Научная статья на тему 'Электронный клавишный синтезатор как инструмент преодоления формального использования средств информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагога-музыканта'

Электронный клавишный синтезатор как инструмент преодоления формального использования средств информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN / ШКОЛА ЦИФРОВОГО ВЕКА / DIGITAL AGE SCHOOL / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / MUSIC COMPUTER / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажукова Е.Н.

В статье анализируется роль электронного клавишного синтезатора как инструмента, предоставляющего преподавателю-музыканту возможности сочетать традиционные методы музыкального образования с особенностями высокотехнологичной творческой информационной образовательной среды. Рассматривается комплекс знаний, необходимый педагогу-музыканту, для работы в области электронного и компьютерного музыкального творчества для реализации новых методик и педагогических задач; электронный музыкальный инструмент представлен как средство преодоления формализма знаний педагогов-музыкантов в области информационных технологий в процессе их профессиональной деятельности с использованием современных музыкально-компьютерных технологий и средств информационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажукова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER AS A TOOL TO OVERCOME FORMAL USE OF MEANS OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A MUSIC TEACHER

The article examines a role of a electronic keyboard synthesizer as an instrument that provides a music teacher with a possibility to combine traditional methods of music education with creative features of high-tech information educational environment. The work examines a complex of knowledge necessary for a teacher and a musician to work in the field of creativity for electronic and computer music for implementation of new methods and pedagogical tasks. An electronic musical instrument is treated as a means of overcoming formalism of knowledge of music teachers in the field of information technologies in their professional activities with the use of modern musical computer technologies and information educational environment.

Текст научной работы на тему «Электронный клавишный синтезатор как инструмент преодоления формального использования средств информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагога-музыканта»

У студентов III группы наблюдается преобладание симпатического отдела ВНС, что, по мнению ряда авторов [15], обеспечивает наиболее успешную адаптацию к стрессу.

Выводы. Таким образом, динамика приспособительных процессов африканских учащихся имеют разные уровни адаптации. Так на начальном этапе обучения иностранных студентов (подготовительный факультет) наблюдается напряжения психофункциональных систем организма обучаемых африканских студентов. В середине образовательного этапа (средние, 2 - 3 курс) психофункциональные показатели стабилизируются на

Библиографический список

физиологическом оптимуме функционирования организма. На выпускном курсе (4-й курс) вновь наблюдается рост напряжения работы психофункциональных систем организма африканских учащихся.

Сравнительный анализ показателей адаптационных процессов студентов из Тропической Африки в начале и в конце учебного года в российском вузе выявил разную динамику приспособительных реакций. По степени снижения адаптационных процессов отмечалась следующая последовательность: II группа (2-3 курсы)- III группа (4 курс) и I группа (подфак).

1. Агаджанян Н.А., Петров В.И., Радыш И.В., Краюшкин С.И. Хронофизиология, хронофармакология и хрономедицина. Волгоград: Издательство: ВолГМУ, 2005: 334.

2. Глебов В.В., Суворова И.Ю., Аникина Е.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации студентов и их идентичность в процессе обучения в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 258 - 261.

3. Аникина Е.В., Глебов В.В. Социально-психологическая адаптация студентов столицы, прибывших из разных эколого-климатических зон России. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 3: 117 - 119.

4. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014; 2: 89 - 95.

5. Глебов В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5: 18 - 22.

6. Погодина Е.Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека: «Дубна». 2010; 1. Available at: http://www.psyanima.ru

7. Глебов В.В., Аникина Е.В. Влияние комплексных факторов на адаптацию популяции человека в условиях мегаполиса (на примере города Москвы). Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 3: 134 - 136.

8. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.

9. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013; 1: 45- - 1.

10. Глебов В.В. Процессы академической адаптации иностранных студентов к процессу вузовского образования в России. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 8 - 10.

11. Глебов В.В. Состояние сердечно-сосудистой системы как адаптационный показатель в процессе развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5: 183 - 185.

12. Сидельников А.Ю., Глебов В.В. Динамика вариабельности кардиоритма студентов вуза строительного профиля столичного мегаполиса в течение учебного года. Высшее образование сегодня. 2012; 7: 29 - 32.

13. Глебов В.В., Сошников Е.А. Динамика адаптации сердечно-сосудистой системы китайских студентов в условиях столичного мегаполиса. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 101 - 104.

14. Аникина Е.В., Глебов В.В. Психофизиологические показатели адаптации африканских студентов в условиях. Москвы. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 90 - 93.

15. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Черейкин Л.Д. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации. Москва, 2002.

References

1. Agadzhanyan N.A., Petrov V.l., Radysh I.V., Krayushkin S.I. Hronofiziologiya, hronofarmakologiya ihronomedicina. Volgograd: Izdatel'stvo: VolGMU, 2005: 334.

2. Glebov V.V., Suvorova I.Yu., Anikina E.V. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov i ih identichnost' v processe obucheniya v vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 258 - 261.

3. Anikina E.V., Glebov V.V. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov stolicy, pribyvshih iz raznyh 'ekologo-klimaticheskih zon Rossii. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 117 - 119.

4. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.

5. Glebov V.V. Uroven' psihofiziologicheskoj adaptacii studentov na nachal'nom 'etape obucheniya v sisteme vysshej shkoly. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 18 - 22.

6. Pogodina E.N. Adaptaciya k studencheskoj zhizni: analiz chastoty i prichin konfliktov v obschezhitii. Psihologicheskij zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obschestva i cheloveka: «Dubna». 2010; 1. Available at: http://www.psyanima.ru

7. Glebov V.V., Anikina E.V. Vliyanie kompleksnyh faktorov na adaptaciyu populyacii cheloveka v usloviyah megapolisa (na primere goroda Moskvy). Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 134 - 136.

8. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.

9. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 1: 45- - 1.

10. Glebov V.V. Processy akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov k processu vuzovskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 8 - 10.

11. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5: 183 - 185.

12. Sidel'nikov A.Yu., Glebov V.V. Dinamika variabel'nosti kardioritma studentov vuza stroitel'nogo profilya stolichnogo megapolisa v techenie uchebnogo goda. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; 7: 29 - 32.

13. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnikpsihofiziologii. 2015; 1: 101 - 104.

14. Anikina E.V., Glebov V.V. Psihofiziologicheskie pokazateli adaptacii afrikanskih studentov v usloviyah. Moskvy. Vestnikpsihofiziologii. 2015; 1: 90 - 93.

15. Baevskij R.M., Ivanov G.G., Cherejkin L.D. i dr. Analiz variabel'nostiserdechnogo ritma priispol'zovaniirazlichnyh 'elektrokardiograficheskih sistem: metodicheskie rekomendacii. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 05.09.16

УДК 378

Bazhukova E.N., senior pedagogue, "Music and Computer Technologies" Educational-Methodical Laboratory, Herzen State

Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: alena-nik67@yandex.ru

ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER AS A TOOL TO OVERCOME FORMAL USE OF MEANS OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A MUSIC TEACHER. The article examines a role of a electronic keyboard synthesizer as an instrument that provides a music teacher with a possibility to combine traditional methods of music education with creative features of high-tech information educational environment. The work examines a complex of knowledge necessary for a teacher and a musician to work in the field of creativity for electronic and computer music for implementation of

new methods and pedagogical tasks. An electronic musical instrument is treated as a means of overcoming formalism of knowledge of music teachers in the field of information technologies in their professional activities with the use of modern musical computer technologies and information educational environment.

Key words: electronic musical instrument, teacher-musician, Digital Age School, music computer technologies, music computer, information educational environment.

Е.Н. Бажукова, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: alena-nik67@yandex.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОРМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В статье анализируется роль электронного клавишного синтезатора как инструмента, предоставляющего преподавателю-музыканту возможности сочетать традиционные методы музыкального образования с особенностями высокотехнологичной творческой информационной образовательной среды. Рассматривается комплекс знаний, необходимый педагогу-музыканту, для работы в области электронного и компьютерного музыкального творчества для реализации новых методик и педагогических задач; электронный музыкальный инструмент представлен как средство преодоления формализма знаний педагогов-музыкантов в области информационных технологий в процессе их профессиональной деятельности с использованием современных музыкально-компьютерных технологий и средств информационной образовательной среды.

Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент, педагог-музыкант, Школа цифрового века, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, информационная образовательная среда.

В век информатизации образования преподавателю-музыканту необходимо быть компетентным, овладеть средствами, удовлетворяющими потребность современного преподавания, уметь «разбудить» сознание учащихся, научить их творчески мыслить, активизировать необходимость самостоятельного получения знаний. Различное применение электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) в музыкальном образовании отражено в учебно-методической литературе, научных и периодических изданиях [1; 2; 3]. Проводятся научные исследования, направленные на выявление возможностей ЭМИ в современном музыкально-образовательном процессе, среди которых выделим диссертационных работы И.М. Красильникова «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» (2007 г.), О.А. Подкопаевой «Развитие музыкального мышления студентов в классе клавишного синтезатора» (2011 г.), М.Ю. Чёрной «Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса» (2012 г.). Также представляют определённый научный интерес статьи Е.Ю. Гундоровой «Развитие тембрового слуха младших школьников на уроках музыки с применением синтезатора» (2013 г.), В.П. Чудиной «Синтезатор - инструмент для творчества» (2010 г.), В.А. Романовой «Цифровые синтезаторы и основные модели синтеза звука» (2015 г.) и др.

Преподаватели-музыканты в учреждениях дополнительного образования в настоящее время - это уже не просто организаторы досуга учащихся, где ребёнок проводит свое свободное время, это преподаватели, которые овладели информационными компетенциями, и цель их педагогической практики заключается в создании базы знаний учащихся, формировании умения применять эти знания на практике.

Отметим, что часто у учащихся прослеживается низкая мотивация к занятиям музыкой, к музыкальному творчеству, к занятиям на каком либо музыкальном инструменте. Возможно, одна из причин такого отношения связана с системой подготовки по основным предметам общеобразовательного цикла дисциплин в школе, где идёт нарастание формализма, когда на первый план выходит тестовая оценка результатов обучения (система ЕГЭ).

Задача педагога-музыканта - разумно направить деятельность учащихся в творческий процесс, необходимо чтобы педагог не просто разучивал с учащимися произведения, сколько развивал их творческие способности и креативное мышление.

Электронный клавишный синтезатор - это инструмент, который имеет свою богатую историю развития, он уникален в приёмах исполнительства и звучания, а главное - это инструмент, который в Школе цифрового века [4] даёт возможность сочетать в себе традиционные методы музыкального образования с возможностями высокотехнологичной творческой образовательной среды.

Предвзятость, с которой относились к ЭМИ как к инструменту - «самоиграйке» в начале 90-х гг. ХХ столетия, давно развеялась [5]. В настоящее время ЭМИ широко используется в профессиональной деятельности композиторов, музыкантов-преподавателей. ЭМИ - это полифункциональные инструменты, позволяющие не только воспроизводить заложенные производителем тембры и стили, а создавать с помощью синтеза собственные звуки, моделировать собственное исполнение в акустическом пространстве, выходить в сеть Интернет, обновлять имеющиеся в инструменте банки звуков и стилей и др.

ЭМИ - это инструмент, который требует особого творческого подхода. «Техника игры на синтезаторе гораздо проще, а выразительные функции звучания количественно и качественно возрастают по сравнению с традиционными инструментами», - пишет композитор и педагог И.М. Красильников [6, с. 4]. Знания, полученные на предметах теоретического цикла (теория музыки, музыкальная литература, сольфеджио) углубляются, а некоторые темы, такие, например, как «Строение и буквенное обозначение аккордов», учащиеся изучают намного раньше, чем требует программа по сольфеджио. Как показывает опыт, это ведёт, с одной стороны, - к углублению и конкретизации знаний, с другой, - придаёт осмысленный характер творческим действиям, которые становятся более продуктивными.

Необходимо также осознавать, что, например, клавишный музыкальный синтезатор - это самостоятельный инструмент, а не аналог фортепиано. Общим с акустическим фортепиано является расположение клавиш на мануале. Клавишный музыкальный синтезатор - это многофункциональный и многоплановый инструмент, и при игре на данном инструменте перед исполнителем ставятся совершенно другие, новые задачи [7]. Это не просто исполнение и извлечение музыкальных звуков, это воспроизведение творческого замысла, хорошо продуманного и выстроенного, который осуществляется после предварительной работы над формой, синтезом звуков, созданием стилей и т. д. При работе на данном инструменте не достаточно традиционных знаний по теории музыки и сольфеджио. Игра на синтезаторе требует знаний по звукорежиссуре, аранжировке, акустике звука, композиции и т. д., следовательно, педагог-музыкант в процессе освоения данного инструмента постоянно находится на пути самообразования.

В учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена созданы все условия для обучения педагогов-музыкантов и получения ими знаний в области электронного и компьютерного музыкального творчества. Реализуется обучение педагогов-музыкантов по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Преподавание электронного клавишного синте-

затора», которая внедрена для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере преподавания электронного клавишного синтезатора. Данная программа включает в себя три модуля: «Электронный музыкальный синтезатор», «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», в которые входят следующие темы:

• Электронные музыкальные инструменты.

• Архитектура и принципы работы современных клавишных синтезаторов.

• Интерфейс и функциональные исполнительские возможности электронного музыкального инструмента, электронного клавишного синтезатора.

• Музыкальное творчество на электронном клавишном синтезаторе.

• Настройка электронного клавишного синтезатора к исполнению.

• Подключение внешних источников. Работа над звуковым синтезом.

• Основы аранжировки, композиции и импровизации на электронном клавишном синтезаторе.

• Электронный клавишный синтезатор и музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [8; 9].

• Основные виды и принципы работы современных электронных клавишных синтезаторов.

• Исполнительские интерпретации музыкальных произведений.

• Исполнительские особенности электронных (цифровых) клавишных синтезаторов.

• Импровизация на ЭМИ.

• Искусство аранжировки. Особенности исполнения/записи/редактирования партий в виртуальной студии Cubase.

• Система музыкального образования на современном этапе.

Библиографический список

• Облачные технологии и их применение в детских музыкальных школах и детских школах искусств (ДМШ и ДШИ).

• Применение музыкального компьютера (МК) [10] в преподавании традиционных музыкальных дисциплин.

• Элективные курсы.

• Педагогический дизайн.

• Методика использования МК в ДМШ и общеобразовательной школе.

• Методика преподавания ЭМИ.

• Технологии дистанционного музыкального образования.

Педагог-музыкант имеет возможность не только повысить

свою квалификацию, но и получить диплом о профессиональной переподготовке, изучив программу, состоящую из трёх модулей, и защитив выпускную квалификационную работу.

Использование электронного клавишного синтезатора в различных видах деятельности современного педагога-музыканта, работающего в ДМШ и ДШИ, открываются новые возможности в преподавании различных музыкальных дисциплин, позволяют преподавателю-музыканту вести педагогическую деятельность на более высоком профессиональном уровне. Это в значительной степени согласуется с требованиями, предъявляемым к современному музыкальному образованию и методам организации учебного процесса в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды. Электронный клавишный синтезатор, как показали результаты проведённого нами педагогического эксперимента (см. подробнее работы [11; 12]), выступает в роли инструмента для преодоления формализма в использовании средств информационной образовательной среды (ИОС) в профессиональной деятельности педагога-музыканта. Формирование адекватного требованиям современной ИОС комплекса знаний, необходимого педагогу-музыканту для работы в области электронного и компьютерного музыкального творчества, побуждает к реализации новых методик и решению педагогических задач, согласованных с новыми возможностями высокотехнологичной образовательной творческой среды.

1. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

2. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

3. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 125 - 131.

4. Воронов, А.М. Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

5. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой, Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.

6. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Москва: Министерство культуры РФ. Научно-метод. центр по художественному образованию, 2002.

7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции, 29-31 октября 2014, Санкт-Петербург: СПОИСУ, 2014: 320322.

8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 213-218.

11. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Преодоление формализма в знаниях педагогов-музыкантов в области информационных технологий с использованием музыкально-компьютерных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 283 -288.

12. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышения операционности знаний музыкантов-педагогов в области информационных технологий. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 186 - 190.

References

1. Gorbunova, I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2010.

2. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

3. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 125 - 131.

4. Voronov, A.M. Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gorbunova, I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.

6. Krasil'nikov I.M. Primernye programmy po uchebnym disciplinam «Klavishnyj sintezator», «Ansambl' klavishnyh sintezatorov», «Studiya komp'yuternoj muzyki» dlya detskih muzykal'nyh shkol, muzykal'nyh otdelenij shkol iskusstv. Moskva: Ministerstvo kul'tury RF. Nauchno-metod. centr po hudozhestvennomu obrazovaniyu, 2002.

7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii, 29-31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320322.

8. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriyai praktikaobschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 213-218.

11. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Preodolenie formalizma v znaniyah pedagogov-muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj obrazovatel'noj sredy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 283 -288.

12. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij muzykantov-pedagogov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 190.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 372.874

BelyaevA.V., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: andruu23@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF COMPLETE COLOUR PERCEPTION AT PAINTING CLASSES IN PUPILS OF ART SCHOOL. The article highlights psychological and pedagogical basics of formation of perception of colors in pupils at painting courses. The author studies features of the most important psychological and pedagogical prerequisites of formation and development of complete color perception in school students, on the basis of the analysis of research works on this problem. Having carried out the analysis of various references, the author comes to a conclusion that in painting researchers mean special abilities of pupils determining success in work in arts by absolute perception of color, and to form complete perception of color except congenital inclinations special conditions for its realization are required. Besides, learning efficiency to coloristic understanding of color in painting is in direct dependence on psychological and physiological thought processes, motives of the personality, emotional state and activity.

Key words: perception of color, thinking, formation, psychopedagogical aspects, creative abilities.

А.В. Беляев, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск,

E-mail: andruu23@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы формирования восприятия цвета у учащихся в живописи. Автор изучает особенности наиболее важных психолого-педагогических предпосылок формирования и развития целостного цветовосприятия у школьников, на основе анализа специальной литературы по данной проблеме. Проведя анализ различных литературных источников, автор пришел к выводу, что под целостным восприятием цвета в живописи мы подразумеваем специальные способности учащихся, определяющие успешность в занятиях художественным творчеством, а для формирования данного восприятия цвета кроме врожденных задатков, требуются специальные условия для его реализации. Кроме того, эффективность обучения колористическому пониманию цвета в живописи находится в непосредственной зависимости от психофизиологических мыслительных процессов, мотивов личности, эмоционального состояния и деятельности.

Ключевые слова: восприятие цвета, мышление, формирование, психоло-педагогические аспекты, творческие способности.

В психологии и педагогике последних лет идут процессы поиска путей совершенствования всестороннего развития каждого человека, а для этого необходимо формировать и применять способность целостно воспринимать цвет в различных сферах деятельности. Любая способность проходит свой путь формирования и развития, в процессе которого дифференцируется и отрабатывается. При этом каждая творческая способность представляет собой совокупность различных свойств личности, составляющих её готовность к активной и продуктивной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Художественные способности в творчестве являются совокупностью очень стойких и меняющихся под воздействием воспитания индивидуальных и психологических качеств человека, которые на основании компенсирования определенных свойств личности другими определяют эффективность обучения в той или иной творческой работе, совершенствуясь и выполняя ее. Рассмотрение психолого-педагогических процессов, лежащих в основе формирования целостного цветовосприятия у учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи, является достаточно актуальным в настоящее время, так как формирование целостного восприятия цвета сложный и многогранный процесс, где происходит взаимодействие чувственных анализаторов (ощущений), эмоционального восприятия и мышления. На первоочередном этапе необходимо понять общие закономерности психолого-педагогических основ целостного цветовосприятия учащихся, так как не знание этих основ не позволит педагогу

полноценно формировать, развивать требуемые знания, умения и навыки.

Так, ощущения и восприятие относятся к сенсорно - перцептивному уровню, который является процессом познания явлений и отражения предметов при их непосредственном влиянии на анализаторы (органы чувств). Специфика этого отражения заключается во взаимной работе объекта с субъектом и формируется в реальном времени. Можно отметить, что осязательные, зрительные ощущения сходны друг с другом, так как с помощью зрения и осязания человек фиксирует ряд одинаковых пространственных, физических и временных объектов.

Зрительные ощущения у человека появляются при воздействии электромагнитных волн на сетчатку глаза (зрительный рецептор), а благодаря нервным клеткам, расположенным в сетчатке - колбочкам и палочкам может чувствовать переходы яркости, окружающую действительность в дневное и ночное время. На чувствительность глаза влияют не только индивидуальные или возрастные особенности человека, но и условия его жизнедеятельности.

Согласно трехкомпонентной теории цвета Г. Гельмгольца все богатство цветовых ощущений возникает в процессе работы трех видов цветов воспринимаемых рецепторами: красного, зеленого, синего. Воспринимаемый зрителем цвет зависит, главным образом от его спектра, психофизиологического состояния и индивидуальных свойств глаза человека. Кроме того, зрение человека может адаптироваться к различным условиям освещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.