ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies",
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Bazhukova E.N., methodologist, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia;
synthesizer teacher, Children's Musical School № 31 (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MUSICAL INFORMATICS AS A TOOL FOR OVERCOMING THE FORMALISM OF KNOWLEDGE OF THE TEACHERS OF MUSICAL DISCIPLINES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY. The article is dedicated to some problems of theory and methods of teaching Informatics, the discipline "Musical Informatics", which is taught in the institutions of primary, secondary and higher levels of professional musical education in Russia. The research is aimed at solving an important problem of pedagogical science - overcoming the formalism of knowledge of students. In this context, the authors analyze the experience of teaching "Musical Informatics" in Russia and abroad, current trends in the development of this subject area, identify ways to improve the operational knowledge of teachers of music disciplines in the field of information technology on the basis of the course "Musical Informatics".
Key words: Informatics, information technology, Musical Informatics, musical education, teacher-musician, overcoming of knowledge formalism, teacher of musical disciplines, formalism in knowledge of students.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главный научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Е.Н. Бажукоеа, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», РГПУ им. А.И. Герцена»;
преподаватель синтезатора Детской музыкальной школы № 31, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОРМАЛИЗМА ЗНАНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена проблематике теории и методики обучения информатике, дисциплине «Музыкальная информатика», которая преподаётся в учреждениях начального, среднего и высшего звена системы профессионального музыкального образования в России. Исследование направлено на решение важной проблемы педагогической науки - преодоление формализма знаний обучаемых. В данном контексте авторы статьи анализируют опыт преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» в нашей стране и за рубежом, современные тенденции развития данной предметной области, намечают пути повышения операционности знаний преподавателей музыкальных дисциплин в области информационных технологий на основе курса «Музыкальная информатика».
Ключевые слова: информатика, информационные технологии, музыкальная информатика, музыкальное образование, педагог-музыкант, преодоление формализма знаний, преподаватель музыкальных дисциплин, формализм в знаниях обучаемых
Введение
Несмотря на то, что музыкальная информатика сформировалась как отдельная область знаний в 70-е гг ХХ века и существует как образовательная дисциплина в университетах многих стран мира, в нашей стране до сих пор не существует упорядоченной системы её преподавания, не существует устоявшегося, сформированного представления и определения понятия «музыкальная информатика» в образовательном и содержательном аспектах.
Дисциплина «Музыкальная информатика» преподаётся в учреждениях начального, среднего и высшего звена системы профессионального музыкального образования в России. Исследование направлено на решение важной проблемы педагогической науки - преодоление формализма знаний обучаемых. Так, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена этой темой занимались учёные и педагоги: профессор А.К. Громцева [1], академик ГА. Бордовский [2; 3; 4], академик А.С. Кондратьев [5; 6], профессор Н.А. Бергер [7; 8], профессор Ю.А. Комарова [9], а также проведены исследования, результаты которых отражены в работах [10; 11; 12; 13; 14; 15; 16: 17]. Были защищены ряд кандидатских диссертационных исследований по специальности 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), среди которых работы: «Пути преодоления формализма в знаниях по физике в образовательной системе США» (Е.Д. Денисова, 2001), «Операционность знаний
по информатике учащихся старших классов школ музыкального профиля на базе музыкально-компьютерных технологий (А.В. Горельченко, 2007); диссертация на тему: «Исследование технологий обучения физике в системе общего образования США» (А.Ю. Сергиенко, 2009), в которой рассматриваются мисконцепции как проблема методике обучения физике и методы их преодоления.
В нашей работе исследуются пути повышения операционности знаний преподавателей музыкальных дисциплин в области информационных технологий на основе курса «Музыкальная информатика», анализируется опыт преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» в нашей стране и за рубежом, современные тенденции развития данной предметной области.
Музыкальная информатика: процесс становления и начальные этапы введения в образовательный процесс
Музыкальная информатика и представление о музыкальной информатике как об отдельной области музыкознания сформировалось к концу 70-х гг ХХ века. Уже в это время оно встречается в работах видных специалистов в области электронной и компьютерной музыки: Ж-К. Риссе (Франция), Д. Чоунинга (США), ГМ. Кёниг (Германия), Р Ружички (Чехословакия), Я. Ксенакиса (Франция) и др. Открываются центры исследования звука с применением компьютерных технологий в США: Массачусетский технологический институт; Центр компьютерных исследований в области музыки и акустики Стенфордского университета; Центр
музыкального экспери-мента Калифорнийского университета в Сан-Диего; международный институт электроакустической музыка (Бурж, Франция); Центр новой музыки и аудиотехнологий в Беркли (Калифорния, США); Датский институт электроакустической музыки; Термен-центр электроакустической музыки и мультимедиа (Москва, Россия) и др. В институте IRCAM (Институт исследования и координации акустики/музыки, Париж, Франция) в 80-х гг. разработана и введена в образовательный процесс дисциплина «Музыкальная информатика», сформулированы понятия «цифровой звук» и «цифровые искусства». В дальнейшем «Музыкальная информатика» становится одной из программных дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях многих стран мира.
В России преподавание дисциплины «Музыкальная информатика» начинает постепенно внедряться в образовательный процесс в конце XX века. Так, к середине 1990-х гг. музыкальная информатика преподавалась в ряде музыкальных учебных заведений страны, в том числе в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (музыковед Ю.Н. Рагс, математик-программист А.В. Харуто), Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (А.П. Ментюков, Г.В. Михайленко), Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (музыковед М.С. Заливадный, математик-программист И.В. Петряевский), Российской академии музыки имени Гнеси-ных (математик-программист, музыковед В.С. Ульянич).
В течение периода конца 1990-х - начала 2000-х гг дисциплина «Музыкальная информатика» ведётся спорадически, её содержание определяется конкретными техническими условиями и возможностями для её преподавания в каждом отдельно взятом учебном заведении (наличием класса, оборудованного специализированными музыкальными компьютерами и оснащённого профессиональным программным обеспечением), а также уровнем знаний преподавателя. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования и их роль в формировании курса «Музыкальная информатика»
В начале 2000-х гг в связи со становлением и развитием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [18; 19; 20; 21] дисциплина «Музыкальная информатика» получает новый импульс к развитию. В 2002 гг. в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена создаётся первая в Российской Федерации учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии», объединяющая музыкантов различных специальностей, математиков и программистов, что обеспечило предпосылки и сформировало деятельную основу для построения грамотного, взвешенного, отвечающего современным образовательным потребностям предметного содержательного наполнения дисциплины «Музыкальная информатика», её стандартизации и включения этой дисциплины в современные образовательные стандарты высших музыкальных и педагогических учреждений страны. Так, на базе лаборатории проведены диссертационные исследования и защищены кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования), в которых рассматриваются вопросы преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» (и её содержательных компонентов) на различных уровнях образования:
начальное профессиональное образование (детские музыкальные школы, детские школы искусств - диссертационные исследования: «Операционность знаний по информатике учащихся старших классов школ музыкального профиля на базе музыкально-компьютерных технологий (А.В. Горельченко, 2007), «Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса» (М.Ю. Чёрная, 2012), «Методика обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий на пропедевтическом этапе общего образования» (К.Ю. Плотников, 2015);
среднее профессиональное образование: «Формирование информационной компетентности будущих музыкантов в процессе обучения информатике» (Е.А. Ложакова, 2012);
высшее профессиональное образование: «Методика обучениям основам музыкального программирования» (Э.В. Кибиткина, 2011), «Обучение информатике в процессе подготовки учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза» (А.А. Панкова, 2016).
Дисциплина «Музыкальная информатика» и новые требования к уровню подготовки современного преподавателя музыкальных дисциплин
В музыкальных учебных учреждениях начального звена дисциплина «Музыкальная информатика» входит в дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства, в педагогических колледжах, колледжах искусств, музыкальных и музыкально-педагогических училищах учебная программа по дисциплине «Музыкальная информатика» входит в основной раздел профессиональной образовательной программы, в высших учебных заведениях дисциплина «Музыкальная информатика» вводится в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин рабочего плана. Согласование методического содержания по данной дисциплине отсутствует, в результате чего знания по данному предмету спонтанны, не систематизированы.
Появление цифрового инструментария в музыкальном образовании предъявляет новые требования к уровню подготовки современного преподавателя музыкальных дисциплин, создаёт необходимость развития новых для него спо-
собностей оперативно и качественно работать с музыкальной информацией, анализировать, обрабатывать и передавать полученные результаты, используя информационные технологии [22; 23; 24; 25; 26]. Определился круг проблем в отношении состояния знаний в области музыкальной информатики, а именно формализм этих знаний среди преподавателей музыкальных дисциплин, затрудняющий внедрение и использование цифровых средств и ресурсов в систему современного музыкального образования [13; 27].
Одним из путей преодоления формализма знаний в области информационных технологий у преподавателей музыкальных дисциплин становится создание методики обучения музыкальной информатике, где средством обучения будет целенаправленное и продуктивное использование МКТ и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [28; 29] в условиях функционирования цифровой образовательной среды, в которой преподавателю музыкальных дисциплин предоставляется масса новых возможностей в организации и содержательном наполнении образовательного процесса.
Проведённый авторами анализ ситуации обучения музыкальной информатике в социально-педагогическом, методическом и научно-методологическом аспектах позволил выделить следующие основные противоречия между современными требованиями к ведению профессиональной деятельности специалистов различных направлений сферы музыкального образования, их настоятельной потребностью в использовании соответствующих знаний в реализации образовательного процесса и существующими условиям ведения дисциплины «Музыкальная информатика» в учебных заведениях нашей страны:
• в социально-педагогическом аспекте: между современными требованиями профессиональной сферы к применению цифровых технологий и недостаточно высоким уровнем сформированности знаний, умений и практических навыков работы с использованием информационных технологий у преподавателей музыкальных дисциплин [30; 31];
• в научно-теоретическом аспекте: между разработанностью проблемы формирования профессионально-специализированных компетенций у студентов (будущих педагогов-музыкантов) и недостаточной изученностью процесса формирования информационных компетенций по профильным дисциплинам в педагогике профессионального музыкального образования;
• в научно-методическом аспекте: между требованием к уровню профессиональной подготовки преподавателей согласно Федеральному закону о профессиональных стандартах; закону об обязательном прохождении курсов повышения квалификации - и недостаточной обоснованностью и разработанностью теоретико-методологического сопровождения в формировании компетенций в области информационных технологий посредством применения МКТ, ЭМИ и цифровой образовательной среды [32; 33].
Особым образом выделяется проблема, связанная с возможностью реализации процесса обучения музыке и музыкальной информатике студентов и школьников с ограниченными возможностями здоровья по зрению и, соответственно, - подготовка педагогов к возможности и готовности к реализации инклюзивного образования (как музыкального, так и информационно-технологического), ведению дисциплины «Музыкальная информатика», основанной на широком использовании МКТ, в образовательный процесс. Это вопрос подробно освещён в ряде работ, основанных на проводимых в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» исследованиях, среди которых работы [34; 35; 36].
Методика обучения музыкальной информатике преподавателей музыкальных дисциплин, основанная на междисциплинарных принципах отбора содержания обучения, использовании МКТ, ЭМИ и цифровой образовательной среды, рассмотренной нами на примере образовательного портала «Трибуна педагога-музыканта» ( gorbunova.herzen.spb.ru), становится одним из путей преодоления формализма знаний в области информационных технологий в системе подготовки преподавателей музыкальных дисциплин.
Среди основных задач, решение которых предопределило возможность получения результатов проведённого исследования, выделим следующие:
1. Проанализировать имеющийся научно-методический и дидактический опыт преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» в профильном музыкальном образовании.
2. Провести ретроспективный анализ содержательных и методических аспектов преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» на различных ступенях образования (начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее образование) в России и за рубежом с целью формирования актуального содержательного наполнения дисциплины, соответствующее современным образовательным тенденциям.
3. Выявить причины появления формализма в знаниях в области информационных технологий у преподавателей музыкальных дисциплин и наметить пути его преодоления, используя современные инструменты современной цифровой образовательной среды: МКТ, ЭМИ.
4. Разработать методику обучения музыкальной информатике преподавателей музыкальных дисциплин, основанную на использовании МКТ, ЭМИ и цифровой образовательной среды.
5. Экспериментально проверить результативность разработанной методики обучения музыкальной информатике преподавателей музыкальных дисциплин.
Разработанные методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Музыкальная информатика» для учреждений системы начального профессионального образования (детские музыкальные школы, детские школы искусств), среднего профессионального образования (музыкальные училища, колледжи, музыкально-педагогические училища и т. д.), высшего профессионального образования (педагогические университеты, академии музыки, институты культуры и др.) являются одним из педагогических инструментов для преодоления формализма знаний в области информационных технологий и образовательных ресурсов для повышения операционности знаний преподавателей музыкальных дисциплин в системе дополнительного профессионального образования, их информационно-технологической подготовки.
Таким образом, методика обучения музыкальной информатике, построенная на основе использования электронного музыкального инструментария и МКТ, интегрированных в цифровую образовательную среду профессионально-творческой деятельности преподавателей музыкальных дисциплин, и нацеленная на преодоление формализма знаний в области информационных технологий, является предметом специального исследования.
Методика обучения музыкальной информатике преподавателей музыкальных дисциплин способствует повышению операционности знаний в области информационных технологий, что создаёт необходимые условия для результативной профессиональной деятельной в цифровой образовательной среде.
Разработанная методика способствует:
- освоению и применению на практике информационных образовательных ресурсов, необходимых для организации различных видов деятельности обучающихся;
- актуализации форм и методов обучения в цифровой образовательной среде, дистанционных образовательных технологии и электронное обучение;
- созданию методических рекомендаций к преподаванию «Музыкальной информатики» для учреждений системы начального профессионального образования (детские музыкальные школы, детские школы искусств), среднего профессионального образования (музыкальные училища, колледжи, музыкально-педагогические училища и т. д.), высшего профессионального образования (педагогические университеты, академии музыки, институты культуры и др.).
Библиографический список
Выводы
Разработанная методика обучения музыкальной информатике применяется в системе дополнительного профессионального образования преподавателей музыкальных дисциплин в процессе реализации программы повышения квалификации «Музыкальная информатика». Элементы разработанной программы могут быть включены в качестве образовательных модулей в процесс преподавания ряда дисциплин программ профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации по направлениям: «Электронные музыкальные инструменты», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании», разработанных ранее в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена. Также ряд разработанных тем может быть использован при преподавании дисциплин, обеспечивающих подготовку студентов и магистрантов по направлению «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».
Разработанная методика преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» рассчитана на подготовку студентов как музыкальных и музыкально-педагогических специальностей (в учреждениях среднего и высшего профессионального звена: музыкально-педагогических и музыкальных училищах, колледжах искусств, педагогических вузах, музыкальных академиях, консерваториях, университетах культуры и др.), так и для подготовки специалистов в области информационно-технологического сектора, компьютерных наук и специалистов - разработчиков прикладных программных средств.
Данная методика преподавания музыкальной информатики может быть использована как в проведении дальнейших исследований, посвящённых проблематике теории и методики обучения информатике, процессу совершенствования преподавания дисциплины «Музыкальная информатика», так и при изучении теоретических аспектов музыкальной информатики как новой предметной области знаний, обеспечивающих подготовку специалистов в области звукотембрального программирования, моделирования процесса музыкального творчества [37], разработчиков интеллектуальных систем анализа и каталогизации музыки народов мира [38], специалистов в области разработки и создания современных звуковых программно-аппаратных комплексов - отечественных электронных музыкальных инструментов (см. подробнее в работе [39]).
1. Преодоление формализма в обучении: межвузовский сборник научных трудов. Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; Редкол.: А.К. Громцева (отв. ред.) и др.]. Ленинград: ЛГПИ, 1989.
2. Бордовский Г.А., Горбунова И.Б. Новые информационные технологии и проблема преодоления формализма в знаниях. Региональная информатика-98: тезисы докладов. 1998: 44 - 45.
3. Бордовский Г.А., Горбунова И.Б. Проблемно-ориентированные среды конечного пользователя в обучении физике. В сборнике: Методологические проблемы физического образования. Герценовские чтения. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 1995: 4 - 5.
4. Бордовский ГА., Горбунова И.Б. Учебно-методическое обеспечение многоуровневой подготовки специалиста образования. Региональная информатика-98. РИ-98: Труды VI Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2-4 июня 1998 г. Санкт-Петербургское Общество Информатики, Связи и Управления. 1999: 38 - 39.
5. Бордовский Г.А., Кондратьев А.С., Горбунова И.Б. Современные технологии обучения физике. Подготовка специалиста в области образования РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 1997: 122 - 132.
6. Кондратьев А.С., Горбунова И.Б. О путях преодоления формализма в знаниях при изучении фундаментального закона сохранения импульса в высшей и средней школах. Преодоление формализма в обучении: межвузовский сборник научных трудов. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. Ленинград, 1989: 93 - 104.
7. Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Преподавание музыкальных дисциплин как единой информационной системы с использованием компьютера. Региональная информати-ка-98: тезисы докладов. 1998: 43 - 44.
8. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Заболотская И.В. Электронный учебник по курсу теории музыки. В книге: Региональная информатика - 96. РИ-96: тезисы докладов V Санкт-Петербургской международной конференции. Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры, Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники и систем управления. 1996: 264 - 266.
9. Горбунова И.Б., Комарова Ю.А. Проблемы учебно-методического обеспечения многоуровневой подготовки. В сборнике: Подготовка специалиста в области образования. Бордовский Г. А., Вергелес Г.И., Гончаров С.А., Козырев В.А., Раев А.И., Соломин В.П., Шабес В.Я. Санкт-Петербург, 1998: 23 - 31.
10. Горбунова И.Б. Использование современных компьютерных технологий для повышения операционности знаний по физике. Региональная информатика - 2000. РИ-2000: тезисы докладов VII Санкт-Петербургской международной конференции. Редакторы: Б.Я. Советов, РМ. Юсупов; Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2000: 37 - 38.
11. Горбунова И.Б. Некоторые аспекты использования компьютеров при обучении физике в средней школе. Физика в системе современного образования (ФССО-95): тезисы докладов Международной конференции. Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, Министерство образования и науки РФ. 1995: 102 - 103.
12. Горбунова И.Б. Новые компьютерные технологии и проблема преодоления формализма в знаниях по физике: монография. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 1999.
13. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Преодоление формализма в знаниях педагогов-музыкантов в области информационных технологий с использованием музыкально-компьютерных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды. Музыкально-компьютерные технологии. Санкт-Петербург, 2017: 204 - 212.
14. Горбунова И.Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1999.
15. Горбунова И.Б. Преодоление формализма в знаниях в системе непрерывного педагогического образования путем использования ЭВМ. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 1994: 105 - 106.
16. Горбунова И.Б. Современные компьютерные технологии в образовании. Подготовка специалиста в области образования РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 1997: 34 - 48.
17. Горбунова И.Б. Теорема о движении центра масс (методические аспекты её толкования). Физическое образование в ВУЗах. 1998. Т. 4; № 2: 101 - 105.
18. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в повышении квалификации преподавателей музыкальных дисциплин. Интернет и цифровое пространство: постматериальные ценности молодежи: сборник научных трудов. Серия «Ребёнок в современном мире». Санкт-Петербург, 2018: 186 - 191.
19. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2004: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2004: 52 - 55.
20. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования. Материалы XI Российско-Американской научно-практической конференции. 2008: 163 - 167.
21. Горбунова И.Б. Цифровая творческая образовательная среда: музыкально-компьютерные технологии. Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X Юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции. 2018: 271 - 276.
22. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010. Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
23. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. В сборнике: Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014: 81 - 83.
24. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка». Общество. Среда. Развитие. 2012; 4 (25): 135 - 138.
25. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.
26. Горбунова И.Б. Семантическая трактовка феномена музыкального пространства и времени и реализация её в теории и практике обучения. Самоконтроль как принцип формирования творческой личности и её активной конструктивной позиции в развитии обществ. Избранные педагогические труды по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Петрова, Ю.И. Щербакова. 2018: 23 - 30.
27. Горбунова И.Б. О новой области современной музыкальной науки и образования. Введение в ситуацию. В сборнике: Музыкальная информатика. Развитие научно-образовательной сферы: сборник материалов Российской научно-методической конференции. Ред.-сост. Е.В. Орлова. 2018: 4 - 6.
28. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
29. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты: повышение квалификации педагогов-музыкантов. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 220 - 221.
30. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Studying Electronic Musical Instruments: Main Content of the Musical Informatics Training Course for Children. ISERD. Proceedings of the International Conference. 2018: 24 - 27.
31. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. The Place of Music Computer Technologies in Informatics Course for Secondary School. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 331 - 333.
32. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; 3 (86): 214 - 221.
33. Gorbunova I.B., Davletova K.B. "Musical Informatics": On the Contents of a Training Course for Classes of Electronic Musical Instrument. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 329 - 331.
34. Gorbunovа I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience". In: Pozdniakov S., Dagiene V. (eds) Informatics in Schools. Fundamentals of Computer Science and Software Engineering. Lecture Notes in Computer Science, vol. 11169. Springer, Cham, 2018: 381 - 389.
35. Gorbunova I.B. & Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. In Prof. Dr. Rahim Ahmadi, Prof. Kazuaki Maeda, Prof. Dr. M. Plaisent (Ed.), 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18). Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2018: 15 - 19.
36. Горбунова И.Б., Воронов А.М. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 15 - 19.
37. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества. В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 326 - 329.
38. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 105 - 108.
39. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б., Шалаева Е.А. О проекте «Создание отечественной школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах». Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 222 - 225.
References
1. Preodolenie formalizma v obuchenii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Leningr. gos. ped. in-t im. A.I. Gercena; Redkol.: A.K. Gromceva (otv. red.) i dr.]. Leningrad: LGPI, 1989.
2. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Novye informacionnye tehnologii i problema preodoleniya formalizma v znaniyah. Regional'naya informatika-98: tezisy dokladov. 1998: 44 - 45.
3. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Problemno-orientirovannye sredy konechnogo pol'zovatelya v obuchenii fizike. V sbornike: Metodologicheskie problemy fizicheskogo obrazovaniya. Gercenovskie chteniya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. 1995: 4 - 5.
4. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Uchebno-metodicheskoe obespechenie mnogourovnevoj podgotovki specialista obrazovaniya. Regional'naya informatika-98. RI-98: Trudy
VI Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2-4 iyunya 1998 g. Sankt-Peterburgskoe Obschestvo Informatiki, Svyazi i Upravleniya. 1999: 38 - 39.
5. Bordovskij G.A., Kondrat'ev A.S., Gorbunova I.B. Sovremennye tehnologii obucheniya fizike. Podgotovka specialista v oblasti obrazovaniya RGPU im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 1997: 122 - 132.
6. Kondrat'ev A.S., Gorbunova I.B. O putyah preodoleniya formalizma v znaniyah pri izuchenii fundamental'nogo zakona sohraneniya impul'sa v vysshej i srednej shkolah. Preodolenie formalizma v obuchenii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Leningradskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut im. A.I. Gercena. Leningrad, 1989: 93 - 104.
7. Berger N.A., Gorbunova I.B. Prepodavanie muzykal'nyh disciplin kak edinoj informacionnoj sistemy s ispol'zovaniem komp'yutera. Regional'naya informatika-98: tezisy dokladov. 1998: 43 - 44.
8. Berger N.A., Gorbunova I.B., Zabolotskaya I.V. 'Elektronnyj uchebnik po kursu teorii muzyki. V knige: Regional'naya informatika - 96. RI-96: tezisy dokladov V Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Organizaciya Ob'edinennyh Nacij po voprosam prosvescheniya, nauki i kul'tury, Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki i sistem upravleniya. 1996: 264 - 266.
9. Gorbunova I.B., Komarova Yu.A. Problemy uchebno-metodicheskogo obespecheniya mnogourovnevoj podgotovki. V sbornike: Podgotovka specialista v oblasti obrazovaniya. Bordovskij G.A., Vergeles G.I., Goncharov S.A., Kozyrev V.A., Raev A.I., Solomin V.P., Shabes V.Ya. Sankt-Peterburg, 1998: 23 - 31.
10. Gorbunova I.B. Ispol'zovanie sovremennyh komp'yuternyh tehnologij dlya povysheniya operacionnosti znanij po fizike. Regional'naya informatika - 2000. RI-2000: tezisy dokladov
VII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Redaktory: B.Ya. Sovetov, R.M. Yusupov; Sankt-Peterburgskoe Obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2000: 37 - 38.
11. Gorbunova I.B. Nekotorye aspekty ispol'zovaniya komp'yuterov pri obuchenii fizike v srednej shkole. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya (FSSO-95): tezisy dokladov Mezhdunarodnoj konferencii. Organizaciya OON po voprosam obrazovaniya, nauki i kul'tury, Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. 1995: 102 - 103.
12. Gorbunova I.B. Novye komp'yuternye tehnologii iproblema preodoleniya formalizma v znaniyah po fizike: monografiya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 1999.
13. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Preodolenie formalizma v znaniyah pedagogov-muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj obrazovatel'noj sredy. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Sankt-Peterburg, 2017: 204 - 212.
14. Gorbunova I.B. Povyshenie operacionnosti znanij po fizike s ispol'zovaniem novyh komp'yuternyh tehnologij. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.
15. Gorbunova I.B. Preodolenie formalizma v znaniyah v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya putem ispol'zovaniya 'EVM. Aktual'nye problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: tezisy dokladov Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 1994: 105 - 106.
16. Gorbunova I.B. Sovremennye komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Podgotovka specialista v oblasti obrazovaniya RGPU im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 1997: 34 - 48.
17. Gorbunova I.B. Teorema o dvizhenii centra mass (metodicheskie aspekty ee tolkovaniya). Fizicheskoe obrazovanie v VUZah. 1998. T. 4; № 2: 101 - 105.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v povyshenii kvalifikacii prepodavatelej muzykal'nyh disciplin. Internet i cifrovoe prostranstvo: postmaterial'nye cennosti molodezhi: sbornik nauchnyh trudov. Seriya «Rebenok v sovremennom mire». Sankt-Peterburg, 2018: 186 - 191.
19. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2004: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2004: 52 - 55.
20. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya. Materialy XI Rossijsko-Amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2008: 163 - 167.
21. Gorbunova I.B. Cifrovaya tvorcheskaya obrazovatel'naya sreda: muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya: realii i sovremennye vyzovy. X Yubilejnye Sankt-Peterburgskie sociologicheskie chteniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2018: 271 - 276.