УДК 37.037
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЛМЫКИЯ
Владимир Данзанович Бурлыков, кандидат педагогических наук, доцент, Эльзята Борисовна Бурлыкова, кандидат биологических наук, доцент, Сергей Николаевич Прошкин, кандидат педагогических наук, доцент, Савр Николаевич Марсунов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Джангар Петрович Церенов, старший преподаватель,
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста
Аннотация
В ходе организации учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательной школе важную роль играет информация о возрастных особенностях взаимосвязи показателей физического развития и физической подготовленности у учашдхся. Данные показатели нами структурированы с учетом региональных особенностей Республики Калмыкия.
Установлено, что возраст и пол, общепринятые факторы при разработке нормативов, не являются исчерпывающими для числительных значений обсуждаемых показателей морфофункцио-нального развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Внутри возрастно-половой группы величины этих показателей в основном дифференцируются уровнями биологического развития и типом телосложения.
Анализ показателей физического развития и уровня физической подготовленности у мальчиков, подростков и юношей Республики Калмыкия в возрастном диапазоне 7-17 лет показывает специфичность распределения анализируемых характеристик, что крайне важно учитывать в процессе учебной деятельности по физическому воспитанию.
Ключевые слова: учащиеся, Республика Калмыкия, антропометрические показатели, уровень биологического созревания организма, типы телосложения, физическое развитие, физическая подготовленность.
CORRELATION OF INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA
Vladimir Danzanovich Burlykov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Elsyata Borisovna Burlykova, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
Sergey Nikolaevich Proshkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Savr Nikolaevich Marsunov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Dzhangar Petrovich Tserenov, the senior teacher, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista
Annotation
In the course of organization of the educational process for physical education in the secondary school the information about age peculiarities of the indicators correlation between the physical development and physical preparedness of pupils plays an important part. These indicators have been structured by us with the account of the regional peculiarities of the Republic of Kalmykia.
It has been established that age and gender, the common factors in the development of the standards, are not exhaustive for the numeral values of the discussed indices of the morphofunctional development and physical fitness of the secondary school students. Within the age-sex groups the values of these indicators are mainly differentiated by the levels of biological development and body type.
Analysis of the indicators of physical development and physical fitness level among the boys, adolescents and youths of the Republic of Kalmykia within the age range 7-17 shows the specificity of distribution of the analyzed characteristics, which is extremely important in the process of the educational activity in physical education.
Keywords: students, Republic of Kalmykia, anthropometric indicators, level of biological maturation of the body, body types, physical development, physical preparedness.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты исследований на общероссийском и региональном уровнях подтверждают наличие многолетней тенденции к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения [4, 5, 6 и др.]. В основном, сложившаяся ситуация обусловлена низкой эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию, так как физкультурно-спортивная деятельность не стала для большинства школьников насущной потребностью, а такие понятия как здоровье и физическая подготовленность не входят в число ведущих ценностей у значительной части учащейся молодежи. По-прежнему, индивидуальный подход на уроках физической культуры лишь декларируется и отсутствует возрастная адекватность педагогических воздействий [1, 2].
В этой связи, для организации процесса физического воспитания в общеобразовательных школах Республики Калмыкия важными являются сведения об особенностях взаимосвязи показателей физического развития и физической подготовленности у учащихся. Учитывая тот факт, что в возрасте 7-10 лет определяющим фактором дифференцирования показателей физического развития и физической подготовленности является паспортный возраст, в 11-15 лет - уровень биологического созревания организма, в 16-17 лет - конституциональные особенности занимающихся, данные показатели нами структурированы с учетом выявленных закономерностей [3].
МЕТОДИКА
Исследование проводилось в общеобразовательных школах Республики Калмыкия. Всего было обследовано 1112 учащихся (мальчики, юноши 7-17 лет). В ходе проведения научной работы использовались следующие методы исследования: антропометрические измерения, определение половой зрелости, оценка конституциональных типов, педагогические контрольные испытания и методы математической статистики.
Показатели морфофункционального развития и физической подготовленности испытуемых были классифицированы с помощью кластерного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Среди всех испытуемых были выявлены 670 мальчиков (60,3%), отнесенных к торакальному типу телосложения. Число лиц с астеноидным типом телосложения составило 141 человек (12,7%), с дигестивным - 85 (7,6%), с мышечным типом - 174 (15,6%). У 42 мальчиков (3,8%) выявлен неопределенный тип телосложения. По нашим данным, в возрастном диапазоне 7-17 лет доля учащихся определенного типа телосложения существенно не меняется. Анализ исследуемого контингента показывает, что у большинства мальчиков (69,6%) паспортный возраст соответствует биологическому. Второе место занимают испытуемые, паспортный возраст которых опережает биологический (16,6%), далее следуют занимающиеся с отстающим уровнем созревания организма (13,8%).
Также была изучена распространенность типов телосложения. Большинство мальчиков 7-10 лет, паспортный возраст которых отстает от биологического, в основном, имели торакальный и астеноидный типы конституции. Среди обследованных выявлены только 3 мальчика, у которых отставание в биологическом развитии сочеталось с неопределенным типом телосложения. В этой возрастной группе не выявлены учащиеся с мышечным и дигестивным типами телосложения, которые отстают по уровню созревания организма.
Соответствие паспортного и биологического возрастов выявили у мальчиков всех типов телосложения, но чаще всего оно характерно для лиц торакального типа телосложения. Далее по частоте проявления следуют учащиеся с астеноидным типом телосложения. Мальчики, биологический возраст которых опережает паспортный, соответствуют мышечному и дигестивному типам телосложения. Нами были выявлены отдельные школьники с признаками смежных типов. Данный контингент занимающихся встречает-
ся у мальчиков с разными уровнями созревания организма.
Большинство мальчиков 11-15 лет, паспортный возраст которых отстает от биологического, в основном имеют торакальный и астеноидный типы конституции. Были выявлены 12 мальчиков, у которых отставание в биологическом развитии сочеталось с неопределенным типом телосложения. В этой возрастной группе не выявлены учащиеся только с мышечным типом телосложения.
Соответствие паспортного и биологического возрастов выявили у мальчиков всех типов телосложения, но чаще оно встречается у лиц торакального и астеноидного типов телосложения. Для мальчиков, биологический возраст которых опережает паспортный, типичен мышечный и дигестивный типы телосложения.
У 16-17-летних мальчиков, паспортный возраст которых отстает от биологического, выявили, в основном, торакальный тип конституции. Соответствие паспортного и биологического возрастов выявили у мальчиков всех типов телосложения, но чаще оно характерно для лиц мышечного и торакального типов телосложения. Для мальчиков, биологический возраст которых опережает паспортный, типичен мышечный тип телосложения.
Таким образом, скорость созревания организма и тип телосложения служат важными индикаторами физического развития учащихся школьного возраста.
В работе проанализированы парные коэффициенты корреляции длины и массы тела (2 ведущих антропометрических показателя) с рядом морфологических и функциональных характеристик и двигательных возможностей (таблицы 1, 2). Таблица 1 - Взаимосвязь показателей длины тела с морфофункциональными и двигательным^_
Возраст, n Показатели
лет 1 2 3 4 5 6 7 8 9
7 52 0,662 0,383 0,067 -0,108 0,028 0,117 -0,090 -0,102 0,150
8 64 0,636 0,473 0,119 0,017 -0,155 -0,020 -0,077 -0,064 0,111
9 72 0,689 0,389 0,286 0,348 -0,017 0,041 -0,104 -0,086 0,335
10 67 0,682 0,385 0,133 0,105 -0,084 0,077 -0,019 -0,033 0,149
11 70 0,660 0,471 0,284 0,280 -0,305 0,081 0,123 0,015 0,061
12 69 0,743 0,453 0,336 0,353 -0,096 -0,04 -0,059 -0,272 0,305
13 64 0,710 0,451 0,260 -0,041 -0,290 -0,092 0,017 -0,124 0,350
14 70 0,779 0,473 0,333 0,313 -0,031 0,086 -0,147 -0,288 0,340
15 66 0,669 0,428 0,290 0,332 -0,131 0,280 -0,254 -0,354 0,018
16 63 0,749 0,303 0,320 0,400 -0,262 0,101 -0,048 -0,031 0,125
17 59 0,594 0,091 0,367 0,597 -0,041 -0,072 -0,345 -0,635 0,414
Примечание. Условные обозначения: 1 — масса тела; 2 — ОГК; 3 — кистевая динамометрия; 4 — ЖЕЛ; 5 — подтягивания на перекладине; 6 — наклон туловища вперед; 7 — бег 30 м; 8 — бег 1000 м; 9 — прыжок в длину с места_
Таблица 2 - Взаимосвязь показателей массы тела с морфофункциональными и двигательными характеристиками мальчиков, юношей_
Возраст, Показатели
лет 1 2 3 4 5 6 7 8
7 0,548 0,136 -0,004 -0,106 0,138 -0,094 -0,046 0,118
8 0,714 0,336 0,005 -0,056 -0,092 -0,078 0,006 0,069
9 0,538 0,244 0,267 -0,06 -0,01 0,024 -0,025 0,146
10 0,688 0,091 0,103 -0,133 0,029 0,054 0,079 0,007
11 0,612 0,102 0,155 -0,287 -0,003 0,177 0,075 -0,036
12 0,696 0,256 0,289 -0,267 -0,103 0,056 -0,010 0,051
13 0,639 0,175 -0,001 -0,075 -0,084 0,053 -0,082 0,352
14 0,807 0,389 0,284 -0,045 0,107 -0,087 -0,132 0,361
15 0,668 0,281 0,299 -0,121 0,028 -0,033 0,008 0,067
16 0,600 0,392 0,386 -0,032 0,273 0,001 -0,088 0,096
17 0,429 0,341 0,492 0,342 -0,012 -0,031 -0,419 0,281
Примечание. Условные обозначения: 1 — ОГК; 2 — кистевая динамометрия; 3 — ЖЕЛ; 4 — подтягивания на перекладине; 5 — наклон туловища вперед; 6 — бег 30 м; 7 — бег 1000 м; 8 — прыжок в длину с места_
Самая высокая корреляционная взаимосвязь во всех возрастных группах установлена между массой тела и окружностью грудной клетки. Достаточно тесная взаимосвязь типична для длины и массы тела, однако с завершением полового созревания степень связи между данными признаками снижается до среднего уровня.
Отчетливо прослеживается взаимосвязь массы тела с показателями кистевой динамометрии, а длины тела - с показателями ЖЕЛ. Характеристики длины тела в отдельные возрастные периоды оказывают достоверное влияние на результативность прыжков в длину с места. Слабая степень связи отмечается между длиной тела и показателями бега на 30 м, наклона туловища вперед и подтягивания на перекладине. Также низкая взаимосвязь проявляется между массой тела и двигательными возможностями школьников, только в отдельные возрастные периоды она возрастает до среднего уровня.
ВЫВОДЫ
Таким образом, пол и возраст, общепринятые характеристики при разработке нормативных требований, не являются исчерпывающими факторами для числительных значений обсуждаемых показателей морфофункционального развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. В основном, внутри возрастно-половой группы величины данных показателей определяются уровнями биологического развития и типом телосложения.
Структура взаимосвязи показателей физического развития и физической подготовленности различных контингентов школьников характеризуется специфичностью распределения рассматриваемых характеристик, что крайне важно учитывать в процессе физического воспитания учащихся Республики Калмыкия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин ; Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. - СПб. : [б. и.], 1999. - 353 с.
2. Бальсевич, В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б. и.], 2002. - 30 с.
3. Бурлыков, В.Д. Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности : монография / В.Д. Бурлыков. - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2014. - 108 с. -ISBN 978-5-91458-146-3.
4. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика : монография / С.И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с. - ISBN 5-9718-0076-0.
5. Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодёжи на основе личностно ориентированного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Якимович В.С. - М., 2002. - 48 с.
6. Somatic development of Mongolian and Kalmykian children and adolescents / E. Godina, I. Khomyakova, L. Zadorozhnaya, L. Gundegmaa, V. Burlykov // Вестник Московского университета. Серия XXIII : Антропология. - 2014. - № 3. - С. 52-53.
REFERENCES
1. Ashmarin, B.A., Zavyalov, L.K. and Kuramshin, Yu.F. (1999), Pedagogy of physical culture, Leningrad state regional University of A. S. Pushkin, Saint Petersburg, Russian Federation.
2. Balsevich, V.K. (2002), Prospects of modernization of the modern educational system of physical education based on the integration of the national physical culture and sports, publishing house Russian state Academy of physical culture, Moscow, Russian Federation.
3. Burlykov, V.D. (2014), Physical education of pupils of comprehensive schools of Republic Kalmykia on the basis of monitoring of their physical development and physical preparedness, Publishing house of Kalmyk University, Elista, Russian Federation, ISBN 978-5-91458-146-3.
4. Izaak, S. I. (2005), Monitoring ofphysical development and physical fitness: theory and practice, Publishing house "Soviet sport", Moscow, Russian Federation, ISBN 5-9718-0076-0.
5. Yakimovich, V.S. (2002), Design of system of physical training of children and youth on the basis of personally focused education, thesis of doctor of sciences dissertation, All Russia Research Institute of Physical Culture and Sport, Moscow, Russian Federation.
6. Godina, E., Khomyakova, I., Zadorozhnaya, L., Gundegmaa, L. and Burlykov, V. (2014), "Somatic development of Mongolian and Kalmykian children and adolescents", Bulletin of Moscow University, Series XXIII - Anthropology, No. 3, pp. 52-53
Контактная информация: burlykob@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.08.2017
УДК 377
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
Михаил Анатольевич Гусаков, декан, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности образовательного процесса в колледже олимпийского резерва, которые определяют развитие и функционирование информационно-образовательной среды. Обосновано создание единой информационно-образовательной среды колледжа. Приведена структура, раскрыто содержание компонентов единой информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: колледж олимпийского резерва, образовательный процесс, информационно-образовательная среда, структура, компоненты среды.
SOME PECULIARITIES OF FORMING THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE COLLEGE OF OLYMPIC RESERVE
Mikhail Anatolyevich Gusakov, the dean, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The features of educational process, which define the development and functioning of the information-educational environment in the college of Olympic reserve, are considered in the article. The creation of the unified information and educational environment in the college is justified. The structure is given, the content of the components of the unified information and educational environment is disclosed.
Keywords: college of the Olympic reserve, educational process, information and educational environment, structure, components of the environment.
ВВЕДЕНИЕ
Современное отечественное образование вступило в новую стадию своего развития. Такие понятия как «информационное общество», «открытое образование», «виртуальный университет», «дистанционные образовательные технологии», «электронная библиотека» и другие служат наглядными характеристиками протекающих в обществе процессов. В этой связи, очевидно, что информатизация образовательных организаций всех типов является неизбежным процессом, несущим значительные изменения в организацию и содержание образовательной деятельности. Причем эти процессы принимают глобальный характер. Ответом на эти вызовы в стране были приняты крупные государственные программы, к последним из них относятся: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы»; Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»; Федеральная целевая программа «Электронная России (2002-2010 годы)». Поэтому образовательные организации определяют для себя стратегические направления своего развития в новых условиях информационного