Научная статья на тему 'Теоретико-методологическая основа формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза'

Теоретико-методологическая основа формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / СРЕДОВОЙ / СИСТЕМНЫЙ / КУРСАНТЫ / ACTIVITY-AXIOLOGICAL / ENVIRONMENTAL APPROACH / SYSTEMS APPROACH / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Роман Викторович

В статье рассматривается теоретико-методологическая основа процесса формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза, в которой обосновывается применение методологических подходов деятельностно-аксиологического, средового и системного. Проанализировано их содержание и взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological bases of formation of cadets interaction culture charter at a military higher school

The formation of the culture of authorized interactions between cadets of military higher school is discussed. The application of activity-axiological, of environmental and systemic approaches is analyzed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическая основа формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза»

6. Platon (Igumnov), Archimandrite. Orthodox moral theology. Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 1994. P. 240. [in Russian].

7. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. The development of subjective reality in ontogenesis. - M.: Shkolnaia Pressa, 2000. P. 416 [in Russian].

Сведения об авторах: Козлова Тамара Андреевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Нестерова Ирина Николаевна,

доцент кафедры общей и социальной педагогики,

Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the authors: Kozlova Tamara Andreevna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of General

and Social Pedagogy,

Voronezh State Pedagogical University,

Voronezh, Russia.

E-mail: [email protected]

Nesterova Irina Nikolaevna,

Associate Professor,

Department of General

and Social Pedagogy,

Voronezh State Pedagogical University,

Voronezh, Russia.

E-mail: [email protected]

m

□l

УДК 355c5 ББК 68.4(2)39

Р.В. Михайлов

теоретико-методологическая основа

формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза

В статье рассматривается теоретико-методологическая основа процесса формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза, в которой обосновывается применение методологических подходов деятельностно-аксиологического, средового и системного. Проанализировано их содержание и взаимосвязь.

Ключевые слова: деятельностно-аксиологический, средовой, системный, курсанты.

R.V. Mikhaylov

theoretical and methodological bases of formation of cadets interaction culture charter at a military higher school

The formation of the culture of authorized interactions between cadets of military higher school is discussed. The application of activity-axiological, of environmental and systemic approaches is analyzed.

Key words: activity-axiological, environmental approach, systems approach, cadets. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3

В военно-учебные заведения приходят молодые люди, имеющие склонность в процессе обучения к девиантному поведению. Проведенный экспертный опрос офицеров нескольких военных вузов городов России показал, что имеют место быть такие формы дивиантного поведения, как пререкание с командирами, употребление спиртных напитков, мелкое воровство, словесное оскорбление сослуживцев, физическое оскорбление, самовольные отлучки на несколько часов [5].

Можно сказать, что проблема культуры уставного взаимодействия в вузах заключается в дефиците соблюдения правил воинского этикета, культуры служебных отношений и отказа от выполнения требований общевоинских уставов.

Президент РФ на Федеральном собрании сказал: «Вижу в молодом поколении надежную опору России» [6] и для достижения этой цели молодому поколению необходимо стремиться к повышению своих знаний, получению ценностей и культуры. Таким образом, Президент хочет видеть в будущих офицерах культурных, образованных военнослужащих, способных выполнять задачи по предназначению. Наличие культуры у курсантов означает, что он обладает ценностями и ценностными ориентациями, которые он может передавать аккумулировать

их. Отсутствие культуры уставного взаимодействия у курсантов приводит к деви-антному поведению.

Известно, что формирование культуры зависит от окружающей среды, в которой находится человек, таким образом, можно сказать, что формирование культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза зависит от военной среды, в которой формируется непосредственное исполнение служебных и специальных обязанностей военной службы, взаимодействия в воинском коллективе.

Степень сформированности культуры уставного взаимодействия у курсантов целесообразно рассматривать с использованием методологических подходов.

Заявленную проблему можно рассмотреть, используя комплекс методологических подходов, таких как: системный, средовый и деятельностно-аксиологический.

Схематично проанализировав комплексное применение выбранных методологических подходов, можно утверждать, что именно системный, средовой и деятельностно-аксиологический подходы составляют логический теоретико-методологический комплекс формирования культуры уставного взаимодействия курсантов (рис. 1).

Рис. 1. Комплекс методологических подходов по формированию культуры уставного взаимодействия курсантов

Системный подход был выбран сознательно, т.к деятельность курсантов образует систему из взаимосвязанных между собой компонентов профессиональной культуры: аксиологического, личного,

.0

>

¡2 i

1 &

го ^ ш

о 2

|1 а. ф

2 ° -8- "

ш

ф

творческого, которые соединены между собой действиями.

Рассматривая средовой подход как систему подготовки по формированию культуры уставного взаимодействия, на

О '

м

е!

ф го

§ 2 ей

О)

о" Р

Ф о I— ^

ш

схеме можно выделить область между внешним и внутренним треугольником.

Внутренний треугольник — деятель-ностно-аксиологический подход как содержание среды профессиональной культуры и системы по подготовке к формированию культуры.

Свое историческое начало системный подход берет из книги австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, который первый представил общую теорию систем и считал, что система - это «комплекс взаимодействующих компонентов» или «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» [1]. Впоследствии существенный вклад в развитие и становление этого направления в нашей стране внесли В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг, С.П. Никаноров, Г. Мельников, которые инициировали перевод ряда первых работ по системным исследованиям.

Исходя из трудов ученых в данном направлении, можно сказать, что любая система не может существовать без взаимодействия с окружающей ее средой, именно обмен компонентов, информацией и энергией создают условия для ее жизнедеятельности.

Применяя системный подход в соотношении «система-среда», мы рассматриваем объект во взаимосвязи с факторами своего окружения. Анализ системного подхода позволил нам выделить такие компоненты как аксиологический, личностный и творческий. Аксиологический компонент сформирован из ценностей и ценностных ориентаций, которые образуют концепцию в военной среде. Личностный компонент характеризуется развитием профессиональных качеств курсанта, овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней.

Творческий компонент характеризуется реализацией и повышением качества в профессиональной деятельности профессионального творчества.

Среда является важнейшим фактором анагенезиса личности, соответствующей по своим общекультурным и профессиональным качествам требованиям общества.

Основная идея средового подхода заключается в том, что формирование культуры уставного взаимодействия происходит в среде, наполненной военной культурой как базой деятельности курсанта.

Средовой подход представляет «способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность» [4].

Средовой подход базируется на понимании феномена образовательной среды - его содержания, структуры, закономерностей формирования и развития.

Образовательная среда — «совокупность духовных (ценности, психологический климат, традиции) и материальных условий существования и деятельности обучающихся и педагога, активной деятельности субъектов, характера отношений и внешних связей» [2].

Выделим следующие положения:

1) процессом формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза можно управлять, создав образовательную среду;

2) система действий курсантов в образовательной среде направлена на достижение поставленной цели.

Для определения содержательной, процессуальной единстводеятельност-ной направленности и целостности составляющей данной сферы жизнедеятельности курсантов целесообразно применить деятельностно-аксиологический подход.

Деятельностно-аксиологический подход образован в результате слияния деятельностного и аксиологического подходов.

Деятельностный подход - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Положения деятельностного подхода рассмотрены в работах таких ученых, как Л.П. Буева, М.В. Демин, В.Н. Сага-товский, В.С. Швырев, Э.Г. Юдин и др.

Деятельностный подход в формировании культуры уставного взаимодействия применялся как средство развития индивидуальности курсанта, то есть используя методы воспитательной работы, курсант становился человеком, способным выбирать, оценивать, программиро-

вать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Например, изучение процесса формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза означает, что взаимодействие является важнейшим фактором развития курсанта.

Аксиологический подход образовался на основе учения о ценностях (аксиология) (греч. Axia - ценность, logos - слово, учение) и заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру и применимо понятие культуры. Это учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков.

Исследованием в области аксиологического подхода занимались такие ученые, как С.З. Гончаров, И.И. Докучаев,

A.Г. Здравомыслов, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, Г. Риккерт, Н.С. Розов, М. Рокич,

B.П. Тугаринов, М. Шелер, М.С. Яниц-кий и др.

Формирование культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза

с использованием аксиологического подхода определяет реализацию идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объектных отношений. Его основная цель - понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

Поэтому мы используем предложенный целостный деятельностно-аксиологический подход, так как изучаем культуру уставного взаимодействия курсантов как фактор удовлетворения потребности в профессиональном успехе. Основой деятельностно-аксиологического подхода является «ценность». Ценность - это «отношения значимости» объектов социального и природного мира для личности, коллектива, общества» [3].

Анализ комплекса методологических подходов позволил нам сделать вывод, что системный подход можно определить в качестве структуры процесса формирования культуры уставного взаимодействия, средовой - как ограничивающее рамки пространство, а содержательную сторону изучаемого процесса - как деятельностно-аксиологический подход.

Библиографический список

1. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем - критический обзор [Текст] / Л. Фон Берталан-фи // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / общ. ред. и вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.

2. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2008. - 27 с.

3. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: Наука, 1997. - 175 с.

4. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. -2000. - № 7. - C. 36-41.

5. Поляков, Р.Ю. Методы предупреждения девиантного поведения [Текст] / Р.Ю. Поляков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. -2012. - № 28. - С. 950-956.

6. Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Ключевые заявления [Электронный ресурс] // РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/politics/20161201/1482577721.html

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bertalanffy L. von. General systems theory - a critical review. Studies on General systems theory: a Collection of translations. - M.: Progress, 1969. P. 23-82. [in Russian].

2. Zagvyazinskii V.I. Pedagogical dictionary. M.: Akademia, 2008. P. 27. [in Russian].

3. Kagan M.S. Philosophical theory of value. SPb. : Nauka, 1997. P. 175. [in Russian].

4. Manuilov Yu.S. Environmental approach in education. Pedagogika, 2000. № 7. P. 36-41. [in Russian].

5. Poles R.Y. Methods of preventing deviant behavior. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogical Universiteta im. V.G. Belinskogo, 2012. № 28. P. 950-956. [in Russian].

6. The address of Vladimir Putin to the Federal Assembly. Key statements. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/politics/20161201/1482577721.html [in Russian].

Сведения об авторах: Михайлов Роман Викторович,

аспирант кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Mikhaylov Roman Viktorovich,

Post-graduate student,

Department of Pedagogy and Psychology,

South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

□l

УДК 372.4:796.85 ББК 74.100.54:75.715

Р.Т. Мусин

внедрение средств рекреационной гимнастики ушу в программу по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет

В данной статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование возможности внедрения оздоровительной гимнастики ушу в содержание вариативной части программы по дошкольному физическому воспитанию детей 5-6 лет. Результаты исследования представлены в трех таблицах и шести рисунках.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье детей, физическая культура, психофизическое развитие, дети 5-6 лет, оздоровительная гимнастика ушу.

R.T. Musin

the introduction of wusu facilities to recreational gymnastics program for preschool physical education of age 5-6 children

Theoretical and experimental proof of the possibility of introducing recreational wushu gymnastics into the contents of the variable part of the program for preschool physical education for children aged 5-6 is presented. The study results are presented in three tables and six figures.

Key words: physical education, children's health, physical culture, psychophysical development, children aged 5-6, wushu recreational gymnastics.

Роль физического воспитания для важным в жизненной деятельности дошкольного возраста является зна- двигательным умениям, навыкам и для чительным аспектом при обучении освоения основ их выполнения в двига-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.