УДК 159.99
Первитская Алёна Михайловна
кандидат психологических наук, доцент Курганский государственный университет [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается вопрос о влиянии половой принадлежности, стажа работы и возраста на компоненты психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования, а также вопрос взаимосвязи компонентов. Данные получены при помощи методик А.А. Руковишникова «Определение психического выгорания», К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания». Показано, что стаж работы оказывает влияние на ощущение профессиональной успешности, возраст на профессиональную мотивацию, половая принадлежность влияние на компоненты психического и профессионального выгорания не оказывает. Выявлено, что у педагогов в независимости от пола ярко выражена профессиональная мотивация, редукция личных достижений и индекс психического выгорания. Обсуждается специфика связи компонентов психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, психоэмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, педагог, дополнительное образование.
Актуальность выбранной проблематики исследования обусловлена частым возникновением у педагогов дополнительного образования проблемы профессионального выгорания, серьезными последствиями которого являются личностный дискомфорт у специалистов и существенное снижение эффективности труда. Одна из основных причин этих явлений - стрессы, возникающие в процессе работы, требующие больших эмоциональных затрат. Отсюда появляется чувство тревоги, усталости, эмоционального истощения и снижение стрессоустойчивости и работоспособности. В данной проблеме ключевое значение имеет изучение явления профессионального выгорания, оказывающего отрицательные последствия на здоровье и результативность труда работников социальной сферы; синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению психоэмоциональных и личностных ресурсов человека. Основной причиной профессионального выгорания является эмоционально напряженная работа [5]. Также важно учитывать факт существования профессий и ситуаций в процессе труда, которые, в большей степени сопровождаются стрессом, а, следовательно, и высокой вероятностью выгорания. К числу таких профессий относится и профессия педагога [2].
Характеристика выборки исследования. Исследование проводилось в МБОУДО Д(П)Ц «Луч-П» города Кургана. Объём выборки 50 человек: 11 педагогов со стажем работы до 3-х лет, 14 педагогов со стажем от 4-х до 10-ти лет и 25 педагогов со стажем работы более 10-ти лет (границы стажа предоставлены ИМЦ г. Кургана); 21 педагог в возрасте 1835 лет, 27 человек в возрастной группе 35-60 лет, и 2 испытуемых старше 60 лет (теория психосоциального развития Эрика Эриксона); 44 женщины и 6 мужчин. Данная выборка репрезентативна генеральной совокупности в процентном соотношении по всем выделенным параметрам.
Цель исследования: изучить феномен профессионального выгорания педагогов дополнительного образования.
Гипотеза исследования: профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования зависит от стажа работы, возраста и пола; имеется специфика взаимосвязи компонентов психического и профессионального выгорания.
Для исследования уровня профессионального выгорания использовались методики: А.А. Руко-вишникова «Определение психического выгорания», К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания».
Зависимость компонентов профессионального выгорания педагогов дополнительного образования от стажа работы. Рассмотрим компоненты профессионального выгорания в зависимости от стажа работы, анализируя показатели испытуемых по методикам при помощи дисперсионного анализа. Полученные данные позволяют говорить о влиянии стажа работы на ощущение профессиональной успешности (р<0,05). Педагоги со стажем до 3-х лет испытывают меньшую профессиональную успешность (высокие баллы по шкале означают редукцию личных достижений). В начале трудовой деятельности молодой специалист неизбежно осознает недостаточность своих знаний, умений и навыков по отношению к требованиям действительности. (32,4±2,28; 8=7,55). На остальные компоненты профессионального выгорания стаж работы влияние не оказал (р>0,05). Результаты представлены на рисунке 1.
Зависимость компонентов профессионального выгорания педагогов дополнительного образования от возраста. Рассмотрим компоненты профессионального выгорания в зависимости от возраста педагогов, анализируя показатели испытуемых по методикам при помощи дисперсионного анализа. Полученные данные позволяют говорить о влиянии возраста на профессиональную мотива-
© Первитская А.М., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
87
35 30 25 20 15 10 5 0
□ от 3-х до 10-ти лет
□ более 10-ти лет
32,4
22-21-222-
9,5
.да_86-
28,8
26,5
эмоциональное истощение деперсонализация/цинизм редукция личных достижений
р<005 □ до 3-х лет
Рис. 1. Компоненты профессионального выгорания по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания» в зависимости от стажа работы
120 100 80 60 40 20 0
104,1
33,6 36,4
15
27,6 28,8
17
43,9
35,4
^42,5-
100,7
74,5
психоэмоциональное истощение
личностное отдаление
профессиональная мотивация р<0.05
индекс
психического
выгорания
□ 18-35 лет
□ 36-60 лет
□ старше 60
Рис. 2. Компоненты психического выгорания по методике А. А. Руковишникова «Определение психического выгорания» в зависимости от возраста
цию (р<0,05). Наиболее высок данный компонент в возрасте от 18 до 35 лет (43,9±2,29; 8=10,5) и после 60 лет (42,5±0,5; 8=0,7). В данные возрастные периоды повышен уровень профессиональной мотивации по отношению к работе. В возрасте от 36 до 60 лет профессиональная мотивация снижена (35,4±2,04; 8=10,59). Состояние мотивацион-ной сферы оценивается такими показателями, как результативность профессиональной деятельности, заинтересованность в работе, положительная оценка своей профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людбми. На остальные компоненты профессионального выгорания возраст педагогов влияние не оказывает (р>0,05). Результаты представлены на рисунке 2.
Зависимость компонентов профессионального выгорания педагогов дополнительного образования от пола. Рассмотрим компоненты профессионального выгорания в зависимости от пола
педагогов, анализируя показатели испытуемых по методикам при помощи и-критерия Манна-Уитни. Полученные данные позволяют говорить об отсутствии влияния половой принадлежности на компоненты профессионального выгорания (р>0,05). У мужчин и женщин - педагогов дополнительного образования ярко представлены «Профессиональная мотивация» (38,86±1,69; 8=11,3), «Индекс психического выгорания» (101,32±3,59; 8=23,86), также значительно выражена «Редукция личных достижений» (28,57±1,01; 8=6,71). Результаты представлены на рисунках 3 и 4.
Итак, профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования зависит от стажа работы, возраста и пола. Половая принадлежность не оказывает влияния на компоненты профессионального выгорания, стаж работы влияет на ощущение профессиональной успешности, возраст на профессиональную мотивацию.
120 -100 -80 -60 -40 -20 -0 -
Рис. 3. Компоненты психического выгорания по методике А. А. Руковишникова «Определение психического выгорания» в зависимости от пола
35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -
эмоциональное истощение деперсонализация/цинизм редукция личных достижений
□ женщины
□ мужчины
Рис. 4. Компоненты профессионального выгорания по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания» в зависимости от пола
Таблица 1
Значимые корреляционные связи между компонентами психического и профессионального выгорания
п = 50 р < 5% г > 0,28; р < 1% г > 0,37; р <0,1% г > 0,44
Психоэмоциональное истощение Личностное отдаление Профессиональная мотивация Индекс психического выгорания
Эмоциональное истощения 0 59*** 0,38** -0 45*** 0,35*
Деперсонализация/ цинизм 0 44*** 0,35* 0,46***
Редукция личных достижений _0 47*** 0 71***
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.
101,32 99,83
ПА сс 38,86 34,66 32 66 42,5
28,34 24,66
психоэмоциональное истощение
личностное профессиональная индекс
отдаление мотивация психического
выгорания
□ женщины
□ мужчины
28,57 32
8,61 8,66
т
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
89
Анализ взаимосвязи компонентов психического и профессионального выгорания. При помощи корреляционного анализа было осуществлено сопоставление компонентов психического и профессионального выгорания по методикам А.А. Ру-ковишникова «Определение психического выгорания», К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания». Результаты представлены в таблице 1.
Анализируя данные корреляционного анализа, представленные в таблице 1 можно сделать следующие выводы: при повышении уровня психоэмоционального истощения соответственно возрастает эмоциональное истощение, повышается деперсонализация, а ощущение профессиональной успешности идет вниз. При повышении личностного отдаления эмоциональное истощение и деперсонализация также возрастают. Высокие показатели профессиональной мотивации препятствуют эмоциональному истощению, но способствуют ощущению профессиональной успешности. Индекс психического выгорания положительно связан с эмоциональным истощением и деперсонализацией.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о специфике взаимосвязей компонентов психического и профессионального выгорания педагогов дополнительного образования. Гипотеза исследования частично подтверждена: профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования зависит от стажа работы, возраста, половая принадлежность влияние не оказывает; имеется специфика взаимосвязи компонентов психического и профессионального выгорания.
Библиографический список
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
3. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН », 2005. - 330 с.
4. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Маслач К. Справочник по управлению персоналом [Электоронный ресурс]. - Режим доступа: www.hrland.com/pages/professional_noe_ vygoranie_kak (дата обращения: 12.04.2018).
5. Чернисс К. Осторожно: высокое напряжение // Отдел кадров. - 2006. - № 3. - С. 129-133.
References
1. Bojko V.V. Sindrom «ehmocional'nogo vygoraniya» v professional'nom obshchenii. - SPb.: Piter, 1999. - 105 s.
2. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika. - SPb.: Piter, 2008. - 336 s.
3. Orel V.E. Sindrom psihicheskogo vygoraniya lichnosti. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. - 330 s.
4. Professional'noe vygoranie: kak lyudi spravlyayutsya // Maslach K. Spravochnik po upravleniyu personalom [EHlektoronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: www.hrland.com/pages/ professional_noe_vygoranie_kak (data obrashcheniya: 12.04.2018).
5. CHerniss K. Ostorozhno: vysokoe napryazhenie // Otdel kadrov. - 2006. - № 3. - S. 129-133.