УДК 159.944
Пшеницына Марина Борисовна
магистр психологии
Голубев Валерий Вячеславович
кандидат психологических наук, доцент
Костромской государственный университет [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ (на примере сравнения учителей и воспитателей районного и областного центров)
В статье актуализируется проблема профессионального выгорания работников педагогической отрасли. Изучались особенности профессионального выгорания личности в сравнении учителей и воспитателей районного и областного центров. Рассмотрены личностные характеристики как факторы, влияющие на развитие симптома профессионального выгорания. Доказано, что стаж педагога и возраст влияют на развитие профессионального выгорания. Выявлено, что оперативность мышления не только теснейшим образом связана с возрастом и стажем педагога, но и формируется на их основе. Авторы приходят к выводу, что к профессиональному выгоранию педагога приводит личностная отстраненность, о которой свидетельствуют напряженность, эмоциональная неустойчивость личности, дефицит эмпатийности, преобладание формальности во взаимодействия.
Ключевые слова: педагоги районных и областных центров, профессиональное выгорание, трудовая деятельность, условия, факторы, личностные особенности, стаж, возраст.
Сегодня Россия находится на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни. Практически все школы и детские сады страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время нельзя быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического профессионализма. Происходит процесс реформирования школьных и дошкольных образовательных учреждений, который состоит в радикальных изменениях, позволяющих обучающимся адаптироваться к обстоятельствам стремительно меняющегося общества, творчески реализовывать себя как в жизни, так и в будущей профессии. Основная направленность школьного и дошкольного образования - вывести на первый план вопросы формирования и развития личности учащихся, раскрытия их внутреннего потенциала.
Но какие бы перемены не проходили в системе образования, в итоге, все они замыкаются на определенном исполнителе - педагоге. Педагог - это основная фигура для реализации всех нововведений на практике. Он должен быть готов к работе в новых условиях. Подготовка это не только овладение новым содержанием и новыми методами в работе, но и осознание своего нового места в учебном процессе.
В образовании с каждым годом не только растет учебная нагрузка, но вместе с этим увеличивается и нервно-психическое напряжение, возрастает показатель переутомления педагогов. Подобная обстановка приводит к профессиональному выгоранию личности педагога.
Несмотря на большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, что требует более глубокого изучения с целью
обеспечения необходимой коррекции негативных личностных новообразований.
Последнее десятилетие ознаменовалось повышением интереса к проблеме выгорания со стороны отечественной психологической науки (В .В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.Г. Изотова, Э.Ф. Зеер, Е.В. Орел, А.А. Рукавишников, М.М. Скугарев-ская, и др.).
В основе нашей работы наиболее близкие нам позиции таких авторов, как Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. Они считают, что проблема снижения эффективности профессиональной деятельности педагогов должна рассматриваться в связи с психическими и эмоциональными перегрузками трудовой деятельности [3].
С. А. Володина, Н.А. Загуменных, Г.С. Корытова связывают труд педагога с высоким напряжением и действием постоянных экстремальных факторов. В своих исследованиях они подчеркивают, что от преподавателя требуются постоянная собранность, быстрая реакция, он должен владеть множественными приемами воздействия на ученика.
Э. Э. Сыманюк и А. А. Печеркина считают, что на процесс профессионального выгорания влияют такие факторы, как повышенная продолжительность рабочего дня, острый дефицит времени, высокая нервно-психологическая напряженность деятельности, сформировавшиеся напряженные отношения в коллективе, восприятие и переработка многочисленной информации, высокий уровень ответственности [11].
Выборка нашего исследования состояла из педагогов районного центра г. Чухлома: N = 55 из них 26 воспитателей и 29 учителей и педагогов областного центра г. Кострома: N = 66, 32 воспитателя и 34 учителя. Возраст педагогов составлял от 22 до 55 лет и стаж работы - от 1 года до 33 лет.
© Пшеницына М.Б., Голубев В.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
103
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (Методика многофакторный опросник Кэттелла) Вариант 16 РЕ, форма А (187 вопросов).
2. Методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание», разработанная на основе трех-факторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптированная Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.
На основании предложенных критериев методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» мы смогли оценить степень выраженности профессионального выгорания в группах респондентов.
Можно отметить большую выраженность показателя редукции достижений у всех групп респондентов. У учителей и воспитателей прослеживается тенденция к отрицательному оцениванию себя, равнодушному отношению к людям.
По результатам личностного опросника у педагогов была выявлена повышенная тревожность, связанная со стажем работы. С увеличением стажа профессиональной деятельности ухудшается эмоциональное состояние педагога, что приводит к закреплению таких отрицательных личностных качеств, как тревожность, подозрительность, напряженность, раздражительность, пессимизм. Все эти качества свидетельствуют о наличии признаков явного профессионального выгорания.
При сравнении учителей и воспитателей г. Чух-ломы были получены значимые различия по шкалам: эмоционального истощения (и=211,5 при р=0,005); тревожности (и=234,5 при р=0,01); напряженности (и=237 при р=0,02).
Сравнивая учителей г. Чухломы и г. Костромы, мы выявили значимые различия по шкалам: эмоционального истощения (и=248,5 при р=0,03), деперсонализации (и=233 при р=0,01), подчиненности (и=195 при р=0,002); дипломатичности (и=244 при р=0,02); тревожности (и=250,5 при р=0,03); консерватизма (и=224,5 при р=0,009).
Чухломские учителя более тревожны, чем воспитатели того же населенного пункта и более тревожны, чем костромские учителя. Труд учителя более конкретный, он оценивается каждую четверть по результатам знаний учащихся; в детских садах воспитатели выполняют годовую программу. Тревога педагога прослеживается на ЕГЭ, ведь педагог должен помочь снизить напряжение и тревожность учеников и обеспечить подходящие условия для сдачи. Кроме того, над учителем стоит администрация, которая предъявляет свои повышенные требования к успеваемости учащихся. У чухломских педагогов состояние тревожности повышается с угрозой потерять свой статус. Педагог в маленьком городе это не просто человек, а человек, которому доверяют. При любой стрессовой ситуации педагог должен сохранить свое имя, все
это сопровождается напряжением, беспокойством, озабоченностью и нервозностью.
У костромских учителей более выражено такое качество, как подчиненность. Они больше тревожатся о своих ошибках, им свойственна повышенная тактичность по отношению к администрации и родителям учащихся во избежание конфликтных ситуаций. Школа обязана выстроить свои отношения с учениками и их родителями таким образом, чтобы избежать даже малейшего повода для жалоб. Если конфликт все же произошел, учитель не может выйти из него без потерь, даже если он прав.
В группе учителей выявлена зависимость редукции достижений от общительности. У педагогов повышается раздражительность, происходящие вокруг него события вызывают слабый эмоциональный отклик, все это проявляется в личностной отстраненности и чувстве бесполезности, снижении энтузиазма по отношению к работе, безразличии к результатам своей деятельности. Чем больше проявляются симптомы редукции личностных достижений у педагога, тем более равнодушное и негативное у него отношение к окружающим. Все эти личностно-поведенческие изменения свидетельствуют о наличии профессионального выгорания в группе педагогов как районного, так и областного центров.
Самую слабую выраженность из представленных шкал имеет шкала деперсонализации - деформации отношений с окружающими. Больше всех она выражена у учителей г. Костромы. Им свойственна эмоциональная сухость в отношениях. Педагог почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности - начинает работать как бездушный автомат. У педагогов выражена личностная отстраненность, об этом говорят такие личные качества, как напряженность и эмоциональная неустойчивость. Наблюдается дефицит эмпатии, общение приобретает форму формального взаимодействия, что приводит к профессиональному выгоранию.
В группе учителей Чухломы выявлена зависимость деперсонализации от оперативности мышления. Оперативность мышления не только теснейшим образом связана с возрастом и стажем педагога, но и формируется на их основе. Чем старше и опытнее педагог, тем выше продуктивность мыслительных операций, тем лучше он решает новые, неожиданные задачи. У педагога должна быть постоянная потребность в обновлении и обогащении своих знаний. Таким образом, у него развиваются такие личностные качества, как оперативность, сообразительность, высокий уровень общей культуры, абстрактное мышление. Чем выше у педагогов оперативность мышления, тем меньше развивается фаза деперсонализации. По результатам личностного опросника можно сказать, что оперативность мышления педагогов находится на высоком уровне,
104
Вестник КГУ ^ 2019
а фаза деперсонализации - на низком, поэтому как показатель профессионального выгорания он считается не сформированным. Однако стоит заметить, что обесценивание личности учащегося более характерно для учителей областного центра.
Чухломские педагоги менее удовлетворены своей профессией, чем костромские. Они также менее удовлетворены своим материальным положением. В Костроме есть возможность дополнительного заработка - это репетиторство и наличие второй работы.
Шкала эмоционального истощения выражена у всех респондентов на среднем уровне, однако, данный показатель больше выражен у учителей, чем у воспитателей. Стоит заметить, что эмоционально больше истощены педагоги областного центра. Несмотря на то, что у них высокий уровень самоконтроля, их эмоциональное состояние не устойчивое. Внешне они сдерживают эмоции, что повышает внутреннее напряжение и негативно сказывается на здоровье. Низкий уровень эмоциональной устойчивости педагогов приводит к тому, что большинство из респондентов страдают от стрессовых ситуаций. Все это свидетельствует о наличии профессионального выгорания.
Учителя районного центра чувствуют себя хуже в эмоциональном плане, они более утомлены своей работой, чем воспитатели того же населенного пункта. При сравнении учителей г. Чухломы и г. Костромы, были выявлены значимые различия по шкале эмоционального истощения. Чухломские учителя ощущают себя менее уставшими и истощенными в эмоциональном плане, чем их коллеги из г. Костромы. Можно сказать, что у педагогов районного центра состояния эмоционального опустошения или отчаяния не приводят к сильным разочарованиям в работе или себе. Педагоги областного центра неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Со стороны такое поведение педагога можно квалифицировать, как эмоциональную черствость, неучтивость и равнодушие.
Сравнение воспитателей г. Чухломы и г. Костромы показало значимые различия по шкале эмоционального истощения. Костромские воспитатели больше эмоционально истощены, чем чухломские. Жизнь в районном центре более размеренная, чем в областном. Воспитатели г. Чухломы имеют большую возможность знать и учитывать в воспитании детей семейные условия, интересы воспитанников. Численность населения г. Чухломы значительно меньше г. Костромы, группы в дошкольных образовательных учреждениях г. Чухломы не переполнены, преобладает атмосфера доброжелательности и комфорта. В районном центре отсутствует недостаток воспитателей, они очень редко работают в две смены.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
У всех педагогов прослеживается тенденция к отрицательному оцениванию себя, равнодушному, негативному отношению к окружающим людям, ограничению своих возможностей и снятию с себя ответственности.
Учителя областного центра более подвержены профессиональному выгоранию, чем коллеги из районного города. У них снижен эмоциональный тонус, повышена психическая истощаемость, происходит утрата интереса и позитивных чувств к окружающим.
У учителей и воспитателей выявлена высокая выраженность личностных показателей: оперативности мышления, тревожности, самоконтроля и подозрительности. Несмотря на то, что у педагогов высокий уровень самоконтроля, их эмоциональное состояние не устойчивое.
В ходе исследования было установлено, что стаж и возраст влияют на профессиональное выгорание педагога. С увеличением стажа работы у педагогов усиливаются такие особенности, как тревожность и эмоциональная напряженность.
Библиографический список
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2004. - 105 с.
2. Водопьянова Н.Е., Наумова Т.С. Интра-субъектные факторы устойчивости к профессиональному выгоранию молодых специалистов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. -№ 1 (45). - С. 148-158.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
4. Володина Т.В. Особенности профессиональных деструкций у педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2010. - № 1 (1). - С. 54-58.
5. Загуменных Н.А. Психологическая поддержка педагога при проявлении синдрома эмоционального выгорания // Сборник конференций НИЦ Со-циосфера. - 2014. - № 42. - С. 163-169.
6. Зеер Э.Ф., Мешкова И.В. Детерминация развития личности в профессионально-образовательном пространстве // Образование и наука. - 2012. -№ 9. - С. 78-90.
7. Корытова Г.С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1 (142). - С. 13-20.
8. Орёл В.Е. К проблеме соотношения основных этапов профессионального становления личности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 4. - С. 34-36.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
105
9. Рукавишников А.А. Определение психического выгорания // Фетискин Н.П., В.В. Козлов, Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 357-360.
10. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. -№ 7. - С. 3-9.
11. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. - 2010. - № 9. - С. 265-269.
References
1. Bojko VV Sindrom «ehmocional'nogo vygoraniya» v professionalem obshchenii. - SPb.: Piter, 2004. - 105 s.
2. Vodop'yanova N.E., Naumova T.S. Intrasub"ektnye faktory ustojchivosti k professional'nomu vygoraniyu molodyh specialistov // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2015. - № 1 (45). -S. 148-158.
3. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. - SPb.: Piter, 2008. - 336 s.
4. Volodina T.V. Osobennosti professional'nyh destrukcij u pedagogov // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 1 (1). -S. 54-58.
5. Zagumennyh N.A. Psihologicheskaya podderzhka pedagoga pri proyavlenii sindroma ehmocional'nogo vygoraniya // Sbornik konferencij NIC Sociosfera. - 2014. - № 42. - S. 163-169.
6. Zeer EH.F., Meshkova I.V. Determinaciya razvitiya lichnosti v professional'no-obrazovatel'nom prostranstve // Obrazovanie i nauka. - 2012. - № 9. -S. 78-90.
7. Korytova G.S. Professional'naya deformaciya lichnosti v pedagogicheskoj deyatel'nosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - № 1 (142). - S. 13-20.
8. Oryol VE. K probleme sootnosheniya osnovnyh ehtapov professional'nogo stanovleniya lichnosti // Vestnik YAroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya: Gumanitarnye nauki. -2007. - № 4. - S. 34-36.
9. Rukavishnikov A.A. Opredelenie psihicheskogo vygoraniya // Fetiskin N.P., V.V Kozlov, Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. - M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. - S. 357-360.
10. Skugarevskaya M.M. Sindrom ehmocional'nogo vygoraniya // Medicinskie novosti. - 2002. - № 7. -S. 3-9.
11. Symanyuk EH.EH., Pecherkina A.A. Protivodejstvie professionalem deformaciyam // Narodnoe obrazovanie. - 2010. - № 9. - S. 265-269.
106
Вестник КГУ 2019