4. Manuilov Yu.S. Environmental approach in education. Pedagogika, 2000. № 7. P. 36-41. [in Russian].
5. Poles R.Y. Methods of preventing deviant behavior. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogical Universiteta im. V.G. Belinskogo, 2012. № 28. P. 950-956. [in Russian].
6. The address of Vladimir Putin to the Federal Assembly. Key statements. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/politics/20161201/1482577721.html [in Russian].
Сведения об авторах: Михайлов Роман Викторович,
аспирант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Mikhaylov Roman Viktorovich,
Post-graduate student,
Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
□l
УДК 372.4:796.85 ББК 74.100.54:75.715
Р.Т. Мусин
ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РЕКРЕАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ УШУ В ПРОГРАММУ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В данной статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование возможности внедрения оздоровительной гимнастики ушу в содержание вариативной части программы по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет. Результаты исследования представлены в трех таблицах и шести рисунках.
Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье детей, физическая культура, психофизическое развитие, дети 5-6 лет, оздоровительная гимнастика ушу.
R.T. Musin
THE INTRODUCTION OF WUSU FACILITIES TO RECREATIONAL GYMNASTICS PROGRAM FOR PRESCHOOL PHYSICAL EDUCATION OF AGE 5-6 CHILDREN
Theoretical and experimental proof of the possibility of introducing recreational wushu gymnastics into the contents of the variable part of the program for preschool physical education for children aged 5-6 is presented. The study results are presented in three tables and six figures.
Key words: physical education, children's health, physical culture, psychophysical development, children aged 5-6, wushu recreational gymnastics.
Роль физического воспитания для важным в жизненной деятельности дошкольного возраста является зна- двигательным умениям, навыкам и для чительным аспектом при обучении освоения основ их выполнения в двига-
тельной деятельности при различных ситуациях [1].
В современном детском саду прослеживается насыщенность воспитательных образовательных технологий, которые по максимуму в ускоренном времени осуществляют воспитание, обучение и развитие личности. Увеличение насыщенности образовательной деятельности, информационные, эмоциональные нагрузки, все эти факторы могут привести к появлению заболеваний соматического и нервно-психического характера, среди которых особым вниманием исследователей привлекается переутомление детей старшего дошкольного возраста [7].
При условиях избыточной образовательной нагрузки и явного утомления интенсивность использования приемов физического воспитания, по большей части, не осуществляет изрядного эффекта оздоровления [5].
Одним из решений исправления затруднительного положения является создание новых путей к физкультурному образованию в целом и применения комплексов рекреационных процедур, что позволяет благополучно реализовать во введении в занятия по физической культуре специализированных упражнений. Данное направление предоставит возможность результативно и наиболее структурировано осуществлять деятельность оздоровления в работе с детьми 5-6 лет [5].
Планирование физического воспитания на основе нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания предоставляет нам реализацию такой возможности.
Создание новоизобретенных методических рекомендаций по введению в воспитательно-образовательный процесс воспитанников старших и подготовительных групп инновационных методов оздоровления сможет проявить значительную помощь при активизации процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [4].
В основе вариативной части программы возможно использование оздоровительных занятий ушу, что позволит наиболее полноценно и гармонично
внести положительные улучшения в воспитательно-образовательный процесс детей 5-6 лет [6].
В 2013 году на основании договора о совместной научно-исследовательской работе было запланировано проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Здоровьесберегающее пространство в дошкольном образовательном учреждении в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». Исследование осуществлялось на базе Негосударственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 152 ОАО «РЖД» в период с сентября 2013 года по апрель 2014 года.
Для исследования уровня физического развития были использованы такие общепризнанные критерии, как:
• рост, масса тела, окружность грудной клетки в покое (ОГК), сила кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) [3].
Для оценки уровня общей физической подготовленности были использованы общепризнанные тест ОФП:
• бег на 10 м, бег на 30 м, прыжок в длину с места, подъем курпуса, сгибание/разгибание рук в упоре лежа.
Анализ заболеваемости проводился на основе данных медицинских карт.
В исследовании принимали участие 87 детей 5-6 лет.
Как свидетельствуют данные рисунка 1, количество здоровых детей старшего дошкольного возраста составляет меньше четверти от всей исследуемой выборки:
• 12,79 % обследованных детей были здоровы и отнесены к первой группе;
• 3,49 % детей имели третью группу;
• 83,72 % обследованных детей отнесены ко второй группе здоровья, т.е. характеризуются некоторыми функциональными и морфологическими нарушениями и отсутствием хронических заболеваний, но достаточно уязвимы для действия различных патологических факторов (особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней тяжести, с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы).
го ^
О I-О.Л) с с;
ш со ^
* <й
5 о
¡1 2 го
° 8 I 2
О >с р
го ¡£ ф о 0.0)
* т ф ^
О. со
Б?
Ф 2 0.0
О I £ £
ф ^
I о т с
Таким образом, большинство детей (83,72 %) старших дошкольников нуждаются в изменении подхода к воспитанию и обучению в ДОУ, для чего необходимо создать технологии здоровьесберегаю-щего пространства в режиме дошкольного учреждения.
Как свидетельствуют данные статистики (рис. 2), наибольший процент патологий у детей приходится на опорно-двигательный аппарат (до 70 %).
Среди патологий ОДА наибольшее представительство (до 90 %) приходится на нарушения осанки и свода стопы. Как свидетельствуют данные таблицы 1, наибольшее число нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата пришлось на стопу (уплощение стопы, плоско-вальгусная стопа, плоскостопие).
80 70 60 50 % 40 30 20 10 0
ОДА ЧДБ Сочетанная
патология
Рис. 2. Гистограмма распределения наиболее часто встречающихся заболеваний детей старшего дошкольного возраста
Табл. 1. Патологии опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста
Рис. 1. Диаграмма распределения детей старшего дошкольного возраста по группам здоровья
ш
Нарушения стопы Нарушения осанки Другие патологии
88,8% 9,8% 3,2%
На основании параметров физического развития, таких как рост, вес, окружность грудной клетки, все дети были распределены по типам физического развития (рис. 3).
Среди обследованных детей 67 % были отнесены к мезосоматическому гармоническому типу физического развития; 5 % - макросоматическому, гармоничному типу.
Микросоматическое гармоничное развитие определено у 13 % среди обследованных детей. Дисгармоничное развитие выявлено у 15 % детей. Дисгармоничное развитие с превышением массы тела выявлено у 4 детей, что составило 4,65 % обследованных.
Дисгармоничное развитие с дефицитом массы тела выявлено у 5 детей, что составило 5,8 % обследованных.
Дисгармоничное развитие с превы- Дисгармоничное развитие с дефи-
шением роста тела выявлено у 4 детей, цитом роста отмечено у 1 ребенка, что что составило 4,65 % обследованных. составило 1,16 % обследованных детей.
%
<Г ^
^ ^ ч^' ^
/
сК ^ >>
^ ^ # ^ л^
X» 9°
а» е?
У ^
Г
Рис. 3. Распределение детей старшего дошкольного возраста по типам физического развития
Дети с микросоматическим типом физического развития, также как и с дисгармоничным (около 28 % от общей выборки) традиционно составляют так называемую «группу риска» по некоторым параметрам психического, умственного или физического развития. Такие дети чаще болеют в связи с замедлением формирования иммунной защиты организма.
Анализ результатов тестирования уровня физической подготовленности позволил выявить, что 52,3 % детей (примерно половина от всех выборки) имеют средний уровень, по 23,3 % детей (примерно четверти от всей выборки) - высокий и низкий уровень соответственно (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
Наиболее низкие результаты зафиксированы в метании мешочков, выявляющих уровень развития координационных способностей рук детей.
го
.
О I-с с; ш со
с
На основании полученных данных в результате констатирующего исследования была разработана программа коррекции психофункционального состоя-
ч
5 о
¡1
2 го °
I 2
О >с р
го ^ ф о аи * т Ф 2
О. М ^
Ф 2 ао
о I £ *
ф ч I о т с
ния средствами гимнастики ушу, которая входила в вариативную часть программы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В гимнастике ушу комплексы физкультурной и гимнастической направленности, дыхательная гимнастика и системы массажа плотно взаимодействуют между собой и положительно влияют на организм. При занятиях ушу осуществляется значительный профилактический оздо-
ровительный эффект. Занятия осуществляют позитивное психофизическое влияние и могут быть доступными для детей с разным уровнем физической подготовленности. Оздоровительное ушу является неотъемлемой частью общих разделов ушу. В этот раздел входят психофизические комплексы упражнений, выполняемые для гармоничной циркуляции внутренней энергии и оздоровления организма. Методика представлена на рис. 5.
Рис. 5. Схема содержания методики ушу
Оь
Для осуществления эксперимента нами были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Как свидетельствуют данные следующих рисунков и таблиц дети контрольной и экс-
периментальнои группы не отличались по состоянию здоровья. На рисунке 5 представлена гистограмма показателей здоровья контрольной и экспериментальной групп.
Рис. 6. Гистограмма показателей здоровья контрольной и экспериментальной групп
Табл. 2. Параметры физического развития детей 5-6 лет в начале опытно-экспериментальной работы
Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа Z Р
Рост, см 119,36±0,81 112,93±?? 0,000 1,000
Масса тела, кг 24,21±1,б7 28,5±4,32 0,218 0,827
Окр. гр. клетки, см 58,57±0,55 56,91±0,88 0,218 0,827
Сила пр. кисти, кг 5,96±0,27 5,02±0,24 0,181 0,856
Сила лев. кисти, кг 5,61±0,23 4,29±0,17 0,481 0,630
ЖЕЛ, мл 0,83±0,03 0,69±0,03 0,000 1,000
Табл. 3. Параметры показателей физической подготовленности детей 5-6 лет в начале опытно-экспериментальной работы
Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа Z Р
Бег 10 м, с 2,21±0,06 2,43±0,09 0,000 1,000
Бег10м (уров) 2,14±0,12 1,96±0,14 0,707 0,479
Бег 30 м, с 8,44±0,12 8,74±0,30 0,000 1,000
Бег 30м(уров) 2,07±0,12 2,08±0,15 0,925 0,354
Прыжок в длину, м 104,05±2,85 87,67±4,24 0,144 0,885
Прыжок в длину(уров) 1,72±0,15 1,59±0,16 0,700 0,483
Бросок набив.мяча, м 267,36±11,22 249,37±14,68 0,000 1,000
Бросок набив.мяча(уров) 2,84±0,08 2,22±0,12 0,000 1,000
Метание пр. рукой, м 6,2±0,33 5,5±0,98 0,000 1,000
Метание пр. рукой, м 1,77±0,13 1,56±0,15 1,188 0,234
Метание лев. рукой, м 4,73±0,22 3,71±0,24 0,00 1,000
Метание лев. рукой, м 1,91±0,16 1,96±0,16 0,764 0,444
Бег 300 м, с 254,63±17,55 107,98±17,47 0,000 1,000
Бег 300 м, уров 2,09±0,12 2,23±0,13 0,509 0,610
Средн. уров. 2,07±0,10 1,94±0,10 0,000 1,000
го ^
О I-0.1) с с;
ш со
^
Г! И
о о
ПУ -1-
Дети экспериментальной группы занимались по программе физического воспитания, в вариативной части которого предусмотрено использование средств ушу оздоровительной направленности. Занятия ушу проводились один раз в неделю с сентября 2013 года.
Для каждой из групп разрабатывались разноплановые комплексы упражнений с учётом индивидуализации свойств и характерности психофизического развития.
Внедрение в работу с детьми старшего дошкольного возраста упражнений китайской гимнастики ушу с игровой направленностью содействует предупре-
ждению умственного утомления и в целом увеличивает интерес к занятиям физической культурой [2].
В контрольной группе проводились физкультурные занятия с применением традиционных приемов физической культуры.
В заключение отметим, что:
1. Наибольшее количество детей 5-6 лет, а именно 82%, относятся ко второй группе здоровья, что должно отрицательно отразиться на их умственной и физической работоспособности.
2. Среди патологий детей 5-6 лет наибольшее количество приходится на нарушения стопы.
X
го
н ^
с I £
X ш
о ^
го ¡£ ф о о.д; * т <и ^
О. со
Ф 2 НО
О X <
ф ^
I о т с
3. Дети микросоматического и дисгармоничного типов физического развития составляют примерно 28% от всей исследуемой выборки и составляют так называемую «группу риска» по состоянию здоровья и адаптации к различным психогенным
и физическим факторам внешней среды.
4. Внедрение средств оздоровительной гимнастики ушу в вариативную часть программы физического воспитания должно оказать комплексное оздоровительное воздействие на детей 5-6 лет.
Библиографический список
1. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - М.: ВЛАДОС, 1991. -143 с.
2. Музруков, Г.Н. Основы ушу: учебник для спортивных школ [Текст] / Г.Н. Музруков. - М.: Издательский Дом Городец, 2006. - 576 с.
3. Омин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Омин. - М.: Академия, 1983. - 275 с.
4. Панасюк, Т.В. Антропологический мониторинг дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Па-насюк, С.И. Изаак, Е.Н. Комиссарова; под ред. С.И. Изаак. - М.: Физическая культура, 2005. - 109 с.
5. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры [Текст] / В.Н. Селуя-нов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 172 с.
6. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рек. для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.: Сфера, 2006. - 167 с.
7. Тарасова, Т.А. Организация физического воспитания старших дошкольников в детском саду [Текст]: метод. рек. / Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. М.: Сфера, 2008. - 51 с.
References
1. Glazyrina L. D. Physical education for preschoolers: the program and its requirements: a Handbook for teachers of preschool educational institutions. M.: VLADOS, 1991. P. 143. [in Russian].
2. Muzrukov G. N. Fundamentals of Wushu: a textbook for sports schools. M.: Izdatelskii Dom Gorodets, 2006. P. 576. [in Russian].
3. Omin N.A. Age peculiarities of physical education. M.: Akademia, 1983. P. 275. [in Russian].
4. Panasyuk T.V., Izaak S.I., Komissarova E.N. Preschool children's anthropological monitoring. Ed. S.I. Izaak. M.: Fizicheskaia kultura, 2005. P. 109. [in Russian].
5. Seluyanov V.N. Recreational physical culture technology. M. : SportakAdemPress, 2001. P. 172. [in Russian].
6. Tarasova T.A. Control of physical condition of preschool age children.. M.: Sfera, 2006. P. 167. [in Russian].
7. Tarasova T.A., Vlasova L.S. Physical education of senior preschool children organization in kindergartens. M.: Sfera 2008. P. 51. [in Russian].
Сведения об авторе: Мусин Рустам Тагирович,
аспирант кафедры теории и методики физического воспитания, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]
Information about the author: Musin Rustam Tagirovich,
Post-graduate student,
Department of Theory
and Methodology of Physical Education.
Ural State University of Physical Culture,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
□l