УДК 378
Homutskaya N.Yu., teacher, Children's Arts School of Krasnoselsky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
ARTS PERFORMING SKILLS ON ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS AS A WAY OF TRANSLATION MUSICAL CULTURE IN THE MODERN MUSICAL EDUCATION. The article describes features of teaching musical improvisation among electronic musical creativity as a way to broadcast music culture into the system of modern music education, is an example of an algorithm of a step by step description of the process of improvisation on electronic musical instrument in the functioning of high-tech information educational environment. The author discusses key aspects of possibilities of improvisation in the musical-educational environment. The article analyzes the functionality of information and musical computer technologies in the training music teachers, the possibilities of creative experimentation and project activities in the direction of the search for new pedagogical technologies, using musical computer technologies.
Key words: information technology, music education, improvisation, electronic musical instrument, music computer, music computer technologies, network teaching environment, teacher and musician.
Н.Ю. Хомутская, преподаватель Детской школы искусств Красносельского района, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИСКУССТВО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены особенности обучения музыкальной импровизации в среде музыкального электронного творчества как способ трансляции музыкальной культуры в системе современного музыкального образования, приведён пример алгоритма работы с пошаговым описанием процесса импровизации на электронных музыкальных инструментах в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды. Обсуждаются ключевые аспекты возможности импровизации в музыкально-образовательной среде. В статье анализируются функциональные возможности информационных и музыкально-компьютерных технологий в подготовке педагога-музыканта; рассматриваются возможности творческого эксперимента и проектной деятельности в направлении поиска новых педагогических технологий с использованием музыкально-компьютерных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, музыкальное образование, импровизация, электронный музыкальный инструмент, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологи, сетевая образовательная среда, педагог-музыкант.
Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и музыкальную педагогику. Новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений, как в музыкальной сфере, так и в области информатики - музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2; 3]. Одним из элементов МКТ являются электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [4; 5]. В современном музыкальном образовании вопрос обучения основам импровизации на ЭМИ затрагивается достаточно часто, а активное развитие информационных технологий в последние годы, их применение в решении разнообразных задач не могло не затронуть и музыкальную среду. Современные информационные технологии в музыке [6; 7] стали одним из важнейших инструментов модернизации системы современного музыкального образования. Музыкальный компьютер (МК) [8] и ЭМИ - рассматриваются как элементы музыкального творчества, отличительной особенностью которых является программируемость, то есть свободная передача и закрепление определенных художественных задач с помощью информационного и технологического инструментария, становятся центральными объектами освоения.
Импровизационная форма музыкального творчества весьма актуальна и интересна в исполнительском направлении и пользуется большим спросом среди педагогов и их учеников. Она также является характерным элементом компьютерной музыки как одного из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания [9; 10]. Изучение принципов и базовых основ импровизации на ЭМИ помимо его стандартных, классических основ, раскрывает новые формы импровизационной работы с учетом индивидуальных и технических характеристик новых инструментов.
Для начала необходимо определиться с понятиями: как правило, ассоциации с импровизацией направляют нас в атмосферу джазовой музыки. Безусловно, это так, но мне хотелось бы остановиться на следующем определении: импровизация - это состояние индивидуальной музыкальной души, следствием которой является накопленный ранее творческий опыт. Это
определение актуально для любого музыкального инструмента, на котором импровизирует музыкант-исполнитель. Рассмотрим основные элементы и особенности исполнительского мастерства на ЭМИ и для начала определим три главные формы импровизаций в электронной исполнительской среде:
1. Джазовая импровизация (idiomatic improvisation)
2. Свободная импровизация (non-idiomatic improvisation)
3. Тембровая импровизация (voice improvisation)
Джазовая (идиоматическая) импровизация широко распространена и сконцентрирована, прежде всего, на выражении идиомы - как, например, джаз, фламенко или фанк. То есть основополагающим является стиль, в рамках которого раскрываются определенный вид джазовой гармонии и гармонизации, а также классические составляющие элементов изложения мелодии и импровизации.
Более точное определение non-idiomatic improvisation раскрывает английский гитарист-импровизатор Д. Бейли: «Неидиоматическая импровизация лишена каких-либо признаков реально существующих, конвенциональных, идиоматических видов импровизации, являя себя в «очищенном» от них виде как такназываемая»свободнаяимпровизация».Свободная импровизация - это метод создания музыки, а не стиль или художественное направление (идиома). Свобода, психологическое состояние «высвобождения» - вот его главная цель.
Тембровая импровизация предполагает различного рода эксперименты создания собственных индивидуальных звуков, вдохновляющих на импровизацию в реальном времени.
Стоит отметить, что есть определенная специфика работы на ЭМИ, основанная на понимании архитектурной структуры инструмента, изучении всех характеристик и практики использования его полной технической базы.
Рассмотрим один из алгоритмов работы над джазовым стандартом (музыкальное произведение как часть общеизвестного джазового репертуара) на ЭМИ с продуманными элементами импровизации (idiomatic improvisation):
1. Анализ музыкального произведения (прослушивание раннее созданной аранжировки джазового стандарта).
2. Анализ гармонической последовательности.
3. Построение структурной схемы произведения;
4. Работа над партиями (поиск тембров, звуковой дизайн).
5. Музыкальная артикуляция (точная имитация тембра соло, с передачей всех нюансов звукоизвлечения и штрихов).
6. Работа над импровизацией (орнаментальные вариации на тему, сочинение новых линий);
7. Соединение мелодии с гармонией.
8. Микширование (сведение).
9. Фиксация информации/настроек (программированная / текстовая);
10. Исполнение.
Такого рода детализированный подход поможет создать новый стиль работы в электронном музыкальном творчестве, введя новые элементы творчества, управляемые в реальном времени и индивидуальные, художественные результаты. Более подробно данный процесс рассмотрен в работах [11; 12; 13].
Успех совершенствования любых видов импровизаций основан на трех «китах»: слушать - анализировать (слышать) -воспроизводить (имитировать). Для реализации внутренних импровизационных идей нужно «впитать» как можно больше музыкальной информации. Часто сам тембр может вдохновить на сочинение: используя максимально всю техническую базу ЭМИ, исполнитель становится центральным участником реалистичного перфоманса. Безусловно, природа ЭМИ ориентирована по принципу игры в создателя. Можно использовать готовые (пре-сетные) модули, но это лишь основа, на которой раскрывается и создаётся что-то новое - новый тембр, новый эффект, новый звук, новую модель.
Нужно помнить, что импровизация «по правилам» - это всегда лишь хорошая копия образца. Необходимо больше экс-
Библиографический список
периментировать, понимая, что теоретическая основа также важна в процессе постижения искусства импровизации, но, это эффективно лишь для возможности раскрыть новые черты музыкальной индивидуальности исполнителя. Использование всех технических возможностей ЭМИ, соответствующие настройки контроллеров управления, воспроизведение заранее подготовленных музыкальных этюдов, создание каждый раз новых вариантов импровизаций позволяет рассматривать импровизацию на ЭМИ как новый способ трансляции музыкальной культуры в системе современного музыкального образования.
Трансформационные процессы, затрагивающие все сферы современного российского музыкального образования, становятся причинами переосмысления целей, задач и методик обучения музыке в современных социокультурных условиях. Информационные технологии в образовании определяют приоритетность совершенствования подготовительной базы для специалистов в области музыки в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды [14]. Сегодня подготовка творчески мыслящего специалиста на разных ступенях профессионального образования и развития является одним из основных ориентиров в развитии музыкальной педагогики. Творческий эксперимент и «метод проектов», заявившие о своей состоятельности в направлении поиска новых педагогических технологий, адекватных потребностям участников современного информационного пространства и высокотехнологичной творческой образовательной среды, являются одними из наиболее действенных методов в приобщении студентов музыкально-педагогических специальностей к самостоятельной поисковой и музыкально-творческой деятельности с использованием МКТ и ЭМИ.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда. Universum: Вестник Герценов-ского университета, 2007; 1: 47 - 51.
3. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
4. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.
5. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития, 2015; 22: 233 - 240.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учебное пособие. Допущено УМО по направлениям педагогического образования. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение, 2014; 12 (1): 113 - 120.
10. Горбунова И.Б. "Эстетика: информационный подход" Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития, 2015; 2: 86 - 90.
11. Горбунова И.Б., Хомутская Н.Ю. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2014; 21: 294 - 298.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 104.
13. Хомутская Н.Ю. Проблемы инвестирования в разработке методики преподавания исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе в процессе преподавания курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 392 - 394.
14. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2007; 1: 47 - 51.
3. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gercena, 2011.
4. Gorbunova I.B., Belov G.G. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.
5. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 22: 233 - 240.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Dopuscheno UMO po napravleniyam pedagogicheskogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie, 2014; 12 (1): 113 - 120.
10. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 2: 86 - 90.
11. Gorbunova I.B., Homutskaya N.Yu. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2014; 21: 294 - 298.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 104.
13. Homutskaya N.Yu. Problemy investirovaniya v razrabotke metodiki prepodavaniya ispolnitel'skogo masterstva i aranzhirovki na klavishnom sintezatore v processe prepodavaniya kursov povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie- 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 392 - 394.
14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 30.06.16
УДК 378
Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications
and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. Independent work of students at a technical university has its own characteristics. The author states the need to identify the material base of independent work of students. Independent work involves certain activity of a subject, which can be initiated through interactive teaching methods, in which students themselves will be able to find, acquire and construct their knowledge. The author of the paper develops regulations to be followed in planning of independent work of students at a technical university, which include not only the methodological apparatus of the main educational program, but also tasks aimed at enhancing creativity, invention and innovation.
Key words: technical university, independent work of students, activity of an individual.
А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО «СибГУТИ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Самостоятельная работа студентов в техническом университете имеет свои особенности. Необходима определенная материальная база. Самостоятельная работа предусматривает определенную активность субъекта, которая может быть инициирована через интерактивные методы обучения, в которых учащиеся сами смогут открывать, приобретать и конструировать знания. Разработаны положения, которыми необходимо руководствоваться при планировании самостоятельной работы студентов в техническом университете, включающие не только методический аппарат основной программы, но и задания, направленные на активизацию творческого потенциала, изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
Ключевые слова: технический университет, самостоятельная работа студентов, активность личности.
Выбор индивидуального самостоятельного обучения и самообразовательного маршрута в условиях кредитно-модульной организации учебного процесса предусматривает определенный уровень самостоятельности студента. Роль преподавателя как транслятора знаний постепенно нивелируется и сводится к координации образовательных усилий студента. Педагог только указывает путь, в котором возможен поиск информации. Происходит переход от парадигмы обучения к парадигме самообразования [1; 2; 3]. При этом способность к самообучению становится основополагающей для достижения успеха [3].
Российская педагогика традиционно рассматривает образование как часть воспитательного процесса, происходящего во взаимодействии учителя и обучаемого. По В.А. Сухомлинскому, воспитание является «многогранным процессом постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс отличает глубокая индивидуальность явлений» [4, с. 8]. По мысли автора, «воспитание - это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ученика» [4, с. 5]. Вместе с тем, самостоятельная работа в техническом вузе имеет свою специфику. Это не только вид деятельности, в основе которого лежит самостоятельность и познавательный интерес, но и развернутая система мероприятий, обеспечивающих возможность данного вида деятельности [5; 6].
Особенностью самостоятельной работа в технических вузах является её репродуктивный характер, при слабой ориентированности на исследовательскую и творческую активность студентов. Такой подход к самостоятельной работе может быть оправданным при традиционной системе подачи информации, однако для стимулирования самостоятельности это не всегда эффективно. Творческая активность студента в процессе самостоятельной работы практически не предусматривается, не поощряется, что можно считать недальновидным. Концепция самостоятельной работы студента в техническом вузе должна быть
в корне пересмотрена. В процессе обучения в техническом вузе будущие инженеры должны получить не только систему необходимых знаний и умений, но и развить способность выстраивать индивидуальную стратегию профессионального самосовершенствования, рефлексивно оценивать свои профессиональные достижения, обладать навыками саморегуляции своей деятельности. Эти качества формируются через организацию и самоорганизацию самостоятельной работы студентов.
Исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, понимают под этим термином разное содержание. Так, по мнению С.И. Архангельского, это самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение новых знаний и самостоятельное решение учебных задач, т.е. понятие самостоятельной работы идентично понятию самообразования. Этой же точки зрения придерживаются С.И. Зиновьев, С.Д. Резник. А.Г. Молибог под самостоятельной работой понимает в основном подготовку к занятиям, написание курсовых, осмысление лекций, где функция педагога сводится по преимуществу к наблюдательной. Большинство авторов под самостоятельной работой понимают систему организации педагогических условий, обеспечивающих учебную деятельность в отсутствии преподавателя (И.И. Ильясов, В. Граф, Я. Ляудис) [цит. по 1].
В любом случае сущность самостоятельной работы предусматривает определенную активность студента, а, следовательно, определенную личностную ориентацию, субъективную позицию в отношении изучаемого предмета, развитую культуру самообразовательной деятельности, некий опыт самостоятельного планирования. В соответствии с пермской научной школой В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина, эти навыки укладываются в понятие целостной активности субъекта жизнедеятельности, которое включает потенциал активности (способности, мотивацию, профессиональные навыки), динамические компоненты активности (стремление к изменениям, творчеству, рационализаторству, устойчивость при стрессе, фрустрации, волевой компонент), и