Научная статья на тему 'Профессиональная деквалификация преподавателя детской музыкальной школы и пути её преодоления'

Профессиональная деквалификация преподавателя детской музыкальной школы и пути её преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL DESKILLING / PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION / PROFESSIONAL "BURNOUT" / ADAPTATION / MOTIVATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER-MUSICIAN / SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Александр Анатольевич

Явление профессиональной деквалификации преподавателя детской музыкальной школы рассматривается автором как психолого-педагогическая проблема, находящаяся во взаимосвязи с феноменом профессионального выгорания. В качестве одного из следствий профессиональной деквалификации педагога-музыканта выделяется ошибочный подбор музыкальных произведений для работы с учеником, не позволяющий грамотно развивать необходимые исполнительские навыки учащегося, а также участвовать в концертной жизни школы, выступать на конкурсах и фестивалях. К числу основных причин возникновения профессиональной деквалификации педагога-музыканта отнесены: низкий уровень профессионального образования и навыков самообразования, недостаток профессиональной коммуникации, последствия накопления психофизической усталости и развитие синдрома эмоционального выгорания. При описании условий преодоления профессиональной деквалификации выделяются в первую очередь те из них, что создаются самим педагогом-музыкантом, понимающим опасность профессиональной деквалификации, а во вторую условия, создаваемые руководством детской музыкальной школы с целью поддержки профессионального развития специалиста. В заключение делается вывод о том, что самообразование и активная самостоятельная работа молодого педагога-музыканта, а также совершенствование им внутренних качеств личности в сочетании с необходимыми усилиями руководства музыкальной школы позволяют преодолеть профессиональную деквалификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEACHER DESKILLING CHILDREN''S MUSIC SCHOOLS AND WAYS OF ITS OVERCOMING

The problem of professional deskilling of the children’s music school (hereinafter referred to as the Music School) is considered as a complex problem of additional musical education, and also in the context of the correlation between the concepts of “burnout ” and “professional deskilling”. As a manifestation of the professional deskilling of a music teacher, an incorrect selection of musical works is described, which does not allow the teacher to properly develop the pupil’s performing skills. An important indicator of the professional deskilling of a music teacher is the lack of student participation in concerts, festivals and competitions. The low level of professional education, low level of communication, the consequences of accumulating psychophysical fatigue and the development of the syndrome of emotional “burnout” are among the main reasons for the professional deskilling of a music teacher. In describing ways to overcome professional deskilling, division into two groups is used, the first of which specifies the conditions created by the music teacher himself, who understands the danger of professional deskilling, and in the second the conditions created by the management of the children’s music school in order to support the professional development of the young music teacher. In conclusion, it is concluded that the self-education and active independent work of the young music teacher, as well as the improvement of the internal characteristics of the personality, combined with the necessary efforts of the management of the music school, make it possible to overcome professional deskilling.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деквалификация преподавателя детской музыкальной школы и пути её преодоления»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ

А. А. Ивахненко*,

Пушкинская детская музыкальная школа № 1,

г. Пушкино, Московская область, Российская Федерация, 141207

Аннотация. Явление профессиональной деквалификации преподавателя детской музыкальной школы рассматривается автором как психолого-педагогическая проблема, находящаяся во взаимосвязи с феноменом профессионального выгорания. В качестве одного из следствий профессиональной деквалификации педагога-музыканта выделяется ошибочный подбор музыкальных произведений для работы с учеником, не позволяющий грамотно развивать необходимые исполнительские навыки учащегося, а также участвовать в концертной жизни школы, выступать на конкурсах и фестивалях. К числу основных причин возникновения профессиональной деквалификации педагога-музыканта отнесены: низкий уровень профессионального образования и навыков самообразования, недостаток профессиональной коммуникации, последствия накопления психофизической усталости и развитие синдрома эмоционального выгорания. При описании условий преодоления профессиональной деквалификации выделяются в первую очередь те из них, что создаются самим педагогом-музыкантом, понимающим опасность профессиональной деквалификации, а во вторую - условия, создаваемые руководством детской музыкальной школы с целью поддержки профессионального развития специалиста. В заключение длается вывод о том, что самообразование и активная самостоятельная работа молодого педагога-музыканта, а также совершенствование им внутренних качеств личности в сочетании с необходимыми усилиями руководства музыкальной школы позволяют преодолеть профессиональную деквалификацию.

61

Ключевые слова: профессиональная деквалификация, педагогика музыкального образования, профессиональное выгорание, адаптация, мотивация, профессиональное развитие педагога-музыканта, духовно-нравственные ценности.

* Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. А. Рапацкая.

PROFESSIONAL TEACHER DESKILLING CHILDREN'S MUSIC SCHOOLS AND WAYS OF ITS OVERCOMING

Alexander A. Ivakhnenko*,

Branch of the Pushkino Children's Music School, Pushkino, Moscow Region, Russian Federation, 141207

62

Abstract. The problem of professional deskilling of the children's music school (hereinafter referred to as the Music School) is considered as a complex problem of additional musical education, and also in the context of the correlation between the concepts of "burnout" and "professional deskilling". As a manifestation of the professional deskilling of a music teacher, an incorrect selection of musical works is described, which does not allow the teacher to properly develop the pupil's performing skills. An important indicator of the professional deskilling of a music teacher is the lack of student participation in concerts, festivals and competitions. The low level of professional education, low level of communication, the consequences of accumulating psychophysical fatigue and the development of the syndrome of emotional "burnout" are among the main reasons for the professional deskilling of a music teacher. In describing ways to overcome professional deskilling, division into two groups is used, the first of which specifies the conditions created by the music teacher himself, who understands the danger of professional deskilling, and in the second - the conditions created by the management of the children's music school in order to support the professional development of the young music teacher. In conclusion, it is concluded that the self-education and active independent work of the young music teacher, as well as the improvement of the internal characteristics of the personality, combined with the necessary efforts of the management of the music school, make it possible to overcome professional deskilling.

Keywords: professional deskilling, pedagogy of music education, professional "burnout", adaptation, motivation, professional development of the teacher-musician, spiritual and moral values.

Профессиональная деквалификация педагога-музыканта как психолого-педагогическая проблема

Профессиональная деквалификация педагога-музыканта - явление, мало изученное в научной литературе, но, тем не менее, обращение к нему видится автору важным и актуальным для совер-

шенствования научно-методического обеспечения подготовки и вхождения в профессию начинающего специалиста. Феномен деквалификации педагога-музыканта - это состояние молодого преподавателя музыки, характеризующееся потерей интереса к музыкально-педагогической деятельности и профессиональному самообразованию. Оно проявляется как в его личном отно-

* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor L. A. Rapatskaya.

шении к профессиональной деятельности, так и в отношении к ученику. Состояние профессиональной деквалификации обычно возникает на начальном этапе трудовой деятельности и зачастую бывает связано с трудностями адаптации на конкретном рабочем месте молодого специалиста [1].

Профессиональная деквалификация начинающего свою педагогическую деятельность музыканта находит выражение в потере мотивации приобретать методические знания, овладевать профессиональными умениями и навыками, повышать квалификацию, посещать мастер-классы педагогов-мастеров, участвовать в музыкально-просветительских мероприятиях, форумах и концертах, развивать своё исполнительское мастерство и т. п.

При профессиональной деквалификации молодой педагог-музыкант испытывает трудности в адаптации в педагогическом коллективе, что препятствует утверждению в профессии, определению творческих приоритетов и формированию собственного стиля преподавания. Таким образом, профессиональная деквалификация становится преградой на пути его профессионального развития, а нахождение путей и способов её преодоления - актуальной проблемой педагогики музыкального образования

Одним из типичных проявлений профессиональной деквалификации педагога-музыканта является его отношение к ученику, отличающееся отсутствием интереса к его музыкальным способностям и личностным качествам, а также равнодушием к процессу обучения в целом. При этом преподаватель не ставит перед собой цели научить ребёнка любить музыку, чувствовать её красоту и самостоятельно

работать над произведениями. Также педагог не стремится к подбору индивидуальных средств обучения, что является необходимым для получения высоких результатов в его профессиональной деятельности.

Характерные проявления профессиональной деквалификации педагога-музыканта - использование шаблонных методов обучения, отсутствие продуманности в составлении репертуара ученика, а также наличие среди исполняемых им произведений образцов, не имеющих ценности для развития музыкальных способностей и исполнительских навыков учащегося.

Одним из показателей профессиональной деквалификации педагога-музыканта может считаться отсутствие подготовки учеников для участия в концертах, конкурсах, фестивалях и музыкально-просветительских мероприятиях. В результате этого преподаватель снижает уровень собственной ответственности за обучение учащегося, препятствует формированию у него механизмов целевой самоорганизации и лишает ученика возможности учиться выступать на сцене.

Необходимо отметить, что период, когда педагог-музыкант более всего подвержен опасности развития профессиональной деквалификации, чрезвычайно значим в педагогическом отношении для формирования его профессиональной позиции. Именно в это время у молодого преподавателя формируются основные свойства личности, определяющие качество его труда в дальнейшем. На основании этого мы делаем вывод, что преодоление профессиональной деквалификации является задачей и необходимым условием профессионального развития начинающего преподавателя-музыканта.

63

64

Степень научной разработанности

проблемы профессиональной деквалификации

Начало изучению проблемы профессиональной деквалификации педагога в отечественной науке было положено в конце 60-х годов ХХ века. Основу для этого заложили крупнейшие специалисты-психологи, темами исследований которых являлись вопросы общей, социальной, дифференциальной и музыкальной психологии, психологии профессиональных особенностей, а также педагогической психологии. Среди таких учёных Б. М. Теплов [2], К. К. Платонов [3], Л. С. Выготский [4], Б. Г. Ананьев [5] и др. Важную роль в изучении проблемы профессиональной деквалификации педагога сыграли исследования по общей психологии С. Л. Рубинштейна [6] и А. Н. Леонтьева [7]. Весомый вклад в изучение проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта внесли А. К. Маркова [8], М. С. Старчеус [9], Л. Л. Бочкарёв [10], Ю. А. Цагарелли [11], Э. Б. Аб-дуллин [12], Е. В. Николаева [13], Л. А. Рапацкая [14], Г. М. Цыпин [15], А. А. Мелик-Пашаев [16], А. И. Щербакова [17], А. В. Торопова [18], опираясь на труды которых, мы строим наше исследование.

В процессе изучения проблемы были определены профессиональные особенности труда преподавателя детской музыкальной школы (ДМШ), а также психологические качества, свойственные представителям музыкальных профессий. Также были выявлены важнейшие принципы развития личности педагога-музыканта, следование которым является необходимым для профессионального развития и пре-

одоления профессиональной деквалификации преподавателем ДМШ.

Немалое значение для изучения проблемы профессиональной деквалификации педагога-музыканта имеют работы Э. Ф. Зеера [19], посвящён-ные изучению непрерывного и целостного процесса становления профессионала в образовательном пространстве и определяющие профессионально-психологические качества, ведущие к деквалификации.

В исследованиях Э. Э. Сыманюк описывается одна из важнейших составляющих профессиональной деквалификации педагога - профессиональная деструкция. Она рассматривается как разрушение, изменение или деформация сложившейся в процессе профессионального труда психологической структуры личности [20]. Е. П. Ермолаева как один из признаков данного явления отмечает профессиональный маргинализм, находящий своё воплощение в личностной непричастности и ментальной непринадлежности педагога к данной профессии и профессиональной морали. Профессиональный маргинализм, подчёркивает исследователь, опасен тем, что дезактуализирует социально значимые профессиональные структуры и отношения [21]. Н. В. Кузьмина выделяет ещё одну составляющую профессиональной деквалификации - профессиональную стагнацию как снижение профессиональной активности или полную её остановку [22].

К числу признаков, определяющих профессиональную деквалификацию педагога, по мнению О. С. Но-женкиной, следует отнести и профессиональную деформацию. Это понятие определяется исследователем как властолюбие, стремление манипулиро-

вать людьми, ригидность, авторитарность, некритичность по отношению к себе (иногда даже на фоне высокого профессионального мастерства), что негативно сказывается на профессиональной деятельности педагога [23].

Соотношение феноменов профессиональной деквалификации и эмоционального выгорания

Существенным вкладом в понимание природы профессиональной деквалификации может стать изучение эмоционально-психологического выгорания педагога-музыканта. Этот термин был введён в науку в 1974 году американским учёным Г. Фрейденбер-гером для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в тесном взаимодействии с эмоционально перегруженной социальной средой [24].

Первые исследования и измерения феномена выгорания проводились именно у представителей профессии типа «человек-человек», к которым относится педагог. Интересно отметить, что на заре изучения феномена выгорания его развитие не связывалось с профессиональной деквалификацией, а ограничивалось рамками эмоционального состояния.

Современное понимание феномена выгорания основано на результатах научных изысканий американской исследовательницы К. Маслач. Проанализировав разнообразные концепции, выдвинутые с начала изучения феномена выгорания, ею была выведена «трёхкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений» [25, с. 376] и совмещающая в себе различ-

ные составляющие данного психологического феномена.

В этом определении обозначены два компонента, напрямую связанные с профессиональной деквалификацией: деперсонализация, выражающая обезличивание отношений с учеником и переход к обращению с ним как с объектом, а также редукция личных достижений, в которой проявляется негативное оценивание, ощущение собственной некомпетентности педагогом и падение значимости собственных достижений.

Наличие в структуре феномена выгорания таких компонентов, близких по значению к описанным выше факторам профессиональной деквалификации, объясняет тот факт, что эмоционально-психологическое выгорание можно рассматривать как одну из причин профессиональной деквалификации педагога-музыканта. При этом важно отметить, что само по себе выгорание является лишь фоном или условием для формирования устойчивых признаков профессиональной деквалификации педагога-музыканта, проявляющихся в процессе работы.

Принципиальная разница между этими понятиями состоит в том, что эмоциональное выгорание - это «неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты» [26, с. 9], во многом определяемая индивидуальными качествами личности, а профессиональная деквалификация - это состояние молодого педагога-музыканта, проявляющееся в снижении профессиональной активности в начале профессионального пути, во многом обусловленное трудностями адаптации на конкретном месте работы.

65

66

Причины возникновения профессиональной деквалификации у преподавателей детских музыкальных школ

Анкетирование и личные педагогические наблюдения позволили предположить, что причинами профессиональной деквалификации педагога-музыканта являются разнообразные профессиональные, психологические и социальные факторы. Основными среди них являются:

• недостаточный уровень педагогического образования (как правило, это связано с обучением по образовательным программам, имеющим скудную педагогическую составляющую);

• отсутствие устойчивой внутренней мотивации к музыкально-педагогической деятельности при поступлении на работу в ДМШ;

• трудности адаптации молодого педагога на рабочем месте (конфликты с руководством, коллегами-педагогами, родителями ученика);

• недостаточный уровень коммуникации с учениками, замкнутость, конфликтность, отсутствие ощущения «выполнения одного дела» с учеником, исключительное стремление подчинить себе волю ученика;

• отсутствие духовно-нравственных ориентиров в педагогической работе, а также самостоятельной социальной позиции, основанной на духовно-нравственных и культурных ценностях.

Данные причины были выявлены в процессе исследования посредством наблюдения за становлением профессиональной деятельности и в результате анализа путей преодоления профессиональных трудностей, возникающих у молодых преподавателей.

Пути и способы преодоления профессиональной деквалификации педагога-

музыканта в условиях детских музыкальных школ

Преодоление профессиональной деквалификации педагога-музыканта предполагает прежде всего развитие профессиональных педагогических качеств преподавателя музыки и обогащение его педагогического опыта. Необходимые условия преодоления профессиональной деквалификации молодого педагога-музыканта были определены в ходе теоретического исследования и анализа совокупности факторов, ведущих к профессиональной деквалификации. Среди данных условий следует выделить две группы. К первой из них нами отнесены условия, которые педагог-музыкант может создать сам, понимая необходимость преодоления профессиональной деквалификации, а именно:

• педагогическое самонаблюдение;

• активное изучение профессиональной музыкально-педагогической литературы, посещение мастер-классов педагогов старшего поколения;

• овладение образовательными технологиями и методиками;

• работа с учениками над произведениями современных композиторов, а также подготовка учеников к исполнению на концертах, конкурсах и фестивалях;

• повышение уровня своей профессиональной культуры путём регулярного посещения концертов, спектаклей, музеев, выставок;

• организация концертов и тематических вечеров, встреч с известными музыкантами, выездных концертов, музыкально-просветительских меро-

приятий; подготовка учеников к участию в конкурсах и фестивалях; поддержание внеурочной деятельности учащихся;

• использование программ оптимизации психофизического состояния и аутогенных тренировок с целью самозащиты от профессионального стресса, эмоционально-психологического выгорания и развития педагогической рефлексии;

• регулярное участие в педагогических концертах и конкурсах, повышение собственного исполнительского мастерства.

Ко второй группе относятся условия, которые созданы или создаются в ДМШ для поддержания профессионального уровня молодого преподавателя, а именно:

• регулярное повышение квалификации работников ДМШ;

• мониторинг профессионального и психологического состояния педагога-музыканта;

• организация взаимного посещения уроков преподавателями ДМШ с целью обмена педагогическим опытом и профилактики конфликтов в коллективе;

• разработка и внедрение образовательных проектов с целью активизации профессиональной инициативы молодых преподавателей и защиты их от профессиональной деквалификации;

• профессиональная помощь опытных преподавателей начинающим коллегам;

• регулярный обмен профессионально важной информацией между членами коллектива учебного учреждения с целью профилактики стрессов и конфликтных ситуаций;

• регулярное информирование родителей учеников об эффективных спо-

собах развития общей культуры, раскрытия творческого потенциала ребёнка, стимулирования мотивации к обучению музыке и преодолению возрастных психологических проблем, связанных с обучением в музыкальной школе.

Одной из основополагающих задач руководства ДМШ и одновременно необходимым условием преодоления профессиональной деквалификации молодого преподавателя-музыканта и развития его профессиональных качеств является регулярное повышение квалификации работников учебного учреждения [27]. Важно отметить, что, кроме обеспечения формального доступа педагогам-музыкантам к курсам повышения квалификации на рабочем месте, администрация образовательного учреждения должна:

• на протяжении всего периода работы преподавателя предоставлять необходимую информацию для самостоятельного повышения квалификации педагога и стимулировать его интерес к профессиональному самообразованию;

• предоставлять преподавателю необходимую литературу, сведения о других информационных источниках, включая интернет-ресурсы, а также обеспечить административное сопровождение для успешного прохождения курсов повышения квалификации, написания аттестационной работы и профессиональной переподготовки;

• разрабатывать вместе с коллективом альтернативные и инновационные программы обучения музыке, а также тестировать их при работе с учениками;

• оказывать содействие молодым педагогам-музыкантам в развитии их талантов, необходимых компетенций по работе с детьми, в профессиональном самообразовании и приобретении

67

методического опыта, а также в управлении внутренним состоянием.

По результатам проведённого исследования мы делаем вывод о том, что наилучшим образом преодоление профессиональной деквалификации педагога-музыканта осуществляется благодаря:

• самообразованию и активной самостоятельной работе молодого педагога-музыканта по развитию своих профессиональных качеств;

• совершенствованию педагогом-музыкантом внутренних качеств лич-

ности, позволяющих ему успешно развивать свои профессиональные компетенции и лучше адаптироваться на рабочем месте;

• сочетанию активной профессиональной работы над собой педагога-музыканта и принятия руководством на конкретном рабочем месте необходимых усилий для создания условий по совершенствованию профессиональных качеств молодых преподавателей.

Настоящее исследование было проведено в рамках научной проблематики кафедры музыкознания и музыкального образования Института искусств Московского педагогического государственного университета. Автор статьи выражает искреннюю благодарность научному руководителю - доктору педагогических наук, профессору Л. А. Рапац-кой, а также всему профессорско-преподавательскому составу данной кафедры за творческую помощь и содействие в организации исследования по теме диссертации.

The present study was conducted within the framework of the scientific problems of the Department of Musicology and Music Education of the Institute of Arts of Moscow Pedagogical State University. the author expresses sincere gratitude to the scientific adviser - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor L. A. Rapatskaya, and to the entire faculty of this department for their creative aid and assistance in organizing research on the topic of the dissertation.

68

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рапацкая, Л. А., Ивахненко, А. А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия [Текст] / Л. А. Рапацкая, А. А. Ивахненко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 8. - С. 220-224. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947. - 336 с. Платонов, К. К. Проблемы способностей [Текст] / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1972. - 312 с.

Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1987. - 344 с.

5. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. -М. : Наука, 1977. - 380 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2010. - 713 с. - (Мастера психологии).

7. Леонтьев, А. Н. Сознание. Личность [Текст] : учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - Изд. 2-е. - М. : Политиздат, 1977. -304 с.

8. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Изд-во Международного гуманитарного фонда «Знание», 1996. - 312 с.

9. Старчеус, М. С. Личность музыканта [Текст] / М. С. Старчеус. - М. : Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 2012. - 848 с.

10. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарёв. -М. : Классика-XXI, 2008. - 352 с.

11. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. -СПб. : Композитор-Санкт-Петербург,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008. - 368 с.

12. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] : пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. - М. : Просвещение, 1983. - 112 с.

13. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты [Текст] : монография / Е. В. Николаева. - М. : Ритм,

2009. - 408 с.

14. Рапацкая, Л. А. Православные истоки русской художественной культуры [Текст] / Л. А. Рапацкая. - М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 130 с.

15. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано: учебник для вузов [Текст] / Г. М. Цыпин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 188 с.

16. Мелик-Пашаев, А. А. Искусство в образовании - путь «вперёд и вверх» / А. А. Ме-лик-Пашаев [Электронный ресурс] // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/iskusstvo-v-obrazovanii-put-vperyod-i-vverh (дата обращения: 02.06.2017).

17. Щербакова, А. И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта: монография [Текст] / А. И. Щербакова. -М. : Граф-Пресс, 2007. - 320 с.

18. Торопова, А. В. Проблема самоактуализации личности в контексте преподавания музыкальных дисциплин [Текст] / А. В. Торопова // Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпи-на. - М. : Академия, 2011. - С. 358-364.

19. Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Стратегия преодоления кризисов профессионального становления личности педагога [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Мир психоло-

гии. - 2002. - № 4. - C. 194-203.

20. Сыманюк, Э. Э., Тукачёв, Ю. А. Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления педагогического опыта [Текст] / Э. Э. Сыманюк, Ю. А. Тукачёв // Образование и наука. - 2005. - № 4 (34). -С. 96-105.

21. Ермолаева, Е. П. Теневые функции должностной роли в структуре профессионального маргинализма [Текст] / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. -2003. - № 3. - С. 56-65.

22. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. - 98 с.

23. Ноженкина, О. С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия [Текст] / О. С. Ноженкина // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. -C. 55-62.

24. Купер, К. Л., Дэйв, Ф. Дж., О'Драйс-колл, М. П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение [Текст] / К. Л. Купер, Ф. Дж. Дэйв, М. П. О'Драйсколл : пер. с англ. - Харьков : Гуманитарный центр, 2007. - 336 с.

25. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 640 с.

26. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

27. Ивахненко, А. А. Курсы повышения квалификации как средство преодоления профессиональной деквалификации педагога-музыканта [Текст] / А. А. Ивахнен-ко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 19. - С. 233-235.

REFERENCE

1. Rapatskaya L. A., Ivahnenko A. A. Profes-sional'naya dekvalifikatsiya uchitelya dets-koj muzykal'noj shkoly: prichiny i sledstvi-ya [Professional disqualification of the teacher of children's music school: causes and effects]. Teoriya i praktika obshchestvenno-go razvitiya. 2015, no. 8, pp. 220-224 (in Russian).

69

70

2. Teplov B. M. Psihologiya muzykal'nyh spo-sobnostej [Psychology of musical abilities]. Moscow; Leningrad: Akademiya peda-gogicheskih nauk RSFSR Publ., 1947. 336 p. (in Russian).

3. Platonov K. K. Problemy sposobnostej [Problems of abilities]. Moscow: Nauka Publ., 1972. 312 p. (in Russian).

4. Vygotskij L. S. Psihologiya iskusstva [Art psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 1987. 344 p. (in Russian).

5. Anan'ev B. G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya [On problems of modern knowledge about a man]. Moscow: Nauka Publ., 1977. 380 p. (in Russian).

6. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii [Basis of the general psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 2010. 713 p. (in Russian).

7. Leont'ev A. N. Soznanie. Lichnost' [Consciousness. Personality]. 2nd ed. Moscow: Politizdat Publ., 1977. 304 p. (in Russian).

8. Markova A. K. Psihologiya professionaliz-ma [Professionalism psychology]. Moscow: Publishing house of the International humanitarian Fund "Znanie", 1996. 312 p. (in Russian).

9. Starcheus M. S. Lichnost'muzykanta [Identity of the musician]. Moscow: MGK im. P. I. Chajkovskogo Publ., 2012. 848 p. (in Russian).

10. Bochkarev L. L. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti [Psychology of musical activity]. Moscow: Klassika-XXI Publ., 2008. 352 p. (in Russian).

11. Tsagarelli Yu. A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel 'skoj deyatel 'nosti [Psychology of musical and performing activity]. St. Petersburg: Kompozitor-Sankt-Peterburg Publ., 2008. 368 p. (in Russian).

12. Abdullin E. B. Teoriyaipraktikamuzykal'no-go obucheniya v obshcheobrazovatel'noj shkole [The theory and practice of musical training in the general education school]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1983. 112 p. (in Russian).

13. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskij i pedagogi-cheskij aspekty [Music education in Russia: historical and theoretical and pedagogical aspects]. Moscow: Ritm Publ., 2009. 408 p. (in Russian).

14. Rapatskaya L. A. Pravoslavnye istoki russ-koj hudozhestvennoj kul 'tury [Orthodox sources of the Russian art culture]. Moscow: RITS MGGU im. M. A. Sholohova Publ., 2013. 130 p. (in Russian).

15. Tsypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano [Training in playing a piano]. 2nd ed. Moscow: Yurajt Publ., 2016. 188 p. (in Russian).

16. Melik-Pashaev A. A. Iskusstvo v obrazova-nii - put' "vperyod i vverh" [Art in Education - the path "Onward and Upward"]. Vest-nik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2013, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/v/iskusstvo-v-obrazovanii-put-vperyod-i-vverh (accessed: 02 June 2017) (in Russian).

17. Shcherbakova A. I. Filosofiya muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya v podgotovke sovre-mennogo pedagoga-muzykanta [Philosophy of musical art and education in training of the modern teacher-musician]. Moscow: Graf-Press Publ., 2007. 320 p. (in Russian).

18. Toropova A. V. Problema samoaktualizatsii lichnosti v kontekste prepodavaniya mu-zykal'nyh distsiplin [A problem of self-updating of the personality in the context of teaching musical disciplines]. Muzykal'-naya psihologiya i psihologiya muzykal'nogo obrazovaniya: teoriya i praktika. Ed. G. M. Tsypin. Moscow: Akademiya Publ., 2011, pp. 358-364 (in Russian).

19. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Strategiya pre-odoleniya krizisov professional'nogo stanov-leniya lichnosti pedagoga [Strategy of overcoming crises of professional formation of the identity of the teacher]. Mir psiholo-gii. 2002, no. 4, pp. 194-203 (in Russian).

20. Symanyuk E. E., Tukachyov Yu. A. Destruk-tivnye izmeneniya komponentov peda-gogicheskoj deyatel'nosti v protsesse stanov-leniya pedagogicheskogo opyta [Destructive changes of components of pedagogical activity in the course of formation of pedagogical experience]. Obrazovanie i nauka. 2005, no. 4 (34), pp. 96-105 (in Russian).

21. Ermolaeva E. P. Tenevye funktsii dolzhnost-noj roli v strukture professional'nogo mar-ginalizma [Shadow functions of an official role in structure of a professional margina-

lization]. Psihologicheskij zhurnal. 2003, no. 3, pp. 56-65 (in Russian).

22. Kuz'mina N. V. Formirovanie pedagogi-cheskih sposobnostej [Formation of pedagogical abilities]. Leningrad: LGU Publ., 1961. 98 p. (in Russian).

23. Nozhenkina O. S. Professional'naya defor-matsiya uchitelya i pedagogicheskaya reflek-siya [Professional deformation of the teacher and pedagogical reflection]. Voprosy psi-hologii. 2009, no. 2, pp. 55-62 (in Russian).

24. Cooper C. L., Dewe F. J., O'Driscoll M. P. Organizatsionnyj stress. Teorii, issledovani-ya i prakticheskoe primenenie [Organizational Stress: A Review and Critique of Theory, Research and Applications, 2001]. Transl. from English. Har'kov: Gumanitar-nyj tsentr Publ., 2007. 336 p. (in Russian).

25. Il'in E. P. Psihologiya dlyapedagogov [Psychology for teachers]. St. Petersburg: Piter Publ., 2012. 640 p. (in Russian).

26. Vodop'yanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilak-tika [Burnout syndrome: diagnostics and prophylaxis]. 2nd ed. St. Petersburg: Piter Publ., 2008. 336 p. (in Russian).

27. Ivahnenko A. A. Kursy povysheniya kvalifi-katsii kak sredstvo preodoleniya professio-nal'noj dekvalifikatsii pedagoga-muzykanta [Advanced training courses as means of overcoming professional disqualification of the teacher-musician]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2015, no. 19, pp. 233-235 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 13.06.2017. The article was received on 13.06.2017.

Ивахненко Александр Анатольевич, преподаватель фортепиано e-mail: [email protected]

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Пушкинская детская музыкальная школа № 1» Пушкинского муниципального района Московской области, филиал в городском поселении Лесной, . Московский проспект, 2-а, г. Пушкино, Московская область, Российская Федерация, '' 141207

Alexander A. Ivakhnenko, Piano Teacher e-mail: [email protected]

Branch of the Pushkino Children's Music School no. 1 of the Pushkino Municipal District of Moscow Region in the urban settlement Lesnoy, Moscow Avenue,, 2-а, Pushkino, Moscow region, Russian Federation, 141207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.