12. Говорова А.А. Освоение нотного текста детьми с глубокими нарушениями зрения: основные проблемы и пути их решения. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 428 - 431.
13. Говорова А.А., Демченко В.А. Некоторые аспекты освоения нотной грамоты по системе Брайля в музыкальной школе для незрячих детей. Адаптивные технологии в учреждениях культуры как средство приобщения людей с нарушениями зрения к музыкальному искусству: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Изд.-полиграф. комплекс «Гангут»», 2014: 108 - 114.
14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
15. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
16. Захаров В.В. Разработка среды невизуального доступа на основе МКТ для инклюзивного музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 318 - 321.
17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
18. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123-138.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU i m. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i Digital Humanities. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
4. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256- - 261.
5. Voronov A.M. Komp'yuternye tehnologii dlya lyudej s narusheniem zreniya. Regional'naya informatika - 2012: materialy Yubilejnoj HIII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg: SPOISU. Sankt-Peterburg, 2012: 223 - 224.
6. Voronov A.M. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii informacionnoj kompetentnosti studentov-muzykantov s narusheniem zreniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 126 - 130.
7. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii informatike studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo "LEMA"», 2011: 287-290.
8. Voronov A.M. Obuchenie studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya s pomosch'yu muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo "LEMA"», 2011: 287 - 290.
9. Voronov A.M. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve. Sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: Lema, 2011: 156-160.
10. Govorova A.A. Osnovnye problemy primeneniya MKT v obuchenii muzyke detej s glubokimi narusheniyami zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 313 - 315.
11. Morozov S.A. Rol' sovremennyh komp'yuternyh tehnologij v sisteme obucheniya muzykantov-invalidov po zreniyu (na primere Kurskogo muzykal'nogo kolledzha-internata slepyh). Adaptivnye tehnologii v uchrezhdeniyah kul'tury kak sredstvo priobscheniya lyudej s narusheniyami zreniya k muzykal'nomu iskusstvu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks «Gangut»», 2014: 68 - 74.
12. Govorova A.A. Osvoenie notnogo teksta det'mi s glubokimi narusheniyami zreniya: osnovnye problemy i puti ih resheniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 428 - 431.
13. Govorova A.A., Demchenko V.A. Nekotorye aspekty osvoeniya notnoj gramoty po sisteme Brajlya v muzykal'noj shkole dlya nezryachih detej. Adaptivnye tehnologii v uchrezhdeniyah kul'tury kak sredstvo priobscheniya lyudej s narusheniyami zreniya k muzykal'nomu iskusstvu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izd.-poligraf. kompleks «Gangut»», 2014: 108 - 114.
14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
15. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
16. Zaharov V.V. Razrabotka sredy nevizual'nogo dostupa na osnove MKT dlya inklyuzivnogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 318 - 321.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378.046
Goncharova M.S., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
MOBILE LEARNING IN THE SYSTEM OF TRAINING MUSIC TEACHERS. The author discusses some questions of professional training of music teachers in functioning of a high-tech information environment. The transformation of professional activity of a modern musician in connection with the use of new tools in the form of musical computer technologies forms additional educational needs of students of various musical disciplines. In this context mobile learning, based on Internet technologies, streamlines the process of professional development of teachers and musicians. The implementation of these technologies actualizes a possibility of preparing and retraining of highly qualified specialists of different levels, who are in demand in the modern society, and reveals perspectives in art education and music pedagogy. Thus, mobile learning in the training system provides a maximum opportunity for the choice and introduction of individual educational trajectories of the teacher.
Key words: training, musical computer technologies, mobile learning, music pedagogy, educational environment, additional professional education.
М.С. Гончарова, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
В статье рассмотрены вопросы повышения квалификации педагога-музыканта в условиях функционирования высокотехнологичной информационной среды. Преобразование профессиональной деятельности современного музыканта в связи с появлением нового инструментария в виде музыкально-компьютерных технологий, а также повсеместное использование мобильных устройств формирует иные образовательные потребности учащихся различных музыкальных специальностей. В данном контексте мобильное обучение, основанное на облачно-ориентированных технологиях, оптимизирует процесс повышения квалификации педагогов-музыкантов. Внедрение этих технологий актуализирует возможность подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает перспективы в художественном образовании и музыкальной педагогике. Таким образом, мобильное обучение в системе повышения квалификации предоставляет максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий педагога.
Ключевые слова: повышение квалификации, музыкально-компьютерные технологии, мобильное обучение, музыкальная педагогика, информационно-образовательная среда, дополнительное профессиональное образование.
В Государственной программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы описаны основные проблемы функционирования системы музыкального образования на современном этапе, в том числе проблемы системы повышения квалификации педагогов-музыкантов, которая должна соответствовать и отвечать самым высоким требованиям - социальным, профессиональным, правовым, материально-техническим.
В отечественном музыкальном образовании сложилась уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов и приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству, основанная на многовековых классических традициях и народной музыке, существует значительный опыт в области теории и практики музыкального воспитания. Г. Нейгауз считал, что педагог-музыкант «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано», Б. Асафьев, - что музыкальный воспитатель не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Вспоминая слова этих великих педагогов и музыкантов-мыслителей прошлого столетия, стоит добавить, что современному педагогу-музыканту эпохи XXI века для организации образовательного процесса на высоком уровне приходится широко использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии, а также музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2], которые стали неотъемлемой частью инновационной музыкальной педагогики и эффективным средствам повышения качества обучения музыкальному искусству. Формы использования данных средств в музыкально-педагогической деятельности различны: это и работа с текстовыми файлами, поиск и отбор необходимой информации в сети Интернет, работа с электронными учебными и методическими пособиями, планирование и проведение занятия с демонстрацией необходимого материала с помощью аудиовизуальных средств, набор нотного текста (Finale, Sibelius), аранжировка при помощи музыкально-компьютерных программ (Band-in-Box, Cubase), использование в образовательном процессе программных продуктов на основе мКт и т. д.
На фоне постоянной содержательной модернизации профессионального образования, обновления профессиональных компетенций и повышения уровня подготовки система повышения квалификации педагога-музыканта требует большей пластичности, наличие модульных программ. В настоящее время можно говорить о некотором формальном отношении педагогов к курсам повышения квалификации [3]. Это связано с проблемами внутри традиционной системы дополнительного профессионального образования (ДПО), не отвечающей потребностям сегодняшнего дня, с неразработанностью теоретических и практических основ совершенствования профессионально-педагогической компетентности в системе повышения квалификации, отсутствием соответствующего теоретического, информационного и учебно-методического обеспечения в рамках существующих дополнительных профессиональных программ системы повышения квалификации [4].
На сегодняшний день можно говорить о зарождении мобильного обучения (применение в преподавании и обучении независимо от места и времени мобильных телефонов, смартфонов,
коммуникаторов, карманных портативных компьютеров), основанного на облачно-ориентированных технологиях (облачные технологии /вычисления (от англ. cloud computing) - технология распределённой обработки данных, в которой электронные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис).
Повседневное использование учащимися мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и других устройств, которые могут быть использованы и в образовательных целях, в настоящее время является основным стимулом массового распространения мобильного обучения по всему миру. Каскад инноваций в сфере информационных технологий ежедневно наполняется новыми мобильными приложениями, облачными технологиями, открытыми программными обеспечениями. Динамичное и постоянное развитие мобильных и облачно-ориентированных технологий, ставит перед системой образования новые технологические решения и разработку педагогических условий их эффективного использования, поиска научных подходов к организации учебного процесса.
Студенты и школьники, обладатели планшетов на платформе Android и iOS (Apple) или мобильными устройствами на платформе Windows, заведомо знакомы с понятием «облачное хранилище», так как сервисы Google-Диск, iCIoud или OneDrive позволяют хранить разного рода информацию (фотографии, контакты, видео, аудио, приложения), а также синхронизировать свои данные с планшетов и смартфонов с «облаком».
Компактность и лёгкая переносимость мобильного устройства или планшета создаёт возможность его использования в любых условиях. Беспроводной доступ к Интернету при помощи технологий Wi-Fi открывает путь к огромной базе знаний, а также становится доступной педагогическая или тьюторская помощь (комментирование, обсуждение, видеосвязь), как средство коммуникации. Само собой, работа с информацией при помощи мобильных устройств становится более удобной при её создании, поиске, категоризации, осмыслении, распространении, обсуждении. Всё это может быть интегрировано в единую среду для работы, используя облачные технологии и сервисы, а не отдельные программы, которые могут быть недостаточно связаны между собой. Преподаватель или тьютор может анализировать работу учащихся, студентов или слушателей курсов повышения квалификации для оптимизации работы, корректировки учебного плана.
Мобильное обучение в процессе повышения квалификации педагогов-музыкантов, отвечая концепции непрерывного профессионального образования, является частью новой картины расширенной сферы современного образования, созданной благодаря технологиям, поддерживающим гибкое, доступное обучение, позволяющее формировать индивидуальную образовательную траекторию для профессионально-личностного роста с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Системным приоритетом государственной программы Российской Федерации по развитию образования на 2013-2020 годы становится развитие сферы непрерывного профессионального образования, работающего в направлении открытости для больших возможностей, инициативы и активности получателей образовательных услуг; включающего чётко организованные вариативные формы образования; развивающего че-
ловеческий потенциал, социализацию на протяжении всей жизни [5].
Направление мобильного обучения является частью открытого дистанционного образования (ОДО), которое привлекает пристальное внимание педагогической практики и науки, так как является частью новой картины образования, созданной благодаря технологиям, поддерживающим гибкое, доступное, индивидуальное обучение.
С появлением мобильного обучения меняются формы подачи учебного материала и заданий, цели, а также содержание образования, средства обучения, виды и формы учебной деятельности. Помимо этого, они трансформируют отношения между процессом обучения и участием обучающегося. Чаще всего методы мобильного обучения интегрируются в традиционное и дистанционное обучение, основные положения дистанционного обучения и ИКТ в учебном процессе на начальном этапе могут быть взяты за основу мобильного обучения.
Существует несколько трактовок и определений концепции мобильного обучения, основывающихся на технологических особенностях мобильных устройств, а также на их дидактических возможностях, которые представляются этими технологиями [6]. В зарубежной и отечественной научно-педагогической литературе рассматриваются перспективы, место и роль мобильных устройств в образовании; теоретические и практические аспекты применения беспроводных устройств и мобильных образовательных ресурсов; дидактические возможности, функции и свойства; развиваются теоретико-методологические вопросы создания мобильной образовательной среды, а также исследуется технологическая проблематика внедрения мобильных технологий в образовательный процесс в контексте построения единого информационного пространства, необходимость соблюдения безопасности и удобства использования мобильных ресурсов и сервисов в образовательном процессе etc. [6-11].
Использование мобильных технологий в образовательном процессе реализует принцип интерактивности обучения, отвечая требованиям ФГОС нового поколения [12]. Однако, несмотря на обширные исследования в области мобильного обучения, на сегодняшний день мобильные технологии практически не внедрены в учебный процесс. Как правило, тормозящим фактором в их использовании является ограниченность технологических ресурсов, равно как и быстрые изменения в образовательной, экономической и политической системе. В связи с этим их применение в дистанционном образовании педагогов-музыкантов является одним из наиболее актуальных, так как обеспечивает принципиально новые экономические и эффективные возможности для образования и научных исследований.
Педагогам-музыкантам часто не хватает знаний и информационной компетентности для предоставления своим учащимся возможности использовать мобильное обучение. Именно это является основной проблемой при внедрении мобильных и облачно-ориентированных технологий в образовательный процесс. Приходится пересматривать методики оценки эффективности преподавания, так как мобильное обучение может привести к неоднозначным результатам. Учащиеся могут знать, как обращаться с мобильными устройствами для простой коммуникации, но не в качестве обучающих средств. Педагоги могут чувствовать себя недостаточно компетентными для того, чтобы поддерживать учащихся, в большей степени сфокусированных на практическом обучении, и тех, кто надеется, что мобильное обучение удовлетворит их индивидуальные предпочтения и запросы. Таким образом, повышение квалификации и профессиональная переподготовка должна обеспечивать осведомлённость преподавателей, укрепляя уверенность в собственных силах, и распространении новых навыков и знаний для переработки существующей школьной программы и методов оценки знаний учащихся.
Недостаточная ИКТ-компетентность и слабая подготовка педагогов-музыкантов к методам мобильного обучения, которая должна охватывать мобильную педагогику, технические знания и навыки, позволяющие использовать уже существующие мобильные приложения, создавать интерактивную поддержку учебного процесса, развивать ИКТ-компетенцию самих обучающихся и т.д. Отсутствие методической базы и сопровождения учебной деятельности, также является причиной пассивного использования мобильных технологий. Ещё в 2010-м году в Аналитической записке ЮНЕСКО «Мобильное обучение» упоминалось, что пе-
дагогам необходимо использовать мобильные технологии для индивидуального обучения и в подготовке обучающих материалов, а также для обмена данными и результатами исследования
[13].
По мнению исследователя Макарчук Т.А. отличительной чертой мобильного обучения является ориентация на сознательную самостоятельную работу, и успешность такого обучения зависит от построения информационно-образовательной среды, основным элементом которой является «электронный образовательный ресурс в электронно-цифровой форме», включающей в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них
[14]. Это предоставляет максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе повышения квалификации педагога на основе мобильного обучения.
Доступ к средствам обучения и формы реализации учебной интеракции являются основой любого педагогического процесса, что легко достигается благодаря мобильным устройствам и планшетам. Такое обучение основывается на дидактических, технических, информационных идеях, которые направлены на реализацию дистанционного образования. Программы оживают при одном касании пальца к экрану, создавая возможности для обучения в совершенно новом измерении (как известно, зрительно-пространственные методы восприятия музыкального материала лучше всего подходят для достижения концентрации внимания учащихся-музыкантов).
Необходимо создать благоприятную инновационную среду с определённой морально-психологической обстановкой в купе с методическим, организационным и психологическим комплексом поддержки, обеспечивающим введение инноваций в образовательный процесс. Их первостепенным результатом является не только теоретическое и практическое овладение специалистом новшеств, но и включение их в процесс деятельности, умение успешно ориентироваться и создавать обучающую среду с их применением. Чёткое представление о содержании и критериях мобильного обучения, владение методикой применения позволяют объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
Важно создание методических материалов, описывающих методы работы с ресурсной базой в сети, а также методическое сопровождение по использованию создаваемого программного обеспечения, предназначенного для работы с музыкой в цифровом пространстве. Формирование предметной области в музыкальном образовании (общем, профессиональном и инклюзивном), возможность появления которого обусловлена возникновением и развитием МКТ.
Нельзя сказать, что эти технологии качественно изменят саму систему музыкального образования. Они будут являться лишь дополнительным инструментом для создания более качественного и эффективного образования. При этом важным является найти баланс между сложившимся традиционным музыкальным образованием и использованием новых информационных технологий обучения, соответствующих современному сознанию обучающихся.
Необходимо формирование нового мышления и расширения функций педагога-музыканта, который должен быть компетентным, готовым к непрерывному профессиональному росту и самосовершенствованию. Мобильные и облачно-ориентированные технологии позволяют знаниям преодолевать географические, социальные барьеры и доставляют пользователям научно-образовательную информацию наиболее экономичным и надежным способом. Применение мобильных и облачно-ориентированных технологий на данном этапе развития ИКТ является одним из эффективных направлений в организации дистанционного образования педагогов-музыкантов в процессе повышения квалификации. Эти технологии способствуют динамичному переходу к инновациям в музыкальном образовании, а также улучшению организации процессов профессиональной подготовки преподавательских кадров. Основой современного мобильного обучения является непрерывное образование с постоянным доступом к образовательным и учебным ресурсам. В связи с этим важной задачей является обеспечение и освоение педагогами-музыкантами практических навыков преподавания с привлечением современных технологий, ядром которых станут мобильные и облачно-ориентированные технологии.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. СПб. 2015; 3: 44 - 47.
3. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Преодоление формализма в знаниях педагогов-музыкантов в области информационных технологий с использованием музыкально-компьютерных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды. Теория и практика общественного развития. СПб, 2014; 21: 283 - 285.
4. Тормозова Н.И. Совершенствование профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств в системе повышения квалификации. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Саратов, 2015.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Москва, 2012.
6. Ерёмин Ю.В., Крылова Е.А. Использование мобильных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку в неязыковом вузе. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2014; 167: 158 - 166.
7. Гаврикова А.Л., Лисицына Т.А. Формирование образовательного контента с использованием облачных технологий. Учебные записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск. 2013; 7 (136): 29 - 34.
8. Иванченко Д.А. Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза. Высшее образование в России. Москва. 2014; 6: 93 - 101.
9. Куклев В.А. Мобильное обучение: от теории к практике. Высшее образование в России. Москва. 2010; 7: 88 - 95.
10. Титова С.В., Авраменко А.П. Компетенции преподавателя в среде мобильного обучения. Высшее образование в России. Москва. 2014; 6: 162 - 167.
11. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Москва. 2012; 1: 9 - 23.
12. Щербакова А.И. Музыка в постижении глобальных проблем бытия. ФЭН-наука. 2013; 4 (19).
13. ЮНЕСКО Аналитическая записка Мобильное обучение. Декабрь, 2010.
14. Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов. Современные проблемы науки и образования. 2013; 2.
15. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 218.
16. Помазенкова М.С. Облачно-ориентированные и мобильные технологии в системе профессионального музыкального образования. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2014; 167: 201 - 205.
17. Помазенкова М.С. Проблемы формирования творческой личности музыканта в условиях функционирования высокотехнологической среды (музыкально-теоретические аспекты). Научное мнение. Санкт-Петербург, 2014; 8: 414 - 418.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. SPb. 2015; 3: 44 - 47.
3. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Preodolenie formalizma v znaniyah pedagogov-muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj obrazovatel'noj sredy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. SPb, 2014; 21: 283 - 285.
4. Tormozova N.I. Sovershenstvovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelej detskih shkol iskusstv v sisteme povysheniya kvalifikacii. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2015.
5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody. Moskva, 2012.
6. Eremin Yu.V., Krylova E.A. Ispol'zovanie mobil'nyh tehnologij v samostoyatel'noj rabote studentov po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2014; 167: 158 - 166.
7. Gavrikova A.L., Lisicyna T.A. Formirovanie obrazovatel'nogo kontenta s ispol'zovaniem oblachnyh tehnologij. Uchebnye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Petrozavodsk. 2013; 7 (136): 29 - 34.
8. Ivanchenko D.A. Upravlenie mobil'nymi tehnologiyami v informacionnom prostranstve sovremennogo vuza. Vysshee obrazovanie vRossii. Moskva. 2014; 6: 93 - 101.
9. Kuklev V.A. Mobil'noe obuchenie: ot teorii k praktike. Vysshee obrazovanie vRossii. Moskva. 2010; 7: 88 - 95.
10. Titova S.V., Avramenko A.P. Kompetencii prepodavatelya v srede mobil'nogo obucheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. Moskva. 2014; 6: 162 - 167.
11. Titova S.V. Mobil'noe obuchenie segodnya: strategii i perspektivy. Vestnik MGU. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. Moskva. 2012; 1: 9 - 23.
12. Scherbakova A.I. Muzyka v postizhenii global'nyh problem bytiya. FЭN-nauka. 2013; 4 (19).
13. YuNESKO Analiticheskaya zapiska Mobil'noe obuchenie. Dekabr', 2010.
14. Makarchuk T.A., Minakov V.F., Artem'ev A.V. Mobil'noe obuchenie na baze oblachnyh servisov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 2.
15. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 218.
16. Pomazenkova M.S. Oblachno-orientirovannye i mobil'nye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2014; 167: 201 - 205.
17. Pomazenkova M.S. Problemy formirovaniya tvorcheskoj lichnosti muzykanta v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologicheskoj sredy (muzykal'no-teoreticheskie aspekty). Nauchnoe mnenie. Sankt-Peterburg, 2014; 8: 414 - 418.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 37.022
Gorbachev A.L., Cand. of Sciences (Psychology), Rector, Eurasian Theological Seminary (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]_
Gorbacheva T.M., Cand. of Sciences (Psychology), leading researcher, Eurasian Theological Seminary (Moscow, Russia), E-mail [email protected]_
APPROACHES TO THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF SOCIAL TRUST AND ITS DEVELOPMENT. The
goal of development of social trust and cohesion among the youth make the school to reflect the social change in the Russian society. These topics are new for education and require analyzing psychological and sociological approaches to the development of social trust. The variety of approaches brings individual and social values to the development of social trust. Psychological mechanisms of its development in school include factors of the teacher influence, open dialogical atmosphere, tolerance growth through fellowship with other people, participation in social projects. The new subject on Foundations of Religious Culture and Secular Ethics offers a possibility of introduction social trust issues into the school.
Key words: trust, social trust and cohesion, psychological mechanisms, trust development, moral trust, social trust in education.