Малыгина Елена Валерьевна,
старший преподаватель кафедры языкознания и переводоведения, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Malygina Elena Valerievna,
Senior Lecturer,
Department of Linguistics and Translation Studies,
Moscow City Teachers Training University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 373 ББК 74.214.2
Т.А. Козлова, И.Н. Нестерова
индивидуальный стиль коммуникативной деятельности как компонента
ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается индивидуальный стиль коммуникативной деятельности, его значение и влияние на продуктивность педагогической работы. Этот стиль является составляющей компонентой личностного саморазвития и оказывает влияние на профессиональное самоопределение, а также характеризуется следующими компонентами: самопрезентационные умения, экспрессивные умения, импровизационные умения и др.
Ключевые слова: индивидуальный педагогический стиль, педагогический артистизм, коммуникативная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, саморазвитие.
T.A. Kozlova, I.N. Nesterova
INDIVIDUAL STYLE OF COMMUNICATIVE ACTIVITY
AS A COMPONENT OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN THE CONTExT OF PEDAGOGICAL EDUCATION
The individual style of communicative activity, its importance and influence on the productivity of pedagogical work is discussed. This style is viewed as the integral component of personal self-development and has an impact on professional self-determination. It is characterized by the following components: self-presentational skills, expressive skills, improvisation skills etc.
Key words: individual pedagogical style, pedagogical artistry, communicative activity, psychological and pedagogical support, self-development.
Написание статьи вызвано нашим размышлением о том, что происходит с педагогом в контексте развития образования. Наблюдения показывают, что, к сожалению, несмотря на свободу педагога в проектировании образовательного процесса, в модернизации образовательных программ, в улучшении качества организации образовательного процесса и т.д. педагог испытыва-
ет профессионально-педагогические затруднения.
С целью выявления наиболее распространенных профессионально-педагогических затруднений нами было проведено анкетирование педагогов-предметников, имеющих стаж до 7 лет, проходивших курсы повышения квалификации. Проанализировав результаты, мы отметили, что педагоги не в полной
га н
<и к
О g
* (О
* О.
^
? £5
0 Ü
1 о _0 ф
ё!
Ф ь X то
0 с
£ «
5 ° t * ГО m
ÜE £ Ü
1 10
о £
* н
-О S
Ш m
s Я
'5 I
Ел ® ^ 2
Р
и
го ш
о ^
ф
н
0 ф
1
го ш
о ^
со
о
мере удовлетворены своей деятельностью, что их желаемые результаты часто не совпадают с полученными. Из причин, выделенных и проранжированных педагогами, на первом месте стоят: неумение находить общий язык с обучающимися; неумение своевременно воздействовать на педагогическую ситуацию, неумение взаимодействовать с родителями. На наш взгляд, это можно объяснить прежде всего тем, что у педагогов недостаточно (или полностью) не сформированы конкретные профессионально-педагогические компетенции и, прежде всего, индивидуальный стиль коммуникативной деятельности.
Обратившись к научным исследованиям, мы отмечаем, что формирование индивидуального стиля коммуникативной деятельности будущего педагога является одной из актуальных проблем как науки, так и практики. Как известно, педагогическая деятельность не только опосредуется, но и определяется во многом личностью самого учителя. Самореализация педагога в профессиональном плане невозможна без определенных личностных составляющих. Педагог воспринимается воспитанниками как целостная личность. Особенно интересен тот преподаватель (по высказываниям студентов), который находится в саморазвитии и не стесняется учиться даже у обучающихся. Таким образом, саморазвитие педагога - это основная составляющая его деятельности. Саморазвитие способствует, по нашему мнению, выработке индивидуального стиля коммуникативной деятельности. И наше представление о саморазвитии не противоречит ученым - В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву, которые одними из первых в отечественной психологии дали определение понятию «саморазвитие». По их мнению, саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [7, с. 256]. Близко нам и мнение Л.Н. Куликовой, рассматривающей саморазвитие как процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной,
ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [5, с. 3-10]. Следовательно, невозможно поставить четкие границы между личностными качествами педагога и профессионально-педагогическими.
Педагоги по роду занятий вступают в разноплановые отношения, в основе которых - общение, являющееся основой развития отношений, насколько они будут комфортными или конфликтными. Взаимодействуя со студентами педагогического вуза, мы считаем, что особое внимание необходимо уделять студентам-первокурсникам. Проведя анкетирование среди студентов 2 курса гуманитарного факультета, мы выявили:
1) обучающиеся из сельской местности наиболее испытывали затруднения в общении и сложнее адаптировались
(52%);
2) ожидания от обучения в вузе на первом курсе не оправдались (32%);
3) первая сессия была сложной для них;
4) снизилась как мотивация к обучению, так и интерес к педагогической профессии (около 10 %).
Исходя из результатов анкетирования, следует на первом курсе выделить категорию студентов из сельской местности, т.к. они испытывают затруднения в адаптации к городской, вузовской среде, следовательно, и результативность обучения данных студентов не всегда на должном уровне.
Поэтому необходимо изучать, анализировать возникающие проблемы, ситуации, противоречия, чтобы создавать, совершенствовать условия для развития и саморазвития личности студента. Комфортное личностное развитие нуждается в хорошей психологической поддержке [2]. На наш взгляд, в вузе недостаточно уделяется внимание психолого-педагогическому сопровождению студента, отсюда разные неожиданности (неуспеваемость, конфликты, отчисление и т.п.). Еще не глубоко разработаны
технологии психолого-педагогического сопровождения студента в вузе, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Отдельные акции, мероприятия в вузе не оказывают должного влияния на комфортность пребывания студента в вузовской среде. Мы предлагаем рассматривать психолого-педагогическое сопровождение не только как процесс, но и как систему. С этой точки зрения данная система представляет совокупность личностно ориентированных педагогических методов, приемов, средств, адекватных возможностям личности, и в то же время направленных на самореализацию, самоутверждение личности, в данном контексте - студента. Сопровождение - это процесс совместной деятельности преподавателя и обучающегося, воспитателя и воспитанника [4, с. 18]. Преподаватель-воспитатель управляет процессом саморазвития, самосовершенствования личности обучающегося. Учителя-практики и преподаватели высшей школы отмечают, что при подготовке специалистов следует обращать внимание на развитие индивидуально -педагогического стиля у студентов, на развитие коммуникативных компетенций. Целостная модель личности учителя в виде объективных (профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания) и субъективных характеристик (психологические позиции, мотивация, «я»-концепция, установки, личностные особенности) представлена в трудах (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.В. Кондратьева и др.).
Индивидуальный стиль преподавателя проявляется во всех составляющих педагогическую деятельность. Этот стиль определяет цель педагогической деятельности, жизненной позиции, а также способы самореализации, самоутверждения. Остановимся подробнее на индивидуальном стиле коммуникативной деятельности. Мы это понятие рассматриваем как интеграцию внутреннего мира (убеждения, позиция, мировосприятие, профессиональные отношения, педагогический опыт), т.е. все составляющие профессионального «Я». Через индиви-
дуальный стиль проявляется уникальность педагога, его творчество.
Как отмечают Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина, индивидуальный стиль деятельности помогает решить целый комплекс проблем: во-первых, педагогическое взаимодействие оказывается адекватным личности педагога, общение становится приятным, органичным для самого педагога и учащихся, во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, в-третьих, повышается эффективность функций педагога [1, с. 97-98].
Рассмотрим основные составляющие индивидуального стиля коммуникативной деятельности: самопрезентационные умения, обаяние (эстетика манер), экспрессивные умения, импровизационные умения, управление своим телом и поведением, эмоциональность и образность. Совсем кратко охарактеризуем их.
Самопрезентационные умения - это, прежде всего, владение техникой «самопредъявления», умение регулировать свое состояние, конструирование общения. Особая роль принадлежит владению приемами театральной педагогики: использование приемов театрального искусства, выбор, отработка и выстраивание собственного поведения и т.п. Театральная педагогика направлена на развитие будущего специалиста, его максимального самовыражения. Педагогический артистизм - один из важнейших компонентов педагогического мастерства. При ранжировании качеств учителя, важных для его профессиональной деятельности, на первое место ставят знание педагогом материала своего предмета, владение методикой, развитое педагогическое мышление. При этом артистизм часто не входит в перечень необходимых учителю качеств.
Педагогический артистизм, можно сказать, это феномен, который можно рассматривать во-первых как черту личности учителя; во-вторых, как совокупность учебных приемов, в-третьих, как особую концепцию педагогического творчества, в основе которой лежит взаимодействие, сотворчество учителя и ученика.
го I-
ф к
И
о
* (О
* О.
? е
й О
0 ^
1 о
_0 ф
ф ™
X го
>5 Ф
О с
£ <о
5 °
ь *
ГО ф
о I
* н
-О ^
Ш 00
5 я
I- ГО
О О.
го
о
X .0
^ 2 р
и
го ш
о ^
ф
н
0 ф
1
го ей
о ^
со
о
Педагогический артистизм способствуют становлению и развитию коммуникативной компетентности, творческой атмосферы на уроке или мероприятии и т.д.
Обаяние. Практика показывает, что обучающиеся с удовольствием идут к учителю, которого отличает богатство внутреннего мира, культура поведения и внешнего вида. Обаятельный педагог воздействует на нравственные и эстетические чувства ребенка.
Экспрессивные умения отражены в эмоциональном поведении учителя, его речи. Яркая речь учителя может побудить обучающихся достичь вершин знаний, совершать добрые дела, а может остановить от злого умысла и т.д., вызывая у детей эмоционально-адекватный отклик. Это умелое использование невербального языка. В общении раскрывается то, что уже изначально свойственно человеческой природе [3, с. 122].
Импровизационные умения. Мы склонны к пониманию того, что эти умения настолько индивидуальны, что их невозможно повторить. Например, выразительность или убедительность педагога; гибкость включения в педагогическую деятельность, ситуацию; оригинальность принятых решений; индивидуальность взаимодействия с обучающимися.
Управление своим телом и поведением. Для обучающихся: школьников, студентов, всегда представляет интерес преподаватель, владеющий не только речью, но и подкрепляющий ее мимикой, жестами. Это способствует не только усвоению, пониманию содержания темы занятия обучающимися, но и восприятию преподавателя как личности. Владение преподавателем пластикой тела, мимикой, жестами позволяет выстраивать комфортное общение с обучающимися.
Эмоциональность и образность. Практика показывает, что чем менее эмоционален педагог, монотонен, тем он в меньшей степени влияет на личностное развитие обучающегося. Преподаватель без эмоций, без «изюминки», как правило, не становится авторитетом для обучающихся; с ним не интересно. По отношению к такому педагогу обучающийся не чувству-
ет себя субъектом, не чувствует потребности в общении с ним. Преподавателю при организации образовательного процесса необходимо акцентировать внимание первоначально на том, чтобы не возникли барьеры в общении, не появилась тревожность у обучающихся. Более свободным и ответственным обучающийся чувствует себя, если рядом с ним не равнодушный педагог, а заинтересованный в результатах обучения, влюбленный в свою профессию, переживающий за неудачи и т.п. человек. Если преподаватель становится образцом поведения для обучающегося, то жизнедеятельность его в вузовской среде приобретает целевой смысл. В этом компоненте особо проявляется, по нашему мнению, педагогически индивидуальный стиль. Те чувства и ощущения, которые вызывает преподаватель у обучающегося, зачастую являются двигателем в личной жизни и, конечно же, в педагогической деятельности.
Существует расхожее мнение, что педагогический артистизм присущ преподавателям гуманитарных дисциплин. Преподаватели математики, физики, физической культуры более замкнуты, менее эмоциональны. Автору пришлось общаться с разными категориями преподавателей (слушателями курсов повышения квалификации) и поэтому можно в целом согласиться с теми, кто считает, что гуманитарии более эмоциональны. Но ведь это всего лишь одна из составляющих педагогических особенностей. В то же время нам знакомы и гуманитарии, и математики, и т.д., которые имеют свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Когда физика преподается в стихах, математика на основе практической действительности и т.д. Способность педагога ярко выражать свое отношение к предмету, и всему тому, что происходит в социуме; повести за собой, заразить переживаниями, сомнениями, радостью на уроке и вне его открывают простор для мотивации к профессии педагога. Мы должны понять, что учитель - это наш студент и, что студент - это ученик своего учителя.
Таким образом, индивидуальный стиль коммуникативной деятельности
педагога - это неповторимость, своеобразие, необычность, уникальность, проявляющиеся в поведении, деятельности и ее результатах; это индивидуализированный опыт и связанные с ним переживания и убеждения, и только педагог, владеющий индивидуальным стилем, способен сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования, он умеет организовать такие формы взаимодействия, которые удовлетворяли бы духовную потребность детей в соразмышлении и сопереживании.
В основе индивидуального стиля педагогической деятельности должен лежать нравственный закон, который определяется нравственным сознанием. По мнению архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия, как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель [6].
Педагог, прежде всего - воспитатель, поэтому воспитательный процесс обусловлен не только объективными закономерностями, но и личностью воспитателя, индивидуальностью его характера, отношения к своей деятельности и непосредственно к детям.
Библиографический список
1. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. - изд. 3-е, испр., доп. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 248 с. - Серия: Профессиональная культура педагога.
2. Галуцкая, М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / М.Ю. Галуцкая // Электронный научно-практический журнала «Психология, социология и педагогика». - 2015. - № 6. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5043
3. Железовская, Г.И. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности [Текст] / Г.И. Железовская, Н.В. Абрамова, Е.Н. Гудкова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 120-125.
4. Козлова, Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в контексте современного образования [Текст] научно-методическое пособие / Т.А. Козлова, Е.М. Бес-паленко. - Выпуск 10. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 212. - 360 с. g го
5. Куликова, Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической о £ педагогики [Текст] / Л.И. Куликова // Педагогика развития. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - ¿g ( о. С. 3-10.
6. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие [Текст] / Платон (Игумнов). - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 240 с.
7. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
Referencеs
1. Baykova L.A., Grebenkina L.K. Pedagogical skills and pedagogical technologies tutorial. Ed.3-e, Rev., extra series: the Professional culture of the teacher. M. PED. Publishing house of Russia, 2000. P. 248. [in Rus-
2. Galutskaya M.Yu. Psychological conditions for the development of psychological readiness for personal self-development in adolescence. Psikhologia, sotsiologia i pedagogika, 2015. № 6. Available at: http:// psychology.snauka.ru/2015/06/5043 [in Russian].
3. Zhelezovskaya G.I., Abramova N.V., Gudkova E.N. Creative environment as a factor of creative self-development of personality. Perspectivy nauki i obrazovania, 2014. № 1. P. 120-125. [in Russian].
4. Kozlova T.A., Bespalenko E.M. Psychological and pedagogical support of the educational process in the context of modern education: scientific and methodical manual. Iissue 10. Voronezh, VOIPKipRO, P. 212-360. [in Russian].
5. Kulikova L.N. The personal self-development of the student and the teacher is the basis of humanistic pedagogy. Pedagogika razvitia, Khabarovsk, KhSPU, 2001. P. 3-10. [in Russian].
го IX
ф
£
^ £5
0 ^
1 о _0 ф
Sz
н к
О)
го ч
>S Ф
0 с £
5 ° t * ГО ф
£ °
1 10 о g * н
-0 S ^ m
s Я
'5 I
Ел ® ^ 2
Р
и
6. Platon (Igumnov), Archimandrite. Orthodox moral theology. Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 1994. P. 240. [in Russian].
7. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. The development of subjective reality in ontogenesis. - M.: Shkolnaia Pressa, 2000. P. 416 [in Russian].
Сведения об авторах: Козлова Тамара Андреевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Нестерова Ирина Николаевна,
доцент кафедры общей и социальной педагогики,
Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Kozlova Tamara Andreevna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor,
Department of General
and Social Pedagogy,
Voronezh State Pedagogical University,
Voronezh, Russia.
E-mail: [email protected]
Nesterova Irina Nikolaevna,
Associate Professor,
Department of General
and Social Pedagogy,
Voronezh State Pedagogical University,
Voronezh, Russia.
E-mail: [email protected]
m
□l
УДК 355c5 ББК 68.4(2)39
Р.В. Михайлов
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
формирования культуры УСТАВНОГО взаимодействия курсантов военного вуза
В статье рассматривается теоретико-методологическая основа процесса формирования культуры уставного взаимодействия курсантов военного вуза, в которой обосновывается применение методологических подходов деятельностно-аксиологического, средового и системного. Проанализировано их содержание и взаимосвязь.
Ключевые слова: деятельностно-аксиологический, средовой, системный, курсанты.
R.V. Mikhaylov
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF CADETS INTERACTION CULTURE CHARTER AT A MILITARY HIGHER SCHOOL
The formation of the culture of authorized interactions between cadets of military higher school is discussed. The application of activity-axiological, of environmental and systemic approaches is analyzed.
Key words: activity-axiological, environmental approach, systems approach, cadets. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3