Научная статья на тему 'Технология использования технико-тактических элементов хоккея в физическом воспитании детей 5-6 лет'

Технология использования технико-тактических элементов хоккея в физическом воспитании детей 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ДОШКОЛЬНИКИ 5-6 ЛЕТ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР / PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION / GAME TASKS AND OUTDOOR GAMES / PRESCHOOLERS AGED 5-6 / TECHNICAL AND TACTICAL ELEMENTS OF SPORTS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батанцев Николай Иванович, Барбашов Сергей Викторович

В статье описывается технология использования технико-тактических элементов хоккея в физическом воспитании детей 5-6 лет. Разработаны игровые задания и подвижные игры с техническими и тактическими элементами хоккея, которые подверглись систематизации с учетом их значимости для физического и умственного развития детей.Содержание конкретных физкультурных занятий разрабатывалось с опорой на технологическую схему гармонизации физического и умственного развития детей 5-6 лет на основе технико-тактических элементов спортивных игр. Приведены различные варианты построения физкультурных занятий. Дана экспериментальная оценка эффективности технологии использования технико-тактических элементов хоккея в физическом воспитании детей 5-6 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE USE OF TECHNICAL AND TACTICAL ELEMENTS OF HOCKEY IN PHYSICAL EDUCATION OF 5-6-YEAR-OLD CHILDREN

The article describes the technology of the use of technical and tactical elements of hockey in physical education of children aged 5-6; presents the game tasks and mobile games with technical and tactical elements of hockey that have been systematized in terms of their significance for physical and mental development of children.The paper also stresses that the content of specific physical training sessions was developed with support for the technological scheme of harmonization of physical and mental development of children aged 5-6 was developed on the basis of technical and tactical elements of sports games; gives various options for developing Physical Training classes. The authors present the experimental estimation of the effectiveness of the technology of using technical and tactical elements of hockey in the physical education of 5-6-year-old children.

Текст научной работы на тему «Технология использования технико-тактических элементов хоккея в физическом воспитании детей 5-6 лет»

УДК 373.2.016:796.355

Н. И. Батанцев, С. В. Барбашов

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ХОККЕЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия

Аннотация. В статье описывается технология использования технико-тактических элементов хоккея в физическом воспитании детей 5-6 лет. Разработаны игровые задания и подвижные игры с техническими и тактическими элементами хоккея, которые подверглись систематизации с учетом их значимости для физического и умственного развития детей.

Содержание конкретных физкультурных занятий разрабатывалось с опорой на технологическую схему гармонизации физического и умственного развития детей 5-6 лет на основе технико-тактических элементов спортивных игр. Приведены различные варианты построения физкультурных занятий. Дана экспериментальная оценка эффективности технологии использования технико-тактических элементов хоккея в физическом воспитании детей 5-6 лет.

Ключевые слова: физическое и умственное развитие, физическое воспитание, игровые задания и подвижные игры, дошкольники 5-6 лет, технико-тактические элементы спортивных игр.

Актуальность исследуемой проблемы. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этот период важную роль играет дошкольное образование, являющееся первым этапом в формировании гармонично развитой личности. Идея гармоничного развития личности, основанная на единстве умственного и духовного развития, получила свое развитие благодаря трудам основоположника теории физического воспитания П. Ф. Лесгафта.

Многие исследователи утверждают, что в дошкольном возрасте наблюдается тесное единство умственного и физического развития [6], [7], [11], [15], [16]. Ряд специалистов указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования, внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями [5], [17] и др.

В настоящее время открываются богатейшие возможности для разработки новых средств, методов и организационных форм обучения [8], [9].

© Батанцев Н. И., Барбашов С. В., 2017

Батанцев Николай Иванович - соискатель кафедры теории и методики физического воспитания Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск, Россия; e-mail: boxingtaim@mail.ru

Барбашов Сергей Викторович - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск, Россия; e-mail: svbarbashov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2017

Цель исследования - разработать, апробировать и внедрить в процесс физического воспитания детей 5-6 лет технологию, построенную на основе применения технико-тактических элементов спортивных игр, способствующую гармонизации физического и умственного развития старших дошкольников.

Материал и методика исследований. Для достижения данной цели был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методики психодиагностики, методы математической статистики.

В исследовании показатели физического развития определялись с помощью двига-тельно-кондиционных и двигательно-координационных тестов «Метание мяча на дальность правой и левой рукой» (сила мышц рук), «Подъем туловища за 30 сек» (сила брюшных мышц), «Наклон вперед из положения сидя» (гибкость), «Бег на 300 м» (выносливость), «Бег на 30 м» (быстрота), «Прыжок в длину с места» (сила мышц ног), «Челночный бег 3x10 м» (ловкость), «Бег по номерам 3x5 м» (ловкость), «Бег змейкой 10 м» (ловкость), «Бег с изменением направления» (ловкость).

Показатели наглядно-образного и словесно-логического мышления определялись с помощью методик психодиагностики: опросника Я. Йирасека на определение уровня словесно-логического мышления [18] и методики Р. С. Немова «Что здесь лишнее?» на определение наглядно-образного мышления [12], которые были модифицированы. Модификация заключалась в том, что текстовое содержимое данных методик было переведено в разряд сведений о физической культуре и спорте.

Экспериментальная часть исследования проводилась с октября 2015 по апрель 2016 г. на базе МБДОУ «Детский сад № 14 "Березка"» г. Ханты-Мансийска, в которой приняли участие 48 детей. Были организованы экспериментальная и контрольная группы. В этих группах занимались по 24 ребенка в возрасте 5-6 лет.

Контрольная группа занималась по программе дошкольного образования «От рождения до школы», в которой содержится перечень основных движений, подвижных игр и упражнений для детей 5-6 лет [13], [14]. В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами технологии использования технико-тактических элементов спортивных игр, направленных на гармонизацию физического и умственного развития детей.

Результаты исследований и их обсуждение. При разработке технологии гармонизации физического и умственного развития детей дошкольного возраста средствами технико-тактических элементов спортивных игр мы опирались на предшествующий опыт решения данной проблемы [1], [19] с применением игр с элементами баскетбола, хоккея, футбола. Ранее проведенные исследования и наблюдения [2], [3] показали, что занятия, построенные на основе элементов спортивных игр, создают условия для полноценного и гармоничного развития детей. Учитывая результаты этих исследований, мы предположили, что игровые задания и подвижные игры с технико-тактическими элементами хоккея позволят достичь гармонии физического и умственного развития старших дошкольников. Нами были разработаны игровые задания и подвижные игры с техническими и тактическими элементами хоккея. Эти игровые задания и подвижные игры были систематизированы с учетом их значимости для физического и умственного развития детей (табл. 1).

Таблица 1

Примерное содержание игровых заданий и подвижных игр с техническими и тактическими элементами хоккея (раздел «Хоккей»)

Игровые задания с техническими элементами хоккея (физическое развитие) Игровые задания с тактическими элементами хоккея (умственное развитие)

10 передач (с передачей, остановкой шайбы) Мяч водящему (с передачей, остановкой шайбы) Мотоциклисты (с ведением шайбы) Скажи, какой цвет (с ведением шайбы) Пять бросков (с бросками шайбы в ворота) Бросание шайбы в парах (с бросками шайбы в ворота) Сделай рывок Обеги защитника Выход вперед Переход на другую сторону Передай свободному Забрось сам Отступи и забери Перехвати шайбу Защита ворот Подстраховка

Подвижные игры с техническими элементами хоккея без игрового противоборства (физическое развитие) Подвижные игры с техническими элементами хоккея с игровым противоборством (физическое и умственное развитие)

Перехвати шайбу (с передачей шайбы, для развития ловкости) У кого меньше шайб (с передачей шайбы, для развития силы) Займи свободный кружок (с передачей шайбы, для развития быстроты) Обгони шайбу (с передачей шайбы, для развития быстроты) Подвижная цель (с передачей шайбы, для развития ловкости) Успей перехватить (с передачей шайбы, для развития ловкости) За шайбой (с передачей шайбы, для развития быстроты) Передал - беги (с передачей шайбы, для развития быстроты) Эстафета с ведением шайбы (с ведением шайбы, для развития ловкости) Метко в ворота (с ведением, бросками шайбы в ворота, для развития ловкости) Чья команда забьет больше шайб в ворота (с бросками шайбы в ворота, для развития силы) Шайбу ловцу (с сочетанием передачи, остановки, ведения шайбы, для развития выносливости) Борьба за шайбу (с сочетанием передачи, остановки, ведения шайбы, для развития выносливости) Защита крепости (с сочетанием передачи, остановки, ведения шайбы, для развития выносливости) Шайбу капитану (с сочетанием передачи, остановки, ведения шайбы, для развития выносливости)

При разработке содержания конкретных физкультурных занятий мы опирались на технологическую схему гармонизации физического и умственного развития детей 5-6 лет на основе технико-тактических элементов спортивных игр (рис. 1).

Так как спортивная игра предполагает обучение тактическим действиям, а тактика подразумевает систему знаний и умений, базирующихся на познавательных психических процессах [4], освоение технико-тактических элементов спортивных игр сочеталось с выполнением заданий на развитие видов мышления. Обучение техническим элементам связывалось с развитием физических качеств, поскольку выполнение технических приемов требует проявления соответствующего уровня физических кондиций [10].

Рис. 1. Технологическая схема гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании детей 5-6 лет на основе технико-тактических элементов спортивных игр

Традиционно процесс обучения техническим элементам спортивных игр строится на их многократном выполнении. Однако практический опыт показывает, что такой способ обучения недостаточно эффективен. Выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игровые задания, которые, предполагается, будут способствовать быстрому, прочному, осознанному усвоению детьми технических элементов. Поэтому в обучающей части посредством игровых заданий с техническими элементами спортивных игр мы обучали техническим приемам, затем в игровой части с помощью подвижных игр их закрепляли и совершенствовали с развитием определенных физических качеств. После технических элементов и развития определенного комплекса физических качеств необходимо приступать к обучению тактике и развитию видов мышления.

Тактические элементы предполагают объединение видов мышления и тактических схем, которые являются базовыми для видов спорта. Поэтому обучение тактическим элементам связываем с развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления. На рисунке 2 приведен вариант построения физкультурных занятий.

Рис. 2. Структура физкультурного занятия по теме «Обучение технике броска шайбы в ворота и развитие ловкости» (раздел «Хоккей»)

В подготовительной части занятие начинается с беседы, где детям рассказывается про спортивную игру хоккей, сообщаются задачи учебного занятия, затем следует разминка в движении с имитацией бросков шайбы, далее за инструктором дети выполняют общеразвивающие упражнения на месте с клюшками.

В основной (обучающей) части проводится непосредственное обучение технике броска шайбы. Инструктор показывает, как выполняется бросок. Технический элемент демонстрируется несколько раз, чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению. После этого объясняет и еще раз показывает. Получив общее представление о техническом элементе, дети приступают к выполнению игрового задания «Пять бросков». Во время выполнения задания инструктор следит за ошибками и проговаривает: 1) «Не разворачивай крюк клюшки в момент удара»; 2) «Сжимай рукоятку клюшки в момент касания крюка с шайбой»; 3) «Провожай шайбу взглядом».

В основной (игровой) части после обучения техническому элементу применяется подвижная игра с передачей шайбы «Метко в ворота», которая способствует развитию ловкости. В подвижной игре дети ощущают свободу, испытывают радость и эмоциональный подъем, что делает процесс обучения более эффективным.

В заключительной части применяется дыхательная гимнастика на восстановление дыхания, подводятся итоги занятия, дети отвечают, чему научились, какие испытывали трудности.

В представленном варианте физкультурного занятия дети обучались технике броска шайбы в ворота и развивали ловкость. В последующем бросок шайбы в ворота закрепляется и совершенствуется в единстве с развитием других физических качеств. Необходимо также обучить технике передачи и ведения шайбы. После освоения детьми технических элементов хоккея и целенаправленного развития физических качеств необходимо приступать к обучению тактике и развитию видов мышления. Ниже представлена структура и описание такого физкультурного занятия (рис. 3).

Рис. 3. Структура физкультурного занятия по теме «Обучение тактике и развитие словесно-логического мышления» (раздел «Хоккей»)

В подготовительной части в ходе беседы детям задаются вопросы, что они узнали о хоккее, какие технические элементы изучили. Сообщаются задачи учебного занятия. Затем следует разминка в движении с имитацией изученных технических элементов. Об-щеразвивающие упражнения на месте с клюшками выполняются самостоятельно за одним из детей.

В основной (обучающей) части при обучении тактике посредством игрового задания «Передай свободному» с применением рисунков ошибочных действий мы способствуем развитию словесно-логического мышления. На рисунках изображено тактическое действие игроков с возможными ошибками. После ошибочного выполнения изучаемого тактического действия детям показывается рисунок с изображением допущенной ошибки. Посмотрев на него, дети рассказывают, какие ошибки они допустили и как их исправить. Затем, при повторном выполнении игрового задания стараются их устранить.

В основной (игровой) части занятия применяется подвижная игра с игровым противоборством «Шайбу капитану», способствующая реализации и закреплению изученного тактического действия. За счет игровых заданий с тактическими элементами дети обучаются тактическим действиям и в подвижных играх с игровым противоборством их применяют.

В заключительной части применяется дыхательная гимнастика, проводится рефлексия, подводятся итоги занятия.

Применение технологии использования технико-тактических элементов хоккея в дошкольном образовательном учреждении № 14 «Березка» г. Ханты -Мансийска позволило существенно и достоверно повысить показатели развития физических качеств (табл. 2) и видов мышления детей 5-6 лет (табл. 3), занимающихся в экспериментальной группе.

Показатели развития физических качеств дошкольников по результатам теста на силовую выносливость «Подъем туловища за 30 сек» увеличились на 56 %. Показатель гибкости в «Наклоне вперед из положения сидя» увеличился на 41,7 %. Коэффициент скоростно-силовых качеств в метании мяча на дальность правой рукой показал увеличение на 24,4 %, левой рукой - на 34,1 %. При определении выносливости в «Беге на 300 м» показатель увеличился на 18,2 %. Скоростно-силовые качества в «Прыжке в длину с места» улучшились на 15,2 %. Также значительный прирост, на 13,8 %, произошел при определении ловкости в «Челночном беге 3х10 м» и на 13,2 % - при определении быстроты в «Беге на 30 м».

Таблица 2

Показатели физического развития детей 5-6 лет до и после эксперимента

Наименование тестов До эксперимента После эксперимента Прирост, % Различия по 1 Стьюдента

Двигательно-кондиционные

х±8 х±8 Р

Метание мяча на дальность правая 5,4±1,9 6,9±2,1 24,4 % <0,05

левая 3,4±1,0 4,8±1,2 34,1 % <0,05

Подъем туловища за 30 сек 5,4±4,5 9,6±5,5 56 % <0,05

Наклон вперед из положения сидя 5,1±2,6 7,8±2,8 41,7 % <0,05

Бег на 300 м 1,8±0,3 1,5±0,2 18,2 % <0,05

Бег на 30 м 8,9±0,6 7,8±0,6 13,2 % <0,05

Прыжок в длину с места 90,3±17,2 105,2±17,3 15,2 % <0,05

Двигательно-координационные

Бег с изменением направления 14,3±1,1 13,2±1,1 8 % <0,05

Бег по номерам 5х3 м 23,4±2,2 21,8±2,3 4,4 % <0,05

Бег змейкой 10 м 5,9±0,6 5,5±0,5 7 % <0,05

Челночный бег 3х10 м 12,4±1,0 10,8±0,8 13,8 % <0,05

Таблица 3

Показатели умственного развития детей 5-6 лет до и после эксперимента

Наименование тестов До эксперимента После эксперимента Прирост, % Различия по 1 Стьюдента

х±8 х±8 Р

Наглядно-образное мышление (модифицированная методика Р. С. Немова «Что здесь лишнее») 2,2±0,8 1,5±0,5 46,6 % <0,05

Словесно-логическое мышление (модифицированная методика Я. Йирасека) 4,3±9,0 6,7±7,0 43,6 % <0,05

Наглядно-образное мышление (методика Р. С. Немова «Что здесь лишнее») 2,2±0,7 1,3±0,6 54,1 % <0,05

Словесно-логическое мышление (методика Я. Йирасека) 4,6±7,3 7,2±5,9 44,1 % <0,05

Показатели словесно-логического мышления по методике Я. Йирасека увеличились на 44,1 %, по модифицированной методике - на 43,6 %. Значительные увеличения произошли и при определении уровня развития наглядно-образного мышления. Так, по методике Р. С. Немова «Что здесь лишнее» прирост составил 54,1 %, по модифицированной методике - 46,6 %.

Резюме. Таким образом, результаты педагогического эксперимента указывают на эффективность технологии гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании детей 5-6 лет на основе технико-тактических элементов спортивных игр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983. -

78 с.

2. Батанцев Н. И. Развитие физических качеств в процессе физического воспитания детей 6-7 лет на основе использования элементов спортивных игр // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2015. - № 1-2. - С. 9-14.

3. Батанцев Н. И., Барбашов С. В. Технологическое обоснование модели гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании детей 5-6 лет на основе использования элементов спортивных игр // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 30-2. - С. 109-113.

4. Гирьятович Е. Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболистов 11-13 лет на этапе начальной специализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Омск, 2007. - 159 с.

5. Горелов А. А., Коблев Я. К., Козлов И. М., Правдов М. А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 50-53.

6. Дворкина Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Краснодар, 2002. - 28 с.

7. Драндров Г. Л. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 100 с.

8. Драндров Г. Л., Никоноров Д. В. Взаимосвязь двигательных способностей и способности к обобщению у детей старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3, ч. 3. -С. 585-589.

9. Драндров Г. Л., Никоноров Д. В. Теоретические и методические основы совершенствования процесса обучения основным движениям детей старшего дошкольного возраста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4(80), ч. 3. - С. 40-44.

10. ЖелезнякЮ. Д., Портнов Ю. М., Савин В. П., Лексаков А. В. Спортивные игры : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 2004. - 520 с.

11. Кособуцкая Г. В. Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. -М., 2009. - 25 с.

12. Немов Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 4-е изд. - М. : Владос, 2001. - 640 с.

13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.

14. Платонова Р. И., Воронов В. В. Технология обучения: от уточнения понятий к практике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). -С. 162-166.

15. Стародубцева И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Тюмень, 2004. - 26 с.

16. Трофимова О. С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. -Краснодар, 2010. - 25 с.

17. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. - Краснодар, 1998. - 50 с.

18. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага : Авиценум, 1978. - 388 с.

19. Шпак В. Г. Элементы спортивных игр в детском саду : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 138 с.

UDC 373.2.016:796.355

N. I. Batantsev, S. V. Barbashov

TECHNOLOGY OF THE USE OF TECHNICAL AND TACTICAL ELEMENTS OF HOCKEY IN PHYSICAL EDUCATION OF 5-6-YEAR-OLD CHILDREN

Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia

Abstract. The article describes the technology of the use of technical and tactical elements of hockey in physical education of children aged 5-6; presents the game tasks and mobile games with technical and tactical elements of hockey that have been systematized in terms of their significance for physical and mental development of children.

The paper also stresses that the content of specific physical training sessions was developed with support for the technological scheme of harmonization of physical and mental development of children aged 5-6 was developed on the basis of technical and tactical elements of sports games; gives various options for developing Physical Training classes. The authors present the experimental estimation of the effectiveness of the technology of using technical and tactical elements of hockey in the physical education of 5-6-year-old children.

Keywords: physical and mental development, physical education, game tasks and outdoor games, preschoolers aged 5-6, technical and tactical elements of sports games.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Adashkjavichene Je. J. Basketbol dlja doshkol'nikov: iz opyta raboty. - M.: Prosveshhenie, 1983. - 78 s.

2. Batancev N. I. Razvitie fizicheskih kachestv v processe fizicheskogo vospitanija detej 6-7 let na osnove ispol'zovanija jelementov sportivnyh igr // Problemy sovershenstvovanija fizicheskoj kul'tury, sporta i olimpizma. -2015. - № 1-2. - S. 9-14.

3. Batancev N. I., Barbashov S. V. Tehnologicheskoe obosnovanie modeli garmonizacii fizicheskogo i um-stvennogo razvitija v fizicheskom vospitanii detej 5-6 let na osnove ispol'zovanija jelementov sportivnyh igr // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. - 2016. - № 30-2. - S. 109-113.

4. Gir'jatovich E. G. Formirovanie osnov takticheskogo myshlenija u basketbolistov 11-13 let na jetape na-chal'noj specializacii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Omsk, 2007. - 159 s.

5. Gorelov A. A., Koblev Ja. K., Kozlov I. M., Pravdov M. A. Problemy fizicheskogo vospitanija detej dosh-kol'nogo vozrasta i podhody k ih resheniju // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2002. -№ 4. - S. 50-53.

6. Dvorkina N. I. Soprjazhennoe razvitie fizicheskih kachestv i psihicheskih processov u detej 3-6 let : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Krasnodar, 2002. - 28 s.

7. Drandrov G. L. Intellektual'noe razvitie detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitanija. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2011. - 100 s.

© Batantsev N. I., Barbashov S. V., 2017

Batantsev, Nikolay Ivanovich - Post-graduate Student, Department of Theory and Methods of Physical Education, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia; e-mail: boxing-taim@mail.ru

Barbashov, Sergey Viktorovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Education, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia; e-mail: svbarbashov@yandex.ru

The article was contributed on April 10, 2017

8. Drandrov G. L., Nikonorov D. V. Vzaimosvjaz' dvigatel'nyh sposobnostej i sposobnosti k obobshheniju u detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Fundamental'nye issledovanija. - 2014. - № 3, ch. 3. - S. 585-589.

9. Drandrov G. L., Nikonorov D. V. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy sovershenstvovanija processa obuchenija osnovnym dvizhenijam detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 4(80), ch. 3. - S. 40-44.

10. Zheleznjak Ju. D., Portnov Ju. M., Savin V. P., Leksakov A. V. Sportivnye igry : uchebnik dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. - M. : Akademija, 2004. - 520 s.

11. Kosobuckaja G. V. Obosnovanie sredstv fizicheskogo vospitanija, sposobstvujushhih razvitiju umstven-nyh sposobnostej doshkol'nikov v uslovijah detskogo sada : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - M., 2009. -25 s.

12. Nemov R. S. Psihologija : uchebnik dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij : v 3 kn. Kn. 3 : Psihodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psihologicheskoe issledovanie s jelementami matematicheskoj statis-tiki. - 4-e izd. - M. : Vlados, 2001. - 640 s.

13. Ot rozhdenija do shkoly. Primernaja obshheobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija (pi-lotnyj variant) / pod red. N. E. Veraksy, T. S. Komarovoj, M. A. Vasil'evoj. - M. : Mozaika-Sintez, 2014. - 368 s.

14. Platonova R. I., Voronov V. V. Tehnologija obuchenija: ot utochnenija ponjatij k praktike // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 162-166.

15. Starodubceva I. V. Integracija umstvennogo i dvigatel'nogo razvitija doshkol'nikov 5-7 let v processe fizicheskogo vospitanija : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Tjumen', 2004. - 26 s.

16. Trofimova O. S. Integrirovannoe razvitie fizicheskih sposobnostej i myshlenija detej podgotovitel'noj k shkole gruppy sredstvami igrovoj dejatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Krasnodar, 2010. - 25 s.

17. Chernyshenko Ju. K. Nauchno-pedagogicheskie osnovanija innovacionnyh napravlenij v sisteme fizicheskogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.04. - Krasnodar, 1998. - 50 s.

18. Shvancara J. Diagnostika psihicheskogo razvitija. - Praga : Avicenum, 1978. - 388 s.

19. Shpak V. G. Jelementy sportivnyh igr v detskom sadu : posobie dlja pedagogov uchrezhdenij, obespechivajushhih poluchenie doshkol'nogo obrazovanija. - Minsk : UP «IVC Minfina», 2004. - 138 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.