5. Nazajkinskij E.V. O psihologiimuzykal'nogo vospriyatiya. Moskva: Muzyka, 2008.
6. Maslova L.P. Pedagogika iskusstva: teoriya ipraktika. Novosibirsk, 2000.
7. Barenbojm L.A. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo. Moskva: Aspekt Press, 2012.
Статья поступила в редакцию 21.05.18
УДК 378
Vorobyev G.A., Cand. of Sciences (Technics), senior lecturer of the Department of Informatics, Information technology and information security Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Fomina T.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, senior lecturer of the Department of Mathematics and Physics Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia), Е-mail: [email protected]
ABOUT THE SYSTEM OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF MATHEMATICS. The personalities of the teacher, his professional competence are important conditions for ensuring the effectiveness of the process of education and upbringing. The solution to the problem of the teacher's formation of a creative attitude to his work, his ability to work in the face of changing demands is possible only through the realization of the idea of continuing education. Continuity in learning involves the establishment of interrelations, the improvement of these interrelations between the various levels and links of the education system, the creation of optimal conditions for effective mastering of the necessary professional competencies, the emergence of a professional personality capable of self-development, independent and responsible decision-making.
The projected system of continuous raising the level of professional competence of the mathematics teacher currently includes a number of components and can serve as a basis for increasing the level of mathematical education in the region, will contribute to the fundamental and comprehensive preparation of the teacher. Its development is an urgent task, the solution of which requires close attention of the university and all interested parties: employers, administration of the region, parents. The structure of the generalized model and its contents are discussed.
Key words: mathematical education, additional education, educational institutions of region, professional competence of teacher of mathematics, prospects for improving a system.
Г.А. Воробьев, канд. технич. наук, доц. каф. информатики, информационных технологий и защиты информации, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», г. Липецк, Е-mail: [email protected]
Т.П. Фомина, канд. физ.-мат. наук, доц., доц. каф. математики и физики, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», г. Липецк, Е-mail: [email protected]
О СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Личность учителя, его профессиональная компетентность являются важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания. Решение проблемы формирования у педагога творческого отношения к своему делу, способности работать в условиях меняющихся требований возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования. Непрерывность в обучении предполагает установление взаимосвязей, совершенствование этих взаимосвязей между различными ступенями и звеньями системы образования, создание оптимальных условий для эффективного овладения необходимых профессиональных компетенций, становлению личности профессионала, способной к саморазвитию, самостоятельному и ответственному принятию решений. Проектируемая система непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителя математики в настоящее время включает ряд компонент и может служить базой для повышения уровня математического образования в регионе, будет способствовать фундаментальной и всесторонней подготовке учителя. Её разработка является актуальной задачей, решение которой требует пристального внимания вуза и всех заинтересованных сторон: работодателей, администрации региона, родителей. В статье обсуждаются структура обобщенной модели и ее наполнение.
Ключевые слова: математическое образование, дополнительное образование, образовательные учреждения региона, профессиональная компетентность учителя математики, перспективы совершенствования системы.
Отличительной чертой образования конца XX - начала XXI в. является динамизм. Система образования переживает серьезные структурные изменения, происходит интенсивное реформирование учебно-воспитательной практики: широкомасштабное внедрение информационных технологий, появление новых направлений подготовки в настоящее время привели к реализации концепции непрерывного образования, глобализации образовательного пространства, смене образовательной парадигмы.
Как отмечено в [1, с. 2], «педагог - это ключевая фигура реформирования образования», другими словами: педагог - это исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию. Большую актуальность приобретает вопрос о повышении уровня профессиональной компетентности учителя математики в системе непрерывного педагогического образования. При этом под профессиональной компетентностью понимаем совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Согласно Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову, «профессиональная компетентность учителя - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих
сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [2, с. 62].
Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, т.е. он должен владеть следующими профессиональными умениями: 1) проводить научно-методический анализ программы, учебников, учебно-методической литературы; 2) видеть, ставить и решать учебно-познавательные задачи при изучении тем, разделов школьного курса математики; 3) конструировать вариативные методики обучения в зависимости от целей, средств и реальных условий обучения; 4) моделировать, прогнозировать и оценивать свою деятельность и деятельность учащихся; 5) способствовать развитию теоретического исследовательского мышления: учить проблемной постановке вопроса, широким обобщениям, аргументированной защите своих выводов, построению и проверке гипотез, систематизации знаний учащихся; 6) владеть методиками по изучению уровня умственного развития учащихся (осознанность, гибкость, широта, критичность мышления).
Одним из путей повышения уровня профессиональной компетентности педагога является реализация идеи непрерывного образования. Непрерывность в обучении предполагает установление взаимосвязей, совершенствование этих взаимосвязей между различными ступенями и звеньями системы образования, создание оптимальных условий для эффективного овладения необходимых профессиональных компетенций, становлению личности профессионала, способной к саморазвитию, самостоятельному и ответственному принятию решений.
Российское непрерывное педагогическое образование -это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость [3, с. 44 - 46]. Оно включает в себя допрофессиональную подготовку, базовое профессиональное образование, профессиональное совершенствование и последипломное образование. Последние два этапа определяют пути развития профессиональной компетентности учителя. Развитие разносторонних профессиональных навыков и приобретение новых определяется необходимостью их непрерывного формирования [4].
Изучению непрерывности образования посвящены работы многих российских и зарубежных авторов (В.А.Сластенин, Н.К.Сергеев, А.А. ВеХи цзрй , О.Г.Шриооова, Б .С.Гершу нскиц А. Роджерс, А. Маслоу, Г.Ф Глебова, В.Н. Скворцов, Г.К. Селевко и др.ИВопрссы формирования профессиональных компетенций рассмотрены в работах М.А. Гавриловой, Э.Ф. Зеера, К. Трубицына и другихиссиедоиателеИ[0;6;7].ЧассмрзСот оаскрывзет особенности системы допрофессионального педагогического об-разованеш. ДоероСесхиосшльпаяпмегоеовна - этопервый стаи в системе непрерывного образования, она осуществляется, на-приэмр,черенэинтнму пидагогрненгихгласоов.Обртмоветель-ная п.артнрапэканываев^нтирибнлени.едпочеиннльнея кдге-гория будущих учителей - выпускники педагогических классов, имеющие бо ее высокую мотивацию к обучению в педвузе по сравнению с абитуриентами общего набора. Значительное внимание удел тся базовому профессиональному образованию учителя [8]. В ряде работ речь идет о послевузовском образовании, например, [9, с. 17 - 23]. Оно предусматривает в системе непрерывного педагогического образования комплекс мер по повышен ю квалификации и переподготовке педагогических кадров, а также другие послевузовские образовательные формы для педагогических работников [6; 8; 10].
Непрерывное педагогическое образование логично рассматривать в системе взаимосвязей содержания, форм и методов
воспитательно-образовательного процесса на довузовском, вузовском и послевузовском этапах, что, несомненно, способствует повышению его эффективности.
В результате анкетирования учителей на курсах повышения квалификации и в рамках деятельности городского методического объединения учителей математики (свыше 80 человек проанкетированных) выявлена предпочтительность для учителей повышения квалификации: с отрывом от работы (42%) и дистанционно (34%). Меньшее предпочтение имеют такие формы, как: без отрыва от работы (9%), с частичным отрывом от работы (12%), другие варианты (3%).
Методические вопросы, которые в наибольшей мере привлекают учителей: стереометрические задачи в КИМах ГИА и ОГЭ (11%), теория вероятностей в КИМах ГИА и ОГЭ (11%), задачи с экономическим содержанием в КИМах ЕГЭ (№ 17) (10,2%), некоторые приёмы решения задач на построение и исследование простейших моделей (С-6, № 19 ЕГЭ) (9,3%), методы и приёмы решения неравенств различных видов (С-3, № 15 КИМ ЕГЭ), метод "рационализации" (9,3%) и некоторые другие вопросы.
На основе обратной связи, реализуемой посредством ан-кетирнванин,ли чныхбесед с нчиэелтмо, пеовеоенин"круглых стилов"ин.,ц., соде^анив ^рсне эовышесие кшалификации постоянно совершенствуется.
В результате анализа научно-методической литературы по различным аспектам данной проблемы и образовательной прак-тчки ними еоснтоенс система неоиемывногх прнышения уровня профессиональной компетентности учителя математики. Базовые ноки сиснимы(оис.1):
1) профориентационная работа в школах;
2) математическая, и в целом естественнонаучная, подготовка абитуриентов;
3) базовая профессиональная подготовка студентов по профильному предмету (предметам) и смежным дисциплинам;
4) освоение современного математического инструментария (прежде всего прикладной математики);
5) психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей;
6) совершенствование профессиональных компетенций учителя математики в процессе работы по специальности, при реализации системы комплексного непрерывного повышения компетентности педагога, в результате самообразования и саморазвития.
Остановимся на краткой характеристике каждого блока:
се
го
x .0 ш о 1-
го x
x ш
о
x >
и 1-
и и
ш го ^
о ш
СР о
с 1-
о: о
го ш о т о с
го
lq
Освоение современного математического инструментария
о: го ^ и го ^ ш о
ш т 1- о ш ^
X !_ О о ш 1-s
!_ ГО ^ ш |_ о: го т > X
с и X
ш i
т >
о X
^ >
о о ю
X 1-
S ш
и >
с
Рис. 1. Базовые блоки системы непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности
1) Этот этап предполагает проведение различных мероприятий, основные концептуальные положения которых: повышение эффективности профориентационной работы, поиск, подготовка и отбор «своего» абитуриента.
Нами уже используются такие формы профориентационной работы:
- выявление учащихся, имеющих интерес к воспитательно-образовательной деятельности;
- организация и проведение серии мероприятий для школьников: математическая олимпиады «УНИКУМ» для учащихся 3-6 классов (2011 - 2018 гг., сайт http:// openolymp.strategy48.ru /?q=node/48);
- проектирование и проведение командного соревнования "Математические бои" (сайт http://openolymp.strategy48. ru/?q=node/43);
- профориентационноемороприятие"СтранаПедагогия";
- проведенюе преподаваролянтяупетатрунйп^ащиишся в областном цеитре пнддержкиодаренныхдетеИ «Стрнтегия» ;
- привлечение учащихся, имеющих интерес к воспита-тельно-образогааиящяиТдеетепыннеги, е даботе с детьми (дни самоуправления в школах, работа вожатыми, помощь преподавателям в проведении таияпий н тнднопаыке«Дван-ториум»);
- участие Е!шкяляща яонфедетциях психолого-педагогической направленности;
- открытые лекциипреподаваяалеЯ универеитоная
- различные университетские мероприятия для школьников (дни инститаеов, дрда гткрытпя деерее яндзе^яндурсы ир-следовательских работ «Ника»).
При проведeниидрppпетяттй Рбпыанельновыппдяям ияэП-фективность, что позволяет расширять спектр. Весь накопленный нами опыт paбoтиlнcпнцаедянык нaДлюшнниядoкетьшaшн то, что комплекс проводимых мероприятий представляет возможности раннего выявлееяя yеащеиря,нптыяеcyющиxcя атяп-гогическим образованием.
2) Содержание этого бло^^ B[y1, с. 9- 13]. Следует отметить, что изучение профильных предметов и смежных дисциплин нгаравленене ^сшнрениякругозера, развитие личностных качеств, необходимыxвдaльнпТ—еЮ п,офеорпр-нальной деятельности учителя мaне;9aтики.
3) Освоение еа^ещяия^г^я еееемттиияртрго ""нстррегита-рия предполагаеаея,пргжде вяи^(^,дле обостовангя KPПP9ИЗP-вания различныхеиярдик и гахнологер ипяидтppриЯрчeнир и воспитания.
4) Содержание четвертого блнкатянтеялгюр педагогическая практика; изучение дисциплин по выбору студентами; производегвинган(аеда гт"иакяпaя)прнкти кa;еoтаулаивe-ство с образовательными учреждениями города и области; работа студентов в качестве ассистаныяа пеяподавртплер; акторов и т. д.; участие студентов в дистанционных формах работы со школьниками; уиентияcтедннтртв иселепеаетес1ьских проектах психолого-педагогической и учебно-методической направленно-стей, в том числе, написание курснвякоабоа и выппскяых твали-фикационных работ; участие будущих профессионалов в работе студенческих научно-мeтoдичяткиxкя9фepенп9яx ; г^С^г^я^к^ин студенческих работ. Можно отметить активное участие студентов, которые ^луизины вингно шяння пeыаroгычeеоoeепeциоль-ности.
5) Пятый блрк продянеягеет;
- Профессиональную деятельность учителя математики, педагога дополнительного образования и т.д.
- Прохождение курсов повышения квалификации в университете (тематика занятий курсов повышения квалификации корректируется в процессе обмена информацией между вузовскими преподавателями и учителями). Нами разработаны курсы повышения квалификации учителей математики, физики и информатики школ г. Липецка и Липецкой области по различным программам: «Методические и психолого-педагогические аспекты перехода к ФГОС второго поколения при изучении математики в учреждениях общего образования», «Методические и психолого-педагогические аспекты перехода к ФГОС общего образования при изучении математики», «Методические и психолого-педагогические аспекты перехода к ФГОС общего образования при изученииматематикиифизики», «Методическиеи психолого-педагогические аспекты иеуехо»т к «ГОСобщегооОразования при изучении адтемаекки и инОо»с1ае»ка».
- Дисаоеционныефкроы пивошечия «рофессиональной компетенции учителя математики.
- Участие в работе научно-методических конференций, форумов, симпозиумов; нами организованы и проведены науч-чо-мртоыичпвкин«ссОеркгцри«Иниоваизи риаформационные технологии в образовании» (2008 - 2012 гг.), «Педагогические чтения: инновации и информационные технологии» (2013 -2015 гг.) (выделение в рамках конференций студенческой и шкаленоОсакдаМ) .
- Публикацию научно-методических статей, в том числе в атарторсркя м вурввскиуам»сиадавителятв.
- Формирование банка (банков) заданий по различным те-ооо школьнвroоyдpaбaтeмaеики и разделам ооимпиадной подготовки (совместная деятельность учителей и вузовских препо-дaвкиeлеP,зo«мoжнрcеcпoбьзoaелиeм \алелтеооол огии).
- Проведение вузовскими преподавателями занятий с ода«ён ныдедере« (»тибчиpле, дистанционно) с присутствием школьных учителей.
м Уиасти« шурлоных маителеу (педагогов дузрлнительного образования) в профессиональных конкурсах.
- Совершенствование общекультурных компетенций.
1Кпаедлс^гавдсТн^мрз^д»^и^га1^|^зтцреи методическое
соку(^е^оодоио кдстpврpввlшд»вдквaлифгкalгии л ишь один из етагюв тpмплeкдаoго оeпpасывкыго петентности
еовриоуннрго yиаoeлтмвт»ядркки (у»ы.»Т
Maаeмaегксекaябpдeль рассимтрегеетса в виде автомата, на вход которого на каждом шаге обучения п подается обучаю-щдyинфppмаLC1д,ыиаpытaетaя мрожевавом
П = К К.....К„}; К, Т {1.....Ы}, К, = К, при I'},
гшкК,- нямаитшамента обучающей информации.
Каждый элемент обучающей информации называют словом. Саудояние пgоиеирyбъeктаноnгмшдгеoбраыниу описывается вероятностным вектором: Рп = (Р,(п), Р2(п), ..., РЫ(п)), где Р(п) -вероятность незнания /-го элемента обучающей информации на п-м шаге обучения; вероятность правильного ответа г(п) = 1 -р.(в).яп иов(и), «риО«) определяет правильность ответов, г(п) принимает значения 0 в случае правильного ответа и 1 - если ртастиапрааи лвтые.
Эти реакции используются для преобразования вектора
ос + ,и ио'у. /„./^„и Ш.
где д - вектор параметров слушателя, а правило преобразо-маи»ты^lдд»pямедeб вврсуавв ия [9, с. 18].
Рис. 2. Формальная обобщенная модель системы комплексного непрерывного повышения компетентности педагога
Профессиональное становление педагога, возможность его адаптации к меняющемуся кругу обязанностей
Основополагающие принципы повышения уровня профессиональной компетентности учителя
непрерывность
преемственность
открытость
вариативность
Этапы повышения уровня профессиональной компетентности учителя
рефлексивный творческий
практический
исследовательский
профессионально-ориентированный
мотивационныи
L _
познавательный
Рис. 3. Принципы и этапы повышения уровня профессиональной компетентности учителя
В зависимости от значения вектора параметров слушателя после курсов повышения квалификации формируется индивидуальная траектория совершенствования компетентности учителя. На следующих этапах повышения квалификации рассметривам-мый вектор модифицируется.
Вся система ориентирована на достиже ние главнойцели: повышение уровня профессиональной компетентности учителя. На каждом этапе эта цель достигается по-разному, но в любом случае,ониналяется исновааолаиающей дляистй ден-тельности. Практика нашей работы подтверждает, что система действует нтииновевиаимодейатвирвснтйталов, нзаиман-вязи и координации участников процесса. Система является
Библиографический список
открытой, гибкой, развивающейся. Качество взаимосвязи обеспечивается преемственностью всех структурных элементов системы.
Она может служить базой для повышения уровня математического образования в регионе. С нашей точки зрения, система позволит удовлетворить потребности регионального образования в осуществлении нестандартных решений в области управления деятельностью школьников. Отметим, что система в настоящее время развивается и видоизменяется, но по-прежнему направлена на решение задач профессионального становления педагога, что поможет ему адаптироваться к меняющемуся кругу обязанностей.
1. Профессиональныйстандартпедагога. Available at:http://godzagodom.com/standart-pedagoga-s-2017-goda-soderzhanie/
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000: 176.
3. Михайлова Е.Н. Развитие системы непрерывного педагогического образования России на рубеже XX - XXI веков. Вестник ТГПУ. 2008; Выпуск 3 (77): 44 - 46.
4. Ильина Л.А., Гагаринская Г.П. и др. Формирование профессиональной компетентности как компонента подготовки менеджеров. Устойчивое развитие вуза на основе стратегии повышения качества образовательного процесса: монография. Самара: СамГТУ; Минск: БГУИР. 2007.
5. Гаврилова М.А. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: проблемы, суждения, опыт работы. Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография. Воронеж: ВГПУ. 2003; 93 - 102.
6. Зеер Э.Ф. ^нцепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования. Педагогическое образование в России. 2012; № 5: 56 - 65.
7. Трубицын K. Формирование профессиональных компетенций в системе непрерывного профессионального образования. Кадровик. Кадровый менеджмент. 2012; № 8: 99 - 105.
8. Mальчик A.r., Жигалов В.Н. Mодель формирования профессиональных компетенций студентов в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 3.
9. Воробьев r.A., Ершова A.A., Фомина Т.П. Совершенствование непрерывного повышения квалификации учителей математики. ЧИПиПКРО. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016; № 2 (27): 17 - 23.
10. Рихтер Т.В. Структура профессиональной компетентности учителя математики. Физико-математическое образование. 2017: Выпуск 1 (11): 89 - 92.
11. Воробьев r.A., Фомина Т.П. О некоторых аспектах профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики. Современные исследования в психологии и педагогике: материалы международной научно-практической конференции. ^зань: Aкадемия Бизнеса, 2017: 9 - 13.
References
1. Professional'nyjstandartpedagoga. Available at:http://godzagodom.com/standart-pedagoga-s-2017-goda-soderzhanie/
2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar'. Moskva: Akademiya, 2000: 176.
3. Mihajlova E.N. Razvitie sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya Rossii na rubezhe XX - XXI vekov. Vestnik TGPU. 2008; Vypusk 3 (77): 44 - 46.
4. Il'ina L.A., Gagarinskaya G.P. i dr. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kak komponenta podgotovki menedzherov. Ustojchivoe razvitie vuza na osnove strategiipovysheniya kachestva obrazovatel'nogo processa: monografiya. Samara: SamGTU; Minsk: BGUIR. 2007.
5. Gavrilova M.A. Nepreryvnoe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie: problemy, suzhdeniya, opyt raboty. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz: kollektivnaya monografiya. Voronezh: VGPU. 2003; 93 - 102.
6. Zeer 'E.F. Koncepciya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2012; № 5: 56 - 65.
7. Trubicyn K. Formirovanie professional'nyh kompetencij v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Kadrovik. Kadrovyj menedzhment. 2012; № 8: 99 - 105.
8. Mal'chik A.G., Zhigalov V.N. Model' formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov v sisteme mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 3.
9. Vorob'ev G.A., Ershova A.A., Fomina T.P. Sovershenstvovanie nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii uchitelej matematiki. ChIPiPKRO. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2016; № 2 (27): 17 - 23.
10. Rihter T.V. Struktura professional'noj kompetentnosti uchitelya matematiki. Fiziko-matematicheskoe obrazovanie. 2017: Vypusk 1 (11): 89 - 92.
11. Vorob'ev G.A., Fomina T.P. O nekotoryh aspektah professional'no-pedagogicheskoj podgotovki buduschih uchitelej matematiki. Sovremennye issledovaniya v psihologii i pedagogike: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Akademiya Biznesa, 2017: 9 - 13.
Статья поступила в редакцию 23.05.18
УДК 378
Habaeva A.B., senior teacher, Department of Art and Music Education, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Akieva A.V., senior teacher, Department of Art and Music Education, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Urtaeva L.A., senior teacher, Department of Art and Music Education, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PERFORMING MUSIC. The article deals with the development of musical abilities of students in the process of performing music, analyzes a concept of "ability", "musical ability", "fret feeling", "musical and auditory performances", "musical-rhythmic feeling", "performing activity". The authors present the structure and features of performing activities. Performing activities do not develop spontaneously, but under the influence of pedagogical influence, different methods and approaches, game practice. The central place in performing activities in the development of musical abilities is the work on a musical work. A great role in the development of musical abilities is played by the development of the student's sense of rhythmic style of music, understanding the specific features and characteristics of the musical work.
Key words: ability, musical ability, sense of modal, musical and auditory representation of musical and rhythmic sense, performing music.
А.Б. Хабаева, ст. преп. каф. художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
А.В. Акиева, ст. преп. каф. художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
Л.А. Уртаева, ст. преп. каф. художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается вопрос развития музыкальных способностей студентов в процессе исполнительской деятельности, анализируются понятия «способности», «музыкальные способности», «ладовое чувство», «музыкально-слуховые представления», «музыкально-ритмическое чувство», «исполнительская деятельность». Авторами в работе представлены структура и особенности исполнительской деятельности. Исполнительская деятельность развивается не спонтанно, а под влиянием педагогического воздействия, различных методов и подходов, игровой практики. Центральное место в исполнительской деятельности в процессе развития музыкальных способностей занимает работа над музыкальным произведением. Большую роль в развитии музыкальных способностей играет выработка у студента ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей музыкального произведения.
Ключевые слова: способности, музыкальные способности, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, исполнительская деятельность.