Научная статья на тему 'Профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования'

Профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
667
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПЕДАГОГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL BURNOUT / PSYCHOEMOTIONAL EXHAUSTION / DEPERSONALISATION / REDUCTION OF PERSONAL ACHIEVEMENTS / PEDAGOGUE / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Первитская Алёна Михайловна

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии половой принадлежности, стажа работы и возраста на компоненты психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования, а также вопрос взаимосвязи компонентов. Данные получены при помощи методик А.А. Руковишникова «Определение психического выгорания», К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания». Показано, что стаж работы оказывает влияние на ощущение профессиональной успешности, возраст на профессиональную мотивацию, половая принадлежность влияние на компоненты психического и профессионального выгорания не оказывает. Выявлено, что у педагогов в независимости от пола ярко выражена профессиональная мотивация, редукция личных достижений и индекс психического выгорания. Обсуждается специфика связи компонентов психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Первитская Алёна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional burning out of additional education pedagogues

In this article the question of influence of sex, length of service and age on components of mental and professional burning out of additional education pedagogues and also a question of interrelation of components is considered. Data are obtained by means of Aleksey Rukavishnikov's techniques "Definition of mental burning out", Christina Maslach & Susan E. Jackson in Nataliya Vodop'yanova's adaptation "Diagnostics of professional burning out". It is shown that length of service exerts impact on feeling of professional success, age on professional motivation, the sex doesn't render influence on components of mental and professional burning out. It is revealed that at pedagogues in independence of a floor the professional motivation, a reduction of personal achievements and the index of mental burning out is brightly expressed. The specifics of communication of components of mental and professional burning out of additional education pedagogues are discussed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования»

УДК 159.99

Первитская Алёна Михайловна

кандидат психологических наук, доцент Курганский государственный университет alenka3@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии половой принадлежности, стажа работы и возраста на компоненты психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования, а также вопрос взаимосвязи компонентов. Данные получены при помощи методик А.А. Руковишникова «Определение психического выгорания», К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания». Показано, что стаж работы оказывает влияние на ощущение профессиональной успешности, возраст на профессиональную мотивацию, половая принадлежность влияние на компоненты психического и профессионального выгорания не оказывает. Выявлено, что у педагогов в независимости от пола ярко выражена профессиональная мотивация, редукция личных достижений и индекс психического выгорания. Обсуждается специфика связи компонентов психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, психоэмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, педагог, дополнительное образование.

Актуальность выбранной проблематики исследования обусловлена частым возникновением у педагогов дополнительного образования проблемы профессионального выгорания, серьезными последствиями которого являются личностный дискомфорт у специалистов и существенное снижение эффективности труда. Одна из основных причин этих явлений - стрессы, возникающие в процессе работы, требующие больших эмоциональных затрат. Отсюда появляется чувство тревоги, усталости, эмоционального истощения и снижение стрессоустойчивости и работоспособности. В данной проблеме ключевое значение имеет изучение явления профессионального выгорания, оказывающего отрицательные последствия на здоровье и результативность труда работников социальной сферы; синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению психоэмоциональных и личностных ресурсов человека. Основной причиной профессионального выгорания является эмоционально напряженная работа [5]. Также важно учитывать факт существования профессий и ситуаций в процессе труда, которые, в большей степени сопровождаются стрессом, а, следовательно, и высокой вероятностью выгорания. К числу таких профессий относится и профессия педагога [2].

Характеристика выборки исследования. Исследование проводилось в МБОУДО Д(П)Ц «Луч-П» города Кургана. Объём выборки 50 человек: 11 педагогов со стажем работы до 3-х лет, 14 педагогов со стажем от 4-х до 10-ти лет и 25 педагогов со стажем работы более 10-ти лет (границы стажа предоставлены ИМЦ г. Кургана); 21 педагог в возрасте 1835 лет, 27 человек в возрастной группе 35-60 лет, и 2 испытуемых старше 60 лет (теория психосоциального развития Эрика Эриксона); 44 женщины и 6 мужчин. Данная выборка репрезентативна генеральной совокупности в процентном соотношении по всем выделенным параметрам.

Цель исследования: изучить феномен профессионального выгорания педагогов дополнительного образования.

Гипотеза исследования: профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования зависит от стажа работы, возраста и пола; имеется специфика взаимосвязи компонентов психического и профессионального выгорания.

Для исследования уровня профессионального выгорания использовались методики: А.А. Руко-вишникова «Определение психического выгорания», К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания».

Зависимость компонентов профессионального выгорания педагогов дополнительного образования от стажа работы. Рассмотрим компоненты профессионального выгорания в зависимости от стажа работы, анализируя показатели испытуемых по методикам при помощи дисперсионного анализа. Полученные данные позволяют говорить о влиянии стажа работы на ощущение профессиональной успешности (р<0,05). Педагоги со стажем до 3-х лет испытывают меньшую профессиональную успешность (высокие баллы по шкале означают редукцию личных достижений). В начале трудовой деятельности молодой специалист неизбежно осознает недостаточность своих знаний, умений и навыков по отношению к требованиям действительности. (32,4±2,28; 8=7,55). На остальные компоненты профессионального выгорания стаж работы влияние не оказал (р>0,05). Результаты представлены на рисунке 1.

Зависимость компонентов профессионального выгорания педагогов дополнительного образования от возраста. Рассмотрим компоненты профессионального выгорания в зависимости от возраста педагогов, анализируя показатели испытуемых по методикам при помощи дисперсионного анализа. Полученные данные позволяют говорить о влиянии возраста на профессиональную мотива-

© Первитская А.М., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

87

35 30 25 20 15 10 5 0

□ от 3-х до 10-ти лет

□ более 10-ти лет

32,4

22-21-222-

9,5

.да_86-

28,8

26,5

эмоциональное истощение деперсонализация/цинизм редукция личных достижений

р<005 □ до 3-х лет

Рис. 1. Компоненты профессионального выгорания по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания» в зависимости от стажа работы

120 100 80 60 40 20 0

104,1

33,6 36,4

15

27,6 28,8

17

43,9

35,4

^42,5-

100,7

74,5

психоэмоциональное истощение

личностное отдаление

профессиональная мотивация р<0.05

индекс

психического

выгорания

□ 18-35 лет

□ 36-60 лет

□ старше 60

Рис. 2. Компоненты психического выгорания по методике А. А. Руковишникова «Определение психического выгорания» в зависимости от возраста

цию (р<0,05). Наиболее высок данный компонент в возрасте от 18 до 35 лет (43,9±2,29; 8=10,5) и после 60 лет (42,5±0,5; 8=0,7). В данные возрастные периоды повышен уровень профессиональной мотивации по отношению к работе. В возрасте от 36 до 60 лет профессиональная мотивация снижена (35,4±2,04; 8=10,59). Состояние мотивацион-ной сферы оценивается такими показателями, как результативность профессиональной деятельности, заинтересованность в работе, положительная оценка своей профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людбми. На остальные компоненты профессионального выгорания возраст педагогов влияние не оказывает (р>0,05). Результаты представлены на рисунке 2.

Зависимость компонентов профессионального выгорания педагогов дополнительного образования от пола. Рассмотрим компоненты профессионального выгорания в зависимости от пола

педагогов, анализируя показатели испытуемых по методикам при помощи и-критерия Манна-Уитни. Полученные данные позволяют говорить об отсутствии влияния половой принадлежности на компоненты профессионального выгорания (р>0,05). У мужчин и женщин - педагогов дополнительного образования ярко представлены «Профессиональная мотивация» (38,86±1,69; 8=11,3), «Индекс психического выгорания» (101,32±3,59; 8=23,86), также значительно выражена «Редукция личных достижений» (28,57±1,01; 8=6,71). Результаты представлены на рисунках 3 и 4.

Итак, профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования зависит от стажа работы, возраста и пола. Половая принадлежность не оказывает влияния на компоненты профессионального выгорания, стаж работы влияет на ощущение профессиональной успешности, возраст на профессиональную мотивацию.

120 -100 -80 -60 -40 -20 -0 -

Рис. 3. Компоненты психического выгорания по методике А. А. Руковишникова «Определение психического выгорания» в зависимости от пола

35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -

эмоциональное истощение деперсонализация/цинизм редукция личных достижений

□ женщины

□ мужчины

Рис. 4. Компоненты профессионального выгорания по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания» в зависимости от пола

Таблица 1

Значимые корреляционные связи между компонентами психического и профессионального выгорания

п = 50 р < 5% г > 0,28; р < 1% г > 0,37; р <0,1% г > 0,44

Психоэмоциональное истощение Личностное отдаление Профессиональная мотивация Индекс психического выгорания

Эмоциональное истощения 0 59*** 0,38** -0 45*** 0,35*

Деперсонализация/ цинизм 0 44*** 0,35* 0,46***

Редукция личных достижений _0 47*** 0 71***

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

101,32 99,83

ПА сс 38,86 34,66 32 66 42,5

28,34 24,66

психоэмоциональное истощение

личностное профессиональная индекс

отдаление мотивация психического

выгорания

□ женщины

□ мужчины

28,57 32

8,61 8,66

т

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

89

Анализ взаимосвязи компонентов психического и профессионального выгорания. При помощи корреляционного анализа было осуществлено сопоставление компонентов психического и профессионального выгорания по методикам А.А. Ру-ковишникова «Определение психического выгорания», К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания». Результаты представлены в таблице 1.

Анализируя данные корреляционного анализа, представленные в таблице 1 можно сделать следующие выводы: при повышении уровня психоэмоционального истощения соответственно возрастает эмоциональное истощение, повышается деперсонализация, а ощущение профессиональной успешности идет вниз. При повышении личностного отдаления эмоциональное истощение и деперсонализация также возрастают. Высокие показатели профессиональной мотивации препятствуют эмоциональному истощению, но способствуют ощущению профессиональной успешности. Индекс психического выгорания положительно связан с эмоциональным истощением и деперсонализацией.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о специфике взаимосвязей компонентов психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования. Гипотеза исследования частично подтверждена: профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования зависит от стажа работы, возраста, половая принадлежность влияние не оказывает; имеется специфика взаимосвязи компонентов психического и профессионального выгорания.

Библиографический список

1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

3. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН », 2005. - 330 с.

4. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Маслач К. Справочник по управлению персоналом [Электоронный ресурс]. - Режим доступа: www.hrland.com/pages/professional_noe_ vygoranie_kak (дата обращения: 12.04.2018).

5. Чернисс К. Осторожно: высокое напряжение // Отдел кадров. - 2006. - № 3. - С. 129-133.

References

1. Bojko V.V. Sindrom «ehmocional'nogo vygoraniya» v professional'nom obshchenii. - SPb.: Piter, 1999. - 105 s.

2. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika. - SPb.: Piter, 2008. - 336 s.

3. Orel V.E. Sindrom psihicheskogo vygoraniya lichnosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. - 330 s.

4. Professional'noe vygoranie: kak lyudi spravlyayutsya // Maslach K. Spravochnik po upravleniyu personalom [EHlektoronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: www.hrland.com/pages/ professional_noe_vygoranie_kak (data obrashcheniya: 12.04.2018).

5. CHerniss K. Ostorozhno: vysokoe napryazhenie // Otdel kadrov. - 2006. - № 3. - S. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.