Научная статья на тему 'Влияние ушу на координацию детей среднего школьного возраста'

Влияние ушу на координацию детей среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1858
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УШУ / КООРДИНАЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / РЕЗУЛЬТАТ / WUSHU / COORDINATION / ABILITY / DEVELOPMENT / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кастальский Олег Олегович

В статье рассматривается влияние занятий с применением методов гимнастики ушу на развитие координации детей среднего школьного возраста. Рассматриваются основные понятия, связанные с координационными возможностями, и основные разделы ушу, способствующие повышению данных навыков. В качестве доказательства положительного влияния представлены результаты исследования экспериментальной и контрольной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of martial arts on the coordination of secondary school age children

The impact of training using the methods of Wushu gymnastics on the development of coordination in secondary school age children is discussed. The main concept associated with the coordination features and the main sections of martial arts contributing to the improvement of these skills is examined. The results of experimental and control groups ares presented as evidence of the positive influence.

Текст научной работы на тему «Влияние ушу на координацию детей среднего школьного возраста»

УДК 796.18:796.8 ББК 74.200.544:75.715

О.О. Кастальский

влияние ушу на координацию детей среднего

школьного возраста

В статье рассматривается влияние занятий с применением методов гимнастики ушу на развитие координации детей среднего школьного возраста. Рассматриваются основные понятия, связанные с координационными возможностями, и основные разделы ушу, способствующие повышению данных навыков. В качестве доказательства положительного влияния представлены результаты исследования экспериментальной и контрольной групп.

Ключевые слова: ушу, координация, способность, развитие, результат.

O.O. Kastalsky

the influence of martial arts

on the coordination of secondary school age

children

The impact of training using the methods ofWushu gymnastics on the development of coordination in secondary school age children is discussed. The main concept associated with the coordination features and the main sections of martial arts contributing to the improvement of these skills is examined. The results of experimental and control groups ares presented as evidence of the positive influence.

Key words: Wushu, coordination, ability, development, result.

Проблема физических (двигательных) способностей имеет грандиозное значение в таких науках, как педагогика, психология и физиология физического воспитания и спорта и в то же время является предметом непрекращающихся дискуссий. Она набирает всё большее значение в рамках формирования всесторонне развитой личности, ибо имеет тесную связь с множеством проблем, таких как: подготовка школьника к взрослой жизни, трудовая деятельность и защита Отечества, выбор профессии на основании склонностей и способностей, ориентация и отбор для занятий определенными видами спорта.

Одно из основополагающих мест в числе двигательных способностей занимают координационные способности, совершенствованию которых уделяется всё больше внимания в новейших программах физического воспитания учащихся 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов [1, с. 4].

Данное утверждение является справедливым и закономерным. С учётом современных реалий всё большее значение набирают такие человеческие качества, как быстрая ориентация в пространстве, тонкая дифференциация собственных мышечных ощущений и регуляция степени напряжения мышц; способность быстро реагировать на внешние сигналы; вестибулярная устойчивость.

Координация так же отвечает за чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, способность адекватно и оперативно действовать в обстановке быстро изменяющихся условий окружающей среды, способность сохранять равновесие и др. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. Скорее всего, в будущем вышеуказанные требования будут только возрастать [2, с. 5].

Специалисты не сомневаются в необходимости целенаправленного развития и диагностики способностей оптимально и разумно осуществлять управление собственными движениями и регулировать их (одно из кратких определений координационных способностей). В то же время проблемы создания и диагностики совокупности координационных способностей еще не разработаны в должной степени и представляют значительные трудности для тренеров и учителей физической культуры [3, с. 43].

На сегодняшний день перечень проблем, имеющих отношение к развитию координации у средних школьников, становится причиной беспокойства и у педагогов, и у родителей, и у тренеров, проводящих тренировочный процесс с детьми. Решить данные проблемы могли бы такие системы физкультуры, которые способствовали бы выполнению детьми сложных двигательных комплексов, как на уроках физической культуры в школе, так и в повседневной жизни. Одной из наиболее эффективных систем, по нашему мнению, оказывающей полноценное позитивное влияние на физическое развитие, является нетрадиционная гимнастика ушу. Сейчас отмечается значительное повышение интереса к восточным методикам, которые требуют от учеников достаточно высокой степени координации во время выполнения упражнений и стоек, которые находят применение в ушу [4, с. 32].

Под координационными способностями подразумевается, во-первых, способность целесообразно строить движения; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим на основании требований меняющихся условий окружающей среды [5, с. 27].

Наиболее полное разъяснение основополагающих трудностей во время выполнения координированного движения первым дал ещё Н.А. Бернштейн. Как он верно отметил, координация движений представляет собой не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему [6, с. 142].

С нашей точки зрения, ушу выступает в качестве одного из красивейших видов спорта. Но что мы подразумеваем под красотой? А под ней мы подразумеваем то, как ловко и точно спортсмен осуществляет сложные двигательные комбинации. Именно такие качества, как ловкость и точность в движениях выступают в качестве основополагающих для формирования координации. Почва для успешного развития координации формируется именно в младшем школьном возрасте.

Ушу влияет почти на весь перечень координационных способностей. Стоит остановиться на наиболее значимых из их числа и попытаться понять, с помощью чего это происходит. Таким образом, улучшению показателей дифференциро-вочной способности, отвечающей за высокую точность и экономичность обособленных элементов движений, а также движений в целом, будут содействовать базовые стойки и положения рук, применяемые в ушу, требующие от спортсмена должной чёткости исполнения.

Следующим видом координационных способностей является ритмическая способность, которая определяет и реализует характерные динамические изменения в процессе выполнения двигательных действий; также здесь стоит отметить тот факт, что комплексы движений в ушу исполняются в установленном ритме, нарастающем в процессе отработки двигательного навыка. Очень часто двигательный темп заключает в себе «рваный характер», а это, в свою очередь, в значительной степени затрудняет точность выполняемых стоек.

Способность к переключению понимается как способность формировать оптимальную программу действий, контроль и корректировку двигательных действий на основании изменений окружающей обстановки. Для тренировки указанной разновидности способностей крайне подходит в раздел ушу «Саньда», заключающийся, если так будет корректно выразиться, в умении оказывать противостояние сопернику с применением ударов, стоек, борцовских приёмов, которые отрабатываются в разделе ушу «Таолу».

га н о

го ^

со О са

о х .0 с; о

3

ф

х

ч

ф ^

о

>s ф

I-

ф

го

X S

4 ^

о о

ГО X

3

ф

5 X

к

с; ш

а о

.0 ^

га н о го ъи

О О

Также стоит обратить внимание на такой разновидности координационных способностей, как способность к равновесию, включающему в себя статические и динамические равновесия. Большое количество стоек в ушу на одной ноге, или с весом тела на одной ноге, например, «Сюйбу» и «Динбу», в комплексах применяются различные связки со стойками на одной ноге.

Был проведён формирующий эксперимент для повышения координационных способностей.

Этот эксперимент заключал в себе программу занятий ушу с детьми среднего школьного возраста, которая была подготовлена на основании проведённого анализа соответствующей литературы и консультаций с тренерами по ушу.

Ниже представлены два основных компонента, применявшихся при работе с занимающимися:

1. Физическая подготовка, которая включала в себя перечень методов, имеющих в качестве цели достижение определённого уровня тренированности. Физическая подготовка подразделяется на два вида, таких как: общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка заключает в себе совершенствование физических качеств, напрямую не имеющих связи со спецификой рассматриваемого нами вида спорта, однако отличительные черты каждого вида так или иначе оказывают влияние на внутренне содержание тренировок по общей физической подготовке. В общей физической подготовке в рамках ушу находят отражение упражнения, применяемые для увеличения выносливости во время работы переменной интенсивности, и упражнения, имеющие целью развитие скоростно-силовых и координационных качеств. Ясно, что общая физическая подготовка должна быть адаптирована под специфические особенности ушу и содержать задачи, содержащиеся в данном макроцикле.

Специальная физическая подготовка в ушу является совокупностью методов, которые имеют целью должное разви-

тие специфических физических умений, направленных на обеспечение максимального результата на соревнованиях в рамках конкретного вида спорта. Таким образом, упражнения с применением оружия, вес которого в два или более раза выше нормального, являются дополнительным стимулом к повышению подвижности лучезапястного сустава и силы мышц предплечья. Для лучшей выразительности во время исполнения комплексов используется отработка поворота головы (яньфа). «Чвотао сюнь-лянь» выступает в качестве ещё одной разновидности специальной физической подготовки, которая представляет собой тренировку полутора комплексов, способствующую повышению уровня специальной выносливости. На первых этапах подготовки занимающегося к условиям специальной физической подготовки относится чжаньчжуангун (статическая тренировка позиций).

На первых этапах в группах начальной подготовки-1 и начальной подго-товки-2, большую часть времени занятий составляют тренировки. В данный период должное развитие необходимых для корректного выполнения техники ушу групп мышц выступает в качестве основной задачи тренировок по физической подготовке. Помимо этого, целями занятий также являются формирование необходимой гибкости и подвижности основных групп суставов, участвующих при выполнении технических действий.

2. Спортивно-техническая подготовка содержит в себе систему методов, целью которых является овладение техническими составляющими ушу, выполняющихся в соревновательном процессе, и доведение качества выполнения данных элементов практически до совершенства. Вне зависимости от цикла спортивной тренировки техническая подготовка построена на принципе многократного повторения, постепенности и подразумевает под собой пошаговое объединение в одно целое пройденных основных элементов (цзибэнь дунцзо) сперва в двигательные комбинации (цзухэ дунцзо), а после этого в комплек-

сы (таолу). Становится очевидным, что на каждом этапе совершенствования и роста мастерства спортсмена требования, которые предъявляются к уровню технической подготовки, возрастают в прямой зависимости от роста его физических возможностей, что подразумевает под собой добавление новых технических навыков, соответствующих новым возможностям спортсмена. На высших этапах развития мастерства спортсмен может задуматься о совершенно новых видах техники ушу и применения их в рамках соревнований [2, с. 24]

Посредством методов ушу удалось значительно улучшить результаты в тестовых заданиях на установление ритмичности, как внутренней, так и коллективной, ловкости, точности движений, равновесии.

В экспериментальной группе наблюдается возрастание всего числа показателей в конце эксперимента. Улучшение результатов в развитии ловкости в экспериментальной группе составило - 1,1 балла, в развитии точности - 0,5 балла, равновесия - 0,7 балла, ритмичности -1,2 балла (таблица 1).

Табл. 1. Динамика развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста в экспериментальной группе

Показатели Ошибка средней арифметической М Разность Х2 - Х1 Темп прироста, % Уровень достоверности Р

До х1 ± т1 после х2 ± т2

Определение ловкости (по В.И. Ляху) 3,4±0,1 4,5±0,1 1,1 27,8 <0,001

Точность 4,1±0,2 4,6±0,1 0,5 11,5 <0,001

Равновесие 3,9±0,2 4,6±0,1 0,7 16,5 <0,001

Ритмичность 3,3±0,1 4,5±0,1 0,7 30,7 <0,001

Табл. 2. Динамика развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста в контрольной группе

Показатели Ошибка средней арифметической М Разность Темп прироста, % Уровень достоверности Р

До х1±т1 после х2±т2 Х2 - Х1

Определение ловкости (по В.И. Ляху) 3,5±0,1 3,9±0,2 0,4 10,8 <0,001

Точность 4,1±0,2 4,6±0,1 0,5 11,3 <0,001

Равновесие 3,8±0,2 4,4±0,2 0,6 14,6 <0,001

Ритмичность 3,5±0,1 3,8±0,2 0,3 8,2 <0,001

га I-

о

го ^

со О

СО

ф

X

Ч

Ф ^

О С! Ф I-Ф

ч

го

X ^

о о ¡£

го

X

3

>

ф X

к ^

с; ш

В контрольной группе (таблица 2) также наблюдается рост всех показателей в конечном этапе эксперимента. Прирост результатов в развитии ловкости в контрольной группе составил 0,4 балла, в развитии точности - 0,5 балла, равновесия - 0,6 балла, ритмичности - 0,3 балла.

В контрольной группе, как и в экспериментальной, мы можем наблюдать улучшение показателей, и это является вполне объяснимым, ибо данный возраст воспринимается в качестве важнейшего для координационных способностей, однако в эксперименталь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной группе прирост больше, чем в контрольной.

Помимо этого, процент прироста результатов в развитии координационных способностей в экспериментальной группе составил в среднем по показателям - 21,6 %, а в контрольной прирост результатов составил - 11,2 %. Данный момент является свидетельством того, что средства и методы ушу оказывают более значительное влияние на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста экспериментальной группы, чем в рамках контрольной группы.

Установлен уровень развития координационных способностей у детей 11 лет, занимающихся ушу и посещающих секцию легкой атлетики. На основании результатов итогового теста, в группе легкой атлетики низкий уровень развития координации у 6,6 % детей показатель снизился на 73,4 %, в экспериментальной - не выявлен; средний уровень координационных способностей в контрольной группе составил 66,7 % (прирост на 46,7 %), в экспериментальной 36,7 % (снижен на 10 % по причине перехода

спортсменов на высокий уровень развития координации). Высокий уровень развития координационных способностей в экспериментальной группе показали 73,3 % детей (+73,3 %), что превышает результат контрольной группы на 45,6 %. Средний балл выполнения тестов в экспериментальной группе увеличился на 0,7 балла, а в контрольной - на 0,5 балла.

В соответствии с результатами проведённого итогового исследования становится очевидным, что для повышения уровня координационных способностей детей среднего школьного возраста в качестве наиболее полезной и эффективной выступила программа, содержащая в себе элементы ушу, которая способствует совершенствованию физических качеств, дифференцировке мышечных усилий, развивает у детей пространственный анализ, повышает арсенал различных двигательных навыков спортсменов.

Вышеуказанные показатели свидетельствуют о преимуществах использования средств ушу в содействии развитию одного из базовых физических качеств -координации.

Библиографический список

1. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры [Текст] / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: Феникс-пресс, 2009. - 353 с.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика [Текст]: учебник для педагогических институтов / Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 2005. - 286 с.

3. Баева, Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста [Текст] / Н.А. Баева. - Омск: СибГУФ-пресс, 2003. - 156 с.

4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Форс-пресс, 2004. - 228 с.

5. Булатова, Г.И. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста [Текст] / Г.И. Булатова. - М.: Просвещение, 2007. - 275 с.

6. Горинов, А.В. Влияние различных групп гимнастических упражнений на организм детей [Текст] / А.В. Горинов. - М.: МГАФК, 2000. - 126 с.

References

1. Ashmarin B.A., Zavialov K.L., Kuramshin Yu.F. Pedagogy of physical education. SPb: Fenix press, 2009.

>| P. 353. [in Russian].

о 2. Ashmarin B.A. Theory and methodology: Textbook for pedagogical institutes. M.: Prosveshchenie, 2005.

| P. 286. [in Russian].

о 3. Baeva N.A. Anatomy and physiology of children of school age. Omsk: SibGUF-press, 2003. P. 156.

^ [in Russian].

Q 4. Bernstein N.A. About dexterity and its development. M.: Force-press, 2004. P. 228. [in Russian].

5. Bulatova G.I. Age features of development of equilibrium function in children of school age. M.: Prosveshche-nie, 2007. P. 275. [in Russian].

6. Gorinov A.V. Influence of different groups of gymnastic exercises on the organism of children.. M.: MGAFK, 2000. P. 126. [in Russian].

Сведения об авторах: Кастальский Олег Олегович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока,

Уральский государственный университет физической культуры г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: oleg-ushu@mail.ru

Information about the authors: Kastalsky Oleg Olegovich,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of Theory

and Methods of Health Technologies and

Physical Culture of the East,

Ural State University of Physical Culture

Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: oleg-ushu@mail.ru

УДК 372.4:796.8 ББК 74.100.54:75.715

О.О. Кастальский, С.С. Манукян

методика построения занятий ушу для коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные характеристики опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, особенности показателей, дающих возможность определить состояние здоровья. Описаны принципы, необходимые для организации процесса корректирования осанки у детей дошкольного возраста, разработана методика проведения занятий ушу с дошкольниками, обоснована эффективность ключевых элементов занятия.

Ключевые слова: возраст, дети, здоровье, занятие, ушу, тренировка.

O.O Kastalsky, S.S. Manukiyan

a methodology of wushu classes for the correction of preschool children musculoskeletal system

The article discusses the main characteristics of musculoskeletal system of preschool children age, especially indicators, enabling to identify the condition. It describes the principles necessary for the organization of the process of correction of posture in children of preschool age, the methodology of Wushu classes with preschoolers effectiveness of key elements of the lesson.

Key words: age, children, health, exercise, martial arts, training.

В дошкольный период формируется ся преобразования природных морфо-основа здоровья и должного физическо- функциональных свойств его организма го развития. В целом под физическим на протяжении его жизнедеятельности. развитием дошкольника подразумевают- В качестве внешних количественных па-

о

X

0

с го

113 5

* 8

<и m

1 е

S °

К -О

с; с; * 2

3 ü

р £ ? ф

го ч п го

5 го =т а

° с

е *

о О

о ~

С о X

го £ ü с;

р

ф S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.