14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
15. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya ipraktika ob-schestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
17. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
19. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
20. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cankt-Peterburg: Rossijskij gosu-darstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Kor-sakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.
21. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. VestnikIrkutsk-ogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
22. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
23. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
Статья поступила в редакцию 05.04.17
УДК 378
Govorova A.A., teacher, Okhta Center of Aesthetic Education, Music classes for the blind and visually impaired children, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: nastia-govor@rambler.ru Voronov A.M., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory of"Musical and Computer Technology", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru
MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE INCLUSIVE EDUCATION OF PEOPLE WITH VISUAL DISABILITIES: ANALYSIS OF EXISTING PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLICATION. The analysis of the use of musical computer technologies by people with visual disabilities has showed that at the present time there are developments that allow blind musicians to master a number of MCT-programs, which contributes to the realization of their creative potential. Such a constructive approach to new musical information technology carries the potential of professional education and today is an integral part of the creative work of every blind musician looking to the future and laying the foundation for the next generations of successors. Certain steps have already been taken in this direction. The article provides the results of the analysis of existing problems and prospects of using musical computer technology in the inclusive education of people with limited vision capabilities, as well as consideration of a number of hardware, software and methodological issues that need to be addressed in the near future.
Key words: inclusive education, music computer technologies, people with visual impairment, music education, music computer.
А.А. Говорова, преп. Охтинского центра эстетического воспитания, Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru
А.М. Воронов, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, преп. класса Тифлотехники центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Невского района, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ
Анализ применения музыкально-компьютерных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению показал, что в настоящее время проводятся разработки, позволяющие незрячим музыкантам осваивать ряд МКТ-программ, что способствует реализации их творческого потенциала. Такой конструктивный подход к новым музыкально-информационным технологиям несет в себе возможности профессионального образования и сегодня является неотъемлемой составляющей творчества каждого незрячего музыканта, смотрящего в будущее и закладывающего фундамент для следующих поколений преемников. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Статья посвящена анализу существующих проблем и перспектив использования музыкально-компьютерных технологий в инклюзивном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также рассмотрению ряда вопросов аппаратно-программного и методического направления, требующих решения в ближайшее время.
Ключевые слова: инклюзивное образование, музыкально-компьютерные технологии, люди с нарушением зрения, музыкальное образование, музыкальный компьютер.
В настоящее время использование современных информационных технологий способствует существенному расширению возможностей в области получения и обработки информации. Применение мультимедийного компьютера (МК) [1; 2; 3] играет значительную роль в реализации инклюзивного педагогического процесса, помогая выявить новые перспективы личностного роста и профессионального развития у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В частности, с появлением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) значительно расширились возможности получения музыкального образования раз-
личными категориями учащихся, имеющих ОВЗ. Методическая система преподавания МКТ людям с ограниченными возможностями здоровья, разработанная сотрудниками Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), «опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной - Н.А. Бергер),
и на возможности МКТ, не имеющие аналога в прошлом. Причём отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию», но позволяет компенсировать недостающее слагаемое... [4, с. 259]. В связи с особенностями обучения музыкантов с глубокими нарушениями зрения, обусловленными полным или частичным поражением зрительного анализатора, МКТ становятся важнейшим инструментом реализации инклюзивного педагогического процесса на всех этапах обучения. При этом МКТ не только расширяют коммуникативные возможности незрячих и слабовидящих учащихся, являясь одним из основных средств осуществления контактов с «внешним миром», но и в значительной степени содействуют реализации их творческого потенциала и адаптации в социуме [5; 6; 7].
Однако следует отметить, что в применении МКТ незрячими и слабовидящими пользователями имеются принципиальные различия, в первую очередь обусловленные степенью потери зрения [8]. Так, например, слабовидящие музыканты могут использовать стандартное программное обеспечение, применяя функции визуального увеличения, которыми обладают сами программы или операционная система (в зависимости от удобства использования). Если речь идёт о незрячих пользователях PC, возникает проблема озвучивания графического интерфейса, для решения которой применяется специфический Soft - так называемые «программы экранного доступа». При помощи голосовых синтезаторов они позволяют преобразовывать информацию, отображаемую на экране монитора, в речь или (посредством Брайлевского дисплея) в рельефно-точечные символы. Кроме того, людям, потерявшим зрение в процессе жизнедеятельности (приобретенная слепота) [9], изучения рельефно-точечной системы Л. Брайля дается достаточно трудно ввиду особенностей развития тактильных ощущений и мелкой моторики, необходимых для корректного и быстрого восприятия Брайлевского текста. Вследствие этого наибольшую актуальность сегодня приобретают программы экранного доступа («Jaws» и «NVDA»), в том числе в образовательной деятельности людей с ОВЗ по зрению.
Во многом благодаря «голосовым помощникам» перед незрячими музыкантами открываются широчайшие возможности для самостоятельной реализации творческих замыслов. Стремясь овладеть тембровой аранжировкой, музыкант-практик с ОВЗ по зрению при помощи МКТ может найти и выработать свой индивидуальный стиль. «Sonar», «Ripper» и некоторые другие программы-секвенсоры позволяют представить всю звуковую картину аранжировки мелодии, сыгранной, например, на «живом» музыкальном инструменте, в полном объеме. При помощи «горячих клавиш», имеющихся в программах данного типа, незрячие музыканты могут без посторонней помощи редактировать уже существующие аранжировки, создавать собственные композиции и неповторимые «звуковые картины», применяя различные банки и семплы, а также подключая необходимые плагины, загружая их из Интернета или используя встроенные программные функции. Однако необходимо заметить, что одной из основных проблем, с которыми сталкиваются музыканты с ОВЗ по зрению, как уже отмечалось, является доступность графического интерфейса тех или иных МКТ-программ. Решению этой непростой задачи способствуют специально написанные скрипты, позволяющие максимально корректно работать с наиболее важными функциями программы и адекватно озвучивать информацию с экрана монитора.
Наряду с секвенсорами еще одной группой МКТ-программ, с которыми плодотворно работают незрячие музыканты, являются программы-аудиоредакторы. К наиболее доступным из них можно отнести Sound Forge и Adobe Audition. Эти редакторы довольно просты в использовании, но при этом обладают огромным количеством различных эффектов и широким спектром возможностей обработки звука.
Указанные особенности процесса творческой самореализации музыкантов с ОВЗ по зрению позволяют выделить следующую тенденцию: незрячие музыканты сегодня могут реализовать (и успешно реализуют) свои творческие идеи посредством МКТ-программ в сфере музыкального компьютерного творчества и музыкальной звукорежиссуры. При этом необходимо отметить, что данное направление характерно преимущественно для сферы культурно-досуговой деятельности (для людей, занимающихся творческой самореализацией) и, к сожалению, недостаточно развито в области профессионального музыкального образования. Сложившаяся ситуация обусловлена комплексом причин, связанных как с организацией системы музыкального образования в целом, так и с аппаратно-программными, психолого-педа-
гогическими и учебно-методическими особенностями обучения музыке людей с глубокими нарушениями зрения.
С одной стороны, овладение мультимедийным компьютером позволяет облегчить и сделать более эффективным учебный процесс, открывая безграничные возможности для более эффективного изучения разнообразного по содержанию и способам представления учебного материала, а также достигать положительных результатов обучения за более короткий срок. Применение МК способствует реализации индивидуального подхода в обучении, поскольку студенты с ОВЗ по зрению получают возможность самостоятельно настраивать некоторые параметры обучения (например, устанавливать скорость освоения, объем и степень сложности материала). Использование МКТ в обучении незрячих студентов стимулирует и повышает мотивацию в освоении тех или иных музыкальных дисциплин: неудачи не смущают; возникает желание их преодолеть [10; 11; 12]. Незрячие учащиеся и студенты могут записать и прослушать собственное исполнение (например, партитуры), выявив при этом ошибки. Появляется возможность создания аранжировок, воспроизведения и транспонирования желаемой мелодии в любом темпе и на любом инструменте; запись собственного голоса и его обработки с помощью различных эффектов, что позволяет создать ощущение концертного зала или выступления на большой сцене. Кроме того, представляется немаловажным, что можно, находясь у себя дома, через глобальную сеть Интернет войти в контакт с музыкантами, которые расскажут и помогут освоить необходимое программное обеспечение.
Тем не менее, с другой стороны, следует заметить, что применение МКТ в обучении людей с ОВЗ по зрению в настоящее время достаточно ограничено. Это во многом связано с техническим аспектом реализации данной проблемы. Как уже отмечалось, незрячим пользователям для работы с МК необходимо специализированное лицензионное программное обеспечение и оборудование, а также мощный современный компьютер. В настоящее время подобными техническими средствами располагают далеко не все музыкальные учебные заведения. С помощью МКТ незрячих студентов обучают в основном в Санкт-Петербурге (РГПУ им. А.И. Герцена), в Москве (Российская Государственная Специализированная Академия Искусств) и Курске (Курский музыкальный колледж-интернат слепых), выпуская высококвалифицированных специалистов, востребованных в данной области.
К факторам, препятствующим широкому распространению МКТ в обучении музыкантов с ОВЗ по зрению, также представляется возможным отнести недостаточное количество специалистов, способных работать с данным контингентом учащихся. Кроме того, существенной проблемой в этой области является недостаточное количество учебных и методических материалов по данному вопросу. В связи с активным расширением тенденций к инклюзии в музыкальном образовании представляются необходимыми разработка и создание специализированных электронных ресурсов, включающих в себя разнообразные материалы по обучению музыке незрячих людей на всех этапах образовательного процесса, в том числе в области МКТ, а также организация проектов, способствующих обмену опытом педагогов, работающих в данной сфере. Следует отметить, что в настоящее время существует ряд электронных рассылок, посвященных практическому применению МКТ-программ незрячими музыкантами (например, «Звучащая Вселенная»), в которых участники обмениваются опытом и творческими экспериментами. На подобные рассылки может подписаться любой пользователь, желающий подробнее познакомиться с данной сферой. Однако необходимо подчеркнуть, что задачей подобных проектов не являются систематизация имеющегося программного обеспечения и обобщение опыта применения тех или иных МКТ-программ незрячими музыкантами, а также разработка методических подходов к данной проблеме. Для решения подобных задач необходимо создание педагогических сообществ.
Таким образом, анализ применения МКТ людьми с ОВЗ по зрению показал, что в настоящее время проводятся разработки, позволяющие незрячим музыкантам осваивать ряд МКТ-программ, которые способствуют реализации их творческого потенциала. Такой конструктивный подход к новым музыкально-информационным технологиям несет в себе возможности профессионального образования и сегодня является неотъемлемой составляющей творчества каждого незрячего музыканта, смотрящего в будущее и закладывающего фундамент для следующих поколений своих преемников [14; 15]. Определённые шаги в этом направлении уже сделаны. Однако существует ряд вопро-
сов аппаратно-программного и методического направления, требующих решения в ближайшее время. Одной из ключевых задач современного инклюзивного музыкального образования представляется решение проблемы работы незрячих музыкантов с
Библиографический список
нотным текстом [16]. В данной сфере существует 2 возможных пути: адаптация уже существующих нотных редакторов или создание принципиально новых, что, исходя из имеющегося опыта, представляется более перспективным.
1. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: монография Санкт-Петербург: «СМИО Пресс», 2007.
2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
4. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 256 - 261.
5. Воронов А.М. Обучение студентов музыкальных вузов с нарушением зрения с помощью музыкально-компьютерных технологий. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА»», 2011: 287 - 290.
6. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
7. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
8. Воронов А.М., Криводонова Ю.Е. Психолого-педагогические особенности освоения информационных технологий людей с нарушением зрения. Ребёнок в современном мире. Санкт-Петербург, 2013: 251 - 256.
9. Воронов А. М., Говорова А. А. Аппаратно-программные особенности применения музыкально-компьютерных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 117 - 119.
10. Захаров В.В. Разработка среды невизуального доступа на основе МКТ для инклюзивного музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 318 - 321.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
13. Морозов С.А. Роль современных компьютерных технологий в системе обучения музыкантов-инвалидов по зрению (на примере Курского музыкального колледжа-интерната слепых). Адаптивные технологии в учреждениях культуры как средство приобщения людей с нарушениями зрения к музыкальному искусству: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Гангут». 2014: 68 - 74.
14. Говорова А.А. Освоение нотного текста детьми с глубокими нарушениями зрения: основные проблемы и пути их решения. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 428 - 431.
15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
16. Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении музыке учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: некоторые проблемы и перспективы применения. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 109 - 111.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjkomp'yuter: monografiya Сапй-Peterburg: «SMIO Press», 2007.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Сапй-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
4. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256 - 261.
5. Voronov A.M. Obuchenie studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya s pomosch'yu muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo "LEMA"», 2011: 287 - 290.
6. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
7. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
8. Voronov A.M., Krivodonova Yu.E. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti osvoeniya informacionnyh tehnologij lyudej s narusheniem zreniya. Rebenok vsovremennom mire. Cankt-Peterburg, 2013: 251 - 256.
9. Voronov A. M., Govorova A. A. Apparatno-programmnye osobennosti primeneniya muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij lyud'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya po zreniyu. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 117 - 119.
10. Zaharov V.V. Razrabotka sredy nevizual'nogo dostupa na osnove MKT dlya inklyuzivnogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 318 - 321.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
13. Morozov S.A. Rol' sovremennyh komp'yuternyh tehnologij v sisteme obucheniya muzykantov-invalidov po zreniyu (na primere Kurskogo muzykal'nogo kolledzha-internata slepyh). Adaptivnye tehnologii v uchrezhdeniyah kul'tury kak sredstvo priobscheniya lyudej s narusheniyami zreniya k muzykal'nomu iskusstvu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Cankt-Peterburg: OOO «Gangut». 2014: 68 - 74.
14. Govorova A.A. Osvoenie notnogo teksta det'mi s glubokimi narusheniyami zreniya: osnovnye problemy i puti ih resheniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 428 - 431.
15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
16. Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii muzyke uchaschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya po zreniyu: nekotorye problemy i perspektivy primeneniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 109 - 111.
Статья поступила в редакцию 31.03.17