Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии: повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов-музыкантов'

Музыкально-компьютерные технологии: повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова И. Б.

С 2001 г. на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного университета им. А.И. Герцена осуществляется обучение педагогов-музыкантов по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» и с 2015 г. -по программе «Преподавание электронного музыкального синтезатора» на право ведения профессиональной деятельности в новой сфере. Автором статьи анализируются основные итоги проведённой в данном направлении работы и намечаются дальнейшие перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в направлении овладения педагогами-музыкантами музыкально-компьютерными технологиями и электронными музыкальными инструментами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES: PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS-MUSICIANS

Since 2001 an educational-methodical laboratory “Musical Computer technologies” of the Russian state University n.a. A.I. Herzen educates teachers-musicians under a program of professional retraining “Teaching musical disciplines with the use of music and computer technologies”, and since 2015 it teaches a program “Teaching electronic musical synthesizer” on the right to conduct professional activities in the new field. The author analyzes the main results of the work carried out in this direction and outlines further prospects for the development of additional professional education in the direction of mastering teachers, musicians, music computer technologies and electronic musical instruments.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии: повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов-музыкантов»

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; № 1. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html

9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4. № 9: 123 - 138.

10. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

11. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

12. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

13. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html

14. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

15. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.

16. Горбунова И.Б. Aудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014;6 (49): 456 - 461.

17. Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. A.K Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2017: 44 - 51.

References

1. Gorbunova I.B. Pedagogicheskij universitet segodnya: novye pedagogicheskie tehnologii (na primere deyatel'nosti uchebno-metodicheskoj laboratorii «Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii»). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 6 (61): 256 - 260.

2. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

4. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Distancionnye tehnologii v obrazovanii: formirovanie cifrovoj obrazovatel'noj sredy razvitiya odarennyh detej i talantlivoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 236 - 239.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

6. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; № 1. 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RossiJskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4. № 9: 123 - 138.

10. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

11. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html

14. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

15. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.

16. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014;6 (49): 456 - 461.

17. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2016: materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2017: 44 - 51.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES: PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS-MUSICIANS. Since 2001 an educational-methodical laboratory "Musical Computer technologies" of the Russian state University n.a. A.I. Herzen educates teachers-musicians under a program of professional retraining "Teaching musical disciplines with the use of music and computer technologies", and since 2015 it teaches a program "Teaching electronic musical synthesizer" on the right to conduct professional activities in the new field. The author analyzes the main results of the work carried out in this direction and outlines further prospects for the development of additional professional education in the direction of mastering teachers, musicians, music computer technologies and electronic musical instruments.

Key words: teacher-musician, professional retraining, additional education, music computer technologies, electronic musical instruments.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

С 2001 г на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного университета им. А.И. Герцена осуществляется обучение педагогов-музыкантов по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» и с 2015 г. -по программе «Преподавание электронного музыкального синтезатора» на право ведения профессиональной деятельности в новой сфере. Автором статьи анализируются основные итоги проведённой в данном направлении работы и намечаются дальнейшие перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в направлении овладения педагогами-музыкантами музыкально-компьютерными технологиями и электронными музыкальными инструментами.

Ключевые слова: педагог-музыкант, профессиональная переподготовка, дополнительное образование, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты.

В третье тысячелетие музыкальное искусство вошло с новым, медийным качеством звукового потенциала. Медийность проникает во все сферы музыкальной жизни: в музыкальный быт (радио, телевидение, концертная и театральная сцена); в учебниках по теории музыки и музыковедческих научных исследованиях всё чаще встречается термин «медиамузыка», любой музыкант с помощью нового инструментария может совместить в себе роли композитора, исполнителя и звукорежиссера, а компьютерная композиция давно перестала быть экзотикой. На вопрос, что в этой ситуации делать учителю музыки, ответ один -учиться новому. Мы осознаем, что это актуально для нашей страны - особенно: с её историей, традициями и выдающейся музыкальной культурой, в образовательное поле которой органично впишется только лучшее из лучшего. Неудивительно, что преподаватель, который сегодня использует на уроках только традиционные акустические инструменты и не умеет записать саундтрек или создать компьютерную аранжировку, выглядит в глазах учеников как минимум некомпетентным. Тем музыкантам, кто не зациклен на стереотипах, возможность двигаться вперед предоставляет первая в нашей стране учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, находящей отражение в звучании. Звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. На рубеже ХХ и XXI вв. возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронных музыкальных инструментов (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров) - музыкально-компьютерные технологии - МКТ [1; 2; 3]. В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Без представлений о современных технологических аспектах музыкального творчества, музыкального инструментария (в том числе - музыкально-компьютерного) невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем.

Как показывает практика, эра цифровых технологий, в которую вступило человечество на исходе второго тысячелетия, оказывает огромное влияние, в том числе и на жизнь искусства [4]. Основа всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [5; 6; 7] и музыкальных компьютеров (МК) [8; 9; 10]. Компьютерная музыка становится важнейшей составляющей современной музыкальной культуры [11; 12; 13]. Звуковой материал, представленный в цифровом формате, объективно является основой обновления музыкального искусства и музыкальной культуры в целом: появляются новые выразительные возможности, возникают новые жанры, стили, открываются новые художественные формы выражения и отображения музыкального пространства и многое другое. В последнее время в становлении музыканта обозначился его значительный интерес к компьютерной музыке: многогранность, глобальная применимость её дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень, что необходимо сегодня и исполнителю, и композитору, и аранжировщику, и звукорежиссеру, и музыканту-педагогу [14; 15; 16].

Множество специалистов прошли обучение на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» Герценовского университета по основным образовательным программам (профиль и магистратура «Музыкально-компьютерные технологии» и «Музыкально-компьютерные технологии в образовании»), по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, защитили докторские и кандидатские диссертации; они стали преподавателями, которые работают сейчас в различных учебных заведениях нашей страны (музыкальных академиях, консерваториях, академиях культуры, педагогических ВУЗах, средних профессиональных образовательных учреждениях, музыкальных училищах, ДМШ, дШи, Центрах творческого развития, учреждениях дополнительного образования детей и др.) во очень многих городах России (от Владивостока до Калининграда).

С 2001 года на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется обучение специалистов по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» на право ведения профессиональной деятельности в новой сфере. На этот курс постоянно происходит большой набор - он очень нужен педагогам. И не только в нашей стране. Это направление пользуется популярностью в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Латвии, Эстонии. Наши выпускники не только несут музыкально-компьютерное образование «в массы», внедряя медийные технологии в музыкальных учреждениях России, но и выходят на международный уровень, поскольку музыканты всего мира знают, что музыкальная подготовка в нашей стране имеет очень давние традиции и глубокие корни. Они стремятся к тому, чтобы именно наша, отечественная система была представлена в мире. Уже есть результаты: наши выпускники факультета информатики получают заказы от зарубежных программистов и успешно работают во Франции, Швеции, Южной Корее, США, Казахстане, Беларуси, Армении, Азербайджане, Эстонии.

Профессиональный интерес к изобретению и совершенствованию музыкального инструментария и стремление найти новые краски звучаний, новые тембровые сочетания музыкальных инструментов, условия и приёмы выразительной игры на них вызвали к жизни в XXI веке интерес к искусству исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах. Познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки становится более осязаемым для истинного музыканта, обогащает его творческое воображение, дает стимул к художественному новаторству. Вспоминается высказывание Игоря Стравинского: «Любая музыкальная машина, будь то клавесин или электронный музыкальный синтезатор, бесполезна, пока к ней не прикоснулся гений» [17]. И действительно, во второй половине XX века многие классические композиторы в своих произведениях (операх, крупных и малых инструментальных формах) начали использовать электронные музыкальные инструменты ЭМИ. Синтезатор с его многотембровостью, спецэффектами, возможностью подключения к музыкальному компьютеру прочно обосновался в профессиональной музыке.

С 2015 года на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется обучение специалистов по программе профессиональной переподготовки «Преподавание электронных клавишных синтезаторов» на право ведения профессиональной деятельности в новой сфере. В 2016 году состоялся первый выпуск слушателей, успешно завершив-

ших обучение по этой дополнительной образовательной программе.

МКТ и ЭМИ нужны и востребованы. Профессорско-преподавательское сообщество и сотрудники УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» готовы обучить всех желающих жить и работать в мире медиатехнологий в любой удобной для них форме, ибо за новыми медиатехнологиями - будущее.

Коллектив педагогов и профессорско-преподавательское сообщество УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» принимает деятельное и конструктивное участие в организации и сопровождении учебного процесса, проводимого в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», что позволило внедрить современные методы организации учебного процесса в систему дополнительного профессионального образования и обеспечить тем самым высокий уровень проведения занятий. Участие высококвалифицированных сотрудников, способность вести соответствующую новым требованиям организационно-методическую работу в ВУЗе, способствовало решению самых актуальных, сложных и животрепещущих проблем современного периода в генезисе образовательной коммуникации, создании атмосферы конструктивного сотрудничества среди представителей различных образовательных учреждений (музыкальных академий, консерваторий, академий и институтов культуры, педагогических ВУЗов, средних профессиональных образовательных учреждений, музыкальных училищ, колледжей, ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школ, студий звукозаписи, учебных заведений для детей с ограниченными возможностями здоровья, центрах творческого развития, учреждениях дополнительного образова-

Библиографический список

ния детей и др.), которые работают сейчас в различных уголках нашей страны. Отметим, что в 2016 - 2017 учебном году на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» обучались слушатели программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации из разных регионов нашей страны: Санкт-Петербурга и Ленинградской обл., Москвы и Московской области (городов Климовск, Дубна, Xимки, Домодедово, Бронницы, Королев, Зеленоград, Подольск и др.), из Xабаровска, Краснодара, Курска, Белгорода, Твери, Курска, Нижнего Новгорода, Олене-горска (Мурманская обл.), из городов: Великие Луки (Псковская обл.), Нижнего Тагила (Свердловская обл.), Кунгура (Пермский край), Инты (Республика Коми), Якутска (Республика Саха), Сал-ламяэ (Эстония) и др.

В процессе обучения задействованы механизмы дистанционной поддержки процесса обучения, созданы учебники и учебные пособия, направленные на удовлетворение постоянно расширяющихся потребностей участников образовательного процесса [18; 19; 20; 21], по итогам проведённой работы были опубликованы сборники статей, содержащие, в том числе результаты проведённых слушателями и преподавателями УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» научно-практических исследований и методических разработок [22; 23; 24; 25]. Высокий профессиональный уровень и слаженность в работе всех служб, задействованных в учебном процессе, позволили сформировать у педагогов из различных городов и регионов нашей страны и ближнего зарубежья убеждённость в необходимости дальнейшего развития МКТ в системе современного музыкального образования.

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

2. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.

4. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве. Региональная информатика «РИ-2010»: материалы XII Санкт-Петербургской международной конференции. 2010: 232 - 233.

5. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

6. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.

7. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

9. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

10. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития, 2015; 12: 428 - 432.

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

12. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика, 2016; 1: 69 - 73.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; 3: 4.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.

15. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

16. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

17. Стравинский И.Ф. Диалоги. Москва: Изд-во «Музыка», 1971.

18. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Том 4: Музыка, математика, информатика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Российский государственный университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013.

19. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.

20. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Том 2: Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016.

21. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

22. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б.. От составителей. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург, 2017: 7 - 10.

23. Музыкально-компьютерные технологии. Вып. II. Проблемы музыкального образования и воспитания с использованием электронного музыкального инструментария: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Составители: И.Б. Горбунова, Е.Н. Бажукова. Санкт-Петербург, 2017.

24. Музыкально-компьютерные технологии. Вып. III. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Составители: И.Б. Горбунова, В.П. Чудина. Санкт-Петербург, 2017.

25. Музыкально-компьютерные технологии. Вып. IV. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.