Научная статья на тему 'Методические аспекты применения ранних нагрузок у детей с учетом физиологических особенностей'

Методические аспекты применения ранних нагрузок у детей с учетом физиологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / ДЕТСКИЙ СПОРТ / ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / METHODS OF TRAINING / CHILDREN'S SPORTS / ORTHOPEDIC FEATURES / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / EARLY SPECIALIZATION / CORRECTION OF TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ожогина Д.В., Колтыгина Е.В.

В статье приводится анализ особенностей и последствий раннего физического развития и ранней специализации детей в спорте. Главным фактором в профилактике и коррекции физиологической незрелости определяется приоритет правильно организованной двигательной активности, а специализация нагрузки по виду спорта должна быть не ранней, а своевременной. До достижения подросткового возраста необходимо включать симметричные упражнения, направленные на формирование мышечного корсета. Разработаны рекомендации по коррекции тренировочного процесса на всех уровнях периодизации так, чтобы максимально снизить риск нарушений и обеспечить постепенное наращивание физической нагрузки с целью предупреждения негативных последствий ранних физических нагрузок для здоровья ребенка, разработана методика раннего физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ожогина Д.В., Колтыгина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHODOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF EARLY LOAD IN CHILDREN WITH CONSIDERATION OF PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS

The article analyzes the features and consequences of early physical development and early specialization of children in sports. The main factor in the prevention and correction of physiological immaturity is determined by the priority of properly organized motor activity, and the specialization of the load in the sport should not be early, but timely. Before reaching adolescence, it is necessary to include symmetrical exercises aimed at the formation of a muscular corset. Recommendations for the correction of the training process at all levels of periodization so as to minimize the risk of violations and to ensure a gradual increase in physical activity in order to prevent the negative consequences of early physical activity for the health of the child, developed a method of early physical development.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты применения ранних нагрузок у детей с учетом физиологических особенностей»

УДК 796.015+376:796

Ozhogina D.V., dance coach of Wushu Federation of Altai Krai (Barnaul, Russia), E-mail: dar.2004@mail.ru

Koltygina E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer Department of health knowledge and BJD, Altai state pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: koltena@mail.ru

ETHODOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF EARLY LOAD IN CHILDREN WITH CONSIDERATION OF PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS. The article analyzes the features and consequences of early physical development and early specialization of children in sports. The main factor in the prevention and correction of physiological immaturity is determined by the priority of properly organized motor activity, and the specialization of the load in the sport should not be early, but timely. Before reaching adolescence, it is necessary to include symmetrical exercises aimed at the formation of a muscular corset. Recommendations for the correction of the training process at all levels of periodization so as to minimize the risk of violations and to ensure a gradual increase in physical activity in order to prevent the negative consequences of early physical activity for the health of the child, developed a method of early physical development.

Key words: methods of training, children's sports, orthopedic features, musculoskeletal system, early specialization, correction of training process.

Д.В. Ожогина, тренер по танцу Федерации ушу Алтайского края, г. Барнаул, Е-mail: dar.2004@mail.ru

Е.В. Колтыгина, канд. психол. наук, доц. кафедры медицинских знаний и БЖД Алтайского государственного педагогического университета,

г. Барнаул, Е-mail: koltena@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАННИХ НАГРУЗОК У ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В статье приводится анализ особенностей и последствий раннего физического развития и ранней специализации детей в спорте. Главным фактором в профилактике и коррекции физиологической незрелости определяется приоритет правильно организованной двигательной активности, а специализация нагрузки по виду спорта должна быть не ранней, а своевременной. До достижения подросткового возраста необходимо включать симметричные упражнения, направленные на формирование мышечного корсета. Разработаны рекомендации по коррекции тренировочного процесса на всех уровнях периодизации так, чтобы максимально снизить риск нарушений и обеспечить постепенное наращивание физической нагрузки с целью предупреждения негативных последствий ранних физических нагрузок для здоровья ребенка, разработана методика раннего физического развития.

Ключевые слова: методика тренировки, детский спорт, ортопедические особенности, опорно-двигательный аппарат, ранняя специализация, коррекция тренировочного процесса.

В недавнем прошлом классическим направлением физической культуры было развитие физических качеств детей младшего школьного возраста на основе стандартных программ без выраженной необходимости индивидуализации адаптации к нагрузкам. В настоящее время в связи с тенденцией ретардации и астенизации в развитии детей актуализируется проблема раннего детского развития, характеризующаяся изменением сроков созревания, проявлениями недифференцированной дисплазии соединительной ткани и другими особенностями, требующими их учета в направленности тренировочного процесса и, соответственно, находящими отражение в методиках и технологиях физической культуры.

Гетерохронность может проявляться и ускорением роста детей. Наряду с ускорением темпов жизни, происходит сдвиг общественного сознания на интенсификацию освоения новых навыков и форсирование темпов развития без учета влияния этих процессов на гармоничность развития и здоровье. Сегодня никого не удивляет когда ребенок в 8 месяцев уже бегает, в 1,5 года уверенно говорит, в 3 выполняет вращения на коньках, а в 5 танцует на пуантах. Внешняя же ранняя развитость все чаще скрывает внутреннюю незрелость отдельных систем или организма в целом.

Проблема незрелости детей была обозначена еще И.А. Аршавским в 1985 году [1]. Уже тогда он заметил, что число таких детей стало неуклонно возрастать. Дети доношены, с нормальным весом (3 - 3,5 кг) и длиной тела 50 - 52 см, но функционально незрелые. Основной признак физиологической незрелости - это мышечная гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мышечным тонусом), которая сопровождается пониженной двигательной активностью. При этом у таких детей преобладают слабый тип нервной системы, малая выраженность положительных эмоций, эмоциональная нестабильность, низкая устойчивость к инфекционным и простудным заболеваниям, инфантилизм (задержка полового развития), низкая умственная (на 30% - 72% ниже) [2] и физическая работоспособность. Такие дети в 6 лет еще не достигнут, так называемой, школьной зрелости.

Незрелость невролог может отметить еще в раннем возрасте, но родители могут расценить указанные особенности развития как преувеличение врачей, ведь с виду нормальный активный малыш, и впоследствии игнорировать рекомендации. Со временем дисгармоничность развития начинает проявляться гиперактивностью, родители обращают внимание на поведенческие нарушения, отставание в развитии и определяют ребенка как можно раньше (2 - 3 года) в центры разностороннего раннего развития или в физкультурные, танцевальные секции. На фоне астеничного развития чрезмерные перегрузки становятся избыточными.

Главным фактором в профилактике и коррекции незрелости является правильно организованная двигательная активность. Только при оптимальной двигательной активности, постепенном увеличении физической нагрузки могут нормализоваться функции центральной нервной системы, сенсорных систем, эндокринной регуляции, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем организма. Определяя для ребенка раннюю спортивную специализацию, родитель

должен понимать возможные риски и последствия, а также ориентироваться на уровень профессионализма тренера в этих вопросах.

Эпоха интенсификации развития и требований, коммерциализации физкультурно-оздоровительных услуг стала толчком к тому, что некоторые тренеры принимают детей чуть ли не только начавших ходить и стараются как можно быстрее вывести их на уровень чемпионов, удовлетворяя мечты родителей и прославляя себя как тренера с быстрыми и высокими результатами воспитанников. Детские (3 - 7 лет) спортивные клубы сегодня становятся бизнесом, который продается в виде франшизы, как KFC, Макдоналдс и т.п.

Далеко не все родители понимают, что высокие результаты в дошкольном возрасте не столько заслуга тренера, сколько талант ребенка. Ранняя же специализация в различных секциях в большинстве случаев оказывает негативное воздействие на еще неокрепший, растущий и незрелый организм.

Когда родители приводят ребенка в возрасте 2 - 5 лет в секцию, тренер получает ученика, у которого: возможно наличие физиологической незрелости по отношению к своему возрасту, изгибы позвоночника только начинают быть заметны, эпифизы и диафизы костей еще не срослись, окостенение не завершилось, неполное количество коллагеновых волокон в оболочках суставных капсул, малый объем мышечной ткани, в работу вовлекается неоправданно большое количество мышц, малый объем мышцы сердца, несовершенная регуляция сердечно-сосудистой системы, низкая диффузия кислорода в легких, малое время фиксации внимания на объекте, нервный двигательный центр еще долго будет формироваться, повышенный расход энергоемких веществ, малая способность к мобилизации углеводных ресурсов и т.д. [3, 4].

К сожалению не все тренеры осознают и принимают это во внимание, даже не всегда задумываются об этом. Часто тренеру и общественному сознанию важнее результаты, медали и достижения его учеников, а какой вред может быть нанесен детскому организму - вопрос второстепенный. Интересы детей часто меняются - это нормально, может получиться так, что ребенок не станет продолжать стремиться к олимпийским вершинам и уйдет в совсем другую сферу деятельности. Последствия же форсирования и специализации нагрузок тренером в дошкольном возрасте могут проявиться в дальнейшем, снижая уровень здоровья.

В большинстве случаев страдает опорно-двигательный аппарат, а именно: спина и ноги. Так, в качестве примера, в Украине в 1980-х годах работала лучший преподаватель балета. После ее подготовки в Киевское балетное училище брали сразу на третий курс. Это были быстрые и высокие результаты, но ради них детей ставили на пуанты в 9 лет, а до 13 лет кости физиологически не готовы к таким нагрузкам. Это сильно уродовало детские ноги и сложно было потом подбирать обувь. Наблюдая такие изменения, родители забирали оттуда некоторых детей, ведь даже встав на пуанты во время, есть риск деформации ног.

Когда на растущие кости действует нефизиологическая сверхнагрузка, эпи-физарные хрящи, за счет которых происходит рост кости в длину, вынуждены адаптироваться. Происходит дополнительное наращивание эпифизов в ширину, чтобы увеличить площадь опоры (распределение нагрузки) для уменьшения то-

чечной нагрузки на кость и препятствования перелому диафиза. Сегодня многие родители мечтают видеть в своем ребенке «лебедя» и в балетные студии принимают уже с 2 лет Только балет может уйти у ребенка в прошлое, а вот физические изменения останутся.

Помимо единоборств и танцев также большой популярностью со стороны родителей сегодня пользуются художественная гимнастика, акробатика, цирковые студии и т.п. В них тоже принимают детей в возрасте, в котором позвоночный столб еще не сформировался и очень пластичный (3 - 5 лет). Здесь основная проблема и слабое место - зона спины (из-за усиленной растяжки). Усиленная растяжка, неправильная направленность тренировки, ранняя специализация нагрузок на фоне слабой силовой выносливости мышц опорно-двигательного аппарата, усугубляясь школьной нагрузкой с несоблюдением ортопедического режима, для неокрепшего разбалансированного позвоночника, уже к первому классу провоцируют формирование гиперлордоза поясничного отдела позвоночника с поданным вперед животом. В последствии, для коррекции поясничного гиперлордоза требуется гораздо больше времени, чем для его формирования и чем старше, тем дольше. Среди воспитанников есть такие дети, которых четыре года «выгибали», после чего уходит минимум 6 месяцев, чтобы исправить последствия.

Проблемы со спиной также часто встречаются в асимметричных видах спорта, но чаще это проявляется формированием сколиотических искривлений. Когда приводят ребенка на акробатику в паре, бадминтон, баскетбол, бокс, греблю академическую, греблю на каноэ, легкую атлетику (метание), пулевую стрельбу, стрельбу из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание и т.п. никто не прогнозирует, насколько позвоночный столб предрасположен к деформации. Когда ребенок начинает осваивать работу с инвентарем, ему дают в руку булаву, меч, ядро, мяч, шпагу. При этом рабочая рука начинает развиваться сильнее, чем вторая. Именно эта разница приводит к тому, что более сильные мышцы становятся гипертоничными и перетягивают позвоночник на свою сторону.

Специалисты давно говорят о том, что специализация физической нагрузки по виду спорта должна быть не ранней, а своевременной. Специалисты по теории и методике физического воспитания проводили исследование и выяснили, например, что мальчики, начавшие заниматься плаванием в 10-13 лет, выполняли нормативы мастера спорта в 66% случаев, а начавшие заниматься в 6-9 лет - только в 12% случаев [5]. Возраст, с которого можно начинать заниматься спортом был определен еще в советские времена [6]. Так, для художественной гимнастики группа начальной подготовки с 6-9 лет, для спортивной гимнастики, фигурного катания - 7-9 лет. Но в 2014 году выходят новые правила [7], где нет ограничений по возрасту, а значит, необходима методика, учитывающая физиологические особенности детей от 3 лет, так как ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребенка, ограничить его спортивные достижения.

Принимая во внимание все эти особенности и осознавая степень ответственности тренера, а так же с целью решения возможных и уже существующих

проблем со стороны опорно-двигательного аппарата, тренировки были скорректированы на всех уровнях периодизации и разработана методика раннего физического развития детей (Табл. 1) так, чтобы максимально снизить риск нарушений и обеспечить постепенное наращивание физической нагрузки.

В первом, адаптационном мезоцикле укрепляли весь мышечный корсет, выводя все мышцы на одинаковый уровень. Дети делали все силовые упражнения по 3 раза на каждую мышцу. Далее начинался тренировочный мезоцикл, в котором наращивали равномерную нагрузку по системе «+ 1» в каждом микроцикле (1 неделя). После чего результат закреплялся в контрольно-тренировочном мезоцикле, происходила стабилизация всех систем организма, восстановление баланса между физическим развитием и физиологическими возможностями (центральной нервной системы, сенсорных систем, эндокринной регуляции, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Таким образом, в конце первого академического года тренировок мы видим ощутимый прирост физической подготовленности (почти на 500%), но в 4, восстановительном мезоцикле мы снижаем нагрузку до 50-60% от максимальной в году.

Лето - очень важный этап, это период активного рост костей, значит ни о каких силовых тренировках речи быть не может. Мы лишь поддерживаем уровень в 50-60% , делая упор на упражнения из ЛФК для правильного роста скелета и растяжку для облегчения роста костей и во избежание судорог, которые все чаще стали встречаться у детей.

Так как 1 макроцикл является подготовительным для ребенка 3 лет, следующий адаптационный макроцикл проводится с нагрузкой предыдущего восстановительного макроцикла, то есть силовые упражнения выполняются по 10 раз, после чего следует тренировочный, где мы снова наращиваем объем по системе «+ 1» в каждом микроцикле. А начиная с 3 макроцикла, в адаптационном мезоцикле дается нагрузка 80 - 85 % от максимальной в предыдущем макроцикле.

В результате применения данной методики к 7 годам мы получили хорошо физически подготовленного и гармонично развитого спортсмена, готового к специальным нагрузкам. Начиная специализацию, нужно стараться давать ее равномерно на обе стороны в течение хотя бы 1 - 2 макроциклов, а в идеале до достижения 13-летнего возраста, когда произойдет окостенение. Не нужно использовать утяжелители - детям хватает нагрузки их собственного тела.

До достижения спортсменом 15-летнего возраста в каждой тренировке нужно использовать несколько упражнений из области лечебной физкультуры:

- в положении «лежа на животе» делать: подъемы корпуса, руки согнуты, ладони возле головы; плавательные движения руками; поднятие попеременно левая рука + правая нога и наоборот; динамичную лодочку;

- в положении «стоя на четвереньках» делаем поднятие попеременно левая рука + правая нога и наоборот;

- в положении «лежа на спине» отрыв головы от пола и удержание несколько секунд за подход;

- расслабление позвоночника в позе «кошечка» без запрокидывания головы назад;

Таблица 1

1 макроцикл (3 года)

осень зима весна лето

адаптационный м коцикл тренировочный мезоцикл контрольно-тренировочный мезоцикл вое становитепьный мезоцикл

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

период активного роста костей

2 макроцикл (4 года)

осень зима весна лето

адаптационный мезоцикл тренировочный мезоцикл контрольно-тренировочный мезоцикл вое становитепьныЁ мезоцикл

LO 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17

период активного роста костей

3 макроцикл (5 лег

осень зима весна лето

адаптационный мезоцикл тренировочный мезоцикл контрольно-тренировочный мезоцикл в осстановитепьнын мезоцикл

20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24

период активного роста костей

4 макроцикл (6 лет)

осень зима весна лето

адаптационный мезоцикл тренировочный мезоцикл контрольно-тренировочный мезоцикл в ос с тановигельный мезоцикл

30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33 33

период активного роста костей

Методика раннего физического развития детей

- восстановление и массаж с помощью упражнения «ежик»;

- дополнить можно упражнениями по необходимости.

По окончании первого макроцикла таких тренировок стало заметно значительное улучшение осанки у детей. При акцентировании внимания на выше

Библиографический список

обозначенных проблемах и соблюдении методических рекомендаций и особенностей применения ранних физических нагрузок у детей в будущем тренера будут благодарить не только за медали, но и за здоровое, гармонично развитое тело воспитанника.

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Москва: Наука, 1982.

2. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник. Москва, 2005.

3. Калачев ГА. Физиология мышечной деятельности и спорта. Учебное пособие. Барнаул, 2004.

4. Сапин М.Р Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учебное пособие. Москва, 2002.

5. Теория и методики физического воспитания. Учебник. Под ред. Б.А. Ашмарина. Москва: Просвещение, 1990.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03». Available at: http://www.zakonprost.ru

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Available at: http://www. consultant.ru

References

1. Arshavskij I.A. Fiziologicheskie mehanizmy izakonomernostiindividual'nogorazvitiya. Moskva: Nauka, 1982.

2. Solodkov A.S. Fiziologiya cheloveka. Obschaya. Sportivnaya. Vozrastnaya. Uchebnik. Moskva, 2005.

3. Kalachev G.A. Fiziologiya myshechnojdeyatel'nostii sporta. Uchebnoe posobie. Barnaul, 2004.

4. Sapin M.R. Anatomiya i fiziologiya cheloveka (s vozrastnymi osobennostyami detskogo organizma). Uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

5. Teoriya i metodiki fizicheskogo vospitaniya. Uchebnik. Pod red. B.A. Ashmarina. Moskva: Prosveschenie, 1990.

6. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 03.04.2003 N 27 "O vvedenii v dejstvie sanitarno-'epidemiologicheskih pravil i normativov SanPiN 2.4.4.1251-03". Available at: http://www.zakonprost.ru

7. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 04.07.2014 N 41 "Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.4.3172-14 "Sanitarno-'epidemiologicheskie trebovaniya k ustrojstvu, soderzhaniyu i organizacii rezhima raboty obrazovatel'nyh organizacij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej'. Available at: http://www.consultant.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.