10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и Digital Humanities. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 3: 44 - 47.
12. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
14. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
15. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
16. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
17. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Преодоления формализма в знаниях музыкантов в области информационных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 283 - 289.
18. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышении операционности знаний музыкантов в области информационных технологий. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 186 - 191.
19. Бажукова Е.Н. Музыкальный компьютер: Образовательная программа для учреждений дополнительного образования детей. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2010.
20. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
References
1. Skatkin M.N. Problemy sovremennoj didaktiki. Moskva: Pedagogika,1980.
2. Kairov I.A. Ocherki deyatel'nosti Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1943 - 1966. Moskva: Pedagogika, 1973: 276 - 277.
3. Gromceva A.K. Preodolenie formalizma v obuchenii. Stanovlenie novogo tipa shkoly - osnovnoj put' bor'by s formalizmom v obuchenii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Otvetstvennyj redaktor A.K. Gromceva. LGPI, 1989.
4. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Novye informacionnye tehnologii i problemy preodoleniya formalizma v znaniyah. Regional'naya informa-tika - 98: tezisy dokladov VI Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnojkonferencii. Sankt-Peterburg, 1998; Ch. 2: 44 - 45.
5. Gorbunova I.B. Povyshenie operacionnosti znanij po fizike s ispol'zovaniem novyh komp'yuternyh tehnologij. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.
6. Gorbunova I.B. Novye komp'yuternye tehnologii i problema preodoleniya formalizma v znaniyah po fizike: monografiya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 1999.
7. Gorbunova I.B. Ispol'zovanie sovremennyh komp'yuternyh tehnologij dlya povysheniya operacionnosti znanij. Regional'naya informatika -2000» («RI - 2000»): tezisy dokladov VII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2000; Ch. 2: 37 - 38.
8. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i Digital Humanities. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
11. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 3: 44 - 47.
12. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
14. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
15. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
16. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
17. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Preodoleniya formalizma v znaniyah muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 283 - 289.
18. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povyshenii operacionnosti znanij muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 191.
19. Bazhukova E.N. Muzykal'nyj komp'yuter: Obrazovatel'naya programma dlya uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2010.
20. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378
Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", postgraduate,
Department of Informatization of Education, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE BASIC PRINCIPLES OF FUNCTIONING OF NETWORK OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MUSIC TEACHER WHEN USING MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES. The article is dedicated to a topical problem of the network educational environment of a teacher and a musician. In the course of the research the author identifies principles of the functioning of the educational environment, reveals a possibility of using musical computer technologies in the functioning of the creative high-tech information educational environment. The work describes conditions that are essential for training and functioning of the network of the educational environment of music teachers with the use of musical computer technologies. The research presents a model of learning and interaction that are necessary for the formation of the network of the educational environment of music teachers.
Key words: musical-computer technologies, network educational environment, teacher-musician, digital educational resources, computer programs.
Е.Н. Бажукова, старший методист Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Гэрцена, соискатель каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования сетевой образовательной среды педагога-музыканта. Выявлены принципы функционирования образовательной среды, раскрыты возможности использования музыкально-компьютерных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной творческой информационной образовательной среды. Проанализированы условия, которые необходимы для организации занятий и функционирования сетевой образовательной среды педагога-музыканта с использованием музыкально-компьютерных технологий. Представлены модели обучения и взаимодействия, которые необходимы для формирования сетевой образовательной среды педагога-музыканта.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологи, сетевая образовательная среда, педагог-музыкант, цифровые образовательные ресурсы, компьютерные программы.
В период развития информационного пространства глобальные изменения происходят в среде обучения музыкантов: начальном, среднем профессиональном, высшем звене. Используя музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2], педагог-музыкант «входит» в сетевую образовательную среду (СОС), она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности, в ней он может воспринимать и передавать, оценивать и использовать информацию.
Опираясь, с одной стороны, на исследования, посвященные организации учебно-воспитательного процесса в условиях современной информационно-образовательной среды (А.А. Андреев, А.В. Осин, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, В.И. Солдаткин и др.), с другой, на работы учёных и педагогов, занимающихся изучением феномена МКТ в образовательной и творческой деятельности (Г.Г. Белов, В.О. Белунцов, И.А. Большакова, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, А. Камерис, И.М. Красиль-ников, В.В. Беличенко, Е.А. Ложакова, Е.В. Орлова и др.), мы определили основные принципы функционирования СОС для педагогов-музыкантов. Выявили, что в процессе формирования СОС необходимо:
- организовать совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, непрерывно связанного с субъектами музыкально образовательного процесса;
- обеспечить процесс коммуникации и обучения музыкантов с применением МКТ.
С помощью сети Интернет можно получать необходимую информацию: книги, ноты, аудио и видеозаписи и т.п. Сетевые контакты (форум, чат, вебинар) позволяют общаться с музыкантами и музыкальными учреждениями всего мира. В одном из интервью (2013 г.) советский и российский композитор Э. Артемьев сказал: «Интернет открывает космические возможности для человека, который, может, никогда музыкой не занимался, но программа позволяет ему и музыкой заниматься, и поэзией. Да чем угодно! Вот насколько противоречив Интернет. И насколько всемогущ <...>. Это величайшее достижение человечества. Просто мы к нему в массе своей не готовы» [3].
Рамки информационных возможностей давно расширились, есть возможность не только дистанционно обучать музыке, получать консультацию известных музыкантов, но и создавать совместные сетевые музыкальные продукты (исполнять музыкальное произведение on-line находясь в разных точках земного шара), размещать музыкальные продукты в сети Интернет. Формируется новая область художественной деятельности с применением виртуальной образовательной среды - «Педагогика цифровых искусств» [4, с. 6]. И.М. Красильников отмечает, что «педагогика цифровых искусств - это теория и практика художественного образования, построенная на обращении к различным видам современного искусства, продукты которых создаются в виртуальной среде на основе интерактивного взаимодействия с компьютерной программой» [4, с. б].
Для организации занятий и функционирования СОС педагога-музыканта с использованием МКТ необходимо выполнить ряд условий:
- разработать коммуникационные и информационные ресурсы взаимодействия субъектов среды;
- организовать различные формы дистанционного обучения музыке с применением МКТ;
- предоставить доступ к ИУМК и ЦОР нового поколения, специализированным сетевым образовательным ресурсам;
- обеспечить сетевое взаимодействие субъектов между собой, а также с внешними пользователями для реализации практической деятельности музыкантов, использующих МКТ;
- включить в среду ресурсы для получения информации и для обмена творческими проектами;
- разместить методическую информацию о применении МКТ в циклах учебных дисциплин;
- организовать коммуникативные связи субъектов среды;
- совершенствовать образовательный процесс с помощью новых информационных технологий и др. [5].
В процессе формирования СОС возникают новые формы общения, передачи, контроля знаний; следовательно, весь процесс обучения музыке преобразуется, появляются модели взаимодействий, которые доступны только с использованием сетевых технологий.
Современные электронные музыкальные инструменты, а именно клавишный синтезатор, музыкальный компьютер, применение планшета, интерактивной доски позволяют по новому подойти к процессу обучения, расширяют диапазон учебных задач, что способствует развитию музыкально-творческой деятельности, тем самым поддерживается высокий уровень мотивации на всех этапах обучения [б; 7; 8].
Применяя в педагогической практике сетевые образовательные ресурсы, педагог-музыкант полностью переосмысливает методику обучения, изменяется роль преподавателя, он уже не «диктатор» знаний, а наставник - тьютор, который в процессе обучения выстраивает индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Формирование сОс с использованием МКТ даёт возможность разработки новых моделей обучения, определяя тем самым новые функции преподавателя музыки, формируется комплекс информационных и психолого-педагогических условий для профессионального и творческого развития.
Рассмотрим модель методики формирования профессионального развития музыкантов-педагогов в условиях функционирования СОС с использованием МКТ.
В первую очередь, преподаватели музыкальных дисциплин, используя МКТ, переосмысливают образовательный процесс, «переформулируют» цели, используя сетевые образовательные ресурсы, выбирают новый путь самостоятельного обучения с помощью коммуникационных образовательных ресурсов, таким образом, у преподавателей происходит переоценка собственных знаний.
В связи с раскрывающимися новыми возможностями в использовании МКТ, а именно, с помощью средств новой СОС, музыканты-педагоги осознанно занимаются самообразованием. «Специально моделируемая, проектируемая, создаваемая индивидуальная среда профессиональной деятельности педагога, обогащенная новыми целями и ценностями, ресурсами нового поколения, насыщенная коммуникациями, становится средством развития и саморазвития субъектов образовательной деятельности» [9, с. 167]. МКТ, являясь, в том числе инструментом для самообразования и реализации творческого потенциала, побуждают к новым способам самовыражения, для педагога-музыканта являются средством расширения возможности методик преподавания, постановке других целей и задач, которые направлены для
создания качественного процесса музыкального образования на основе классического репертуара с применением МКТ [10; 11].
СОС с использованием МКТ даёт возможность разработки новых моделей обучения с помощью различных телекоммуникационных средств и удаленных видов коммуникаций. С учётом привычных для пользователей сетевых сервисов, которые используются в повседневной жизни, возможно сформировать СОС, в которой педагог-музыкант сможет:
- проводить мастер-классы, конкурсы, видео-уроки, видеоконференции;
- создавать и размещать в сети коллективные мультимедиа продукты;
- обмениваться гиперссылками на сетевые профессиональные продукты;
- интегрировать разнообразные объекты: документы, таблицы, рисунки, презентации, видео, таблицы для анкетирования и т. д. в собственную сетевую образовательную среду;
- импортировать презентации, для просмотра в Интернет;
- вести форум, блог и т. д.
Педагог-музыкант организует коммуникации взаимодействий в СОС, которые приближены к общению в реальном мире, но имеют преимущество, так как в сетевом взаимодействии есть возможность общения с конкретными группами пользователей, в частности, преподавателями из различных регионов нашей страны, а также с зарубежными коллегами. Появляется возможность участвовать в различных профессиональных мероприятиях: конкурсах, конференциях, фестивалях и т. д, проводимых в сети Интернет.
Освоение новых педагогических и информационных технологий, ориентированных на современное музыкальное образование и использование в работе технических средств, ускоряющих и облегчающих изучение музыкальных предметов, влечёт за собой формирование целостного многоаспектного подхода к использованию новых педагогических и информационных технологий в современном музыкальном образовании и творчестве [12; 13].
Вхождение в СОС педагога-музыканта начинается с овладения МКТ, (более подробно представлено в образовательной программе «Музыкальный компьютер» [14]). Преподавателям на одном из первых занятий даётся определение «музыкальный компьютер» и демонстрируются его функциональные возможности. В результате освоения МКТ происходит переосмысление всего процесса преподавания музыкальных дисциплин, музыкальный компьютер - «мостик» по которому преподаватель входит в СОС, находя новые приёмы и методы работы в условиях функционирования сетевой среды обучения.
Приведём ряд занятий разработанных для слушателей программы повышения квалификации, реализуемых в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена:
I. Тема занятия: Музыкальный компьютер
Цель занятия: Классификация программ для работы на музыкальном компьютере.
Задачи занятия:
- дать понятие «музыкальный компьютер»;
- аппаратная составляющая инструмента «музыкальный компьютер»;
- способствовать повышению интереса к новому направлению в музыкальном искусстве, к новому инструменту музыканта - музыкальному компьютеру.
Ход занятия:
• Рассмотрение аппаратное и программное обеспечение музыкального компьютера - нового инструмента музыканта.
• Классификация звуковых карт (внешняя, встроенная, полупрофессиональная, профессиональная). Модели. Качественные характеристики звуковой карты.
• Настройка компьютера и звуковой карты, установка драйвера звуковой карты.
• Установка программного обеспечения для работы на музыкальном компьютере.
• MIDI-клавиатура, принципы работы.
• Акустические системы или наушники.
Домашнее задание:
В сети Интернет найти музыкальные программы, функциональные возможности которых Вас заинтересовали больше всего. Сделать гиперссылки на сайты, где рассмотрены данные программы.
II. Тема занятия Сетевая образовательная среда (СОС). Функциональные возможности применения СОС в музыкальном преподавании. Инструменты Google.
Цель занятия: содействие развитию информационной компетентности как основы профессионализма музыканта-педагога в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды.
Задачи занятия:
- познакомить с сетевыми образовательными ресурсами -ЕИОС, ИУМК и ЦОР нового поколения;
- дать представление о возможностях сетевой образовательной среды на примере «Школа музыки online» (https://sites. google.com/site/muzykaicifra/)
- показать механизмы сетевого взаимодействия на примере инструментов Google, опирающиеся на музыкально-компьютерные технологии; знакомство с инструментами Google - средством для создания сетевой профессиональной среды обучения.
Ход занятия:
• Раскрыть содержания понятия «Информатизация образования»;
• Познакомить с ресурсами педагогических сетевых сообществ.
Школьный сектор Ассоциация Relarn (http://school-sector. relarn.ru/wps)
Всероссийский @вгустовский Интернет-Педсовет (http:// pedsovet.alledu.ru)
Открытый класс (http://www.openclass.ru/)
«Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.
ru)
Европейская Школьная Сеть (www.eun.org)
Затем преподаватели знакомятся с СОС «Школа музыки online» - функциональные возможности. Разделы СОС «Школа музыки online»:
- МКТ в художественном образовании.
- Преподавателям: аттестация, новые инструменты, литература.
- Форум для студентов, преподавателей, музыкантов.
- Мастер классы по работе в различных программах с использованием МКТ.
- Ссылки на различные ЦОР и информационно-образовательные ресурсы Интернет.
- Конкурс музыки online.
Домашнее задание: В сети Интернет познакомиться с сетевыми образовательными ресурсами - ЕИОС, ИУМК и ЦОР Участие в анкете-опросе, размещённой в СОС «Школа музыки online» (https://sites.google.com/site/muzykaicifra/).
Подготовить презентацию, для размещения на платформе Google.
III. Тема занятия: Компьютерные программы для музыканта, находящиеся в свободном доступе
Цель занятия: знакомство с проприетарным и непроприетарным программным обеспечением для работы с МКТ.
Задачи занятия:
- дать понятие «свободный софт»;
- познакомить со свободными программами с открытым исходным кодом (free software или - чаще open source software (freeware);
- дать классификацию свободных и относительно свободных программ;
- рассказать о правилах использования;
- познакомить с бесплатными программами - аудиоредакто-рами MIDI - секвенсорами.
Ход занятия:
• Классификация программ свободно доступа.
• Некоторые рекомендации в поиске программ.
• Примеры бесплатных программ.
Домашнее задание:
Знакомство с ресурсом Sourceforge (https://sourceforge.net), где находится более 2000 музыкальных программ [15, с. 9].
В разработанных занятия МКТ используется в качестве основного инструмента вхождения в СОС преподавателей-музыкантов [16]. В процессе освоения МКТ преподаватели-музыканты знакомятся с функциональными возможностями МКТ, учатся создавать собственные и аранжировать авторские композиции, осуществлять качественную цифровую звукозапись. С помощью освоения МКТ и коммуникационных ресурсов Интернет входят в информационное пространство, где знакомятся с формами сетевого взаимодействия в условия функционирования сетевой образовательной среды «Школа музыки online», узнают способы деятельности в процессе совместного использования информационных, инновационных, методических ресурсов, открывают новые перспективы педагогического творчества.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
3. Рябиков М. Эдуард Артемьев: На современную музыку у меня нет времени. Нужно дописать свою. Комсомольская правда. 2013, 30 ноября. Available at:http://www.amur.kp.ru/daily/26166.7/3053137/
4. Красильников И.М. Педагогика цифровых искусств. Музыка и электроника. 2013; 2: 6 - 9.
5. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.
9. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
10. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
14. Бажукова Е.Н. Музыкальный компьютер: Образовательная программа для учреждений дополнительного образования детей. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
15. Королёв А.А. Бесплатные компьютерные программы для музыканта. Санкт-Петербург: Композитор, СПб, 2008.
16. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Преодоление формализма в знаниях педагогов-музыкантов в области информационных технологий с использованием музыкально-компьютерных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 213 - 288.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
3. Ryabikov M. 'Eduard Artem'ev: Na sovremennuyu muzyku u menya net vremeni. Nuzhno dopisat' svoyu. Komsomol'skaya pravda. 2013, 30 noyabrya. Available at:http://www.amur.kp.ru/daily/26166.7/3053137/
4. Krasil'nikov I.M. Pedagogika cifrovyh iskusstv. Muzyka i 'elektronika. 2013; 2: 6 - 9.
5. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter v detskoj muzykal'noj shkole. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2003.
6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.
9. Noskova T.N. Setevaya obrazovatel'naya kommunikaciya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gercena, 2011.
10. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya vpodgotovkepedagoga-muzykanta: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
14. Bazhukova E.N. Muzykal'nyj komp'yuter: Obrazovatel'naya programma dlya uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2010.
15. Korolev A.A. Besplatnye komp'yuternye programmy dlya muzykanta. Sankt-Peterburg: Kompozitor, SPb, 2008.
16. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Preodolenie formalizma v znaniyah pedagogov-muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj obrazovatel'noj sredy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 213 - 288.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, chief researcher, Educational-Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Department of Informatization of Education, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL UNIVERSITY TODAY: THE NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGY (A CASE STUDY OF THE LABORATORY "MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES"). Musical computer technologies deal with a wide range of problems, including illustrating the direct communication of knowledge in the science of music and computer science. Thease technologies are used in work by experts in the field of music informatics, computer music creation, digital arts, media-music, computer music, music and sound programming. They are used for the development and a wide range of functionality and, accordingly, are needed for software products and hardware-software complexes of music and computer use, musicological studies of musical science, and in the musical creative process and the system of contemporary music education. Musical computer technologies constitute an effective basis for