Научная статья на тему 'Цифровая образовательная среда как средство преодоления формализма информационных знаний педагогов-музыкантов'

Цифровая образовательная среда как средство преодоления формализма информационных знаний педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / DIGITAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / MUSICAL CREATIVITY / ФОРМАЛИЗМ В ЗНАНИЯХ / FORMALISM IN KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажукова Е.Н.

В статье рассмотрены новые возможности музыкального творчества в цифровой образовательной среде; вопросы, связанные с преодолением формального представления у педагогов-музыкантов об использовании информационных технологий в музыкально-образовательном процессе; обсуждается необходимость решения проблемы введения предмета «Музыкальная информатика» для студентов-музыкантов в педагогических вузах. Обсуждается методика формирования предметных знаний педагогов-музыкантов, необходимых для их профессионально-деятельностного функционирования в цифровой образовательной среде. Автором обсуждаются новые формы работы в режиме online, необходимые знания и умения в использовании возможностей трансляции музыкального и методического материала в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT AS A MEANS OF OVERCOMING THE FORMALISM OF INFORMATION KNOWLEDGE TEACHERS-MUSICIANS

In the article new possibilities of musical creativity in the digital educational environment are considered. The work studies issues related to overcoming the formal representation of music teachers about the use of information technology in the music and educational process. The necessity of solving the problem of introducing the subject “Music Informatics” for music students in pedagogical universities is discussed. The technique of forming the subject knowledge of music teachers is revealed, which is necessary for their professional activity in the digital educational environment. The author discusses new forms of work in the online mode, the necessary knowledge and skills in using the possibilities of broadcasting musical and methodical material on the Internet.

Текст научной работы на тему «Цифровая образовательная среда как средство преодоления формализма информационных знаний педагогов-музыкантов»

12. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S., Tovpich I.O. On Leonhard Euler's Theory of Music. Parlando. 2016; 6.

13. Rags Yu.N. O hudozhestvennoj norme chistoj intonacii pri ispolnenii melodii. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 1970. Rukopis'.

14. Alieva I.G., Gorbunova I.B. Problemy formirovaniya kognitivnogo sluha professional'nogo muzykanta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 169 - 171.

15. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O nechetkih metodah analiza zvukovysotnosti v muzyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 171 - 174.

16. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie: Tom 4: Muzyka, matematika, informatika. Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013.

19. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 12; 428 - 432.

20. Gorbunova I.B., Hajner E., Zalivadnyj M.S. O znachenii matematicheskih metodov v issledovanii muzyki i professional'noj podgotovke muzykantov. Universitetskijnauchnyj zhurnal. 2015; 11: 103 - 111.

21. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika iinformacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 326 - 329.

22. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii kompleksnoj modeli semanticheskogo prostranstva muzyki. Matematicheskij vestnik pedvuzovi universitetov Volgo-Vyatskogo regiona. 2016; 18: 331 - 343.

23. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Chibirev S.V. Muzyka, matematika, informatika: logicheskie, 'esteticheskie i tehnologicheskie aspekty vzaimodejstviya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017.

24. Gorbunova I.B., Belov G.G. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; № 12: 138 - 143.

25. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65):145 - 148.

26. Gorbunova I.B., Belov G.G. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

27. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 29 - 34.

28. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

29. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

30. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

31. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

32. Gorbunova I.B., Kudin P.A. Obuchenie zakonam garmonii studentov hudozhestvennyh special'nostej s primeneniem komp'yuternyh tehnologij. Muzyka i vremya. 2016. 3: 19 - 29.

33. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 97 - 101.

34. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: grani vzaimodejstviya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2017.

35. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

36. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 105 - 108.

37. Gorbunova I.B., Hodanovich A.I. Funkcional'no-logicheskie aspekty izucheniya muzykal'nogo tvorchestva i audiovizual'nyj sintez v sisteme sovremennogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 121 - 124.

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 378

Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State

Pedagogical University of Russia, Synthesizer Teacher, Children's Musical School №31(St. Petersburg, Russia),

E-mail: alena-nik67@yandex.tu

THE DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT AS A MEANS OF OVERCOMING THE FORMALISM OF INFORMATION KNOWLEDGE TEACHERS-MUSICIANS. In the article new possibilities of musical creativity in the digital educational environment are considered. The work studies issues related to overcoming the formal representation of music teachers about the use of information technology in the music and educational process. The necessity of solving the problem of introducing the subject "Music Informatics" for music students in pedagogical universities is discussed. The technique of forming the subject knowledge of music teachers is revealed, which is necessary for their professional activity in the digital educational environment. The author discusses new forms of work in the online mode, the necessary knowledge and skills in using the possibilities of broadcasting musical and methodical material on the Internet.

Key words: digital environment, information technologies, musical creativity, formalism in knowledge.

Е.Н. Бажукова, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гэрцена, преподаватель синтезатора

детской музыкальной школы № 31, г. Санкт-Петербург, E-mail: alena-nik67@yandex.ru

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОРМАЛИЗМА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

В статье рассмотрены новые возможности музыкального творчества в цифровой образовательной среде; вопросы, связанные с преодолением формального представления у педагогов-музыкантов об использовании информационных технологий в музыкально-образовательном процессе; обсуждается необходимость решения проблемы введения предмета «Музыкальная информатика» для студентов-музыкантов в педагогических вузах. Обсуждается методика формирования предметных знаний педагогов-музыкантов, необходимых для их профессионально-деятельностного функционирования в цифровой образовательной среде. Автором обсуждаются новые формы работы в режиме online, необходимые знания и умения в использовании возможностей трансляции музыкального и методического материала в сети Интернет.

Ключевые слова: цифровая среда, информационные технологии, музыкальное творчество, формализм в знаниях.

Основные тенденции развития современного музыкального образования и требования к уровню профессиональной подготовки педагогов-музыкантов включают умение вести образовательную деятельность в условиях функционирования цифровой образовательной среды, предоставляющей значительные возможности в организации образовательного процесса c применением современных сетевых распределенных форм деятельности.

В связи с этим, изменяются методы и формы преподавания музыкальных дисциплин, перед педагогами-музыкантами открываются новые возможности организации творческой деятельности с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3] и цифровой образовательной среды.

Интернет стал «средой обитания» современного поколения, тех, кто родился в эпоху компьютеров. Этапы развития информационных технологий привели к тому, что информация, которая находится в изобилии вокруг нас, сама по себе бессмысленна, т. к. её очень много. Важны знания для переработки данной информации, для личной и профессиональной социализации. Педагог должен уметь правильно использовать информацию Интернет, знать и использовать новые методики и технологии, следовательно, обладать информационной компетентностью [4; 5].

Формирование новой модели образования связано с изменением характера информационных потоков, умением работать с информацией, выработкой проектного мышления. Можно сказать, что сегодня работают не компьютеры, а коммуникации.

В условиях функционирования современной цифровой образовательной среды эта проблема остро стоит именно в сфере музыкального и в целом художественного образования. Она обусловлена, в частности, необходимостью поиска и выработки новых форм передачи и трансляции многовековых высокохудожественных традиций музыкальной культуры, традиций русской школы музыки.

Очевидна необходимость создания перспективной методики, направленной на овладение педагогами-музыкантами адекватным уровнем современных средств информационных технологий в музыке и МКТ и знаниями в области информатики в целом как динамично развивающейся области знаний человека, которая активно влияет на методы и средства современных педагогических технологий [6; 7; 8].

Известны программы и методики обучения по дисциплине «Музыкальная информатика» следующих авторов: Д.В. Воло-гин, А.П. Ментюков, А.Г. Михайленко, Н.Г. Бреус, Т.И. Борониной, А.В. Харуто, в каждой выделены основные моменты работы, актуальные в определённый период развития информационных технологий, при анализе программ можно сделать вывод, что предусмотрены перспективы развития компьютерных технологий.

Сегодня возможности Интернет представляют для педагога-музыканта платформу для ведения образовательной деятельности с помощью цифровых технологий, создания образовательной среды, в которую будут включены все компоненты МКТ.

Музыкальное творчество не может существовать без слушателей, формы сохранение и передачи музыкальной информации могут быть различны, если раньше одной из форм были виниловые пластинки, магнитные ленты, то сейчас - цифровые и облачные технологии. Появились новые формы взаимосвязи -online форма проведения фестивалей и конкурсов, когда педагогу-музыканту необходимы знания и умения в использовании

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

возможностей трансляции материала в сети Интернет, владении различными видами записи и обработки информации для размещения музыкального материала и т. д. [9; 10]. Преподаватель-музыкант должен обладать знаниями, которые помогут ему разбираться в форматах сохранения, способах и средствах передачи музыкальной информации, Таким образом, современному педагогу-музыканту необходимо знать о новых технологиях, которые появляются вместе с развитием сети Интернет, Некоторые из них возникли совсем недавно и не успели получить более глубокое теоретическое и методическое обоснование, не прошли проверку временем.

Возникла необходимость ввести предмет «Музыкальная информатика» в педагогических вузах, что, в свою очередь, внесёт корректировку в содержание других учебных дисциплин, так как появляются новые межпредметные взаимодействия и другие возможности для творчества с применением МКТ в современной цифровой образовательной среде. Содержание теоретического материала предмета «Музыкальная информатика» должно быть доступной для изучения и применения, давать такой уровень фундаментальных знаний, которые могли бы обеспечить практическую направленность профессиональной деятельности педагога-музыканта.

В процессе исследования мы определили потребность знаний для ведения профессиональной деятельности в области цифровых технологий у педагогов-музыкантов, выявили пробелы в знаниях, и определили этапы формирования информационных знаний, необходимых для работы в цифровой среде:

I этап - формирование элементов информационной культуры в процессе ознакомления с программами для работы с музыкой, электронным музыкальным инструментом (ЭМИ) [11; 12].

II этап - овладение методами и средствами информационных технологий для решения задач, направленных на формирование навыков рационального использования МКТ в профессиональной деятельности.

III этап - формирование собственной сетевой среды обучения с использованием сервисов Web 2.0.

IV этап - методы и формы работы в режиме online.

В ходе исследования, мы определили темы, которые необходимо дополнительно внести в предмет «Музыкальная информатика»:

- Формирование представлений об информации.

- Общекультурные навыки работы с информацией: грамотное использование источников информации, оценка достоверности, умение правильно организовать информационный процесс, оценка информационной безопасности.

- Освоение средств передачи информатизации и информационных технологий.

- Овладение информационными и коммуникационными технологиями для формирования и реализации сетевой среды обучения.

- Возможности коллективной творческой деятельности при работе в браузере в режиме online.

Работа в цифровой образовательной среде направлена на повышение эффективности музыкального образования с применением МКТ в обучении. Педагоги-музыканты, использующие МКТ, получают ответы на профессиональные вопросы в процессе преподавания музыкальных дисциплин, имеют возможность самообразования (см., например, цифровую образовательную среду профессиональной деятельности педагога-музыканта, представленную в [13]).

Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.

Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.

Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург, 2011.

Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития, 2015; 12: 428 - 432.

Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Под редакциейС.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

9. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

10. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышения операционности знаний музыкантов-педагогов в области информационных технологий. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 186 - 190.

11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

13. Бажукова Е.Н. Школа музыки online. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ lssues/1_5.html

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. V sbornike: Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost'Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazii upravleniya. 2016: 224 - 228.

4. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

6. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2011.

7. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 12: 428 - 432.

8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Pod redakciejS.V. Klyagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

10. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij muzykantov-pedagogov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 190.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

13. Bazhukova E.N. Shkola muzyki online. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 37.017.7

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Plotnikov K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), music teacher, Irkutsk Municipal Autonomous Educational Institution Center of Education (Secondary School) No. 47 (Irkutsk, Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN SOLVING THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL AND INFORMATION SPACE OF CHILDHOOD (IN THE LIGHT OF THE PRINCIPLE OF OPPOSING THE POLAR CIVILIZATIONS). Pedagogical support of children's development of music and computer technologies is presented as one of the solutions to a problem of the educational and information space oriented to childhood. One of the ways to solve these problems the authors see in music education, based on the best traditions of Russian multinational culture and on highly artistic samples of modern music. The represented model of such a system is characterized as complex, as it is realized in the directions of formation of the general basic (and initial) and additional, inclusive, professional pedagogical, professional musical, continuous. In the basis of the mechanism for implementing the educational process in the conditions of the digital educational environment, creative potential is considered that the person is able to disclose in himself, using the possibilities of music and computer technologies competently.

Key words: childhood, educational and information space, music computer technologies (MCT).

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

К.Ю. Плотников, канд. пед. наук, учитель музыки Центра образования № 47 Иркутска, г. Иркутск, E-mail: zvukimus@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСТВА (В СВЕТЕ ПРИНЦИПА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПОЛЯРНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ)

Педагогическое сопровождение освоения детьми музыкально-компьютерных технологий представлено как одно из решений проблемы воспитательно-информационного пространства, ориентированного на детство. Один из путей решения этих проблем авторы видят в музыкальном образовании, опирающемся на лучшие традиции русской многонациональной культуры и на высокохудожественные образцы современной музыки. Представляемая модель такой системы характеризуется как комплексная, поскольку реализуема в направлениях образования общего основного (и начального) и дополнительного, инклюзивного, профессионального педагогического, профессионального музыкального, непрерывного. В основании механизма реализации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды рассматривается творческий потенциал, который способен раскрыть в себе человек, грамотно используя возможности музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: детство, воспитательно-информационное пространство, музыкально-компьютерные технологии (МКТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.