Научная статья на тему 'Проблема критериев оценки итоговых результатов физической подготовленности в современных программах для дошкольных образовательных учреждений'

Проблема критериев оценки итоговых результатов физической подготовленности в современных программах для дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / PRESCHOOL PHYSICAL TRAINING / PROGRAM / PHYSICAL READINESS / CRITERIA OF AN ASSESSMENT / TOTALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Леонид Алексеевич

В статье на основе анализа программ по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в начальной школе определяется проблема критериев оценки итоговых результатов в дошкольном физическом воспитании, заключающаяся в отсутствии в настоящее время единых тестовых методик и нормативных требований. Обосновывается вывод о невозможности при таком положении определения «единых стартовых возможностей» детей, выпускающихся из ДОУ, и обеспечения преемственности между дошкольным и школьным физическим воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Леонид Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF CRITERIA OF AN ASSESSMENT OF TOTAL RESULTS OF PHYSICAL READINESS IN MODERN PROGRAMS FOR PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article on the basis of the analysis of programs the problem of criteria of an assessment of total results is determined by physical training in preschool educational institutions (PEI) and at elementary school in the preschool physical training, consisting in absence now uniform test techniques and standard requirements. The conclusion about impossibility locates, at such situation, definitions of "uniform starting opportunities" children who are issued from PEI and ensuring continuity between preschool and school physical training.

Текст научной работы на тему «Проблема критериев оценки итоговых результатов физической подготовленности в современных программах для дошкольных образовательных учреждений»

Наговицын Роман Сергеевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, romanagovitsin@rambler.ru, Россия, Удмуртия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко

THE DEVELOPMENT OF NATIONAL AND REGIONAL COMPONETS TRAINING FOR FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION STUDENT PERSONALITY

R.S. Nagovitsyn

The formation of the physical training of the person enrolled in the pedagogical space liberal arts college on the basis of the implementation of the national-regional component of the training content will solve one of the problems facing the school, namely the preservation and promotion of health and physical development of the younger generation through the formation of physical education student's personality, able to fully and versatile implement future professional activity.

Key words: national- regional component of the training content, physical education student's personality.

Nagovicyn Roman Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Head of Department, romanagovitsin@rambler.ru, Russia, Udmurtia, Glazov, Glazovsky State Pedagogical Institute the name of V.G. Korolenko

УДК 796.011

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.А. Семенов

В статье на основе анализа программ по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в начальной школе определяется проблема критериев оценки итоговых результатов в дошкольном физическом воспитании, заключающаяся в отсутствии в настоящее время единых тестовых методик и нормативных требований. Обосновывается вывод о невозможности при таком положении определения «единых стартовых возможностей» детей, выпускающихся из ДОУ, и обеспечения преемственности между дошкольным и школьным физическим воспитанием.

Ключевые слова: дошкольное физическое воспитание, программа, физическая подготовленность, критерии оценки, итоговые показатели.

Ключевым положением принятых в последние годы Федеральных государственных требований (ФГТ) [4, 5] в сфере дошкольного

образования является обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе, создание «равных стартовых возможностей» для

обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования [4].

Для реализации данного положения предписывается создание в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) основных

образовательных программ, которые должны разрабатываться «на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования», подготовка которых возложена на Министерство

образования и науки. При этом особое внимание должно уделяться

планированию итоговых (а также промежуточных) результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы в ДОУ.

Все сказанное, безусловно, распространяется и на образовательную область «физическая культура», которая является непременной частью основной общеобразовательной программы [4]. И здесь особенно важно заметить то, что на сегодняшний день большое число детей,

выпускающихся из ДОУ, не в состоянии выполнять минимальные требования к их физической подготовленности, предъявляемые школьной программой по физическому воспитанию для первоклассников [7]. Очевидно, что реализация требований к образовательной программе в той ее части, где речь идет об обязательном планировании итоговых и промежуточных результатов освоения детьми, может в корне изменить сложившуюся ситуацию. Но непременным условием для этого является адекватность принимаемых, прежде всего, итоговых результатов детей, выпускающихся из ДОУ, соответствие их требованиям, обеспечивающим преемственность между дошкольным и школьным физическим воспитанием.

Цель работы и заключалась в анализе критериев оценки итоговых результатов физической подготовленности, принятых в примерных общеобразовательных программах для ДОУ, разработанных в соответствии с ФГТ [1, 3, 6, 8].

Прежде чем изложить задачи проведенного изучения, следует отметить, что анализу подверглись итоговые показатели кондиционной физической подготовленности детей, проявляемой в таких физических качествах, как сила, быстрота, выносливость, гибкость.

Именно развитие физических качеств составляет одну из главных задач физического воспитания, что и отражается в ФГТ [4]. При этом важно иметь в виду, во-первых, то, что решение именно этой задачи обеспечивает полноценное физическое здоровье ребенка. И, во-вторых, для оценки физических качеств используются конкретные числовые единицы (см, с, количество раз и т. п.), что существенно облегчает проведение мониторинга для отслеживания динамики достижений детей, что также предусматривается ФГТ [4].

Задачи исследования.

1. Определить различия (и сходства) в тестовых методиках и нормативных требованиях, рекомендуемых различными программами для оценивания итоговых результатов в образовательной области «физическая культура» в ДОУ.

2. Выявить соответствие тестовых методик и нормативных требований, рекомендуемых для осуществления итогового контроля в образовательной области «физическая культура» в ДОУ, диагностическому аппарату программ по физическому воспитанию в начальной школе.

Анализ, связанный с изучением различий (или сходства) в тестовых методиках и нормативных требованиях, применяемых для оценивания итоговых результатов в различных программах, показал следующее. Выявлено, что тестовые методики, предлагаемые различными программами, в ряде случаев неодинаковы. Особенно это касается тестов для оценивания выносливости. Так, в программе «От рождения до школы» предлагается тест «ходьба на лыжах - 3 км», в «Успехе» - «бег в медленном темпе 2 мин 30 с», в «Детстве» - 2-3 км (в спокойном темпе).

При оценивании силы во всех программах применяется тестовое упражнение «прыжок в длину с места» (оценивается по сути скоростная сила, что совершенно верно). Но при этом приводятся и другие тестовые методики: в программе «Радуга» - «бросок набивного мяча из-за головы»; в программе «От рождения до школы» - прыжок в глубину и с разбега; в программе «Успех» - «бросок набивного мяча», «кистевая динамометрия». Самое большое число тестовых методик для оценивания силы (скоростной силы) предлагается в программе «Детство»: помимо прыжка в длину с места, это «прыжок вверх с места», «прыжок в длину с разбега», «прыжок в высоту с разбега», «метание набивного мяча», «прыжок в глубину».

Для оценивания итогового результата в проявлении быстроты во всех программах приводится тестовая методика «бег на 30 м», но при этом в ряде программ («Радуга», «Успех») предлагается также выполнение тестового упражнения «бег на 10 м»

При анализе программ обращает на себя внимание и тот факт, что даже при наличии в программах одинаковых тестовых методик оценочные нормативы к ним, как правило, различны.

Так, итоговые результаты при «выпуске» ребенка из ДОУ в беге на 30 м составляют: в программе «От рождения до школы» - от 6,5 до 7,5 с; в программе «Успех» - у мальчиков от 6,0 до 7,0 с, у девочек от 6,3 до 8,3 с; в программе «Детство» - 7,2 с. В программе «Радуга» конкретный результат вообще не указывается.

То же и в отношении оценивания итоговых результатов в прыжках в длину с места: в программе «От рождения до школы» это результат «не меньше 100 см»; в программе «Успех» - для мальчиков 112-140 см, для

девочек - 97-129 см; в программе «Детство» - 100 см. В программе «Радуга» количественная оценка не приводится.

При оценивании гибкости («наклон вперед») в программе «Успех» итоговые показатели составляют 6-9 см у мальчиков и 8-12 см у девочек. В программе «Радуга» этот тест (в некоторой модификации) есть, но количественная оценка не приводится.

Вторая задача исследования, как указывалось, касалась изучения соответствия тестовых методик и нормативных требований, используемых для проведения итогового контроля в ДОУ, диагностическому аппарату программы по физическому воспитанию в начальной школе. Значимость данного аспекта, по нашему мнению, определяется тем, что критерием для определения «обеспеченности высокого качества образования» (в данном случае физического воспитания) может являться его готовность выполнять минимальные требования по физической подготовленности для семилетних школьников. И здесь важно отметить, что к семилетним относится подавляющее число детей, выпускающихся из ДОУ (возраст от

6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).

При этом за основу при сопоставлении была взята наиболее распространенная и широко используемая в общеобразовательных школах комплексная программа по физическому воспитанию, разработанная под руководством В.И. Ляха [2]. В этой программе предлагаются тестовые методики: «бег на 30 м» (оценка быстроты); «прыжок в длину с места» (оценка скоростной силы); «наклон вперед из положения сидя» (оценка гибкости); «шестиминутный бег» (оценка выносливости); «подтягивание на высокой перекладине» - мальчики и «низкой» - девочки (оценка силы).

Сопоставляя эти методики с теми, что применяются в настоящее время в ДОУ, можно увидеть их сходства и различия. Так, в программах для ДОУ, так же как и в школьных программах, применяются тесты для оценивания быстроты (бег на 30 м), скоростной силы (прыжок в длину с места), гибкости (наклон вперед). При этом такие используемые в первых классах общеобразовательной школы тесты, как шестиминутный бег (оценка выносливости) и подтягивание на высокой и низкой перекладине (оценка силы), ни в одной из программ для ДОУ не фигурируют. То есть в данном случае нельзя говорить о какой-либо преемственности в силовой подготовке (а, соответственно, силовой подготовленности детей) и в функциональном состоянии, характеризующем выносливость. И думается, не случайно, что именно эти физические качества у детей, приходящих в первый класс, наиболее существенно отстают [7].

Что касается соответствия нормативных требований по общим для ДОУ и школы тестовым методикам, то здесь анализ показал следующее. В беге на 30 м (этот тест, как отмечалось, есть во всех программах для ДОУ) в школьной программе для семилетних минимальный результат составляет: для мальчиков - 7,3 с, для девочек - 7,5 с. В программе для

ДОУ «Детство», во-первых, нет дифференциации результатов для мальчиков и для девочек. Во-вторых, в ряде случаев результат ниже, чем в школьной программе (у девочек, например, в программе «Успех» - 8,3 с).

В прыжке в длину с места опять-таки лишь в одной программе («Успех») даются дифференцированные для мальчиков и девочек результаты. При этом во всех программах для ДОУ итоговые результаты ниже, чем в школьных программах для того же возраста. Так, если в школьной программе нижняя граница среднего уровня развития скоростной силы в этом упражнении составляет у девочек 100 см, а у мальчиков - 115 см, то в программах для ДОУ для тех и других - 100 см (программы «От рождения до школы», «Детство»). В программе же «Успех» у мальчиков нижнее значение нормы составляет 112 см, а у девочек - 97 см.

По показателям гибкости наоборот, итоговые результаты в программе «Успех» (единственной программе, в которой есть тестовое упражнение на гибкость с количественно выраженным результатом) выше, чем в школьной программе. Так, если минимальный результат в «наклоне вперед» в программе «Успех» составляет у мальчиков 6 см, а у девочек 8 см, то в школьной программе соответственно 3 см и 6 см.

Выводы:

1. На сегодняшний день серьезной проблемой для реализации ФГТ в дошкольном физическом воспитании является неразработанность итоговых (а, соответственно, и промежуточных) результатов освоения программ. В имеющихся примерных программах [1, 3, 6, 8] нет единого подхода к оценке кондиционной физической подготовленности, определяющей решение главной задачи физического воспитания -оздоровительной.

2. Даже при наличии в различных программах одинаковых тестовых методик оценочные шкалы к ним существенно отличаются. При таком положении не может быть и речи о создании для детей, выпускающихся из ДОУ, «единых стартовых возможностей», провозглашаемых в ФГТ [4] в сфере физического воспитания. Для определения достижения этих возможностей необходимы единые критерии оценки, которых нет.

3. Предлагаемые в имеющихся примерных программах тестовые методики и итоговые результаты освоения этих программ во многом отличаются от тестовых методик и минимальных требований, предъявляемых к физической подготовленности семилетних детей в школьной программе по физическому воспитанию [2]. Таким образом, требование преемственности «с основными общеобразовательными программами начального образования» [4] в сфере физического воспитания при существующем положении не может быть реализовано.

4. По нашему мнению, при неком допустимом различии в содержании программ тестовые методики и оценочные шкалы для

определения итоговой результативности по показателям кондиционной физической подготовленности детей, выпускающихся из ДОУ, должны быть едины во всех программах и ориентированы на минимальные требования, предъявляемые к семилетним детям, предусмотренные школьной программой.

Список литературы

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева [и др.]. СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2011. 528 с.

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов / Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания 1-Х1 классов. М.: Просвещение, 1996. С. 106-204.

3. От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и

введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655 ШЬ: http://www.edu.ru/db-

mon/mo/Data/d_09/m655.html / сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (дата обращения: 24.10.2013).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении

федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 г. № 2151. ШЬ: http://pbprog.ru/documents/documents_

element.php?ELEMENT_ID=874 (дата обращения: 24.10.2013).

6. Радуга: программа воспитания, образования и развития от 2 до

7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик [и др.]; науч. рук. Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2010. 211 с.

7. Семенов Л.А. Характеристика физического состояния детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы / Физическая культура и спорт в условиях модернизации образования: сб. науч.-практ. конф. Тобольск, 2010. С. 52-54.

8. Успех: примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования /науч. рук. Д.М. Фельдштейн, А.Г Асмолов; рук. автор. коллектива Н.В. Федина. М.: Просвещение, 2010. 256 с.

Семенов Леонид Алексеевич, д-р пед. наук, проф., Россия, Сургут, Сургутский государственный педагогический университет

PROBLEM OF CRITERIA OF AN ASSESSMENT OF TOTAL RESULTS OF PHYSICAL READINESS IN MODERN PROGRAMS FOR PRESCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

L.A. Semenov

In article on the basis of the analysis of programs the problem of criteria of an assessment of total results is determined by physical training in preschool educational institutions (PEI) and at elementary school in the preschool physical training, consisting in absence now uniform test techniques and standard requirements. The conclusion about impossibility locates, at such situation, definitions of "uniform starting opportunities" children who are issued from PEI and ensuring continuity between preschool and school physical training.

Key words: preschool physical training, program, physical readiness, criteria of an assessment, totals.

Semenov Leonid Alekseevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, Russia, Surgut, Surgut State Pedagogical University

УДК 796.011

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН НА ОСНОВЕ АКВАФИТНЕСА

Т.Н. Шутова, А.В. Шаравьева

В рамках разработки программно-методического обеспечения оздоровительных занятий для женщин представлены экспериментальный материал по методике занятий аквафитнесом, соотношению средств плавания, упражнений аквааэробики, группировок, переворотов; методические рекомендации по планированию физической нагрузки в годичном периоде.

Ключевые слова: аквафитнес, аквааэробика, оздоровительные технологии для женщин, методика занятия.

В настоящее время наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья взрослого населения, в том числе женщин (Макарова Г.А., 2003; Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П., 2006). К началу двадцать первого столетия 75 % людей зрелого возраста, женщины, как правило, чаще, чем мужчины, имеют различного рода хронические заболевания, низкий уровень развития базовых двигательных качеств (Бурдыгина Е.В., 2003; Колтошова Т.В., Сафонова Ж.Б., 2005), по данным Ю.Ф. Каменева (2004), Т.Н. Сухановой (2005) структурно-функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают до 60 % взрослого населения.

Возникает необходимость улучшения физического состояния и сохранения здоровья средствами физической культуры, спорта и туризма,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.