Научная статья на тему 'Влияние утренней гимнастики на развитие физических качеств детей 6-7 лет с последствиями перинатального поражения нервной системы'

Влияние утренней гимнастики на развитие физических качеств детей 6-7 лет с последствиями перинатального поражения нервной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
682
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самигуллина Гузалия Закирзяновна, Красноперова Татьяна Витальевна, Котелевская Наталия Борисовна, Емельянов Виталий Давидович

В результате проведенного исследования показана целесообразность использования предложенного комплекса утренней гимнастики для детей 6-7 лет с ПППНС, способствующего более эффективному развитию скоростно-силовых качеств, чем общепринятый комплекс утренней гимнастики. Систематическое проведение утренней гимнастики с использованием «дорожки» является важным фактором и дополнительным резервом совершенствования скоростно-силовых качеств детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражениями нервной системы в режиме дня дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самигуллина Гузалия Закирзяновна, Красноперова Татьяна Витальевна, Котелевская Наталия Борисовна, Емельянов Виталий Давидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of morning exercises on the development of physical qualities of the 6-7 years old children with the after-effects of the nervous system perinatal affections

As a result of the made research the expediency of using the offered complex of the morning exercises for the 6-7 years old children with the after-effects of the nervous system perinatal affections was shown. Proposed complex was proved to stimulate more effective development of the speed-strength qualities than the standard complex of the morning exercises. Systematic carrying out of the morning exercises with use of "path" is an important factor and additional reserve for the improvement of the high-speed and power qualities of children of the advanced preschool age with consequences of the perinatal defeats of nervous system in a day regimen of the preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Влияние утренней гимнастики на развитие физических качеств детей 6-7 лет с последствиями перинатального поражения нервной системы»

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Гузалия Закирзяновна Самигуллина, кандидат биологических наук, доцент, Международный Восточно-Европейский институт», г. Ижевск; Татьяна Витальевна Красно-перова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Наталия Борисовна Котелевская, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Санкт-

Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК), Санкт-Петербург; Виталий Давидович Емельянов, кандидат педагогических наук, кандидат медицинских наук, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург

Аннотация

В результате проведенного исследования показана целесообразность использования предложенного комплекса утренней гимнастики для детей 6-7 лет с ПППНС, способствующего более эффективному развитию скоростно-силовых качеств, чем общепринятый комплекс утренней гимнастики. Систематическое проведение утренней гимнастики с использованием «дорожки» является важным фактором и дополнительным резервом совершенствования скоростно-силовых качеств детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражениями нервной системы в режиме дня дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: утренняя гимнастика, дети дошкольного возраста, дети с последствиями перинатальных поражений нервной системы, физические качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p243-248

INFLUENCE OF MORNING EXERCISES ON THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF THE 6-7 YEARS OLD CHILDREN WITH THE AFTER-EFFECTS OF

THE NERVOUS SYSTEM PERINATAL AFFECTIONS Gyzaliya Zakirzyanovna Samigullina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, International Institute of the East European, Izhevsk; Tatyana Vitalyevna Krasnoperova, the candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Natalia Borisovna Kotelevskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Vitaly Davidovich Emelyanov, the candidate of medical sciences,, the candidate of pedagogical sciences, Nord-West State Medical University after

I.I. Mechnikov

Annotation

As a result of the made research the expediency of using the offered complex of the morning exercises for the 6-7 years old children with the after-effects of the nervous system perinatal affections was shown. Proposed complex was proved to stimulate more effective development of the speed-strength qualities than the standard complex of the morning exercises. Systematic carrying out of the morning exercises with use of "path" is an important factor and additional reserve for the improvement of the high-speed and power qualities of children of the advanced preschool age with consequences of the perinatal defeats of nervous system in a day regimen of the preschool educational institutions.

Keywords: morning exercises, preschool children, consequences after-effects of perinatal defeats affections of nervous system, physical qualities.

В дошкольном возрасте осуществляется развитие психических и физических качеств, которые важны для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной деятельности в период его подготовки к обучению в школе [1].

Для детей с последствиями перинатальных поражений нервной системы (ПППНС) характерно повреждение головного мозга с широким спектром расстройств клинического

и субклинического уровня: от легких поведенческих до системных неврозоподобных двигательных, в категорию которых включается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [2]. Двигательная активность детей с СДВГ, как важнейший фактор развития двигательного анализатора, не соответствует оптимальному уровню, и они имеют значительно худшие показатели физического и психического развития [2, 4, 6, 8].

Важным условием развития детей с ПППНС является формирование двигательных навыков и развития физических качеств в дошкольном возрасте с целью гармонизации развития и социализации в обществе.

В ДОУ основной задачей физической культуры является содействие полноценному физическому развитию детей. Одним из необходимых компонентов двигательного режима в ДОУ является утренняя гимнастика, направленная на оздоровление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств, закрепление двигательных навыков.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально показать, что систематическое проведение комплекса утренней гимнастики в режиме дня в ДОУ, является фактором развития физических качеств у детей 6-7 лет с ПППНС.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Построение комплексов утренней гимнастики опиралось на основные структурные принципы и соответствовало общепринятой схеме. Комплекс утренней гимнастики включал в себя различные виды ходьбы, бега, прыжков, подскоков; задания на внимание; общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов и с предметами (кубики, мячи, мешочки с песком, обручи, палки) [5]. В начале гимнастики проводили ходьбу и бег, затем дети выполняли упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног. Дополнительно в экспериментальной группе проводили «дорожку», состоящую из серии упражнений (различных прыжков - из обруча в обруч, через кубики; видов ходьбы, подскоков, ползания), выполняемых последовательно. Длительность серии упражнений - не более 30 секунд. Количество повторений 3-5 раз [3]. Количество повторений увеличивали постепенно. В контрольной группе после ОРУ проводили игры малой и средней интенсивности. В заключении, дети выполняли ходьбу с заданием, упражнения и игры на развитие внимания, координационных способностей.

Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ города Ижевска. В исследовании принимали участие 30 детей 6-7 лет - с ПППНС с СДВГ. 15 детей составили экспериментальную группу (ЭГ), 15 детей - контрольную (КГ).

При этом уровень физического развития детей по весу и росту в контрольной и экспериментальной группах достоверно не отличался (р>0,05), что свидетельствовало о сопоставимости исследуемых групп.

Физкультурные занятия в ДОУ проводились 3 раза в неделю - 2 занятия в зале, одно на улице. В двух группах детей (экспериментальной группе и контрольной) утреннюю гимнастику проводили ежедневно в зале (5 дней в неделю), в течение 14 недель.

Динамику изучаемых параметров оценивали по результатам трех тестирований: первое с целью изучения исходного уровня физических качеств, второе - через 7 недель педагогического воздействия, третье - также через 7 недель по завершению эксперимента.

Оценка показателей уровня развития скоростно-силовых качеств проводилась в соответствии с возрастом ребенка. Определение возраста осуществлялось по методике, принятой в медицинской практике. Данные, полученные при тестировании, оценивались по шкалам, предложенным академиком РАМН Г.Н. Сердюковской [7]. После обследования анализировались показатели каждого ребенка, и полученные данные сопоставлялись с общепринятыми нормами.

Скоростно-силовые качества определяли с помощью трех тестов - бег 30 м на скорость, прыжок в длину с места и метание мешочка с песком весом 150^200 г правой или левой рукой. Дети выполняли по три попытки каждого упражнения - в протокол заносили лучший результат. Качество быстроты оценивали по времени пробегания тридцати метрового отрезка со старта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проанализирован исходный уровень развития физических качеств мальчиков и девочек 6-7 лет по трем тестам в контрольной и экспериментальной группах (таблица 1). По гендерному признаку существуют различия в оценке выполнения предложенных нормативов, поэтому сравнительный анализ проводился отдельно у мальчиков и у девочек. Длительность проведения утренней гимнастики составила 10-12 мин. Комплекс утренней гимнастики без изменений проводили в течение 1 недели в обеих группах.

Приводим один из вариантов комплекса утренней гимнастики [5]:

1) ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, на наружной стороне стопы, высоко поднимая колено, ходьба в чередовании с бегом.

Общеразвивающие упражнения:

1. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, руки внизу, 1 - поднять руки через стороны вверх; 2 - медленно вернуться в И. П. (4-6 раз).

2. И.П. - стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. 1 - Медленно поворот головы вправо - смотрим за правое плечо 2 - И.П. 3 - поворот головы влево смотрим за левое плечо. - 4 - И.П. (3-4 раза).

3. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 - поднять правое плечо; 2 - И.П.; 3 - поднять левое плечо; 4 - И.П. (4-6 раз).

4. «Насос» - И.П.: стоя ноги вместе, руки на поясе. 1 - наклон туловища вправо, правая рука скользит вниз, левая вверх в подмышечную впадину (выдох). 2 - вернуться в И.П. (вдох). То же, влево. (4-6 раз).

5. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1-2 - присесть, руки вперед; 3-4 - И.П. (4-6 раз).

6. «Рыбка» И.П. - лежа на животе, ладонь на ладони, лоб на ладонях.1-2-3-4- поднимаем лоб и руки не высоко, глаза смотрят в пол. 5-6 - И.П. (4-6 раз).

7. «Полочка», И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз.

1 - скользя пятками по полу согнуть ноги в коленях, 2-3-4-5- поднять голень и стопы - сделать «полочку», 6 - опустить стопы на пол, 7-8 - вернуться в И.П. (4-6 раз).

8. И.П. - стоя, ноги слегка расставлены. 1-2 - руки в стороны (вдох); 3 -4 - руки -вниз (выдох) (4-5 раз).

2) Для детей экспериментальной группы - «дорожка»: прыжки на двух ногах из обруча в обруч - 5-6 обручей, ходьба по ребристой доске, бег с подпрыгиванием вверх -достать рукой игрушку, подвешенную на веревочке, ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Длительность «дорожки» 30 секунд, после интенсивной части «дорожки» дети спокойно возвращаются к началу выполнения упражнений. Для этого можно использовать ходьбу правым и левым боком по канату, лежащему на полу, ходьбу по «следам», змейкой, ходьбу по гимнастической скамейке, руки в стороны, и т.д. (4-5 повторений). Количество повторений увеличивали постепенно.

Для детей контрольной группы:

Игра средней интенсивности - «У тебя порядок строгий».

Игра малой интенсивности - «Запрещенное движение».

3) ходьба по залу, ходьба - 1-2 шага вдох, руки в стороны, 3-4-5-6 выдох. 3-4 раза; задания на внимание.

Оценку уровня физических качеств проводили с учетом гендерных различий (таблица 1). Результаты тестирования физических качеств отражены в таблицах 2 и 3.

Таблица 1

Оценка уровня развития физических качеств_

Уровень физической подготовленности Мальчики, 6-7 лет Девочки, 6-7 лет

Бег 30 м (сек)

высокий Меньше 7,6 Меньше 7,7

средний 7,7-8,3 7,8-8,8

низкий Больше 8,4 Больше 8,9

Прыжки в длину с места (см)

высокий Больше 108,0 Больше 99,6

средний 107-86,2 99,5-77,0

низкий Меньше 86,3 Меньше 76,9

Метание мешочка весом 150 г (м)

высокий Больше 7,9 Больше 5,4

средний 7,8-4,5 5,3-3,4

низкий Меньше 4,4 Меньше 3,3

Таблица 2

Результаты мониторинга уровня развития скоростно-силовых качеств _мальчиков 6-7летс ПППНС (КГ, N=9; ЭГ, N=9)_

Вид тестирования Время проведения Уровень (%)

Низкий Средний Высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег 30 м (сек) Сентябрь 44,4 44,4 55,6 55,6 - 33,4

Ноябрь 22,2 22,2 66,7 44,4 11,1 44,4

Декабрь 22,2 - 66,7 55,6 11,1 -

Прыжки в длину с места (см) Сентябрь 22,2 33,3 77,8 66,7 -

Ноябрь 22,2 33,3 77,8 44,5 - 22,2

Декабрь 22,2 - 66,7 66,7 11,1 33,3

Метание мешочка весом 150 г Сентябрь 44,4 55,6 55,6 44,4 - -

Ноябрь 44,4 11,1 55,6 77,8 - 11,1

Декабрь 22,2 - 66,7 66,7 11,1 33,3

Таблица 3

Результаты мониторинга уровня развития скоростно-силовых качеств _девочек 6-7 лет с ПППНС(КГ, N=6; ЭГ, N=6)_

Вид тестирования Время проведения Уровень (%)

Низкий Средний Высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег 30 м (сек) Сентябрь 50,0 66,7 50,0 33,3 - -

Ноябрь 66,7 33,3 33,3 66,7 - -

Декабрь 33,3 - 66,7 83,3 - 16,7

Прыжки в длину с места (см) Сентябрь 83,3 50,0 16,7 50,0 - -

Ноябрь 50,0 - 50,0 100,0 - -

Декабрь 66,7 - 33,3 50,0 - 50,0

Метание мешочка весом 150 г Сентябрь 83,3 50,0 16,7 50,0 - -

Ноябрь 50,0 50,0 50,0 50,0 - -

Декабрь 50,0 - 50,0 66,7 - 33,3

В результате тестирования установлено, что по уровню развития скоростно-силовых качеств в начале эксперимента результаты трех тестов детей обеих групп были однородными. В обеих группах выявлены дети с низким и средним уровнем выполнения нормативных заданий. Детей с высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств не выявлено.

На втором и третьем тестировании результаты в экспериментальной группе имели больший прирост, чем в контрольной группе, о чем свидетельствует увеличение количества детей с высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств, как мальчиков, так и девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У детей 6-7 лет с последствиями перинатального поражения нервной системы предложенный вариант утренней гимнастики, состоящий из комплекса общеразвиваю-щих упражнений и «дорожки», способствовал более эффективному развитию скоростно-силовых качеств. В результате проведенного исследования показана целесообразность использования предложенного комплекса утренней гимнастики для детей с ПППНС.

Систематическое проведение утренней гимнастики с использованием «дорожки» является важным фактором и дополнительным резервом совершенствования скоростно-силовых качеств детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражениями нервной системы в режиме дня ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. -С. 22-26.

2. Заваденко, Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения / Н.Н. Заваденко // Вопросы практической педиатрии. - 2012. - № 1 (7). - С. 4-62.

3. Котелевская, Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции : дис. ... канд. пед. наук / Котелевская Н.Б. - СПб., 2000. - 170 с.

4. Могилевская, Т.Е. Коррекция двигательной сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью : дис. ... канд. пед. наук / Могилевская Т.Е. -Екатеринбург, 2009. - 181 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет / Л.И. Пензулаева. - М. : Мозаика-синтез, 2016. - 128 с.

6. Самигуллина, Г.З. Возможности коррекции устойчивости внимания у детей 6-7 лет с последствиями перинатальных поражений нервной системы под воздействием подвижных игр / Г.З. Самигуллина, Т.В. Красноперова, В.Д. Емельянов // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 2 (62). - С. 4-6.

7. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / под ред. академика РАМН Г.Н. Сердюковской. - М. : Промедэк, 1993. - 163 с.

8. Шайтор, В.М. Диагностические критерии субклинических двигательных нарушений у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС / В.М. Шайтор, В.Д. Емельянов // Лечение и профилактика. - 2013. - № 1 (5). - С. 36-40.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K (1990), "Physical training in the system of culture education in a healthy life way", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 22-26.

2. Zavadenko, N.N. (2012), "Attention Deficit Hyperactivity Disorder: diagnosis, pathogenesis, treatment guidelines", Questions of Practical Pediatrics, Vol. 7, No. 1, pp. 4-62.

3. Kotelevskaya, N.B (2000), Differentiated technique of physical training of preschool children based on age patterns of evolution, dissertation, St. Petersburg.

4. Mogilevskaya, T.E (2009), Correction of the motor areas ofpreschool children with attention deficit disorder and hyperactivity, dissertation, Ekaterinburg.

5. Penzulaeva, L.I. (2016), Fitness training. Set of exercises for classes with 3-7 years old children, Mosaic synthesis, Moscow.

6. Samigullina, G.Z Krasnoperova, T.V. and Emelyanov V.D. (2015), "Possibilities of stability attention correction in children of 6-7 years old with the effects of perinatal lesions of the nervous system under the influence of outdoor games", Journal of Adaptive Physical Culture, No. 2 (62), pp. 4-6.

7. Ed. Serdyukovskaya, G.N. (1993), The medical supervision organization of the development and health of preschool and school children -based on mass screening tests and their improvement in the conditions of a nursery school and school, Promedic, Moscow.

8. Shaytor, V.M. and Emelyanov, V.D. (2013), "Diagnostic criteria of subclinical motor disor-

ders in children with after-effects of perinatal CNS affections", Treatment and prevention, No. 1 (5), pp. 36-40.

Контактная информация: tvkbox@gmail.com

Статья поступила в редакцию 15.04.2016

УДК 796.921

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Витальевна Мельникова, аспирант, Юлия Николаевна Сивкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе представлено экспериментальное обоснование методики формирования навыков передвижения на лыжах у старших дошкольников, отображены основные результаты и выводы, полученные в педагогическом эксперименте с использованием разработанной методики в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики. У дошкольников экспериментальной группы отмечены достоверно более высокие показатели освоения техники способов передвижения на лыжах.

Ключевые слова: старшие дошкольники, физическое развитие, лыжная подготовка, формирование навыков, техника способов передвижения на лыжах.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p248-252

METHODS OF TRAINING TO MOTION SKILLS IN SKI FOR CHILDREN OF THE

ADVANCED PRESCHOOL AGE

Gennady Aleksandrovich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Vitalyevna Melnikova, the post graduate student, Yulia Nikolaevna Sivkova, the post graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the experimental substantiation of the methodology for training to the motion skills in skiing for the children in the advanced preschool age, showing the main results and conclusions obtained during the teaching experiment with using the developed methods in the educational process of preschool institutions. Results of the pedagogical experiment testify to efficiency of the developed methodology. At preschool children of the experimental group there are authentically higher rates of development of the ways of movement on skis.

Keywords: children in the advanced preschool age, physical development, skiing training, skills shaping, skiing techniques.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст охватывает период жизни ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок овладевает элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками, возраст наиболее благоприятен для закаливания организма. Физические упражнения являются основой всестороннего развития ребенка, среди этих упражнений важное место занимает ходьба на лыжах.

Анализ литературных источников показал, что многие авторы разрабатывали современных образовательных программы, включающие лыжную подготовку дошкольни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.