Научная статья на тему 'Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования'

Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
436
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ / RECORDING STUDIO / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSIC PEDAGOGY / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / MUSICAL CREATIVITY / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова И. Б.

В настоящее время цифровые технологии широко используются в творчестве музыкантов, что обусловлено распространением и воспроизведением ценностей культуры в перспективе Digital Humanities. На цифровом принципе основан выпуск аудиозаписей на различных носителях, а также многочисленные возможности компьютерной обработки звука. Цифровые технологии широко используют в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов. В статье рассматриваются методические аспекты преподавания основ компьютерной студии звукозаписи в условиях формирования новых творческих перспектив профессиональной деятельности педагога-музыканта, обусловленных необходимостью использования музыкально-компьютерных технологий в процессе сохранения, исторической преемственности и трансляции накопленных человечеством культурных ценностей в условиях функционирования новой высокотехнологичной информационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER RECORDING STUDIO AS A MUSICAL CREATION TOOL: METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERPRETATION

Currently, digital technology is widely used in the work of musicians, due to the spread and reproduction of cultural values in the long term Digital Humanities. The digital principle is based release of audio in different media, as well as numerous possibilities of computer processing of sound. Digital technology is widely used in the professional work of teachers-musicians. The article considers methodological aspects of teaching the basics of recording computer studio in the formation of new creative prospects for professional work teacher-musician due to the necessity of the use of music and computer technology in the process of preservation, historical continuity and broadcast accumulated by mankind cultural values in the functioning of the new high-tech information educational environment.

Текст научной работы на тему «Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования»

References

1. Semenov V.A. Sovremennaya shkola igry na bayane: uchebnoe posobie. Moskva: Muzyka, 2007.

2. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.

3. Gorbunova I.B., Belov G.G. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

4. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

7. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 321.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher,

Educational-Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

COMPUTER RECORDING STUDIO AS A MUSICAL CREATION TOOL: METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERPRETATION. . Currently, digital technology is widely used in the work of musicians, due to the spread and reproduction of cultural values in the long term Digital Humanities. The digital principle is based release of audio in different media, as well as numerous possibilities of computer processing of sound. Digital technology is widely used in the professional work of teachers-musicians. The article considers methodological aspects of teaching the basics of recording computer studio in the formation of new creative prospects for professional work teacher-musician due to the necessity of the use of music and computer technology in the process of preservation, historical continuity and broadcast accumulated by mankind cultural values in the functioning of the new high-tech information educational environment.

Key words: recording studio, music pedagogy, electronic musical instrument, music computer technologies, information technology, music, musical creativity, musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории

«Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Гзрцена, проф. каф. информатизации образования,

РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

КОМПЬЮТЕРНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ КАК ИНСТРУМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛКОВАНИЯ

В настоящее время цифровые технологии широко используются в творчестве музыкантов, что обусловлено распространением и воспроизведением ценностей культуры в перспективе Digital Humanities. На цифровом принципе основан выпуск аудиозаписей на различных носителях, а также многочисленные возможности компьютерной обработки звука. Цифровые технологии широко используют в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов. В статье рассматриваются методические аспекты преподавания основ компьютерной студии звукозаписи в условиях формирования новых творческих перспектив профессиональной деятельности педагога-музыканта, обусловленных необходимостью использования музыкально-компьютерных технологий в процессе сохранения, исторической преемственности и трансляции накопленных человечеством культурных ценностей в условиях функционирования новой высокотехнологичной информационной образовательной среды.

Ключевые слова: студия звукозаписи, музыкальная педагогика, электронный музыкальный инструмент, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке, музыкальное творчество, музыкальное образование.

В настоящее время цифровые технологии широко используют в профессиональной звукозаписи, в том числе в работе педагогов-музыкантов. На цифровом принципе основан выпуск аудиозаписей на различных носителях, а также многочисленные возможности компьютерной обработки звука - как компьютерной звукорежиссуры, так и компьютерного анализа звука для различных целей [1; 2; 3]. «В студии звукозаписи с музыкантом работает звукорежиссёр. При помощи электроакустических приборов он выстраивает акустическое пространство (меняя его объем, внутреннюю структуру, насыщенность звуковыми «объектами»)

и фактурно-звуковой баланс (выделяя или микшируя планы фактуры), монтажирует целое, шлифует свойства звука - его тембр, динамику, атаку. Разумеется, эти процедуры отражаются на интерпретации исполнителя. Тем самым звуковоспроизведённое содержание перестает быть сугубо личностно-исполнительским, а "фонографическая интерпретация" (термин Н.П. Корыхаловой) становится интерпретацией звукорежиссёрски откорректированной» [4]. (Необходимо сразу же оговориться, что среди компьютерно-музыкальных технологий существуют две тесно связанные между собой, но концептуально совершенно различные:

аудио- и MIDI-технологии. Различные варианты работы с цифровым аудио тоже можно условно разделить на два направления - запись, обработку готовых звуков и синтез звука, фактически, «с нуля». Мы рассматриваем запись и обработку готовых звуков (цифровое аудио) в современной компьютерной студии звукозаписи.

С развитием музыкально-компьютерных технологий (MKT) [5; 6; 7] педагоги-музыканты получают возможность создания всё более качественных фонограмм. Средства цифровой фильтрации и обработки фонограмм дают практически неограниченные возможности в создании элементов звучания, определяемые только художественно-эстетическими воззрениями музыканта. Для этого разработаны специальные аппаратные и программные средства, удобные в обращении и понятные специалисту с музыкальным образованием.

Для того чтобы произвести звукозапись или обработку звука, слабые колебания, обусловленные колебаниями мембраны микрофона, необходимо усилить, смешать в регулируемых соотношениях с сигналами от других микрофонов и других источников звука (магнитофонов, синтезаторов, плееров, проигрывателей и др.), и, наконец, подать на динамические головки звуковых колонок (или любых акустических систем).

Для смешивания звуковых сигналов служит микшерный пульт. На любой современной звуковой карте имеется встроенный виртуальный микшерный пульт, и на драйвере устройства (программном обеспечении, обсуживающем аппаратное устройство, в данном случае - звуковую карту) есть специальная программа-эмулятор, с помощью которой можно управлять встроенным микшером. Кроме того, оногиесовременные музыкальные профессиональные программные среды имеют виртуальные микшеры, управление которыми осуществляется с помощью специальных п^фаммных^едств, одрака в данном случае мы говорим о микшерном пульте как о специальном аппаратном средстве, явлдющеопя овниммзосновных элементов электронной студии звукозаписи, качество которого во многом определяет возможносте РдудинноС в 6отызд5ыом.

Для качественной записи используются микрофоны различной конфигурации и с различными оариктщристикавп направленности. При работе внутри студии, имеющей ограниченный объем пространства помещения, более подходящими могут быть микрофоны конденсаторного типа. Овио^вдаыисысзкой ч^сзвив тельностью и широкой направленностью действия.

Для записей больших коллеквсвов(оора, орвесороидп.) используются электретные широкополосные микрофоны. Вокальные и инструментальные диноаючрскае мвхпсфсюысенее активны в передаче тончайших нюансов звучания, нежели конденсаторные или электретные, потомочтоони"усаиливавт" минимум лишних шумов и могут быть незаменимы в том случае, когда невозможно обеспечить достаточный уровень звукоизоляции.

Однако не менее ответственным моментом для качества сделанной записи является правиернаерчтанрока впгсофрнов, поэтому определение необходимой позиции микрофонов - один из наиболее важных аспектов записомЕоЬ1ки,РниоооЕрых сюм чаях перемещение микрофона всего на несколько сантиметров может радикально изменить качерпвти хтврктер получаемого звука.

Ещё один очень важный момент записи связан с тем, что большинство акустических инструмантовр^идаетия вртредв-лённом пространстве для звучания, чтобы все элементы их тембра сложились в правильных пропдпцияо.Дмсшксвбдизкое рав-положение микрофона может нарушить эти пропорции и сделать слышимыми механические призвуыА,исдаваомыв инотсамечо-ми, например, поскрипывание смычков струнных, стук молоточков фортепиано, похлопывание клипагов ды/оивоюрнсопумевтеа и т.п.

Для сценической деятельности наиболее подходящими являются магнитодинамические мидрофоеымвньшей ч^сыои-тельности и более узкой направленности. Необходимо также учитывать правила размещения звукового оборудования в студии. Прежде всего, это касается размещения источников звука, микрофонов и звуковых колонок. Микрофоны размещаются как можно ближе к звучащей части музыкального инструмента и как можно дальше от колонок (рис. 1).

В процессе работы со звуковым материалом одной из наиболее часто востребованных задач является необходимость

Рис. 1. Размещение звукоусилительного оборудования

свести вместе звучание нескольких звуковых файлов (часто от разных источников, созданных и обработанных с помощью раз-оысных вопардпныя исриграммрым свздссв". По-абного ровд задачи решались ранее с помощью сведения вместе звучания врехрсыалрeлюгыxвоаc-ФИквыигоквпсльнвго магниысфонп. Однтиз вростeйычxыазфижнсыиeй дпс ыешепия подобндго рода задач сегодня - использование программы обработки звука ЫounР0orgв, Фвыыaкo,фaйсы, oдндфроосeceнньывд5чтсы невозможно в дальнейшем разделить, что является чаще всего неоДходраим ^осо^вдспсы^^с^се дaиснeоыдс теорчзской работы с изначально созданным звуковым материалом. Для таких ссвыаев д^н^а^с^к^н^а^н^г^в cведозряттзстбoтснcпациельный класс программ с соответствующим названием - системы мно-горaсвльнйгocвeдпсия.CaмымисмcпатcтpaнCнныюи из ниа веасвоящеевре мпявияютсюРгоГоо/аиЛdoCнAud--iрn. Эти программы позволяют музыканту обращаться с музыкальным фсте0иaсдд дик мс, какигфчоыЯоте дпа^!^«анальным магри-тофоном: звукорежиссёр оперирует параметрами воспроизве-выния ксп-ой зсуковой «дс^ртжосв^т^си ен5cаидoфыбно тыоу, как во время сведения с помощью многоканального магнито-фонп опeрсpоыввскула5opжюымa ^^с^^шеыпом посстеи друеими студийными приборами. «Чисто» компьютерные системы дают звукысежизтёси возмотрость яровзояга-ли^вкрсочовь вточняствю, как пов^иеи^-эк иро параметрам звука, посредством технологий «простого рисова-м я »тгзвсющие.

Кроме коммутации звуков в студии происходит коммутация „обр!™й.Дияoдиoзнaрвoге свыпoзюaвоюис в ^редачосвгна-лов и для соединения электронных музыкальных инструментов ЫУМИ) [8; Ы; 1П] другсдроеос был созсао стансаррМыЬв С помощью MIDI различные инструменты передают «друг другу» ин--ирмацию о событяях, токех какнасало в 0l"00сaнсяз0yзтния сой илииной нояд^з^^^нв еровсыгромкиcтс,вклдоeнаии выключение магнитофона и др. Схематически этот процесс мож-сы поедсзавсть тамга к повазенондриа^.

Особо отметим, что ЭМИ обладает политембральностью ымниготемяровоспьы) и посвфониеп с^ ^^с- гвлосов и оолие) и жю жет быть выполнен как в виде конкретного устройства (сэмплер-ыогейEиларынтезaиoвноор мидвяя сс еюeсвaлоныдyысpоИcтиoм управления (или без него), например, в виде традиционной фор-ваквысмс можедйвыятьдпсифрессявв-ятсиа-эмйлясер,спса влввваяиосько адш^ ыдп.яфесмнвгс обеспечения музыкального компьютера (МК) [11].

Отметим, что каждый из основных приборов, составляющих звуковой тракт, имеет диапазон допустимых значений, поэтому в процессе звукозаписи и звуковоспроизведения необходимо наличие усилительных устройств. При превышении уровня входного сигнала на любом этапе звукоусиления (особенно при цифровой записи) будут слышны заметные искажения. Поэтому желательно применение частотных фильтров.

Рис. 2. Коммутация МЮ1-событий

Для управления тембром звука в современных компьютерных студиях звукозаписи служатособые частотные фильтры, в основе которых лежат «электронные резонаторы». Они настро-

ены на различные частоты, повышающие или понижающие уровень разных призвуков по желанию звукорежиссёра. Это и есть своеобразные «электронные музыкальные инструменты», которые используются в электронной студии звукозаписи наряду с традиционными музыкальными инструментами.

В целом тракт звукозаписи в компьютерной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей студии выглядит так, как показано на рис. 3.

Отметим, поскольку каждый из основных приборов, составляющих звуковой тракт, имеет диапазон допустимых значений, необходимо наличие усилительных устройств. При превышении уровня входного сигнала на любом этапе звукоусиления (особенно при цифровой записи) будут слышны заметные искажения. Поэтому желательно применение частотных фильтров.

Для управления тембром звука в современных компьютерных студиях звукозаписи служат особые частотные фильтры, в основе которых лежат «электронные резонаторы». Они настроены на различные частоты, повышающие или понижающие уровень разных призвуков по желанию звукорежиссёра. Это и есть своеобразные «электронные музыкальные инструменты», которые используются в электронной студии звукозаписи наряду с традиционными музыкальными инструментами.

I

(С)

I

Микрофон

Микрофонный прсдусилшсль

микшерным пулы

О до О А* О Л2 О АЗ

входном

усмлмгёль пулы 4)

Окоапай;ср

Оконечное оборудование

Сумматор

Оконечным

усилитель

мощности

Рис. 3. Тракт звукозаписи

Рис. 4. Применение частотных фильтров

Значительную роль в управлении электронными тембрами (и в процессе создания самихтембров),атанев процессе звукосинтеза и звуковой обработки при создании «звуковой картины» играю звуковые частотные фильтры (рис. 4; подробнее изложено в [12; 13; 14]). Широкое применение сегодня нашли многополосные сквалаТзеры.

С помощью МК и программ обработки звука (таких как Sound Forge, Steinberg WaveLab, Adobe Audition и некоторых др.) можно производитьчастотнуюобработкузвука иы^фровем виде. Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи (ЦАП и АЦП) обозаеетьто содсржмс фимьтры. Например, частоты, лнжа-щие выше половины частоты дискретизации, при оцифровке ото-братятсярспрасильноибмдутвсспьыынисттьея какпамехамеи искажения. Чтобы этого избежать, перед оцифровкой сигнала высоыыисчестсыыроаыыютспепомощсюДильтба, и вртдульсатс оцифрованный сигнал оказывается свободным от возможных искажений (подробно изложено в работах [15; 16]).

СаебвыиыыыОыХтпХХ ссосетият момстта, согда кол-пьютеры стали способны полноценно обрабатывать звуковую инфодлициювсе аоьнатвтемени, пьясилисено все детеды интерактивного взаимодействия пользователя с музыкальной модсдтю[17],сфотмиьовьаисхневв1е озтпяхынсМКтаонт инструмент музыканта [11]. Получили развитие направления, связанные с аоылизоюи моделивованиемпроцстсамузыкарного творчества, которые открывают новые возможности, как в области теории музыки, так и психологии музыкального творче-стватцелтОы

Всё это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разМимсющехся всоыеемениыхМЗт; с Аррсоажосторонс!, необходима подготовка специалистов технического профиля, име-ющох ocдoвсloТыPгoмосыиaжьнoыы обьзиовоеия ивладеющил знаниями в области программирования звука, звукосинтеза,

аудиоинжиниринга, звукотембрального и музыкального программирования [18; 19], моделирования музыкально-творческих процессов [20; 21] и профессионально владеющих технологиями студийной звукозаписи, МКТ-программами, специалистов, способных заниматься моделированием как одним из перспективных методов объективного исследования музыкального творчества. Этим объясняется создание специальных, ориентированных на широкую аудиторию обучаемых, учебных курсов и учебных пособий, позволяющих на доступном уровне изложить основы акустики, и принципы работы МК и ЭМИ.

В последнее время обозначился значительный интерес музыкантов к МКТ, в частности к компьютерной музыке [22; 23]: многогранность, глобальная применимость компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость компьютерной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкаль-нойкультуре вцелом.

Существует много изданий, в которых с большей или меньшей степенью подробности освещён глобальный круг проблем, связанных с изложением данной темы. Особо отметим работы П. Бьюика «Живой звук. РА для концертирующих музыкантов» и В.Г. Динова «Звуковая картина». В них изложены такие вопросы, как озвучивание залов и открытых помещений, звукорежиссура «живых» концертов, расчет акустики помещений, выбор микрофонов, микшерных пультов и звукоусилительной аппаратуры, коммутация, физика звука, MIDI-технологии и мн. др. Однако вопросы методики и, что особенно важно, методологии представления рассмотренных в статье актуальных тем и вопросов использования компьютерной студии звукозаписи как инструмен-

та творчества в профессиональной деятельности педагога-музыканта, представлены недостаточно чётко и содержательно в системе современного профессионального (начального, среднего,

Библиографический список

высшего и дополнительного) и общего музыкального образования. Надеемся, что материалы нашей статьи послужат элементом для продолжения научно-методического дискурса.

1. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

2. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

3. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика, 2016; 4: 95 - 100.

4. Казанцева Л.П. Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект. Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУП, 2006: 37 - 38.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32-38.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура, 2015; 3: 44 - 47.

8. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.

9. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства: Теория и практика общественного развития, 2015; 22: 233 - 240.

10. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

11. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.

14. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки, 2014; 4 (208): 152 - 161.

15. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

16. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 104.

18. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В, Заливадный М.С. Музыкальное программирование: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

19. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития, 2015; 7: 213 - 218.

20. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 2014: 81 - 83.

21. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество: философия, история, культура. 2016; 12: 138 - 143.

22. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.

References

1. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGpU im. A.I. Gercena, 2012.

2. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016; 4: 95 - 100.

4. Kazanceva L.P. Muzykal'noe proizvedenie v sovremennoj audiovizual'noj srede: lichnostnyj aspekt. Sovremennye audiovizual'nye tehnologii v hudozhestvennom tvorchestve i vysshem obrazovanii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUP, 2006: 37 - 38.

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej red. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32-38.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 3: 44 - 47.

8. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.

9. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva: Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 22: 233 - 240.

10. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.

14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki, 2014; 4 (208): 152 - 161.

15. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.