мационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному. Вот некоторые программы, которые можно использовать на разных этапах урока:
1. При изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point).
2. Закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);
3. Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4. Самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «1С: Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
5. Тренировка конкретных способностей учащегося (память, мышление) [2].
Хотелось бы отметить, что в информационном обществе, когда главным ресурсом является информация, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Необходимо повысить качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применять активные методы обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; разработать новые информационные технологии обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение
Библиографический список
средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; разработать информационные технологии дистанционного обучения; совершенствовать программно-методического обеспечения учебного процесса. Это все и есть задачи, которые стоят перед информатизацией образования. А мы знаем, что информатизация - это есть процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.
Появилось новое направление деятельности педагога -разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
«Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения» [3].
Как показал анализ образовательной практики - опыта применения ИКТ учителями страны, применение ИКТ способствует:
- активному использованию Интернет ресурсов не только педагогами, но и учащимися - например, при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.;
- вовлечению учащихся в сознательную деятельность по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа;
- формированию у учащихся готовности к жизни в информационном обществе, культуры использования персонального компьютера как средства решения задач различных сфер деятельности.
1. Ипполитова М.И. Формирование познавательной активности учащихся в процессе проблемного изложения материала учителем (при изучении предметов гуманитарного цикла). Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 1977.
2. Сексенбаева Ж.Б ИКТ в работе русоведа. Available at: https://mfourok.ru/ikt-v- rabote-rusoveda-2337584-page2.html
3. Ткаченко Е.С. Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе для повышения качества образования. Available at: http:// www.rusnauka.com/13_EISN_2012/Matemathics/2_107497.doc.htm
References
1. Ippolitova M.I. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya v processe problemnogo izlozheniya materiala uchitelem (pri izuchenii predmetov gumanitarnogo cikla). Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1977.
2. Seksenbaeva Zh.B IKT v rabote rusoveda. Available at: https://infourok.ru/ikt-v-rabote-rusoveda-2337584-page2.html
3. Tkachenko E.S. Ispol'zovanie IKT v uchebno - vospitatel'nom processe dlya povysheniya kachestva obrazovaniya. Available at: http://www. rusnauka.com/13_EISN_2012/Matemathics/2_107497.doc.htm
Статья поступила в редакцию 07.04.18
УДК 378 13.00.02
Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MUSIC INFORMATICS AS A COMPONENT OF MUSICAL EDUCATION. The article presents a program on "Music Informatics" for future teachers and musicians. The work shows stages of forming of the knowledge of teachers-musicians in the field of digital information technologies. The author reveals forms of work online, the necessary knowledge and skills in the use of broadcast material in the Internet, the use of various types of recording and processing information of the music material, etc. The author focuses on the need to study the content components of music education, based on the inclusion of the concepts of "music computer", "electronic musical instrument" in the system of training teacher-musician in the field of information technology and music informatics. The author pays special attention to the role of music-computer and cloud-oriented technologies in the system of modern music education.
Key words: music computer, electronic musical instrument, system of teacher-musician training, information technologies in music, Music Informatics, music computer technologies, mobile technologies, modern music education.
Е.Н. Бажукова, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена программа «Музыкальная информатика» для будущих педагогов и музыкантов, этапы формирования знаний педагогов-музыкантов в области цифровых информационных технологий. Представлены формы работы в режиме онлайн, необходимые знания и навыки в использовании широковещательного материала в сети Интернет, использование различных видов записи и обработки информации к музыкальному материалу и др. Автором акцентируется внимание на необходимости изучения содержательных компонентов музыкального образования, основанных на включении понятий
«музыкальный компьютер», «электронный музыкальный инструмент» в систему подготовки педагога-музыканта в области информационных технологий и музыкальной информатики. Автор уделяет особое внимание роли музыкально-компьютерных и облачно-ориентированных технологий в системе современного музыкального образования.
Ключевые слова: музыкальный компьютер, электронный музыкальный инструмент, система подготовки педагога-музыканта, информационные технологии в музыке, музыкальная информатика, музыкально-компьютерные технологии, мобильные технологий, современное музыкальное образование.
Очевидна необходимость создания перспективной методики, направленной на овладение педагогами-музыкантами адекватным уровнем современных средств информационных технологий в музыке и МКТ и знаниями в области информатики в целом как динамично развивающейся области знаний человека, которая активно влияет на методы и средства современных педагогических технологий [1 - 5].
Опираясь на профессиональные стандарты соответствующего раздела Единого квалификационного справочника (ЕКС) педагоги и преподаватели дополнительного образования, а также профессионального обучения, должны обладать компетенциями соответствующими современному времени, а именно уметь вести профессиональную деятельность в высокотехнологичной цифровой образовательной среде, с грамотным её применением, овладеть всеми средствами профессиональной ориентации в данных условиях для достижения учащимися определённых установленных результатов [7 - 11].
Известны программы и методики по «Музыкальной информатике» следующих авторов: Д.В. Вологин (2002), А.П. Ментю-ков, А.Г. Михайленко, (2004), Н.Г. Бреус (2012), Т.И. Борониной, А.В. Харуто, в каждой выделены основные моменты работы, актуальные в определённый период развития информационных технологий, при анализе программ можно сделать вывод, что предусмотрены перспективы развития компьютерных технологий.
Введены в музыкальную практику методики преподавания с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) (ГГ. Белов, В.О. Белунцов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, А. Камерис, И.М. Красильников, Ю.В. Петелин, Ю.И. Евдан и др.).
В настоящее время преподаватели музыкальных дисциплин находятся в условиях функционирующей цифровой образовательной среды, применяя МКТ, переосмысливают образовательный процесс, «переформулируют» цели и задачи обучения; учитывая сетевые образовательные ресурсы, выбирают новый путь с использованием коммуникационных образовательных ресурсов [12 - 16].
Библиографический список
Но остаётся проблема формализма знаний педагогов-музыкантов в области информационных технологий. Проанализировав программы и методики вышеперечисленных авторов, учитывая компетентность преподавателей в области современных информационных технологий, мы определили этапы, которые необходимо внести в программу обучения педагогов-музыкантов:
1. Ввиду того, что в школе предмет информатики был введён в 90-х гг., преподаватели, которые на тот момент уже окончили учебные заведения, не имеют начальных знаний в области информатики, в методику преподавания музыкальной информатики необходимо ввести базовые знания по Информатике, которые рассматриваются в средней школе в рамках общеобразовательного предмета информатики.
2. Развитие информационных технологий не стоит на месте, следовательно, методики преподавания «Музыкальной информатики» дополняются и изменяются. На наш взгляд необходимо внести знакомство с возможностями Интернет технологий, которые открывают новые формы коллективного педагогического взаимодействия, такие как: создание сайта, видеоканала, виртуального класса, различных форм музыкального творчества и т. д.
3. Возможности Web-браузера и опИпе программ, которые, не нужно покупать и устанавливать программное обеспечение на персональный компьютер. Данные online программы позволяют решить главную и очень нужную задачу - удалённого совместного творчества, когда, находясь в различных точках земного шара, при наличии Интернет, появилась возможность создавать музыку, обучать музыкальному искусству [17 - 24].
При разработке программы по предмету «Музыкальная информатика» нами учитывались объективные этапы работы, обеспечивающие необходимый уровень информационной поддержки и платформу для творческой самореализации, которые, в настоящее время, необходимы педагогам-музыкантам для ведения профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде [25 - 31].
1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.
2. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.
3. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург, 2011.
4. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышения операционности знаний музыкантов-педагогов в области информационных технологий. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 186 - 190.
5. Карпец М.И. К вопросу о преподавании дисциплины «Электронная музыка и электромузыкальные инструменты». Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы X Международной научно-методической конференции. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2006: 196 - 197.
6. Бакуменко М.Н. Философско-эстетические приоритеты минимализма: между авангардом и постмодернизмом. Идеи и идеалы. 2011; Т. 1. № 2: 140 - 152.
7. Бакуменко М.Н. Вопросы теории паттерна в музыке ХХ века. Проблемы музыкальной науки. 2011; 2: 205 - 213.
8. Бакуменко М.Н. О векторах развития дисциплины «СИНТЕЗАТОР» в контексте современного музыкального образования. Инновационные формы преподавания в ДМШ и ДШИ. Лаборатория музыкальной семантики; Международный центр «Искусство и образование»; Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова. Москва, 2013: 34 - 38.
9. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456-461.
10. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.
12. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
13. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Рим-ского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 208 - 211.
14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
15. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
16. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: теория и практика. Saarbrücken, 2016.
17. Горбунова И.Б., Заливадный M.^ Mузыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Tруды Mеждународной научно-теоретической конференции. Отв. за вып. О.Д. Шипунова. 2014: 81 - 83.
18. Горбунова И.Б., ^биткина Э.В. Mузыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.
19. Горбунова И.Б., Заливадный M.^, ^звпич И.О. ^мплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.
20. Горбунова И.Б., Заливадный M^. Mузыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; T. 2; № 4: 164 - 168.
21. Горбунова И.Б. Mузыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.
22. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Российский государственный педагогический университет им. A^. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
23. Горбунова И.Б., Заливадный M^. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.
24. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Mузыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.
25. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
26. Горбунова И.Б., Помазенкова M^., ^эвпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 219.
27. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010: Mатериалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. A^. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. РимскогоЖорсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
28. Горбунова И.Б., ^звпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.
29. Горбунова И.Б., Гончарова M^. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016; 6: 3.
30. Горбунова И.Б., Помазенкова M^. Mузыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 82.
31. Бажукова E.H. Школа музыки online. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
2. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.
3. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2011.
4. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij muzykantov-pedagogov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 190.
5. Karpec M.I. K voprosu o prepodavanii discipliny «'Elektronnaya muzyka i 'elektromuzykal'nye instrumenty». Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya v gumanitarnom vuze: materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Sankt-Peterburgskij gumanitarnyj universitet profsoyuzov. 2006: 196 - 197.
6. Bakumenko M.N. Filosofsko-'esteticheskie prioritety minimalizma: mezhdu avangardom i postmodernizmom. Idei i idealy. 2011; T. 1. № 2: 140 - 152.
7. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemymuzykal'nojnauki. 2011; 2: 205 - 213.
8. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny «SINTEZATOR» v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya vDMSh iDShI. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr «Iskusstvo i obrazovanie»; Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456-461.
10. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
11. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.
12. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
13. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.
14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
15. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
16. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vyp. O.D. Shipunova. 2014: 81 - 83.
18. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.
19. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.
20. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 168.
21. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
22. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
23. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
24. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.
25. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
26. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.
27. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
28. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.
29. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka.
2016; 6: 3.
30. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.
31. Bazhukova E.N. Shkola muzykionline. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
13.00.08
Bakumenko M.N., Cand. of Art History, senior lecturer, Novosibirsk State Conservatory n.a. M.I. Glinka (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
WAYS OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS WITH THE USE OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN SECONDARY AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Today the process of learning to play electronic instruments has gone through more than twenty years of development. The first contests and festivals of electronic instrument performers in the early 2000s gathered a large number of participants across Russia and illustrated the urgent interest in the direction of both students and teachers of children's music schools and children's arts schools. "Synthesizer classes" as an independent area of study appeared by 2010-2015 not only in the central part of Russia, but also in many cities of the Urals and Siberia. New sections and methodological associations of teachers working in the new direction also have been formed. The article deals with the ways of realization of educational programs with the use of electronic musical instruments in secondary and higher educational institutions of the country.
Key words: electronic musical instruments, musical education, secondary vocational education, higher education.
М.Н. Бакуменко, канд. искусств., доц. Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
К настоящему времени процесс обучения игре на электронных музыкальных инструментах прошёл более чем двадцатилетний путь развития. Первые конкурсы и фестивали исполнителей на электронных инструментах в начале 2000-х собирали большое количество участников по всей России и стали иллюстрацией назревшего интереса к направлению как среди учащихся, так и преподавателей ДМШ и ДШИ. К 2010 - 2015 годам не только в центральной части России, но и во многих городах Урала, Сибири появились «классы синтезатора» как самостоятельное направление обучения, сформировались секции и методические объединения преподавателей, работающих в новом направлении. В статье рассмотрены пути реализации образовательных программ с использованием электронных музыкальных инструментов в средних и высших учебных заведениях страны.
Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, музыкальное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование.
За прошедшие 5 лет (с 2012 по 2017 год) автором статьи было проведено около 50 обучающих семинаров в Новосибирске, Омске, Томске, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре и многих других городах России, что позволило проследить процесс развития электронных инструментов «изнутри», работая в тесной взаимосвязи с преподавателями этого все еще нового и во многом экспериментального направления. Если на уровне ДМШ и ДШИ становление электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [1; 2; 3] уже приобрело некоторую системность, то с каждым годом становится все более актуальным развитие этого направления в средних и высших учебных заведениях, что послужит выстраиванию образовательной вертикали в инновационной для академического музыкального образования области. Новые технологии постепенно становятся частью образовательного процесса в образовательных учреждениях культуры и искусства среднего и высшего уровней. Опираясь на опыт учебных заведений Новосибирской, Свердловской, Томской, Кемеровской областей и других регионов в применении электронных инструментов, стало возможным выявить некоторые тенденции развития направления в целом. Однако прежде чем остановиться на этих тенденциях, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на начальном уровне образования.
За рассматриваемый период времени многие преподаватели-пианисты, теоретики, педагоги других специальностей ДМШ и ДШИ прошли обучение на курсах повышения квалификации, семинарах, поддерживаемых компаниями-производителями музыкальных инструментов. Спрос учащихся, родителей на но-
вое направление обуславливал интерес преподавательского сообщества и стал мощным стимулом развития для образовательного направления. Овладение средствами, которые пришли к музыкантам с появлением технологий, казалось достаточно простым, быстрым. Среди преподавателей сформировался стереотип, который связан с тем, что синтезатор представляется им аналогом фортепиано с дополнительным набором функций, которые сделают занятия более интересными и привлекательными. Однако обратной его стороной стало то, что, не вникая в технические возможности, в дополнительные выразительные средства, они зачастую получали результат, не сопоставимый с высокими образцами исполнения на традиционных академических инструментах, в том числе и в области электронной музыки.
Электронные инструменты вошли в систему начального музыкального образования, став неотъемлемой частью структуры фортепианных, эстрадных отделений. При этом казалось, что «синтезатор» уже стал инструментом равноправным в сравнении с фортепиано, скрипкой и другими инструментами. По сей день во многих регионах иллюзия «универсальности» инструмента продолжает главенствовать. Однако вследствие непрерывного обмена опытом, в других регионах эта иллюзия постепенно разрушаться, что привело к снижению количества участников конкурсов ЭМИ и более «взвешенному» отношению преподавателей к выбору репертуара, выразительных средств. Распространение многочисленных видеозаписей, конкурсная, концертная практика послужили тому, что художественные результаты первого, во многом экспериментального этапа развития