Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии - неизбежный фактор времени: размышления композитора'

Музыкально-компьютерные технологии - неизбежный фактор времени: размышления композитора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
476
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / COMPUTER MUSIC / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / MUSICAL THINKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белов Г. Г.

Статья посвящена проблемам включения в процесс подготовки профессиональных музыкантов, в том числе композиторов, специального музыкально-компьютерного инструментария. Рассмотрены вопросы использованием в системе современного профессионального музыкального образования электронных музыкальных инструментов, музыкального компьютера, а также различные способы фиксации музыкального текста. Раскрыты некоторые особенности развития функционально-гармоническом мышления студентов композиторских отделений музыкальных вузов в процессе обучения с использованием музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белов Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS AN INEVITABLE TIME FACTOR: REFLECTIONS OF A COMPOSER

The article is dedicated to problems of inclusion of professional musicians, including composers, special musical and computer tools into the process of training. The work studies problems in using electronic musical instruments, music computer, as well as different ways of fixing the musical text in the system of modern professional music education. The research reveals some of the features of functional-harmonic thinking of students of music composers departments of universities in the educational process with the use of music computer technologies.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии - неизбежный фактор времени: размышления композитора»

4. Alieva I.G. 'Elementarnye" i "stupenevye" kachestva zvuka: edinstvo kontinual'nosti i diskretnosti. Iskusstvovedenie vkontekste drugih nauk vRossii i za rubezhom: Parallelii vzaimodejstviya: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Liteo, 2015: 11 - 16.

5. Alieva I.G. K voprosu o teorii zonnoj prirody muzykal'nogo sluha N.A. Garbuzova. Problemy hudozhestvennogo tvorchestva: sbornik statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyaschennyh B.L. Yavorskomu. Saratov: SGK im. L.V. Sobinova, 2012: 52 - 57.

6. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 10: 69 - 77.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

8. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

9. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

10. León T., Liern V. A fuzzy framework to explain musical tuning in practice Fuzzy Sets and Systems. V. 214, 1 March 2013, pp. 51-64. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165011411004167?np=y&npKey=c15c2dbe78ff2884603cb1d341ffcad7d62b9d1694e 5f54aaede7101ce54a0af

11. del Corral A., León T., Liern V. Compatibility of the Different Tuning Systems in an Orchestra. In: Chew E., Childs A., Chuan CH. (eds) Mathematics and Computation in Music. MCM 2009. Communications in Computer and Information Science, vol 38. Springer, Berlin, Heidelberg. Available at: https://alfonsodelcorral.files.wordpress.com/2013/08/compatibility-of-the-different-tuning-systems-in-an-orchestra. pdf

12. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

13. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

15. Karpec M.I. 'Elektronnye audiotehnologii vkompozitorskom avangarde 50-h ggXX veka (na materiale tvorchestva P. Sheffera, Dzh. Kejdzha, K. Shtokhauzena). Dissertaciya ... kandidata iskustvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2010.

16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

17. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

18. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

19. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

20. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

21. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 781

Belov G.G., composer, Candidate of art history, Professor, senior researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia; Professor, Department of Music Theory, St. Petersburg State Conservatory n.a. Rimsky-Korsakov; member of the Union of Composers of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS AN INEVITABLE TIME FACTOR: REFLECTIONS OF A COMPOSER. The article is dedicated to problems of inclusion of professional musicians, including composers, special musical and computer tools into the process of training. The work studies problems in using electronic musical instruments, music computer, as well as different ways of fixing the musical text in the system of modern professional music education. The research reveals some of the features of functional-harmonic thinking of students of music composers departments of universities in the educational process with the use of music computer technologies.

Key words: music education, composer, musical computer technologies, computer music, electronic musical instrument, musical thinking.

Г.Г. Белов, композитор, канд. искусствоведения, проф., ст. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Гэрцена, проф. каф. теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, член Союза композиторов РФ, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -НЕИЗБЕЖНЫЙ ФАКТОР ВРЕМЕНИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ КОМПОЗИТОРА

Статья посвящена проблемам включения в процесс подготовки профессиональных музыкантов, в том числе композиторов, специального музыкально-компьютерного инструментария. Рассмотрены вопросы использованием в системе современного профессионального музыкального образования электронных музыкальных инструментов, музыкального компьютера, а также различные способы фиксации музыкального текста. Раскрыты некоторые особенности развития функционально-гармоническом мышления студентов композиторских отделений музыкальных вузов в процессе обучения с использованием музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: музыкальное образование, композитор, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, электронный музыкальный инструмент, музыкальное мышление.

Если в начале XXI в. среди известных композиторов Санкт-Петербурга накал споров о необходимости овладения музыкально-компьютерным образованием, музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) был довольно повышенным и категоричным в неприятии самой постановки этой проблемы (вспомним высказывания Б. Тищенко, Ю. Фалика, Г. Фиртича в их интервью музыковедам), то сегодня учебные планы на ком-

позиторских отделениях музыкальных вузов страны обязательно включают дисциплины освоения студентами МКТ-программ. Ведь помимо того, что владение современными компьютерными технологиями заметно интенсифицируют процесс создания творцом музыкального произведения в его нотном (или только звуковом) окончательном варианте, сам композитор получает возможность от первого до последнего звука слухом и зримо кон-

тролировать всю фактуру своего опуса: убедиться в слаженности формы, отсутствия фальшивых нот, приготовить распечатку нотных партий в совершенном издательском формате и много других преимуществ. Ныне студенты бывают огорчены, если на зачётах и экзаменах им отказывают в использовании музыкального компьютера (МК) [1; 2].

Механизировать процессы создания и исполнения музыки - идея, уходящая корнями в далекое прошлое. В традиционном композиторском ремесле (в приемах повторности, в имитационно-контрапунктической полифонической технике и функционально-гармоническом мышлении) уже есть зародыши механистического восприятия элементов музыкального искусства. Изобретение курантов, шарманок, музыкальных шкатулок, оркестрионов, патефонов - начало пути к «компьютеризации» музыки. В изготовлении различных музыкальных инструментов -неутомимое стремление человеческой фантазии долбится тембрового разнообразия звука.

С начала XXI электроника завоевывает пространство музыки и заявляет о новых принципах ее созидания. Приоритет России в изобретении электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [3; 4] и новой технологии звукоизвлечения (Л. Термен). Европейские композиторы все активнее используют в своих композициях электронные тембры, но технология творческого процесса не меняется: от записи музыки (ноты на бумаге или другие способы фиксации: см. подробнее [5; 6; 7; 8]) - к исполнению музыкального произведения.

Приведём некоторые примеры таких технологий.

Творческие эксперименты в сфере магнитофонной музыки: произведение создается сразу на магнитофонной ленте (без нотной бумаги). Звуковые компоненты этой «технической» музыки (исходящей от шумовой, конкретной, электронной) смешивались в различных комбинациях и методом магнитофонного монтажа рождались новые тембро-динамические концепции -таков еще один исток будущей компьютерной технологии музицирования.

Линейно-пространственная графика на стекле для генерации звучаний синтезатора «АНС» близка тому, что теперь «вычеркивается» мышкой на экране монитора компьютера в ряде секвенсорных программ. Новая технология звукоизвлечения стимулировала иные стилевые закономерности в музыке, создала проблемы нотной записи нетрадиционных звуков.

Наконец, становление и развитие МКТ [9; 10; 11]. Эволюция ЭМИ и модернизация МКТ-программ для работы с музыкальным звуком - технические достижения конца XX - начала XXI вв. МК, оснащенный программами записи и преобразования звуков в соединении с электронно-звуковыми модулями (синтезаторами, звуковыми картами, семплерами) - современный инструментарий композиторского труда.

Компьютерные технологии способствовали рождению новых стилевых направлений и школ в музыкальном искусстве: от инженерно-математического, электронно-компьютерного монтажа - к знаменитому институту ИРКАМ с его разнообразием моделей электронно-акустического музицирования. У компьютерной музыки есть свое будущее [11; 12].

Многообразие функций современного индивидуального МК (в связке с М/0/-клавиатурой) как помощника композитора представляется беспредельным:

1) инструмент типа фортепиано, но более портативный;

2) экран монитора позволяет сразу «видеть» музыку (в нотном, графическом, спектральном качестве);

3) политембральность звучания;

4) «магнитофонные» возможности записи и воспроизведения;

5) возможность хранения большого объема музыкальной информации (банки произведений, отдельных файлов, звуков, эффектов и т. д.);

6) интерпретаторско-исполнительские возможности озвучивания любого музыкального текста;

7) музыкально-аналитические функции по обширному спектру задач;

8) возможность сиюминутного обмена музыкальной информацией с другим МК (по Интернету);

9) ещё непознанные возможности.

Новые «компьютерные» принципы организации композиторской деятельности:

1) произведение может рождаться сразу в запись на электронный носитель и в политембральном обличье (минуя тради-

ционные стадии: нотная бумага - переписка голосов - исполнение музыкантами);

2) замысленная внутренним слухом композиция, будучи занесенной в MIDI-файл или аудиофайл, может быть подвергнута изменению и тщательному редактированию (где совершенству нет предела);

3) в распоряжении композитора - «библиотеки» звуков с различной тембровой природой (аналоговые, синтетические, семплерные и т.д.), а также тембры, созданные им самим;

4) МКТ-программы нотного набора и редактирования (Finale, Sibelius, Score, Encore и др.) позволяют услышать нотный текст и «сбросить» его на принтер в виде партитуры и по голосам с механическим редактированием для транспонирующих инструментов;

5) МКТ-программы автоаранжировщики, музыкальные конструкторы позволяют любителям музыки (даже не знающим нот) заниматься «творчеством»;

6) MIDI-файл нового произведения, а также его электронный нотный текст можно моментально доставить в любую точку Земли (по Интернету);

7) «минусовочный» MIDI-файл можно автоматически транспонировать в удобную (для вокалиста) позицию и регулировать темп во время его озвучивания;

8) для электронной и компьютерной музыки не обязательны концертные залы;

9) электронно-компьютерное музыкальное произведение может быть конвертировано в различные форматы хранения.

В педагогическом процессе воспитания композитора знание МКТ-программ и технологии электронной и компьютерной музыки становится необходимым:

1) для развития и обогащения тембрового слуха с познаванием физико-акустических закономерностей звука и звучащей среды;

2) для ознакомления и вхождения в иную стилистическую и содержательную сферу музицирования;

3) для возможности самому озвучивать партитуру любой сложности, редактировать ее, своевременно вынести ее на обсуждение компетентными музыкантами;

4) для интенсификации сочинения музыки и её записи.

Компьютерная музыка, помимо своих достоинств, имеет

свойства, которые пока не позволяют ей успешно конкурировать с традиционной «акустической» музыкой:

1) проблема «живого» звука;

2) проблема соединения слов и мелодии (живой вокал, хоровое звучание);

3) проблема ее звучания в концертных залах без участия концертирующих музыкантов;

4) зависимость от электрических источников питания.

Возможны негативные стороны преждевременного обращения к МКТ-программам в процессе обучения композитора:

1) излишнее доверие начинающего музыканта к компьютеру способно притормозить развитие музыкального воображения и внутреннего слуха, стремление к понимаю и виртуозному овладению традиционными музыкальными инструментами;

2) без серьезного практического опыта слушания и анализа ансамблевой и оркестровой музыки компьютерное музицирование может породить искаженное представление о балансе звучности в партитуре;

3) опасность «электронного снобизма».

Обучение студентов использованию МКТ-программ - наукоемкий и трудоемкий процесс, который можно доверить лишь квалифицированным специалистам широкого творческого профиля.

Само обучение музыке стало более наглядным и широким (аудио и видеодиски записи классики в лучшем исполнении, нотные материалы, извлекаемые из библиотек интернета: пользуйся, не ленись! - См., например, работы [13; 14; 15]). Скорее есть опасность - утонуть в океане возможностей, если отсутствует хорошо продуманная стратегия обучения музыканта ремеслу, а затем - мастерству. Естественно, что способности, талант ученика остаются главной гарантией его продуктивного воспитания, а его художническое отношение к миру, живая, чувственная реакция на традиции и новаторство в искусстве - будут определять его успехи в становлении собственного оригинального стиля. Можно с уверенностью сказать, что МКТ здесь - не помеха, а скорее дружественный помощник.

Библиографический список

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобраз. учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Нац. фондом подг. кадров и Министерством образования РФ. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.

2. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.

3. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

4. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.

5. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

6. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

7. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика, 2016; 4: 95 - 100.

8. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 10: 69 - 77.

9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123-138.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции . Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 61.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

14. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

15. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter (novyj instrument muzykanta): uchebnoe posobie dlya 10 - 11 kl. obscheobraz. uchrezhdenij. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPK - Nac. fondom podg. kadrov i Ministerstvom obrazovaniya RF. Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2006.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.

3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

4. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.

5. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XlV Sankt-Peterburgskojmezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

6. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016; 4: 95 - 100.

8. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 10: 69 - 77.

9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii . Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 61.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

14. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

15. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378

Marina Yu.V, senior teacher, Krasnoyarsk State Institute of Arts, teacher of the Children's School of Arts No. 8 (Krasnoyarsk,

Russia), E-mail: [email protected]

SOME ASPECTS OF EXPRESSIVENESS OF THE KEYBOARD MUSICAL SYNTHESIZER IN THE PROCESS OF TEACHING PERFORMING SKILLS IN PUPILS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS. The sound potential of modern electronic musical instruments makes it possible to disclose the contents of musical material deeper and wider. The artistic embodiment of a musical work directly depends on the degree of ownership of a set of performing techniques, associated with the specificity of the keyboard synthesizer device. The work studies some methodical aspects of the performing technique on the keyboard electronic musical instrument. The author gives examples of means of expressiveness with the use of the functionality of a keyboard synthesizer.

Key words: electronic creativity, electronic musical instruments, arrangement, musical education, playing the keyboard synthesizer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.