Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях [4]. Основная цель работы глаз и мозга человека - это достижение цельного образа окружающей действительности, а ориентация восприятия на образование целостных зрительных структур, которые обязательно сопровождаются зрительной перестройкой увиденных характеристик предметов, способствует осознанию чувственных данных о них. В момент восприятия происходит соединение зрительных реакций, работы мысли, что в итоге приводит к понятийному и духовному истолкованию увиденного [5].
Согласно утверждению Н. Н. Волкова понимание художника должно обогащать зрение, что художник не поймет предмета, как ему нужно до тех пор, пока не увидит в нем элементов, выражающих это его понимание [6]. Кроме того, у младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, все яркое, интересное и неожиданное вызывает у них интерес даже без всяких усилий со стороны педагога, что объясняется возрастным превосходством деятельности первой сигнальной системы, а также более развитой наглядно - образной памятью.
Таким образом, направленность на овладение колористическим мышлением и умениями живописной цветопередачи, заставляет учащихся отходить от изначально сложившихся, часто ошибочных стереотипов в трактовке цвета. Аналитическая деятельность учащихся данной возрастной категории еще весьма проста и находится на стадии наглядно - действенного анализа в восприятии предметов. Их мышление начинает отра-
Библиографический список
жать характерные свойства, признаки явлений и предметов, что способствует появлению первых обобщений, выводов и выстраиванию элементарных умозаключений, так как любая деятельность человека, в том числе и изобразительная, помогает выявить цели, мотивы поведения и как следствие, неадекватности в мыслительном процессе. Так, эффективность обучения колористическому пониманию цвета в живописи, как частного случая изобразительной деятельности, находится в непосредственной зависимости от психофизиологических мыслительных процессов, потребностей, мотивов личности, эмоционального состояния и деятельности.
Анализ различных мнений специалистов по психологии и педагогике, затрагивающих природу формирования целостного цветовосприятия в живописи и его характерных черт позволили сделать вывод, что под целостным восприятием цвета человеком мы подразумеваем специальные способности, определяющие успешность в занятиях художественным творчеством, а для формирования целостного цветовосприятия у учащихся детской художественной школы, кроме врожденных задатков, требуются условия для его реализации, так как только в профессиональной творческой деятельности целостное восприятие цвета может сформироваться, развиться и закрепиться. Кроме того, процесс формирования целостного цветовосприятия находится в прямой зависимости от степени развития колористического мышления, так как оно содержит в себе закономерности процесса познания и организации изобразительной формы.
1. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. Москва: Просвещение, 1972.
2. Шаляпин О.В., Кравченко К.А. Спецрисунок (декоративно-графическое изображение): учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГПУ, 2012.
3. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Москва: МГПИ им. Ленина, 1978.
4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
5. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Омск, 2009.
6. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Москва: АПН РСФСР, 1950.
References
1. Kruteckij V.A. Osnovypedagogicheskojpsihologii. Moskva: Prosveschenie, 1972.
2. Shalyapin O.V., Kravchenko K.A. Specrisunok (dekorativno-graficheskoe izobrazhenie): uchebno-metodicheskoe posobie. Novosibirsk: NGPU, 2012.
3. Pidkasistyj P.I., Korotyaev B.I. Samostoyatel'naya deyatel'nost'uchaschihsya vobuchenii. Moskva: MGPI im. Lenina, 1978.
4. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999.
5. Kravchenko K.A. Formirovanie dekorativnogo vospriyatiya na zanyatiyah po risunku u studentov hudozhestvennogo kolledzha. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.
6. Volkov N.N. Vospriyatie predmeta irisunka. Moskva: APN RSFSR, 1950.
Статья поступила в редакцию 05.10.16
УДК 378.126
Voronov A.M., senior pedagogue, "Musical and Computer Technology" Educational-Methodical Laboratory, Herzen State
Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Krivodonova Yu.Ye., teacher, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES: THE TRAINING OF PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENT. In today's world range of possibilities in the field of obtaining and processing information are significantly expanded, including ones that allow acquire information through the use of information technologies. In the sphere of musical creativity Multimedia Computer, Music and Computer Technology are well-known, they are especial significant for musicians with visual impairment, for they are the means of the contact with the world. Computer technologies also fulfill a function of implementation of their own capabilities and help students with eyesight problems to adapt to modern social environment.
Key words: inclusive music education, music computer technologies, computer music, teaching people with visual impairment.
А.М. Воронов, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Ю.Е. Криводонова, преподаватель Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург,
E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В современном мире спектр возможностей в области получения и обработки информации значительно расширился, в том числе и за счёт применения информационных технологий. В сферу музыкального творчества также прочно вошёл мультимедийный компьютер, музыкально-компьютерные технологии (МкТ), имеющие особую значимость для музыкантов с на-
рушением зрения. Для них они являются средством осуществления контактов с «внешним миром» и особенно необходимы для реализации собственных возможностей и адаптации в современной социальной среде. Рассмотрению данных проблем посвящена статья.
Ключевые слова: инклюзивное музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, обучение людей с нарушением зрения.
В сферу музыкального творчества также прочно вошёл мультимедийный компьютер, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), имеющие особую значимость для музыкантов с нарушением зрения [1; 2; 3]. Для них они являются средством осуществления контактов с «внешним миром» и особенно необходимы для реализации собственных возможностей и адаптации в современной социальной среде.
С одной стороны, музыкальный компьютер позволяет более эффективно изучить разнообразный по содержанию и способам представления учебный материал, с другой, - достигать положительных результатов обучения за более короткий срок. С помощью МКТ реализуется индивидуальный подход в обучении, поскольку студенты могут самостоятельно настраивать некоторые параметры обучения: устанавливать скорость освоения, объём и степень сложности материала[4; 5]. Применение в обучении студентов с нарушением зрения МКТ стимулирует и повышает мотивацию. Неудачи не смущают, наоборот, появляется желание их преодолеть [б; 7; 8].
Процесс преподавания МКТ незрячим людям обусловлен, с одной стороны, тем, что компьютер облегчает незрячему человеку доступ к информации разного рода, с другой, - сложностью комплекса психических реакций лиц с глубокими нарушениями зрения. Проблема обучения незрячих современным МКТ заключается также и в том, что данный контингент разнороден по типу имеющихся зрительных патологий, по виду нарушения зрения (тотальная слепота или порциальная), по времени наступления дефекта: слепота врождённая или приобретённая и так далее. При этом каждая группа незрячих, объединяемая на основе тяжести зрительной патологии, характеризуется наличием тех или иных психических особенностей, которые преподавателю информационных и коммуникационных технологий необходимо иметь в виду. Знание этих особенностей поможет грамотно и точно выдавать материал, необходимый для изучения той или иной группе реабилитантов.
Существует множество классификаций людей с нарушением зрения: исходя из особенностей протекания заболевания глаз (катаракта, атрофия зрительного нерва, глоукома и т. д). В своем исследовании мы придерживаемся классификации лиц со зрительной патологией, разработанной учёными и педагогами-исследователями кафедры практической коррекционной психологии Уральского государственного педагогического университета, которые выделяют шесть групп слепых и слабовидящих людей по степени выраженности зрительного дефекта:
1. Группа лиц с врождённой слепотой. При этом сама слепота может быть как тотальной (визус человека =0), так и пор-циальная слепота (наличие у человека светоощущения, возможность различать силуэты предметов, их очертания, видеть некоторые цвета).
2. Слепота с детства. Данная группа лиц характеризуется тем, что зрение у них исчезало в возрасте трех лет. Следовательно, они уже изначально имели какой-то зрительный опыт, а в их памяти запечатлелись отдельные зрительные образы.
3. Приобретённая слепота. Реабилитанты, относящиеся к данной группе, теряли зрение либо постепенно в течение продолжительного промежутка времени, либо внезапно и получали, таким образом, тяжёлую психологическую травму. При этом у всех выше перечисленных групп может быть как тотальная, так и порциальная слепота. Различия лишь заключаются во времени возникновения дефекта зрения.
4. Врождённое остаточное зрение. Данная группа реаби-литантов характеризуется тем, что зрительную информацию они изначально получают дозировано. Люди привыкают к наличию такой ситуации и ведут себя более естественно на уроках.
5. Остаточное зрение с детства. Данная группа реаби-литантов развивается по аналогии с категорией лиц, имеющих слепоту с детства: они везде и всюду ожидают какого-то чуда, не пытаясь при этом прилагать свои собственные усилия для достижения жизненно важной цели.
6. Приобретённое остаточное зрение. Данный контенгент характеризуется сужением зрительного потока информации и требует особого внимания как педагога, обучающего реабили-
тантов МКТ, так и психолога, непосредственно работающего с данной группой людей.
На основании приведенной выше классификации групп лиц по степени выраженности у них зрительного дефекта, работа преподавателя, направленная на обучение незрячих современным МКТ, должна быть построена с учетом индивидуального подхода как к каждому человеку в отдельности, так и ко всем выделенным группам в целом.
Немаловажную роль в освоении незрячими компьютерных навыков играет их визуализация. Визуализация в общем смысле - метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.). Очень эффективно визуализация используется для представления изначально не зрительной информации (например, температуры, плотности и т.д.). Считается, что зрение обеспечивает человеку около 90 % информации. Рассматривание изображений позволяет исследовать пространственные структуры, имеющиеся в объекте; распределение оптических плотностей и цветов отражает важнейшие сведения о свойствах реальных и виртуальных объектов окружающего мира. Визуализация имеет огромное значение в процессе освоения незрячими компьютера, ведь именно благодаря возможности человека формировать ту или иную картинку в воображении при изучении той или иной программы, формируется адекватное представление о своих действиях. Это, в свою очередь, формирует у человека образ себя как деятеля, способного разобраться в тех или иных вещах, в тех или иных компьютерных программах. Визуализация - создание в воображении образов желаемой действительности. Это один из мощнейших инструментов для достижения целей. Визуализация проста в использовании. Мечты и фантазии, воображение и мысленная репетиция - все это примеры визуализации желаний.
Особое значение имеет визуализация для освоения незрячими предлагаемых преподавателем МКТ-программ. При этом у каждого человека, в независимости от времени наступления зрительного дефекта и степени его развития, визуализация своя. Это во многом зависит от стратегии семейного воспитания, от способа формирования у ребёнка с дефектом зрения или у взрослого человека, потерявшего зрение, возможности мечтать - визуализировать, притягивать в свое воображение желаемые образы тех или иных предметов, а в нашем случае, когда речь идет об освоении современных информационных технологий, - визуализация незрячего человека является сильным механизмом, позволяющим ему освоить ту или иную МКТ-программу. Опираясь на выделенную классификацию групп реабилитантов, связанную со сложностью зрительного дефекта, можно отметить наличие своих особенностей визуализации у всех групп реабилитантов. Так, например, лица с врожденной тотальной слепотой отмечают, что в процессе изучения различных компьютерных программ, для них большое значение имеет звук синтезатора. При этом отмечаются следующие высказывания реабилитантов: «Когда я работаю за компьютером, я вообще отключаю монитор», «Картинка в моем воображении формируется на основе звука и тактильного представления того действия, которое я совершаю». Многие незрячие данной категории отмечают, что, если преподаватель просит их создать папку на рабочем столе, то перед их руками возникает, своего рода, папка, в которую они вкладывают различные документы, а сами документы воспринимаются ими как листы бумаги, исписанные важной информацией.
В отличие от них, реабилитанты, имеющие порциальную слепоту, отмечают, что для формирования у них полноценного образа того или иного выполняемого действия на компьютере, им необходимо не только тактильно представлять это действие, но и наглядно видеть его. Так, в процессе общения с такими ре-абилитантами, преподаватель может столкнуться с такими высказываниями, как: «Для меня имеет большое значение сам монитор. Когда я работаю, я его не отключаю», «Нет, самих букв я не вижу, к сожалению, но мелькание изображений на экране, так называемые, прыгающие буквы в момент печатания на компьютере, позволяют мне лучше представить ту или иную ситуацию, выполняемую мной». В такой ситуации даже минимальные зада-
ния преподавателя имеют зрительную окраску. Так, например, созданные папки имеют свои цвета, которые в реальности могут и не соответствовать существующим цветовым эталонам. Некоторые отмечают следующее: «Я представляю созданную мной папку как что-то грязно-белое, что-то мелькающее перед глазами. При этом данное представление сочетается у меня с тактильными и слуховыми, а в ряде случаев возникают и обонятельные реакции, когда мне кажется, что я держу в руках новую папку с газетами или документами». Всё это убедительно доказывает необходимость формирования преподавателем на занятиях по обучению МКТ умений у реабилитантов «создавать» реальный образ, возникающий у них в процессе овладения теми или иными знаниями с воображаемым. При этом визуализация лиц с врожденной слепотой имеет свою отличительную особенность: образ, возникающий у них при изучении того или иного материала, формируется вначале на основе тактильного осязания, а затем уже может наделяться зрительными элементами (как в случае с лицами, имеющими порциальную слепоту).
У реабилитантов, имеющих приобретённую слепоту во взрослом возрасте, визуализация приобретает иную картину развития. Образы данной группы реабилитантов вначале возникают именно в зрительном плане, т. е. перед глазами, а потом уже проходят всяческую проверку на основе сохранных анализаторных систем. Так, разные мКт-программы могут наделяться данной группой реабилитантов определенными цветами и фигурами. Это выявляется в следующих высказываниях самих реабилитантов: «Когда я записываю диск с помощью программы NERO, перед моими глазами возникает светлый квадратик с такими мелькающими полосочками» и т. д. Опираясь на выше изложенную информацию, преподавателю необходимо иметь в виду, что в процессе обучения незрячих информационным и коммуникационным технологиям, ему необходимо давать им материал, исходя из их способа визуализации. Так, если слепорожденному выдавать материал, опираясь лишь на зрительную информацию, он ничего не сможет понять, а если эту же самую информацию выдавать с учетом его уровня восприятия, эффект будет понятен сразу же.
В процессе преподавания незрячим современных МКТ каждый преподаватель может столкнуться также с разного рода нюансами, трудностями, которые вытекают из психического склада человека (особенности темперамента), наличия тех или иных за-
Библиографический список
болеваний, затрудняющих усвоение предлагаемой информации. Преподавателю необходимо учитывать данные особенности реабилитантов, одну и ту же информацию можно преподнести ре-абилитантам при наличии различных способов - «углов» для ее рассмотрения. Если, к примеру, человеку с замедленным типом реагирования (флегматик, меланхолик) выдавать информацию большими блоками, он ее просто не запомнит. На овладение информационными навыками незрячими влияет и мотивация. Попадая в группу, каждый человек имеет свои мотивы для обучения современным МКТ. Исходя из этого, рекомендуется всех реабилитантов разделить на группы, используя различные диагностические приемы (анкеты, выявляющие уровень компьютерной грамотности человека, методы, связанные с выявлением его мотивации и т.д.). В такой ситуации именно самому преподавателю будет легче управлять внутригрупповым процессом усвоения МКТ реабилитантами. При этом преподавателю необходимо работать совместно с психологом. Это поможет увидеть проблему изнутри и создаст необходимые предпосылки для ее снятия. Что же касается людей, имеющих разного рода вторичные дефекты, работа с такими людьми должна строиться дозировано с целью не навредить человеку. Таким реабилитантам не рекомендовано работать в постоянно наушниках, слушая голос синтезатора программ «Jaws» или «NVDA», т. к. именно наушники и звучащий голос синтезатора вызывают у реабилитанта повышенное чувство усталости.
Особое значение имеет и само комплектование групп ре-абилитантов по степени выраженности зрительного дефекта (врожденная слепота, приобретенная слепота, наличие остаточного зрения). Лица, имеющие вторичные заболевания, связанные с органическим поражением ЦНС, должны обучаться индивидуально или в малых группах по 2-3 человека. Это поможет преподавателю более внимательно отнестись к человеку в случае необходимости и своевременно оказать ему помощь, если она потребуется.
Таким образом, овладение функциями МК открывает огромные возможности для освоения безграничного пространства звукового и музыкального мира студентами с нарушением зрения [9; 10]. Особенно примечателен тот факт, что все вышеописанные принципы работы с МКТ при помощи речевых программ-синтезаторов экранного доступа можно выполнять без участия компьютерной мыши и выключенном мониторе. Это позволяет студентам-музыкантам работать без участия зрения.
1. Воронов А.М. Компьютерные технологии для людей с нарушением зрения. Юбилейная XIII Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика - 2012»: материалы конференции. Санкт-Петербург, 24-26 октября 2012 г. СПОИСУ. СПб., 2012: 223 - 224.
2. Воронов А.М. Обучение студентов музыкальных вузов с нарушением зрения с помощью музыкально-компьютерных технологий. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА»», 2011: 287 - 290.
3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития 2015; 11: 254 - 257.
4. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 22 - 29.
5. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
6. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 256 - 261.
7. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013; 1 (167): 39 - 48.
8. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 298 - 301.
9. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
10. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
References
1. Voronov A.M. Komp'yuternye tehnologii dlya lyudej s narusheniem zreniya. Yubilejnaya HIII Sankt-Peterburgskaya mezhdunarodnaya konferenciya «Regional'naya informatika - 2012»: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 24-26 oktyabrya 2012 g. SPOISU. SPb., 2012: 223 - 224.
2. Voronov A.M. Obuchenie studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya s pomosch'yu muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo "LEMA"», 2011: 287 - 290.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya 2015; 11: 254 - 257.
4. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 22 - 29.
5. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
6. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256 - 261.
7. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Rodionov P.D. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2013; 1 (167): 39 - 48.
8. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 298 - 301.
9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
10. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378.126
Govorova A.A., teacher, Okhta Center of Aesthetic Education, Music classes for the blind and visually impaired children; postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS WITH EYESIGHT PROBLEMS: SOME ISSUES AND PROSPECTS OF INTRODUCTION. The article contains an analysis of processes of informatization. These processes transform the environment of the activity to the visually impaired musicians. The authors emphasize the need for changes in the contents of musical education, connected with the use of digital educational resources. The article analyzes the process of teaching blind people with the use of music computer techniques.
Key words: inclusive music education, music computer technologies, computer music, teaching people with visual impairment.
А.А. Говорова, преподаватель Охтинского центра эстетического воспитания, Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
В статье анализируются процессы информатизации, преобразующие среду обучения музыке учащихся с нарушением зрения. Подчеркивается необходимость изменений в содержании музыкального образования в связи с использованием специализированного программного и аппаратного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов. Рассматриваются особенности процесса преподавания музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий незрячим людям.
Ключевые слова: инклюзивное музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, обучение людей с нарушением зрения.
Инклюзивное музыкальное образование сегодня тесно связано с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), являющихся эффективным инновационным средством повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса [1; 2; 3]. Использование музыкально-компьютерных технологий в значительной степени способствует более успешному обучению различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - по слуху, зрению и др. Система преподавания МКТ школьникам и студентам с ОВЗ, разработанная сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена «опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трех дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мы-шечно-двигательной - Н.А. Бергер), и на возможности МКТ, не имеющие аналога в прошлом. Причем отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию», но позволяет компенсировать недостающее слагаемое [4, с. 259]. При этом необходимо отметить, что для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, работа с мультимедийным компьютером не только помогает реализации их творческого потенциала и адаптации в современной социальной среде, но и открывает разнообразные возможности, которые раньше были не доступны или весьма ограничены, для осуществления контактов с «внешним миром».
Особое значение приобретают МКТ в обучении незрячих музыкантов, которыми музыкальные программы осваиваются с помощью речевых синтезаторов (например, «Jaws» или «NVDA») и Брайлевских дисплеев. Облегчению работы с мультимедийным компьютером для людей, имеющих глубокие нарушения зрения, способствует также наличие в некоторых МКТ-программах «горячих» клавиш» [5; 6; 7]. При этом незрячие студенты, обучающиеся как в специализированных (рассчитанных на людей с глубо-
кими нарушениями зрения), так и в обычных (ориентированных, прежде всего на обучение людей без ОВЗ) учебных заведениях среднего и высшего звена, занимаются преимущественно компьютерным музыкальным творчеством (созданием аранжировок, инструментовок, собственных музыкальных композиций), подготовкой цифровых фонограмм, реставрацией старых записей и звукорежиссурой [8; 9; 10; 11].
Однако следует отметить, что в настоящее время выбор доступных для незрячих пользователей МКТ-программ, к сожалению, крайне ограничен. Это в первую очередь связано с тем, что подавляющее большинство современных компьютерных программ, в том числе музыкальных, имеют графическую основу, то есть они принципиально не могут работать с речевыми синтезаторами и Брайлевскими дисплеями. Еще одна проблема заключается в том, что даже программы, имеющие неграфическую основу («Sonar», «Band-in-a-Box» и т. д.), для корректной работы с речевыми синтезаторами требуют создания дополнительных приложений.
Итак, можно говорить о том, что проблему обучения незрячих музыкантов с применением МКТ-программ сегодня необходимо решать не только на аппаратно-программном, но и на методическом уровне. Преподавателю МКТ при работе с людьми, имеющими глубокие нарушения зрения, следует обладать особой профессиональной компетенцией: прежде всего, ему необходимо четко представлять, какие программы студент или учащийся музыкальной школы может практически освоить. Кроме того, педагог также должен знать, как эти программы функционируют с применением компьютерной клавиатуры, а не мыши, какими «горячими клавишами» они оснащены и т. д. В связи с этим представляется необходимым создание специализированных информационных ресурсов (баз данных), включающих как перечни доступных для незрячих МКТ-программ, так и инструкции по работе с ними, ориентированные и на пользователя с ОВЗ по зрению и на зрячего педагога.