проходят уроки рисования с натуры, у школьников очень мало возможностей упражняться в композиции, т.к. многие основные ее компоненты (выбор объектов изображения, выбор точки зрения, план изображения) ограничены учителем и постоянным местом ученика в классе за определенной партой. Если в студии ученик может выбирать для рисунка ту или иную «натурную постановку», точку зрения, определить, какую часть пространства он изобразит, то в классе это невозможно.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что подростки вполне обладают психофизиологическими ка-
Библиографический список
чествами для осмысленной работы над тематической композицией, но не умеют пользоваться композиционными средствами. Они ограничиваются выбором сюжета и останавливаются там, где художественная деятельность только начинается. Содержание рисунков носит предметно-действенный характер, изображается событие, факт. Художественное интерпретирование события, определяющее графическую форму, наблюдается только у подростков, занимающихся в художественных студиях. Они умеют осмысленно строить композицию, воспринимая ее как средство выражения содержания.
1. Борисова А.И., Степанов В.Г. Особенности изобразительной деятельности подростков и доминирующее полушарие мозга. Педагогика и психология образования. 2015; 2: 93 - 99.
2. Лазарева Н.И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов. Омский научный вестник. 2008; 4 (69): 136- - 41.
3. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Москва: А-Приор, 2010.
4. Ермолинская Е.А. Как грамотно выстроить урок изобразительного искусства в школе. Электронный журнал Педагогика искусства. 2010; 4. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/kak-gramotno-vystroit-urok-izobrazitelnogo-iskusstva-v-shkole
5. Титов А.А Коллективная деятельность на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческой активности подростков. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012; 2: 222.
6. Титов А.А. Активизации творческой деятельности подростков на уроках тематического рисования. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012; 1 (45): 172 - 175.
7. Канунникова Т.А. Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления подростков. Наука и школа. 2015; 6:168 - 175.
8. Давалева Д.А. Развитие восприятия произведений искусства как условие формирования художественного вкуса младших подростков. Омский научный вестник. 2012; 1 (105): 227 - 230.
References
1. Borisova A.I., Stepanov V.G. Osobennosti izobrazitel'noj deyatel'nosti podrostkov i dominiruyuschee polusharie mozga. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2015; 2: 93 - 99.
2. Lazareva N.I. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya interesa k izobrazitel'noj deyatel'nosti podrostkov sredstvami tvorcheskih proektov. Omskijnauchnyj vestnik. 2008; 4 (69): 136- - 41.
3. Kazanskaya K.O. Detskaya i vozrastnaya psihologiya. Moskva: A-Prior, 2010.
4. Ermolinskaya E.A. Kak gramotno vystroit' urok izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. 'Elektronnyj zhurnal Pedagogika iskusstva. 2010; 4. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/kak-gramotno-vystroit-urok-izobrazitelnogo-iskusstva-v-shkole
5. Titov A.A Kollektivnaya deyatel'nost' na zanyatiyah izobrazitel'nym iskusstvom kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj aktivnosti podrostkov. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2012; 2: 222.
6. Titov A.A. Aktivizacii tvorcheskoj deyatel'nosti podrostkov na urokah tematicheskogo risovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 1 (45): 172 - 175.
7. Kanunnikova T.A. Diagnostika urovnya razvitiya kompozicionno-obraznogo myshleniya podrostkov. Nauka ishkola. 2015; 6:168 - 175.
8. Davaleva D.A. Razvitie vospriyatiya proizvedenij iskusstva kak uslovie formirovaniya hudozhestvennogo vkusa mladshih podrostkov. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; 1 (105): 227 - 230.
Статья поступила в редакцию 03.04.17
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher, Educational Methodological Laboratory of"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
INFORMATION TECHNOLOGY IN MUSIC AND MUSIC EDUCATION. Musical Computer Technologies cover today a wide area of the problems, including illustrating the direct communication of knowledge in the science of music and computer science, who use in their work experts in the field of music informatics, computer music creation, digital arts, mediamusic, computer music, music and sound programming. As practice shows, it is the use, development and a wide range of functionality and, accordingly, the demand for software products and hardware-software complexes of music and computer use, their use in the musicological studies of musical science, and in the musical creative process and the system contemporary music education, constitute an effective basis for the development of computer science itself and new educational technologies at the School of the digital age. The discussion of these issues are in the article.
Key words: music computer technologies, computer science, music programming, music education, information technology in music, information technology in education.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гзрцена, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Музыкально-компьютерные технологии охватывают сегодня широкий круг проблем, в том числе, иллюстрирующих непосредственную связь знаний в сфере науки о музыке и области компьютерных наук, которые используют в своей работе специалисты в сфере музыкальной информатики, компьютерного музыкального творчества, цифровых искусств, меди-амузыки, компьютерной музыки, музыкального и звукотембрального программирования. Как показывает практика, именно использование, разработка и широчайший спектр функциональных возможностей и, соответственно, востребованность программных продуктов и программно-аппаратных комплексов музыкально-компьютерного назначения, использование их как в музыковедческих исследованиях, музыкальной информатики, так и в музыкально-творческом процессе и в системе современного музыкального образования, составляют действенную основу для развития самих компьютерных наук и новых педагогических технологий в Школе цифрового века. Обсуждению данных вопросов посвящена статья.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютерные науки, музыкальное программирование, музыкальное образование, информационные технологии в музыке, информационные технологии в образовании.
Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, находящей отражение в звучании. Звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. Как функционируют информационные технологии в звуковом (и шире - семантическом) пространстве музыки - этот вопрос стал теперь предметом внимания музыкантов-педагогов, представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив деятельности музыканта.
Познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки становится более осязаемым для истинного музыканта, обогащает его творческое воображение, дает стимул к художественному новаторству. На рубеже ХХ и XXI вв. возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронных музыкальных инструментов (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров) - музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2; 3]. В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Без представлений о современных технологических аспектах музыкального творчества, музыкального инструментария (в том числе - музыкально-компьютерного) невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем. Выдающийся пианист XX века И. Гофман отмечал: «Когда учащийся-пианист вполне овладеет материальной стороной, то есть техникой, перед ним открывается безграничный простор - широкое поле художественной интерпретации. Здесь работа имеет преимущественно аналитический характер и требует, чтобы ум, дух и чувство, подкреплённые знаниями и эстетическим чутьем, образовали счастливый союз, позволяющий достигнуть ценных и достойных результатов»1.
В рамках подготовки и реализации профессионального образовательного профиля обучения бакалавров-музыкантов «Музыкально-компьютерные технологии» и программы магистерской подготовки «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» (обе программы разработаны сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена; они лицензированы в 2004 и 2006 гг. соответственно и введены в образовательный процесс многих академий, университетов, консерваторий и педагогических ВУЗов России) нами было разработано учебное пособие «Информационные технологии в музыке» (в 4-х томах) [4; 5; 6; 7], имеющее теоретическую и практическую направленность. Рассуждения и мысли видных музыкантов и ученых о существовании музыкальных инструментов, их звучании, воплощенном в музыкальных звуках, иллюстрируют основополагающие идеи учебного пособия.
В первом томе «Архитектоника музыкального звука» раскрыты темы, связанные с изучением физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения; объясняется слуховое восприятие звука человеком, рассмотрены основные принципы компьютерной генерации музыкального звука. Важность осознания математического, физического и физиологического анализа музыкального звука для лиц, занимающихся музыкальным творчеством, ещё в середине XIX века была раскрыта выдающимся немецким учёным Г. Гельмгольцем. Этим объясняется тот факт, что в качестве эпиграфа к первому тому пособия мы выбрали цитату из его статьи «О физиологических причинах музыкальной гармонии»: «Эта река звуков, то мирно и нежно переливаясь, то внезапно прерываясь и начиная бурлить, полная мощи, полная внезапных порывов страсти, переносит в душу слушателя настроения, навеянные вдохновением артиста, возносит ее в царство вечной красоты, - в то царство, о котором нам возвещают только немногие избранники природы»2. Архитектоникой, «архитектоническим слухом» называл Н.А. Римский-Корса-ков особенность хорошо развитого гармонического слуха - способность эмоционально воспринимать чувство логики музыкального языка. «Развитие слуха абсолютного и слуха внутреннего ведёт к образованию способности, которую следует назвать архитектоническим слухом и чувством логики музыкальной, - пи-
шет композитор. - Это - способность слышать голосоведение и чувствовать соотношение аккордов между собою, тональное и ритмическое. [Это такая] способность, вследствие которой музыкант инстинктивно чувствует законы безусловной красоты и логической связи последовательности, осмысливающихся и освещающихся ходом мелодии, т. е. музыкальной речи. При этом у одних субъектов наблюдается большая чувствительность к голосоведению и связи последовательностей, т. е. архитектоническая сторона; у других, при известной доле невзыскательности к голосоведению и связи последовательностей, обнаруживается стремление к требованьям синтактической правильности музыкального построения. <...> Разбор гармонических, контрапунктических и синтактических форм и указание на недостатки и достоинства [их] под руководством учителя (иначе - аналитический способ преподавания гармонии, контрапункта и синтактических форм) есть наилучший способ для укрепления и развития архитектонического слуха и чувства логики»3. В изложении материала мы переходим от основных физических представлений о звуке к объяснению структуры музыкального звука, элементов гармоник, принципа записи и воспроизведения звука с использованием музыкально-компьютерных технологий.
Второй том «Музыкальные синтезаторы», предназначенный для широкого круга специалистов в области электронного музыкального творчества, посвящен рассмотрению различных аспектов функционирования музыкальных инструментов как синтезаторов музыкального звука в их историческом развитии (от механических, акустических инструментов до современных музыкальных компьютеров).
Появление новых музыкальных инструментов или музыкальных синтезаторов, как известно, обусловлено двумя основными причинами. Первая из них - стремление музыкантов обогатить палитру своего музыкального творчества. Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который в своей конструкции стремится опираться на современные достижения науки и техники в области синтеза музыкального звука и его воспроизведения.
Слово «синтезирование» означает создание чего-либо с помощью комбинаций раздельных элементов его составляющих. Синтезированный звук - это звук, который музыкант создает с помощью какого-либо музыкального инструмента, формируя конкретные характеристики звука (высоту, громкость, длительность, особенности тембра и т. д.). Синтезированный звук может быть традиционным акустическим музыкальным тембром или похожим на него, либо он может быть совершенно новым, не существовавшим ранее, оригинальным. Однако общим для всей синтезированной музыки является то, что звучание «само по себе» не есть музыка, музыка возникает в результате взаимодействия этих звуков и музыканта, который воспроизводит звучание или создает композицию, - иначе говоря, воплощением замысла композитора и его дальнейшей интерпретацией исполнителем. (Утверждение о том, что, так называемая, «синтезаторная музыка» - под словом «синтезаторная» в этом случае подразумевается музыкальное звучание, создаваемое музыкантом с помощью электронного музыкального инструмента (ЭМИ) [8; 9; 10] - находится только в рамках имитации традиционного музыкального инструментария и музыкальных форм, что синтезаторная музыка создается автоматически, механически, т. е. без взаимодействия с музыкантом, является совершенно необоснованными. Напротив, ЭМИ расширяют палитру звучания, музыкального произведения, и тембровая окраска его становится ярче, богаче).
Вместе с тем, следует понимать, что любой, самый совершенный музыкальный инструмент - это рукотворный «образ», рукотворная «музыкальная машина» (как пишет И.Ф. Стравинский в одной из книг «Диалогов»4), благодаря взаимодействию с которой происходит таинство звукотворчества, истинный музыкант оказывается способным выразить все нюансы звучания многогранного тембрового пространства, эмоциональный «настрой» души человека, его чувства, переживания, и художественное воздействие музыки становится осязаемым. Композитор запечатлевает в своем произведении целый мир особых музыкальных образов, фантазий, созданный его воображением, отражает художественное слышание мира с помощью конкрет-
1 Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. М.: Музгиз, 1961. С. 37.
2 Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. С. 17.
3 Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании // Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М.: Музгиз, 1963. Т. 2. С. 179.
4 Стравинский И.Ф. Диалоги. Л.: Музыка, 1971. С. 137.
ных музыкальных инструментов. «Композитор как творец, - пишет Ю.Н. Рагс в статье "Уровни и содержание музыковедческих измерений", - определяет и выявляет имеющимися в его распоряжении и изобретаемыми им средствами художественную идею произведения, устанавливает особенности организации целого, границы произведения, грани частей, типы связей, необходимых для выражения этой идеи; он устанавливает также детали целого, вплоть до того, например, сколько звуков и какие именно следует изменить, добавить или убавить в уже почти сочиненной пьесе, чтобы она была, с его точки зрения, наиболее совершенной в художественном плане. Он руководствуется своим творческим замыслом, опытом общения с музыкантами, слушателями, самой музыкой (своей и других композиторов), своим музыкальным вкусом, личными пристрастиями, личными представлениями о гармоничности, о красоте и т. п.»5.
Основу третьего тома «Музыкальный компьютер» составляет рассмотрение различных аспектов функционирования музыкального компьютера (МК) [6; 11] как нового многофункционального политембрального инструмента музыканта. Известно, что недоверие к использованию компьютерной техники в музыке поддерживалось мнением о чуть ли не убийственной ее роли для субъективного характера творчества, его духовности. Это мнение основывается на устойчивом многовековом заблуждении: техника никогда не убивала творчество, напротив, они развивались в тесной взаимосвязи: вся европейская музыкальная культура основана на технике музыкальных инструментов. А архитектура? - Акустика храмов и концертных залов - это тот технический базис, без которого немыслима вокальная и хоровая музыка. Все дело - в количестве человеческого тепла, любви и труда, вложенных в инструмент, в звук, в музыку, поэтому и «человечность» МК зависит от того, как человек будет его осваивать. Компьютер является своеобразным зеркалом человеческого мышления: в нем можно увидеть самого себя как бы со стороны, но для этого его необходимо освоить.
За более чем 70-летний период применения вычислительной техники в музыкальном творчестве и музыкальных исследованиях, она эволюционировала. Первоначально МК обладали сравнительно небольшими ресурсами - малая память, некоторая «медлительность» (низкая скорость обработки информации). Творчество и исследования в то время шли по пути анализа и создания новых нотных (музыкальных) текстов. Исследователи изучали с помощью компьютера «правила» композиции и на основе этих правил создавали новые композиции. Такие «сочинения» не обладали (и не могли обладать) высокими художественными качествами.
В 50-е годы ХХ столетия в различных уголках цивилизованного мира шли эксперименты с электронным синтезом звука. Наиболее значительными были результаты, достигнутые Р. Му-гом, Д. Букла в США, Студией электронной музыки при Музее А.Н. Скрябина (впоследствии - при фирме «Мелодия») в СССР, IRCAM во Франции, К. Штокхаузеном в Германии.
С 1957 года цифровым синтезом занимаются американские композиторы и инженеры М. Мэттьюз и Дж. Пирс.
В 1976 году во Франции создается институт IRCAM (Institut de Recherche et de Coordination Acoustique/Musique - Исследовательский координационный институт акустики и музыки), в котором ведутся исследования в области музыкально-акустических технологий, эксперименты в области композиции и исполнительства с участием компьютерной техники. Открытие в Париже, при Центре им. Помпиду, Интернационального института IRCAM способствовало объединению усилий специалистов из институтов, компьютерно-акустических студий, центров, лабораторий университетов разных стран Европы и всего мира.
Главное преимущество цифровых систем для музыканта-исследователя - способность воспроизводить и легко модифицировать записанные и проанализированные «естественные» звучания, а также способность создавать совершенно новые, оригинальные звуковые формы. «Для профессионального композитора мультимедийный РС способен стать многофункциональным «средством производства», - пишет петербургский композитор Г.Г. Белов, - Если композитор тщательно проду-
мал свою композицию, полностью слышит ее своим внутренним слухом, то в работе над звуковым ее воплощением он может обойтись без фортепиано (подобно тому, как за письменным столом писали свои партитуры П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович). Теперь же компьютер позволяет автору выполнить партитурную запись произведения (в программах Finale, Sibelius, Score и других) сразу в том виде, в каком она прежде выпускалась издательствами, «сбросить» ее на принтер, распечатать в нескольких экземплярах не только в партитурном обличии, но и по голосам с автоматическим редактированием для транспонирующих инструментов. Иногда гениальное творение возникает импровизационно, подобно «Маленькому триптиху» Г. Свиридова. Если бы Свиридов сыграл свою импровизацию на MIDI-клавиатуре, то на выходе он получил бы готовый нотный текст без необходимости в его время расшифровывать магнитофонную запись фортепианного испол-нения»6.
Одновременно осуществлялись попытки управления с помощью МК электронными звучаниями и совершенствовались сами компьютерные средства и их возможности [12; 13]. Разрабатывались и технологии автоматического анализа и синтеза речи, и речевое управление автоматикой, и автоматизация информационной службы, опознание говорящего по голосу, и аппараты для людей с речевыми, слуховыми и зрительными нарушениями и многое другое [15; 16; 17]; проводился анализ и синтез живых музыкальных звучаний. Понятно, что существенные результаты в перечисленных областях могли быть достигнуты лишь с применением адекватных цифровых методов анализа и синтеза звука [18; 19]. По существу человек как бы остановил звуковую волну и теперь может ее видоизменять и моделировать ее архитектуру, искать глубинные законы её строения - изучать архитектонику звука.
В четвертом томе «Музыка, математика, информатика», написанном в соавторстве с М.С. Заливадным, рассматриваются принципы и формы взаимодействия музыки, математики и информатики в их историческом развитии (включая современный этап); содержатся рекомендации к построению учебного курса, посвященного применению математики и информационных технологий в области исследования музыки и практической музыкальной композиции.
Иллюстрируя основные теоретические положения IV тома учебного пособия, приведём высказывания С.С. Прокофьева о процессе сочинения музыки и Г. Гельмгольца, анализировавшего принципы и формы взаимодействия музыки и математики.
С. П р о к о ф ь е в: «Мы начинаем мелодию с какой-либо ноты. Для второй ноты мы можем выбрать любую из тех, которые лежат в пределах октавы вверх и октавы вниз. Октава вверх имеет 12 нот и столько же имеет октава вниз. Если к этому мы прибавим еще ту же ноту, с которой мы начали (ибо в мелодии мы можем повторять одну ноту два раза), то в нашем распоряжении для второй ноты мелодии будет уже 25 вариантов, а для третьей - 25 умноженные на 25, то есть 625 вариантов.
Теперь вообразите не особенно длинную мелодию, например, в восемь нот. Сколько вариантов представится для этой мелодии? А вот сколько: 25 помножим на 25 шесть раз, иначе говоря, 25 в седьмой степени. Сколько же это составит? Возьмите карандаш и бумагу и испишите математическими исчислениями целый лист, выйдет, кажется, около шести миллиардов возможностей. Я не хочу сказать, что в нашем распоряжении имеется шесть миллиардов мелодий. Существует шесть миллиардов комбинаций, из которых композитор имеет возможность выбрать такие, которые будут мелодичны»7.
Г. Г е л ь м г о л ь ц: «Музыка и математика суть самые резкие контрасты, какие только можно найти в духовной жизни человека: и всё-таки одна из них опирается на другую, и они связаны друг с другом, как бы доказывая последовательность всех проявлений нашей души - последовательность, благодаря которой мы можем даже в творчестве художественного гения замечать бессознательное выражение таинственно действующей разумности»8.
5 Рагс Ю. Н. Уровни и содержание музыковедческих измерений. Эстетика: информационный подход. М.: Смысл, 1997. С. 28.
6 Белов Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке: размышления композитора// Современное музыкальное образование - 2002: материалы Межд. научно-практич. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 35.
7 Прокофьев С.С. Могут ли иссякнуть мелодии? // Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания. М., 1961. С. 230.
8 Гельмгольц Г. О физиологических причинах музыкальной гармонии. СПб., 1896. С. 14.
Большое значение использование МКТ и информационных технологий в музыке приобретает в поиске различных способов и методик реализации инклюзивного музыкального образования (см., например, [20; 21; 22; 23]).
Изучение курса «Информационные технологии в музыке» в целом позволяет сформировать у студентов основ-
Библиографический список
ные понятия в области акустического и электронного звука, расширяет возможности профессиональной ориентации в сфере МКТ, даёт возможность сформировать и развить далее художественно-эстетические представления о музыке в системе современного музыкального образования.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: 32 - 38.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Том 1: Архитектоника музыкального звука: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Т. 4: Музыка, математика, информатика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
8. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.
9. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
10. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
11. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
13. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
14. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
15. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
17. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
18. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
19. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
20. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование-2010: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 208 - 211.
21. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
22. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
23. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena: 32 - 38.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 1: Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2010.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 4: Muzyka, matematika, informatika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013.
8. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya ipraktika obschestven-nogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
9. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
13. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
15. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya ipraktika ob-schestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
17. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
19. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
20. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cankt-Peterburg: Rossijskij gosu-darstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Kor-sakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.
21. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. VestnikIrkutsk-ogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
22. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
23. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
Статья поступила в редакцию 05.04.17
УДК 378
Govorova A.A., teacher, Okhta Center of Aesthetic Education, Music classes for the blind and visually impaired children, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Voronov A.M., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory of "Musical and Computer Technology", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE INCLUSIVE EDUCATION OF PEOPLE WITH VISUAL DISABILITIES: ANALYSIS OF EXISTING PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLICATION. The analysis of the use of musical computer technologies by people with visual disabilities has showed that at the present time there are developments that allow blind musicians to master a number of MCT-programs, which contributes to the realization of their creative potential. Such a constructive approach to new musical information technology carries the potential of professional education and today is an integral part of the creative work of every blind musician looking to the future and laying the foundation for the next generations of successors. Certain steps have already been taken in this direction. The article provides the results of the analysis of existing problems and prospects of using musical computer technology in the inclusive education of people with limited vision capabilities, as well as consideration of a number of hardware, software and methodological issues that need to be addressed in the near future.
Key words: inclusive education, music computer technologies, people with visual impairment, music education, music computer.
А.А. Говорова, преп. Охтинского центра эстетического воспитания, Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
А.М. Воронов, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, преп. класса Тифлотехники центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Невского района, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ
Анализ применения музыкально-компьютерных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению показал, что в настоящее время проводятся разработки, позволяющие незрячим музыкантам осваивать ряд МКТ-программ, что способствует реализации их творческого потенциала. Такой конструктивный подход к новым музыкально-информационным технологиям несет в себе возможности профессионального образования и сегодня является неотъемлемой составляющей творчества каждого незрячего музыканта, смотрящего в будущее и закладывающего фундамент для следующих поколений преемников. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Статья посвящена анализу существующих проблем и перспектив использования музыкально-компьютерных технологий в инклюзивном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также рассмотрению ряда вопросов аппаратно-программного и методического направления, требующих решения в ближайшее время.
Ключевые слова: инклюзивное образование, музыкально-компьютерные технологии, люди с нарушением зрения, музыкальное образование, музыкальный компьютер.
В настоящее время использование современных информационных технологий способствует существенному расширению возможностей в области получения и обработки информации. Применение мультимедийного компьютера (МК) [1; 2; 3] играет значительную роль в реализации инклюзивного педагогического процесса, помогая выявить новые перспективы личностного роста и профессионального развития у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В частности, с появлением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) значительно расширились возможности получения музыкального образования раз-
личными категориями учащихся, имеющих ОВЗ. Методическая система преподавания МКТ людям с ограниченными возможностями здоровья, разработанная сотрудниками Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), «опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной - Н.А. Бергер),