А.А. Ивахненко
Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: социально-педагогические аспекты
Автором излагаются основные социально-педагогические причины профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы. Кроме этого, приводятся основные конфликтологические причины развития негативных профессиональных стереотипов.
Ключевые слова: профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы, межпедагогические конфликты, социально-педагогическая среда, конфликтологические причины.
Проблема профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы стала особенно актуальной в течение последних 10-15 лет. Это произошло на фоне непрерывного реформирования российской системы образования, внедрения новых образовательных технологий и снижения качества обучения и образования в целом. Следует отметить, что данная проблема в отечественной науке целиком не изучалась, при этом с начала 1960-х гг. ее отдельным аспектам были посвящены различные психолого-педагогические исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. В связанных с данной проблемой работах изучались пути развития профессиональных качеств преподавателя, феномен эмоционально-психологического «выгорания» педагогов. Необходимо отметить работы К.К. Платонова, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.А. Сухомлинского, а также А.К. Марковой, О.Б. Поляковой, Б.А. Сосновского, А.А. Мелик-Пашаева, Е.П. Ильина, Э.Э. Сыманюк, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, а также зарубежных исследователей К. Маслач, С. Джексон и других. Вопросам становления профессиональной личности педагога-музыканта посвящены работы Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина, Л.Г. Арчажниковой, И.Н. Немыкиной, М.С. Старчеус, Д.К. Кирнарской и других.
Основными причинами профессиональной деквалификации учителей детской музыкальной школы являются негативное влияние социально-педагогической среды и эмоционально-психологическое «выгорание» учителя музыки. Следует отметить, что именно оно играет непосредственную роль в закреплении негативных стереотипов
профессиональной деквалификации в личности учителя детской музы-11 кальной школы.
| § Основными составляющими негативного влияния социально-педагоги-к ™ чески среды являются:
о| - отсутствие творческого самообразования и повышения собственной ^ квалификации учителем детской музыкальной школы;
° - пассивное участие учителя в творческом развитии личности ученика;
- межпедагогические конфликты;
- конфликты между родителями ученика (учеников) детской музыкальной школы и учителями;
- материальная малообеспеченность детских музыкальных школ, отсутствие необходимого оборудования (в том числе для интерактивного обучения), современных инструментов, нотной и музыкально-учебной литературы;
- материальная необеспеченность учителя детской музыкальной школы. Отсутствие творческого самообразования и повышения собственной квалификации учителем детской музыкальной школы происходит вследствие отсутствия активной трудовой деятельности на рабочем месте, применения исключительно авторитарных методов обучения и непродуманной организации процесса обучения детей со стороны руководства. Неприменение технологий проблемного и развивающего обучения также способствует формированию чувства монотонии у учителя детской музыкальной школы. Это, в свою очередь, приводит к потере интереса к профессиональной деятельности. В дальнейшем учитель перестает осознавать необходимость в самообразовании и повышении квалификации.
Пассивное участие учителя в творческом развитии личности ученика формируется как из-за труднообучаемости последнего, так и вследствие отсутствия у учителя эмпатии и индивидуальных нравственно-психологических качеств для этого. Стоит отметить, что важную роль играет наличие стрессового фактора, а также таких субъективных факторов, как, например, совмещение учителем работы в детской музыкальной школе с иной трудовой деятельностью.
Межпедагогические конфликты - одна из важнейших причин профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы. В результате межпедагогического конфликта у учителя появляется ощущение напряженности, эмоционального истощения, подавленности, формируются конфликтные поведенческие стереотипы, ученик лишается должного внимания. Особо опасным может быть «срывание зла» на ученике, что дискредитирует учителя детской музыкальной школы как
воспитателя, лишает возможности творчески работать с ним и противо- к речит принципам гуманитарного образования. | о
Конфликты между родителями ученика (учеников) и учителем детской | § музыкальной школы, как и межпедагогические конфликты, являются с ЕЕ одной из важнейших составляющих профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы. Данные конфликты можно разделить на 2 группы. К первой группе следует отнести конфликты, причиной которых становятся непродуманные и агрессивные действия педагога по отношению к ученику или его родителям, а ко второй - непродуманные действия и требования родителей относительно обучения их ребенка. Конфликты первой группы являются проявлением психологической некомпетентности учителя и отсутствия концентрации внимания на профессиональной деятельности и ее совершенствовании. Конфликты второй группы создают стрессовую ситуацию и являются причиной возникновения синдрома «выгорания». При этом страдает внутренняя творческая мотивация педагога, что заставляет его задуматься о пропорциональности затрачиваемых усилий при работе с учеником и психологической отдаче ученика и благодарности родителей.
Материальная малообеспеченность детских музыкальных школ, отсутствие необходимого оборудования (в том числе для интерактивного обучения), современных музыкальных инструментов, нотной и музыкально-учебной литературы является еще одним источником стресса для учителя детской музыкальной школы, в результате которого снижается возможность выработки мотивационных, исполнительских и теоретических навыков у учеников. При материальной необеспеченности детской музыкальной школы учитель вынужден тратить заметно большее количество времени и собственных усилий на изучение учебной программы с учеником (особенно это отражается на качестве исполнительской подготовки в классе фортепиано). Это тормозит музыкальное развитие ученика в целом и мешает развитию интереса к музыке, особенно в младших классах.
Материальная малообеспеченность учителя детской музыкальной школы за последние 20 лет стала одним из важнейших препятствий для профессионального развития учителей в России. Данная причина вызывает вынужденное смещение жизненных приоритетов учителя с творческого и профессионального развития в сторону обеспечения достойного существования. При этом у педагога формируется формальное отношение к своей работе, исчезает способность к эмпатии, снижается количество времени на педагогическую рефлексию, необходимую для формирования индивидуального отношения к каждому ребенку. Учитель начинает
к рассматривать ученика только как «обязанность» или инструмент обо-11 гащения, что проявляется в требовании платы с родителей ученика за | § дополнительные уроки и «вызубривание» учебной программы детской к ™ музыкальной школы.
о | Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы тесно связана с деградацией ценностных установок учителя, что ° вызывает, помимо вышеописанного, снижение трудовой дисциплины, регулярные опоздания на работу, а также пассивное участие в подготовке учеников к концертам, конкурсам и иным мероприятиям, которые мотивируют развитие музыкальных способностей, культуры учащихся и повышают их интерес к музыке. Такие учителя своим отношением к предмету являют собой негативный пример отношения к учебным (трудовым) обязанностям для учеников, которые вольно или невольно начинают подражать педагогу и учатся такому же отношению к учебе. Затем это вызывает у самих педагогов чувства раздражения и профессиональной беспомощности при работе с учениками.
Вследствие негативного влияния социально-педагогической среды и эмоционально-психологического «выгорания» учитель детской музыкальной школы теряет личную заинтересованность в успехе обучения своих учеников, необходимые компетенции, возможность создания оригинальных форм подачи учебной информации, способность конструировать проблемные и игровые ситуации в рамках программ по изучению той или иной дисциплины, а также желание разрабатывать актуальные и инновационные методики музыкального обучения и воспитания. Дальнейшее исследование будет посвящено способам уменьшения влияния данных негативных факторов на деятельность учителя детской музыкальной школы.
Библиографический список
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб., 2008.
2. Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 3. С. 90-98.
3. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач. М., 2005.
4. Vinken H. New Life Course Dynamic? Career orientations, work values and future perceptions of dutch youth // Young. 2007. Vol. 15 (1). P. 9-30.