Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
3. Рябиков М. Эдуард Артемьев: На современную музыку у меня нет времени. Нужно дописать свою. Комсомольская правда. 2013, 30 ноября. Available at:http://www.amur.kp.ru/daily/26166.7/3053137/
4. Красильников И.М. Педагогика цифровых искусств. Музыка и электроника. 2013; 2: 6 - 9.
5. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.
9. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
10. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
14. Бажукова Е.Н. Музыкальный компьютер: Образовательная программа для учреждений дополнительного образования детей. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
15. Королёв А.А. Бесплатные компьютерные программы для музыканта. Санкт-Петербург: Композитор, СПб, 2008.
16. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Преодоление формализма в знаниях педагогов-музыкантов в области информационных технологий с использованием музыкально-компьютерных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 213 - 288.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
3. Ryabikov M. 'Eduard Artem'ev: Na sovremennuyu muzyku u menya net vremeni. Nuzhno dopisat' svoyu. Komsomol'skaya pravda. 2013, 30 noyabrya. Available at:http://www.amur.kp.ru/daily/26166.7/3053137/
4. Krasil'nikov I.M. Pedagogika cifrovyh iskusstv. Muzyka i 'elektronika. 2013; 2: 6 - 9.
5. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter v detskoj muzykal'noj shkole. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2003.
6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.
9. Noskova T.N. Setevaya obrazovatel'naya kommunikaciya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gercena, 2011.
10. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya vpodgotovkepedagoga-muzykanta: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
14. Bazhukova E.N. Muzykal'nyj komp'yuter: Obrazovatel'naya programma dlya uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2010.
15. Korolev A.A. Besplatnye komp'yuternye programmy dlya muzykanta. Sankt-Peterburg: Kompozitor, SPb, 2008.
16. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Preodolenie formalizma v znaniyah pedagogov-muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj obrazovatel'noj sredy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 213 - 288.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, chief researcher, Educational-Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Department of Informatization of Education, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL UNIVERSITY TODAY: THE NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGY (A CASE STUDY OF THE LABORATORY "MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES"). Musical computer technologies deal with a wide range of problems, including illustrating the direct communication of knowledge in the science of music and computer science. Thease technologies are used in work by experts in the field of music informatics, computer music creation, digital arts, media-music, computer music, music and sound programming. They are used for the development and a wide range of functionality and, accordingly, are needed for software products and hardware-software complexes of music and computer use, musicological studies of musical science, and in the musical creative process and the system of contemporary music education. Musical computer technologies constitute an effective basis for
the development of computer science itself and new educational technologies at the school of the digital age. The article discusses these and some other issues.
Key words: music computer technologies, computer science, music programming, music education, information technologies in education.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-
компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург,
Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕГОДНЯ: НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»)
Музыкально-компьютерные технологии охватывают сегодня широкий круг проблем, в том числе - иллюстрирующих непосредственную связь знаний в сфере науки о музыке и области компьютерных наук, которые используют в своей работе специалисты в сфере музыкальной информатики, компьютерного музыкального творчества, цифровых искусств, медиамузыки, компьютерной музыки, музыкального и звукотембрального программирования. Как показывает практика, именно использование, разработка и широчайший спектр функциональных возможностей и, соответственно, востребованность программных продуктов и программно-аппаратных комплексов музыкально-компьютерного назначения, использование их как в музыковедческих исследованиях, музыкальной информатики, так и в музыкально-творческом процессе и в системе современного музыкального образования, составляют действенную основу для развития самих компьютерных наук и новых педагогических технологий в Школе цифрового века. Обсуждению данных вопросов посвящена статья.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютерные науки, музыкальное программирование, музыкальное образование, информационные технологии в образовании.
Педагогическая наука сегодня стоит лицом к лицу с явлением компьютеризации образования, которое может стать необходимой мотивацией современного ученика к различным видам учебной деятельности, поэтому перед современными педагогическими университетами стоит задача поиска новых педагогических технологий, которые позволили бы оптимизировать учебный процесс.
Опыт педагогической деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена показывает, что такое обучение позволяет расширить понимание возможностей информационно-компьютерных технологий, превратить компьютер из монстра-поработителя в друга и помощника. Речь не идёт о замене педагога компьютером, а о создании адекватных учебному процессу обучающих музыкально-компьютерных обучающих программ и образовательных технологий, которых на данный момент представлено мало в педагогических вузах страны.
Современному педагогическому университету крайне важны инновационные, прорывные технологии, которые бы повышали эффективность учебного процесса. Учеными научной группы УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного университета им. А.И. Герцена предлагаются новые подходы к организации учебного процесса и ведению занятий с существенной опорой на музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2; 3] и информационные технологии в музыке и музыкальном образовании [4; 5; 6], частью которых является разрабатываемое направление «Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века» [7]. Оно предполагает реализацию следующих основных направлений исследования:
- МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей),
- МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения),
- МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями,
- МКТ как новое направление в подготовке специалистов гуманитарно-технологического профиля,
- МКТ в формировании актуального направления педагогики - образование в сфере цифровых искусств,
- МКТ как раздел дисциплины «Информационные технологии в образовании»,
- МКТ в обучении программиста-разработчика электронных музыкальных систем и др.
Очевидно, что разработка выделенных направлений исследования способствует:
- консолидации профессионального сообщества, объединение его ведущих творческих сил в выборе путей для осуществления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с учётом всех особенностей социально-культурного процесса современного этапа развития нашего общества;
- проведению активного мониторинга инновационной и экспериментальной деятельности учреждения;
- содействию в разработке новых образовательных программ в сфере музыкального и, в целом, художественного образования, опирающихся на глобальные возможности современных информационных технологий, развитию существующих государственных образовательных стандартов и др.
Междисциплинарный характер МКТ важен именно для педагогического вуза, в котором готовятся педагоги Новой школы Цифрового века. Созданная концепция «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» [10] формирует модель комплексного обучения, в котором МКТ выполняют свои вспомогательные и организующие функции. Данная технология комплексного обучения позволяет выстроить для педагогического университета универсальный обучающий комплекс, при котором один и тот же художественный материал рассматривается и пропускается через большое количество различных видов деятельности, затрагивая зоны действия смежных дисциплин. Разработанные в ходе выполнения исследований, проводимых на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, МКТ-программы позволяют гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера (МК) [8; 9].
Музыкальное образование XXI века нуждается в новой концепции, учитывающей реалии сегодняшнего дня: активизацию творческих форм работы и широкое использование МКТ, в частности, инструментария электронного музыкального творчества, прежде всего, электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [11]. При этом современные направления образования не должны отрываться от высоких культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, а поддерживать духовно-нравственную планку процесса обучения творчеству.
Методическая система обучения музыке в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды, опирающаяся на лучшие традиции художественно-эстетического образования в России и инновационный зарубежный опыт, создаёт необходимый уровень образовательного процесса в отношении инновационных направлений электронного музыкального творчества [12]. Он может быть сохранен только в случае обеспечения серьёзного и углублённого подхода к обучению на всех его ступенях - и предпрофессиональных, и профессиональных, а также в процессе формирования специальных образовательных программ.
Созданная в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» представляет собой существенный задел для дальнейшего развития и разработки программ подготовки ма-
гистров и бакалавров, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в новой сфере деятельности, а также проведения соответствующих научных исследований.
Отметим также, что на сегодняшний день возникла потребность в подготовке специалистов, способных разрабатывать новые специализированные профессиональные компьютерные технологии для применения в музыкальной сфере: как педагогические, так и программно-аппаратные. Для успешной реализации подобных технологий уровня подготовки специалистов только в области информатики недостаточно, поскольку МКТ -междисциплинарная сфера, требующая для успешной работы по данному направлению существенной музыкальной подготовки, выходящей за пределы курса музыки школ немузыкального профиля. Целенаправленная подготовка разработчиков специализированных музыкальных программно-аппаратных средств в высших учебных заведениях нашей страны не осуществляется, что определяет актуальность методического исследования в сфере музыкального программирования.
Возникает проблема совершенствования системы подготовки специалистов в области МКТ - как пользователей этих технологий (музыкантов различных специальностей и музыкальных педагогов), так и их разработчиков [13; 14].
Проведённые исследования выявляют необходимость разработки новых подходов в преподавании как традиционных дисциплин общего, специального и дополнительного музыкального образования, так и новых, сформировавшихся на современном этапе. Основа реализации таких подходов состоит в постижении музыкального искусства в процессе сотворчества с обучающимися посредством цифровых технологий (как коммуникационных, так и МКТ). Разработки являются, фактически, основой новой предметной области в музыкальном образовании (общем и профессиональном).
Новаторские методологические установки опираются на многолетний педагогический опыт (см., например, [15; 16; 17]). В процессе реализации применяются новые методики, новые формы образовательного процесса, связанные с изучением и использованием МК и ЭМИ как новых инструментов музыканта, намечаются дальнейшие перспективы в преподавании новых дисциплины как будущим профессионалам, так и любителям музыки.
Проведённые исследования показали, что МКТ позволяют значительно расширить круг теоретических и практических представлений учащихся о современных формах звучания музыки как вида искусства, о технологиях её создания, трансляции, ориентируют на различные формы будущей профессиональной деятельности как музыканта (профессии звукорежиссёра, аудио-дизайнера, саунд-продюсера и т. п.), так и программиста-разработчика электронных музыкальных систем; здесь вполне допустимы и другие новые виды деятельности в музыкальном бизнесе.
Учителям музыки созданные в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработанные программы способны дать богатый педагогическими возможностями и гибкий по методическим формам инструмент передачи знаний, который позволяет в более сжатых временных рамках дать больший объем материала, разнообразить формы и методы ведения учебного процесса, заинтересовать учащихся новизной материала и красочностью его подачи. Это позволяет расширить границы педагогического творчества и улучшить преподавание ряда традиционных музыкальных дисциплин таких, как классическая музыкальная литература, сольфеджио, композиция, аранжировка и других в специальном музыкальном образовании. Предполагается также изучение таких музыкальных предметов, которые в принципе не мыслимы без знакомства с современными МКТ и не постигаются традиционными методами (звукорежиссура, звукотембральное программирование, музыкальное программирование, компьютерная аранжировка и композиция, искусство исполнительского мастерство на ЭМИ и др.).
Созданные в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» ресурсы, реализуемые в музыкально-образовательном цифровом пространстве - актуальный и необходимый источник для современного педагогического процесса, они предоставляют возможность:
• доступа к учебному материалу для любого учащегося и педагога,
• обучения в рамках общего образования с применением опыта, имеющегося в системе профессионального образования,
• развития познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования,
• получения ранней профессиональной ориентации в новой востребованной области профессиональной деятельности.
• расширения творческих способностей учащихся образовательных учреждений творческого профиля (специализированные школы-гимназии и лицеи, школы искусств и другие учреждения дополнительного образования),
• реализации ранее невостребованного творческого потенциала всех школьников через МКТ (для учащихся общеобразовательных школ).
В проектах, созданных на основе использования МКТ, использованы высокохудожественные образцы музыкального классического и современного искусства, структурированные с учетом преемственности и методической целесообразности в рамках художественно-эстетического воспитания. Они обогащают предмет искусство, изучаемый в средних классах общеобразовательных и специализированных профильных школ, элементы курса информатики (мультимедиа-системы и др.) и используются в образовательном процессе в широком возрастном диапазоне (в зависимости от направленности образовательного учреждения): в ДМШ, музыкальных отделениях ДШИ, учреждениях дополнительного образования, предполагающих изучение следующих дисциплин: клавишный синтезатор, ансамбль клавишных синтезаторов, студия компьютерной музыки, аранжировка и композиция и т.д.
Оптимизация информационно-технологической составляющей образовательного процесса для музыкантов за счет внедрения инновационных педагогических технологий, базирующихся на современных МКТ, служит образцом внедрения создаваемых дистанционных форм обучения в педагогическую деятельность университета по различным направлениям. Развитие структуры создаваемых электронных курсов для организации дистанционного музыкального образования создаёт необходимую для этого техническую базу.
Модель инновационного образования на основе МКТ в виду его междисциплинарности может быть применена для организации объединения ученых различных факультетов педагогического университета с целью оптимизации учебного процесса и реформирования педагогических технологий. Она учитывает как информационно-техническую, так и творческую составляющую, поэтому особенно целесообразна как для факультетов творческих специальностей, так и факультетов информационных технологий.
Технические разработки УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена уникальны для российского рынка программного обеспечения, а результаты проводимого исследования имеют разнообразные пути и способы коммерциализации результатов и способствуют инфраструктурному развитию организации в целом. Полученные результаты можно использовать для создания коммерческих продуктов различного рода и компьютерных обучающих программ, основами которого выступают рассматриваемые технологии и созданная методика.
Состав научной группы УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» включает как ярких ученых и известных композиторов, имеющих огромный научный и творческий опыт, так и перспективных молодых ученых, студентов и аспирантов, осуществляющих исследования ключевым темам направления мКт. Это обусловливает возможность для создания прорывных педагогических и информационных технологий. Подобный коллектив может быть образцом перспективной научной группы современного педагогического университета.
Образовательный и научно-исследовательский потенциал УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» обусловливает развитие трех приоритетных направлений:
1. Методическое направление, развивающее научный задел учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. Герцена, на базе которой возможно дальнейшее продолжение создания программ магистерской подготовки, бакалавриата, курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки специалистов.
2. Творческое направление, предполагающее создание высокохудожественных композиций и аранжировок, комплекса программ образовательных направлений и дисциплин, электронных курсов для организации дистанционного музыкального образования, научных материалов и методических разработок возможно формирование разного рода образовательных программ, принципиально новых по форме изложения учебного материа-
ла и способам его представления. Всеобщая компьютеризация кардинально изменила психологию обучаемого, для которого информационные технологии - объективная реальность и который, как правило, раньше знакомится с компьютером, чем учится читать и писать. Информационная творческая образовательная среда содержит элементы развития целостного художественного мышления обучаемого, транслируя на высоком уровне богатство музыкального классического наследия и формируя синтез аудиовизуальных искусств. Подобная среда позволит выявлять музыкальный талант в самом раннем возрасте и способствовать его эффективному и скорейшему развитию, а также формировать музыкальный и общекультурный кругозор. Данная учебная среда позволяет вовлечь в образовательный процесс и родителей, и учителей. Важнейшим ее достоинством является возможность для осуществления различных видов самостоятельной работы, а также процесс сотворчества с преподавателем в выполнении различных заданий и построении разнообразных маршрутов обучения. Данная среда будет необходима для тестирования, поддержки талантливых студентов, поэтому крайне важной составляющей становится ее техническое воплощение, программная оболочка с интерфейсом, максимально эргономичным и понятным для обучаемого, и, следовательно, третье приоритетное направление деятельности УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии».
3. Научно-производственный комплекс, где будет осуществляться студийная работа, а также такие разработки как продукты для обучения, музыкальное программное обеспечение, специализированные плагины и т.д. Для создания практически любого музыкального профессионального произведения на МК композиторы и звукорежиссеры используют программы-секвенсоры и банки семплов. К сожалению, на сегодняшний момент не существует полнофункциональных секвенсоров, сравнимых по функциональным возможностям с профессиональными запад-
Библиографический список
ными виртуальными студиями. Кроме того, на отечественном рынке программного обеспечения нет ни одного отечественного семплера, который бы удовлетворял нужды профессионалов, в связи с чем, мы сталкиваемся с такой ситуацией, что иного способа, кроме как покупка дорогих зарубежных программ, просто нет. Разработка же русской программной оболочки решает множество задач. Таких, например, как использование отечественного семплера в музыкально-образовательных целях, построение на его основе целого ряда обучающих программ высочайшего уровня, профессиональная работа с аранжировками. Задача разделяется на два этапа: первый - это создание самого виртуального семплера, то есть программной оболочки, вторая - непосредственная запись реальных инструментов, таких как рояль, флейта, клавесин, электронное пианино и т. п. для создания сем-плерной базы, которую можно дополнять со временем различными инструментами.
Важно создать универсальный отечественный продукт высокого качества, который расширяет технические и творческие возможности обучения детей и взрослых, формируя универсальную образовательную и технологическую модель. Полученные результаты можно использовать для создания коммерческих продуктов - идентификатора мелодии, виртуального семплера, обучающих программ, основами которых выступают рассматриваемые технологии и созданная методика.
4. Развитие системы инклюзивного музыкального образования, основанного на использовании современных МКТ. Об этом подробнее см. в [18; 19; 20].
Создаваемые на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» творческие, образовательные и технические разработки уникальными для российского рынка программного обеспечения. Они имеют разнообразные пути и способы коммерциализации результатов и способствуют инфраструктурному развитию образовательного учреждения в целом.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура 2015; 3: 44 - 47.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции. Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
7. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 256 - 261.
8. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития 2015; 11: 254 - 257.
11. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 125 - 131.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
13. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 2: 86 - 90.
14. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
15. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
17. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития, 2015; 7: 213 - 218.
18. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
19. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 22 - 29.
20. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura 2015; 3: 44 - 47.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
7. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256 - 261.
8. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya vpodgotovkepedagoga-muzykanta: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriyai praktikaobschestvennogo razvitiya 2015; 11: 254 - 257.
11. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 125 - 131.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
13. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86 - 90.
14. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
15. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 7: 213 - 218.
18. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
19. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 22 - 29.
20. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378
Kameris A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational-Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Yasinskaya O.L., sound engineer, Educational-Methodical Laboratory "Musical Computer Technologies", Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: E-mail: [email protected]
HARDWARE AND SOFTWARE SYSTEMS FOR TRAINING SPECIALISTS ON "MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES".
Intensive development of computer technologies has led to their extensive use in various kinds of musical creativity. This direction is actively developed in the system of training of a modern musician. Modern music and computer tools allow to diversify and enrich the options for musicians to perform the material in real time. The article is dedicated to the main aspects of the problem, which modern critics discuss, that is to find the dependence between the structure of music and its impact on the emotional state of the listener. The article discusses the main aspects of the problem, which concern the modern art and musical education. The work analyzes possibilities of usage of the modern musical computer technologies in the process of interpenetration and interaction of computer science and musical creativity.
Key words: electronic musical instrument, music computer technologies, information technology in music, musical creativity, musical culture, musical education.
А. Камерис, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О.Л. Ясинская, звукорежиссёр учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Интенсивное развитие компьютерных технологий привело к обширному использованию их в различных видах музыкального творчества. Это направление находит активное развитие в системе подготовки современного музыканта. Современный музыкально-компьютерный инструментарий позволил разнообразить и обогатить варианты исполняемого музыкантом материала в реальном времени. Статья посвящена рассмотрению основных аспектов проблемы, которой занимаются современные искусствоведы и музыкальные педагоги, - проанализировать возможности современных музыкально-компьютерных технологий в процессе взаимопроникновения и взаимовлияния компьютерных наук и музыкального творчества.
Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке, музыкальное творчество, музыкальная культура, музыкальное образование