Научная статья на тему 'Удовлетворённость трудом как фактор эмоционального выгорания у спортивных педагогов'

Удовлетворённость трудом как фактор эмоционального выгорания у спортивных педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
610
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ФАЗЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ / EMOTIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL SATISFACTION / PHASES OF EMOTIONAL BURNOUT / SYMPTOMS OF BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таран Ирина Ивановна, Коломенская Виктория Викторовна, Анисимова Екатерина Викторовна

Эмоциональное выгорание это истощение, происходящее у человека вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам в процессе профессиональной деятельности. Проблема выгорания в спорте приобретает свою актуальность в связи с оценкой эффективности деятельности спортивного педагога. В статье рассматривается проблема влияния удовлетворённости трудом на показатели эмоционального (профессионального) выгорания спортивных педагогов. Выделяются и описываются характерные особенности сформированности фаз и симптомов выгорания у тренеров по спортивным играм, а также показатели их удовлетворённости профессиональной деятельностью. Авторы представляют результаты корреляционного анализа взаимосвязей изучаемых показателей. В ходе исследования выяснилось, что чем выше удовлетворённость тренеров содержанием, процессом и результатом своей профессиональной деятельности, тем значительнее у них проявляются симптомы эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таран Ирина Ивановна, Коломенская Виктория Викторовна, Анисимова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction with work as a factor of emotional burnout in sports pedagogues

Emotional burnout is a depletion that occurs in a person due to inflated demands on own resources and forces in the process of professional activity. The problem of burnout in sports acquires its topicality in connection with the evaluation of the effectiveness of the sports pedagogue. The article deals with the problem of the impact of work satisfaction on the indicators of emotional (professional) burnout of sports pedagogues. We identify and describe the characteristic features of the formation of phases and symptoms of burnout in coaches for sports games, as well as indicators of their satisfaction with professional activities. The authors present the results of the correlation analysis of the interrelations of the studied indicators. In the course of the study, it was found that the higher the satisfaction of trainers with the content, process and result of their professional activities are, the more significant they exhibit symptoms of emotional burnout.

Текст научной работы на тему «Удовлетворённость трудом как фактор эмоционального выгорания у спортивных педагогов»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 159.942:796.071

Таран Ирина Ивановна

кандидат психологических наук, доцент

Коломенская Виктория Викторовна

кандидат психологических наук, доцент

Анисимова Екатерина Викторовна

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, г. Великие Луки

itar69.69@mail.ru, viki-as@mail.ru, ka.anisimova@2014gmail.com

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

У СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ

Эмоциональное выгорание - это истощение, происходящее у человека вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам в процессе профессиональной деятельности. Проблема выгорания в спорте приобретает свою актуальность в связи с оценкой эффективности деятельности спортивного педагога. В статье рассматривается проблема влияния удовлетворённости трудом на показатели эмоционального (профессионального) выгорания спортивных педагогов. Выделяются и описываются характерные особенности сформированности фаз и симптомов выгорания у тренеров по спортивным играм, а также показатели их удовлетворённости профессиональной деятельностью. Авторы представляют результаты корреляционного анализа взаимосвязей изучаемых показателей. В ходе исследования выяснилось, что чем выше удовлетворённость тренеров содержанием, процессом и результатом своей профессиональной деятельности, тем значительнее у них проявляются симптомы эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, профессиональная удовлетворенность, фазы эмоционального выгорания, симптомы выгорания.

Синдром эмоционального выгорания понимается как сложное, структурное, динамическое образование, которое является негативным эффектом профессионализации и считается состоянием предболезни [1, с. 42]. По мнению исследователей (В.В. Бойко, К. Мас-лач, В.Е. Орел, Б. Перлман, Х.Дж. Фрейденбергер, Е. Хартман и др.), выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно [6, с. 92]. Эмоциональное выгорание проявляется в результате комбинации физического, эмоционального и когнитивного утомления, при ведущей роли эмоционального истощения [5, с. 81].

В настоящее время, изучение синдрома эмоционального выгорания осуществляется достаточно активно, как в отечественной, так и в зарубежной науке, где встречается много теоретических предположений и утверждений о причинах выгорания в педагогической деятельности [2, с. 109]. Анализ литературы показал, что выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления с самого начала педагогической деятельности [7, с. 130]. Однако детерминанты возникновения этих состояний чаще исследовались для педагогов общеобразовательных предметов и практически не исследованы для спортивных педагогов. В отдельных исследованиях изучалась зависимость выгорания тренеров от их стажа работы [4, с. 224-226] и личностных особенностей [3, с. 22-23]. Неоднозначные данные встречаются относительно влияния удовлетворённости трудом на процессы выгорания. Это противоречие и определило актуальность нашего исследования.

Цель нашего исследования: определить взаимосвязи эмоционального выгорания с показателями удовлетворённости профессиональной деятельностью у тренеров по спортивным играм.

Констатирующий эксперимент проводился с участием 50 тренеров по различным видам спортивных игр в возрасте от 25 до 67 лет, работающих в ДЮСШ Псковской и Тверской областей. Для проведения исследования использовались «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко и «Методика изучения удовлетворённости профессиональной деятельности Г.В. Лозовой. Определение взаимосвязей между изучаемыми признаками проводилось с помощью корреляционного анализа Спирмена.

Результаты психодиагностики дают подробную картину выраженности фаз и симптомов выгорания у опрошенных тренеров.

Исследование эмоционального выгорания по фазам показало, что фаза «Напряжения» находится в стадии формирования у 25% тренеров (табл. 1). Сформированность фазы «Напряжения» и её симптомов служит предвестником и запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания.

В этой фазе у тренеров более часто проявляется симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»: у 20% тренеров он сформирован, у 15% является доминирующим и ещё у 45% формируется. Это свидетельствует о том, что у специалистов проявляется усиливающееся осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые им трудно устранить. Симптомы «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии» сформированы

212

Вестник КГУ ^ 2018

© Таран И.И., Коломенская В.В., Анисимова Е.В., 2018

Таблица 1

Проявление симптомов выгорания в фазе напряжения (в %)

Фаза и симптомы эмоционального выгорания Не сформирована На стадии формирования Сформирована Доминирующий симптом

Фаза «Напряжения» 75 25 0 -

1. Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств 20 45 20 15

2. Симптом неудовлетворённости собой 85 15 0 0

3. Симптом «загнанности в клетку» 95 0 5 0

4. Симптом тревоги и депрессии 80 15 5 0

Таблица 2

Проявление симптомов выгорания в фазе резистенции (в %)

Фаза и симптомы эмоционального выгорания Не сформирована На стадии формирования Сформирована Доминирующий симптом

Фаза «Резистенции» 20 55 25 -

1. Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования 10 50 20 20

2. Симптом эмоционально-нравственной дезориентации 40 55 5 0

3. Симптом расширения сферы экономии эмоций 25 40 10 25

4. Симптом редукции профессиональных обязанностей 25 60 10 5

только у 5% тренеров, у 15% начинает формироваться симптом «неудовлетворённости собой».

Неудовлетворённость собой формируется на фоне формирующего симптома «переживания психотравмирующих обстоятельств», педагоги критично оценивают свою компетентность, свои профессиональные возможности и часто эти показатели перестают удовлетворять тренеров, как профессионалов.

Следующая фаза выгорания - фаза «Резистенции» сформирована у 25% исследуемых тренеров и у 55% находится на стадии формирования (табл. 2).

Чаще всего в этой фазе у тренеров наблюдается симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» - сформировался у 20% и как доминирующий наблюдается также у 20% тренеров, у 50% этот симптом начинает складываться. Такие тренеры перестают улавливать разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Симптом «расширение сферы экономии эмоций» сформировался у 10%, у 25% является доминирующим, что говорит об экономии эмоций вне профессиональной деятельности. Симптом «редукции профессиональных обязанностей» является доминирующим у 5% педагогов, у 10% симптом сформирован. Преподаватели облегчают и сокращают свои обязанности и общение, действуют отработанными схемами, установками. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» сложился у 5% тренеров, такие педагоги проявляют неадекватные реакции по отношению к занимающимся и коллегам.

Общая картина данной фазы неблагоприятная, так как симптомы фазы «Резистенции» являются признаком начинающегося выгорания. Сформиро-

ванность фазы резистенции свидетельствует о том, что тренеры не могут больше работать в привычном для них режиме, режим функционирования психики меняется, педагоги теряют сочувствие, не могут сопереживать и понимать других людей.

Третьей фазой выгорания является фаза «Истощения», наличие признаков которой считается сигналом психосоматических и психовегетативных расстройств (табл. 3).

Исследование показало, что фаза «Истощения» находится только в стадии формирования у 20% опрошенных тренеров. Происходит падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. В этой фазе у 5% тренеров симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» является доминирующим, что может приводить к состоянию предболезни, обострению хронических заболеваний.

У большого количества тренеров симптомы фазы находятся в стадии формирования: симптом «эмоционального дефицита» как складывающийся наблюдается у 70% преподавателей, симптом «эмоциональной отстраненности» начинает складываться у 45% преподавателей, у 25% начинает формироваться симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптомы данной фазы опасны угнетением физиологических систем и психики, нервными срывами и болезнями.

Далее мы изучали удовлетворённость трудом тренеров по трем группам факторов, выделенных в методике А.Г. Лозовой: «факторы удовлетворённости деятельности», «общественная значимость деятельности» и «факторы удовлетворённости профессией».

Анализ показателей удовлетворённости по первой группе факторов - показал, что большинство

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

213

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Таблица 3

Показатели выраженности симптомов выгорания в фазе истощения (в %)

Фаза и симптомы эмоционального выгорания Не сформирована На стадии формирования Сформирована Доминирующий симптом

Фаза «Истощения» 80 20 0 -

1. Симптом эмоционального дефицита 30 70 0 0

2. Симптом эмоциональной отстранённости 55 45 0 0

3. Симптом личностной отстранённости 100 0 0 0

4. Симптом психосоматических и психовегетативных 70 25 0 5

Содержание деятельности

Процесс выполнения деятельности

Результат своей деятельности

Организация труда

Профессиональный статус

Профессиональные льготы и привилегии

Уровень своей профессиональной подготовки

Эмоциональный дефицит

Деперсонализация

Редукция профессиональных обязанностей

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация

Расширение сферы экономии эмоций

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Психосоматические и психовегетативные нарушения

Рис. 1. Взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и удовлетворённости профессиональной деятельностью у спортивных педагогов

преподавателей (90%) удовлетворены своей деятельностью, её содержанием процессом и результатом. Они любят свою работу, она им интересна. Только 10% тренеров испытывают среднюю удовлетворённость.

Изучая удовлетворенность по показателю «Общественная значимость деятельности», мы определили, что в большинстве тренеры также имеют высокий уровень удовлетворённости факторами этой группы, только 20% имеют низкий уровень удовлетворённости «материальной базой» и 5% недовольны «санитарно-гигиеническими условиями» труда.

Изучение факторов удовлетворённости профессией показало, что по этой группе показатели удовлетворённости заметно ниже. 55% тренеров имеют низкую удовлетворённость «материальными доходами от профессии» и 50% специалистов не устраивает уровень «профессиональных льгот и привилегий». Так же 20% не испытывают удовлетворённости факторами «престижность профессии», 25% «перспективами роста карьеры», 5% «профессиональным статусом» и 5% «соответствием профессии характеру».

Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что чем выше удовлетворённость своей профессиональной деятельностью по отдельным показате-

лям, тем значительнее у тренеров будут проявляться симптомы выгорания (рис. 1).

Удовлетворённость содержанием, процессом и результатом деятельности приводит к возникновение эмоционального дефицита (г = 0,60-0,65), деперсонализации (г = 0,54-0,65), редукции профессиональных достижений (г = 0,50) и неадекватному эмоциональному избирательному реагированию (г = 0,50). Удовлетворённость льготами и привилегиями повышает уровень переживаний психотравмирующих обстоятельств профессиональной деятельности (г = 0,53), удовлетворённость уровнем профессиональной подготовки приводит к редукции профессиональных достижений (г = 0,50), удовлетворённость профессиональным статусом приводит к расширению сферы экономии эмоций (г = 0,50). Наличие статуса, соответствующих льгот усугубляют общее эмоциональное и физическое состояние тренера, что приводит к проявлению отдельных симптомов выгорания и в дальнейшем к выгоранию в целом.

Таким образом, наибольшее количество связей с симптомами выгорания наблюдается у показателей удовлетворённости процессом и результатами своей деятельности. На первый взгляд это труднообъяснимые связи, но при более внимательном анализе они приобретают определённую логичность.

Вестник КГУ Л 2018

214

Для достижения определённого статуса и результатов в профессиональной деятельности происходят большие энергетические и эмоциональные траты, и, приходя к желаемому результату, тренеры «в нагрузку» получают состояние выгорания. Результаты исследования подтвердили расхожее выражение: «тот, кто выгорел, должен был когда-то загореться». Выгоранию подвержены увлечённые профессией личности. Спортивные педагоги, испытывая высокую социальную ответственность и моральный долг за физическое и психологическое благополучие воспитанников, чрезмерно тратят энергию и эмоции, забывая о своевременном отдыхе. Повышенная стресогенность, неустойчивость статуса, публичность, нерегламентированность тренировочной работы и другие специфичные условия профессиональной деятельности приводят к психоэмоциональным перенапряжениям, и как следствие к выгоранию.

Проведённое экспериментальное исследование тренеров позволяет спрогнозировать развитие синдрома выгорания в зависимости от уровня удовлетворённости содержанием, процессом и результатами своей профессиональной деятельности и осуществлять своевременную профилактику истощения ресурсов личности.

Библиографический список

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Сударыня, 2000. - 82 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2016. - 336 с.

3. Мищенко А.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2011. - 25 с.

4. Полякова Т.А., Юдина Р.Н. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Се-

рия № 1: Психологические и педагогические науки. - 2014. - С. 220-226.

5. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы / под ред. М.В. Воронцовой. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. - 272 с.

6. Райкова Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. - 2011. -№ 5. - Т. 2. - С. 92-97.

7. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. - 2009. - № 2. -С. 127-137.

References

1. Bojko V.V Sindrom «ehmocional'nogo vygoraniya» v professional'nom obshchenii. - SPb.: Sudarynya, 2000. - 82 s.

2. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. - SPb.: Piter, 2016. - 336 s.

3. Mishchenko A.V. Lichnostnye determinanty ehmocional'nogo vygoraniya sportivnyh trenerov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Sochi, 2011. - 25 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Polyakova T.A., YUdina R.N. Proyavlenie sindroma ehmocional'nogo vygoraniya v deyatel'nosti trenera // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1: Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. -2014. - S. 220-226.

5. Profilaktika i preodolenie professional'noj deformacii specialistov social'noj raboty / pod red. M.V. Voroncovoj. - Taganrog: Izd-l' A.N. Stupin, 2013. - 272 s.

6. Rajkova E.YU. Terapiya i profilaktika professional'nogo vygoraniya u predstavitelej pomogayushchih professij // Molodoj uchenyj. -2011. - № 5. - T. 2. - S. 92-97.

7. YAnkovskaya N. EHmocional'noe vygoranie uchitelya // Narodnoe obrazovanie. - 2009. - № 2. -S. 127-137.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.