Научная статья на тему 'Создание студии звукозаписи в образовательных учреждениях: методические,технологические и организационные аспекты проблемы'

Создание студии звукозаписи в образовательных учреждениях: методические,технологические и организационные аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1967
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ / RECORDING STUDIO / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGY IN MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / MUSICAL CREATIVITY / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / MUSICAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонов О. А.

В настоящее время цифровые технологии широко используются в творчестве музыкантов, что побуждает к осознанию того факта, что возникновение и развитие современных музыкально-компьютерных технологий, обусловленных распространением и воспроизведением ценностей музыкальной культуры в Школе XXI века, требует детального методического и методологического осмысления места и роли составляющих их компонентов в теории и практике современного музыкально-образовательного процесса. На цифровом принципе основан выпуск аудиозаписей на различных носителях, а также многочисленные возможности компьютерной обработки звука. В статье рассматриваются возможности учебной студии звукозаписи как инструмента музыкального творчества и образования в деятельности педагога-музыканта в условиях формирования новых творческих перспектив профессиональной деятельности музыканта, обусловленных исторической преемственностью в сохранении и трансляции культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF RECORDING STUDIOS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: METHODOLOGICAL, TECHNOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE PROBLEM

Currently, digital technologies are widely used in the works of musicians what inspires the awareness of the fact that the emergence and development of contemporary musical-computer technologies, caused by spread and reproduction of values of musical culture in the School of the XXI century, requires a detailed methodological understanding of place and role of the components in the theory and practice of contemporary music and the educational process. Digital principle-based release of audio recordings on various media, as well as numerous possibilities of computer sound processing are studied. The article deals with possibilities of educational recording studio as a tool for musical creativity and education in the activities of a teacher and a musician in the process of forming new creative possibilities for professional activities of a musician, due to historical continuity in the preservation and transmission of cultural values.

Текст научной работы на тему «Создание студии звукозаписи в образовательных учреждениях: методические,технологические и организационные аспекты проблемы»

26. Матвеев К.В. Методика организации и проведения метапредметных занятий. Available at: http://mosmetod.ru/centr/proekty/ kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-4/kursy-4-metapredmet.html

References

1. Gnatova E.Yu. Metapredmetnyjpodhod na urokah muzyki Available at: https://www.slideshare.net/Natalie_Ivanova/ss-75421368

2. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

3. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Ocvoenie podrostkami muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij na baze programmno-apparatnogo kompleksa smartfonov (v kontekste formirovaniya kul'turno-obrazovatel'noj sredy). Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 20: 272 - 275.

4. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunova. 2015: 29 - 34.

8. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

9. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.

12. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

13. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

15. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015. № 6: 135 - 139.

16. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

18. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 20l0: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

19. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.

20. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

21. Gorbunova I.B., Hodanovich A.I. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: muzykal'noe programmirovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 118 - 121.

22. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: 4.

23. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

24. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: 3.

25. Gromyko Yu.V. Metapredmet «Znak». Available at: http://www.twirpx.com/file/247917/

26. Matveev K.V. Metodika organizacii i provedeniya metapredmetnyh zanyatij. Available at: http://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-4/kursy-4-metapredmet.html

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК: 378

Spiridonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE CREATION OF RECORDING STUDIOS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: METHODOLOGICAL, TECHNOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE PROBLEM. Currently, digital technologies are widely used in the works of musicians what inspires the awareness of the fact that the emergence and development of contemporary musical-computer technologies, caused by spread and reproduction of values of musical culture in the School of the XXI century, requires a detailed methodological understanding of place and role of the components in the theory and practice of contemporary music and the educational process. Digital principle-based release of audio recordings on various media, as well as numerous possibilities of computer sound processing are studied. The article deals with possibilities of educational recording studio as a tool for musical creativity and education in the activities of a teacher and a musician in the process of forming new creative possibilities for professional activities of a musician, due to historical continuity in the preservation and transmission of cultural values.

Key words: recording studio, electronic musical instrument, musical-computer technologies, information technology in music, musical creativity, musical project.

О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск,

E-mail: [email protected]

СОЗДАНИЕ СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: МЕТОДИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время цифровые технологии широко используются в творчестве музыкантов, что побуждает к осознанию того факта, что возникновение и развитие современных музыкально-компьютерных технологий, обусловленных распространением и воспроизведением ценностей музыкальной культуры в Школе XXI века, требует детального методического

и методологического осмысления места и роли составляющих их компонентов в теории и практике современного музыкально-образовательного процесса. На цифровом принципе основан выпуск аудиозаписей на различных носителях, а также многочисленные возможности компьютерной обработки звука. В статье рассматриваются возможности учебной студии звукозаписи как инструмента музыкального творчества и образования в деятельности педагога-музыканта в условиях формирования новых творческих перспектив профессиональной деятельности музыканта, обусловленных исторической преемственностью в сохранении и трансляции культурных ценностей.

Ключевые слова: студия звукозаписи, электронный музыкальный инструмент, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке, музыкальное творчество, музыкальный проект.

Новые информационные технологии всё шире применяются в современной музыкальной практике, став частью современной культуры. Появляются всё новые и новые разновидности электронных музыкальных инструментов (синтезаторы, сэмплеры, музыкальные компьютеры. Применение систем мультимедиа в музыкальном образовании позволяет использовать для учебных целей записанные на лазерных компакт-дисках музыкальные энциклопедии, книги, справочники, различные антологии. Современное музыкальное образование - это образование, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, информационные технологии, используются электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [1; 2; 3], мобильные [4; 5] и интерактивные технологии [6]. Учебные заведения разрабатывают и внедряют инновационные образовательные учебные программы, содержащие новейшие технологии и методы обучения, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование системы образования (см., например, [7]).

Педагогический коллектив Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева (г. Якутск, Республика Саха) прикладывает все усилия к тому, чтобы образование студентов -учащихся колледжа - соответствовало уровню знаний и компетенций современного педагога (в том числе, педагога-музыканта). В колледже имеется студия звукозаписи с изолированными помещениями, оснащенная необходимым оборудованием, профессиональным программным обеспечением для работы музыканта, звукорежиссёра, исполнителя, композитора, аранжировщика и педагога, для записи и создании музыки. В колледже проводится обучение по ряду предметов музыкально-компьютерного направления, в том числе по дисциплине «Студия звукозаписи», программа которой разработана автором статьи.

Студии бывают разные, сегодня многого можно добиться, используя только музыкальный компьютер (МК) [8; 9; 10], но если мы говорим о профессиональной студии звукозаписи, используемой в учебных целях, набор оборудования должен соответствовать образовательным задачам данного учреждения. В каждом отдельном случае руководителям учебных заведений и педагогам, которые проводят занятия по соответствующим учебным дисциплинам, необходимо проконсультироваться с профессионалами-музыкантами и работниками профессиональных студий звукозаписи (звукорежиссёрами, музыкальными звукорежиссёрами, инженерами, операторами и др.). Чётко сформулированные задачи и необходимость получения конкретных ре-зультов, на которые ориентирована студия, поможет сэкономить ресурсы и время.

В данной статье остановимся на описании рекомендаций по созданию студии звукозаписи образовательного учреждения, основанных на педагогическом и творческом опыте автора статьи.

В первую очередь, студия звукозаписи нужна для того, чтобы студенты могли создавать музыкальные проекты и смогли услышать результаты своей работы (и иметь возможность оценить себя «со стороны»): таким образом, они смогут понять сами свои недочёты, ошибки, а также сравнить успехи друг друга. Частью внеурочной деятельности может стать запись авторских песен и произведений обучаемых - это большое вложение в их творческую копилку, может стать стимулом для их дальнейшего творческого продвижения. Понимая, что музыкальные образовательные учреждения находятся в разном материальном положении и не каждое учебное заведение может позволить себе создать профессиональную студию звукозаписи, мы осознаем, что если образовательное заведение готовит профессиональных музыкантов и педагогов, то оно нуждается в создании студии звукозаписи, поскольку любой музыкант сегодня должен обладать навыками работы в современной студии звукозаписи.

На первоначальном этапе для решения целей и задач обучения достаточно создать, так называемую, «домашнюю студию звукозаписи». (Будем использовать в нашем случае наиболее подходящий термин «доступная студия звукозаписи» вместо -«домашняя студия».) Для любой доступной студии звукозаписи

нужны 8 основных компонентов: помещение, компьютер, микрофон, аудио интерфейс, программное обеспечение, MIDI-клавиа-тура, мониторы (акустическая система), наушники.

1. Помещение. В профессиональных студиях звукозаписи всегда есть изолированное помещение для записи вокала. По существу, это комната со звукоизоляцией, которая нужна для того, чтобы предотвратить запись фоновых шумов на трек - звук машин, голоса других людей и т.п. Такие звукоизолированные помещения обычно стоят очень дорого. Доступная студия обычно находится в очень маленьких помещениях, поскольку варианты выбора подходящего помещения в образовательных учреждениях обычно ограничены. Однако если выбор есть, то нужно выбирать наибольшее: оно дает больше возможностей по акустическому оформлению, по планированию, панорамированию, по установке рабочего места, микрофонов и других компонентов студии звукозаписи. Есть ещё один аспект в выборе помещения. Часто случается так, что помещение, которое идеально подходит по размерам, не является пригодным из-за отсутствия надлежащей шумоизоляции. Шумоизоляция и акустическое оформление - это разные понятия, однако они взаимосвязаны. Поэтому, прежде чем приступить к акустической отделке помещения, необходимо решить проблему изоляции от посторонних шумов. В случае работы в доступной студии полностью избавиться от всех существующих шумов невозможно, так как полная шумоизоляция - это процесс очень дорогостоящий, длительный и, несомненно, хлопотный. Однако необходимо добиться уровня, достаточного для возможности осуществления творческой и учебной деятельности в студии звукозаписи образовательного учреждения.

2. Студийный компьютер. Компьютер в студии звукозаписи - это основа для осуществления качественной цифровой звукозаписи и реализации современных музыкально-образовательных проектов, создания высокохудожественных музыкальных произведений, аранжировок, композиций. Существуют множество МКТ-программ, с помощью которых можно записывать и сводить музыку, но для использования этих программ нужен достаточно мощный компьютер. Профессиональное программное обеспечение для реализации звукозаписи дает возможность управления большинством процессов записи: можно переключать процессы записи и воспроизведения, дополнять и изменять записанный звук соответствующими эффектами, микшировать и модифицировать музыкальные проекты и делать многое другое. Поэтому крайне важно приобретать студийный компьютер, который имеет достаточную мощность, чтобы комфортно запустить программы для создания музыки.

Mac или РC. Этот выбор зависит от личных предпочтений музыканта, преподавателя, влияет на возможность выбора соответствующего программного обеспечения - «софта», который будет использован для создания музыки, а именно: на PC невозможно использовать LogicPro, а на Mac будут недоступны некоторые программы, используемые на РС. Занятие музыкой подтолкнуло меня к переходу с РС на Mac - и с тех пор я ни разу не пожалел об этом. По моим наблюдениям, многие композиторы и аранжировщики используют Mac, однако, повторюсь, что единственно правильного ответа на этот вопрос сегодня нет.

3. Микрофон. Второй важный элемент студии после компьютера - это микрофон. Профессиональные музыкальные звукорежиссёры знают, что для того, чтобы получить «отличный», «живой» звук голоса, нужно знать, какой микрофон нужно использовать в студии в конкретной ситуации. Для записи вокала в большинстве случаев подходит студийный конденсаторные микрофоны, они очень чувствительные и хрупкие, поэтому хорошо подходят для записи вокала в тихой обстановке. Большинство конденсаторных микрофонов имеют равномерное распределение частот, что означает способность микрофона точно чувствовать полный диапазон текстуры человеческого голоса.

4. Аудио интерфейс. Какие требования предъявляет музыкант к аудио карте? Во-первых, это качество, качество преобра-

зования аналогового сигнала в цифровой и наоборот. Во-вторых, наличие фантомного питания для подключения конденсаторных микрофонов. В-третьих, удобство управления. В-четвёртых, адекватное соотношение цена /качество /возможности. При выборе аудио карты для записи вокала или инструмента для учебных целей нужен один, максимум два канала. Такая же ситуация для исполнителей на электронных музыкальных инструментах. Но, для записи акустической музыки, прежде всего, нужно определиться: сколько каналов необходимо для одновременной записи исполнителей, и только потом переходить к выбору. Для процесса считывания сигнала, поступающего с микрофона, студийный компьютер должен этот сигнал адекватно воспринимать и «понимать». Реализовать этот процесс можно тремя способами.

A. USB/Firewire интерфейс. Это отдельно стоящая «коробка», имеющая вход для микрофона и передающая сигнал на студийный компьютер. Отдельно стоящий интерфейс является лучшим решением, потому что у него есть несколько входов для микрофона, усилитель для микрофона, который придает ему дополнительную мощность, и низковольтный источник питания, который нужен для большинства конденсаторных микрофонов.

Б. USB микрофон. Можно использовать микрофоны, которые подключаются непосредственно к студийному компьютеру через USB порт. Эти микрофоны получают электропитание через USB-кабель, их работа обеспечиваются специализированным записывающим программным обеспечением.

B. Компьютерный вход для микрофона. У компьютера есть специальный вход для микрофона (1/8" вход), который можно использовать для записи с микрофона. Это самый дешевый вариант (использовать можно любой микрофон), но у этого метода несколько проблем: некачественный звук и ненужная нагрузка на звуковую карту / процессор. Кроме того, для большинства конденсаторных микрофонов потребуется внешний источник питания.

5. Программное обеспечение. Чтобы создавать музыку на компьютере требуется специализированное программное обеспечение (подробно изложено в работах [11; 12; 13]). За несколько последних лет были разработаны десятки программ, использование которых подробно описано в ряде методических работ и научно-педагогических исследованиях, посвящённых изучению вопросов функционирования музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в музыкально-педагогической и творческой деятельности [14; 15; 16], поэтому теперь это только лишь вопрос бюджета конкретного образовательного учреждения и планирования и реализации конкретных образовательных целей и музыкально-творческих задач. Особенное значение приобретают возможности использования МКТ для студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения музыке и музыкальным дисциплинам, в том числе и работе в современной студии звукозаписи (см., например, в работах [17; 18; 19; 20]. Существует ряд программ, которые позволяют импортировать и представлять звук в волновой форме, что позволяет качественно и удобно выстроить процесс редактирования звука.

6. MIDI-клавиатура. MIDI-клавиатура - это самая распространенная разновидность MIDI-контроллера, прибор, имитирующий, как правило, клавиатуру фортепиано. Он отвечает за осуществление конкретного физического действия и его последствия: например, нажатие на кнопку, поворот регулировочного устройства и т. д. MIDI-клавиатура преобразует физические команды в цифровые, для того, чтобы их могло считывать компьютерное оборудование, сэмплеры, MIDI-секвенсоры и синтезато-

ры. Для того чтобы выбрать качественную и подходящую под конкретные цели МЮ1-клавиатуру, необходимо определиться, для каких целей конкретная МЮ1-клавиатура будет использоваться. Самые яркие отличия МЮ1-клавиатур заключаются в размере клавиш и числе октав. Многие пользователи, имеющие опыт приобретения нескольких МЮ1-клавиатур, уверяют, что самыми удобными являются устройства с 4-мя - 5-тью октавами. Существуют очень маленькие устройства, охватывающие 2 полные октавы. Их стоимость мало отличается от стоимости моделей, охватывающих в 2 раза больше октав, при этом на небольших МЮ1-клавиатурах невозможно исполнять сложные композиции. Двухоктавное устройство можно приобрести и с пользой, однако, тогда целью его использования будет не музицирование, а подбор нот или быстрая «компоновка» аранжировок. Небольшую МЮ1-клавиатуру можно носить с собой, что очень удобно.

7. Студийные мониторы. При выборе монитора необходимо изучить его характеристики, дизайн, основные функции; при этом выходная мощность, по нашему мнению, не имеет определяющего значения. Наилучшая мощность для ближних мониторов должна составлять 100 Вт. Чем крупнее низкочастотный динамик, тем слышнее низкие звуки. Не нужно забывать, что ближний монитор должен выдавать весь спектр низких частот. От тяжести монитора зависит его устойчивость и плотность звука. Большой вес также свидетельствует об использовании при производстве высококачественных натуральных материалов. Чем больше разных регулировок имеет задняя панель, тем вероятнее подстроить монитор под особенности конкретного, даже неприспособленного, помещения. Если при прослушивании музыки на мониторах в процессе выбора появятся новые оттенки, возможно, это подходящий вариант. Если ничего интересного не услышали, вероятно, необходим более чувствительный монитор. Также нужно протестировать мониторы при помощи тестовых дисков.

8. Наушники. Создавая музыку на компьютере, нужно слышать звук во время записи и редактирования. Наушники позволят слышать фонограмму во время записи, а также прослушивать запись при микшировании. Для наушников важны комфортность и глушение. Комфортность - потому что придется носить их подолгу. Глушение - потому что наушники должны хорошо «закрывать» звук, чтобы при записи голоса или инструмента, фонограмма не попадала в микрофон.

Таким образом обстоят дела с организацией доступной студии звукозаписи в современном образовательном учреждении. Более подробно методические аспекты использования компьютерной студии звукозаписи как инструмента реализации творческого потенциала музыканта-профессионала изложены в работе [21]. В ней рассматриваются возможности компьютерной студии звукозаписи как инструмента музыкального творчества композитора, исполнителя музыкальных произведений, музыкального звукорежиссёра в условиях формирования новых творческих перспектив профессиональной деятельности музыканта, обусловленных исторической преемственностью в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов. В нашей статье мы акцентируем внимание на методических и технологических аспектах организации современной учебной студии звукозаписи в музыкальных образовательных учреждениях (на примере студии звукозаписи, созданной педагогическим коллективом Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева). Надеемся, что представленные в данной статье материалы будут полезны педагогам-музыкантам в процессе освоения новой предметной области знаний.

Библиографический список

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

2. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. От составителей. В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 7 - 10.

3. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

4. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015. № 3-2: 68 - 82.

5. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016.; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

6. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

7. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

8. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293- - 294.

9. Горбунова И.Б. Aудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

10. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

11. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4: 95-100.

12. Горбунова И.Б., Панкова A.A., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

13. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. A.K Герцена, 2015: 29 - 34.

17. Говорова A.A., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

18. Воронов AM, Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова Под общей редакцией И.Б Горбуновой. 2011: 208 - 211.

19. Говорова A.A., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.

20. Воронов AM, Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 15 - 19.

21. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 175 - 179.

References

1. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

2. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Ot sostavitelej. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 7 - 10.

3. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

4. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015. № 3-2: 68 - 82.

5. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016.; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

6. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

7. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293- - 294.

9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

10. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 4: 95-100.

12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

13. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

17. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.

19. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.

20. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 15 - 19.

21. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 175 - 179.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 378

Frolova S.V., teacher of musical-theoretical disciplines, Children's Music School № 1 n.a. E. D. Aglintseva (Ryazan, Russia),

E-mail: [email protected]

A PROJECT OF MAKING A TEXTBOOK-NOTEBOOK FOR STUDENTS OF BEGINNERS' CLASS IN A CHILDREN'S MUSIC SCHOOL. Teaching experience on the development of teaching materials based on modern interactive technology of teaching music, using musical and computer technologies in music education as a new educational and creative environment, new approaches to the implementation of the basic methodical principles of teaching music in music education require the development of teaching materials to meet modern principles of organization of the musical-educational process in a children's music school. The article deals

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.