15. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014. № 10-2. S. 22 - 34.
16. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Digital Audio Workstation: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
Статья поступила в редакцию 30.01.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Davletova K.B., methodologist, teacher of additional education, Center for Creative Development "Na Vasilievskom" (St. Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru
ORGANIZATION OF COMPETITIVE ACTIVITY OF TEACHERS-MUSICIANS WORKING IN THE DIRECTION OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS: PRINCIPLES AND PROSPECTS. The development of information technology in music, the emergence of digital musical instruments make it possible to significantly expand and deepen the musical education of children. Electronic musical instruments, having a large set of functions, open up new opportunities when working with sound, increase motivation to music, are an incentive for creative self-realization of children and teenagers. The digital synthesizer, which combines science and creativity, acts as a tool of informatization of musical education. Thanks to computer interactivity, synthesizers are actively distributed in musical pedagogics. The authors of the article focus on the development of professional competence of a teacher-musician, considering the organization of competitive activity of teachers working in the educational direction of "Electronic musical instruments" as a basis for professional growth and a kind of training.
Key words: teacher-musician, advanced training courses, training, digital keyboard synthesizers, professional development, creative activities, music computer technologies.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
К.Б. Давлетова, методист, педагог дополнительного образования, Центр творческого равзития и гуманитарного образования «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»: ПРИНЦИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Развитие информационных технологий в музыке, появление цифровых музыкальных инструментов дают возможность значительно расширить и углубить музыкальное воспитание детей. Электронные музыкальные инструменты, обладая большим набором функций, открывают новые возможности при работе со звуком, повышают мотивацию к занятиям музыкой, являются стимулом для творческой самореализации детей и подростков. Цифровой синтезатор, соединяющий в себе науку и творчество, выступает как инструмент информатизации музыкального образования, благодаря компьютерной интерактивности, синтезаторы активно распространяются в музыкальной педагогике. Авторы статьи акцентируют внимание на проблеме развития профессиональной компетентности педагога-музыканта, рассматривая организацию конкурсной деятельности преподавателей, работающих по направлению «Электронные музыкальные инструменты», как основу для их профессионального роста и своеобразную форму повышения квалификации.
Ключевые слова: педагог-музыкант, повышение квалификации, цифровые клавишные синтезаторы, профессиональное развитие, творческая деятельность, музыкально-компьютерные технологии.
Развитие информационных технологий в музыке [1; 2; 3], появление цифровых музыкальных инструментов - электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [4; 5; 6] дают возможность значительно расширить и углубить музыкальное воспитание детей. Современные дети, выросшие в среде информационных технологий, цифровой образовательной среде с легкостью осваивают любое техническое новшество. ЭМИ, обладая большим набором функций, открывают новые возможности при работе со звуком, повышают мотивацию к занятиям музыкой, являются стимулом для творческой самореализации детей и подростков. Цифровой синтезатор, соединяющий в себе науку и творчество [7; 8; 9], выступает как инструмент информатизации музыкального образования [10; 11; 12]. Для одаренных детей разрабатывается индивидуальный план обучения, что позволяет осваивать программу с опережением, более углубленно, подбирается репертуар, учитываются интересы и пожелания ребёнка. Игра в ансамбле, работа в творческих коллективах дает возможность социализации и развития коммуникативной культуры личности, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок. «Современных детей привлекает возможность, посмотрев новый блокбастер, послушав саундтреки к полюбившемуся анимационному или художественному фильму, создавать свои аудиоверсии и даже исполнять их в творческой компании-ансамбле со своими музыкантами-друзьями, потому что с помощью синтезатора можно приблизить композицию к звучанию оригинала, используя при
этом весь арсенал выразительных средств и многочисленные функции инструмента. Дети и подростки с легкостью осваивают новые языки, и если айфоны - это гаджет для визуального общения, то почему бы синтезаторам нового поколения не быть ау-диальными гаджетами для трансляции в мир своих эмоций, размышлений и обмена месседжами трансцендентного качества?» [13, с. 9]. Благодаря компьютерной интерактивности синтезаторы активно распространяются в музыкальной педагогике [14; 15].
Если, как писал П. И. Чайковский, «музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, неисчерпаем», то при работе на современных электронных музыкальных инструментах - цифровых синтезаторах - открываются ещё большие перспективы работы со звуковым материалом. Разнообразие тембровой палитры, возможность звукового синтеза, опора на лучшие традиции академической музыки в сочетании с современными тенденциями развития музыкального искусства - так с помощью синтезатора происходит рождение и формирование нового музыкального языка, открывается широкий простор для творческой деятельности. Благодаря инициативе ищущих педагогов, детскому интересу «к музыкальным машинам» рождаются современные интерактивные проекты, одним из которых является Всероссийский конкурс электроакустической музыки «DEMO», который проводится в Санкт-Петербурге с 2009 года. За время своего существования конкурс стал популярным и любимым среди педагогов, детей, родителей. В 2009 году, когда проходил
первый региональный конкурс, мы не предполагали, что через некоторое время будем принимать гостей из многих географических точек России.
Безусловно, проведение конкурса способствует развитию электронного музыкального направления в музыкальной педагогике и в творчестве детей, развитию мастерства исполнительства и аранжировки на электронных музыкальных инструментах, обмену опытом между участниками. В рамках конкурса для его участников неоднократно проводились интерактивные демонстрации электронных музыкальных инструментов, мастер-классы и круглые столы. Конкурс развивается: расширяются номинации, увеличивается количество участников, в том числе, из регионов России. Обязательным произведением в программных требованиях конкурса теперь значится аранжировка классической музыки.
Конкурс «DEMO» больше соответствует фестивальной основе, когда важно именно творческое участие и сам процесс выступления - публичная демонстрации своих умений, талантов и достижений. Конечно, любая подготовка к конкурсу требует немалых усилий, ответственности и педагога и учащегося, что положительно сказывается на их профессиональном росте. Поэтому при проведении конкурса мы, организаторы, для того, чтобы дать возможность раскрыться творческому, индивидуальному началу каждого участника, стараемся создать для всех особенные, дружеские условия, стремясь избежать жесткого состязания, «столкновений» между ними.
Конкурс «DEMO» - открытая творческая площадка, которая дает возможность юным талантам экспериментировать со звуком, почувствовать себя мульти-музыкантами, приобрести опыт исполнительского мастерства, творческого задора, возможность профессионального роста и общения с единомышленниками.
Дефицит квалифицированных педагогических кадров, осуществляющих данный вид деятельности в системе современного предпрофессионального музыкального образования и дополнительного образования детей, побуждает к поиску альтернативных форм, методов и технологий профессионального развития педагогов-музыкантов, осуществляющих профессиональную деятельность в направлении творческого использования ЭМИ. Одной из наиболее актуальных, востребованных и адекватных методик такого развития является организация и проведения концертной и конкурсной деятельности, способствующих устранению противоречия между востребованностью в профессиональном развитии педагогов-музыкантов, применяющих в педагогической практике МКТ и ЭМИ в учреждениях ДОД, и недостаточной разработкой содержания методологии, методики и технологии такой подготовки.
В декабре 2017 года был проведён Всероссийский конкурс-форум (с международным участием) музыкального творчества «КЛАРИНИ XXI ВЕКА», в котором приняли участие преподаватели и учащиеся, творческие коллективы ДМШ, дШи, учреждений дополнительного образования детей, учащиеся и учителя музыки общеобразовательных учреждений, преподаватели, студентов средних и высших учебных заведений, аспиранты и докторанты, дети и взрослые, имеющие ограниченные возможности здоровья.
Библиографический список
Миссия конкурса-форума «КЛАРИНИ XXI ВЕКА» - сохранить и приумножить лучшие традиции музыкального искусства, которые формировались в течение многих веков и сегодня готовы стать обогащёнными новой образностью, красочным звучанием палитры новых музыкальных звуков, пришедших в современное творчество вместе с новейшими цифровыми инструментами и музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) [16; 17].
Основные задачи конкурса-форума «КЛАРИНИ XXI ВЕКА»:
• воспитание музыкально-художественного вкуса подрастающего поколения на лучших образцах творческой культуры в музыке, исполнительстве и педагогике, показанных в различных номинациях конкурса и получивших высокую оценку жюри и участников форума;
• обмен творческими достижениями между коллективами и солистами в различных жанрах и стилях музыкального искусства:
• преемственность в содружестве и сотворчестве поколений учителей и учеников;
• содействие обмену творческим опытом между музыкантами-педагогами.
В состав жюри конкурса-форума «КЛАРИНИ XXI ВЕКА» вошли ведущие специалисты в области музыкального образования, известные российские и зарубежные музыканты, композиторы, исполнители, педагоги, звукорежиссёры, музыковеды, сотрудники УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессоры Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профессиональных стандартов. До начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профессиональный стандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профессионального стандарта (http://pedagog-prof.org/novosti/272-2016-12-07-11-54-01).
Проведённые конкурсы и фестивали послужили основой для дальнейшей разработки содержания и технологии такой подготовки педагога-музыканта, работающего в современной музыкально-образовательной системе, которая соответствует социальным заказам на внедрение и использование возможностей МКТ и ЭМИ в педагогической практике.
Авторы статьи проанализировали сложившуюся ситуацию и, проведя оценку уровня профессиональной компетентности по результатам опроса, анкетирования педагогов, разработали проект по подготовке и развитию педагогов-музыкантов общеобразовательных школ, системы дополнительного образования, предпрофессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, а также коллег и партнеров из регионов России, объединенных одними интересами и целями по подготовке высококвалифицированных специалистов, работающих по направлению «Электронные музыкальные инструменты».
1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2 (63): 206 - 210.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
3. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.
4. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
5. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.
6. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
7. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
8. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 6 (49): 456 - 461.
9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.
10. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.