2. Апробированная методика по повышению стрессоустой-чивости студентов показала свою эффективность. Отмечается, что представленные тренинговые занятия студентов могут повышать стрессоустойчивость к стрессору одной модальности, и снижать восприимчивость к стрессорам другой модальности. Показано, что в тренинговых занятиях воздействие на испытуемых с помощью стресс фактора (болевого) была отмечена ре-
Библиографический список
зистентность у испытуемых экспериментальной группы к комплексу факторов окружающей среды (акустические, зрительные, психо-социальные и эмоциональные стрессоры).
3. Воздействие физических факторов окружающей среды на психофизиологическое состояние испытуемых выявило два уровня стрессоустойчивости учащихся: стрессонеустойчивые студенты (26%) и стрессоустойчивые студенты (74%).
1. Глебов В.В. Акмеологические и психофизиологические аспекты изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы. Акмеология. 2014; 1 (49): 161 - 164.
2. Питкевич М.Ю., Аракелов ГГ., Глебов В.В. Стрессу нет: путь избавления и сохранения здоровья. Монография. Минск, 2016.
3. Глебов В.В. Психофизиологические особенности профессиональной адаптации работников высшей школы. Акмеология. 2014; S1-2: 258.
4. Питкевич М.Ю., Аракелов Г.Г. Влияние образовательной среды на стрессовое напряжение студентов разной гендерной принадлежности. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2015; 1: 104 - 109.
5. Глебов В.В. Учителя столичного мегаполиса: функциональное состояние и адаптационные процессы. Акмеология. 2014; 4 (52): 63 - 66.
6. Глебов В.В. Информационные технологии в системе социально-гигиенического мониторинга. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 2: 53 - 56.
7. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. Москва: РУДН, 2013; Ч. 1.
8. Глебов В.В., Кузьмина Я.В. Эколого-психофизиологические особенности адаптации иногородних студентов первого курса в условиях столичного мегаполиса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2015; 1: 92 - 98.
9. Кузьмина Я.В., Глебов В.В. Динамика адаптационных процессов иногородних студентов к условиям экологии большого города. Актуальные проблемы экологии и природопользования: сборник научных трудов. 2014: 346 - 349.
10. Глебов В.В. Состояние сердечно-сосудистой системы как адаптационный показатель в процессе развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 183 - 185.
References
1. Glebov V.V. Akmeologicheskie i psihofiziologicheskie aspekty izucheniya professional'noj adaptacii prepodavatelej vysshej shkoly. Akmeologiya. 2014; 1 (49): 161 - 164.
2. Pitkevich M.Yu., Arakelov G.G., Glebov V.V. Stressu net: put'izbavleniya isohraneniya zdorov'ya. Monografiya. Minsk, 2016.
3. Glebov V.V. Psihofiziologicheskie osobennosti professional'noj adaptacii rabotnikov vysshej shkoly. Akmeologiya. 2014; S1-2: 258.
4. Pitkevich M.Yu., Arakelov G.G. Vliyanie obrazovatel'noj sredy na stressovoe napryazhenie studentov raznoj gendernoj prinadlezhnosti. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2015; 1: 104 - 109.
5. Glebov V.V. Uchitelya stolichnogo megapolisa: funkcional'noe sostoyanie i adaptacionnye processy. Akmeologiya. 2014; 4 (52): 63 - 66.
6. Glebov V.V. Informacionnye tehnologii v sisteme social'no-gigienicheskogo monitoringa. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 2: 53 - 56.
7. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka»: uchebnoe posobie: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2013; Ch. 1.
8. Glebov V.V., Kuz'mina Ya.V. 'Ekologo-psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii inogorodnih studentov pervogo kursa v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2015; 1: 92 - 98.
9. Kuz'mina Ya.V., Glebov V.V. Dinamika adaptacionnyh processov inogorodnih studentov k usloviyam 'ekologii bol'shogo goroda. Aktual'nye problemy 'ekologiiiprirodopol'zovaniya: sbornik nauchnyh trudov. 2014: 346 - 349.
10. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 183 - 185.
Статья поступила в редакцию 06.12.16
УДК 378
Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Russian State
Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
CAUSES OF FORMALISM IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER AND THE POSSIBILITY OF ITS OVERCOMING IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article analyzes the functionality of music and computer technology and network educational environment for the professional development of a musician and a teacher, their role in overcoming the formalism in the professional work of music teachers. The author investigates the role and importance of electronic music synthesizer as a tool to improve operational information component in the knowledge and opportunities to combine traditional methods of music education with high-tech features of the creative information educational environment. The work analyzes the complex knowledge and competencies required in music teachers in the field of electronic and computer music creation to use new methods and pedagogical problems. An electronic musical instrument is seen as a means of overcoming formalism teachers musicians of knowledge in information technology in the course of their professional activity, using modern music-computer technologies and information educational environment.
Key words: formalism of knowledge, music education, music computer technologies, network learning environment, music teacher, music computer, electronic musical instruments, information technologies.
Е.Н. Бажукова, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,
РГПУ им. А.И. Гэрцена, преподаватель синтезатора ДМШ № 31, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ФОРМАЛИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье анализируются функциональные возможности музыкально-компьютерных технологий и сетевой образовательной среды для профессионального развития педагога-музыканта, их роль в преодолении формализма в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов. Исследуется роль и значение электронного музыкального синтезатора как инструмен-
та, повышающего операционность информационной составляющей в знаниях и возможности сочетать традиционные методы музыкального образования с особенностями высокотехнологичной творческой информационной образовательной среды. Анализируется комплекс знаний и компетенций, необходимый педагогу-музыканту для работы в области электронного и компьютерного музыкального творчества для реализации новых методик и педагогических задач; электронный музыкальный инструмент рассматривается как средство преодоления формализма знаний педагогов-музыкантов в области информационных технологий в процессе их профессиональной деятельности с использованием современных музыкально-компьютерных технологий и средств информационной образовательной среды.
Ключевые слова: формализм в знаниях, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологи, сетевая образовательная среда, педагог-музыкант, музыкальный компьютер, электронные музыкальные инструменты, информационные технологии.
В различных областях знаний понятие «формализм» (от лат. formalis - относящийся к форме) достаточно разное. В эстетике, искусстве, литературе - акцентирующее значение формы в ущерб содержанию, в этике - в построении чисто формальных принципов, соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. В математике «формализм» - одно из фундаментальных понятий. В общем случае под формализмом понимают некие действия, обусловливающие формальное отношение, прикрытие реального содержания некоторой формой, создание видимости, иллюзии реальных событий и явлений.
Проблема формализма в обучении как в педагогической теории, так и в практике, не является новой. Так, например, М.Н. Скаткин ещё в 40-х гг. XX в. отразил её в трудах «Формализм в знаниях учащихся и пути его преодоления» (1945), «Пути борьбы с формализмом в советской школе» (1946), «Формализм в знаниях учащихся и меры борьбы с ними» (1947). Важным вкладом учёного в отечественную и мировую педагогику явилось раскрытие им сущности формализма в обучении и воспитании, а также поиск и выявление методов борьбы с этим явлением. Учёный исследовал природу формализма в знаниях, его причины и разработал эффективные средства преодоления и предупреждения этого явления, «при каких условиях внешняя форма знаний отрывается от их внутреннего смыслового содержания» [1, с. 277]. Он также определил одну из главных задач преодоления формализма в обучении: организовать преподавание так, чтобы в сознании учащихся складывалось «правильное отражение действительности», чтобы учащиеся осознанно овладели содержанием учебного материала, могли ясно и чётко выражать собственные мысли. Он предложил различные пути и «средства соединения верного отражения действительности со словесной формой его выражения» [1, с. 277]. К ним, в первую очередь, можно отнести вопрос о роли методологических знаний в повышении теоретического уровня и качества педагогических исследований. Скаткин придавал большое значение факту наглядности: роли наглядных пособий и опытов, наглядно-образному чувственному восприятию знаний. Учёный сделал вывод о том, что «реальный путь развития творческой личности - это сотрудничество воспитателя и воспитуемого, как двусторонне активный процесс, сохраняющий на всех этапах творческую инициативу ученика» [2, с. 17].
В начале 50-х гг. XX в. данному вопросу были посвящены работы Б.П. Есипова, РМ. Лемберг, в которых акцент ставился на слабое применение на практике теоретического материала, недостаточное внимание к самостоятельному анализу школьниками окружающей действительности, а, главное, - неумение применить полученные знания на практике в жизни.
В 90-х гг. данная проблема была исследована в трудах А.К. Громцевой. Автор рассматривала формализм в знаниях как часть системы образования, который был вызван целым рядом причин, в частности, отсутствием:
- дифференцированного обучения;
- индивидуального подхода к обучаемому;
- творческой свободы;
- разнообразных форм и методик обучения;
- престижа науки и образования.
Всё это усугублялось отстранённостью содержания обучения от действительной жизни школьников, что порождало формальное усвоение изучаемого материала. Вся система обучения была направлена на «зазубривание», учащийся - пассивный объект, который должен усвоить данные знания. Громцева уже в то время ставила вопрос о самообразовании: «Новый уровень обучения обязательно связан с самообразованием школьника <...>, поскольку жизненно для него необходим» [3, с. 10]. Большое внимание для продуктивного образования ею уделялось принципам взаимодействия с молодёжью, она выдвинула на первый план «педагогику сотрудничества». Основное внимание уделяется формированию личности учащегося, когда общение
происходит не только в урочное время, но и охватывает разнообразные виды деятельности: производственный труд, внеклассные и вне школьные формы работы и т. д. Всё это позволяет вывести обучаемого на уровень самовоспитания и самообразования, на непрерывный процесс формирования личности, связанный непосредственно с жизнью и происходящий в определённой образовательной развивающей среде, в которой находится обучающийся. «Нас в этом «видении» школы будущего привлекает именно перемещение акцента со школы учения на школу формирования личности во всех сферах её деятельности» [3]. «Новый уровень обучения», которому формализм чужд, основывается на новой позиции «позиции активного субъекта», организующего своё образование.
Новый уровень обучения с применением информационных технологий (ИТ) влечёт за собой необходимость самообразования самого преподавателя для овладения средствами информационно-образовательной среды (ИОС), неформальным использованием данных средств. Педагог обязан обладать соответствующей информационной компетентностью, правильно выбрать необходимую образовательную технологию и грамотно её применить, уметь ориентироваться в современных средствах коммуникации с пользованием информационных ресурсов, научиться выстраивать свою развивающую ИОС обучения, используя средства информационно-коммуникационных связей, занимать позицию активного организатора образовательного пространства.
Преодоление формализма в процессе обучения и усвоение новых знаний является одной из важнейших задач образования в целом. Существенным заделом для дальнейшего продвижения в решении проблемы преодоления формализма знаний обучаемых и разработке эффективных методик повышения опе-рационности образовательного процесса являются результаты исследований, проведённых Г.А. Бордовским и И.Б. Горбуновой на рубеже ХХ - XXI вв. (см. работы [4; 5; 6; 7]). На базе проводимых исследований в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена под руководством И.Б. Горбуновой были подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации, посвящённые функционированию музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [8; 9; 10] в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, ИТ в музыке и музыкальном образовании и компьютерному моделированию элементов музыкального творчества, среди них «Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологий» (А.В. Горельченко, 2007) и «Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта» (А. Камерис, 2007), результаты которых позволили сформулировать новые принципы обучения и содержательные аспекты преподавания музыкальных дисциплин, направленные на преодоление их формального усвоения в условиях функционирования информационной образовательной среды.
Отметим, что в зарубежной практике также уделяется большое внимание самообразованию педагогов с помощью информационно-коммуникационных технологий. Международное общество информатизации образования разработало Национальные образовательные стандарты и технологии профессиональной информационной компетенции преподавателей (http:// cnets.iste.org/teachers/t_stands.html). Среди них:
- понятие технологических операций и понятий, умение понимать и применять знания и навыки в области ИТ;
- планирование и проектирование, разработка эффективной среды обучения для поддержки различных потребностей учащихся, умения применять современные средства и технологические ресурсы в контексте учебной программы;
- интеграция современных средств и технологий в действующие программы;
- оценка текущих результатов с помощью ИТ-средств;
- профессиональная практика на протяжении всей жизни, умение использовать ИТ в повседневной жизни, повышение уровня профессиональной компетенции;
- понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования ИТ.
Преподаватели-музыканты в учреждениях дополнительного образования в настоящее время - это уже не просто организаторы досуга учащихся, где ребёнок проводит свое свободное время, это преподаватели, которые овладели компетенциями, цель которых заключается в создании глубокой базы знаний и умении, а главное применения этих знаний на практике. Чтобы быть компетентным в условиях XXI в., преподавателю-музыканту необходимо овладеть средствами, удовлетворяющими потребность современного преподавания, необходимо активизировать учащихся, научить их творчески мыслить, побуждать к необходимости самостоятельного получения знаний.
На практике у учащихся часто прослеживается низкая мотивация к занятиям музыкой, к музыкальному творчеству, к искусству исполнительского мастерства на каком либо инструменте. Возможно, это отчасти связано с системой подготовки к ЕГЭ по основным предметам общеобразовательного цикла, когда на первый план выходит тестовая оценка результатов обучения и происходит нарастание формализма. Задача педагога-музыканта - разумно направить деятельность учащихся в творческий процесс, не столько разучивать с учащимися произведения, сколько развивать их творческие способности и креативное мышление.
Электронный музыкальный инструмент (ЭМИ) - это инструмент, на котором можно не только исполнить любое музыкальное произведение, но он требует особого творческого подхода [11; 12]. Именно на этом инструменте знания, полученные на предметах теоретического цикла (теория музыки, музыкальная литература, сольфеджио), углубляются, более того, некоторые темы, такие, как, например, строение и буквенное обозначение аккордов, учащиеся проходят намного раньше, чем требует этого требует программа по сольфеджио. Как показывает опыт, всё это приводит, с одной стороны, к углублению и конкретизации знаний, с другой, - придаёт осмысленный характер творческой и, в целом, образовательной деятельности, которая становится более продуктивной. «Чувственно-практический опыт, накопленный в процессе труда, используется на уроках как материал для обобщений, наполняет научные понятия богатым конкретным содержанием», - отмечал М.Н. Скаткин [1, с. 278].
Таким образом, как показывает проведённый нами анализ, решить обозначенную проблему возможно через активизацию творческой и мыслительной деятельности будущих музыкантов с использованием ИТ в музыке [13; 14; 15; 16] и МКТ в музыкальном образовании и творчестве. Также педагог должен овладеть знаниями, умениями и навыками работы в сетевом информационно-образовательном пространстве с применением новых инструментов и технологий, овладеть пониманием педагогической ситуации, используя при этом имеющиеся знания и личный педагогический опыт, что отражено нами в работах [17; 18].
В век развития и функционирования высокотехнологичных средств обучения очень быстро изменяются методики и формы
организации преподавания, учителю приходится гибко владеть инновационными средствами и быстро адаптировать их к изменяющимся педагогическим условиям и требованиями. Преподавателю необходимо владеть информационными, аналитическими, прогностическими, проективными, организационными, коммуникационными, ориентационными умениями, для того чтобы эффективно реагировать на постоянно меняющиеся условия внешней среды и изменять её в соответствии со своими потребностями.
Понимая принцип работы в сетевом информационно-образовательном пространстве, во взаимосвязи с целями и задачами обучения, педагог-музыкант выстраивает обучение музыке в современных условиях, включает новые формы работы, расширяет смысловое содержание предмета, применяя при этом современные инструменты (сеть, планшет, музыкальный компьютер (МК) [19; 20], ЭМИ).
Таким образом, для преодоления формализма знаний в области музыкально-информационных знаний у педагога-музыканта, можно выделить следующие принципы:
- сформированность знаний, умений и практических навыков к работе с использованием ИТ согласно профессионально-творческим интересам;
- готовность преподавателей к освоению ИТ (формирование информационной компетентности);
- стремление преподавателей к профессиональному самообразованию, саморазвитию, самореализации;
- готовность к использованию ИОС для повышения качества образования;
- умение выстроить сетевое образовательное пространство с учётом требований, предъявляемых обучающимися;
- использование различных форм и видов представления информации;
- выявление логических структурных связей для целостного восприятия представленной информации;
- системность информационных знаний и овладение смысловым значением основных понятий;
- овладение средствами для практических занятий (МКТ, ЭМИ и т. д.);
- умение применять знания в области ИТ, МКТ и ЭМИ для формирования у учащихся познавательных и творческих интересов в области музыкального искусства.
Педагог-музыкант должен обладать креативными способностями, которые помогут ему создавать и воплощать в жизнь новые идеи.
Актуальной является задача внедрения в систему повышения квалификации педагогов-музыкантов информационной педагогики, которая будет вводить преподавателя в систему ИОС, будет способствовать овладению современными средствами обучения (МКТ, ЭМИ, планшетные технологии, интерактивные системы обучения и т.д.), освоению информационных моделей коммуникации, поможет научиться разумно анализировать новые образовательные и ИТ и применять их в педагогической практике. Опираясь на достижения в области МКТ, педагоги-музыканты смогут продолжать разработку методики использования данных средств и эффективного их применения для преодоления формализма и повышения операционального уровня музыкально-образовательного процесса.
Библиографический список
1. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Москва: Педагогика,1980.
2. Каиров И.А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР, 1943 - 1966. Москва: Педагогика, 1973: 276 - 277.
3. Громцева А.К. Преодоление формализма в обучении. Становление нового типа школы - основной путь борьбы с формализмом в обучении: межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор А.К. Громцева. ЛГПИ, 1989.
4. Бордовский Г.А., Горбунова И.Б. Новые информационные технологии и проблемы преодоления формализма в знаниях. Региональная информатика - 98: тезисы докладов VI Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 1998; Ч. 2: 44 - 45.
5. Горбунова И.Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1999.
6. Горбунова И.Б. Новые компьютерные технологии и проблема преодоления формализма в знаниях по физике: монография. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999.
7. Горбунова И.Б. Использование современных компьютерных технологий для повышения операционности знаний. Региональная информатика - 2000» («РИ- 2000»): тезисы докладов VII Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2000; Ч. 2: 37 - 38.
8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и Digital Humanities. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 3: 44 - 47.
12. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
14. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
15. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
16. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
17. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Преодоления формализма в знаниях музыкантов в области информационных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 283 - 289.
18. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышении операционности знаний музыкантов в области информационных технологий. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 186 - 191.
19. Бажукова Е.Н. Музыкальный компьютер: Образовательная программа для учреждений дополнительного образования детей. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2010.
20. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
References
1. Skatkin M.N. Problemy sovremennoj didaktiki. Moskva: Pedagogika,1980.
2. Kairov I.A. Ocherki deyatel'nosti Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1943 - 1966. Moskva: Pedagogika, 1973: 276 - 277.
3. Gromceva A.K. Preodolenie formalizma v obuchenii. Stanovlenie novogo tipa shkoly - osnovnoj put' bor'by s formalizmom v obuchenii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Otvetstvennyj redaktor A.K. Gromceva. LGPI, 1989.
4. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Novye informacionnye tehnologii i problemy preodoleniya formalizma v znaniyah. Regional'naya informa-tika - 98: tezisy dokladov VI Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnojkonferencii. Sankt-Peterburg, 1998; Ch. 2: 44 - 45.
5. Gorbunova I.B. Povyshenie operacionnosti znanij po fizike s ispol'zovaniem novyh komp'yuternyh tehnologij. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.
6. Gorbunova I.B. Novye komp'yuternye tehnologii i problema preodoleniya formalizma v znaniyah po fizike: monografiya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 1999.
7. Gorbunova I.B. Ispol'zovanie sovremennyh komp'yuternyh tehnologij dlya povysheniya operacionnosti znanij. Regional'naya informatika -2000» («RI - 2000»): tezisy dokladov VII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2000; Ch. 2: 37 - 38.
8. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i Digital Humanities. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
11. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 3: 44 - 47.
12. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
14. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
15. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
16. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
17. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Preodoleniya formalizma v znaniyah muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 283 - 289.
18. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povyshenii operacionnosti znanij muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 191.
19. Bazhukova E.N. Muzykal'nyj komp'yuter: Obrazovatel'naya programma dlya uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2010.
20. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378
Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", postgraduate,
Department of Informatization of Education, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE BASIC PRINCIPLES OF FUNCTIONING OF NETWORK OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MUSIC TEACHER WHEN USING MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES. The article is dedicated to a topical problem of the network educational environment of a teacher and a musician. In the course of the research the author identifies principles of the functioning of the educational environment, reveals a possibility of using musical computer technologies in the functioning of the creative high-tech information educational environment. The work describes conditions that are essential for training and functioning of the network of the educational environment of music teachers with the use of musical computer technologies. The research presents a model of learning and interaction that are necessary for the formation of the network of the educational environment of music teachers.
Key words: musical-computer technologies, network educational environment, teacher-musician, digital educational resources, computer programs.