Научная статья на тему 'Процесс обучения начальной базе ушу детей дошкольного возраста: история и современность'

Процесс обучения начальной базе ушу детей дошкольного возраста: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УШУ / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / НАСТАВНИЧЕСТВО / ШАОЛИНЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / THE LEARNING PROCESS OF WUSHU BASICS FOR PRESCHOOL CHILDREN: PAST AND PRESENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Марина Михайловна, Горянова Елена Владимировна

В статье рассказывается об истоках возникновения и развития ушу в Китае, о появлении и распространении этого вида единоборства в России. Ушу – это путь к совершенствованию личности через освоение базовых движений, упражнений, комплексов дыхательной гимнастики, и являясь сложнокоординированным видом спорта, ушу оказывает разностороннее воздействие на организм занимающихся. Рассматриваются система наставничества и особенности занятий с использованием начальной базы ушу с детьми дошкольного возраста. Занятия с дошкольниками направлены на физическую подготовку, развитие гибкости, выносливости, координации движений. Особое внимание авторы уделяют мерам безопасности и противопоказаниям для занятий с использованием начальной базы ушу с детьми дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The learning process of Wushu basics for preschool children: past and present

The article describes the origins and development of Wushu in China, the emergence and spread of this kind of martial arts in Russia. Wushu is a way to improve the development of the individual through the basic movements, exercises, sets of breathing exercises, though being a complex kind of sport. Wushu has a multifaceted effect on the organism involved. The mentoring and training of preschool children are described. Sessions with preschoolers focus on physical fitness, develop flexibility, endurance, coordination. Particular attention is paid to safety precautions and contraindications among preschool children

Текст научной работы на тему «Процесс обучения начальной базе ушу детей дошкольного возраста: история и современность»

М.М. Борисова, Е.В. Горянова

Процесс обучения начальной базе ушу детей дошкольного возраста: история и современность

Р^^^ Горянова Елена Владимировна - тренер-преподаватель Московской

федерации ушу, сертифицированный специалист Пекинского спортивного университета, учитель физической культуры НОУ «Эрудит» (Москва, Россия)

В статье рассказывается об истоках возникновения и развития ушу в Китае, о появлении и распространении этого вида единоборства в России. Ушу - это путь к совершенствованию личности через освоение базовых движений, упражнений, комплексов дыхательной гимнастики, и являясь сложнокоординированным видом спорта, ушу оказывает разностороннее воздействие на организм занимающихся. Рассматриваются система наставничества и особенности занятий с использованием начальной базы ушу с детьми дошкольного возраста. Занятия с дошкольниками направлены на физическую подготовку, развитие гибкости, выносливости, координации движений. Особое внимание авторы уделяют мерам безопасности и противопоказаниям для занятий с использованием начальной базы ушу с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: ушу, боевые искусства, наставничество, Шаолиньский монастырь, тренировочный процесс.

The learning process of Wushu basics for preschool children: past and present

Borisova Marina,

PhD in Pedagogy, Assistant Professor of Department of Preschool Pedagogy of Institute of Pedagogy and Psychology of Education of Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia) Goryanova Elena,

Teacher of Moscow Wushu Federation, Certified Specialist of Peking Sport University (Moscow, Russia)

The article describes the origins and development of Wushu in China, the emergence and spread of this kind of martial arts in Russia. Wushu is a way to improve the development of the individual through the basic movements, exercises, sets of breathing exercises, though being a complex kind of sport. Wushu has a multifaceted effect on the organism involved. The mentoring and training of preschool children are described. Sessions with preschoolers focus on physical fitness, develop flexibility, endurance, coordination. Particular attention is paid to safety precautions and contraindications among preschool children.

Keywords: wushu, martial arts, mentoring, Shaolin Temple, training process.

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ (Москва, Россия)

Щл

ТА

Ушу (древнее название «уи») - в переводе

с китайского языка «воинское искусство» -уникальное явление мировой культуры. Оно возникло на слиянии трех мощных потоков: воинских искусств, традиционных философских доктрин и методов воспитания, характерных для Китая.

Ушу занимает в истории Китая столь же важное место, как традиционная философия и живопись, каллиграфия и стихосложение, разбивка миниатюрных садов. Этот вид единоборства является неотъемлемой частью духовной культуры древней самобытной страны. Неслучайно одним из терминов, которым обозначалось ушу в XVШ-XX вв., было «гунфу» (на кантонском диалекте «кунфу»), что означало «высшее мастерство», затрагивающее все аспекты жизни. Для достижения вершин мастерства были необходимы терпеливые занятия, правильное окружение и опытный учитель.

В отличие от гимнастики в европейском понимании этого слова, ушу делает упор на закаливание всего организма, в процессе которого зарождается так называемая «внутренняя сила». Древние мастера считали, что человек, обладающий незаурядной «внутренней силой», зачастую даже в невозможных ситуациях побеждает не только противника, но и собственные слабости и недуги. Ушу - это путь к совершенствованию личности через освоение базовых движений, упражнений, комплексов дыхательной гимнастики, и являясь сложноко-ординированным видом спорта, оказывает разностороннее воздействие на организм занимающихся. Многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, развивает координацию, чувство равновесия. Важной положительной чертой является и то, что занятия не требуют специального инвентаря и оборудования и не предъявляют завышенных требований к месту их проведения, форме занимающихся.

Китайское воинское искусство имеет многовековую историю. Зачатки первых систем возникли еще до становления китайской государственности, но до Ш-М вв. не существовало ушу в полном объеме - была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло», которое первоначально имело вид охотничьих и танцевально-боевых упражнений. В Китае возникли даже особые боевые танцы удао или уу, которые противостояли танцам гражданским -

вэньу. Исполнять боевые танцы могли несколько сот человек, в них обычно участвовали профессиональные воины, разыгрывавшие исторические батальные сцены. Ритуальные танцы представляли собой единство боевой тренировки и переживание мифа текущей реальности и превращались в масштабные мистерии, являвшиеся важной частью народных и придворных празднеств (танцы-бои в память сражений мифических персонажей с вождями). Ритуальные танцы дали начало комплексам движений с оружием: танец с прямым мечом, танец с изогнутым мечом, которые стали прообразами будущих комплексов - комбинации нападений и защиты.

Постепенно ритуальные боевые танцы все теснее и теснее переплетались с методами тренировки воинов. К концу II века вся индивидуальная подготовка воинов была объединена

под названием уи. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом ушу. В уи вошли борьба, рукопашный бой, техники работы с оружием. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений - таолу, которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. В это время боевыми искусствами занимались не только простые воины, выступить на подмостках не чурались даже некоторые императоры Поднебесной. С мечами и легкими копьями упражнялись даже придворные дамы.

В III в. знаменитый врач Хуа То (141-208 гг., впервые в лечебной практике применял средство для обезболивания - мафосань) проводил исследования, наблюдая поведение пяти животных: тигра, медведя, оленя, обезьяны и журавля. На этой основе разработал «игры пяти зверей». «Игра» состоит из ряда укрепляющих здоровье упражнений, имитирующих шаловливые и резвые движения этих животных. Хуа То не только занимался сам этими упражнениями, но и обучал им больных и слабых с целью укрепления здоровья, повышения сопротивляемости болезням и продления жизни. Суть комплекса заключалась в растягивании и скручивании тела в различных направлениях.

Согласно легенде его последователи У Пу и Фан А, которые постоянно занимались «Игрой пяти животных», имели острое зрение и сильные, крепкие зубы в возрасте более 90 лет. Это доказывает, что занятия стилями животных с очень древних времен являются частью оздоровительной системы китайского народа.

Во времена династии Тан (618-907 гг.), эпохи китайских рыцарей, практически все молодые люди занимались боевыми искусствами. Придворная элита, известные поэты и художники, ученые-книжники искренне восхищались боевыми упражнениями, которые на этом этапе были объектом любования, средством эстетического переживания.

К вв. относятся первые сведения о боевых искусствах в буддийских монастырях. Но изучали их монахи только для защиты обители от разбойников, с духовной практикой это связано не было. В 495 г. при поддержке местного правителя Сяовэнь-ди был основан небольшой монастырь Шаолиньсы - «Монастырь молодого леса», который в дальнейшем стал легендарной колыбелью «боевых искусств всей Поднебесной». Существует придание, что именно шаолиньские монахи научили боевому

искусству сотни мирян, которые понесли это удивительное искусство по всему Китаю. Наибольшую славу Шаолиньский монастырь приобрел, когда 13 монахов, приняв тяжелый бой, спасли жизнь первому императору династии Тан, свергнув его врага Ван Ши-Чуна. С тех пор Шаолиньскому монастырю было позволено содержать особые «монастырские войска». Появился специальный термин - усэн (монах-боец).

Примерно в VI в. в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре неподалеку от Лояна. Согласно легенде он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу и заложил важнейший принцип совместного пестования физического и духовного в человеке.

В эпоху Сун (960-1278 гг.) вошли обычаи боев на помосте с оружием и без (Лэй Тай), практикующиеся в настоящее время. Комплексы и бои демонстрировались на постоялых дворах и рыночных площадях для привлечения покупателей. Для командного состава проводились экзамены, предусматривающие стрельбу из лука, в том числе с коня, упражнения с копьем и строевые упражнения.

В конце XIII в. страну завоевали монголы. Они издали декреты, ущемляющие права китайцев, и ушу пришло в упадок. В это же время появляются литературные произведения и пьесы («Троецарствие» Ло Гуань-чжуна, «Речные заповеди» Ши Най-аня), описывающие подвиги мастеров боя.

В 1351-1368 гг. народное восстание «красных повязок» под предводительством Чжу Юаньчжана (1328-1398 гг.) положило конец монгольской династии Юань (1280-1368 гг.). На троне Поднебесной воцарилась династия Мин, первым императором которой стал Чжу Юаньчжан. Начался «золотой век» ушу.

XVI век считается переломным в истории ушу. В этот период приморские провинции Китая подвергались опустошительным набегам японских пиратов. Ци Цзигуану (15281587 гг.) было предписано «оберечь народ и покарать бандитов». Он, будучи прекрасным знатоком ушу, привлек отряды местного ополчения из бойцов ушу и народных мастеров, и в 1561 г. японцы были разбиты. Молодой генерал (ему было 27 лет) предписал всем воинам и высшему офицерскому составу заниматься ушу. Он также написал трактат «Новая книга записей о достижениях в военном деле».

6 июня 1644 г. Пекин захватили маньчжурские войска, была установлена новая ди-

настия - Цин, которая удерживала власть до 1911 г. Центром практики ушу стали тайные общества.

В течение всего XIX в. Поднебесную сотрясали народные восстания, направленные против маньчжурского владычества и засилья иноземцев. Тайные общества, культивировавшие различные стили ушу, принимали на себя основной удар и в восстании «Восьми триграмм», и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов.

Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание ихэтуаней (отрядов бойцов за справедливость) (1899-1901 гг.), вошедшее во всемирную историю под названием «боксерского».

В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный фактор для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу.

В начале ХХ в. стали создаваться организации ушу нового типа, сочетавшие функции учебного заведения и культурно-спортивного центра. В 1909 г. в Шанхае была основана Ассоциация утонченных боевых искусств. Ассоциация разрабатывала программы обучения, аттестационные и выпускные нормативы, выдавала дипломы, издавала методические пособия.

После Синьхайской революции (19111913 гг.) количество занимающихся пошло на убыль, однако уже с 1928 г. начался новый расцвет этого искусства.

С созданием в 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) в развитии ушу наступил настоящий перелом: ушу признали официальным видом спорта и включили в программу Всекитайских соревнований. Правительство Китайской республики оказывало большую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая Сунь Чжун-шань сам изучал тайцзицюань. Его преемнику - генералиссимусу Цзяну Цзеши также были не чужды боевые искусства, он лично присутствовал на «государственных испытаниях» (нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые проходили в Нанкине. Соревнование проводились Центральным институтом гошу (национальное искусство), основанным в 1928 г. Другой крупной организацией, развивающей ушу, была Ассоциация Цзинъу (Ассоциация истинных боевых искусств). Обе организации имели филиалы во всех провинциях Китая.

Во время Второй мировой войны многие мастера ушу воевали в армии или партизанских отрядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.

В КНР формирование нового ушу, как части государственной системы физического воспитания, началось в 1950-х годах. Преподавание боевых аспектов ушу и поединки были запрещены как потенциальные источники опасности для общественного порядка. Усилия по созданию нормативного ушу привели к появлению спортивного гимнастического стиля - «длинный кулак». Была сформирована единая техническая база ушу (стойки, передвижения, удары), разработаны нормативные комплексы упражнений с копьем, палкой, прямым и изогнутым мечами. Методику преподавания позаимствовали у спортивной гимнастики. Преподавание нормативных комплексов внедрялось в вузах, на предприятиях, в средних школах и детских садах. Возникновение стандартизированных методик преподавания разрушило традицию, в которой конкретным воплощением способов обучения в самой школе был учитель-отец (ши-фу) как уникальный объект для подражания. Совершенно иной статус имел спортивный тренер.

В период «Великой пролетарской культурной революции» (1966-1976 гг.) занимавшиеся ушу подверглись массовым репрессиям за потакание феодальным пережиткам. Народным мастерам запрещалось вести занятия, проводить народные праздники с демонстрацией комплексов ушу, нельзя было употреблять древние речевки. Однако в это время благодаря кинобоевикам начался рост популярности ушу за рубежом.

В 1979 г. была проведена работа по созданию «Большого энциклопедического словаря китайского ушу», в котором перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.

В 1986 г. при Всекитайской ассоциации ушу создали Институт изучения ушу КНР, в задачу которого входила разработка, подготовка и создание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско-преподаватель-ских кадров, совершенствование правил соревнований (Г. Н. Музруков).

В 1991 г. была создана Международная федерация ушу, куда вошли национальные федерации КНР, США, Франции, Мексики, Польши, России и ряда других стран.

В России ушу является одним из самых популярных видов восточных единоборств. В 1989 г. создана Федерация ушу России.

Национальная сборная команда страны является сильнейшей в Европе и одной из самых сильных команд в мире.

Раскрывая тему развития ушу, нельзя не сказать о своеобразии процесса обучения.

Подлинное воинское искусство «большого достижения» всегда передавалось и до сих пор передается в Китае через уникальный институт наставничества, через века выработанные нормы отношений Учителя и ученика. Учитель-Мастер, как жрец, хранил свое знание и умение не для всех, но для избранных. Его статус был много выше статуса Отца «фу», ибо по отношению к ученику Учитель «ши» (позднее «шифу» - Мастер-Отец), помимо отеческих функций, выполнял и роль профессионального носителя-передатчика сакрального (тайного) знания, унаследованного от мудрых магов древности.

Классические отношения Учителя и ученика в искусстве ушу основывались, прежде всего, на принципе «сыновней почтительности».

Процесс обучения происходил не только на тренировках в конкретно установленное время. Ученику надлежало повсюду следовать за своим Отцом-Мастером «шифу», проявляя смирение, выполняя любую работу и при этом не прекращая учиться всему, в чем заключалось совершенство наставника. Самые главные тайны порой раскрывались ему неожиданно, легко и естественно на каком-нибудь примере из жизни.

Период обучения у Мастера мог быть различным в зависимости от сложности искусства и способностей ученика. Зачастую «шифу» стремился дольше держать ученика возле себя. Кроме того, когда Учитель становился старым, ученику полагалось выказывать о нем такую же заботу, как и об отце, всячески помогая во всех делах. Чтобы поддержать в ученике, помимо почтения, заинтересованность в себе, Учитель часто оставлял «про запас» часть ценных профессиональных секретов и находок.

Именно среди Мастеров ушу была особенно популярна притча о том, как кошка обучила тигра всему на свете, кроме лазания по деревьям, и когда неблагодарный тигр решил растерзать ее, она взобралась на ветку.

Последнее слово, последний штрих, последний прием всегда оставался за Отцом-учителем, и он непременно передавал его перед уходом подлинно любимому ученику-сыну, наследнику на земле.

Традиционно, срок испытаний ученика и первоначального обучения основам продол-

жался не менее шести лет, только после этого он мог быть допущен к церемонии «поклонения Учителю - «бай ши», которая официально удостоверяла его статус как ученика.

Подобные отношения распространялись чаще всего на мужчин, дочерям секреты кулачного искусства обычно не передавались, так как после замужества они становились членами другого клана и поклонялись духам предков мужа.

Одним из примеров воспитания и обучения детей в Китае является Шаолиньский монастырь. Традиция воспитания детей-монахов и создание специальных детских групп окончательно оформились к XVII веку. Для детей-послушников была создана специальная программа обучения, которая практикуется в настоящее время. Так родилось «Искусство ребенка» («тунцзы гун») - необычайно сложный и полезный комплекс, состоящий из 16 упражнений. Комплекс развивал гибкость, равновесие, приучал к контролю дыхания, устойчивости стоек и быстроте передвижений. Этим комплексом можно овладеть лишь в детстве, ибо в зрелом возрасте многие упражнения, в частности развивающие гибкость и равновесие, не доступны.

Основным содержанием занятий ушу является тренировка базовых упражнений (цзибэ-ньгун), тренировка базовых движений (цзибэнь дунцзо) и тренировка комплексов (таолу).

Под понятием цзибэньгун объединяют упражнения на укрепление и развитие физических качеств человека: гибкости, силы, координации.

Тренировка базовых упражнений создает фундамент в освоении базовых движений и комплексов. Без освоения цзибэньгун невозможно продвинуться в ушу. Цзибэньгун состоит из следующих видов упражнений:

• упражнения на развитие гибкости и силы ног (туйгун);

• поясницы (яогун);

• рук и плечевого пояса (цянгун);

• статические упражнения на укрепление мышц ног и многое другое.

Под понятием цзибэнь дунцзо объединяют движения, составляющие основу ушу. Используя эти движения, составляются комбинации и комплексы.

Цзибэнь дунцзо (базовые движения) состоят из:

• позиций кисти (шоусин);

• техники ударов руками (шоуфа);

• базовых позиций (бусин);

• базовых перемещений (буфа);

• техники ударов ногами (туйфа);

• равновесия (пинхэн);

• прыжков (тяоюэ);

• падений и переворотов (депугуньфань).

Каждое базовое движение можно тренировать отдельно, а затем объединять с другими. Таким образом, создаются комбинации движений (цзунхэ ляньси).

Особенности занятий с использованием начальной базы ушу с детьми дошкольного возраста (по Е. В. Горяновой).

В процессе занятий с использованием начальной базы ушу решаются следующие задачи:

• освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

• совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;

• воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

• обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

• приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Занятия с дошкольниками направлены на физическую подготовку, развитие гибкости, выносливости, координации движений. В процессе занятий обучение дошкольников происходит систематически, по определенному плану, что позволяет постепенно дозировать нагрузку, увеличивая ее.

Занятия с использованием начальной базы ушу проходят 2-3 раза в неделю (в зависимости

от индивидуальных особенностей ребенка и его физического развития) и продолжаются 30 минут.

Целесообразной является частая смена упражнений при многократном повторении одного и того же упражнения. Обязательным фрагментом каждого занятия являются разми-ночные, общеукрепляющие упражнения и упражнения, направленные на развитие гибкости.

В зависимости от конкретных задач на занятиях используются фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковые движения, и индивидуальный, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В процессе занятия необходимо добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений.

Для устойчивого интереса к содержанию занятия используются упражнения имитационного (подражательного) характера, например «бежим легко, как мышки», «идем как каракатица, сороконожки» и т.д. После выполнения однотипных упражнений (например, на гибкость) для активизации и переключения внимания детей с одного упражнения на другое даются игры-минутки.

Занятие должно проводиться только квалифицированными специалистами в области теории и практики физического воспитания.

Структура занятия с использованием начальной базы ушу строится по классическому типу (вводная, основная, заключительная части).

Вводная часть. Задача этой части заключается в активизации внимания, подготовке

организма ребенка к большой физической нагрузке, повышению эмоционального состояния детей.

Содержанием вводной части являются: построения, приветствие педагога (инструктора, тренера), перестроение, выполнение строевых упражнений. Кроме того, используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, передвижений на четвереньках с опорой на ладони и стопы, ускорения из разных исходных положений. Длительность вводной части составляет 5 минут.

Задача основной части занятия - формирование двигательных умений, навыков и развитие физических и морально-волевых качеств. В содержание основной части занятия включаются комплексы общеразвивающих упражнений, которые направлены на развитие крупных мышечных групп. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений учитывается анатомический принцип подбора физических упражнений, разработанный Е.А. Аркиным. Количество различных упражнений может колебаться от 12-15 в начале года и в конце более 30. Количество повторений от 4 до 8-10 (в зависимости от сложности упражнения, индивидуальных особенностей детей, их физических данных и этапа обучения).

Главной задачей при проведении занятия с дошкольниками является развитие гибкости, поэтому в основную часть включены упражнения, ее развивающие (наклоны из разных исходных положений, мосты, шпагаты и др.).

Помимо общеразвивающих упражнений и упражнений на развитие гибкости, включаются базовые элементы ушу:

• основные положения кисти и кулака: кулак (цюань); прямой удар кулаком (чунцюань); вертикальный рубящий удар кулаком в сторону (пицюань); удар тыльной частью кулака с поворотом сверху вниз (цзацюань); прямой удар ребром ладони (туйчжан); давящее движение ладонями вниз (аньчжан); удар ребром ладони в горизонтальной плоскости (каньчжан); фиксация ладони в запястье над головой (лянч-жан); «рука-крюк» (гоушоу);

• основные виды позиций (стойки): мабу (П-образная позиция, буквально - «шаг лошади»); гунбу (позиция выпада, буквально - «шаг лука»); пубу (низкая позиция с вытянутой прямой ногой, буквально - «стелящийся шаг»); ба-ньмабу (полу-П-образная позиция, буквально -«полушаг лошади»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• основные виды движений ногами: удар носком ноги вперед (даньтуй); прямой удар

пяткой (дэнтуй); удар выпрямленной ногой (чжэнтитуй); удар выпрямленной ногой к противоположному плечу (сетитуй);

• упражнения на равновесие: равновесие с поднятым вперед коленом (цянь тисипинхэн); равновесие с вытянутой назад ногой «ласточка» (яньшипинхэн);

• базовые комбинации, состоящие из определенных стоек с перемещениями в разные направления; подвижные игры с элементами ушу, специальная физическая подготовка (СФП), общая физическая подготовка (ОФП). Игры, проводимые с детьми на занятиях, содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели (догнать), игры с элементами соревнований, игры-эстафеты.

Длительность второй части составляет 20 минут.

Заключительная часть. Задача этой части - снижение эмоциональной и физической нагрузки, приведение организма ребенка в относительно спокойное состояние. В третьей части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу, с использованием дыхательных и расслабляющих упражнений, игры малой подвижности, построение и ритуал окончания занятия. Длительность третьей части 5 минут.

При овладении упражнениями, стойками необходимо соблюдать принципы постепенности; избегать перенапряжения у детей; начинать с простых упражнений и переходить к более сложным. При разучивании упражнений, стоек, перемещений необходим четкий показ педагога (тренера, инструктора).

Занятия ушу рекомендуются при нарушении осанки, логопедической патологии, нетяжелых формах бронхиальной астмы и как общеукрепляющее и оздоровительное мероприятие.

Противопоказаниями к начальным занятиям ушу являются:

• врожденные аномалии нервной системы (гидроцефалия, повышение внутричерепного давления, нарушения вестибулярного аппарата);

• тяжелые патологии костно-мышечной системы;

• тяжелые формы аллергии;

• инфекционные заболевания (ОРЗ, ОРВИ) в острый период;

• нарушения обменных процессов;

• состояние после тяжелых травм, операций,

• серьезные нарушения сердечно-сосудистой системы. ■

Статья поступила в редакцию 08.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.