Библиографический список
1. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007.
2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
4. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
5. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Междунардной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.
9. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
10. Горбунова И.Б., Чибирев C.B. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.
11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
References
1. Krasil'nikov I.M. 'Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo vsisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Dubna: Feniks+, 2007.
2. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifro-vogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
4. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
5. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialyXIII Mezhdunardnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.
9. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutsk-ogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskojmezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 378
Morozov S.A., teacher, Kursk Music Boarding College for the Blind "KMKIS" (Kursk, Russia), E-mail: msstudio@list.ru
MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION OF VISUALLY IMPARED STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL MUSIC INSTITUTIONS. The development of computer technologies and the development of screen reader software programs led to the creation of new forms of teaching disabled people with impaired vision rethink teaching methods, both traditional disciplines and new items related to musical computer technologies. The article studies the main aspects of teaching visually impaired students in vocational music schools using modern musical and computer technologies.
Key words: music and computer technologies, visually impaired, teaching music.
С.А. Морозов, преподаватель Курского музыкального колледжа-интерната слепых ФКПОУ «КМКИС» Минтруда
России, г. Курск, E-mail: msstudio@list.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ - ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Развитие средств вычислительной техники и появление компьютерных программ экранного доступа привело к созданию новых форм обучения людей с ограниченными возможностями по зрению, переосмыслению методики преподавания, как традиционных дисциплин, так и новых предметов, связанных с музыкальными компьютерными технологиями. Статья посвящена основным аспектам обучения студентов - инвалидов по зрению в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях с использованием современных музыкально-компьютерных технологий.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии; инвалиды по зрению; обучение музыке.
Появление компьютерных программ экранного доступа, привело к созданию новых форм в учебном процессе при обучении людей с ограниченными возможностями по зрению, переосмыс-
лению методики преподавания как традиционных дисциплин, так и новых предметов, связанных с музыкальными компьютерными технологиями (МКТ) [1; 2].
Самый главный дефицит для незрячего человека - дефицит информации восполняется с помощью цифровых технологий, в частности, компьютеров, смартфонов и т. д. благодаря программам речевого сопровождения, которые разрабатываются под самые популярные платформы - Windows, Mac OS и Android. Следует отметить, что современные операционные системы обладают рядом собственных встроенных приложений для слабовидящих и незрячих людей (экранные лупы, экранные дикторы), но работать со сложными программами, где основой интерфейса являются графические объекты (кнопки, анализаторы амплитуды и спектра в звуковых редакторах, метки локации и т.д.) эти средства не позволяют.
Основной операционной системой в российском образовании является Windows, под которую разрабатываются два, наиболее функциональные на сегодняшний день, приложения экранного доступа - это JAWS for Windows и NVDA. JAWS - самая популярная в мире программа экранного доступа, работающая на PC в среде Windows. Она обеспечивает доступ к системным, офисным приложениям и другому необходимому программному обеспечению, включая Интернет-обозреватели. Jaws также позволяет выводить информацию на рельефно-точечный дисплей Брайля, включает большой набор клавиатурных команд, позволяющих воспроизвести действия, которые обычно выполняются только при помощи мыши.
NVDA - свободная, с открытым исходным кодом программа для MS Windows, которая позволяет незрячим и людям с ослабленным зрением работать на компьютере без визуального контроля, выводя всю необходимую информацию с помощью речи или на уже упомянутый дисплей Брайля. NVDA распространяется по лицензии GPL. Это означает, что пользоваться ей можно абсолютно бесплатно дома и на работе. NVDA не связана ограничениями и тенденциями коммерческого рынка, многие функции которых, встроенные по требованиям рынка, не несут практического расширения возможностей пользователя по реализации равного доступа. Поскольку NVDA является проектом с открытым исходным кодом, каждый пользователь, при наличии знаний достаточного уровня, сможет внести свой вклад в развитие программы или сделать ее удобнее для себя.
Использование компьютерных технологий в обучении инвалидов по зрению из многообещающих инновационных проектов уже превратилось в реальность [3; 4]. Расширяются возможности включения незрячих в инклюзивное музыкальное образование [5]. Там, где раньше можно было проверять знания и умения только в устной форме (прежде всего, это - теоретические дисциплины: теория музыки, гармония, полифония, сольфеджио), появилась возможность работать с программами нотно-компьютер-ной графики. Кроссплатформенная программа-редактор нотных партитур Sibelius для операционных систем Microsoft Windows, Mac OS и RISC OS, начиная со специально выпущенной версии 7.5.1 при поддержке программы NVDA, обеспечивает экранный доступ с речевым сопровождением для работы со сложными нотными текстами. Профессиональные возможности программы постепенно адаптируются для озвучивания того, что мы видим на экране, что в первую очередь не хватало как студентам, так и преподавателям теоретических дисциплин.
Незрячие композиторы получили полноценный инструмент для того, чтобы самостоятельно набирать нотный текст и подготавливать его для дальнейшего опубликования. Это многократно ускорило претворение в жизнь творческих идей авторов, так как нотные тексты раньше приходилось сначала писать рельефно-точечным способом по системе Брайля, и только потом надиктовывать материал или отдавать специально обученному переписчику брайльских нот. А таких специалистов очень мало не только в нашей стране, но и в мире.
Появилась реальная возможность обучать инвалидов по зрению новым, ранее недоступным направлениям в профессиональной музыкальной деятельности, в том числе, и в процессе обучения искусству исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [6; 7]. Но, на практике, полноценно МКТ для данной категории людей в России реализует только одно специализированное учебное заведение -Курский музыкальный колледж-интернат слепых (КМКИС). Вся многолетняя деятельность колледжа (с 1945 года) направлена не только на воспитание полноценного специалиста в выбранной профессии, но также и на его интеграцию в современное общество. В обычных средних специальных музыкальных учебных заведениях (впрочем, как и в высших) практически нет специали-
стов, владеющих спецификой работы по данному направлению с незрячими.
Для восполнения пробела в учебной программе КМКИС существуют следующие дисциплины:
- математика и информатика;
- музыкальная информатика;
- компьютерная аранжировка.
В конце 90-х годов XX века предметы «Музыкальная информатика» и «Компьютерная аранжировка» начали также экспериментально вводиться в курс дисциплин некоторых музыкальных факультетов ВУЗов и СсУЗов России, и даже музыкальных школ и школ искусств. Основной акцент был сделан на изучение МКТ и работы с цифровым звуком, а также на освоение самых распространенных МКТ-программ. «Музыкальная информатика» как дисциплина развивается достаточно динамично: с 2003 года этот предмет в соответствии с ГОС ВПО и СПО введен в учебные планы для студентов всех специальностей музыкального искусства в России.
Творчество на основе цифрового инструментария было выделено в специализированный учебный курс «Компьютерная аранжировка». Изначально являясь факультативным предметом, сейчас «Компьютерная аранжировка» входит в вариативную часть Государственного стандарта.
Практика показала, что введение дисциплин «Музыкальная информатика» и «Компьютерная аранжировка» способствует более полноценному освоению таких предметов, как «Инструментовка и аранжировка», «Концертмейстерский класс», «Сольфеджио», «Гармония» и многих других, играющих важнейшую роль в профессиональном обучении музыканта. Эти дисциплины вызывают огромный интерес у студентов, так как учебный процесс тесно связан с компьютерными технологиями, и эта, на сегодняшний день относительно новая, форма обучения просто не может не привлечь учащихся [8].
Нужно отметить, что только дифференцированный подход -наиболее продуктивный путь при обучении студентов МКТ. Здесь не может быть единых контрольных требований за исключением технической составляющей. Музыкальный уровень подготовки у всех разный, как и творческий потенциал. Очень важно выбрать такой вид деятельности, при котором будет достигнут конечный результат в виде готового музыкального продукта (существует немало примеров того, как после нескольких занятий или самостоятельных попыток овладеть техникой компьютерной аранжировки у достаточно подготовленных музыкантов пропадало всякое желание продолжать развитие в этом направлении). Пусть это будет даже маленькая пьеса с использованием одного или нескольких инструментов, или несложная хоровая аранжировка, созданная в программе нотно-компьютерной графики. Главное - к студенту придет понимание того, что реализовать свои творческие замыслы не так сложно, как это может показаться с самого начала.
Овладение МКТ в совокупности с развитием творческих способностей дает не только стимул к дальнейшему профессиональному росту, но и предполагает приобретение дополнительной, востребованной на сегодняшний день, специальности аранжировщика.
Курский музыкальный колледж-интернат слепых - единственное учебное заведение в России, кто, на сегодняшний день, в полном объеме реализует данные дисциплины, имея в своем арсенале самые современные технические средства, профессионально подготовленные педагогические кадры, специально оборудованные аудитории с возможностью самостоятельных занятий студентов.
Опираясь на собственный педагогический опыт преподавания дисциплин «Музыкальная информатика» и Компьютерная аранжировка», можно сделать определённые выводы: то, что информационные технологии необходимы в обучении студентов музыкальных специальностей ни у кого не вызывает сомнений, хотя, в большинстве случаев, ситуация такова, что полноценно воплотить в учебный процесс эти предметы удаётся далеко не каждому учебному заведению. Основные причины тому - нехватка квалифицированных специалистов и материально-технические проблемы.
В настоящий момент ещё пока невозможно раскрыть все аспекты обучения незрячих музыкантов новым дисциплинам, связанным с МКТ, многое ещё формируется, но хотелось бы отметить главное: требуется мощная финансовая и правовая поддержка на самом высоком государственном уровне, так как технические средства обеспечения учебного процесса такого типа достаточно дороги.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
3. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 22 - 29.
4. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 256 - 261.
5. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.
6. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
7. Белов Г.Г. , Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
8. Морозов С.А. Практические аспекты реализации дисциплины «Компьютерная аранжировка» в учреждениях среднего и высшего профессионального музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 77 - 80.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
3. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 22 - 29.
4. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256 - 261.
5. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
6. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
7. Belov G.G. , Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
8. Morozov S.A. Prakticheskie aspekty realizacii discipliny «Komp'yuternaya aranzhirovka» v uchrezhdeniyah srednego i vysshego profession-al'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 77 - 80.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 378
Pavlova L.E., teacher, Children's School of Arts n.a. M. I. Glinka (St. Petersburg, Russia), E-mail: avgusta14@list.ru
TIMBRAL POSSIBILITIES OF A WORKSTATION AT SYNTHESIZER LESSONS AS A MEANS TO DEVELOP PERFORMING SKILLS IN CHILDREN'S ART SCHOOL. Today in the field of electronic music there are extensive banks of new (usually artificially synthesized) timbres with a wide range of possibilities. A complex of hardware and software designed to solve creative and pedagogical tasks, called a "workstation" or an electronic musical instrument, has a rich timbral palette. It is used to solve problems associated with the professional growth and expansion of creative abilities of musicians of various specialties, and it also becomes indispensable for learning in the keyboard synthesizer class of the children's art school. The timbre variation of modern workstations helps to expand the possibilities of the teacher of musical disciplines. The article considers the timbral capabilities of the workstation in the lessons of learning to play the keyboard synthesizer as a means of teaching the art of performing skills in children's music schools and children's art schools.
Key words: workstation, electronic keyboard synthesizer, musical disciplines, timbre, electronic musical instrument, a technique for learning to play a keyboard musical instrument.
Л.Э. Павлова, преподаватель детской школы искусств им. М.И. Глинки, г Санкт-Петербург, E-mail: avgusta14@list.ru
ТЕМБРАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОЧЕЙ СТАНЦИИ НА УРОКАХ СИНТЕЗАТОРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Сегодня в области электронной музыки созданы обширные банки новых (обычно, искусственно синтезированных) тембров с широким диапазоном возможностей. Комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для решения творческих и педагогических задач, называемый «рабочей станцией» или электронным музыкальным инструментом, обладает богатой тембральной палитрой. Он используется для решения проблем, связанных с профессиональным ростом и расширением творческих возможностей музыкантов различных специальностей, также он становится незаменим для обучения в классе клавишного синтезатора детской школы искусств. Тембральная вариативность современных рабочих станций помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин. В статье рассматриваются тембральные возможности рабочей станции на уроках обучения игре на клавишном синтезаторе как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской музыкальных школах и детских школах искусств
Ключевые слова: рабочая станция, электронный клавишный синтезатор, музыкальные дисциплины, тембр, электронный музыкальный инструмент, методика обучения игре на клавишном музыкальном инструменте.