Научная статья на тему 'Методика построения занятий ушу для коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста'

Методика построения занятий ушу для коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
716
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ДЕТИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗАНЯТИЕ / УШУ / ТРЕНИРОВКА / AGE / CHILDREN / HEALTH / EXERCISE / MARTIAL ARTS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кастальский Олег Олегович, Манукян Сисак Серёжаевич

В статье рассматриваются основные характеристики опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, особенности показателей, дающих возможность опреде­лить состояние здоровья. Описаны принципы, необходимые для организации процесса корректирования осанки у детей дошкольного возраста, разработана методика проведения занятий ушу с дошкольниками, обоснована эффективность ключевых элементов занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A methodology of wushu classes for the correction of preschool children musculoskeletal system

The article discusses the main characteristics of musculoskeletal system of preschool children age, especially indicators, enabling to identify the condition. It describes the principles necessary for the organization of the process of correction of posture in children of preschool age, the methodology of Wushu classes with preschoolers effectiveness of key elements of the lesson.

Текст научной работы на тему «Методика построения занятий ушу для коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста»

5. Bulatova G.I. Age features of development of equilibrium function in children of school age. M.: Prosveshche-nie, 2007. P. 275. [in Russian].

6. Gorinov A.V. Influence of different groups of gymnastic exercises on the organism of children.. M.: MGAFK, 2000. P. 126. [in Russian].

Сведения об авторах: Кастальский Олег Олегович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока,

Уральский государственный университет физической культуры г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: oleg-ushu@mail.ru

Information about the authors: Kastalsky Oleg Olegovich,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of Theory

and Methods of Health Technologies and

Physical Culture of the East,

Ural State University of Physical Culture

Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: oleg-ushu@mail.ru

УДК 372.4:796.8 ББК 74.100.54:75.715

О.О. Кастальский, С.С. Манукян

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ УШУ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются основные характеристики опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, особенности показателей, дающих возможность определить состояние здоровья. Описаны принципы, необходимые для организации процесса корректирования осанки у детей дошкольного возраста, разработана методика проведения занятий ушу с дошкольниками, обоснована эффективность ключевых элементов занятия.

Ключевые слова: возраст, дети, здоровье, занятие, ушу, тренировка.

O.O Kastalsky, S.S. Manukiyan

A METHODOLOGY OF WUSHU CLASSES FOR THE CORRECTION OF PRESCHOOL CHILDREN MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article discusses the main characteristics of musculoskeletal system of preschool children age, especially indicators, enabling to identify the condition. It describes the principles necessary for the organization of the process of correction of posture in children of preschool age, the methodology of Wushu classes with preschoolers effectiveness of key elements of the lesson.

Key words: age, children, health, exercise, martial arts, training.

В дошкольный период формируется ся преобразования природных морфо-основа здоровья и должного физическо- функциональных свойств его организма го развития. В целом под физическим на протяжении его жизнедеятельности. развитием дошкольника подразумевают- В качестве внешних количественных па-

о

X

0

с го

113 5

* 8

<и m

1 е

S °

К -О

с; с; * 2

3 ü

р £ ? ф

го ч п го

5 го =т а

° с

е *

о О

о ~

С о X

го £ ü с;

Р

<U S

о о

а о

.а ц

го н о го ъи

о о

раметров физического развития выступают, к примеру, преобразования размеров тела и показателей массы, качественно же физическое развитие можно охарактеризовать, в первую очередь, значительным изменением функциональных способностей организма по периодам его возрастного развития, выражающимся непосредственно в изменении обособленных физических качеств и в целом уровня физической работоспособности [3, с. 78].

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников подразумевает под собой всесторонний анализ показателей, дающих возможность определить состояние здоровья, то есть такие ключевые моменты, как:

• телосложение;

• основные функциональные параметры;

• формирование и развитие двигательной сферы.

Комплексное исследование вышеуказанных параметров непосредственно способствует осуществлению целостного подхода к теме достойного физического развития детей, не допуская ускоренное либо одностороннее развитие непосредственно того или иного показателя. Множество научных и практических исследований делают очевидной тесную связь между показателями физического развития, развития двигательной сферы детского организма.

В качестве характерных черт детей выступают общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности [3, с. 28].

У детей данного возраста не завершено формирование костей, вне зависимости от того, что процесс кровоснабжения у них протекает лучше, чем у взрослых. В скелете находится большое количество хрящевой ткани, благодаря которой происходит дальнейший рост скелета; но в то же время это непосредственно является объяснением причин мягкости и податливости костей [3, с. 64].

Основной проблемой, поднимаемой в данном исследовании, является то, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей

дошкольного возраста с нарушением осанки.

Осанка - привычная поза тела в процессе сидения, стояния, ходьбы. Процесс её формирования берёт начало с раннего детства и находится в зависимости от формы позвоночника, гармоничности формирования и тонуса мышц торса.

Осанка выступает в качестве способности без значительных усилий поддерживать верную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, в процессе игры. Если осанка является правильной, то туловище и голова в процессе ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи расправлены, немного опущены и оба находятся на одном и том же уровне, лопатки прижаты, грудная клетка немного выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка является неотъемлемой составляющей гармоничного физического развития по причине того, что при ней все внутренние органы находятся в состоянии, наиболее приемлемом для нормального функционирования и развития, а движения максимально естественны, экономичны и результативны.

Спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание, гимнастика ушу являются наиболее благоприятными видами спорта для правильного и гармоничного формирования осанки.

Оздоровительная профилактика по физической культуре ориентирована на два часа в неделю в дошкольной группе, по этой причине невозможно осуществлять контроль за правильным развитием осанки у детей исключительно на занятиях по физической культуре, для данного мероприятия необходимы дополнительные часы - часы здоровья [4, с. 53].

Следующие положения необходимы для организации процесса корректирования осанки у детей дошкольного возраста:

а) в качестве основы развития осанки выступает гармоническое развитие силовых показателей мускулатуры спины, пресса, ног и рук, навык дифферен-

циации мышечно-суставных ощущений, положения отдельных частей тела в пространстве, навык напряжения и расслабления мышц в спокойном состоянии и в процессе движения;

б) необходимо применение всех видов оздоровительной физической культуры и всех возможных форм физкультурно-оздоровительных занятий, таких как: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпауза, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание [1, с. 27];

в) родителям необходимо ежедневно обращать внимание на состояние осанки их ребёнка и контролировать его, создавать условия для её формирования: представлять благоразумные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.

Непосредственно в процессе выполнения физических упражнений следует ориентироваться на нижеуказанный перечень правил:

• не повышать степень позвоночника;

• не растягивать мышечно-связочной аппарат, выступающий в качестве поддержки для позвоночника;

• воздержаться от нагрузки позвоночника по вертикальной оси;

• не допускать сотрясения тела (прыжки, подскоки, бег и др.)

Оставление без внимания и реализации данного перечня правил чревато развитием и формированием сколиоза у ребёнка, повышением степени искривления позвоночника, травматизацией межпозвонковых хрящей, в особенности на вогнутой стороне искривления.

Гимнастика ушу имеет своей целью прежде всего профилактику различных заболеваний. Помимо этого, данный вид физической деятельности направлен на восстановление достойного состояния здоровья в зависимости от характера перенесённой ранее болезни, также гимнастика ушу оказывает значительное положительное влияние на тонизирование и нормальное функционирование мускулатуры, непосредственно на повышение

уровня общей физической подготовки [2, с. 12].

Одной из важнейших частей лечения являются непосредственно оздоровительные и лечебные элементы гимнастики ушу. Из китайских источников достоверно известно, что «овладевший системами ушу повышает уровень защитных свойств собственного организма, регулярные и систематические занятия позволяют обрести практический навык достижения крепкого здоровья, и в целом выполнение гимнастики ушу благотворно влияет и на увеличение продолжительности жизни» [5, с. 94].

Из вышесказанного следует, что в достаточной степени затруднительно сформировать точное определение ушу. Ушу выступает в качестве совокупности гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, заключающих в себе составляющие акупрессуры и имеющие оздоровительную и лечебно-профилактическую направленность, в то же время ушу является и спортом, и воинским искусством, это и психофизическая тренировка разума и тела, и изобразительное искусство, это и философская система, которая является одним из основных, особенно влияющих моментов на формирование жизненных взглядов [5, с. 70].

Непосредственно тренировка условно разделяется на 3 части: подготовительная, основная, заключительная. В целом тренировка длится 1 час. В течение недели проводится три занятия.

Подготовительная часть тренировки имеет своей целью формирование и развитие выносливости и юного спортсмена (продолжительность 30 минут):

• построение;

• приветствие и ритуал;

• бег, необходимый для разогрева спортсмена (по кругу, «змейкой», «восьмеркой» и т.д.);

• движения шагом (на носках, пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, на носках);

• игра «салочки» - с помощью мяча;

• бег - «через одного»;

• эстафета (прыжки на одной ноге, на двух ногах вместе);

• статические упражнения:

о

X ^

0

с го

5

* 8 ф ш

1 е

К -О

с; с; £ 2

3 |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р £

5 Ей

го ^

т го

5 ГО

=т а

° с

с О X

го £ ^ с;

£ Р

^ со

о о

а о

.и ^

га н о го ъи

О О

• «толкачи» - дети, находясь в парах, толкают друг друга ладонь в ладонь, в плечи и т. д.;

• игра «переползти друг через друга» и т. д.

В качестве основополагающего выступает навык чередования упражнений статических с динамическими и дыхательными, в процессе непосредственного наблюдения за эмоциональным и физическим состоянием юных спортсменов. В качестве примера можно привести то, что в какие-то определённые дни дети могут быть в большей степени утомлены, и следовательно, им требуется большее количество развивающих физических упражнений в игровой форме, в иные дни следует проводить больше целенаправленных упражнений, когда дети утомлены в меньшей степени. К примеру, в начале недели, когда в детях больше энергии, можно сделать акцент на более целенаправленные упражнения, и наоборот, в конце недели, когда у детей могла в определённой степени накопиться усталость, большее внимание уделять упражнениям в игровой форме.

Основная часть, длящаяся 20 мин:

• общее построение на разминку мускулатуры и растяжку сухожилий (полукругом либо в шахматном порядке);

• разминка суставов, а именно шейных позвонков, плечевых и локтевых суставов, запястий, поясницы, бедра, коленных и голеностопных суставов.

Следует применять различные способы и методы растяжки сухожилий, а именно:

• сидя на полу, ноги вытянуть, натянуть носки ног на себя и с выдохом через нос наклониться вперед;

• так же, как и в первом упражнении, только одну ногу согнуть в колене, подогнув под себя;

• сидя на полу, ноги вытянуть и развести в стороны, после чего осуществлять наклоны вперед;

• шпагат продольный и поперечный.

В упражнениях 1-3 колени должны

быть обязательно прижаты к полу.

Также существует растяжка в виде игры: юные спортсмены должны разбежаться по площади тренировочного

зала и по команде, которую в определённый момент даёт тренер, им нужно быстро найти пару и занять свое место, сесть на пол друг напротив друга лицом к лицу, упершись ступнями в боковые поверхности ступней, и, взявшись за руки, по очереди осуществлять наклоны вперёд.

Также следует применять определённые упражнения на развитие физической силы:

• развитие и укрепление пресса: поднятие ног под углом 30 градусов «кто дольше всех продержит», далее следует подъем корпуса из положения «лежа на спине»;

• отжимания от пола: из положения «упор лежа».

Нормальное развитие координации является неотъемлемой частью тренировочного процесса ушу. Координация представляет собой навык сохранения равновесия тела и координирования движений. Формированию данного значимого для развития организма спортсмена качества нужно уделять время на каждой тренировке.

Данные упражнения имеют благотворное влияние на развитие координации у детей: ходьба по ограниченной поверхности с закрытыми глазами (по очерченному кругу, по скамейке), прыжки на гимнастической скамейке, «бой петухов» на той же скамейке, бег через препятствия и тому подобное.

Целенаправленные упражнения выступают в качестве одной из основополагающих техник ушу первоначального уровня (стойки и передвижения в стойках). Во втором полугодии первого года обучения следует включать непосредственно в тренировочный процесс базовые передвижения, махи ногами, изучение коротких комплексов движений (таолу). В наибольшей степени рациональным являются комплексы движений «Комплекс Цай Луньюня», который состоит из восемнадцати различных движений, таких как удары кулаком, локтем, ребром ладони, ногой и захваты, а также имеет место комплекс «Длинный кулак», который выступает в качестве наиболее сложного в отноше-

нии предыдущего комплекса. Вышеописанные комплексы включают в себя относительно простые элементарные движения, позволяющие непосредственно оказывать значительное воздействие на все группы мускулатуры, также оказывать положительное влияние на основополагающие физические качества, такие как координация, раскрытие понятия которой было указано ранее, равновесие, быстрота, мышечная сила, а также общая выносливость и гибкость).

Также имеет место немаловажный психологический момент: детям нравится соревноваться, в особенности в данном возрасте, по этой причине следует в большей степени уделять внимание разнообразным эстафетам, упражнениям, направленным на развитие и формирование выносливости и силы воли (к примеру, кто дольше всех сможет простоять на одной ноге, кто сможет быстрее всех прибежать и тому подобное).

Заключительная часть, длящаяся 10 минут:

• акробатика начального уровня (кувырки);

• упражнения, направленные на развитие правильного дыхания;

• общее построение;

• заключительные слова;

• прощание с учителем.

Между динамичными активными играми и упражнениями обязательно следует проводить дыхательные упражнения, направленные непосредственно на небольшой отдых и восстановление спортсмена.

Длительность тренировки, интенсивность и количество повторений устанавливались в процессе наблюдения за индивидуальными способностями и особенностями обучающихся, помимо этих условий, во внимание брались периоды освоения движений обучающимися. Наблюдение за указанными составляющими необходимо для построения наиболее грамотного и рационального тренировочного процесса, максимально эффективного для физического и психологического развития спортсмена.

Разные упражнения и гимнастические комплексы ушу выступают в качестве одного из важнейших условий, которое обеспечивает укрепление здоровья и повышение уровня общей физической и психологической подготовки. Описанная методика является фундаментом для реализации наиболее оздоровительного влияния на опорно-двигательный аппарат детей и благотворно влияет на функционирование основных функциональных систем организма обучающегося.

Библиографический список

1. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры [Текст] / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: Феникс-пресс, 2009. - 353 с.

2. Брук, Т.Н. Психолого-педагогические условия эффективности воспитания в процессе занятий ушу [Текст] / Т.Н. Брук // Физическая культура. - 2007. - № 5. - С. 78-79.

3. Дегтярев, И.П. Физическое развитие [Текст] / И.П. Дегтярев. - Киев: Украин-пресс, 2005. - 238 с.

4. Гаськов, А.В. Исследование влияния физического воспитания на здоровье и уровень заболеваемости детей [Текст] / А.В. Гаськов, А.Е. Павлов. - М.: Спорт, 2008. - 178 с.

5. Калакаускене, Л.М. Традиционное ушу / Л.М. Калакаускене, О.В. Кустов. - М.: Олма, 2005. -122 с.

References

1. Ashmarin B.A., Zavialov K.L., Kuramshin Yu.F. Pedagogy of physical education. SPb: Fenix press, 2009. P. 353. [in Russian].

2. Bruk T.N. Psycho-pedagogical conditions of efficiency of education in the process of Wushu classes. Fizicheskaia kultura, 2007. №. 5. P. 78-79. [in Russian].

3. Degtyarev I.P. Physical development. Kyiv: Ukraine press, 2005. P. 238. [in Russian].

4. Gaskov A.V., Pavlov A.E Research of influence of physical education on the health and morbidity of children. M.: Sport, 2008. P. 178. [in Russian].

5. Kulikauskene L.M., Bush O.V. Traditional Wushu M.: OLMA, 2005. P. 122. [in Russian].

о

X ^

0

с ГО

* 8 ф m

1 e

° о

X К -О

Э 3

^ СГ

Ф

£ Ф

ГО ^ to ГО

* ro

a)

ro

P

о О

С о X

ro £ ^ с;

_ a)

P

Сведения об авторах: Кастальский Олег Олегович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, Уральский государственный университет физической культуры г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: oleg-ushu@mail.ru

Манукян Сисак Серёжаевич,

Тренер-преподаватель высшей категории, председатель Тюменской региональной спортивной общественной организации «Тюменская областная федерация ушу», г. Тюмень, Российская Федерация. &mail: Siswushu@mail.ru

Information about the authors: Kastalsky Oleg Olegovich,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Theory and Methods of Health Technologies and Physical Culture of the East, Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk, Russian Federation E-mail: oleg-ushu@mail.ru

Manukyan Sisak Serezhaevich,

Coach-teacher of the highest category, Chairman, Tyumen regional sports public organization "Tyumen Regional Federation of Wushu", Tyumen, Russian Federation E-mail: Siswushu@mail.ru

УДК 4и(07) ББК 81р30

М.А. Кузьмина

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАцИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

иностранного языка в техническом вузе

В данной статье рассматривается вопрос повышения качества преподавания иностранного языка в технических вузах в свете современной образовательной парадигмы и тенденции к увеличению роли гуманитарного сопровождения технического образования. Автор анализирует проблему отбора лексического состава как важную составляющую при формировании учебного материала по иностранному языку.

Ключевые слова: технический вуз, изучение иностранного языка, язык для специальных целей, термин.

M.A. Kuzmina

PROBLEM OF OPTIMIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article examines the issue of improving the quality of foreign language teaching in technical universities. This problem is particularly relevant due to modern trends in education, especially the increase of humanitarian support in technical education. The author analyzes the problem of the lexical selection as an important component in the forming of learning material for the course of foreign language.

ro Key words: technical university, foreign language learning, language for special purposes, term.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.0

^ Процессы интеграции в обществе, труда оказывают заметное влияние на

^ а также формирование глобального ин- развитие системы технического образо-2 формационного пространства и рынка вания. В рамках современной образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.