УДК 378
Govorova A.A., teacher, Okhta Center of Aesthetic Education, Music classes for the blind and visually impaired children; postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: nastia-govor@rambler.ru Voronov A.M., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory "Musical and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: nastia-govor@rambler.ru
INCLUSIVE MUSIC EDUCATION: THE ROLE OF MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING MUSIC TO PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENT. The use of modern information technologies contributes to significant empowerment in the field of obtaining and processing information. The use of a multimedia computer plays a significant role in the implementation of inclusive pedagogical process, helping to identify new prospects for personal growth and professional development in people with disabilities. In particular, the musical computer technologies have significantly expanded the possibility of receiving musical education of different categories by students with disabilities. The article analyzes the existing problems and prospects for the use of musical computer technologies in inclusive education for people with disabilities, as well as consideration of a number of organizational and methodological areas that require solutions in close future.
Key words: inclusive education, musical computer technologies, people with visual impairment, music education, music computer.
А.А. Говорова, преп. Охтинского центра эстетического воспитания, Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: nastia-govor@rambler.ru
А.М. Воронов, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: nastia-govor@rambler.ru
ИНКЛЮЗИВНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ
ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ
В настоящее время использование современных информационных технологий способствует существенному расширению возможностей в области получения и обработки информации. Применение мультимедийного компьютера играет значительную роль в реализации инклюзивного педагогического процесса, помогая выявить новые перспективы личностного роста и профессионального развития у людей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, с появлением музыкально-компьютерных технологий значительно расширились возможности получения музыкального образования различными категориями учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Статья посвящена анализу существующих проблем и перспектив использования музыкально-компьютерных технологий в инклюзивном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также рассмотрению ряда вопросов организационного и методического направления, требующих решения в ближайшее время.
Ключевые слова: инклюзивное образование, музыкально-компьютерные технологии, люди с нарушением зрения, музыкальное образование, музыкальный компьютер.
В современном музыкальном образовании на различных его этапах огромную роль играют музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2; 3], лежащие в основе реализации инклюзивного педагогического процесса, который в последнее время становится все более актуальным [4; 5; 6]. Применение инновационных технологий открывает перед людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) широкие перспективы для осуществления и развития творческого потенциала, а также получения образования наравне с «обычными» людьми (без ОВЗ). Особое значение МКТ приобретают в обучении музыкантов с различной степенью нарушения зрения на всех ступенях образовательного процесса. При этом МКТ не только способствуют расширению творческого потенциала незрячих и слабовидящих музыкантов, но и значительно повышают их коммуникативные возможности, являясь связующим звеном для осуществления контактов с «внешним миром» и адаптации в современной социальной сфере.
Применение МКТ позволяет сделать учебный процесс более интересным и плодотворным, поскольку появляются колоссальные возможности для эффективного освоения разнообразного по содержанию и способам представления учебного материала. Открывается доступ к обмену данными, приему и передаче разного рода информации в электронном виде. В результате в обучении людей с глубокими нарушениями зрения наблюдается положительная динамика, которая проявляется в освоении необходимых знаний и практических навыков за более короткий срок. Кроме того, использование мультимедийного компьютера (или музыкального компьютера - МК [7; 8; 9]) содействует реализации индивидуального подхода, поскольку незрячие музыканты могут самостоятельно регулировать параметры обучения: устанавливать скорость освоения, объем и степень сложности материала и
многое другое. Применение МКТ также стимулирует студентов с ОВЗ по зрению и повышает у них мотивацию к освоению тех или иных музыкальных дисциплин, при этом неудачи не смущают, а, напротив, возникает желание их преодолеть.
Посредством МКТ незрячие музыканты могут записывать и прослушивать на МК собственное исполнение музыкального произведения, выявляя и исправляя ошибки. Расширяются возможности для написания музыкальных композиций, создания аранжировок, звуковых картин и фонограмм. При работе со звуком становится доступным воспроизведение той или иной мелодии на различных музыкальных инструментах, транспонирование, изменение темпа, что позволяет представить и выбрать наиболее оптимальный вариант звучания. При помощи различных аудио-эффектов и подключения необходимых плагинов можно записывать и обрабатывать как инструментальный, так и вокальный материал, создавая желаемую акустическую атмосферу, например, ощущение концертного зала или выступления на большой сцене. Кроме того, представляется немаловажным, что можно, находясь у себя дома, через Интернет войти в контакт с более опытными музыкантами, которые расскажут и помогут освоить необходимое профессиональное программное обеспечение.
Вместе с тем следует отметить, что существует ряд проблем, затрудняющих освоение незрячими мКт в полной мере.
В первую очередь, речь идет о графическом интерфейсе, на котором построена каждая современная музыкальная программа. Это значительно осложняет невизуальный доступ. Пункты меню и программные опции представлены в виде графических изображений, что является очень удобным для визуального восприятия. Пользователи с хорошим зрением могут без труда найти на экране компьютера нужный элемент и при помощи мыши
произвести те или иные операции. Однако для пользователей с ОВЗ по зрению такой метод работы является невозможным.
Для использования незрячими музыкантами МК, помимо базовых МКТ-программ, должен быть оснащен специализированным программным обеспечением, - так называемыми, «программами экранного доступа». При помощи голосовых синтезаторов они позволяют преобразовывать информацию, отображаемую на экране монитора, в речь или - посредством Брайлевского дисплея - в рельефно-точечные символы шрифта Брайля. Поскольку графические элементы МКТ-программ практически невозможно озвучить, возникает необходимость их адаптации для незрячих пользователей. Решить данную проблему можно несколькими способами.
Во-первых, возникает необходимость в создании специальных скриптов для программ экранного доступа. Такие скрипты позволяют осуществить доступ и поддержку некоторых графических элементов. Однако имеющиеся в настоящее время скрипты не могут охватить всю широту и многообразие функциональных возможностей современных МКТ-программ.
Во-вторых, следует учитывать и вводить в государственные стандарты возможность использования современного контента людьми с ОВЗ по зрению при разработке нового программного обеспечения и модернизации уже существующего, а также при создании и обновлениях тематических Интернет-ресурсов. Кроме того, следует иметь в виду, что существует значительный временной разрыв между выходом «нового» и его озвучивани-
Библиографический список
ем. Так, например, вышедшая в 2015 году новая операционная система «Windows 10» стала относительно доступной для пользователей с ОВЗ по зрению почти через год, после выхода обновленной версии программы экранного доступа.
В-третьих, необходимо создавать специализированное программное обеспечение, ориентированное на возможности использования музыкантами с ОВЗ по зрению. В первую очередь речь идет о нотных редакторах, необходимых для работы профессионального музыканта, живущего и творящего в XXI веке. Современное программное обеспечение не позволяет в полной мере корректно озвучивать информацию, содержащуюся в нотном тексте. Также существует проблема конвертации плоскопечатного нотного текста в рельефно-точечный шрифт Л. Брайля, что значительно затрудняет процесс обмена информацией между зрячими и незрячими музыкантами.
Для решения обозначенных проблем необходимо готовить различных специалистов, которые смогут не только адаптировать для музыкантов с нарушением зрения уже существующие МКТ-программы, но и разрабатывать программные продукты, удобные в использовании и обладающие полным набором функций, необходимых каждому современному музыканту [10; 11]. В настоящее время эти вопросы приобретают особую актуальность, поскольку инклюзивное образование является сегодня доминирующим. МКТ в новых условиях становятся одним из основных педагогических инструментов, обеспечивающих успешную реализацию инклюзивного педагогического процесса.
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б Горбунова. 2015: 29 - 34.
4. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
5. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б Горбуновой. 2011: 208 - 211.
6. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298301.
7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
8. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2 16 - 24.
9. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
10. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.
11. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 15 - 19.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunova. 2015: 29 - 34.
4. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
5. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.
6. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298301.
7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
8. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2 16 - 24.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
11. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 15 - 19.
Статья поступила в редакцию 05.08.17
УДК 781
Vorontsova I.V., Candidate of Arts Studies, senior lecturer, the Honored Worker of Culture of the Russian Federation,
Music Theory Department, Moscow Tchaikovsky conservatory (Moscow, Russia), E-mail: ivorontsova@list.ru
PERCEPTION OF MUSICAL SPEECH WITHIN COORDINATES OF SPACE AND TIME. The article is dedicated to a problem of musical speech analysis as part of communication. The author provides her understanding and definition of musical consciousness and musical speech. Space and time are treated as internal coordinates of the auditory attention. The paper gives their psychological characteristics. The immanent characteristic of the musical chronotope is determined as a level of the measuring scale. The research reveals its specificity, defining it as combination of qualitative and quantitative characteristics. The studies of musical speech are in demand not only in the field of modern music theory, but also in the practical sphere of solfeggio, and also in terms of studying the problems of performance and interpretation.
Key words: musical language, musical speech, musical perception, space and time in music.
И.В. Воронцова, канд. иск., доц., доц. каф. теории музыки Московской государственной консерватории
им. П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры Российской Федерации, E-mail: ivorontsova@list.ru
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ В КООРДИНАТАХ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Статья посвящена проблеме анализа музыкальной речи в условиях коммуникации. Дается авторское понимание и определение музыкального сознания и музыкальной речи. Пространство и время трактуются как внутренние координаты слухового внимания, дается их психологическая характеристика. Определено имманентное свойство музыкального хронотопа - разноуровневость измерительной шкалы; раскрывается его специфика - совмещение качественных и количественных признаков. Исследования, посвященные музыкальной речи, востребованы не только в области современной теории музыки, но и в практической сфере сольфеджио, а также в плане изучения проблем исполнительства и интерпретации.
Ключевые слова: музыкальный язык, музыкальная речь, музыкальное восприятие, пространство и время в музыке.
Интерес к исследованию проблем музыкального восприятия, возникший ещё в начале XX века, неуклонно возрастает. На сегодняшний день существует достаточно много работ, так или иначе затрагивающих эту тему, но они, преимущественно, посвящены восприятию музыкального языка как такового, не касаясь оппозиции «язык-речь». Однако, изучая музыкальный язык, «на котором мы говорим» - т. е. гармонию, мелодию, фактуру, форму и т.д. - мы оставляем без внимания тот язык, «которым мы говорим», - музыку в форме непосредственного музыкально-речевого высказывания. Между тем, восприятие музыкальной речи не есть просто приписывание структуры музыкального языка музыкальному сигналу. Здесь возникает целый ряд новых параметров, связанных с сознательными и бессознательными психическими процессами.
Наиболее исследованными на сегодняшний день оказались сознательные процессы: глубина восприятия определяется мерой и полнотой использования языковой системы для внутреннего представления музыкально-речевого сигнала. Но что же такое само музыкальное сознание? Музыкальная наука пока не дает внятного ответа на этот вопрос, поэтому обратимся к философии.
Известный философ XX века Карл Поппер выдвинул теорию трех миров, согласно которой помимо мира физических вещей и мира нашего сознания существует также мир продуктов нашего сознания. Хотя продуктами сознания могут быть и физические вещи (скульптуры, изображения, картины), но в основном это не так, ибо исполнение пьесы не есть физическая вещь. По этому поводу ученый пишет: «Написанная партитура моцартовской «Симфонии соль минор» не есть моцартовская симфония, хотя и воспроизводит симфонию Моцарта в закодированной форме. И различные исполнения «Симфонии соль минор» Моцарта тоже не есть моцартовская симфония: они относятся к симфонии как к репродукции. Эти исполнения одновременно принадлежат к миру 1 и к миру 2. Но сама симфония принадлежит только к третьему миру - миру, который включает архитектуру, искусство, литературу, музыку и, что возможно наиболее важно, науку и образование» [1, с. 20-21].
Это утверждение представляется очень убедительным. Музыкальная наука, как правило, имеет дело с партитурами, которые воспроизводят продукт творчества в закодированной форме и пока не может научно обосновать природу и механизм творчества.
Далее Поппер выдвигает другой важный тезис: «Мы не можем понять мир 2, т. е. мир, населенный нашими собственными состояниями сознания, без понимания того, что главная его функция - производить объекты мира 3 и подвергаться воздействию (разрядка моя - И. В.) со стороны объектов мира 3. И
связано это с тем, что мир 2 взаимодействует не только с миром 1, как полагал Декарт, но и с миром 3, а объекты мира 3 могут действовать на мир 1 только через посредство мира 2, который функционирует как посредник» [1, с. 20]. Отводя сознанию роль посредника, Поппер оказывается близок идеям французского философа Тейяра де Шардена и учению о ноосфере нашего великого соотечественника В.И. Вернадского. По мнению Поппера, сознание развивается вместе с высшими функциями языка. Взаимодействуя с мозгом, оно анатомически локализуется в центре речи мозга.
Перенося идеи Поппера на почву музыкального искусства, можно предложить следующее определение: музыкальное сознание это эволюционно развивающаяся психическая функция общего сознания, связанная с работой правого полушария. Это наше Я, которое не только управляет процессами творчества (ибо оно принадлежит к миру 2), но и само управляется миром идей и форм (миром 3).
Сознательное и бессознательное в восприятии музыкальной речи тесно переплетены. Опираясь на замысел композитора, они ведут исполнителя и слушателя по дорогам и лабиринтам особой, художественной реальности. Музыка - это страна, где, как и в любом другом виде искусства, есть свой язык, действуют свои законы, определенным образом организованы пространство и время.
Тема пространства и времени волнует ученых самых разных специальностей: философов, эстетиков, психологов, культурологов и, конечно, музыковедов. В области отечественной музыкальной науки можно назвать ставшие уже классическими работы С.Н. Беляевой-Экземплярской, Е.В. Назайкинского, М.Г. Аранов-ского, Ю.Н. Рагса, Г. Орлова, В.В. Медушевского и еще многие другие. Вопрос этот неисчерпаем, ибо наши знания о мире постоянно меняются и обновляются.
Вспомним историю. Вплоть до начала XX века время и пространство рассматривались, согласно концепции И. Ньютона, в качестве неизменных и объективных условий существования физических объектов, состояний и процессов. С появлением в 1905 году теории относительности А. Эйнштейна и выявлением фундаментальной связи между пространством и временем, вселенная приобрела четвертое измерение (к измерениям «вверх-вниз», «направо-налево», «вперед-назад» прибавилось их движение во времени). В 1970-е годы М.М. Бахтин внес в гуманитарные исследования понятие хронотопа, т. е. взаимосвязанного пространства и времени (впервые оно было предложено физиологом А.А. Ухтомским) [2]. И, тем самым, мы получили представление о художественном произведении как еще об одной вселенной. Временные искусства (музыка, литература) приобрели для нас пространственный объем, а искусства пространственные