Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии как инновационный педагогический инструмент в музыкальном образовании людей с нарушениями зрения'

Музыкально-компьютерные технологии как инновационный педагогический инструмент в музыкальном образовании людей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ЛЮДИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENT / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / MUSIC COMPUTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорова А. А., Воронов А. М.

Понятие «музыкально-компьютерные технологии» прочно вошло в систему современного музыкального образования. Большое практическое значение применение музыкально-компьютерных технологий приобретает в реализации инклюзивного педагогического процесса, открывая перед людьми с ограниченными возможностями здоровья широкие перспективы обучения и творчества. Статья посвящена рассмотрению возможностей музыкально-компьютерных технологий как инновационного педагогического инструмента в музыкальном образовании людей с нарушениями зрения на различных этапах образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Говорова А. А., Воронов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS AN INNOVATION PEDAGOGICAL TOOL IN MUSIC EDUCATION OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE

The concept of “musical and computer technologies” is firmly established in the contemporary music education. The high practical importance of music and the use of computer technology gets in the implementation of inclusive educational process, opening up in front of people with extensive training and work prospects disabilities. The article considers the possibilities of music and computer technology as an innovative teaching tool in music education of visually impaired persons at different stages of the educational process.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии как инновационный педагогический инструмент в музыкальном образовании людей с нарушениями зрения»

8. Штейн Б.М. Моделирование физических процессов в MICROSOFT EXCEL. Методические указания по выполнению лабораторных работ «Физика. Механика». Санкт-Петербург: СПбГУКиТ, 2009.

9. Штейн Б.М. Моделирование физических процессов в MICROSOFT EXCEL. Методические указания по выполнению лабораторных работ «Физика. Колебания». Санкт-Петербург: СПбГУКиТ, 2013.

10. Веселова С.В., Штейн Б.М. Особенности преподавания дисциплины «Физика» для разных направлений подготовки факультета технологий кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Физика в школе и вузе: международный сборник научных статей. Выпуск 18. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016: 253 - 261.

11. Веселова С.В., Штейн Б.М. Возможности изучения раздела «Механика» дисциплины «Физика» с помощью компьютерного моделирования. Инновационные технологии в медиаобразовании: материалы Международной научно-практической конференции 20, 21 мая 2016 г. Санкт-Петербург: СПбГИКиТ: 40 - 44.

References

1. Available at: https://www.1tv.ru/news/2013/12/12/55750-vystuplenie_prezidenta_rf_v_putina_s_poslaniem_federalnomu_sobraniyu_pol-naya_versiya

2. Available at: http://dop-obrazovanie.com/novosti-oglavlenie/2434-brifing-ministra-obrazovaniya-olgi-vasilevoj

3. Available at: http://russia.ni.com/labview

4. Available at: http://barsic.spbu.ru/www/

5. Bursian 'E.V. Fizika. 100 zadach dlya resheniya na komp'yutere: uchebnoe posobie. Sankt-PeterburgID «MiM», 1997.

6. Shtejn B.M. Komp'yuternoe modelirovanie fizicheskih processov v Microsoft Excel. Fizika vshkole i vuze: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Vypusk 8. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo biblioteki RAN, 2008.

7. Shtejn B.M. Modelirovanie kolebatel'nyh processov sredstvami Microsoft Excel. VII Mezhdunarodnaya nauchno-tehnicheskaya konferenciya «Fundamental'nye i prikladnye problemy fiziki». Saransk. 28 - 30 maya 2012 g.

8. Shtejn B.M. Modelirovanie fizicheskih processov v MICROSOFT EXCEL. Metodicheskie ukazaniya po vypolneniyu laboratornyh rabot «Fizika. Mehanika». Sankt-Peterburg: SPbGUKiT, 2009.

9. Shtejn B.M. Modelirovanie fizicheskih processov v MICROSOFT EXCEL. Metodicheskie ukazaniya po vypolneniyu laboratornyh rabot «Fizika. Kolebaniya». Sankt-Peterburg: SPbGUKiT, 2013.

10. Veselova S.V., Shtejn B.M. Osobennosti prepodavaniya discipliny «Fizika» dlya raznyh napravlenij podgotovki fakul'teta tehnologij kino i televideniya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kino i televideniya. Fizika v shkole i vuze: mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Vypusk 18. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016: 253 - 261.

11. Veselova S.V., Shtejn B.M. Vozmozhnosti izucheniya razdela «Mehanika» discipliny «Fizika» s pomosch'yu komp'yuternogo modelirovaniya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 20, 21 maya 2016 g. Sankt-Peterburg: SPbGIKiT: 40 - 44.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

УДК 378.126

Govorova A.A., teacher, Okhta Center of Aesthetic Education, Music classes for the blind and visually impaired children, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Voronov A.M., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory "Musical and Computer Technology", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS AN INNOVATION PEDAGOGICAL TOOL IN MUSIC EDUCATION OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE. The concept of "musical and computer technologies" is firmly established in the contemporary music education. The high practical importance of music and the use of computer technology gets in the implementation of inclusive educational process, opening up in front of people with extensive training and work prospects disabilities. The article considers the possibilities of music and computer technology as an innovative teaching tool in music education of visually impaired persons at different stages of the educational process.

Key words: inclusive education, music computer technologies, people with visual impairment, music education, music computer.

А.А. Говорова, преп. Охтинского центра эстетического воспитания, Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

А.М. Воронов, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Понятие «музыкально-компьютерные технологии» прочно вошло в систему современного музыкального образования. Большое практическое значение применение музыкально-компьютерных технологий приобретает в реализации инклюзивного педагогического процесса, открывая перед людьми с ограниченными возможностями здоровья широкие перспективы обучения и творчества. Статья посвящена рассмотрению возможностей музыкально-компьютерных технологий как инновационного педагогического инструмента в музыкальном образовании людей с нарушениями зрения на различных этапах образовательного процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, музыкально-компьютерные технологии, люди с нарушением зрения, музыкальное образование, музыкальный компьютер.

В сферу современного музыкального образования прочно вошло понятие музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2; 3]. Огромное значение применение мультимедийного компьютера приобретает в реализации инклюзивного педагогического процесса, открывая перед людьми с ограниченными возмож-

ностями здоровья (ОВЗ) широкие перспективы [4]. МКТ и музыкальный компьютер (Мк) [5; 6; 7] играют особую роль в обучении музыкантов с различной степенью нарушения зрения на всех этапах образовательного процесса [8; 9; 10]. МКТ не только расширяют коммуникативные возможности незрячих и слабови-

дящих музыкантов, являясь одним из важнейших средств осуществления контактов с «внешним миром», но и во многом способствуют реализации их творческого потенциала и адаптации в современной социальной среде [11]. Однако следует отметить, что в применении МКТ незрячими и слабовидящими пользователями имеются принципиальные различия, в первую очередь обусловленные степенью потери зрения. Так, например, слабовидящие музыканты могут использовать стандартное программное обеспечение (ПО), применяя при этом функции визуального увеличения, которыми обладают сами программы или операционная система (в зависимости от удобства использования). Если речь идёт о незрячих пользователях, возникает проблема озвучивания графического интерфейса, для решения которой применяется специфический Soft - так называемые «программы экранного доступа». При помощи голосовых синтезаторов они позволяют преобразовывать информацию, отображаемую на экране монитора, в речь или - посредством Брайлевского дисплея - в рельефно-точечные символы шрифта Брайля.

В настоящее время к наиболее распространенным программам экранного доступа относятся «Jaws» от компании «Freedom Sientific» и некоммерческий проект «MVDA». Данные программы имеют довольно широкий спектр применения и способствуют решению базовых задач на уровне опытного пользователя персонального компьютера. Однако если говорить о МКТ, при их освоении преимущественно используется «Jaws», поскольку данная программа обладает наиболее широкими функциональными возможностями (добавление классов окон различных типов, написание и редактирование скриптов для конкретной программы и т. д.). В основном благодаря созданию скриптов перед незрячими музыкантами открывается доступ к различным типам МКТ-программ - секвенсорам, звуковым редакторам и некоторым другим.

Согласно современным стандартам, большинство компьютерных программ, в том числе в сфере МКТ, имеют графический интерфейс, что, как уже отмечалось, создает определенный барьер для доступа незрячих музыкантов к полному функционалу той или иной программы. Следовательно, возникает необходимость адаптации МкТ-программ для данной категории пользователей. Представляется возможным несколько путей решения этой проблемы.

В первую очередь встает вопрос создания скриптов для «Jaws». Этим занимается специальная группа, в состав которой большей частью входят не профессиональные разработчики ПО, а обычные пользователи, стремящиеся адаптировать интерфейс определенной МКТ-программы для незрячих музыкантов и таким образом расширить их творческие возможности. Однако следует подчеркнуть, что для решения подобных задач требуется наличие специфических профессиональных навыков: желательно, чтобы человек, занимающийся написанием скриптов, обладал хотя бы остаточным зрением. Данный фактор немаловажен, поскольку для корректного формирования клавиатурных команд необходимо видеть графические кнопки, пункты меню и т. д.

Кроме того, для более комфортного использования уже адаптированной музыкальной программы желательно, чтобы разработчик скриптов имел музыкальное образование, поскольку профессионализм разработчика в значительной степени способствует формированию более конкретного представления тех или иных функциональных особенностей программы.

С другой стороны, при разработке нового ПО и модернизации уже существующего, а также при создании и обновлениях тематических Интернет-ресурсов необходимо учитывать и вводить в государственные образовательные стандарты возможность использования современного контента людьми с ОВЗ по зрению. Также следует иметь в виду, что существует значительный временной разрыв между выходом «нового» По и его озвучиванием. Так, например, вышедшая в 2015 г. новая операционная система «Windows 10» стала относительно доступной для пользователей с ОВЗ по зрению почти через год, после выхода обновленной версии программы экранного доступа.

Стоит также обратить внимание на то, что одним из важнейших аспектов деятельности музыканта, в том числе в области освоения МКТ, является работа с нотным текстом. Сегодня к наиболее востребованным и функциональным компьютерным приложениям для создания нотной графики можно отнести программы Sibelius и Finale, которые используются большинством издательств, учебных заведений и обычных пользователей. Графический интерфейс нотных редакторов в силу специфики их применения не поддается корректному озвучиванию, что делает

их недоступными для музыкантов с глубокими нарушениями зрения. В связи с активным развитием инклюзивного музыкального образования необходимость решения данной задачи в последнее время приобретает все большую актуальность.

Проблема заключается в том, что одной из важнейших особенностей обучения музыке людей с глубокими нарушениями зрения является применение специфической рельефно-точечной нотации, разработанной в середине XIX в. французским педагогом Л. Брайлем. С одной стороны, Брайлевская нотопись позволяет достаточно точно отображать плоскопечатные (традиционные) ноты, располагая довольно развитым арсеналом обозначений, а с другой стороны, значительно отличается от последней рядом характерных особенностей, влияющих в первую очередь на восприятие нотного текста: отсутствием графического отображения звуковысотности и вертикали, линейностью записи и т. д.

В специализированных музыкальных образовательных учреждениях начального и среднего звена (ДМШ, ДШИ, музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, Курский музыкальный колледж-интернат слепых), ориентированных преимущественно на обучение людей с ОВЗ по зрению и обладающих необходимыми методическими и техническими ресурсами, освоение рельефно-точечной нотации происходит в рамках особой учебной дисциплины - «Нотная грамота по системе Брайля» [12; 13]. На занятиях по данному предмету незрячие учащиеся не только овладевают технологией нотной записи рельефно-точечным шрифтом, но и развивают и совершенствуют навыки разбора и игры с листа нотного текста. Опыт работы ряда специализированных музыкальных школ (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Армавир и др.) показывает, что комплексное изучение точечной нотации дает учащимся с глубокими нарушениями зрения возможность получения полноценного музыкального образования, поскольку для незрячего музыканта свободное владение нотной грамотой по системе Брайля является основой творческой самостоятельности и профессионального роста.

Тем не менее, в современных условиях усиления инклюзивных тенденций в музыкальном образовании, совместное обучение людей с глубокими нарушениями зрения и людей без ОВЗ становится все более популярным. При практической реализации данной образовательной модели проблема работы незрячих учащихся с нотным текстом встает достаточно остро, особенно на начальных этапах обучения. Поскольку большинство преподавателей обычных ДМШ и ДШИ не владеют рельефно-точечной нотацией, работа с музыкальными произведениями происходит, прежде всего, по слуху, без использования нот. Однако представляется, что такой подход к освоению музыкальных произведений сопряжен с рядом трудностей, влечёт за собой снижение общего профессионального уровня, приводит к потере творческой самостоятельности в освоении новых произведений и в результате делает практически невозможным самообразование и саморазвитие музыканта с ОВЗ ПО зрению.

МКТ на современном этапе их развития открывают новые возможности решения данной проблемы. Кроме того, они способствуют созданию творческой образовательной среды, в которой становится возможным более свободное профессиональное общение (возможность беспрепятственно работать с нотным текстом) незрячего музыканта и педагога без ОВЗ по зрению и наоборот. Поскольку попытки адаптации существующих нотных редакторов путем написания скриптов не принесли ощутимых результатов, для реализации этого направления представляется необходимой разработка специализированного ПО, ориентированного в первую очередь на пользователей с глубокими нарушениями зрения и в то же время обладающего достаточными ресурсами для отображения традиционной нотной графики. В связи с указанными особенностями оно должно соответствовать ряду важнейших требований и включать следующие компоненты, обеспечивающие полноценное функционирование данного программного продукта:

1. Функции специализированного нотного редактора. Возможность ввода нотных символов или редактирования уже набранного нотного текста с помощью компьютерной клавиатуры (без использования компьютерной мыши). Применение Брайлевского дисплея для отображения нотного текста рельефно-точечным шрифтом.

2. Возможность конвертации нотного текста из Брайлевского формата в плоскопечатный и наоборот. Корректное отображение на мониторе набранных с клавиатуры обозначений общепринятым способом.

3. Возможность импортирования и экспортирования нотного текста в файлы наиболее распространенных расширений.

4. Способность конвертировать отсканированные нотные тексты в различные форматы (традиционный, рельефно-точечный, MIDI и др.).

5. Возможность распечатывания нотного текста, как на обычном, так и на Брайлевском принтере [14].

Одной из основных задач разработки подобного ПО представляется создание платформы для безбарьерного профес-

Библиографический список

сионального общения преподавателя без нарушений зрения и незрячего учащегося на всех ступенях музыкального образования - от ДМШ, ДШИ и музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей до средних и высших учебных заведений. Наличие специализированного ПО в данной области открывает перед незрячим преподавателем музыки широкие перспективы работы с учащимися или студентами без ОВЗ по зрению, тем самым повышая уровень его профессиональной компетентности и значительно раздвигая границы его профессиональной и творческой деятельности [15; 16; 17].

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2014; 4 (39): 99 - 104.

4. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 298 - 301.

5. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.

7. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

8. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении информатике студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Под общей ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА»», 2011: 287 - 290.

9. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 256 - 261.

10. Горбунова И.Б., Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития, 2015; 12: 470 - 477.

11. Горбунова И.Б., Воронов А.М. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 15 - 19.

12. Морозов С.А. Роль современных компьютерных технологий в системе обучения музыкантов-инвалидов по зрению (на примере Курского музыкального колледжа-интерната слепых). Адаптивные технологии в учреждениях культуры как средство приобщения людей с нарушениями зрения к музыкальному искусству: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Издательско-полиграфический комплекс «Гангут»». 2014: 68 - 74.

13. Говорова А.А. Освоение нотного текста детьми с глубокими нарушениями зрения: основные проблемы и пути их решения. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 428 - 431.

14. Захаров В.В. Разработка среды невизуального доступа на основе МКТ для инклюзивного музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 318 - 321.

15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

16. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

17. Говорова А.А. Особенности освоения нотного текста детьми с глубокими нарушениями зрения в детских музыкальных школах (из опыта работы Санкт-Петербургской музыкальной школы для незрячих детей, филиала Охтинского Центра Эстетического Воспитания в школе имени К.К. Грота). Современное музыкальное образование - 2013: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 328 - 331

References

1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej red. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014; 4 (39): 99 - 104.

4. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 298 - 301.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.

7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

8. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii informatike studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej red. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo "LEMA"», 2011: 287 - 290.

9. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256 - 261.

10. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 12: 470 - 477.

11. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 15 - 19.

12. Morozov S.A. Rol' sovremennyh komp'yuternyh tehnologij v sisteme obucheniya muzykantov-invalidov po zreniyu (na primere Kurskogo muzykal'nogo kolledzha-internata slepyh). Adaptivnye tehnologii v uchrezhdeniyah kul'tury kak sredstvo priobscheniya lyudej s narusheniyami zreniya k muzykal'nomu iskusstvu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks «Gangut»». 2014: 68 - 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.