Научная статья на тему 'Дыхательная гимнастика как средство реабилитации детей с патологией органов дыхания дошкольного возраста'

Дыхательная гимнастика как средство реабилитации детей с патологией органов дыхания дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1864
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ДЕТИ / ACUTE RESPIRATORY DISEASES / ASTHMA / THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING / RESPIRATORY GYMNASTICS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шемякина Т. А., Голикова Е. В., Кондратьева Е. И., Плачкова Я. А., Степаненко Н. П.

В ИССЛЕДОВАНИИ АНАЛИЗИРОВАЛАСЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. В ТЕЧЕНИЕ 9 МЕС ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ НАХОДИЛИСЬ 177 ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ С ЧАСТЫМИ ОСТРЫМИ РЕСПИРАТОРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ ИЛИ ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЛОР-ОРГАНОВ. БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО У ДЕТЕЙ (N = 90), ВЫПОЛНЯВШИХ КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО РАЗРАБОТАННОЙ АВТОРАМИ МЕТОДИКЕ, ЧАСТОТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРЗ И ОБОСТРЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ БЫЛА НИЖЕ В 1,83 И 1,86 РАЗА СООТВЕТСТВЕННО. КРОМЕ ТОГО, У ДЕТЕЙ ЭТОЙ ГРУППЫ БЫЛО ОТМЕЧЕНО СУЩЕСТВЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СПИРОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЦИТОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ОТДЕЛЯЕМОГО ИЗ ПОЛОСТИ НОСА В СРАВНЕНИИ С ДЕТЬМИ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ (N = 87), ЗАНИМАВШИХСЯ СТАНДАРТНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, УСТАНОВЛЕНА ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шемякина Т. А., Голикова Е. В., Кондратьева Е. И., Плачкова Я. А., Степаненко Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPIRATORY GYMNASTICS AS A REHABILITATION MEANS FOR THE PRESCHOOL CHILDREN WITH THE RESPIRATORY PATHOLOGY

THE RESEARCHERS ANALYZED THE EFFICACY OF THE NEW MEDICAL TECHNOLOGY AIMED AT REHABILITATION OF THE PRESCHOOL CHILPREN WITH THE RESPIRATORY PATHOLOGY. 177 CHILDREN AGED BETWEEN 2 AND 7 WITH RECURRENT RESPIRATORY DISEASES, BRONCHIAL ASTHMA OR CHRONIC PATHOLOGY OF THE ENT ORGANS HAVE Bf EN EXAMINED FOR 9 MONTHS. IT WAS UNCOVERED THAT AMONG CHILDREN (N я 90}, WHO PERFORMED THE SETS OF THE THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING AN0 RES-PIRATORY GYMNASTICS ACCORDING TO THE METHODS DEVELOPED BY THE AUTHORS, THE RECURRENCE OF THE ACUTE RESPIRATORY DISEASES AND EXACERBATIONS OF BRONCHIAL ASTHMA WAS LOWER BY 1,83 AND 1,86 TIMERS RESPECTIVELY. BESIDES, AMONG CHILDREN OF THIS GROUP THE RESEARCHERS NOTED THE SIGNIFICANT IMPROVEMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES, SP1ROMETRIC INDICES AND CYTOLOGICAL PICTURE OF THE SUBSTANCE REMOVED FROM THE NASAL CAVITY IF COMPARED WITfl THE CHILDREN FROM THE SCREENING GROUP (N = 87), WHO PERFORMED THE SETS OF THE CONVENTIONAL GYMNASTICS AT THE PHYSICAL TRAINING LESSONS. THUS, THE RESEARCHERS PROVED THE HIGH EFFICACY OF THE PROPOSED TECHNOLOGY FOR THE REHABILITATION OF THE CHILDREN; SUFFERING FROM THE CHRONIC RESPIRATORY

Текст научной работы на тему «Дыхательная гимнастика как средство реабилитации детей с патологией органов дыхания дошкольного возраста»

Советы педиатру

Т.А. Шемякина1, Е.В. Голикова1, Е.И. Кондратьева1, Я.А. Плачкова1, Н.П. Степаненко2

1 Сибирский государственный медицинский университет, Томск

2 Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии, Томск

Дыхательная гимнастика как средство реабилитации детей с патологиеи органов дыхания дошкольного возраста

В ИССЛЕДОВАНИИ АНАЛИЗИРОВАЛАСЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. В ТЕЧЕНИЕ 9 МЕС ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ НАХОДИЛИСЬ 177 ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ С ЧАСТЫМИ ОСТРЫМИ РЕСПИРАТОРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ ИЛИ ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЛОР-ОРГАНОВ. БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО У ДЕТЕЙ ^ = 90), ВЫПОЛНЯВШИХ КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО РАЗРАБОТАННОЙ АВТОРАМИ МЕТОДИКЕ, ЧАСТОТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРЗ И ОБОСТРЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ БЫЛА НИЖЕ В 1,83 И 1,86 РАЗА СООТВЕТСТВЕННО. КРОМЕ ТОГО, У ДЕТЕЙ ЭТОЙ ГРУППЫ БЫЛО ОТМЕЧЕНО СУЩЕСТВЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СПИРОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЦИТОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ОТДЕЛЯЕМОГО ИЗ ПОЛОСТИ НОСА В СРАВНЕНИИ С ДЕТЬМИ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ ^ = 87), ЗАНИМАВШИХСЯ СТАНДАРТНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, УСТАНОВЛЕНА ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА, ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, ДЕТИ.

Контактная информация:

Кондратьева Елена Ивановна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии ФПК и ППС Сибирского государственного медицинского университета Адрес: 634050, Томск,

Московский тракт, д. 4, тел. (3822) 53-10-12 Статья поступила 14.02.2007 г., принята к печати 13.08.2007 г.

С каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в состоянии здоровья. Болезни органов дыхания сохраняют при этом лидирующие позиции в структуре детской заболеваемости. Это диктует необходимость поиска новых и усовершенствования существующих методов реабилитации [1-4].

Известны многочисленные медикаментозные и немедикаментозные методы первичной и вторичной профилактики заболеваний органов дыхания у детей. Медикаментозные методы включают назначение с профилактической целью иммуномодуляторов, бактериальных и вирусных вакцин, витаминов, гомеопатических препаратов [1-4].

T.A. Shemiakina1, Ye.V. Golikova1, Ye.I. Kondratieva1, Ya.A. Plachkova1, N.P. Stepanenko2

1 Siberian State Medical University, Tomsk

2 Research Institute of Balneology and Physiotherapy, Tomsk

Respiratory gymnastics as a rehabilitation means for the preschool children with the respiratory pathology

THE RESEARCHERS ANALYZED THE EFFICACY OF THE NEW MEDICAL TECHNOLOGY AIMED AT REHABILITATION OF THE PRESCHOOL CHILDREN WITH THE RESPIRATORY PATHOLOGY. 177 CHILDREN AGED BETWEEN 2 AND 7 WITH RECURRENT RESPIRATORY DISEASES, BRONCHIAL ASTHMA OR CHRONIC PATHOLOGY OF THE ENT ORGANS HAVE BEEN EXAMINED FOR 9 MONTHS. IT WAS UNCOVERED THAT AMONG CHILDREN (N = 90), WHO PERFORMED THE SETS OF THE THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING AND RESPIRATORY GYMNASTICS ACCORDING TO THE METHODS DEVELOPED BY THE AUTHORS, THE RECURRENCE OF THE ACUTE RESPIRATORY DISEASES AND EXACERBATIONS OF BRONCHIAL ASTHMA WAS LOWER BY 1,83 AND 1,86 TIMERS RESPECTIVELY. BESIDES, AMONG CHILDREN OF THIS GROUP THE RESEARCHERS NOTED THE SIGNIFICANT IMPROVEMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES, SPIROMETRIC INDICES AND CYTOLOGICAL PICTURE OF THE SUBSTANCE REMOVED FROM THE NASAL CAVITY IF COMPARED WITH THE CHILDREN FROM THE SCREENING GROUP (N = 87), WHO PERFORMED THE SETS OF THE CONVENTIONAL GYMNASTICS AT THE PHYSICAL TRAINING LESSONS. THUS, THE RESEARCHERS PROVED THE HIGH EFFICACY OF THE PROPOSED TECHNOLOGY FOR THE REHABILITATION OF THE CHILDREN, SUFFERING FROM THE CHRONIC RESPIRATORY PATHOLOGY.

KEY WORDS: ACUTE RESPIRATORY DISEASES, ASTHMA, THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING, RESPIRATORY GYMNASTICS, CHILDREN.

137

Советы педиатру

138

Использование препаратов указанных групп у детей может быть ограничено возрастом, наличием противопоказаний, риском развития аллергических реакций, финансовым состоянием родителей. Немедикаментозные методы являются существенным дополнением, а иногда и альтернативой использования лекарственных препаратов. Среди способов немедикаментозной профилактики респираторных заболеваний широкое распространение получили физиотерапевтические методы: массаж, лечебная физическая культура, галотерапия, аэрофитотерапия, закаливание и другие [1, 5-8].

Одним из методов немедикаментозной профилактики болезней органов дыхания является дыхательная гимнастика [5-8]. Разработаны комплексы лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики для реабилитации детей с патологией респираторного тракта. Однако, сложность их выполнения, отсутствие интереса и лабильность внимания детей ограничивают их применение в дошкольном возрасте. Кроме того, большинство комплексов включает только дыхательные упражнения, обеспечивая воздействие лишь на систему органов дыхания и не оказывая существенного влияния на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, эмоциональную сферу. Это снижает эффективность их применения. В связи с этим актуальным является разработка и апробация комплексов, адаптированных для детей дошкольного возраста, включающих не только дыхательные, но и общеразвивающие и релаксационные упражнения, а также элементы массажа.

Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности новой медицинской технологии «Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика во вторичной профилактике заболеваний органов дыхания у детей» в реабилитации детей дошкольного возраста с патологией органов дыхания.

В простое сравнительное исследование было включено 177 детей в возрасте от 2 до 7 лет, посещавших детский сад № 20 (ЗАТО Северск). Критериями включения в исследование являлись: частые острые респираторные заболевания (ОРЗ), бронхиальная астма (БА) легкой и средней степени тяжести, наличие добровольного информированного согласия родителей детей, включенных в исследование.

Основную группу составили 90 детей, выполнявших комплексы лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики по программе «Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика во вторичной профилактике заболеваний органов дыхания у де-

тей» № ФС-2006/044 от 10.04.2006 (патент на изобретение «Способ профилактики заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста» № 2285516 от 18.04.2005). Указанная медицинская технология включала групповые (дети 2-3, 3-5 и 5-7 лет) занятия дыхательной гимнастикой, с элементами общеразвивающих и релаксационных упражнений, массажа. Занятия с детьми отличались по длительности, количеству повторений, сложности выполнения упражнений и проводились 2-3 раза в нед. С целью достижения лучшего качества выполнения и повышения эффективности дыхательные упражнения на форсированный выдох, диафрагмальное дыхание, звуковую гимнастику выполнялись детьми ежедневно во время других видов деятельности (утренняя гимнастика, физкультурная пауза на занятиях, оздоровительный бег, музыкальные занятия, занятия с логопедом и психологом, а также занятия дома с родителями). На освоение детьми каждого комплекса отводилось 2 нед, при этом часть ранее освоенных упражнений давалась на повторение. В течение 9 мес каждая возрастная группа осваивала по 18 комплексов в последовательности, соответствующей их усложнению. Комплексы лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики преподавались в игровой форме, имели вербальное сопровождение, что повышало интерес и внимание детей, стимулировало правильное выполнение упражнений. Преимуществом данной технологии перед существующими аналогами явилось комплексное воздействие на организм с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

В контрольную группу входили 87 детей, занимавшихся в течение 9 мес стандартной гимнастикой на занятиях по физической культуре.

Оценку клинических данных и физических характеристик проводили до начала занятий и после их завершения по следующим критериям: частота возникновения ОРЗ с вычислением индекса эпидемической эффективности, частота обострений БА, динамика спирографических данных, физических качеств, цитологических показателей состояния слизистой оболочки полости носа. Функцию внешнего дыхания исследовали детям старше 5 лет с БА на аппарате «MasterScreenPneumo» (Yaeger, Германия). Цитологическое изучение мазков-отпечатков со слизистой оболочки полоти носа с вычислением индекса цитолиза клеток и среднего показателя деструкции (СПД) нейтрофилов и плоского эпителия проводили по методике Л.А. Матвеевой [9]. Уровень физической подготовленности детей определяли по методике А.Н. Тяпина [8]. Указанная методика предназначена для экспресс-оценки физи-

ческого развития детей дошкольного возраста и предусматривает оценку таких показателей как силовая, скоростно-силовая, общая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость, динамическая и статическая сила. На основании полученных результатов тестирования возраста ребенка, его роста и массы тела рассчитывали показатели физической подготовленности в процентах от среднестатистических показателей детей соответствующего роста и массы тела. Высокий уровень развития физического качества регистрируется при показателях от 85% и выше от должной величины, средний уровень — при показателях от 55 до 84%, низкий уровень — при показателях ^ 54%.

Дети в группах наблюдения были сопоставимы по полу, возрасту, структуре заболеваний (табл. 1). При оценке эффективности новой медицинской технологии различий по анализируемым показателям в разных возрастных группах не выявлено, в связи с чем анализ результатов исследования проводился в общей группе детей 2-7 лет без деления по возрастам.

Результаты наблюдения показали, что на фоне применения комплексов дыхательных упражнений по описанной выше методике зарегистрировано снижение частоты возникновения острых респираторных заболеваний и обострений БА. В основной группе количество ОРЗ за 9 мес наблюдения составило 202 случая, а в контрольной группе — 369 случаев. При этом в основной группе общее количество ОРЗ было в 1,83 раза ниже в сравнении с группой контроля (индекс эпидемической эффективности = 1,83). Количество случаев обострения БА в основной группе за время наблюдения составило 68, а в контрольной группе — 119 случаев. Таким образом, кратность обострений БА в основной группе была в 1,86 раз ниже в сравнении с контрольной группой (р < 0,005).

Применение новой реабилитационной методики сопровождалось выздоровлением или улучшением

состояния большинства обследованных детей (табл. 2). Напротив, в контрольной группе, особенно среди детей с частыми ОРЗ или хронической патологией ЛОР-органов, чаще отмечалось отсутствие перемен в состоянии ребенка (41 и 72% соответственно). Относительно высоким этот показатель был и среди детей с БА (37,7% в сравнении с 12,5% в основной группе; р < 0,05).

Анализ показателей физической подготовленности выявил положительное влияние комплексов лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики на физические качества детей (табл. 3). Наиболее существенные изменения были отмечены для таких характеристик как гибкость и динамическая сила, прирост значений которых за период наблюдения в основной группе был почти вдвое выше.

На момент поступления в детское учреждение низкий уровень физической подготовленности регистрировался у 47,5% детей основной группы. Через 9 мес занятий по описанной методике количество детей с низким уровнем физической подготовленности снизилось до 20% (р < 0,05), а количество детей с высоким уровнем физической подготовленности возросло с 32,5 до 60% (р < 0,05). В группе контроля также была отмечена положительная динамика уровня физической подготовленности, хотя выраженность этих изменений была не столь существенной (табл. 4).

На фоне применения комплексов лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики у детей с БА отмечена положительная динамика показателей функции внешнего дыхания: ОФВ1 (объем форсированного выдоха за 1-ю секунду) увеличился на 10-15% у 29% детей, пиковая скорость выдоха увеличилась на 10-15% — у 43%. В этой группе детей зарегистрировано, также, и достоверное уменьшение Я осс. (бронхиальное сопротивление; р < 0,001).

Результаты исследования показали, что применение новой технологии реабилитации сопровожда-

Таблица 1. Характеристика обследованных пациентов

Признак Основная группа, п = 90 Контрольная группа, п = 87

Пол, мальчики, абс. (%) 32 (35,6) 29 (33,3)

Возраст, абс. (%)

2-3 года 24 (26,7) 23 (26,4)

3-5 лет 32 (35,6) 33 (37,9)

5-7 лет 34 (37,8) 31 (35,6)

В анамнезе, абс. (%)

Бронхиальная астма 50 (53,6) 40 (46,0)

Частые простудные заболевания 57 (63,3) 58 (66,7)

Хронические заболевания ЛОР-органов* 60 (66,7) 58 (66,7)

Примечание:

* — хронический тонзиллит, аденоидные вегетации.

139

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 4

Советы педиатру

140

Клинические показатели Эффективность Основная группа, п = 90 (%) Контрольная группа, п = 87 (%)

Частые ОРЗ Выздоровление 35,1 24,7

Улучшение 43,9 34,3

Без перемен 21,0 41,0*

Бронхиальная астма Выздоровление - -

Улучшение 87,5 62,3

Без перемен 12,5 37,7*

ЛОР-заболевания Выздоровление 2,3 2,3

Улучшение 50,0 25,7*

Без перемен 47,7 72,0*

Примечание:

* — статистически значимое межгрупповое различие, р < 0,05.

Таблица 3. Изменение показателей физических качеств в группах наблюдения

Показатели физических качеств Прирост показателей (% от исходного)

основная группа контрольная группа

Гибкость 40 21*

Быстрота 28 16

Динамическая сила 20 11*

Сила мышц брюшного пресса 16 11

Примечание:

* — статистически значимое межгрупповое различие, р < 0,05.

Таблица 4. Изменение уровня физической подготовленности детей

Уровень физической подготовленности Время исследования Основная группа, п = 90 (%) Контрольная группа, п = 87 (%)

Высокий Начало наблюдения 32,5 35

Конец наблюдения 60** 45*

Средний Начало наблюдения 20 20

Конец наблюдения 20 22

Низкий Начало наблюдения 47,5 45

Конец наблюдения 20** 33*

Примечание:

* — статистически значимое межгрупповое различие, р < 0,05 ** — статистически значимое внутригрупповое различие, р < 0,05.

Таблица 5. Изменение цитологической картины отделяемого слизистой оболочки полости носа у детей в группах сравнения

Показатель Время наблюдения Основная группа, п = 90 Контрольная группа, п = 87 р

Средний показатель Исходно 1,25 (0,73-1,60) 1,44 (0,69-2,32) 0,264

деструкции нейтрофилов Через 1 мес 0,43 (0,18-0,71)** 2,05 (1,29-2,68)* 0,001

Через 3 мес 0,54 (0,33-1,12)** 1,22 (0,70-2,78) 0,024

Средний показатель Исходно 0,35 (0,20-0,57) 0,54 (0,23-0,86) 0,100

деструкции плоского Через 1 мес 0,10 (0-0,27) 0,89 (0,67-1,58) 0,001

эпителия Через 3 мес 0,17 (0-0,61) 0,75 (0,200-1,13) 0,037

Средний показатель Исходно 0,26 (0-0,56) 0,26 (0,13-0,58) 0,545

деструкции Через 1 мес 0,05 (0-0,11) 0,62 (0,25-1,00) 0,001

цилиндрического эпителия Через 3 мес 0,11 (0-0,42) 0,31 (0,10-0,42) 0,269

Примечание:

данные представлены в виде медианы (25-75 процентиля);

* — р < 0,05 при сравнении показателя с его исходным значением в соответствующей группе; ** — р < 0,001 при сравнении показателя с его исходным значением в соответствующей группе.

ется нормализацией цитологической картины отделяемого слизистой оболочки полости носа. К концу первого месяца наблюдения имело место статистически значимое снижение СПД нейтрофи-лов (р < 0,001), СПД плоского эпителия (р < 0,001) и СПД цилиндрического эпителия (р < 0,001) в сравнении с контрольной группой (табл. 5). К концу третьего месяца наблюдения СПД нейтро-филов и СПД плоского эпителия сохраняли достоверно низкие значения (р = 0,024 и р = 0,037 соответственно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, применение у детей новой реабилитационной технологии, включающей комплекс физических и дыхательных упражнений, сопровождается снижением риска повторных случаев ОРЗ и обострений бронхиальной астмы. На фоне занятий по данной методике отмечено увеличение числа детей с высоким уровнем физической подготовленности и снижение числа детей с низким уровнем физической подготовленности. Использование новой реабилитационной технологии у детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой способствует нормализации показателей функции внешнего дыхания, а также улучшению цитологических характеристик отделяемого слизистой оболочки полости носа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. — М.: Медицина, 2003. — 320 с.

2. Бронхиальная астма у детей / Под ред. С.Ю. Каганова. — М.: Медицина, 1999. — 368 с.

3. Жерносек В.Ф., Дюбкова Т.П. Аллергические заболевания у детей: Руководство для врачей. — Минск: Новое знание, 2003. — 335 с.

4. Студеникин М.Я., Балаболкин И.И. Аллергические болезни у детей. — М.: Медицина, 1998. — 352 с.

5. Незабудкин С.Н., Антонова Т.И., Малышева И.В. и др. Стационарозамещающие технологии в лечении и реабилитации аллергологических больных // Аллергология и иммунология в педиатрии. — 2004. — № 2-3. — С. 163-165.

6. Толкачев Б.С. Как бороться с астмой. — М.: Советский спорт, 1989. — 59 с.

7. Шемякина Т.А., Матвеева Л.А., Ушакова В.И. и др. Физическая реабилитация при бронхиальной астме у детей: Методическое пособие для врачей и методистов. — Томск, 2002. — 14 с.

8. Шемякина Т.А. Бронхиальная астма у детей: Практическое пособие для родителей. — Томск, 2002. — 44 с.

9. Матвеева Л.А. Местная защита респираторного тракта у детей. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. — 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.