Научная статья на тему 'Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования'

Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2100
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АРАНЖИРОВКА НА СИНТЕЗАТОРЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / MUSIC EDUCATION / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES / SYNTHESIZER ARRANGEMENT / MUSICAL COMPUTER / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Давлетова Клара Борисовна

В статье анализируется процесс изменения информационной среды, необходимость повышения профессиональной компетентности педагога-музыканта. В качестве эффективного средства повышения квалификации педагогов музыкального направления рассматривается процесс освоения возможностей современных электронных музыкальных инструментов педагогами в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Давлетова Клара Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN THE GENERAL MUSIC EDUCATION

The article analyzes the process of information environment changing, the need to improve the professional competence of the teaching musicians. The author considers mastering of modern electronic musical instruments by teachers of the additional education system as an effective means of their professional development.

Текст научной работы на тему «Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования»

УДК 681.828

Горбунова Ирина Борисовна

Gorbunova Irina Borisovna

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Давлетова Клара Борисовна

D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

Davletova Clara Borisovna

педагог дополнительного образования по классу цифровых синтезаторов, методист Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»

ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Teacher of Additional Education in the Class of Digital Synthesizers, Methodist, Center for Creative Development and Liberal Arts Education "On Vasilevsky", St. Petersburg

ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN THE GENERAL MUSIC EDUCATION

Аннотация:

В статье анализируется процесс изменения информационной среды, необходимость повышения профессиональной компетентности педагога-музыканта. В качестве эффективного средства повышения квалификации педагогов музыкального направления рассматривается процесс освоения возможностей современных электронных музыкальных инструментов педагогами в системе дополнительного образования.

Ключевые слова:

музыкальное образование, электронные музыкальные инструменты, музыкально-компьютерные технологии, аранжировка на синтезаторе, музыкальный компьютер, информационные технологии в музыке.

Summary:

The article analyzes the process of information environment changing, the need to improve the professional competence of the teaching musicians. The author considers mastering of modern electronic musical instruments by teachers of the additional education system as an effective means of their professional development.

Keywords:

music education, electronic musical instruments, computer music technologies, synthesizer arrangement, musical computer, information technologies in music.

Принципиальное изменение окружающей среды как среды информационной привело к необходимости внесения изменений в музыкально-образовательный процесс, путем все более широкого применения информационных технологий в музыке (ИТМ) [1; 2; 3; 4; 5]. На определенном этапе развития образования прослеживалась весьма неприятная ситуация - часть педагогов владела ИТМ на порядок слабее своих учеников. Изменения в образовательных технологиях, используемых в процессе обучения музыке в современной школе, позитивно воспринимаются обучающимися, стимулируют их более активно включаться в учебный процесс. Система дополнительного образования, поддерживая нововведения в сфере музыкального образования, активно и последовательно обращается к внедрению в обучение ИТМ.

В музыкальной практике большое распространение приобрел новый класс музыкальных инструментов, куда входят электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [6], рабочие станции, музыкальные компьютеры (МК) [7; 8; 9; 10; 11] и т. д. Построенные на основе цифровых технологий инструменты отличаются значительными выразительными ресурсами, что открывает широкие перспективы их применения в музыкальном образовании.

Комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта», разработанная в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, опирается на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [12; 13; 14; 15; 16; 17] и как развивает собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации художественного образования в целом. Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области

в музыкально-педагогическом образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Их существование является фундаментом для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и миди-инструментах и т. п.), так и программистов-разработчиков в области электронных музыкальных систем [18; 19; 20; 21; 22].

Методическая система построена на основе использования МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой формы проведения занятий [23; 24]. Разработан, лицензирован и внедрен в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 г. осуществляется набор абитуриентов в различных регионах и различных учебных заведениях России. Для студентов факультетов музыки педагогических вузов разработаны и проводятся занятия по следующим дисциплинам: «Компьютерная музыка», «История электронной музыки», «Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)», «Архитектоника звука», «Основы студийной звукозаписи», «Информационные технологии в музыке», «Технология музыкальных стилей», «Основы композиции, инстру-ментоведение и компьютерная аранжировка», «Оркестровка традиционная и компьютерная», «Технологии студийной звукозаписи», «Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке», «Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте», «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Традиционное и электронное инструментоведение», «Музыкальный компьютер», «Основной электронный музыкальный инструмент», «Дополнительный музыкальный инструмент (электронный)», «Электронный синтезатор», «Электронный ансамбль», «Музыкально-компьютерный практикум» и т. д.

Разработана и внедрена программа магистерской подготовки «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».

Для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха» и т. д.

Реализация инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется через систему дополнительного образования: программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.

Разработаны следующие программы профессиональной переподготовки:

- «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий».

- «Преподавание электронных музыкальных инструментов».

На основе предлагаемой методической системы в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» были созданы следующие программы повышения квалификации:

Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество», «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов», «Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах», «Дистанционное музыкальное образование», «Информационные технологии в музыке», «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ», «Информационные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе», «Звуковой дизайн», «Прикладная звукорежиссура», «Основы музыкального программирования», «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Интерактивные сетевые технологии обучения музыке», «Электронные музыкальные инструменты», «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе» и т. д.

Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений - «Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий».

Для учащихся музыкальных школ разработан элективный курс для профильной школы «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)».

Для учащихся общеобразовательных школ разработана программа курсового обучения «Введение в музыкальный компьютер».

Для учащихся профильной школы разработан и внедрен в образовательный процесс элективный курс «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта». Он является отражением учебного курса, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся музыке,

расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства.

Курсовое обучение по программам: «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Оформление нотных изданий на компьютере» и т. д. Подготовлены учебные и учебно-методические пособия, обеспечивающие методическое сопровождение процесса обучения, среди них [25; 26].

Программа «Инновационные методы и технологии в современном музыкальном образовании (с использованием электронных музыкальных инструментов)» разработана для повышения квалификации учителей музыки общеобразовательных школ, педагогов ДШИ, дворцов и домов творчества, центров внешкольной работы с учащимися и других учреждений системы дополнительного образования детей. Программа реализуется при поддержке Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Городского методического объединения педагогов по направлению «Электронные музыкальные инструменты» и «Фортепиано», проводится обучение педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Необходимость введения данной программы имеет несколько оснований. Прежде всего, конечно же, это интерес молодежи к современным информационным технологиям и их прикладному использованию, в частности в области электронной и компьютерной музыки, а также необходимость повышения информационной компетентности педагогов-музыкантов [27; 28; 29; 30]. Традиционное музыкальное образование заинтересовывает многих ребят, однако для других притягательной оказывается альтернатива - обучение игре на ЭМИ. Особенную актуальность это направление приобретает в системе общего музыкального образования в Школе цифрового века [31]. И такая возможность может быть предоставлена именно в системе дополнительного образования учащихся. Однако возможность обучения на электронных музыкальных инструментах доступна как минимум при одном, но решающем условии - наличии высококвалифицированных педагогических кадров. Сегодня не хватает востребованных специалистов по классу ЭМИ, педагогам необходимо соответствовать требованиям современного общества в связи с повышением социального спроса на более высокий уровень профессионализма, осуществлять качественно образовательный процесс и осваивать новые технологии. Основной целью создания программы является ознакомление педагогов с современными методами и системами обучения, освоение возможностей ЭМИ и цифровых клавишных инструментов. Основные задачи, решаемые в процессе повышения квалификации учителей музыки и преподавателей музыкальных дисциплин различных учреждений системы дополнительного образования детей, следующие:

- повышение профессионального уровня педагогов-музыкантов и учителей музыки общеобразовательных школ;

- ознакомление с новыми технологиями и методами преподавания ЭМИ и цифровых клавишных инструментов;

- ознакомление с техническими параметрами и исполнительскими возможностями ЭМИ и электронного клавишного инструментария;

- практическое освоение приемов аранжировки на ЭМИ, рабочих станциях и электронных фортепиано.

Краткая аннотация программы:

1. ЭМИ и клавишный синтезатор как самостоятельная дисциплина учебного цикла. Устройство инструмента, знакомство, основные принципы работы клавишных синтезаторов. Основные функции цифрового клавишного синтезатора и их роль в создании музыкального образа.

2. Исполнительский аппарат. Два варианта исполнения на ЭМИ - сидя и стоя. Специфика игровых условий и движений левой руки в режиме автосопровождения (Single, Finger, Fingered).

3. Особенности работы с тембром. Многотембровость - главное отличие ЭМИ от других музыкальных инструментов. Классификация тембров по банкам. Выбор тембра для создания художественного образа.

4. Технические параметры инструмента. Возможность деления клавиатуры (Split). Панель автосопровождения (Start / Stop, Synhro Start, Intro, Ending, A, B, C, D). Регистрационная панель управления. Эффекты (дилэй, хорус, реверберация, гармония, фленжер, фейзер, эхо, дисторшн). Кнопки Tempo, Mode, Function и другие. Работа с дисководом.

5. Создание аранжировки в процессе выбора настроек инструмента, исходя из поставленной художественной задачи.

6. Гармонизация мелодии по цифровке в режиме автосопровождения. Понятие «циф-ровка». Составление буквенных обозначений аккордов.

7. Работа над музыкальным произведением.

8. Переложение для ЭМИ несложных пьес, написанных для других инструментов (фортепиано, гитары и т. д.). Работа с многодорожечным секвенсером. Режимы записи. Составление проекта аранжировки. Корректировка. Воплощение на практике.

9. Выездной семинар. Концертная демонстрация подготовленных творческих работ.

Основное содержание программы

Раздел 1. Классификация ЭМИ различных фирм (CASIO, ROLLAND, YAMAHA), их технические характеристики. Демонстрация художественно-исполнительских возможностей синтезаторов. Детский концерт. Выездной семинар.

Раздел 2. Современные методы и технологии обучения в музыкальном образовании. Педагогика электронного музыкального творчества. ЭМИ как самостоятельная дисциплина учебного цикла. Устройство инструмента, основные принципы работы. Знакомство с инструментом. Демонстрация исполнительских возможностей синтезатора.

Раздел 3. Исполнительский аппарат ЭМИ. Режимы игры на синтезаторе Normal, Split. Возможность деления клавиатуры. Специфика исполнения для левой руки. Музыкальные тембры и принципы их использования. Набор тембров. Многотембровость - главное отличие синтезатора от других инструментов. Технические параметры инструмента. Панель автосопровождения. Режимы автоаккомпанемента. Возможность автоматического включения с помощью кнопок Intro, Start, Synhro Start. Панель Multi Pad (музыкальные фразы, шаблоны, эффекты). Функция регистрации памяти - Registration memory.

Раздел 4. Гармонизация мелодий в режиме автосопровождения. Составление проекта аранжировки. Создание аранжировок в процессе выбора настроек инструмента. Работа с дисководом, флоппи-дисками. Режимы записи: быстрый, многодорожечный. Понятие «секвен-сер». Работа с многодорожечным секвенсером. Запись музыки на секвенсер (создание фонограмм). Переложение (аранжировка) для синтезатора пьес, написанных для других инструментов, вокальных произведений. Репертуар.

Раздел 5. Ансамбль в классе ЭМИ как одна из форм музыкального обучения. Ансамбль и его роль в воспитании (умение прислушиваться, подстраиваться к партнеру, умение общаться, обостряет проявление творческой активности и т. д.). Методика преподавания. Ансамблевое музицирование как часть музыкальной культуры (дуэты, трио синтезаторов, ВИА, ансамбли ЭМИ с акустическими инструментами, вокалом и т. д.). Аранжировка для класса ЭМИ и ансамбля. Репертуар педагога класса ЭМИ.

Раздел 6. Методика преподавания ЭМИ. Формы, приемы и методы использования клавишного синтезатора в учебных программах в инструментальных, хоровых отделениях ДМШ, ДШИ. Практический курс. Принципы подхода к изучению музыкального материала при работе в ГДТ, ДМШ, ДШИ. Презентация комплексной программы. Работа над детским репертуаром.

Раздел 7. Музыкальный компьютер в классе ЭМИ. Знакомство ребенка с возможностями записи и редактирования музыки на МК в музыкальном редакторе Cakewalk Sonar Produce Edition. Создание аранжировки на компьютере с использованием музыкальных программ Band-in-a-Box и Cakewalk Sonar Produce Edition.

Раздел 8. Круглый стол. Презентация зачетных работ слушателей курсов повышения квалификации.

По окончании курсов педагоги должны узнать и научиться применять в педагогической практике новые методы преподавания; ознакомиться с эМи, его техническими параметрами и основными принципами работы.

Учебно-методические семинары, практикумы призваны научить педагога:

- применять и апробировать современные технологии, методы обучения и развития учащихся;

- внедрять и использовать ЭМИ, приобщая современных подростков к музыкальной культуре;

- создавать условия для творческого развития учащихся, более полного раскрытия индивидуальности каждого через освоение современных технологий обучения;

- создание условий для профессионального роста педагогов дополнительного образования, ознакомления с инновационными технологиями в музыкальном образовании.

В условиях динамичного развития планшетных технологий перед системой образования стоят принципиально новые задачи, требующие новых технологических решений и разработки педагогических условий их эффективного использования, поиска научных подходов к организации учебного процесса в музыкальном образовании. В значительной степени это связано с преподаванием эМи, которые интегрируются в область мобильных и облачно-ориентированных образовательных сервисов [32]. Высокотехнологичная информационная творческая образовательная среда обучения музыке [33], построенная на использовании современных технологий обучения и МКТ, позволит, как отмечал в статье «Перспективы развития курса информатики в музыкальных вузах» выдающийся музыковед ХХ в. Ю.Н. Рагс, «объединить по интересам музыкантов, работающих в общеобразовательных школах и в специальных музыкальных учебных заведениях по всем специальностям и на всех ступенях обучения (в ДМШ, училище или колледже, вузе)» и «использовать богатые возможности новых информационных технологий в деле методического развития системы музыкального образования» [34, с. 87].

Ссылки:

1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника звука : учеб. пособие. СПб., 2009. 175 с.

2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер : учеб. пособие. СПб., 2011. 411 с.

3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2011 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 30-34.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании // Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании : сборник / под ред. С.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. СПб., 2013. С. 192-202.

5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель ее семантического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 152-161.

6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы : учеб. пособие. СПб., 2010. 205 с.

7. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе : учеб. пособие. СПб., 2003. 68 с.

8. Горбунова И.Б. Музыкальный звук : монография. СПб., 2006. 165 с.

9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) : учеб. пособие для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК и Министерством образования Российской Федерации. СПб., 2006. 212 с.

10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.

11. Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.

12. Там же.

13. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.

15. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : тр. XII Санкт-Петербург. междунар. конф. Санкт-Петербург, 20-22 октября 2010 г. СПб., 2010. С. 232-233.

16. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. 2010. № 4. С. 11-14.

17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». 2013. С. 7-12.

18. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов // Искусство и образование. 2010. № 5 (67). С. 104-111.

19. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование : учеб. пособие. СПб., 2012. 195 с.

20. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 213-218.

21. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.

22. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.

23. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта : монография. СПб., 2011. 115 с.

24. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-11.

25. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Т. 1: Компьютерное музыкальное творчество : учеб. пособие. СПб., 2013. 190 с.

26. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество: теория и практика. Saarbrucken, 2014. 125 с.

27. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-48.

28. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 12 (83). С. 390-395.

29. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога // Там же. № 9 (80). С. 256-261.

30. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза) // Там же. 2014. № 3 (86). С. 214-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в Школе цифрового века // Научное мнение. 2014. № 10 (2). С. 22-34.

32. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 211-219.

33. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в Школе цифрового века // Там же. № 7. С. 192-196.

34. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы // Там же. № 2. C. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.