимание туловища за 30 с (1=2,75; р<0,01). В других контрольнопедагогических тестах достоверных различий не выявлено (р>0,05).

Иная картина наблюдалась в динамике показателей уровня физической подготовленности мальчиков 9 лет, занимающихся в экспериментальной группе. Так, значительные достоверные различия зафиксированы в показателях 6-минутного бега (1=3,85; р<0,001), челночного бега 4x9 м (1=3,68; р<0,01) и прыжка в длину с места (1=3,03; р<0,01). В тесте наклон вперёд из положения сидя, подтягивание на перекладине, бег на 30 м отмечено улучшение показателей по отношению к исходному уровню, однако достоверность различий не выявлена (р>0,05).

У мальчиков 9 лет КГ в 6-минутном беге также, как и у мальчиков 9 лет ЭГ, нами отмечено достоверное превышение исходного уровня (1=2,20; р<0,05). Во всех остальных контрольно-педагогических тестах зафиксирован прирост показателей, однако достоверность различий отсутствует (р>0,05).

У девочек 9 лет экспериментальной группы выявлено достоверное изменение показателей по отношению к исходному уровню в 6-минутном беге (1=4,28; р<0,001), в тесте поднимание туловища за 30 с (1=4,46; р<0,001). В тестах наклон вперёд из положе-

ния сидя, челночном беге 4x9 м, прыжке в длину с места, беге на 30 м выявлено улучшение результатов, однако достоверность отсутствует (р>0,05).

У девочек 9 лет КГ достоверные изменения выявлены в тесте поднимание туловища за 30 с (1=2,60; р<0,05) и 6-минутном беге (1=2,45; р<0,05). Во всех остальных контрольно-педагогических тестах достоверных различий не выявлено (р>0,05).

ВЫВОДЫ

1. За время проведения формирующего педагогического эксперимента в обеих группах (контрольных и экспериментальных) наблюдались положительные сдвиги практически во всех тестах, отражающих уровень физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательной школы. Эти изменения произошли благодаря росту и развитию детского организма, а также благодаря интенсивной двигательной активности на физкультурных занятиях в группах продлённого дня.

2. Экспериментальными факторами в формирующем педагогическом эксперименте было различное содержание и направленность физкультурных занятий для младших школьников в группах продлённого дня.

3. Анализ результатов формирующего педагогического эксперимента показал, что, несмотря на одинаковое количество проведённых физкультурных занятий в группах продлённого дня в учебном году, учащиеся экспериментальных групп 8-9 лет добились более высоких результатов во всех упражнениях контрольно-педагогических испытаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василевская, Е. С. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня начальной школы: пособие для учителей начальных классов / Е.С. Василевская. -Мозырь : Белый ветер, 2007. - 54 с.

2. Гужаловский, А.А. Исследование различных вариантов активного отдыха в режиме дня начальных классов школы-интерната : автореф. ... дис. каннд. биол. наук / Гужаловский А.А. ; Академия медицинских наук СССР. - Москва, 1963. - 24 с.

3. Жуков, М.Н. Подвижные игры : учебник для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. -М. : Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.

4. Инструктивно-методическое письмо “О преподавании учебного предмета “Физическая культура и здоровье” в общеобразовательных учреждениях в 2007/2008 учебном году” // Фізічная культура і здароуе. - 2007. - № 3. - С. 3-25.

5. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / А.П. Матвеев. - М. : ФОН, 1997. - 47 с.

6. Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье: 1-11 -й классы : пример. кален-дар.-темат. планирование : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А. Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. - Минск : Адукацыя і выхаванне, 2008. - 320 с.

7. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Физическая культура и здоровье» (ЬХ! классы). - Минск : Национальный ин.-т образования, 2008. - 159 с.

Контактная информация: ео81репко_2009@таЛ.гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.