Научная статья на тему 'Спортивные игры как стимул всестороннего физического развития ребёнка дошкольного возраста'

Спортивные игры как стимул всестороннего физического развития ребёнка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / быстрота / ловкость / Государственный образовательный стандарт / педагоги / дети дошкольного возраста. / physical development / speed / agility / State educational standard / teachers / preschool children.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. А. Иовва, Л. В. Скитская, Ю. И. Щербаков

В данной статье рассматривается вопрос широкого применения различных спортивных игр для всестороннего физического развития детей старшего дошкольного возраста. Основное внимание в статье авторы уделяют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики в части образовательной области – физического развития. Приведены аналитические данные диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста при выявлении у них уровня сформированности таких физических качеств, как быстрота и ловкость в организациях дошкольного образования Приднестровья. Авторами статьи представлен опыт использования педагогами организаций дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики различных спортивных игр, способствующих развитию ловкости и быстроты у старших дошкольником и, как следствие, влияющих на всестороннее физическое развитие ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. А. Иовва, Л. В. Скитская, Ю. И. Щербаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF APPLICATION OF SPORTS GAMES FOR THE COMPREHENSIVE PHYSICAL DEVELOPMENT OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE.

In the article a question of wide use of various sports games for all-round physical development of children of the senior preschool age is considered. The authors pay special attention to the requirements of the State educational standard of preschool education of the Pridnestrovian Moldavian Republic in the field of education – physical development. The analytical data of the diagnostic examination of children of senior preschool age in identifying their level of development of physical qualities like speed and agility in the organizations of preschool education in Pridnestrovie. The authors of the article present the experience of using by teachers of preschool education organizations of the Pridnestrovian Moldavian Republic of various sports games contributing to the development of dexterity and speed in older preschoolers and as a consequence affecting the overall physical development of the child.

Текст научной работы на тему «Спортивные игры как стимул всестороннего физического развития ребёнка дошкольного возраста»

летних отечественных традиций социального воспитания и перевоспитания, признанных на общемировом уровне. В связи с широким распространением роли онлайн-пространства в процессе социализации современных подростков возни-

Библиографический список

кает необходимость научного осмысления особенностей онлайн-социализации как феномена, выявления механизмов ее развертывания и функционирования и, главное, специфики ее педагогического и профилактического потенциалов.

1. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. Москва: Знание, 2002.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. Москва: Просвещение, 1989.

3. Аванесов В.С. Композиция текстовых заданий. Москва: Адепт,1998.

4. Гершунский Б.С. Философия образования. Москва: Московский психолого-социальный институт, 1998.

5. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании: учебное пособие. Москва: Академия, 2003.

6. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт- Петербург: Тезариус, 2005.

7. Когаловский М.Р Глоссарий по информационному обществу. Москва: Институт развития информационного общества, 2009.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2001.

9. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. Москва: Профит Стайл, 2007.

10. Лутошкин Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. Москва: Педагогика, 1998.

11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Москва: Педагогика, 1981.

12. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. Москва: Просвещение, 1998.

13. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Москва: Педагогическое общество России, 2001.

14. Немов РС. Психология образования. Москва: Просвещение, 1995.

15. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвес, 2000.

16. Огородникова И.Т. Педагогика школы: учебное пособие. Москва: Просвещение, 2014.

17. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. Москва: Институт развития образовательных технологий, 2005.

18. Пидкасистый П.И. Педагогика школы: учебное пособие. Москва: Педагогическое сообщество России, 2004.

19. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. Тюмень, 2006.

20. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI В. и проблемы образования. Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014; № 4 (35). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1

References

1. Akimova M.K. Individual'nost' uchaschihsya i individual'nyj podhod. Moskva: Znanie, 2002.

2. Anikeeva N.P. Psihologicheskij klimat v kollektive. Moskva: Prosveschenie, 1989.

3. Avanesov V.S. Kompoziciya tekstovyh zadanij. Moskva: Adept,1998.

4. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998.

5. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

6. Golovanova N.F. Obschaya pedagogika. Sankt- Peterburg: Tezarius, 2005.

7. Kogalovskij M.R. Glossarij po informacionnomu obschestvu. Moskva: Institut razvitiya informacionnogo obschestva, 2009.

8. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskij slovar'. Moskva: Akademiya, 2001.

9. Korotaeva E.V. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodejstviya. Moskva: Profit Stajl, 2007.

10. Lutoshkin L.N. 'Emocional'nyepotencialy kollektiva. Moskva: Pedagogika, 1998.

11. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya po'ema. Moskva: Pedagogika, 1981.

12. Mashbic E.I. Psihologo-pedagogicheskieproblemy komp'yuterizaciiobucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1998.

13. Mudrik A.V. Obschenie v processe vospitaniya. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2001.

14. Nemov R.S. Psihologiya obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1995.

15. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj 'epohe. Paradoksy naslediya, vektory razvitiya. Moskva: 'Egves, 2000.

16. Ogorodnikova I.T. Pedagogika shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 2014.

17. Patarakin E.D., Byhovskij Ya.S., Yastrebceva E.N. Geokeshing, Geotagging, Flikr, Viki-Viki, Veb-blogiiZhivojzhurnalvobrazovanii: Novoepokolenie uchebnyhproekiovgorodskih ulic isetevyh soobschestv. Moskva: Institut razvitiya obrazovatel'nyh tehnologij, 2005.

18. Pidkasistyj P.I. Pedagogika shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe soobschestvo Rossii, 2004.

19. Patarakin E.D. Social'nye servisy setevyh soobschestv v pomosch' uchitelyu. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Tyumen', 2006.

20. Pleshakov V.A. Kiberontologicheskaya koncepciya razvitiya lichnosti i zhiznedeyatel'nosti cheloveka XXI V. i problemy obrazovaniya. Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. 2014; № 4 (35). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 373. 2

lovva O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pridnestrovian State University (Tiraspol, Pridnestrovie), E-mail: Olea_74@mail.ru Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pridnestrovian State University (Tiraspol, Pridnestrovie), E-mail: Skitskaja@mail.ru Shcherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow, Russia), E-mail: drpmgopu@bk.ru

TO THE QUESTION OF APPLICATION OF SPORTS GAMES FOR THE COMPREHENSIVE PHYSICAL DEVELOPMENT OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE.

In the article a question of wide use of various sports games for all-round physical development of children of the senior preschool age is considered. The authors pay special attention to the requirements of the State educational standard of preschool education of the Pridnestrovian Moldavian Republic in the field of education - physical development. The analytical data of the diagnostic examination of children of senior preschool age in identifying their level of development of physical qualities like speed and agility in the organizations of preschool education in Pridnestrovie. The authors of the article present the experience of using by teachers of preschool education organizations of the Pridnestrovian Moldavian Republic of various sports games contributing to the development of dexterity and speed in older preschoolers and as a consequence affecting the overall physical development of the child.

Key words: physical development, speed, agility, State educational standard, teachers, preschool children.

О.А. Иоееа, канд. пед. наук, доц., Приднестровский государственный университет, г. Тирасполь, E-mail: Olea_74@mail.ru Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц., Приднестровский государственный университет, г. Тирасполь, E-mail: Skitskaja@mail.ru Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва, E-mail: drpmgopu@bk.ru

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СТИМУЛ ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос широкого применения различных спортивных игр для всестороннего физического развития детей старшего дошкольного возраста. Основное внимание в статье авторы уделяют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики в части образовательной области - физического развития. Приведены аналитические данные диагностического

обследования детей старшего дошкольного возраста при выявлении у них уровня сформированности таких физических качеств, как быстрота и ловкость в организациях дошкольного образования Приднестровья. Авторами статьи представлен опыт использования педагогами организаций дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики различных спортивных игр, способствующих развитию ловкости и быстроты у старших дошкольником и, как следствие, влияющих на всестороннее физическое развитие ребёнка.

Ключевые слова: физическое развитие, быстрота, ловкость, Государственный образовательный стандарт, педагоги, дети дошкольного возраста.

Приднестровская Молдавская Республика - это социально-ориентированное государство с рыночной экономикой, одной из главных задач которого является улучшение качества жизни населения, сохранение и укрепление его здоровья. Особое внимание уделяется подрастающему поколению.

Согласно Закону Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-Ш «Об образовании» в текущей редакции, дошкольное образование является ступенью общего образования вместе с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

В дошкольном возрасте «формируются ценностные установки изменение личности ребенка, база его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. В этой связи задача дошкольного образования - поддержка уникальности каждого ребёнка, его способностей как исходной точки включения и последующего усвоения разными формами традиций предыдущих поколений в быстро изменяющемся обществе, способствование совершенствованию разнообразных форм активности ребенка, передача социальных норм и ценностей, содействующих положительной социализации в поликультурном многонациональном социуме» [1, с. 1].

Цель знакомства дошкольников с жизнью в современном общественном пространстве призывает к обновлению не только содержания дошкольного образования, но и способов сотрудничества между дошкольниками и взрослыми, развитию главного доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Потребность в таком обновлении инициирована целым рядом непредвзятых факторов формирования Приднестровского государства в современном мире и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления дошкольников, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми результатами многочисленных разработок в различных областях науки.

«Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом» [1, с. 1].

Все это «требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта» [1, с. 1].

«Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент. В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку» [1, с. 1].

Всё это стало предпосылкой к разработке и утверждению 18 июля 2017 года государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики (далее - Стандарт), который направлен на рост социального статуса дошкольного образования, единство потенциала для каждого дошкольника в получении качественного дошкольного образования. Он обеспечивает государственное гарантирование уровня и качества дошкольного образования на базе равенства необходимых требований к условиям осуществления образовательных программ организациями дошкольного образования (далее - ОДО), их структуре и продукту их освоения. Помимо этого определена задача сохранения равенства образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики по отношению к уровню дошкольного образования.

Реализация указанного выше Стандарта позволяет развить личность, мотивацию и способности детей в разных видах деятельности и охватить новые структурные единицы, рекомендовавшие некоторые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

а) социально-нравственное развитие;

б) познавательное развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

В Приднестровье 2020 год Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики объявлен Годом Здоровья и это не случайно, так как специа-

листы-практики, в частности и ОДО, отмечают ежегодное увеличение детей с ослабленным здоровьем, часто болеющих. Решение образовательной области -физическое развитие, позволяет:

«- приобрести детям опыт двигательной активности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

- сформировать у детей начальные представления о некоторых видах спорта, помочь овладеть подвижными играми с правилами, познакомить с народными играми,

- развить у дошкольников саморегуляцию в двигательной сфере;

- привить ценности здорового образа жизни, в том числе овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и других)» [2, с. 10].

Одним из эффективных инструментов формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) у ребёнка в его всестороннем физическом развитии выступают спортивные игры, которые стали широко использоваться в практике работы ОДО Приднестровья. Спортивные игры содействуют развитию деятельности главных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, физического состояния детей, воспитанию морально-волевых качеств. Практика демонстрирует, что дошкольники с большим желанием занимаются физической культурой и различными видами спорта. Большой интерес у них инициируют спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др.).

Анализ исследований, отражающих вопросы совершенствования двигательных умений и качеств детей, показывает, что около 40% старших дошкольников демонстрируют уровень формирования двигательных способностей ниже среднего (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Ю.К. Чернышенко). По результатам М.А. Руновой, двигательный режим в ОДО дает возможность пополнить лишь 55 - 60% натуральной необходимости детей в движениях. Недостаточный баланс между игрой и другими видами детской деятельности, между различными видами игр (высокой и малой подвижности, индивидуальными и коллективными) отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на уровень формирования двигательных способностей детей.

В связи с этим актуальным становится поиск возможностей физического и духовного оздоровления детей, результативных средств формирования двигательной сферы дошкольника, формирования потребности к движению на базе жизненной необходимости быть ловким, сильным, смелым. Наиболее важными в этом отношении представляются спортивные игры. Однако по результатам практических исследований ученых замечено, «что реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста» [3, с. 35].

Анализ состояния практики по обучению дошкольников элементам спортивных игр в ОДО выявил слабую материальную базу, а также недостаточную подготовленность педагогических кадров в данном направлении. Для улучшения состояния работы в данном направлении нами организован психолого-педагогический эксперимент, целью которого явилось выявление возможностей использования комплекса спортивных игр для формирования скорости и ловкости у старших дошкольников. В процессе эксперимента на начальном этапе работы нами проанализирована педагогическая документация согласно исследуемой проблеме, в ходе которой мы выявили, что планы разработаны с учетом основных требований к организации и содержанию различных форм в ОДО, индивидуально-возрастных особенностях детей. В них выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные направления физической культуры детей дошкольного возраста. Приоритетными выступают сбережение и укрепление здоровья детей, поддержание у них положительного настроения, развитие всех функций организма, воспитание интереса к разным видам двигательной активности, формирование основ физической культуры.

Процесс физического воспитания в оДо протекает как на занятиях по физической культуре, так и в свободной игровой деятельности. В ОДО учитываются санитарно-гигиенические условия, соблюдается правильный режим дня, на основе личностно-ориентированного подхода педагоги обеспечивают уход за каждым ребенком; полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; каждодневно во все времена года организуются закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика.

Главным в работе специалиста по физической культуре является воспитание психофизических качеств, таких как ловкость, быстрота, выносливость, сила и др., а также внимание уделяется развитию координации движений, равновесия,

умения ориентироваться в пространстве, формированию способности к самоконтролю за качеством реализуемых движений. В качестве задач учреждения выступают следующие: создание в ОДО обстановки, содействующей формированию навыков личной гигиены; осознания важности ЗОЖ, ознакомления с элементарными правилами безопасного поведения. Основной формой физической культуры являются физкультурные занятия, на которых широко используются различные игры, упражнения и игровые ситуации, раздаточный материал. Например, в процессе физической культуры, в частности на занятиях по физической культуре, применяются подвижные игры с правилами и сигналами, ориентировка в пространстве.

Таким образом, исходя из анализа соответствующей педагогической документации, можно говорить о том, что в дошкольных учреждениях организуется целенаправленная работа в данном направлении. Вместе с тем нами выявлено, что использование спортивных игр, ориентированных на формирование скоростных способностей и ловкости у дошкольников, в планах специалистов особо не отражается.

В процессе анализа развивающей среды можно выделить, что в ОДО физическое воспитание проектируется на базе диагностирования, которое используется педагогами и медицинской сестрой. Данные фиксируются в индивидуальную карту развития ребёнка и используются специалистами при планировании деятельности с дошкольниками. Результаты диагностики обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в индивидуальных карточках здоровья каждого ребенка, оформленных в каждой группе. Анализ предметно-развивающей среды показал, что в ОДО имеются все условия для формирования двигательной активности дошкольников. Основным в дошкольном учреждении выступает комплексное обеспечение воспитательно-образовательного процесса, помогающее реализовать возможности физического развития дошкольников. Материалы и оборудование для двигательной деятельности составляют инвентарь для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; общеразвивающих упражнений. Использование разных физкультурных и спортивно-игровых пособий совершенствует интерес дошкольников к физической культуре, ведет к повышению интенсивности двигательной активности, что плодотворно влияет на физическое, умственное развитие и состояние здоровья ребенка. В спортивно-игровые комплекты включены традиционные пособия: канат, гимнастическая стенка, кольца, веревочная лестница и другие приспособления. Это оборудование в дошкольном учреждении располагается в спортивном зале. Педагоги делают самостоятельно физкультурно-оздоровительное оборудование: коврики для массажа стоп с наклеенными из резины, пенопласта, кожи и т.д. стельками, нашитыми на коврик пуговицами разного диаметра или разноцветные полиэтиленовые пробки от пластиковых бутылок. Применяются и оздоровительные дорожки, в качестве их выступают ребристые коврики, гимнастические палки, веревки разной толщины. В процессе создания предметно-развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста используются предметы таких диаметров, чтобы дошкольникам было удобно с ними манипулировать; гарантируется доступность к материалам в любое время; размещается двигательная зона вблизи от света; периодически обновляются или добавляются материалы; гарантируется их абсолютная безопасность для здоровья детей; создается свободное пространство для двигательной активности.

Исходя из анализа предметно-развивающей среды, необходимо подчеркнуть, что дошкольные учреждения имеют всю необходимую материально-техническую базу для полноценного физического воспитания и развития ребенка.

Для выявления уровня сформированности скоростных способностей у детей нами применялась методика Н.С. Лескова и Н.А. Ноткиной, в которой разработаны диагностические задания для выявления уровня развития быстроты детей старшего возраста. Критериями развития быстроты послужили критерии В.М. Зациорского:

«- координационная сложность двигательных действий. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений, то есть требованиями к координации движений;

- точность движения. Движение будет точным, если его пространственные, временные и силовые характеристики соответствуют двигательной задаче;

- время освоения. Мерой быстроты может служить и время, которое требуется ребенку для овладения необходимой точностью движения или для исправления его» [4, с. 77 - 89].

Помимо этого мы использовали методику Н.А. Ноткиной для исследования мышечной быстроты в беге на дистанцию 40 метров [5, с. 8 - 9], а также методику В.Н. Шебеко для изучения возрастно-половых показателей физической подготовленности детей [6, с. 8 - 9]. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста из 12 ОДО Приднестровья.

Проанализировав полученные результаты по методике Н.С. Лескова и Н.А. Ноткиной, мы пришли к выводу, что высокий уровень сформированности такого качества, как быстрота всего у 20% детей, то есть их двигательные действия координационные, выполняемые движения согласованы одновременно и последовательно. Движения точные и соответствуют двигательной задаче; воз-растно-половым показателям физической подготовленности детей. У 30% испытуемых средний уровень развития быстроты, так как их двигательные действия слабо координационные, выполняемые движения частично согласованы одно-

временно и последовательно. Движения хаотичны и не соответствуют двигательной задаче; выполняемое движение частично соответствует возрастно-половым показателям физической подготовленности детей. Тревожным является тот факт, что у 50% дошкольников, принявших участие в экспериментальном обследовании, выявлен низкий уровень развития быстроты, то есть их двигательные действия не координационные, выполняемые движения не согласованы. Движения неточные и не соответствуют двигательной задаче, возрастно-половым показателям физической подготовленности детей.

Таким образом, анализ диагностических исследований показывает, что дети в основном имеют низкий уровень сформированности скоростных способностей.

С целью развития скоростных способностей старших дошкольников нами был спроектирован перспективный план использования комплекса различных спортивных игр. Комплекс спортивных игр был разработан так, что в течение каждого месяца решалась задача развития скоростные способности дошкольников. Этот комплекс основывался на принципе систематичности выбора спортивных игр, в который входят корреляция знаний, умений и навыков дошкольников, регулярность, планомерность, непрерывность в процессе спортивно-игровой деятельности. На протяжении каждого месяца разучивались 3 новые спортивные игры. Согласно требованиям каждая новая игра повторялась 4 - 5 раз в зависимости от ее сложности, что позволило дошкольникам хорошо запомнить правила игры, а также сохранить интерес к ней. Чтобы поддерживать у дошкольников интерес к спортивным играм, мы использовали усложненный вариант игры. Помощь в организации эксперимента нам предоставляли педагоги групп. Мы ознакомили их с системой проектирования игровых мероприятий, которая была утверждена, принята ими и применена в учебно-воспитательной деятельности.

В течение всего экспериментального исследования в группе формировались условия для игровых действий. Дошкольникам были обеспечены широкие возможности для активного использования имеющихся у них способностей: прыгать и лазить с разных позиций, а не только на занятиях; играть с мячом, бросать различные предметы. В группе и на участках ОДО предлагались пособия, инициирующие различные движения дошкольников: мячи, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, лесенки, мишени и др. Кроме вышеназванных пособий и предметов для организации спортивных игр применялось достаточное количество различных мелких пособий и игрушек, которые можно применять как в помещении, так и на участке. Все они давали возможность разнообразить игры дошкольников, изменять условия реализации двигательных заданий в спортивных играх. Педагогами стимулировались самостоятельные попытки усвоения движениями, составления новых вариантов игр с пособием. Они с увлечением включались в игровую деятельность дошкольников, постоянно наблюдали за их игрой, по надобности руководили ей, непосредственно принимали участие в играх, а также следили за выполнение детьми правил игры. Обязательно учитывалось физическое состояния каждого ребенка в группе, поэтому нами использовались разнообразные приёмы поддержания интереса к игре у детей, например, игровые сюрпризные моменты при сборе на игру, конкретное логическое объяснение правил игры, распределение ролей, похвала удачного исполнения, подсказывание лучшего способа действия, пояснения, указания, личный пример, корректное варьирование и усложнение игр. Наше активное участие в данном виде деятельности доставляло участникам эксперимента большую радость, формировало хорошую благоприятную атмосферу, содействовало включению в игру всех респондентов, активизировало их действия.

Педагоги выразили большой интерес к проблеме развития у своих подчиненных скоростных способностей, где обязательным условием успешного руководства их деятельностью стал индивидуальный подход к каждому ребенку во время игр: обновлялись упражнения или условия их реализации, чередовались нагрузки и отдых в играх. Спортивные игры неоднократно повторялись и закреплялись в каждодневных динамических паузах, организуемых нами на прогулке, в самостоятельной работе; создавались условия, инициирующие активность дошкольников применять игры в самостоятельной двигательной деятельности.

С целью развития скоростных способностей мы наблюдали за разновидностью двигательной активности, не давали заниматься только одним и тем же видом деятельности, хвалили стремление дошкольников усваивать новые движения. В процессе проведения игр внимательно следили за физической нагрузкой, направляли ее в зависимости от состояния детей, их предварительной деятельности, погодных условий.

При формировании скоростных способностей через спортивную игру мы воспитывали у дошкольников навык действовать сообща, слушать педагога, начинать и заканчивать действия согласно указаниям. При организации спортивных игр старались брать во внимании индивидуальные особенности каждого ребенка и ставить четкие по отношению к нему задачи.

В процессе эксперимента мы старались избежать возможных конфликтных ситуаций, нежелательных поступков. Это содействовало воспитанию организованного поведения участников эксперимента, хороших, дружеских отношений. В процессе знакомства дошкольников с новыми спортивными играми давали им возможность действовать сообща, дружно, в процессе бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Данные варианты игр предлагались дошкольникам только после усвоения правил овладения двигательными навыками и простыми игровыми приемами.

В процессе работы через спортивную игру мы укрепляли и совершенствовали такие движения, как бег, бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; отбивание мяча о землю. Также мы совершенствовали движения с помощью элементов спортивной игры, такой как баскетбол, они базировались на упражнениях в прыжках, в беге. При этом мы решали следующие задачи:

- развитие навыков ведения мяча правой и левой рукой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование умений на прыжковую выносливость;

- закрепление навыков бега;

- отработка естественной постановки туловища и головы;

- совершенствование навыков мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках.

С этой целью мы использовали разные игровые упражнения для более глубокого усвоения спортивной игры. Например, согласно программному содержанию на занятиях по физической культуре на этапе закрепления и совершенствования широко использовались такие движения, как бег «змейкой», смена ведущего по сигналу; продвижение вперёд до обозначенного места при помощи прыжков на двух ногах; бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками; пролезание в обруч правым и левым боком. Соответственно, в содержании спортивных игр нами были введены игровые упражнения: бег «змейкой со сменой ведущего (по сигналу) в игре «Мотокросс», играющие дети двигались друг за другом, при этом необходимо было обходить препятствия (конусовидные стойки), по сигналу бегущий впереди ребенок должен уйти в конец «змейки». Если участник эксперимента после сигнала не предоставил место бегущему за ним - выходит из игры. Игровое упражнение ориентировано на развитие у дошкольников двигательных навыков, внимания, быстроты реакции и координацию движений. Эффективными для формирования силы и выносливости являются прыжки на двух ногах, поэтому они были введены в игру «Лиса и воробушек», в процессе которой один игрок (лиса) должен догонять остальных ребят (воробьи), воробьи, прыгая по кочкам, должны были убежать от лисы, условием было стараться прыгать на двух ногах в свои домики. Тот, кого все-таки поймали, выбывает из игры. Игру организовали в спортивном зале.

Для детей с низким уровнем сформированности скоростных способностей предлагались индивидуальные занятия на выработку наиболее сложных для них элементов: бег змейкой - индивидуально на небольшие дистанции; выбивание мяча - стоя и у стены; упражнения в парах. На протяжении первого месяца мы разрешали детям просто выполнять упражнения или проектировали игру лично для этой подгруппы дошкольников. Хорошим знаком было стремление поиграть

Библиографический список

в понравившиеся игры. По сути, это были игры с мячом, которые привлекали мальчиков, девочки более успешно решали задание «бег змейкой». В марте перед нами была цель: отработать другие двигательные навыки: бег с ускорением, прыжки на двух ногах, бросок и ловля мяча, метание малого мяча на дальность правой и левой рукой. Для сформированности этих двигательных умений нами были использованы следующие игры: «Пятнашки» - все дошкольники находятся в различных местах площадки. Водящий (пятнашка), получив цветную повязку, становится на середине площадки. По сигналу педагога «Лови!» пятнашка стремится догнать убегающих дошкольников. В процессе игры участники эксперимента усваивают навыки в беге с ускорением, прыжках, совершенствуют внимание, скорость, быстроту реакции на сигнал. В упражнениях «Лови мяч» и «Успей поймать» респонденты развивали бросок и ловлю мяча. Эти упражнения направлены на формирование ловкости, выносливости и быстроты реакции. «Успей поймать» - 6 дошкольников стоят в маленьком кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Бросив мяч, необходимо было выйти из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, возвратившись в круг, надо было поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сможет положить камешек дальше всех и не уронит мяч, тот и побеждает. Помимо этого задание нами усложнялось, необходимо было бросить мяч, затем положить камешек, уйти из круга, потом вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).

Можно подчеркнуть, что в экспериментальной группе данной проблемой уделялось пристальное внимание. Педагоги, родители подчеркнули большое роль разных видов спортивных игр, индивидуальных методов и приемов в формировании скоростных способностей дошкольников. Заметили, что изменился общий эмоциональный фон в группе. Была увидена активная физическая деятельность дошкольников и педагогов - участников эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод, что скоростные способности можно сформировать наиболее эффективно при использовании комплекса спортивных игр, таких как футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. К финалу эксперимента можно сказать, что в результате использования спортивных игр у дошкольников повысился уровень сформированности скоростных способностей, улучшилась результативность двигательной деятельности, то есть респонденты стали не только много двигаться, но и усвоили правильную технику многих движений. Мы объясняем этот факт тем, что широкое применение спортивных игр повлияло как на уровень усвоения двигательных умений, так и содействует росту уровня формирования скоростных способностей, что, в свою очередь, способствует всестороннему физическому развитию детей.

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Available at: https:psihdocs.rrndoshkolenogo.html

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики. Available at: https:schoolpmr.3dn.ru

3. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Издательство «Линка - Пресс», 2007.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Москва: Издательство «Физкультура и спорт», 1966.

5. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003.

6. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1998.

References

1. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Available at: https:psihdocs.rrndoshkolenogo.html

2. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki. Available at: https:schoolpmr.3dn.ru

3. Runova M.A. Dvizhenie den'za dnem. Dvigatel'naya aktivnost'- istochnik zdorov'ya detej: posobie dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij. Moskva: Izdatel'stvo «Linka -Press», 2007.

4. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena. Moskva: Izdatel'stvo «Fizkul'tura i sport», 1966.

5. Notkina N.A., Kaz'mina L.I., Bojnovich N.N. Ocenka fizicheskogoinervno-psihicheskogorazvitiya detejrannegoidoshkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg: «Detstvo-press», 2003.

6. Shebeko V.N. Fizicheskoe vospitanie doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya studentov srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1998.

Статья поступила в редакцию 08.08.19

УДК 371

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Zaipullaeva M.A., MA student, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: beror63@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVIANT TEENAGER'S PERSONALITY DEVELOPMENT. The article raises an urgent problem of participation of a psychologist in an educational institution in improving the personality of a problem teenager, developing his ability to control himself, his feelings, emotions, will, and thereby equip him with the ability to manage his relationships with other people, behavior, activities. The authors state that applying a creative approach to a phased methodology is a real task and should be one of the main tasks of a modern psychological service. The use of art-therapeutic techniques allows to put the child in the status of harmony with himself, with the surrounding society; enriches feelings and experiences; socializes and introduces into the life of society. It should be borne in mind that art therapy is an effective way to implement a personality-oriented approach in practice of working with deviant children.

Key words: adaptability, individual approach, communication skills, emotional well-being.

В.К. Агарагимоеа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), г. Махачкала,

E-mail: beror63@mail.ru

М.А. Зайпуллаееа, магистрант, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.