УДК 796.92:373.5
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧЕНИКОВ
5-6-Х КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
М.Р. Гибадуллин - старший преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
EXERCISE PERFORMANCE OF THE 5-6 FORM PUPILS OF UNLIKE
MOTION ACTIVITY EFFICIENCY
M.R. Gibadullin - senior lecturer The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: gmr_001@mail.ru
Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, программа, лыжные гонки, двигательные способности, физическое развитие.
Аннотация. В рамках инновационного проекта «Грант-Регион-Татарстан» разработана экспериментальная программа по спортивно ориентированному физическому воспитанию школьников с применением лыжной подготовки. Изучалось влияние различных режимов двигательной активности на организм мальчиков и девочек 11-13 лет. Доказано, что занятия лыжной подготовкой ведут к умеренной акселерации физического развития, повышая уровень проявления физических качеств. Результаты педагогического эксперимента, проведённого в школах г. Набережные Челны, подтверждают необходимость более широкого распространения инновационной педагогической практики в области физического воспитания.
Key words: sports-oriented physical education, program, ski racing, motor ability, physical development.
Summary. The experimental program on sports-oriented physical education applying ski training of pupils was developed within the limits of the innovation project «Grant-Region-Tatarstan». The influence of unlike motion activity regimen on 11-13 years old boys and girls was studied. This proves that ski training results in physical development amelioration, thus increasing physical qualities efficiency. The results of the pedagogical experiment held at schools of Naberezhnye Chelny acknowledge the necessity of extensive spreading of experimental practice in the field of physical education.
Введение. Рост спортивных результатов предопределили резкое увеличение тренировочных нагрузок уже на ранних этапах спортивной подготовки и, особенно в условиях ДЮСШ. В связи с широким привлечением детей к высоким физическим нагрузкам, совмещенным с учебной деятельностью, проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников приобретает важное значение, так как только оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на их развитие. Современная физическая подготовка является одной из актуальнейших задач формирования здорового общества, которая может реализоваться через использование инновационных программ.
Действенным средством, позволяющим решить многие вопросы физического воспитания современных школьников, выступает инновационный проект «Грант-Регион-Татарстан», авторами которого являются В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева. В отличие от традиционных форм преподавания предмета «Физическая культура» в проекте предложены трехразовые занятия в недельном цикле продолжительностью 2 часа, вынесены за пределы академического расписания. Инновационная сущность проекта состоит в том, чтобы реализовать задачу физического совершенствования школьников посредством спорта [2, 3].
Среди свойственных нашему региону многочисленных средств физического воспитания особое место занимает лыжная подготовка. Убедиться в этом можно в любой зимний день, оказавшись в пригородном лесу или городском парке. Выбор в пользу этого вида спорта обусловлен целым рядом его достоинств, главный из которых - высокий, в сравнении с другими средствами, оздоровительный эффект в сочетании с доступностью для людей любого возраста и уровня подготовленности. Процесс оздоровления занимающихся лыжной подготовкой базируется на биологических законах: сбалансированной двигательной активности, участия в работе всех основных групп мышц, длительного передвижения. Все это предъявляет повышенные требования к системам кислородного обеспечения организма и, как следствие, совершенствуют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При этом улучшается базовое физическое качество - выносливость. Любые физические нагрузки в закрытых спортивных сооружениях значительно уступают, по эффективности адаптации к естественным факторам среды, занятиям на открытых площадках, особенно в зимнее и осеннее время. Не случайно К. Купер на первое место по ценности укрепления здоровья ставит лыжные гонки, а затем плавание и бег. К сожалению, по различным причинам, во многих школах г. Набережные Челны занятия лыжной подготовкой, исключая начальные классы, не проводятся или заменяются не базовыми видами спорта. Педагоги мотивируют такую замену отсутствием условий, но даже на площадке ограниченного размера (футбольное поле, школьный стадион).
Целью проведенного нами исследования является разработка и экспериментальное обоснование программы по спортивно ориентированному воспитанию учащихся 11-13 лет с использованием лыжной подготовки.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели применяли следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование показателей физического развития, физической подготовленности, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, метод математической статистики.
Базой исследования стали средние общеобразовательные школы № 10, 20, 46, 60 г. Набережные Челны, находящиеся в разных частях города, но расположенные в удобном месте для проведения занятий по лыжному спорту. Были обследованы 160 учеников, из них 72 школьника (мальчики и девочки) составили экспериментальную группу (ЭГ), остальные -контрольную группу (КГ).
Оценивали двигательные способности, применяя следующие тесты: бег на 30 м и 6-ти минутный бег по методу К. Купера, передвижение на лыжах (1000 м), прыжок в длину с места, сгибание-разгибание рук из виса на высокой перекладине (мальчики), сгибание-разгибание рук из положения лежа (девочки), челночный бег 4х9 м, удержание равновесия на параллельно скользящей опоре, экспертная оценка техники передвижения на лыжах диагональным (коньковом) ходом.
За период исследования (2006-2008 гг.) были проведены четыре основных тестирования.
Результаты исследования. Анализ данных научно-методической литературы выявил значительное количество работ, освещающих недостатки современной стандартной школьной системы физического воспитания [1, 5, 8, 10]. Вместе с тем, наблюдается значительный интерес к организации и проблемам спортивно ориентированного физического воспитания как к новой педагогической технологии современности.
Однако лишь незначительные исследовательские работы рассматривают лыжного-ночную подготовку в спортивно ориентированном воспитании. Недостаточно разработаны организационно-методические условия реализации программы. Не уточнены особенности тренировки и методика обучения способам передвижения на лыжах и ряд других вопросов, а также новые тесты оценки технической подготовленности.
По результатам проведенного исследования были получены данные, позволяющие судить об эффективности авторской программы физического воспитания с компонентом лыжной подготовки.
На рисунке 1, представлен прирост показателей школьников 5-6 классов в динамике 2-х летних исследований. Достоверный прирост (р<0,05-0,01) на всех ступенях исследования имеют показатели в беге на 30 м с высокого старта (1,49% - 1,17% - 1,19%), в челночном беге (2,11% - 0,18% - 2,42%), в беге на выносливость (5,56% - 9,67% - 12,34%), а также в беге на лыжах 1000 м имеют (2,43% - 0,29% - 9,26%) у мальчиков ЭГ.
У девочек экспериментальной группы достоверный прирост (р<0,05-0,01) по ступеням исследования отражен на рисунке 1 (В, Г) по показателям: бег на 30 м с высокого старта (1,79% - 0,50% - 3,16%), прыжок в длину с места (лишь с 3-й ступени исследования - 4,1%), подтягивания (только за первый учебный год - 32,14%), наклон вперед из исходного положения стоя (только за время учебного года: 1-го - 14,19% и 2-го - 15,20%), челночный бег (3,87% - 2,45% - 0,90%), бег на выносливость (на первых двух ступенях исследования 8,67%
- 8,26%), а также бега на лыжах 1000м (1,86% - 0,41% - 4,76%).
Как закономерность, в экспериментальных группах мальчиков и девочек, в отдельных сериях исследования наблюдается прирост за двухлетний период эксперимента по всем исследуемым признакам (рис. 1).
Улучшение скоростных способностей (бег 30 м) у мальчиков ЭГ составило в среднем 14,19%, а у девочек ЭГ - 5,37% (р<0,01), тогда как в КГ - 1,31% и 2,59% соответственно (р<0,05).
Достоверный прирост у мальчиков ЭГ выявлен также в проявлении скоростно-силовых качеств (прыжок в длину) - 12,72%, у девочек ЭГ - 12,74% (р<0,01), тогда как в КГ
- 5,56% и 4,12% соответственно (р>0,05).
Существенное возрастание уровня развития силовой выносливости, оцениваемое по выполнению тестов «подтягивание на высокой перекладине» и «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», отмечено у мальчиков ЭГ в среднем на 57,98%, у девочек ЭГ на 59,15% (р<0,01), тогда как в КГ - на 33,06% и 36,36% соответственно (р>0,05).
Значительные изменения за период эксперимента произошли также в показателях гибкости. По данным теста «наклон вперед из исходного положения стоя», у мальчиков ЭГ результаты стали лучше в среднем на 44,65% (р<0,05), у девочек ЭГ - на 32,58% (р<0,01), тогда как в КГ - на 18,05% и 13,89% соответственно (р>0,05). Вероятно, данный тест требует более длительного времени для его положительно-достоверной тенденции.
Прирост показателя в проявлении ловкости (челночный бег) у учащихся ЭГ выше, чем у таковых КГ, причем у девочек выше, чем у мальчиков. Так, у мальчиков ЭГ прирост данного показателя в среднем составил 4,31%, у мальчиков КГ - 2,7%. Результат выполнения данного контрольного упражнения у девочек ЭГ стал лучше на 70,65% (р<0,01), тогда как у девочек КГ - на 21,87% (р<0,05).
Оздоровительная направленность предлагаемой программы положительно повлияла на аэробные возможности организма учащихся экспериментальных групп. Это отразилось на достоверных приростах в развитии общей выносливости как у мальчиков ЭГ (на 12,72%), так и у девочек ЭГ - на 23,29% (р<0,01), тогда как в КГ - на 5,56% и 10,00% соответственно (р<0,05).
А) КГ - мальчики
Б) ЭГ - мальчики
40
/ / \ ч ч
уу /ш ч ____________10,0*______________
i /У i //
2,59* ^
80 70 60 50 40 30 20 10 0
70,65**
59,15**
9,93**
32,14** V \ \
! / --------------------------------------------------------/—УуГ.....Л^. 32,58** 23,29**
5,37** 12,74** N14;19* в6276;Ч4'76"
....................3у1€* ............./-------------------------------------- 1,79*__V 4,Ч** ^ 866" - 079**-г-0,41*-
2
3
4
5
6
7
0
1
2
3
4
5
6
7
В) КГ - девочки
Г) ЭГ - девочки
Примечание: 1 — бег 30м (сек), 2 — прыжок в длину с места (см), 3 — сгибание и разгибание рук в висе (количество повторений), 4 — наклон, 5 — челночный бег («4x9 м» в сек), 6 -шестиминутный бег (м), 7 — бег на лыжах 1000 м (м). Серии исследований: 1) начало первого учебного года (5 класс) — I серия; 2) конец первого учебного года (5 класс) — II серия; 3) начало второго учебного года (6 класс) — III серия; 4) конец второго учебного года (6 класс) — IV серия. Различия между показателями в группах: */** — достоверно (p<0,05/0,01) по T — критерию Стьюдента, U — критерию Манна Уитни, р — уровень значимости при a=0,05.
Рис. 1. Прирост показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов в динамике двухлетних исследований, %
Нелишне будет напомнить, что параллельно с развитием общей выносливости улучшается функциональное состояние системы кровообращения, оптимизируется обмен веществ, возрастают функциональные резервы алактатных, гликолитических и дыхательных процессов энергообеспечения, т.е. повышаются функциональные резервы организма детей и уровень их здоровья.
Такое преимущество в развитии общей выносливости обеспечивается, во первых, условиями проведения уроков физической культуры (преимущественно на свежем воздухе), во вторых - специализацией «лыжная подготовка», и в третьих - высокой моторной плотностью уроков при оптимальной организации обучения и развития учащихся.
По окончании эксперимента выявлены также значительные улучшения уровня развития специальной выносливости (бег на лыжах 1000 м) у мальчиков ЭГ - на 11,73%, у девочек ЭГ - на 6,91% (р<0,01), тогда как в КГ - на 2,14% и 2,9% соответственно (р>0,05).
Прирост показателей экспериментальной группы выше относительно контрольной группы. Прирост в контрольной группе не всегда достоверно различим.
После эксперимента школьники контрольной и экспериментальной групп, как мальчики, так и девочки, статистически достоверно улучшили свою физическую подготовленность: мальчики в контрольной группе - на 10,2% (р<0,05), а девочки - на 13,08% (р<0,05); в экспериментальной группе мальчики достоверно (р<0,01) улучшили свои результаты на 24,4%, девочки достоверно (р<0,001) улучшили на 30,1%.
Выявленный прирост результатов у девочек за 2 года учебы, по сравнению с приростом результатов у мальчиков, при одинаковом количестве уроков физической культуры оказался более значимым. Вероятно, это связано с ранним сроком наступления полового созревания и акселерацией девочек [4, 7]. Однако это не согласуется с данными других исследований [6, 9].
Таким образом, особенности полового созревания приводят к необходимости учета показателей физической подготовленности учащихся 5-6 классов. Данная необходимость позволяет заключить, что экспериментальная программа на основе лыжного спорта, определяющаяся базовой разносторонней подготовкой, где гармоническое развитие физических качеств является одной из целевых установок, и дает возможность их формирования у школьников 5-6 классов (р<0,01), у которых зачастую отсутствует мотивация к регулярным занятиям физической культурой.
На рисунке 2 представлена разница между контрольными и экспериментальными группами по результатам тестирования физической подготовленности на начало эксперимента, где участникам 11 лет (5 класс, начало учебного года), и конец эксперимента, где им 13 лет (6 класс, конец учебного года). Из рисунка видно, что в различных сериях исследования разница между показателями контрольной и экспериментальной групп зависит от пола.
Таким образом, школьники контрольных и экспериментальных групп, не отличавшиеся статистически в начале эксперимента, через год отличаются по показателям скорости, скоростно-силовых, координационных качеств и выносливости, причем как мальчики, так и девочки. Для девочек экспериментальной группы достаточен один учебный год для достоверного различия (р<0,01), также по силовой выносливости (21,02%) и гибкости (10,22%), в отличие от мальчиков, которым потребовалось два года для статистически достоверных различий по показателю силовой выносливости (40,82%), а различия в показатели гибкости остались недостоверны.
Подавляющие превосходство ЭГ над КГ в технике передвижения на лыжах мы связываем, в первую очередь, с тем фактом, что в КГ занятия по лыжной подготовке сдваиваются и, как следствие, проводятся лишь раз в неделю.
Сопоставление технических результатов в беге на лыжах на 1000 м подтвердили несостоятельность одноразовых занятий в недельном цикле. Различия результатов Хср ЭГ превысили показатели КГ на 59,5 % у девочек и на 44,6 % у мальчиков.
А) Девочки
-•-1) -■-2} 3) -Х- 4(
Примечание: 1 — бег 30 м (сек), 2 — прыжок в длину с места (см), 3 — сгибание и разгибание рук в висе (количество повторений), 4 — наклон, 5 — челночный бег («4 x 9м» в сек), 6 минутный бег (м), 7 — бег на лыжах 1000м (м). Серии исследований: 1) начало первого учебного года (5 класс) — I серия; 2) конец первого учебного года (5 класс) — II серия; 3) начало второго учебного года (6 класс) — III серия; 4) конец второго учебного года (6 класс) — IV серия.
Рис. 2. Разница между контрольными и экспериментальными группами по результатам тестирования физической подготовленности в динамике двухлетних исследований, %
Прирост показателей по всему спектру двигательных качеств и улучшение функций организма в ЭГ, по сравнению с КГ, связаны с особенностью учебного плана рабочей программы, представленной в таблице 1.
Из данных табл. 1 видно, что значительное количество учебного времени отводится на общую физическую подготовку (ОФП), которая создает предпосылки для успешной реализации двигательных способностей. Средствами ОФП для учеников 5-6 классов являются различные виды гимнастических упражнений, ходьба и бег различной интенсивности, спортивные игры. Значимое место в программе уделяется подвижным играм и эстафетам с элементами бега, прыжков, метаний на лыжах и без лыж, что обеспечивает высокий эмоциональный уровень занятий. В играх с элементами спорта совершенствуются: чувства времени, пространства; мышечные усилия; функции различных анализаторов. Подвижные игры различной направленности позволяют решать вопросы морально-волевой и психологической подготовки.
Таблица 1
Учебный план спортивно ориентированных групп с лыжегоночным уклоном
№ п/п Содержание Класс
5 6 7 8
1. Теоретическая подготовка 6 10 12 12
2. Общая физическая подготовка 130 110 100 90
3. Специальная физическая подготовка 28 42 50 60
4. Техническая подготовка 28 30 30 30
5. Плавание 12 12 12 12
Всего: 204 204 204 204
Заключение.
Разработанная нами программа по спортивно ориентированному физическому воспитанию школьников, главным компонентом которой является лыжная подготовка, не ставит своей целью подготовку высококвалифицированных спортсменов. Ее цель - содействовать становлению всесторонне развитой личности для активного участия в жизни.
В программе, рассчитанной на семь лет обучения (5-11 классы), значительное место отводится теоретической подготовке, даны режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по видам подготовки и контрольные нормативы. Представлены типовые планы-графики изучения материала по годам обучения, типовые модели содержания учебно-тренировочных занятий, микроциклов и мезоциклов.
Таким образом, разработанная экспериментальная программа обеспечила высокий уровень прироста двигательных качеств и функциональных систем, улучшила показатели здоровья, повысила мотивацию к систематическим занятиям лыжными гонками.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев : Здоровье, 1982. - 221 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе : пути модернизации образования / В.К. Бальсевич // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 26-31.
3. Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школы / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53.
4. Барков, С.В. Инновационная технология личностно ориентированного физкультурного образования школьников-подростков : дис. ... канд. пед. наук / С.В. Барков - Смоленск, 2001. - 155 с.
5. Вавилов, Ю.И. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания / Ю.И. Вавилов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 10. - С. 2-9.
6. Нестеров, В. А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях / В.А. Нестеров // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. -1998. - № 1. - С. 15-17.
7. Никитюк, Б.А. Морфофункциональное проявление акселерации развития детского организма / Б. А. Никитюк. - М. : Наука, 1979. - 143 с.
8. Павлов, В.В. Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста при различном планировании учебного процесса [Электронный ресурс] / В.В. Павлов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. - № 1. - Режим доступа : http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
9. Погудин, С.М. Возрастные изменения силовых способностей человека / С.М. Погудин, В.М. Чене-гин. - Чайковский, 1994. - 22 с.
10. Пьявин, А.С. Увеличивая число занятий / А.С. Пьявин // Физическая культура в школе. - 1990. -№ 5. - С. 26-27.
Literature
1. Balsevich, V.K. Physical activity of person / V.K. Balsevich, V.A. Zaporozhanov. - Kiev : Health, 1982. -
221 p.
2. Balsevich, V.K. Physical education in school : ways of modernization of education / V.K. Balsevich / Pedagogy. - 2004. - № 1. - P. 26-31.
3. Balsevich, V.K. Theory and technology of a sports-oriented of physical education in the mass-owl secondary school / V.K. Balsevich, V.A. Zaporozhanov // Physical Education : education, education and training. - 2005. -№ 5. - P. 50-53.
4. Barkov, S.V. Innovative technology-based personal physical training education of students, teenagers : dis. ... cand. ped. science / S.V. Barkov, - Smolensk, 2001. - 155 p.
5. Vavilov, Y.I The conceptual premise of restructuring the school system of physical education / Y.I. Vavi-lov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1990. - № 10. - P. 2-9.
6. Nesterov, V.A. Stages of development of physical qualities of school-age children living in different climatic and geographical conditions / V.A. Nesterov // Physical Culture : education, training. - 1998. - № 1. - P. 15-17.
7. Nikityuk, B.A. Morphofunctional manifestation of acceleration of the child's body / B.A. Nikityuk. - M. : Science, 1979. - 143 p.
8. Pavlov, V.V. Morphological indicators of primary school children at different educational planning [electronic resource] / V.V. Pavlov / Pedagogical-psychological & medical-biological problems of physical culture & sports. - 2006. - № 1. - Mode of access : http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
9. Pogudin, S.M. Age-related changes of power capabilities of human / S.M. Pogudin, V.M. Cenegin. -Tchaikovsky, 1994. - 22 p.
10. Pyavin, A.S. Increasing the number of knowledge / A.S. Pyavin // Physical Education in school. - 1990. -№ 5. - P. 26-27.