ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 372.21
А. В. Фоминых
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ)
Серьезной проблемой современности остается проблема здоровья детей. Одной из причин ухудшения здоровья детей является несовершенство сложившейся системы физического воспитания, обусловленное несоблюдением принципа единства умственного и физического развития. Для решения этой проблемы мы предлагаем экспериментальное обоснование методики сопряженного воздействия физическими упражнениями на физическую подготовленность и умственную работоспособность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
The serious problem of contemporary is problem of health of children. One of the reason of this problem is imperfection of formed system of physical education, because the princi ple of unity mental and psychical development isn't observed. For decision this problem we offer experimental reason of methodic of influence of psychical exercises on psychical progress and mental efficiency of children (6-7 years old).
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, принцип единства физического и умственного развития детей дошкольного возраста, здоровье ребенка.
Keywords: pre-school education, pre-school education institution, principle of unity psychical and physical development of pre-school child, health of child.
Российское общество сегодня переживает период существенного обновления всех сфер. Жизнь меняется настолько быстро, что людям непросто отследить происходящие изменения и легко и естественно приспосабливаться к ним. В особенно сложном положении оказались дети дошкольного возраста, которым приходится адап-
© Фоминых А. В., 2013
тироваться к новым жизненным условиям. Это обусловливает необходимость поиска путей совершенствования дошкольного образования, в том числе создания благоприятных условий для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности.
Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению и письму и т. д.). Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Около 70% детей имеют ряд различных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечно-сосудистой и нервной систем, речи и т. д. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения является несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания, в которой не всегда сохраняется принцип единства умственного и физического развития [1].
Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Использование обоснованных методов в системе физического воспитания помогает повысить не только физическую подготовленность, но и умственную работоспособность. Разнообразие физических упражнений дает возможность развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребе-
нок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро и технически правильно.
Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой слагается впоследствии вся двигательная деятельность человека [2].
Другой важной задачей совершенствования системы физического воспитания является организация двигательного режима детей дошкольного возраста, который удовлетворяет естественную потребность в движениях. От его правильной организации во многом зависят здоровье и работоспособность детей. Рациональный двигательный режим определяется не только по объему, но и по содержанию двигательной активности детей. Применение различных форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (утренняя зарядка, физкультурное занятие, физкультминутки, физкультпаузы, гимнастика после дневного сна и т. д.) оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности [3].
При систематических занятиях физическими упражнениями у детей улучшается физическое развитие, совершенствуется работа всех органов и систем, возрастают защитные свойства организма, развиваются физические качества, повышается работоспособность в различных видах деятельности [4].
Помимо косвенного влияния на умственное развитие ребенка, физическое воспитание оказывает на него и прямое воздействие. Во-первых, потому что дети вооружаются необходимыми каждому человеку знаниями об основах анатомии двигательного аппарата, биомеханики движений, физиологии двигательной деятельности, принципах и правилах тренировки, нормах и правилах гигиены при выполнении физических упражнений и истории физической культуры. Во-вторых, физические упражнения развивают не только физические качества, но и сообразительность, наблюдательность, вдумчивость и внимательность. Чем труднее физические упражнения, тем больше они требуют напряжения и умственных сил (особенно это относится к упражнениям в ловкости). В-третьих, у детей воспитывается устойчивый интерес, сознательная потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, которая впоследствии становится прочной привычкой [5].
Объективная необходимость развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста и субъективная недооценка некоторыми родителями роли физического воспитания, т. е. двигательной активности, привели нас к мысли о
необходимости организации физического воспитания таким образом, чтобы оно оказывало воздействие на сенсорные и двигательные системы детей дошкольного возраста, способствовало ускоренному развитию интеллектуальных и психомоторных способностей.
Поскольку умственное развитие теснейшим образом связано с обучением [6], важнейшей задачей исследования стало изучение содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих достижение поставленной цели в процессе физического воспитания. Кроме того, одной из задач исследования стало выяснение условий, которые являются наиболее благоприятными не только для двигательного, но и для умственного развития старших дошкольников.
Отличительной особенностью экспериментальной методики является последовательное прохождение взаимосвязанных структурных компонентов учебного процесса по физическому воспитанию, что должно обеспечить в итоге не только улучшение физических качеств и здоровья занимающихся, но и повышение уровня их умственной работоспособности.
Определив в качестве основной цели физического воспитания старших дошкольников содействие гармоничному формированию личности, мы обозначили два блока задач:
1) общепедагогические, предполагающие повышение уровня умственного развития дошкольников (через систему знаний в области физической культуры и в смежных областях, развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное развитие посредством физических упражнений с применением спортивно-игрового оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры;
2) специфические, суть которых заключается в обучении двигательным действиям, развитии физических качеств, оздоровлении детей.
Для эффективного решения обозначенных задач традиционное содержание учебного процесса по физическому воспитанию было дополнено пятью разделами необходимых знаний: «Мой организм», «Мир движений», «Охрана здоровья», «Мир спорта и спортивных предметов», «Олимпийские игры».
При выборе форм организации учебно-воспитательного процесса учитывались их массовость, практичность и направленность. В детском образовательном учреждении существует несколько таких форм. К ним относятся:
1) физкультурные занятия;
2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультми-
нутки, гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
3) активный отдых: детский туризм, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья;
4) самостоятельная двигательная деятельность;
5) задания на дом.
Основным средством методики физического воспитания являлись физические упражнения, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на умственную работоспособность детей в процессе физкультурных занятий. Выполнение подобранных физических упражнений обеспечивало:
1. Укрепление здоровья, формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.
2. Формирование двигательных умений и навыков для совершенствования двигательной сферы путем расширения запаса движений, являющихся базовыми в двигательном развитии ребенка (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание).
3. Развитие физических качеств, обеспечивающих формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности, гибкость, выносливость).
4. Развитие умственной сферы за счет непосредственного воздействия на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 6—7 лет (восприятие, воображение, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребенка, реализуемого в форме дидактической игры. За основу были взяты упражнения на развитие координационных способностей детей — для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития дошкольников, и мыслительных. Дополнительно были использованы и упражнения для совершенствования сенсомоторных ко-ординаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.
Необходимость объединения в учебном процессе умственной и физической деятельности привела к разработке последовательности подбора оптимальных методов и методических приемов обучения. На физкультурных занятиях ведущими являются практические методы обучения, в частности метод упражнения. Словесные
и наглядные методы выполняют функцию вспомогательных. Исходя из этого мы сочли целесообразным представить возможные варианты последовательного сочетания методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям.
Например, для совершенствования действий наглядно-образного мышления физическое упражнение целесообразно выполнять с опорой на зрительные ориентиры, действия же логического мышления более продуктивно будут развиваться при реализации физического упражнения после поиска оптимальных способов его выполнения. При этом следует руководствоваться содержанием сформулированной педагогом проблемной ситуации с последующим ее анализом, коррекцией и устранением возникающих ошибок.
Исследование проводилось на базе ДОУ № 117 г. Кирова, с сентября 2009 по май 2010 учебного года. Под наблюдением находилось 40 дошкольников. Полученные данные послужили исходным материалом для обоснованного выбора содержания методики сопряженного воздействия физическими упражнениями на физическую подготовленность и умственную работоспособность детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет).
С целью контроля за изменениями физической подготовленности и умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце педагогического эксперимента проводились педагогические тестирования. При этом на предварительном этапе контроль и оценку умственной работоспособности детей осуществлял психолог ДОУ, владеющий знаниями, умениями и навыками в сфере психологического тестирования. Текущий контроль в ходе учебного процесса осуществляли инструктор по физическому воспитанию и воспитатель, преимущественно в форме фронтальных бесед. Итоговый контроль вновь проводился психологом в форме тестирования.
В рамках данного исследования фиксировались результаты шести основных тестов, характеризующие уровень развития физических качеств детей [7]:
1. Прыжок в длину с места (см) — для измерения силы мышц нижних конечностей.
2. Метание предмета на дальность (м) (мешочек с песком, вес 1 кг) — для измерения силы мышц верхних конечностей.
3. Бег 30 м (с) — для выявления уровня развития скоростных качеств.
4. Бег 300 м (мин) — для выявления уровня развития выносливости.
5. Наклон вперед, стоя на скамейке (см) — для определения уровня гибкости.
6. Челночный бег 3 по 10 м (с) — для определения уровня развития координационных способностей.
Показателем умственного развития является умственная работоспособность. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизических качеств — памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения.
Умственная работоспособность детей старшего дошкольного возраста определялась по показателям тестов [8]:
1. Продуктивность и устойчивость внимания (корректурная проба «Найди и вычеркни»).
2. Зрительная и слуховая память («Запомни рисунки», «Двенадцать слов»).
3. Наглядно-действенное мышление («Пройди через лабиринт»).
4. Воображение («Придумай игру»).
5. Зрительное восприятие («Какие предметы спрятаны в рисунках?».
С целью подтверждения гипотезы о наличии статистической связи между показателями физической подготовленности и умственной работоспособности у дошкольников было проведено корреляционное исследование, результаты которого представлены в табл. 1. Для корректной обработки материалов исследования показатели физической подготовленности были переведены в баллы от 1 до 5 для сравнения их с показателями умственной работоспособности, которые были представлены тоже в баллах (от 1 до 5).
Из табл. 1 видно, что наибольшее количество корреляционных связей имеют показатели челночного бега (координационные способности) со следующими показателями умственной работоспособности: внимание (г = 0,68 — средняя связь), память (г = 0,54 — средняя связь), мышление
(г = 0,51 — средняя связь), восприятие (г = 0,71 — сильная связь) и воображение (г = 0,80 — сильная связь). Показатели прыжка в длину с места (сила мышц нижних конечностей) также имеют взаимосвязь с показателями умственной работоспособности: внимание (г = 0,43 — средняя связь), мышление (г = 0,49 — средняя связь), восприятие (г = 0,43 — средняя связь) и воображение (г = 0,45 — средняя связь). Показатели метания набивного мешочка (сила мышц верхних конечностей) имеют взаимосвязь с таким показателем умственной работоспособности, как восприятие (г = 0,33 — средняя связь). Показатели бега на 30 м (быстроты) имеют связь с показателями внимания(г = 0,31 — средняя связь), памяти (г = 0,31 — средняя связь), мышления (г = 0,31 — средняя связь) и восприятия (г = 0,36 — средняя связь), а показатели бега на 300 м (общая выносливость) имеют взаимосвязь с показателями внимания (г = 0,42 — средняя связь), памяти (г = 0,41 — средняя связь), мышления (г = 0,37 — средняя связь), восприятия (г = 0,47 — средняя связь) и воображения (г = 0,42 — средняя связь). Показатели наклона вперед стоя на скамейке (гибкости) имеют взаимосвязь лишь с показателями памяти (г = 0,31 — средняя связь) и показателями мышления (г = 0,36 — средняя связь).
Полученные на предварительном этапе исследования результаты корреляционного анализа послужили исходным материалом для определения времени на развитие различных физических качеств на уроках физического воспитания в экспериментальной группе. Опираясь на результаты ранее проведенных исследований, в качестве экспериментального было выбрано следующее соот-
Показатели физической подготовленности Показатели умственной работоспособности
Внимание Память Мышление Восприятие Воображение
Прыжок в длину с места (см) - сила мышц нижних конечностей 0,43 0,29 0,49 0,43 0,45
Метание набивного мешочка, вес 1 кг (м) -сила мышц верхних конечностей 0,23 0,29 0,19 0,33 0,24
Бег 30 м (с) - быстрота 0,31 0,31 0,31 0,36 0,25
Бег 300 м (мин/с) -общая выносливость 0,42 0,41 0,37 0,47 0,42
Наклон вперед стоя на скамейке (см) — гибкость 0,26 0,31 0,36 0,24 0,22
Челночный бег 3 раза по 10 м (с) - координационные способности 0,68 0,54 0,51 0,71 0,80
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа показателей физической подготовленности и умственной работоспособности детей до педагогического эксперимента (п = 40)
ношение времени: 50% времени от занятия отводили физическим упражнениям на развитие координационных способностей, 25% на развитие общей выносливости, 12,5% на развитие силы верхних и нижних конечностей, 7,5% на развитие быстроты и 5% на развитие гибкости. В контрольной группе на развитие всех физических качеств отводилось одинаковое в процентном соотношении время — по 20% от общего на развитие координационных способностей, на развитие силы, на развитие общей выносливости, на развитие быстроты и на развитие гибкости.
Результаты основного педагогического эксперимента подтвердили правомерность экспериментального распределения времени на развитие кондиционных способностей (сила, быстрота, выносливость, гибкость) и координационных способностей как условия для сопряженного развития умственной работоспособности дошкольников.
Так, в табл. 2 представлены изменения сред-негрупповых показателей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста контрольной (к. г.) и экспериментальной (э. г.) групп с сентября 2009 по май 2010 г.
Из табл. 2 видно, что на начало педагогического эксперимента в показателях физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не обнаружено (р > 0,05). К концу эксперимента по-
ложительная динамика наблюдается в показателях как в контрольной, так и в экспериментальной группах, причем в экспериментальной группе был выявлен более высокий уровень изменения данных показателей от начала к концу педагогического эксперимента в сравнении с контрольной группой. По всем шести показателям физической подготовленности в экспериментальной группе изменения носят достоверный характер (р < 0,05), а в контрольной группе только по двум. Более того, если на начало педагогического эксперимента между уровневыми показателями физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп достоверных различий нет (р > 0,05), то в конце эксперимента эти различия носят существенный и достоверный характер (р < 0,05) в 5 из 6 показателей: силы нижних конечностей (1 = 2,9 р < 0,05), силы верхних конечностей (1 = 2,18 р < 0,05), координационных способностей (1 = 3,75 р < 0,05), гибкости (1 = 3,4 р < 0,05) и скорости (1 = 5,0 р < 0,05).
Изменения суммарных показателей умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп с сентября 2009 по май 2010 учебного года представлены в табл. 3.
Из табл. 3 видно, что в контрольной группе изменения всех показателей умственной работоспособности за период педагогического экспери-
Таблица 2
Изменения среднегрупповых показателей физической подготовленности детей сташего дошкольного возраста в КГ и ЭГ от начала к концу педагогического эксперимента (М±ш)
Показатели КГ(п = 20) ЭГ(п = 20) Сравнение данных по ^критерию Стьюдента
Сентябрь Май Сентябрь Май
1 2 3 4 1-3 2-4
Прыжок в длину с места (см) 103,75±2,25 110,3±1,93 102±1,93 118,5±2,25 1 = 0,6 р > 0,05 1 = 2,9 р < 0,05
X = 2,25 р < 0,05 X = 5,6 р < 0,05
Метание набивного мешочка, вес 1 кг (м) 3,48±0,058 | 3,795±0,065 3,37±0,08 | 4,035±0,09 1=1,15 р > 0,05 1 = 2,18 р < 0,05
1 = 3,7 р< 0,05 1 = 5,54 р< 0,05
Челночный бег 3 раза по 10 м (с) 9,45±0,2 | 8,95±0,13 9,71±0,2 | 8,2±0,16 1 = 0,9 р > 0,05 1 = 3,75 р < 0,05
1 = 2,08 р > 0,05 1 = 5,8 р < 0,05
Бег 300 м (мин) 1,5±0,005 | 1,4±0,005 1,4±0,17 | 1,3±0,118 Х = 2 р > 0,05 1 = 2,0 р > 0,05
1= 1,4 р> 0,05 1 = 4,5 р<0,05
Наклон вперед стоя на скамейке (см) 2,7±0,46 | 3,9±0,46 3,05±0,46 | 6,65±0,65 1 = 0,54 р > 0,05 1 = 3,4 р < 0,05
1 = 1,8 р> 0,05 1 = 4,5 р< 0,05
Бег 30 м (с) 8,3± 0,16 | 7,975±0,13 8,2±0,098 | 7,275±0,065 1 = 0,28 р > 0,05 1 = 5,0 р < 0,05
1= 1,96 р> 0,05 1 = 7,7 р < 0,05
Примечание. М - среднее арифметическое; т - ошибка среднего арифметического; I - показатель критерия Стьюдента; р - экспериментальный уровень значимости; р < 0,05 - различия достоверны; р > 0,05 -различия недостоверны; п - объем выборки.
мента носят достоверный характер (Р > 0,05), хотя их изменения за исследуемый период имеют положительную динамику.
В экспериментальной группе за период педагогического эксперимента существенные изменения произошли по всем показателям, характеризующим умственную работоспособность (Р < 0,05). Кроме того, в конце педагогического эксперимента суммарный уровень показателей умственной работоспособности в эксперименталь-
ной группе значительно превосходит уровневые показатели в контрольной группе.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий обобщающий вывод: разработанная экспериментальная методика сопряженного воздействия, основанная на планировании оптимального соотношения времени для развития физических качеств, оказывает одновременное прогрессивное влияние на уровень физической подготовленности детей и их умственную работоспособность.
Таблица 3
Изменения суммарных показателей умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста в КГ и ЭГ в начале и в конце педагогического эксперимента (М±ш)
Показатели Контрольная группа (п = 20) Экспериментальная группа (п = 20) Сравнение данных по ^критерию Стьюдента
Сентябрь Май Сентябрь Май
1 2 3 4 1-3 2-4
Умственная работоспособность 19,4±2,8 20,25±2,5 19,25±2,8 23,25±1,4 1 = 0,18 р > 0,05 1 = 4,6 р < 0,05
1= 1,06 р> 0,05 г = 5,8 р < 0,05
Примечания
1. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс +, 2002; Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и коллежей. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
2. Богина Т., Рунова М. Преемственность воспитания и образования в дошкольном учереждении и начальной школе //Дошкольное воспитание. 1999. № 6. С. 58-61; Кособуцкая Г., Алябьева Н. Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С. 97-100.
3. Шлемина А. М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: Просвещение, 1988.
4. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1984.
5. Богина Т., Рунова М. Указ. соч. С. 58-61.
6. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. Волгоград: Учитель, 2011; Маталыгина О. А. Движение и здоровье // Дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 4-5.
7. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Боцнович. СПб.: «Детство-пресс», 2003.
8. Маталыгина О. А. Указ. соч.