Научная статья на тему 'Интеграция вуза и школы как условие по усилению практикоориентированной части подготовки будущего учителя-предметника'

Интеграция вуза и школы как условие по усилению практикоориентированной части подготовки будущего учителя-предметника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П. П. СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / LIPETSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER P. P. SEMENOV-TYAN SHANSKY / SPECIALIZED DEPARTMENT / PRACTICE-ORIENTATION / TEACHING PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова С.О.

В статье рассматривается вопрос создания и функционирования базовой кафедры педагогического вуза, особенности ее взаимодействия с образовательными учреждениями-партнерами, развития образовательного процесса и привлечения специалистов, обладающих практическим опытом по направлению профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтухова С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of universities and schools as a condition for strengthening practice-oriented training of a future subject teacher

The article discusses the issue of creation and functioning of a specialized department of a pedagogical university, special aspects of its interaction with educational partner institutions, development of the educational process and the involvement of professionals with practical experience in professional activities.

Текст научной работы на тему «Интеграция вуза и школы как условие по усилению практикоориентированной части подготовки будущего учителя-предметника»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.1 ББК 74.489

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПО УСИЛЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЧАСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

INTEGRATION OF UNIVERSITIES AND SCHOOLS AS A CONDITION FOR STRENGTHENING PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF A FUTURE SUBJECT TEACHER

Алтухова Светлана Олеговна

Доцент кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации института естественных, математических и технических наук ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», кандидат педагогических наук E-mail: sv altuhova@mail.ru

Altukhova Svetlana O.

Assistant Professor at the Department of Computer Science, Information Technologies and Information Protection of the Institute of Natural, Mathematical and Technical Sciences, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan Shansky, PhD in Education

E-mail: sv altuhova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос создания и функционирования базовой кафедры педагогического вуза, особенности ее взаимодействия с образовательными учреждениями-партнерами, развития образовательного процесса и привлечения специалистов, обладающих практическим опытом по направлению профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, базовая кафедра, практикоориентированность, педагогическая практика.

Abstract. The article discusses the issue of creation and functioning of a specialized department of a pedagogical university, special aspects of its interaction with educational partner institutions, development of the educational process and the involvement of professionals with practical experience in professional activities.

Keywords: Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan Shansky, specialized department, practice-orientation, teaching practice.

В настоящее время наблюдаются динамичные изменения всех сфер общественной жизни, в том числе высшего образования. Требования к подготовке студентов становятся все более разнообразными, ориентированными на достижения научно-технического прогресса, на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В современных условиях определяющими трендами развития вуза являются следующие [1]:

• практикоориентированность образовательного процесса;

• построение эффективной системы взаимодействия с работодателями;

• академическая мобильность, развитие дистанционного обучения;

• простраивание личностно-ориентированной траектории обучения;

• повышение уровня профессионально-общественного контроля за деятельностью вуза.

Обозначенные тенденции в значительной мере влияют на выбор стратегии развития вуза. В частности, усилению практикоориентированности образовательного процесса и построению прочных связей с работодателем может способствовать создание «базовой кафедры», деятельность которой регламентируется:

1. Федеральным законом от 29.12 2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», ч. 3 ст. 27. Структура образовательной организации: «Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [2].

2. Приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 № 29819). В соответствии с Приказом «структурные подразделения создаются в целях практической подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе, путем реализации образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности» [3].

Само понятие «базовая кафедра» не ново. Первые подобные кафедры появились в середине XX в. Главная цель создания кафедр - подготовка специалистов под запросы реального сектора экономики. Развивались главным образом конкретные умения и навыки, теоретическая составляющая находилась в подчиненном положении.

В настоящее время приоритеты меняются. При соблюдении главного принципа -связь с задачами конкретного предприятия - возрастает роль знаний. Специфика «базовой кафедры» заключается в том, что к работе активно привлекаются сотрудники предприятий, учреждений-партнеров, которые ведут лекционные занятия, руководят выпускными

квалификационными работами и курсовыми проектами, привлекают студентов к выполнению исследовательских проектов. Помимо представителей работодателя важную роль в подготовке студентов играют преподаватели вуза. Именно на базе подобных кафедр можно осуществлять эффективное обучение специалистов, гармонично сочетая преимущества практико-ориентированного подхода с глубокими теоретическими знаниями [4].

Можно выделить два наиболее часто встречающихся вида «базовых кафедр»: с односторонним и двусторонним сотрудничеством. В первом случае базовая кафедра создается по инициативе одной из сторон для реализации своих узкоспециальных задач, во втором - инициаторов несколько, круг задач более широк. Кроме того, «базовая кафедра» может иметь предметную специализацию, а может интегрировать возможности разных предметных областей, являясь по сути межпредметной кафедрой. К основным направлениям деятельности «базовой кафедры» можно отнести следующие [5]:

• усиление практической составляющей образовательного процесса за счет привлечения специалистов-практиков;

• привлечение студентов к научной деятельности, направленной на решение актуальных проблем образования, науки, экономики;

• организация производственной практики для студентов на базе учреждения-партнера;

• проведение взаимных стажировок;

• повышение квалификации специалистов на базе вуза.

Педагогические вузы также официально получили возможность создавать «базовые кафедры». Особенно это актуально для реализации программ прикладного бакалавриата. Появляется возможность выстраивания личностно значимой траектории обучения для каждого студента. Деятельность кафедры осуществляется в тесном взаимодействии со школой, активно используются материально-техническая база и методический потенциал учреждений-партнеров. При этом партнерами могут быть не только школы, но и различные учреждения СПО, образовательные центры. По своей типологии «базовые кафедры», создаваемые при педагогических вузах, относятся к кафедрам с двухсторонним участием.

Основными преимуществами создания «базовой кафедры» при педагогическом вузе являются следующие:

• обеспечение методического сопровождения учреждений-партнеров, создание методических объединений;

• усиление практической составляющей образовательного процесса за счет привлечения педагогов-практиков;

• развитие научной и проектной деятельности обучающихся;

• развитие общего информационного пространства.

Таким образом, сотрудничество в рамках «базовой кафедры» может стать мощным стимулом для взаимного развития учреждений-партнеров. «Базовая кафедра» становится своеобразной научной лабораторией, в рамках которой проводятся педагогические эксперименты, определяются совместные цели и задачи, вырабатывается общая стратегия.

Без дополнительных вложений в разы усиливаются возможности каждого участника партнерства: взаимное использование материально-технической базы; разработка и

реализация совместных образовательных программ; использование научного потенциала вуза и практических наработок школы; инициирование и апробирование инновационных проектов. Для студентов вуза открываются перспективы уже на первых курсах активно зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем, погрузиться в атмосферу реальной трудовой деятельности через прохождение многоступенчатой практики. В свою очередь, у педагогов-практиков появляется возможность приобщиться к научной работе, активно привлекая к этому учащихся.

При поиске оптимальных организационных форм проведения различных видов практик Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского во главе с и. о. ректора Ниной Владимировной Фединой не остался в стороне, а принял непосредственное участие в данном проекте1. Так, с 1 сентября 2016 г. в университете были открыты 4 базовые кафедры, 3 из которых - педагогической направленности. Были определены механизмы включения образовательных организаций в данный проект и привлечения к преподаванию высококвалифицированных специалистов-практиков.

Рассмотрим деятельность базовых кафедр на примере кафедры теории и методики обучения информатике института естественных, математических и технических наук ФГ-БОУ ВО «ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского» (рис. 1).

Целью создания кафедры является развитие образовательного процесса и привлечение специалистов, обладающих практическим опытом по направлению профессиональной деятельности, а также обеспечение практико-ориентированной направленности учебного процесса кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации.

В качестве базовых образовательных учреждений были выбраны две школы: МАОУ СОШ № 20 города Липецка и МБОУ СОШ имени Л. Н. Толстого поселка Лев-Толстой Липецкой области.

Рис. 1. Схема интеграции вуза и школы

1 http://lspu-lipetsk.ru

МАОУ СОШ № 20 города Липецка является одной из самых современных школ региона и входит в ТОП-500 лучших школ России. В образовательном учреждении реализуется программа «РОСТ» - профессионально-личностного роста учителя. Школа имеет современное материально-техническое обеспечение.

Для расширения образовательного пространства в организации практики было принято решение в качестве второй базовой школы выбрать сельскую школу - МБОУ СОШ имени Л. Н. Толстого поселка Лев-Толстой Липецкой области. Образовательное учреждение также является современным, оно расположено в новом большом здании, но при этом не потеряло специфику сельской школы.

Деятельность кафедры началась с организационных встреч руководителей вуза и образовательных учреждений для определения общих интересов и направлений деятельности кафедры. Был налажен контакт с руководителями базовых образовательных учреждений, оформлены документы о приеме на работу 8 специалистов ОУ, реализующих практическую подготовку студентов.

Кафедра осуществляет организацию и проведение следующих видов практик:

• учебные практики - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;

• учебные практики - профильная практика;

• производственные практики - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - летняя педагогическая;

• производственные практики - педагогическая практика.

Кроме того, в 2016-2018 учебных годах сотрудниками базовой кафедры проводилась профориентационная работа в базовых образовательных учреждениях, организовывались круглые столы с участием преподавателей и студентов по вопросам методики обучения информатике. Осуществлялась подготовка и методическое сопровождение на внутриву-зовском и городском этапах конкурса «Учитель года» в номинации «Надежда» студентки 5-го курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Информатика и математика»).

В ходе педагогической практики студенты закрепили практические навыки проведения уроков, организации внеклассных мероприятий. Каждый урок сопровождался большим количеством наглядного материала, использованием современных технических средств обучения, применением комбинации различных типов и видов уроков. Руководители и учителя ОУ отметили высокий уровень подготовки студентов, их творческий потенциал и ответственное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Для объективной оценки результатов педагогической практики нами было проведен сравнительный анализ результатов успеваемости в периоды до создания базовой кафедры (2015-2016 учебный год) и после создания базовой кафедры (2016-2017, 2017-2018 учебные годы) (рис. 2).

В связи с усилением контроля и непосредственного участия учителей-предметников (представители базовых образовательных организаций) на всех этапах практики от подготовительной работы до представления результатов наблюдается снижение среднего

ЩИ® ■МИГ ПВ2О0

Учебные годы

Рис. 2. Средний балл успеваемости по педагогической практике

балла успеваемости студентов, проходящих практику, в 2016-2017 учебном году с 4,69 до 4,31. Данное обстоятельство свидетельствует о повышении уровня объективности оценивания результатов обучения.

В 2017-2018 учебном году наблюдается рост успеваемости (с 4,31 до 4,52), который, на наш взгляд, объясняется принятием студентами новых требований при прохождении педагогической практики и формирования у них ответственного отношения к своей будущей профессиональной деятельности.

Объективность выводов подтверждается результатами комплексного интервью студентов.

Инна Ролдугина, студентка 1-го курса: «Благодаря тому, что в нашем университете создана базовая кафедра и введена непрерывная практика, уже с первого курса у студентов начинается знакомство со школой. Делаю первые шаги к своей будущей профессии. Первая практика произвела на меня неизгладимое впечатление. Педагогический коллектив школы № 20 города Липецка очень тепло и по-доброму встретил нас. Школу я увидела в другом свете и поняла, что профессия учителя - это не только радость общения с детьми, но и каждодневный рутинный труд. Несмотря на это все-таки школа - удивительный мир открытий, школа - это работа и общение с разными детьми, к которым, как оказывается, нужен индивидуальный подход. Всей специфики профессии я еще не уловила, наверное, потому что у нас еще не было специальных дисциплин, но одно я поняла точно, что учитель - это творец судеб. От его увлеченности работой зависит увлеченность ребенком учебой».

Светлана Родионова, студентка 5-го курса: «За время обучения в ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского у нас было несколько педагогических практик, которые проходили в школах города Липецка. Каждая из них многому нас научила, показала все те недостатки, которые мы допускали в методике преподавания. В 2016 г. в структуре вуза произошли коренные изменения, одно из которых - появление базовой кафедры теории и методики обучения информатике. У данного изменения есть неоспоримые преимущества.

На 4-м курсе наша группа проходила практику по разным школам. Преподавателям приходилось ездить по городу, чтобы контролировать действия студентов. Это имеет определенные сложности, поскольку образовательные учреждения находятся в разных точках города.

На 5-м же курсе с появлением базовой кафедры наша практика проходила с нововведениями. Самым большим плюсом было то, что вся группа находилась в стенах одной школы, мы имели возможность помогать друг другу, обмениваться своими идеями,

эмоциями по поводу нашей "работы" в школе. Также каждый из студентов мог получить консультацию у преподавателя по методике преподавания, о проведении уроков, мероприятий, выслушать мнение о своей деятельности в отношении учащихся не только своего руководителя практики, но и других преподавателей».

Говоря о результатах работы базовой кафедры (кафедра теории и методики обучения информатике) за указанный период, необходимо отметить, что результаты не могут в полной мере отражать реальную картину, так как создание подобных кафедр предполагает последовательную включенность студентов, начиная с учебной практики на 1-м и заканчивая педагогической практикой на 5-м курсах. Тем не менее нельзя не отметить положительную динамику изменений, связанных с организацией всех видов практик, включая педагогическую, в рамках одно-го-двух образовательных учреждений. Деятельность кафедры создает здоровую конкуренцию среди студентов, позволяет им использовать положительный опыт своих товарищей, упрощает процесс организации и контроля, создает основу для динамичного и долговременного сотрудничества с образовательными учреждениями Липецка и Липецкой области.

Список литературы

1. Макашина Т. Ю. Базовая кафедра как средство формирования конкурентоспособности будущего педагога // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 29 мая 2015 г. -Воронеж: ВЦНТИ, 2015. - С. 74-77.

2. Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2017).

3. Приказ Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2017).

4. Алтухова С. О., Смирнова И. Н. Формирование алгоритмического мышления студентов вуза в процессе профессионально-педагогической подготовки // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. Сер.: Социальные и гуманитарные науки. - 2016. -№ 2 (71). - С. 200-202.

5. Щербакова Ю. И. Кафедра на базе школы - новый образовательный кластер // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5 (48). - С. 3-5.

6. Практики формальные и неформальные // Учительская газета. - 2017. - № 17. -URL: http://www.ug.ru/archive/69723 (дата обращения: 21.11.2017).

7. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.

8. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://pmedu.ru/images/ pso2017-2/45-56.pdf (цата обращения: 21.11.2017).

References

1. Makashina T. Yu. Bazovaya kafedra kak sredstvo formirovaniya konkurentosposob-nosti budushchego pedagoga. In: Aktualnye problemy razvitiya vertikalnoy inte-gratsii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: ekonomicheskie, pravovye i sotsialnye aspekty. Proceedings of the III International scientific-practical conference 29.05.2015. Vo-ronezh: VTSNTI, 2015. Pp. 74-77.

2. Federalnyy zakon ot 29.12 2012 No. 273-FZ (red. ot 29.07.2017) "Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 21.11.2017).

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.08.2013 No. 958 "Ob utverzhdenii Poryadka sozdaniya professionalnymi obrazovatelnymi organizatsiyami i obrazovatelnymi organizatsiyami vysshego obrazovaniya kafedr i inykh strukturnykh podrazdeleniy, obespechivayush-chikh prakticheskuyu podgotovku obuchayushchikhsya, na baze inykh organizatsiy, osushchestvlyayushchikh deyatelnost po profilyu sootvetstvuyushchey obrazovatel-noy programmy". Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 21.11.2017).

4. Altukhova S. O., Smirnova I. N. Formirovanie algoritmicheskogo myshleniya studen-tov vuza v protsesse professionalno-pedagogicheskoy podgotovki. Uch. zap. Orlovsk-ogo gos. un-ta. Ser.: Sotsialnye i gumanitarnye nauki. 2016, No. 2 (71), pp. 200-202.

5. Shcherbakova Yu. I. Kafedra na baze shkoly - novyy obrazovatelnyy klaster. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2014, No. 5 (48), pp. 3-5.

6. Praktiki formalnye i neformalnye. Uchitelskaya gazeta. 2017, No. 17. Available at: http:// www.ug.ru/archive/69723 (accessed: 21.11.2017).

7. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.

8. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56.pdf (accessed: 21.11.2017).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2

Статья поступила в редакцию 23.11.2017 The article was received on 23.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.