References
1. Arutyunova E.M. Rossijskaya identichnost' v predstavleniyah moskovskih studentov. Sociologicheskie issledovaniya. 2007; 8: 77 - 85.
2. Arutyunova E.M. Otnoshenie k mezhnacional'nomu obscheniyu v moskovskoj studencheskoj srede. Sociologicheskie 'etyudy: sbornik statej aspirantov. Pod obschej redakciej M.K. Gorshkova. Moskva: OOO Variant, IS RAN, 2006: 590 - 603.
3. Suvorova I.Yu. Rol' social'noj identichnosti v vospriyatii social'nogo mira. Aktual'nye problemy massovogo soznaniya. Penzenskij gosudarstvennyj universitet. Institut psihologii. 2013: 202 - 206.
4. Suvorova I. The Social Identity and the Attitudes to Social Reality. Collection of Scientific Papers: Social Relations, Transformation and Trust. United Kingdom: Conventry University, 2014.
5. Glebov V.V., Suvorova I.Yu., Anikina E.V. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov i ih identichnost' v processe obucheniya v vuze Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (1): 90 - 92.
Статья поступила в редакцию 12.02.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Davletova K.B., methodologist, teacher of additional education, Center for Creative Development "Na Vasilievskom" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS: PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF MUSIC. Contradiction between the social order for introduction and use of opportunities of musical and computer technologies and electronic musical instruments in pedagogical practice and shortage of the qualified pedagogical shots performing this type of activity in the system of modern musical education and additional education of children; between the demand in the professional development of teachers-musicians who use in the pedagogical practice of the MCT and EMR in the DOD institutions and the insufficient development of the content and technology of such training determines the need for the introduction of new forms of interaction of teachers-musicians, including the organization of competitions, festivals, master classes, scientific-practical seminars, schools-seminars, media platforms to demonstrate the creative, scientific-methodical and pedagogical achievements of music teachers of secondary schools, teachers-musicians of the system of additional education, teachers of the system of pre-professional education (children's schools, art colleges, etc.) from different regions of Russia.
The authors of the article analyze the current situation, assessed the level of the professional competence by the results of the survey, questioning colleagues and partners, teachers and musicians, united by the same interests and goals, and outlined the ways of development of this field of professional teachers-musicians activity in the system of modern music education in Russia in order to combine efforts to implement and use the capabilities of musical technologies and electronic musical instruments in the pedagogical and creative practice of a modern teacher-musician.
Key words: teacher-musician, music education, electronic musical instruments, music computer technologies, professional development, creative activity.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
К.Б. Давлетова, методист, педагог дополнительного образования, Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
Противоречие между социальным заказом на внедрение и использование возможностей музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов в педагогической практике и дефицитом квалифицированных педагогических кадров, осуществляющих данный вид деятельности в системе современного музыкального образования, между востребованностью в профессиональном развитии педагогов-музыкантов, применяющих в педагогической практике МКТ и эМи в учреждениях дополнительного образования детей и недостаточной разработкой содержания и технологии такой подготовки обусловливает необходимость внедрения новых форм взаимодействия педагогов-музыкантов, включающих организацию конкурсов, фестивалей, мастер-классов, научно-практических семинаров, школ-семинаров, медиаплатформ для демонстрации творческих, научно-методических и педагогических достижений учителей музыки общеобразовательных школ, педагогов-музыкантов системы дополнительного образования, преподавателей системы предпрофессионального образования (ДМШ, ДШИ, колледжи искусств и т. д.) из различных регионов России.
Авторы статьи проанализировали сложившуюся ситуацию и, проведя оценку уровня профессиональной компетентности по результатам опроса, анкетирования коллег и партнеров, педагогов и музыкантов, объединенных одними интересами и целями, наметили пути развития данной области профессиональной педагогов-музыкантов деятельности в системе современного музыкального образования в России с целью объединения усилий по внедрению и использованию возможностей музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов в педагогическую и творческую практику современного педагога-музыканта.
Ключевые слова: педагог-музыкант, музыкальное образование, повышение квалификации, электронные музыкальные инструменты, музыкально-компьютерные технологии, профессиональное развитие, творческая деятельность.
Появление электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [1; 2] в конце прошлого века, внедрение их в образовательный процесс способствовало появлению новых учебных дисциплин, образовательных программ, активному развитию данного направления в системе дополнительного образования детей. Технические возможности современного синтезатора, отличающие его от традиционных инструментов, открывают большие
перспективы в различных областях музыкального воспитания детей. Клавишный цифровой инструмент, являясь синтезом инженерной и художественной мысли, перекидывает мостик между традициями классического музыкального образования и порой неожиданными педагогическими проблемами, связанными с компьютерными технологиями [3; 4; 5; 6; 7], что позволяет создавать современные, инновационные программы, дает воз-
можность применения новых форм и технологий в музыкальном образовании [8; 9; 10].
В настоящее время это направление активно развивается благодаря деятельности сотрудников учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и функционированию городского учебно-методического объединения педагогов «Электронные музыкальные инструменты» городского Центра развития дополнительного образования Санкт-Петербурга.
Возникновению методического объединения предшествовал ряд важных для развития данного направления событий:
• с 2002 г. ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование» УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова, в рамках которой с 2012 г. проводится секция «Электронные музыкальные инструменты» в концертно-выставочном комплексе «На Васильевском»;
• с 2008 года ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования» (совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова);
• организован и проводится на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» постоянно действующий научный семинар «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», участие в работе которого приняли музыканты и учёные многих стран.
• В Центре «На Васильевском», одном из первых среди учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, была разработана образовательная программа обучения детей музыке с применением клавишных синтезаторов в 2004 году. Целью программы является воспитание нового поколения детей и подростков посредством использования многообразных возможностей электронного музыкального инструментария.
• В УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена разработан комплекс образовательных программ, ориентированных на актуальные задачи современного музыкального образования и новые запросы учащихся:
- лицензирован и внедрён в образовательный процесс профиль подготовки бакалавров образования «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 года осуществляется набор абитуриентов в музыкальных ВУЗах страны;
- лицензирована и внедрена в образовательный процесс программа магистерской подготовки «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», набор абитуриентов осуществляется с 2006 года;
- разработано научно-методическое сопровождение учебного процесса, внедрены учебные пособия, ИУМК, ЦОРы, сетевые образовательные ресурсы; разработаны и обоснованы новые учебно-методические комплексы, осуществлено полное учебно-методическое сопровождение ряда дисциплин нового типа, включающее печатные и мультимедийные пособия, дистанционные формы поддержки образовательного процесса;
- в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработаны и с 2001 г. реализуются программы повышения квалификации («Музыкально-компьютерные технологии», «Компьютерное музыкальное творчество», «Электронные музыкальные инструменты», «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компью-
терных технологий», «Планшетные и мобильные технологии в музыкальном образовании» и др.) и профессиональной переподготовки («Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Преподавание клавишного электронного синтезатора») для педагогов-музыкантов. Они имеют дистанционную поддержку и через платформу Moodle.
• С 2009 г. для педагогов ДМШ и ДШИ г Санкт-Петербурга проводятся государственные курсы по освоению возможностей клавишных синтезаторов, которые организованы Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, городским Центром развития дополнительного образования «На Васильевском».
• Значительную роль в развитии искусства исполнительского мастерства и аранжировки на электронных музыкальных инструментах играет проведение конкурсов творчества, среди них:
- Всероссийский конкурс электроакустической музыки для одарённых детей «DEMO», который проводится с 2009 года. Конкурс объединил педагогов-новаторов из различных городов России.
- Международный конкурс «Электронная палитра», который стал одним из первых Международных конкурсов творчества в г. Санкт-Петербурге, посвящённый исполнительству на электронных музыкальных инструментах (проводится на базе Детской школы искусств Красносельского района с 2000 по 2014 гг.; намечено продолжение деятельности в рамках данного конкурса в марте 2018 г.);
• Педагоги и учащиеся класса синтезатора учреждений дополнительного образования детей, ДМШ, ДШИ г. Санкт-Петербурга - неоднократные участники проектов, популяризирующих обучение на электронных музыкальных инструментах, в том числе и международных.
Отметим особую роль московской школы игры на клавишном синтезаторе в процессе становления искусства исполнительского мастерства на электронном музыкальном инструменте, созданной И.М. Красильниковым, которая активно поддерживается и развивается благодаря творческой деятельности педагогов-новаторов - О.А. Гущиной, В.П. Чудиной и В.А. Чудина, Н.В. Михуткиной и других ярких музыкантов. Существенным вкладом в развитие искусство исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах является деятельность Е.В. Орловой, которая вместе с И.М. Красильниковым организовала журнал «Музыка и электроника», освещающий и поддерживающий деятельность педагогов-энтузиастов России.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов и музыкантов, объединенных одними интересами и целями и работающих в области творческого использования возможностей профессиональных ЭМИ и методики их преподавания [11; 12], позволила наметить пути дальнейшего развития данного направления профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в системе современного музыкального образования, одним из значительных этапов которого является создание новых форм взаимодействия педагогов-музыкантов, объединение усилий по внедрению возможностей МКТ и ЭМИ в педагогическую и творческую практику современного педагога-музыканта, среди которых: организация конкурсов, фестивалей, мастер-классов, научно-практических семинаров, школ-семинаров, медиаплат-форм для демонстрации творческих, научно-методических и педагогических достижений учителей музыки общеобразовательных школ, педагогов-музыкантов системы дополнительного образования, преподавателей системы предпрофессионального образования (ДМШ, ДШИ, колледжи искусств и др.) из различных регионов России.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
2. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.
4. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития, 2015; 12: 428 - 432.
5. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.