Научная статья на тему 'Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие, двигательные качества и навыки первоклассников'

Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие, двигательные качества и навыки первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОТЕХНОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AEROTECHNOGENIC POLLUTION / QUALITY OF MOVEMENT / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тулякова Ольга Валерьевна, Авдеева Марина Сейфулаховна

У первоклассников, которые живут в экологически неблагоприятных районах города Кирова, в сравнении со сверстниками, живущими в экологически благоприятных районах, имеются следующие различия: снижаются масса тела и скорость ее прироста, но увеличивается скорость прироста длины тела, возрастает мышечная сила кисти, силовой индекс, диастолическое АД, среднее АД; снижается у мальчиков быстрота, а у девочек быстрота, гибкость, координационные способности, аэробная производительность, уровень формирования двигательных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of air pollution on physical development, moving qualities and skills of the first-year pupils

In the fi rst-year pupils, who live in the ecologically unfavorable region of Kirov city, in comparison with the favorable region, raises the rate of increase of body length, the muscular force of hand, power and vital index, diastolic and average AD, decreases mass of body and the rate of its increase, rapidity, fl exibility, coordination abilities, aerobic productivity and the level of forming of some moving habits.

Текст научной работы на тему «Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие, двигательные качества и навыки первоклассников»

© ТУЛИКОВА О.В., АВДЕЕВА М.С. — 2012 УДК 796.012.1:613.955

ВЛИЯНИЕ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Ольга Валерьевна Тулякова, Марина Сейфулаховна Авдеева ('Вятский государственный гуманитарный университет, ректор — д.и.н., проф. В.Т. Юнгблюд, кафедра экологии, зав. — к.б.н., доц. Л.В. Кондакова, кафедра физического воспитания, зав. — к.б.н., доц. Т.В. Беличева)

Резюме. У первоклассников, которые живут в экологически неблагоприятных районах города Кирова, в сравнении со сверстниками, живущими в экологически благоприятных районах, имеются следующие различия: снижаются масса тела и скорость ее прироста, но увеличивается скорость прироста длины тела, возрастает мышечная сила кисти, силовой индекс, диастолическое АД, среднее АД; снижается у мальчиков быстрота, а у девочек быстрота, гибкость, координационные способности, аэробная производительность, уровень формирования двигательных навыков.

Ключевые слова: аэротехногенное загрязнение, двигательные качества, физическое развитие.

INFLUENCE OF AIR POLLUTION ON PHYSICAL DEVELOPMENT, MOVING QUALITIES AND SKILLS OF THE FIRST-YEAR PUPILS

O.V. Tulyakova, M.S. Avdeeva (Vyatka State University of Humanities, Kirov)

Summary. In the first-year pupils, who live in the ecologically unfavorable region of Kirov city, in comparison with the favorable region, raises the rate of increase of body length, the muscular force of hand, power and vital index, diastolic and average AD, decreases mass of body and the rate of its increase, rapidity, flexibility, coordination abilities, aerobic productivity and the level of forming of some moving habits.

Key words: aerotechnogenic pollution, quality of movement, physical development.

Из группы техногенных факторов особой масштабностью загрязнения среды и влияния на организм человека выделяется загрязнение воздуха во многом обусловленное выхлопными газами автотранспорта. Вклад автотранспорта в загрязнение воздушной среды составляет в нашей стране в среднем 47%, а в ряде регионов на его долю приходится более половины всех выбросов.

Весьма чувствительный индикатор экологического неблагополучия — состояние детского организма. Имеющиеся данные литературы [1, 2, 12] указывают на то, что наличие загрязнения воздуха урбоэкосистем повышает вероятность формирования астенического типа телосложения, снижает скорость роста и развития организма, ухудшает функциональное состояние кар-дио-респираторной и прочих систем. Однако в отдельных работах не выявлено отрицательного воздействия загрязнения воздуха урбоэкосистем на детский организм [4] или показан акцелерирующий эффект загрязнения [5]. До конца не изучен вопрос гендерных различий экочувствительности физического развития. Ряд исследователей подчеркивают повышенную уязвимость физического развития мальчиков к загрязнению воздуха урбоэкосистем [6], ряд авторов приводят факты, подтверждающие повышенную экочувствительность девочек, у которых чаще наблюдается дисгармоничность физического развития [7]. В литературе не встречаются работы, касающиеся изучения двигательных качеств и навыков школьников в зависимости от загрязнения среды обитания.

Цель работы: изучение физического развития, уровня развития двигательных качеств и навыков первоклассников в зависимости от загрязнения воздуха в месте их проживания и с учетом гендерных особенностей.

Материалы и методы

Оценивали антропо- и физиометрические показатели физического развития, физическую подготовленность и физическую работоспособность и уровень развития двигательных навыков у 808 первоклассников (437 мальчиков и 371 девочек), обучающихся в 11 школах Кирова, из которых 4 находились в экологически неблагоприятном районе (ЭНБР) города,

а 7 — в экологически благоприятном районе (ЭБР).

Вывод о разделении районов исследуемых школ сделан на основании собственных вычислений по результатам исследований экологов г. Кирова [1]. В ЭНБР выше, чем в ЭБР, следующие экологические показатели: индекс общей токсичности (М±ш; 5,51±1,34 против 2,61±0,1* усл. ед., где * — различия достоверны, р<0,05); суммарный показатель загрязнения почв тяжелыми металлами (25,0±0,1 против 16,5±2,8* балл); содержание сульфатов в снеговом покрове (11,2±0,6 против 4,38±0,1* мг/л); индекс общей автотранспортной нагрузки на атмосферу (191,7±20,1 против 75,0±0,1* усл. ед.); частота вызовов “Скорой помощи” по бронхиальной астме у детей до 14 лет (1,50±0,37 против 0,6±0,1* усл. ед.). Индекс чистоты атмосферы в “загрязненном районе” ниже, чем в “чистом” (5,0±0,1 против 13,5±0,5* усл. ед.). Индекс общей токсичности (7а), характеризующий уровень аэрогенного загрязнения тяжелыми металлами, вычислен по концентрации тяжелых металлов в листьях клена ясенелистного в пересчете на биологический эквивалент свинца. Показатель общего загрязнения почв тяжелыми металлами (7с) определен по эколого-геохимическим картам почв г. Кирова на основе полуколичественного спектрального (спектрограф ДФС-8) и рентгено-спек-трального (прибор АрФ-6м) анализов. Содержания сульфатов и соединений азота (нитритные, нитратные и аммиакатные формы) в снеговом покрове, депонирующем поллютанты, определено с помощью трехкратных заборов проб снегового покрова в 54 точках г. Кирова с последующим его химическим анализом.

Частота вызовов “Скорой помощи” по бронхиальной астме у детей до 14 лет выявлена по журналам вызовов службы “Скорой помощи” с учетом плотности населения и телефонизации. Общая нагрузка грузопотока на атмосферу рассчитана по формуле: количество машин / часxL трассы. Индекс чистоты атмосферы (ИЧА) вычислен согласно модели Бланка-Слувера на основе токсикофобности различных видов лишайников с учетом нормализованных оценок степени покрытия.

Совпадение зон повышенного загрязнения почвы, снегового покрова, воздуха и частоты проявления острых аллергозов с участками максимальной автотранспортной нагрузки говорит о том, что автотранспорт играет ведущую роль в формировании ЭНБР в

г. Кирове. Таким образом, деление территории г. Кирова на ЭНБР и ЭБР экологически оправдано.

Исследование физического развития проводили по стандартным методикам лонгитудинально в течение календарного года: в начале (1-й замер), в средине (2-й замер), в конце первого класса (3-й замер) и в начале второго (4-й замер). При этом оценивали величину антропометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки — ОГК), физиометрических показателей (жизненная емкость легких — ЖЕЛ, мышечная сила кисти, проба Штанге) и динамику прироста данных показателей. Соматотип и гармоничность определяли с помощью центильных таблиц, составленных для г. Кирова. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали однократно в феврале-марте 2002 г. по принятым методикам.

Уровень развития двигательных качеств оценивали на основании возрастно-половых нормативов школьной программы [9]. Пробу Воячека, характеризующую статокинетическую устойчивость и адаптированную пробу Ромберга, характеризующую статокинетическую координацию, проводили по А.П. Дембо. Двигательные навыки с учетом возрастного развития детей, выделенные на основании требований учебной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ [9], оценивали по специально разработанной нами 5-балльной шкале [3].

Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК по мощности работы и частоте сердечных сокращений при выполнении степ-теста.

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке и представлены в тексте средней арифметической и ее ошибкой (М±ш). Статистическую значимость различий оценивали по критерию Стьюдента (1) и считали их значимыми при р<0,05. В статье статистически значимые различия обозначены «*».

Результаты и обсуждение

Изучение физического развития. Изучение параметров физического развития для отдельных половых групп показало, что у мальчиков из ЭНБР меньше, чем у мальчиков из ЭБР масса тела. Соответственно у них ниже массо-ро-стовой индекс и выше индекс Пинье во всех замерах (табл. 1). Среди мальчиков из ЭНБР в два раза реже, чем в ЭБР встречается макросоматический тип телосложения в конце 1-го класса (5,76±1,69% и 14,77+2,67%*) и в начале 2-го (7,69±1,98% и 14,13+2,07%*). У мальчиков из ЭНБР выше мышечная сила правой кисти, силовой и жизненный индекс (табл. 1). Мальчики проживающие в ЭНБР отличаются от мальчиков из ЭБР меньшей длиной тела (128,3+0,38 см и 129,5+0,43 см*) и ОГК (62,78±0,24 см и 63,50±0,23 см*) в конце 2-го класса.

Изучение параметров физического развития девочек показало, что у девочек, проживающих в ЭНБР, по сравнению с ЭБР ниже экскурсия грудной клетки (табл. 1). Масса тела у девочек из ЭНБР статистически значимо не отличается, но у них ниже, чем у девочек из ЭБР массо-ростовой индекс и выше индекс Пинье. У девочек из ЭНБР выше силовой индекс, жизненный индекс (табл. 1), мышечная сила правой кисти.

В целом результаты наших иссле-

дований детей 7-8-ми лет подтверждают данные литературы [1, 2, 12] о том, что наличие аэротехногенного загрязнения снижает массу, длину тела и ОГК (у мальчиков), а также экскурсию грудной клетки (у девочек). Кроме того, они демонстрируют, что наличие аэро-техногенного загрязнения снижает у первоклассников массо-ростовой индекс и повышает индекс Пинье (для мальчиков и для девочек).

Все это позволяет заключить, что аэротехногенное загрязнение способствует астенизации. Также об асте-низации свидетельствует тот факт, что среди детей из ЭНБР реже встречается макросоматический тип телосложения (для мальчиков). Особенно четко снижение антропометрических показателей прослеживается в отношении мальчиков, о чем свидетельствует большее число достоверных изменений физического развития, возникающих у мальчиков в ЭНБР (табл. 1). Возможно, это связано с тем, что в норме мальчики имеют более высокие, чем у девочек показатели физического развития и являются более ярким индикатором астенизации под действием аэротехногенного загрязнения. Также причиной может являться известная повышенная уязвимость мужского организма к вредным воздействиям [10].

Изучение двигательных качеств и навыков первоклассников. Установлено, что мальчики из ЭНБР отличаются от сверстников из ЭБР тем, что у них достоверно больше время бега на 30 м (7,16 с против 6,91 с*), ниже уровень развития навыка правильной осанки (4,56 баллов против 4,9 баллов*), навыка в ходьбе (4,81 баллов против 4,98 баллов*), в беге (4,76 баллов против 4,97 баллов*) и выполнения мячом “восьмерки” вокруг ног (4,43 баллов против 4,5 баллов*). Это означает, что наличие экологически неблагоприятных факторов у мальчиков проявилось в снижении быстроты, в основе которой лежит аэробная производительность, а также в снижении способности к выработке ряда двигательных навыков, требующих координации движений.

У девочек из экологически неблагоприятного района в сравнении со сверстницами из экологически благоприятного района, больше время бега на 30 м (7,62 с против 7,39 с*), челночного бега 3-10 м (10,36

Таблица 1

Различия показателей физического развития детей, проживающих в экологически благоприятном и неблагоприятном районах г. Кирова

Показатели № замера Мальчики из ЭБР Мальчики из ЭНБР Девочки из ЭБР Девочки из ЭНБР

М±т М±т М±т М±т

Масса тела, кг 1 25,88±0,28* 24,74±0,24* 24,43±0,26 24,28±0,29

3 27,78±0,39* 26,18±0,29* 25,75±0,30 25,80±0,33

4 29,00±0,28* 27,20±0,31* 27,46±0,28 26,97±0,35

Массо-ростовой индекс, г/см 1 205,4±1,82* 197,8±1,54* 196,0±1,76 193,7±1,85

2 211,2±1,74* 204,6±1,78* 199,7±1,78 199,6±2,27

3 213,4±2,36* 204,4±1,86* 200,8±1,89 200,9±2,10

4 220,4±1,79* 208,7±1,99* 210,9±1,82* 205,1±2,23*

Индекс Пинье 1 37,47±0,39* 38,70±0,36* 40,18±0,37 40,77±0,39

2 38,14±0,52* 40,01±0,45* 41,99±0,43 41,90±0,43

3 38,38±0,38* 39,93±0,44* 41,06±0,41* 42,51±0,49*

Мышечная сила правой кисти, кг 4 14,99±0,18* 15,55±0,17* 12,52±0,18* 13,11±0,15*

Силовой индекс, % 1 58,49±0,57* 61,49±0,58* 51,29±0,54* 51,36±0,65*

2 57,22±0,61* 59,30±0,65* 53,17±0,76 54,34±0,68

Жизненный индекс, мл/кг 2 57,72±0,58 59,13±0,50 56,82±0,64 57,79±0,66

4 61,83±0,50* 66,41±0,58* 60,57±0,57* 63,35±0,69*

МПК, л/мин 1,38±0,01* 1,34±0,01* 1,0,±0,01 1,03±0,01

Примечание: “*” означает статистическую значимость различий, означает отсутствие статистической значимости различий; р<0,05, “№ замера” означает период исследования: 1-й замер произведен в начале первого класса, 2-й замер — в средине первого класса, 3-й замер — в конце первого класса, 4-й замер — в начале второго класса. Физиометрические показатели исследовались не во все замеры.

с против 10,19 с*), ниже результат при выполнении наклона в положении сидя на полу (6,26 см против 7,25 см*), а также уровень развития навыка правильной осанки (4,86 баллов против 4,98 баллов*), навыка в ходьбе (4,83 баллов против 5 баллов*) и беге (4,82 баллов против 4,99 баллов*), навыка прыжка через скакалку (4,45 баллов против 4,67 баллов*) и выполнения мячом “восьмерки” вокруг ног (4,32 баллов против 4,51 баллов*). У них также ниже МПК (39,66 мл/мин/кг против 40,1 мл/мин/кг*).

Следовательно, у девочек наличие экологически неблагоприятных факторов в месте проживания проявилось в снижении быстроты (анаэробной производительности), координационных способностей, гибкости, физической работоспособности (аэробной производительности), а также в снижением уровня развития ряда двигательных навыков, требующих координации движений. Это указывает на то, что экологически неблагоприятные факторы тормозят у девочек развитие двигательных систем мозга.

Все это позволяет заключить, что экологически неблагоприятные факторы (выхлопные газы автотранспорта) негативно влияют на организм ребенка и, скорее всего, тормозят развитие двигательных систем мозга, ответственных за выработку навыков,

при реализации которых требуются координационные способности. Мы разделяем мнение исследователей [1], что экологически неблагоприятные факторы изменяют продукцию гормонов, в том числе надпочечниками, половыми железами и щитовидной железой, что в конечном итоге приводит к торможению процессов роста и развития ребенка.

Таким образом, у мальчиков в условиях загрязнение воздуха урбоэкосистем ниже масса, длина тела и ОГК, массо-ростовой индекс и выше индекс Пинье, в два раза реже встречается макросоматический тип телосложения, выше мышечная сила правой кисти, силовой и жизненный индекс. У девочек в условиях аэротехно-генного загрязнения ниже экскурсия грудной клетки, выше силовой индекс, жизненный индекс и мышечная сила правой кисти.

Аэротехногенное загрязнение воздуха урбоэкоси-стем снижает у мальчиков быстроту, у девочек быстроту, гибкость, координационные способности, аэробную производительность (МПК, мл/мин/кг) и уровень формирования навыка прыжка через скакалку. У тех и других в условиях аэротехногенного загрязнения ниже уровень формирования навыка правильной осанки, навыков в ходьбе и беге, выполнения “восьмерки” мячом вокруг ног.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашихмина Т.Я., Сюткин В.М., Бурков Н.А. Окружающая природная среда Кировской области: Материалы научных исследований — Киров.: Вятский госпедуниверситет, 1996. — 480 с.

2. Беляков В.А., Васильев А.В. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей // Гигиена и санитария. — 2003. — №4. — С. 33-34.

3. Воронина, Г А., Малых Т. В., Авдеева М. С. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста // Физическая культура в школе. — 2009. — №8. — С. 27-29.

4. Грицинская В.Л. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска // Гигиена и санитария. — 2002. — №3. — С 48-49.

5. Даутов Ф.Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. — Казань: Казанский университет, 1990. — 117 с.

6. Кайсина И. Г. Половое и физическое развитие девочек и его зависимость от сезона года и техногенных факторов: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Киров, 2003. — С. 157.

7. Котышева E.H., Дзюндзя Н.А., Болотская М.Ю. Анализ антропометрических показателей физического развития де-

тей 5-7 лет в условиях промышленного города // Педиатрия. — 2008. — №2. — С. 140-143.

8. Лысенко А.И., Яруллин А.Х., Даутов Ф.Ф. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на территориях с различным уровнем антропогенной нагрузки // Гигиена и санитария. — 2002. — №4. — С. 41-43.

9. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. — М., 1996. — С. 106-205.

10. Федотова Т.К. Влияние экологии современного мегаполиса на ростовые процессы дошкольников // Педиатрия. — 2006. — №6. — С. 41-45.

11. Ярославцев В.Л. Трансмеридиональный десинхроноз, его прогнозирование и профилактика у различных контингентов людей в номер и при некоторых заболевания: Учебнометодическое пособие. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1993. — 104 с.

12. Jurchuk O.A., Tuljakova O.V., Tsirkin V.I., Trukhina S.I. Negative influence of the technogenic factors on physical and sexual development of 8-17 years old schoolgirls. // European J. Natural History. — 2006. — V. 3. — P. 81-82.

Информация об авторах: служебный адрес автора: 610002, Кировская область, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26; e-mail: hellga_25@mail.ru,

Тулякова Ольга Валерьевна — к.б.н., доцент кафедры экологии химического факультета ВятГГУ, Авдеева Марина Сейфулаховна — доцент кафедры физического воспитания ВятГГУ, к.б.н.

© КАЗИМОВ М.А., АЛИ Ф.М. — 2012 УДК: 614.77

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕРМЕНТАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВ ПРИМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Мирза Агаевич Казимов, Фарида Магомед гызы Али (Азербайджанский Медицинский Университет, Баку, ректор — академик НАН Азербайджана А.Т.Амирасланов, кафедра общей гигиены и экологии, зав. — д.м.н., проф. М.А. Казимов)

Резюме. Исследовано влияния автотранспортных загрязнений различных типов почвы придорожных территорий междугородных и международных автомагистралей на почвенные ферменты. Установлено обратная зависимость ферментативной активности почвы от интенсивности автотранспортных потоков на магистралях и, следовательно, от степени загрязнения почвы. Оценена значимость расстояния от полотна дороги, культивации почвы и наличия придорожных зеленых насаждений в биологической активности почвы.

Ключевые слова: автомагистрали, почвы примагистральных территорий, автотранспортное загрязнение почвы, ферментативная активность почвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.