3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.
4. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
5. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.
8. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Сборник статей. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалыXIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.2015: 29 - 34.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4.
14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014: 97 - 100.
15. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016. № 9: 97-101.
16. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.
17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О необходимости обучения математическим методам исследования музыки в системе современного музыкального образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 6: 146 - 150.
18. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
19. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
References
1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke: Tom 4: Muzyka, matematika, informatika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013.
2. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XlV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
4. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
5. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.
8. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena.2015: 29 - 34.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4.
14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 97 - 100.
15. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016. № 9: 97-101.
16. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O neobhodimosti obucheniya matematicheskim metodam issledovaniya muzyki v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 6: 146 - 150.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
19. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
Статья поступила в редакцию 10.08.17
УДК 378
Davletova K.B., teaching methods specialist, City Methodological Association of Teachers "Electronic Musical Instruments", Saint-Petersburg House of Youth Creativity; teaching methods specialist, Center for Creative Development and Humanitarian Education "On Vasilievsky" (St.Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE RESULTS OF RESEARCH ON THE READINESS OF THE USE OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES AND ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN THE PROFESSIONAL WORK OF MUSIC TEACHERS. The article presents the results of a study conducted among music educators of the system of additional education for children. In connection with the change in the information and educational environment, new requirements are set for the level of professional training of music teachers.
The requirements to the level of contents of professional programs for the courses of professional development of teachers in the field of IT, MKT and EMR are being increased. The need to change the contents and purpose of professional development programs for music teachers using MKT is conditioned by the need to solve the tasks of forming competencies that allow the music teacher to practice practical pedagogical activity in a high-tech information and educational environment.
Key words: music teacher, information and educational environment, information training, professional activity, electronic musical instruments, additional education system, professional training.
К.Б. Давлетова, методист городского учебно-методического объединения педагогов учреждений дополнительного образования детей по направлению «электронные музыкальные инструменты», ГБНОУ «Санкт-Петербургский Дворец творчества юных»; методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», г Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
В статье представлены результаты исследования, проведенные среди педагогов-музыкантов системы дополнительного образования детей. В связи с изменением информационно-образовательной среды предъявляются новые требования к уровню профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Повышаются требования к уровню содержания профессиональных программ курсов повышения квалификации педагогов в области применения ИТ, МКТ и ЭМИ. Необходимость изменения содержания и цели программ профессионального развития педагогов-музыкантов с применением МКТ обусловлена потребностью решать задачи формирования компетенций, позволяющих педагогу-музыканту осуществлять практическую педагогическую деятельность в высокотехнологичной информационно-образовательной среде.
Ключевые слова: педагог-музыкант, информационно-образовательная среда, информационная подготовка, профессиональная деятельность, электронные музыкальные инструменты, система дополнительного образования, повышение квалификации
Изменения информационно-образовательной среды, модернизация российского образования предъявляют новые требования к уровню профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, диктуют необходимость разработки специального программно-методического обеспечения для обучения педагогов системы дополнительного образования детей, которое должно в большей степени учитывать их профессионально-личностные особенности, условия работы в Дворцах и Домах творчества, Центрах творческого развития [1]. Большую роль в этом процессе играет подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся информационно-образовательной среде (ИОС), учитывающей реальные возможности и основания её высокотехнологичной составляющей. Данные требования соответствуют основным положениям Концепции модернизации российского образования, в которой фиксируется такая важная задача образования, как формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей (ДОД), поскольку изменение ИОС требует от педагога-музыканта высокого уровня профессиональной компетентности, необходимой для освоения ИТ [2; 3; 4].
Необходимость внесения изменений в содержания и цели программ профессионального развития педагогов-музыкантов с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [5; 6; 7] обусловлена потребностью решать задачи формирования компетенций, позволяющих педагогу-музыканту осуществлять профессиональную деятельность в постоянно изменяющейся ИОС.
В Концепции развития дополнительного образования детей выделен раздел о развитии кадрового потенциала системы ДОД. Предусматривается формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального образования педагогических кадров системы ДОД: реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по образовательной программе; тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования; организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и др. [8; 9].
В связи с этим исследование проблемы подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта приобретает особую актуальность. В ряде работ изучены отдельные проблемы подготовки к профессиональной деятельности педагогов-практиков музыкантов: проблема развития профессиональной компе-
тентности педагога ДОД в процессе повышения квалификации (РП. Гуцалюк). Информационной подготовке педагогов-музыкантов посвящены работы Н.В. Белоусовой, И.А. Большаковой, И.Б. Горбуновой, А. Камериса, А.А. Панковой и др. Подготовке педагогов к профессиональной деятельности в современной информационно-образовательной среде посвящены исследования Е.В. Чернобай (подготовка учителя к проектированию учебного процесса); Т.Б. Павловой (подготовка преподавателя вуза к деятельности в ИОС); И.Ю. Степановой (проектирование подготовки педагога к профессиональной деятельности в вузе).
Однако целый ряд вопросов остался не затронутым и требует более детального изучения - не просто подготовка к профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в информационно-образовательной среде, повышение профессиональной компетентности в области применения средств МКТ и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [10; 11; 12], но и принципиально новый подход к обучению педагогов на курсах повышения квалификации: использование новых форм и технологий обучения, разработка и реализация современных профессиональных образовательных программ, учебно-методических материалов и формирования на их основе качественно новых результатов, поскольку образование в высокотехнологичной информационно-образовательной среде приобретает новое качество (В.В. Лаптев, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова). Быстрое обновление информации предъявляет современному педагогу иные требования [13; 14]:
- адаптация к изменяющимся условиям общества,
- приобретение необходимых для успешной работы знаний, применение их на практике для решения разнообразных задач;
- умение критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать рациональные пути их решения, используя современные технологии;
- умение работать с информацией: отбирать и обрабатывать информацию, эффективно использовать информационные ресурсы, в том числе и мировые, для решения поставленных задач;
- умение работать в коллективе.
Перечисленные требования диктуют необходимость постоянного обновления знаний. Актуальной становится концепция непрерывного образования, «образования без границ».
По исследованию готовности педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности в современной информационно-образовательной среде нами был проведен эксперимент. В эксперименте приняло участие 335 педагогов, использовались эмпирические методы: анкетирование, опросы, беседы, интер-
вьюирование, самооценка, изучение продуктов деятельности педагогов (самостоятельных, контрольных и творческих работ), наблюдение. На данном этапе проведенного педагогического эксперимента были изучены существующие явления - наличный уровень подготовленности (компетентности) педагогов-музыкантов, мотивация, уровень познавательной активности, определены степени использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, оценка потребностей в освоении ИТ в музыкальном образовании.
Большинство педагогов-музыкантов считают актуальным и своевременным наличие знаний в области современных ИТ, отмечают потребность в обновлении знаний в данной области и готовность повысить уровень своих знаний в области МКТ и ЭМИ.
Отдельные возможности ИКТ применяют в образовательной деятельности около половины опрошенных. Ресурсы Интернет (электронные образовательные ресурсы) в практической деятельности применяют 68% респондентов, лишь 35% опрошенных владеют навыками работы с программным обеспечением на основе МКТ.
На отсутствие знания в области современных ИТ и опыта практического применения ИТ и ЭМИ ответили больше половины респондентов (68%). В профессиональной деятельности возможности электронных музыкальных инструментов используют 45% педагогов-музыкантов: чаще для записи фонограмм в музыкально-театральных постановках, в классе эстрадного вокала (ансамбля), реже - как инструмент специального цикла и на предметах теоретического цикла дисциплин. Большинство респондентов (78%) испытывают потребность в обновлении знаний в области МКТ, в том числе, в области ЭМИ. На недостаточное количество разработанных учебно-методических материалов указали больше половины опрошенных.
Результаты опроса позволили выявить следующее: большинство педагогов-музыкантов готовы повысить знания в области освоения возможностей цифровых музыкальных инструментов. В то же время, в профессиональной деятельности ЭМИ используют меньше половины прошенных. Практически все опрошенные отметили недостаточный уровень разработанности профессиональных образовательных программ курсов системы ДОД по освоению современных музыкальных технологий. Сегодня об этом же говорит и Министерство образования и науки, о необходимости формирования современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров системы ДОД, поскольку изменение ИОС требует от педагога высокого уровня профессиональной компетентности, необходимой для освоения ИТ.
Библиографический список
Многие респонденты выразили интерес к ЭМИ и готовность получать знания в этой области, осваивать методику преподавания. Педагоги отметили важность обучения на курсах повышения квалификации для повышения профессиональной компетентности. Все опрошенные высказались за возможность выбора тем и глубины изучения материала. Из трудностей отметили недостаток учебно-методических материалов, отсутствие практического опыта преподавания МКТ и эМи, недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждения.
Во многих учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленные на повышение информационной компетентности педагогов-музыкантов. Несмотря на это, большинство педагогов не имеют соответствующей современным требованиям подготовки. Данные положения позволяют сделать вывод о целесообразности внедрения методики подготовки на основе применения современных МКТ, направленной на формирование информационной компетенции.
В целях решения проблемы нами разработана программа курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов системы ДОД. Теоретические и практические занятия призваны научить педагогов:
- применять современные технологии в образовательном процессе;
- применять в профессиональной деятельности ресурсы Интернет;
- внедрять и использовать электронные музыкальные инструменты в образовательном процессе, приобщая детей к высоким образцам музыкальной культуры;
- применять возможности ЭМИ в творческом процессе;
- применять формы, приемы и методы использования клавишного синтезатора в учреждениях ДОД;
- создавать условия для творческого развития учащихся, более полного раскрытия индивидуальности каждого через освоение современных технологий обучения [15; 16].
Обучение по программе дает возможность освоения основных сведений об использовании ИТ, МКТ, ЭМИ в профессиональной деятельности педагога-музыканта, повысит мотивацию к дальнейшему более глубокому, детальному изучению и освоению средств МКТ. Использование МКТ, эМи в учреждениях дополнительного образования детей поднимает на качественно новый уровень результаты обучения и воспитания, позволяет существенно расширить ресурсные возможности по работе с педагогами, обучающимися, их родителями.
1.
10. 11.
12. 13.
14.
15.
Давлетова К.Б. Формирование информационно-образовательной среды педагога-музыканта. Проблема человека в педагогических исследованиях: сборник научных статей Всероссийского Симпозиума молодых ученых 26 - 28 апреля 2017 г. Ред. совет: С.А. Писарева, И.В. Гладкая, Ю.С. Матросова, Н.М. Федорова, Т.Б. Шурилова. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 340.
Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html
Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014; 293 - 294.
Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. Ортин А.В. Структура и содержание информационной компетентности педагогов-музыкантов. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Сост. И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016: 190 - 196.
Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития, 2015. 12: 411 - 415.
Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24. Давлетова К.Б. ИОС как ресурс подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 390.
Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития, 2015; 21: 254 - 259.
Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Davletova K.B. Formirovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy pedagoga-muzykanta. Problema cheloveka v pedagogicheskih issledovaniyah: sbornik nauchnyh statej Vserossijskogo Simpoziuma molodyh uchenyh 26 - 28 aprelya 2017 g. Red. sovet: S.A. Pisareva, I.V. Gladkaya, Yu.S. Matrosova, N.M. Fedorova, T.B. Shurilova. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 340.
2. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html
3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014; 293 - 294.
4. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
8. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 4.09.2014 g.
9. Ortin A.V. Struktura i soderzhanie informacionnoj kompetentnosti pedagogov-muzykantov. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sost. I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2016: 190 - 196.
10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
11. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015. 12: 411 - 415.
12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.
13. Davletova K.B. IOS kak resurs podgotovki k professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 390.
14. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 21: 254 - 259.
15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
16. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 10.08.17
УДК 378
Davletova K.B., teaching methods specialist, City Methodological Association of Teachers "Electronic Musical Instruments", Saint-Petersburg House of Youth Creativity; teaching methods specialist, Center for Creative Development and Humanitarian Education "On Vasilievsky" (St.Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER. The article analyzes the modern information and educational environment as a necessity and an opportunity for music teachers to update knowledge, acquire skills in the field of development of MKT and EMR tools in order to improve the quality and effectiveness of the educational process in professional activities. Musical-computer technologies and digital musical instruments are treated as the main component of the IOS of a music teacher, as the most demanded in the sphere of musical and creative pedagogical activity, which must be introduced into the training of teachers in the courses of advanced training. This is due to the change in IOS and the development of a modern education system.
Key words: information and educational environment (IOS), music teacher, professional activity, music and computer technologies (MCT), electronic musical instruments (EMI), musical education.
К.Б. Давлетова, методист городского учебно-методического объединения педагогов учреждений дополнительного образования детей по направлению «электронные музыкальные инструменты» ГБНОУ «Санкт-Петербургский Дворец творчества юных»; методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
В статье рассматриваются возможности современной информационно-образовательной среды как необходимость для педагогов-музыкантов в обновлении знаний в области освоения средств МКТ и ЭМИ в целях повышения качества и результативности образовательного процесса в профессиональной деятельности. Музыкально-компьютерные технологии и цифровой музыкальный инструментарий как основной компонент ИОС педагога-музыканта, наиболее востребованный в сфере музыкально-творческой педагогической деятельности, необходимо вводить в обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Это обусловлено изменением ИОС и развитием современной системы образования.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда (ИОС), педагог-музыкант, профессиональная деятельность, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), электронные музыкальные инструменты (ЭМИ), музыкальное образование.
В современном обществе образование приобретает принципиально новое качество благодаря развитию информационных технологий, которые дают колоссальные возможности для человека получать информацию в том количестве, которое необходимо для его саморазвития и самосовершенствования. Актуальной становится концепция непрерывного образования.
Современные исследователи так же отмечают возросшую потребность педагогов в непрерывном образовании (С.Г. Вер-
шловский, И.А Колесникова, Д.Ю. Палант, Ю.В. Павлова, О.В. Ройблат, Ж.Б. Суртаева, Н.Н. Суртаева, и др.). Европейские страны, формируя политику непрерывного образования, обращают внимание на то, что образование становится ключевым показателем не только профессиональной успешности, но и личного успеха [1; 2]. Во многих развитых странах реализуется программа непрерывного профессионального образования педагогов-музыкантов (life-long learning - «обучение на протяжении