Библиографический список
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
2. Орлова Е.В. Модернизация направлений и средств обучения как важнейшее условие усиления роли художественного образования в духовно-эстетическом воспитании новых поколений. Инновационные формы преподавания в ДМШИ ДШИ. Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шайхутдинова. Москва: МЦ «Искусство и образование», 2013: 3 - 6.
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123-138.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
5. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития 2015; 11: 254 - 257.
6. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
8. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208): 152 - 161.
9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
10. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015, 22: 233 - 240.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и Digital Humanities. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
14. Гущина О.А. Творческая педагогика - искусство, опирающееся на науку. Клавишный синтезатор - педагогическая импровизацион-ность метода. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 388 - 392.
15. Петрова Н.Н. Цифровой баян: новые возможности на основе старых традиций. Инновационные формы преподавания в ДМШ И ДШИ. Ответственный редактор-составитель Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шайхутдинова. Москва: МЦ «Искусство и образование», 2013: 53 - 55.
References
1. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2020 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r.
2. Orlova E.V. Modernizaciya napravlenij i sredstv obucheniya kak vazhnejshee uslovie usileniya roli hudozhestvennogo obrazovaniya v duhovno-'esteticheskom vospitanii novyh pokolenij. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh I DShl. Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajhutdinova. Moskva: MC «Iskusstvo i obrazovanie», 2013: 3 - 6.
3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123-138.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya 2015; 11: 254 - 257.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014. № 4 (208): 152 - 161.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
10. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 22: 233 - 240.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i Digital Humanities. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
14. Guschina O.A. Tvorcheskaya pedagogika - iskusstvo, opirayuscheesya na nauku. Klavishnyj sintezator - pedagogicheskaya improvizacionnost' metoda. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 388 - 392.
15. Petrova N.N. Cifrovoj bayan: novye vozmozhnosti na osnove staryh tradicij. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh I DShI. Otvetstvennyj redaktor-sostavitel' E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajhutdinova. Moskva: MC «Iskusstvo i obrazovanie», 2013: 53 - 55.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378.02:372.8
Ten E.S., teacher of music and computer technologies, Academic Gymnasium No. 56 (St. Petersburg, Russia),
E-mail: tenelina@mail.ru
MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN MUSIC LESSONS IN SECONDARY SCHOOLS. An introduction to the issues of a contemporary student of musical art takes place in today's busy life. The environment changes the perception of the child, for he lives in the world of technological symbols and characters, in the world of e-culture. The teacher must know and skillfully use modern techniques and new educational technologies to communicate with the child on the same level. One of such techniques concerns the integration of media education in the work of music teachers. To teach the child to navigate the e-environment acquires reading skills, the processing and analysis of information obtained from different sources, it is critical to comprehend that this is one of the
most important tasks of the modern school. The article presents results of the study of the music education in educational institution on the basis of the use of music and computer technologies.
Key words: music and computer technologies, music education, general education, music computer, electronic musical instruments, educational institutions.
Э.С. Тен, преподаватель музыкально-компьютерных технологий Академической гимназии № 56, г. Санкт-Петербург,
E-mail: tenelina@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенной среды. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграции медийного образования в систему работы учителя музыки. Научить ребёнка ориентироваться в электронной среде, приобретать навыки чтения, переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять её - это и есть одна из важнейших задач современной школы. В статье представлены результаты обучения музыке в общеобразовательном учреждении на основе использования музыкально-компьютерных технологий.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, общее образование, музыкальный компьютер, электронные музыкальные инструменты, общеобразовательные учреждения.
Музыкальное искусство открывается перед ребенком процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения: литературные, музыкальные, изобразительные. Идёт опора на выявление жизненных связей музыки. В музыкальной программе с применением информационных технологий (ИТ) урок музыки является не просто уроком развития сенсорных способностей, а уроком искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
XXI век - это век ИТ, которые сейчас активно внедряются в различные сферы жизни. Использование ИТ в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока [1; 2; 3], делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Музыкальный компьютер (МК) [4; 5; 6] широко используется для усвоения учебного материала, для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
На примере создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик. Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, в первую очередь надо иметь в виду ИТ, то есть технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию (логическое умозаключение). Но в то же время обогащает опыт, расширяя кругозор, направляет на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Как известно, учебно-познавательный процесс не мыслим без формирования определённого объема знаний. Урок с использованием МК, в отличие от традиционного, подразумевает иную организацию. Задания носят конкретный характер. У учителя есть возможность ввести в изучение темы музыкально-компьютерные программы (МКТ-про-граммы) [7], которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, скульптура, народные промыслы, литература, история. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных особенностей, биографий композиторов, постановкой балетов, экскурсии получили живой отклик в детской аудитории.
Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми -важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение, что даёт возможность вывести учащихся на иной путь реализации практических навыков - творческий. Дети должны быть готовы к изучению темы с помощью ИТ. Существуют определённые требования к работе с ИТ: глубокое знание первичного программного материала, знание МК, умение работать в конкретной про-
грамме, их общая подготовленность (развитие познавательных процессов, определённых качеств личности).
Все ранее перечисленные особенности и возможности учебного процесса реализуются в «Академической гимназии № 56» Санкт-Петербурга - крупнейшего в Северо-Западном регионе образовательного комплекса, основной миссией которого является предоставление максимального широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Кабинеты учреждения оборудованы самой современной компьютерной техникой, в том числе, музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) [8; 9; 10; 11]. В 2012 г. на базе нашей школы были открыв МКТ-клас-сы, которые оборудованы компьютерами с MIDI-клавиатурами и наушниками, проектором и smart-доской. Образовательная программа класса МКТ построена на основе Инновационного учебно-методического комплекса «Музыка и информатика» [12]. В «Академической гимназии № 56» урок музыки разделяется на несколько музыкальных направлений: хор девочек, хор мальчиков, музыкальная литература и МКТ. При таком делении музыкальных групп уже была подготовлена база для создания и открытия МКТ-классов.
Современный учитель музыки может использовать на уроках не только традиционные музыкальные инструменты, но и современные электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [13; 14; 15], МК, оснащенные программами для создания музыки.
Интерес современных детей к МК огромен, а информированность в сфере постоянно обновляющихся современных ИТ удивляет. Поэтому необходимо добиваться не просто соответствия уровня компьютерной грамотности учителя запросам и потребностям ученика, но и опережающего профессионального владения всем арсеналом современных ИТ. Это обеспечило бы возможность широчайшего применения МК (в том числе, как инструмента профориентации школьников - в виде элективных курсов, раскрывающих перспективы и новые возможности в профессиональной деятельности) в образовательном процессе на различных уровнях [16]. В мультимедийных классах изменяется роль учителя. Он может более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов информации и сосредоточить свое внимание на индивидуальной помощи ученикам, обсуждении информации [17]. Компьютерные средства музыкальной композиции стирают начальные ступени сопротивления материала, на которых заканчивалось раньше школьное музыкальное образование: теперь оказывается возможным музыкальное творчество. С помощью систем мультимедиа дети могут собирать информацию в разных видах, затем обрабатывать её, играть с нею, искать в ней внутренние связи и взаимодействия [18].
Ученики могут использовать технологию, чтобы сообщать свои идеи c другими, спорить и критиковать, убеждать и обучать своих товарищей и достигать более глубоких уровней собственного понимания, импровизировать. (Как известно, импровизация учащегося может стать отправным моментом в сложном процессе творческой активизации, главный «инструмент» которой - творческое мышление, в данном случае музыкальное, определяемое как способность мыслить звуками, что развивает
не только творческий потенциал воспитываемой личности, но и обеспечивает более глубокое усвоение знаний.) Каждый урок вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с МК, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю, а часть - самостоятельно добывать эти знания в игре [19; 20].
Современный урок музыки в общеобразовательной школе насыщен новыми приемами педагогической техники практически на всех его этапах. И, имея возможности МКТ, учитель может быстрее научить ребят самостоятельно работать, вызывая больший интерес к своему предмету, приобщить ученика к творческому процессу, когда ребенок видит результат своего труда, оцененного учителем по достоинству. МКТ на уроках музыки в общеобразовательной школе - это:
• средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, средство доставки и хранения информации;
• способ повышения качества учебного материала и усиления образовательных эффектов;
• дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
• реализация дифференцированного подхода к учащимся с разными способностями и уровнем готовности к обучению;
• возможность создания и применения разноуровневых заданий на уроке (учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи МК знакомятся с новым материалом, получают новые сведения или углубляют свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности; учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности работают с МК в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения учащихся в классе);
Библиографический список
• применение на уроке музыки компьютерных тестов и тренажеров позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать;
• преподавание музыки на основе МКТ предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока.
Изучение любой темы при помощи МКТ-программ позволяет не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и даёт доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, история, народные промыслы. Освоение мКт начинается со второго класса, к четвертому классу дети хорошо овладевают навыками работы на Мк и готовы к восприятию интегрированных уроков по школьным предметам.
Таким образом, мы можем говорить о МК как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности учителя музыки. Развитие познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера.
Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в «познании» музыки пробуждается интерес к искусству, музыкальным занятиям, а включение ЭМИ в учебный процесс сближает классную и внеклассную музыкальную деятельность учащихся. С первого года работы по новому предмету «Музыкально-компьютерные технологии» в Гимназии № 56 мы наблюдаем повышенный интерес к предмету «Музыка». И связано это, прежде всего, с использованием МКТ в преподавании музыки в общеобразовательной школе.
1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
3. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 2: 86 - 90.
4. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: монография. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2007.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
6. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные проблемы современного общества. Труды международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.
8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта. Проблемы музыкальной науки. 2014; 3(16): 5 - 11.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.
13. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
14. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
15. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
16. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
17. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
18. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; № 12 (1): 113 - 120.
19. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
20. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
References
1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
3. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86 - 90.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: monografiya. Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2007.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye problemy sovremennogo obschestva. Trudy mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.
8. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta. Problemy muzykal'nojnauki. 2014; 3(16): 5 - 11.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.
13. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
14. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
15. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
16. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
17. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 12 (1): 113 - 120.
19. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
20. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378.02:372.8
Mikhnyuk D.G., teacher, GBOU School № 8 with profound study of music disciplines "Music", Frunze District of St. Petersburg
(St. Petersburg, Russia), E-mail: tov_ru@mail.ru
Tovpich I. O., Director, GBOU School № 8 with profound study of music disciplines "Music", Frunze District of St. Petersburg;
postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: tov_ru@mail.ru
METHODICAL ASPECTS OF MASTERING MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL WITH PROFOUND STUDYING OF SUBJECTS ON MUSIC. The article considers ways of using interactive musical and computer technologies in the system of primary professional music education as a means of formation of subject knowledge in the field of musical disciplines, as well as the possibility of their use, when teaching the subjects of the main curricular of secondary school (mathematics, computer science, physics, etc.). The article updates the information that a special music computer becomes a new multi-functional poly-timbre tool of a musician. In the case of its usage in the educational process of a comprehensive school with profound studying of musical subjects the effectiveness of the students' training increases. The work studies aspects of teaching music and computer technologies in conditions of functioning of the high-tech information educational environment within a single educational institution -a school with advanced study of musical subjects.
Key words: music pedagogy, music and computer technology, computer music, software, music programming.
Д.Г. Михнюк, преподаватель ГБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка»
Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург, E-mail: tov_ru@mail.ru
И.О. Товпич, директор ГБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка»
Фрунзенского района, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: tov_ru@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОВЛАДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
Статья посвящена рассмотрению возможностей интерактивных музыкально-компьютерных технологий в системе начального профессионального музыкального образования как средства формирования предметных знаний в области изучения музыкальных дисциплин, а также возможности их использования при обучения предметам основной программы общеобразовательной школы (математике, информатике, физике и др.). В статье актуализируется информация о том, что специализированный музыкальный компьютер становится новым многофункциональным политембральным инструментом музыканта, включение которого в образовательный процесс общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла позволяет преодолеть формальное, неполное усвоение учащимися ряда предметных знаний. Рассмотрены методические аспекты обучения музыкально-компьютерными технологиями в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды в рамках одного образовательного учреждения - школы с углублённым изучением музыкального цикла дисциплин.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, программное обеспечение, музыкальное программирование.