УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, chief researcher, "Music Computer Technologies" Educational-Methodological Laboratory, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Khodanovich A.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Mathematics and Physics, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
COMPUTER SCIENCE AND MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF MODERN MUSIC EDUCATION: MUSICAL PROGRAMMING. Computer Science covers a wide sphere of knowledge in the science of music and computer science and direct communication and is used in work by experts in the field of music informatics, computer music creation, digital arts, me-diamusic, computer music, music and sound programming. As the practice shows, it is the use, development and the wide range of functionality and, accordingly, the demand for software products and hardware-software complexes of music and computer use, their use in the musicological studies of musical science, and in the musical creative process and the system contemporary music education, constitute an effective basis for the development of computer science itself. The article discusses these and some other issues.
Key words: music computer technologies, computer science, music programming, music education, information technologies in education.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
А.И. Ходанович, д-р пед. наук, проф., зав. каф. математики и физики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Компьютерные науки охватывают сегодня широкий, в том числе, иллюстрирующих непосредственную связь знаний в сфере науки о музыке и области компьютерных наук, которые используют в своей работе специалисты в сфере музыкальной информатики, компьютерного музыкального творчества, цифровых искусств, медиамузыки, компьютерной музыки, музыкального и звукотембрального программирования. Как показывает практика, именно использование, разработка и широчайший спектр функциональных возможностей и, соответственно, востребованность программных продуктов и программно-аппаратных комплексов музыкально-компьютерного назначения, использование их как в музыковедческих исследованиях, музыкальной информатики, так и в музыкально-творческом процессе и в системе современного музыкального образования, составляют действенную основу для развития самих компьютерных наук. Обсуждению данных вопросов посвящена статья.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютерные науки, музыкальное программирование, музыкальное образование, информационные технологии в образовании.
Компьютерные науки охватывают широкий круг вопросов от теории вычислений до современных методов программирования и представляют сегодня ядро теоретических и практических знаний, которые используют в своей работе специалисты в области вычислительной техники, программирования, информационных систем и технологий. Как научная область компьютерные науки возникли в начале 40-х гг. XX века в результате слияния теории алгоритмов и математической логики, а также изобретения вычислительных машин.
В настоящее время в области компьютерных наук обычно выделяют несколько основных направлений исследования: алгоритмы и структуры данных, языки программирования, архитектура компьютеров, операционные системы и компьютерные сети, разработка программного обеспечения, базы данных и информационно-поисковые системы, системы искусственного интеллекта, робототехника, компьютерная графика, взаимодействие человека и компьютера, вычислительная математика, биоинформатика и др. Наиболее перспективные направления развития компьютерных наук связываются с вычислительной математикой, теорией познания, библиотековедением, деловой информатикой, биоинформатикой, организацией и управлением промышленным производством, архитектурой.
Сформировался также ряд направлений, иллюстрирующих непосредственную связь знаний в сфере науки о музыке и области компьютерных наук, которые используют в своей работе специалисты в области музыкальной информатики, компьютерного музыкального творчества, цифровых искусств, медиамузыки, компьютерной музыки, музыкального и звукотембрального программирования [1; 2; 3].
Как показывает практика, именно использование, разработка и широчайший спектр функциональных возможностей и, соответственно, востребованность программных продуктов и программно-аппаратных комплексов музыкально-компьютерного назначения, использование их как в музыковедческих исследо-
ваниях, музыкальной информатики, так и в музыкально-творческом процессе и в системе современного музыкального образования, составляют действенную основу для развития самих компьютерных наук.
В год 25-летнего юбилея «Всемирной паутины» уместно вспомнить фундаментальные исследования по синергетике и нелинейной динамике компьютерных сетей, определяющие перспективы развития музыкальных медиатехнологий и медиа-образования. В монографии [4], на основе обработки большого статистического объема данных и предложенной С.П. Капицей логистической модели глобальных сетей, их фрактального свойства, приводятся результаты математического моделирования в динамике сети Интернет. На рисунке 1 представлены результаты математического моделирования сети RUNET (число млн. пользователей и скорость их появления, начальный момент времени 2000-й год) с использованием современных представлений в демографической динамике и компьютерных науках. Проблемы демографической динамики и медиакоммуникации рассмотрены в работе [5].
Современные концепции и инновационные подходы в музыкальном медиаобразовании представлены в работах [6; 7].
Современные музыканты различных специальностей имеют возможность применять музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [8; 9; 10] в процессе работы со звуком - его создания, преобразования и сохранения на цифровых носителях; в ходе работы над музыкальным произведением - при его написании, исполнении, сохранении и в процессе создания звуковой составляющей в рамках мультимедиа-проектов; в процессе обучения различным музыкальным дисциплинам и других музыкально-творческих, научно-исследовательских и образовательных направлениях.
Однако для эффективной реализации данной возможности пользовательского уровня владения специализированными музыкальными программно-аппаратными средствами недостаточ-
О 10 29 30 О 10 20 30
Рис.1. Логистическая динамика сети RUNET
но, требуется более глубокая подготовка в области информатики и прикладного программирования в сфере музыки - музыкального и звукотембрального программирования и т.п. Для успешной разработки этих программно-аппаратных средств специалистам в области информатики недостаточно только физико-математической и технической подготовки, требуется достаточно существенный уровень знаний музыкальной теории и практический опытработысозвукомимузыкойвцифровомформате.
Отметим также усиление интереса отечественных учёных (музыкантов и программистов) в последние годы к проблеме мо-делированияпроцессамузыкальноготворчества [11].
Отдельную группу исследований составляют практические исследования и разработки, направленные на создание моделей для распознавания музыки с помощью музыкального компьютера (МК) [12], получение читаемой нотной записи в формате MIDI из музыкальной аудио записи формата mp3 и wave.
В целом, сегодня можно выделить два класса разработок в данной области: системы, сравнивающие аудио-отпечатки мелодии, и системы, работающие с объектным форматом мелодии, ориентированные,как правило, наширокогопользователя.
Подходы к рассмотрению, обработке и структуризации статистической информации, полученной при анализе музыкального текста (музыкального фрагмента в формате MIDI (партитуры)) стандартными методами позволяют выделить большее количество закономерностей, сделать возможными моделирование и интерактивные эксперименты, и - в дальнейшем - проведение семантического анализа всего произведения в целом. Такой инструмент исследования дает возможность получить конкретные результаты в следующих теоретических и практических областях:
• построение моделей звуковых последовательностей, удовлетворяющихзаданным условиям;
• изучение особенностей восприятия звуковых сигналов как информационного потока; установление принадлежности различных звуковых фрагментов к определенным типам; уста-новлениеавторства звуковых записей;
• восстановление утраченных фрагментов музыкальных записей; имитации звуковых сигналов заданного характера и др.
Возникает объективная необходимость совершенствования системы подготовки специалистов в области МКТ - как разработчиков, так и пользователей - в российских учреждениях высшего профессионального музыкального, инженерного, технического и педагогического образования, необходимость включения в её цели подготовку профессионалов, способных работать на стыке гуманитарной итехническойобластейзнания.
Стремительное развитие художественно-технического инструментария музыкальной звукорежиссуры, в частности, технологий создания трехмерного звука и необходимость разработки методов их эффективного использования в процессе создания звуковых составляющих комплексного художественного образа - комплексной модели семантического пространства музыки [13] - являются органической частью формирования пространственных свойств «звуковой картины» (термин В.Г. Динова) пространства. Так, как известно, акустические про-
цессы часто оказывают определяющее влияние на различные аспекты творческой деятельности музыканта, композитора, звукорежиссёра.
Вызывают значительный научный интерес результаты диссертационных исследований, выполненных на стыке технических наук и музыкознания. Среди них отметим работу А.Р. Рустамо-ва «Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры» (2013 г.), выявляющую основные закономерности в процессе создания звукового образа пространства. Исследование связи слуховой оценки звукового образа с его объективными свойствами, осуществление успешного в эстетическом отношении предиктивного контроля акустических качеств пространства и классификация факторов, отвечающих за формирование слуховых ощущений слушателя от прослушивания музыкального материала в различных акустических условиях, что может служить ориентиром в творческой деятельности современного музыканта и звукорежиссера в процессе создания музыкальных композиций. А.В. Чернышов в работе «Медиа-музыка: основы теории, практика и история», 2014 г.) обобщил практический, исторический и теоретический опыт музыкального творчества в СМИ. Обозначив проблематику современных электронных медиа, учёный разработал новое направление в искусствоведении - медиамузыка, или медиамузыкальные технологии, которое затронуло как сугубо информационные формы средств массовой информации, так и новые художественные жанры, связанные с развитием цифровых искусств. Работа Гла-зырина Н.Ю. «Алгоритмическое распознавание аккордов в цифровом звуке» (2015 г.), посвященная проблеме распознавания последовательности аккордов в процессе звукозаписи, позволяет сделать вывод о внесении автором существенного научно-теоретического вклада в область разработки методов распознавания последовательности аккордов и подходов к их программной реализации, а также разработка соответствующего поставленным в исследовании задачам программного комплекса.
В работе С.В. Чибирёва «Исследование математических моделей, разработка алгоритмов интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI» (2007 г.) был представлен результат применения математического подхода к анализу звуковых фрагментов в формате MIDI как к абстрактному тексту, основанный на анализе статистических параметров, с последующим моделированием процесса музыкального творчества, разработанный с использованием музыкально-компьютерных технологий инструмент представления записи музыки (звуковых событий) в виде набора статистических параметров, и модель, которая позволяет осуществлять синтез звукового фрагмента, удовлетворяющего заданным музыкальным параметрам и характеристикам. Эта работа послужила отправной точкой для постановки многих последующих исследовательских задач и разработок.
Взаимоотношения между музыкой и более широкой категорией «искусства звуков» составляют также одну из активно обсуждаемых проблем современных научных исследований в области музыкальной композиции. Несомненно, однако, что новая
музыкально-историческая ситуация прояснила значение музыки как знаковой системы и способствовала также изучению взаимодействия между различными типами знаковости в музыкально-исторической традиции. Так, например, авторы и исполнители интерактивной музыки, аудиовизуальных инсталляций и пер-фомансов для реализации своих художественных идей создают собственный оригинальный инструментарий, позволяющий им в рамках своих представлений осуществлять взаимодействие с МК как со своеобразным партнером, обладающим определенным спектром возможностей. Этот инструментарий включает в себя как программные алгоритмы, регулирующие поведение компьютерной системы в процессе взаимодействия с исполнителями, так и различного рода интерфейсы - сенсоры и контролеры, позволяющие передавать информацию от исполнителя к МК [14; 15; 16].
Современные аудиовизуальные технологии, МКТ и соответствующие прикладные исследования иллюстрируют широкий спектр новых направлений в области компьютерных наук и музыкознания, в том числе способствуют объединению разных уровней музыкальной семантики. В работе [17] анализируются параметры аудиовизуального синтеза, являющиеся средством эмоциональной выразительности для современного композитора и музыкального звукорежиссёра; рассматриваются различные направления использования синтеза в музыкальной теории и практике и в синтетических искусствах с участием музыки; содержатся рекомендации к применению данных технологий в науке о музыке и практической музыкальной композиции.
Развитие перечисленных направлений художественного и технического профиля были бы не возможным без активного
Библиографический список
внедрения результатов исследований в области компьютерных наук, доведённого до уровня практической реализации в соответствующеё области знания. Как было сказано ранее, сложились самостоятельные области в современном музыкально-образовательном и музыкально-творческом пространстве - музыкальное программирование и музыкальная информатика.
Результаты проводимых исследований в перечисленных областях, составляющих одно из активно развивающихся направлений в развитии компьютерных наук, используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин, составляющих действенную основу направления «Музыкально-компьютерные технологии», среди которых «Компьютерная музыка», «Компьютерное музыкальное творчество», «Звукотембрального программирования», «Музыкальной информатики», «Музыкальной звукорежиссуры» и др. [18; 19; 20]. Результаты исследований внедрены также в систему дополнительного профессионального образования.
Обучение основам музыкального программирования также может быть актуально как для музыкантов - с целью расширения и углубления знаний в области технических возможностей электронных музыкальных инструментов и прочих специализированных программно-аппаратных средств и возможностей управления ими, так и для специалистов в области информатики - например, программистов, желающих освоить новую прикладную сферу деятельности с целью создания специализированных музыкальных программных продуктов или реализации звуковой системы в компьютерных играх на высоком профессиональном уровне.
1. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5 (67): 104 - 111.
2. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012: 195.
3. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213-218.
4. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet (путь к Synergonet). Санкт-Петербург: Наука, 1999.
5. Ходанович А.И., Сорокина И.В. Демографическая динамика и медиакоммуникации: Прошлое-настоящее-будущее СПбГУКиТ: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: СПбГУКиТ, 2013: 306 - 310.
6. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных трудов по материалам II Всеросс. научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство: СПбГУКиТ, 2014: 20-24.
7. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Медиатехнологии в развитии информационной компетентности современного музыканта-педагога. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство: СПбГУКиТ, 2014: 24 - 30.
8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123-138.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32-38.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44-47.
11. Горбунова И.Б., Романенко М.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. Кибернетика. Информационные системы и технологии. 2013; 4 (75): 1624.
12. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
14. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30-34.
15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
16. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 2: 86-90.
17. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
18. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции. Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014. СПОИСУ. СПб., 2014: 320 - 322.
19. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
20. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5 (67): 104 - 111.
2. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2012: 195.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213-218.
4. Basin M.A., Shilovich I.I. Sinergetika iInternet (put'k Synergonet). Sankt-Peterburg: Nauka, 1999.
5. Hodanovich A.I., Sorokina I.V. Demograficheskaya dinamika i mediakommunikacii: Proshloe-nastoyaschee-buduschee SPbGUKiT: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: SPbGUKiT, 2013: 306 - 310.
6. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii vmediaobrazovanii: sbornik nauchnyh trudov po materialam II Vseross. nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: SPbGUKiT, 2014: 20-24.
7. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Mediatehnologii v razvitii informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Innovacionnye tehnologii vmediaobrazovanii: sbornik nauchnyh trudov po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: SPbGUKiT, 2014: 24 - 30.
8. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123-138.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32-38.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44-47.
11. Gorbunova I.B., Romanenko M.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Kibernetika. Informacionnye sistemy i tehnologii. 2013; 4 (75): 1624.
12. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriyai praktikaobschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU i m. A.I. Gercena, 2011: 30-34.
15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
16. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86-90.
17. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
18. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014. SPOISU. SPb., 2014: 320 - 322.
19. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
20. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, chief researcher, "Music Computer Technologies" Educational-Methodological Laboratory, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Khodanovich A.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Mathematics and Physics, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
FUNCTIONAL ASPECTS OF STUDY LOGICAL MUSICAL CREATIVITY AND AUDIOVISUAL SYNTHESIS IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION. The high-tech educational information environment requires searching for new approaches and fundamentally new systems of education that constitute a school of Digital Age. At present time innovative systems in music pedagogy are closely connected with the use of music computer technologies, which are treated as a effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The music computer technologies are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among different social groups, as well as a unique technology for the use of inclusive pedagogical process in training people with disabilities. Among the main objectives worked out by contemporary music teachers, the authors focus their attention on actual possibilities of digital technologies in enriching and enhancing the role of traditions that have been crystallized in practice of musical pedagogy during many centuries.
Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главн. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
А.И. Ходанович, д-р пед. наук, проф., зав. каф. математики и физики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, г. Санкт-Петербург, E-mail: akhodanovich@yandex.ru
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе XXI века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также