Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенции будущих учителем на основе межпредметных связей'

Формирование профессиональных компетенции будущих учителем на основе межпредметных связей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL READINESS / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / PROJECT ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова И.Н.

В статье рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в условиях нового образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS

The article is devoted to the process of development of algorithmic thinking of students ofpedagogical universities in the process of professional training, presents the stages and levels of such development.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенции будущих учителем на основе межпредметных связей»

УДК 378 СМИРНОВА И.Н.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, информационных технологий и защиты информации, институт естественных, математических и технических наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского E-mail: innasmi@mail.ru

UDC378 СМИРНОВА И.Н.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Informatics, Information Technologies and Information Security, Institute of Natural, Mathematical and Engineering Sciences, Lipetsk State Pedagogical P.P.

Semenov-Tyan-Shansky University E-mail: innasmi@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ

МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS

В статье рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в условиях нового образовательного стандарта.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная готовность, межпредметные связи, проектная деятельность, познавательная деятельность.

The article is devoted to the process of development of algorithmic thinking of students ofpedagogical universities in the process ofprofessional training, presents the stages and levels of such development.

Keywords: professional competence, professional readiness, interdisciplinary connections, project activity, cognitive activity.

Современное высшее педагогическое образование характеризуется переходом на многоуровневую систему, повышением требований к профессиональной подготовке будущего учителя. Профессиональные компетенции студентов вуза, в связи с внедрением новых стандартов образования - это личностно-деятельностная парадигма обучения, требующая кардинального изменения педагогической среды, отношений в системе «учитель-учению). Исходя из этого обучение в вузе требует новых подходов к подготовке студентов.

Учитель должен осуществлять действенное управление учебным процессом, мотивировать, организовывать, консультировать учебную деятельность обучающегося. С этой задачей зачастую трудно бывает справиться человеку без педагогического опыта, которым является начинающий учитель. Поэтому успешность формирования необходимых компетенций зависит от уровня организации педагогической практики и профессиональной готовности студентов.

Формирование профессиональной готовности студентов основывается, во-первых, на предметных знаниях базовой части, во-вторых, на самостоятельной, научно-исследовательской, творческой работе, а также на умении применять информационные технологии в профессиональной деятельности. При обучении студенты проходят целый ряд различных учебных и производственных видов практики, которые определены образовательными стандартами высшего профессио-

нального образования РФ. Каждая из них обеспечивает поступательный профессиональный рост будущих специалистов. Проектная деятельность студентов на основе информационных технологий принимает эффективную форму организации междисциплинарной деятельности, которая должна носить непрерывный, систематический характер и интегрировать компоненты информационной образовательной среды. Осуществление межпредметных связей выступает как один из основных принципов формирования у будущих учителей профессиональных компетенций. Задачами реализации межпредметных связей, взаимодействия видов деятельности студентов в конструировании содержания учебных курсов, должны выступать:

- выявление общих элементов содержания «возможных» межпредметных связей дисциплин;

- обнаружение элементов содержания, требующих предварительного изучения в другом предмете, определении «необходимых» межпредметных связей.

Данные задачи обусловлены требованием Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на формирование у будущих учителей умения работать в новой образовательной среде. Комплексное применение знаний из разных областей науки выступает как закономерность современного образования, направленного на решение учебных задач и предъявление широкого диапазона требований к учителю, его квалификации. Комплексное применение зна-

© Смирнова И.Н. © Смирнова И.Н.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

ний, их синтез, перенос идей и методов из одной науки в другую лежит в основе творческого подхода к профессиональной деятельности педагога в условиях реализации новых стандартов образования.

Использование межпредметных связей повышает практическую направленность обучения в вузе и раскрывает общие научные основы современного обучения, направляет на последовательное формирование интереса к изучаемым дисциплинам, стремление к самостоятельному установлению взаимосвязей между явлениями.

Однако, как отмечает профессор А.Г. Колосков [2|. межпредметные связи, заложенные в программах и учебниках, не находят применения на практике, если преподаватель не овладеет методикой нахождения оптимального варианта привлечения знаний других дисциплин или курсов. Многое здесь зависит от профессиональной подготовки учителя, стремления выработать собственные подходы к установлению взаимосвязей между учебными предметами и курсами. Поэтому в Липецком государственном педагогическом университете мы стараемся вызвать у студентов профессиональный интерес к научным основам преподаваемого предмета, сформировать целостные и адекватные представления о выборе программных продуктов обучения, управления и внедрения информационных технологий в школьные занятия с целью получения необходимой управленческой информации, имеющей индивидуально-личностный характер, что позволяет констатировать:

- продвижение учащегося в процессе обучения;

- демонстрацию приемов использования средств информационных технологий;

- применение информационных технологий в обучении.

Особое значение уделяется прочности, глубине, востребованности фундаментальных знаний, формированию профессиональной подготовки. В этой связи воспитывается у будущих учителей потребность и умение использования научного содержания в выработке решения профессиональных проблем. Выделение дисциплинарного компонента для учителя школы есть решение и подготовка к объединению дисциплин, использованию форм, методов и приемов. Так, задания междисциплинарного характера должны включать:

- постановку вопроса на размышление; подготовку сообщений на уроке; написание рефератов, применение оригинальных наглядных пособий, требующих знаний информатики; составление кроссвордов с использованием терминов, употребляемых в смежных информационных технологиях, задания на выбор;

- создание проблемных ситуаций на межпредметной основе: постановка проблемных заданий, стимулирующих мыслительную деятельность, требующих переноса знаний из одной дисциплины в другую;

- применение комплексных знаний, требующих всесторонней характеристики объекта, на основе применения знаний из нескольких предметов:

- проведение контрольных работ, позволяющих Судить об усвоении знаний учебного материала; умений применять полученные знания в раскрытии понятий;

- использование бесед с целью включения имеющихся знаний в области информационных технологий;

- подготовку и проведение конференций, викторин, диспутов и др.

Таким образом, мы располагаем достаточно большим выбором форм, методов и приемов реализации межпредметных связей.

Новые информационные технологии способствуют формированию устойчивого интереса к преподаванию. влиянию на качество знаний, результативность обучения. Кроме того, информационные технологии становятся инструментом познания, изучения, выполнения эвристической, обобщающей, исследовательской, развивающей и контрольно-корректирующей функций. При этом различные виды деятельности, студентов необходимы в формировании профессиональных компетенций. Так, Г.И. Щукина [3] пишет о том, что взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию необходимых качеств личности, в результате влияния предметных особенностей каждого вида деятельности, взаимодополнения их за счет особенностей друг друга. Следовательно, в данном ансамбле деятельности каждый студент может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы.

Формирование знаний и умений у студентов происходит тем эффективнее, чем больше преподаватель уделяет внимание различным видам деятельности, стимуляции познавательных интересов, особенно к комплексным проблемам. Взаимосвязь учебных дисциплин, являясь самостоятельным стимулом познавательного интереса, усиливает синтетический, обобщающий характер содержания изучаемого материала, поисковую направленность учебной деятельности, коллективность, взаимопомощь студентов в ее организации. Умственная активность обучающихся направляется на то, чтобы вспомнить, когда, в связи с какими вопросами курса, в каких учебных темах других предметов изучались привлекаемые для него знания. При этом необходимо отобрать именно те элементы знаний другого предмета, которые будут востребованы в изучении нового вопроса предмета, и воспроизвести их, что требует значительного напряжения памяти: надо как бы «вынуть» эти знания из привычной системы связей предмета, в котором они были усвоены, и перенести, включить в новую систему связей изучаемого предмета. При такой организации учебного процесса познавательная деятельность приобретает самостоятельный характер, активно влияет на протекание мыслительных процессов синтеза и анализа. Синтез знаний из разных учебных предметов предполагает активность процессов воображения, мыслительного моделирования новой системы связей, нового идеального образа изучаемого материала. В

результате межпредметного синтеза возникает новое обобщенное понятие, представление, созданное с помощью теоретического мышления студентов путем сравнения, абстрагирования, обобщения. Познавательные же умения совершенствуются во взаимосвязи с оценочными. коммуникативными, организационными, речевыми, творческими, практическими видами деятельности, стимулируя при этом мотивацию учебной деятельности обучающихся.

Между тем на занятиях необходимо усложнять содержание и процесс познавательной деятельности, обеспечивать рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих интерес к данному курсу, в ходе

изучения которого активизировалась познавательная деятельность, чему в значительной степени способствовали различные дидактические средства. Среди них вопросы, задания, задачи, проблемные ситуации, познавательные задачи, установки и др. Процесс учебной работы должен проходить в режиме свободного исследования. Таким образом, формирование у студентов необходимых знаний, умений и навыков открывает перед ними возможность сделать процесс обучения в школе увлекательным и интересным, интенсивным и эффективным, соответствующим требованиям современного образования.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) от 17.01.2011 г. №46. 25 с.

2. Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении. Под ред. А. Г. Колоскова. Москва: Просвещение, 2005. 109 с.

3. Смирнова II.H. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей информатики в рамках педагогической практики// Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы XII международной научно-практической конференции 23 мая2014 г. Липецк: ЛГПУ, 2014. С. 80-82.

4. Щукина Г.П. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2010. 160 с.

References

1. Federal state educational standard of higher professional education on training program No 050100 "Pedagogical education" (qualification (degree) bachelor) dated back to January 17,2011. No. 46. 25 p.

2. Bakhtina О. I. Intra-subject and inter-subject connections in teaching, edited by A. G. Koloskov. Moscow: Education, 2005. 109 p.

3. Smimova I. N. The formation of professional competence of future teachers in the framework of pedagogical practice//Problems of continuous education: designing, managing, operation: Materials of XII international scientific-practical conference 23, May 2014. Lipetsk, LSPU, 2014. Pp. 80-82.

4. Schukina G. I. Activization of cognitive activity of students in the learning process. Tutorial. M.: Education, 2010. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.